УДК 332
Методы и формы организации устойчивого развития региона
Петропавлова Г.П.
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
Ученые нашей страны все больше уделяют внимание вопросам определения условий устойчивого развития экономики страны и ее регионов. В работе рассматривается возможность решать данную проблему на основе управления рисками общественного развития. Для этого предлагается использовать новый алгоритм принятия решения на региональном уровне управления, который должен быть встроен в организацию управленческого цикла развитием региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие региона, оценка общественной безопасности, затраты на качество жизни, управление риском на региональном уровне управления.
Решение вопросов преодоления бедности, оптимизации социальной структуры общества, стабилизации экономического развития лежит в плоскости обеспечения тесной взаимосвязи между ростом конкурентоспособности экономики и качеством жизни населения. Однако стройной теории по этому вопросу в мировой науке до сих пор нет. Поэтому часто качество жизни предлагается оценивать через уровень общественной безопасности (как высший критерий «нравственности общества»), за обеспечение высокого значения которого государство несет ответственность перед своим народом.
В докладе ООН «О развитии человеческого потенциала» (1994 г.) устойчивое развитие общества определяется как развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей по обеспечению участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого стоит человек, ориентированный на сохранение природы и обеспечение занятости.
Степень реализации такого развития определяется имеющейся на местах производительной силой, формирование которой требует наличия семьи (домохозяйства), необходимой социальной инфраструктуры и здоровой окружающей среды. В семье (домохозяйстве) проходит первоначальное формирование качеств человека, которые затем закрепляются в воспитательно-образовательной, культурной и иных сферах. В семье в разные промежутки времени возникает необходимость содержания неработоспособных (пенсионеров, детей), временно нетрудоспособных (по больничным листам) и незанятых членов (безработных) семьи. Поэтому затраты на полное воспроизводство человека и окружающей среды, содержание общедоступной социальной инфраструктуры (затраты на
качество жизни) должны стать обязательными элементами общественно необходимых затрат Их консолидировано должны нести три субъекта - государство, бизнес и физические лица, причем соотношение их долей должно определяться выбираемой моделью социального воспроизводства общества, а также складывающейся динамикой конкурентоспособности экономики. Поэтому в 80х годах в Европейском Союзе было сформировано новое понимание сущности регионального развития как использование внутреннего потенциала районов.
Его суть заключается в переносе акцентов с прямого государственного регулирования регионального развития на стимулирование формирования в районах автономного механизма и поощрения частного предпринимательства. Вот почему сегодня приоритет в принятии решений должен быть передан на региональный и местные уровни управления, что неизбежно будет сопровождаться усилением региональной автономии. Эти процессы в США носят название «местноориентированного» экономического развития, т.е. делается акцент на «эндогенном развитии».
Реализация принципа устойчивого развития России требует выработки обновленной государственной стратегии снижения социальных и экономических угроз, которая призвана создать благоприятные условия для развития внутреннего рынка, укрепления единства государства. Сегодня она ориентирована на повышение эффективности регионального уровня управления. А организация управления затратами на качество жизни призвана решить задачу обоснования цены стандарта качества жизни в регионе, контроля за отклонениями фактических затрат от запланированных, а также планомерного изменения структуры этих затрат в случае устойчивого изменения конкурентоспособности региональной экономики.
Эффективное управление затратами на качество жизни является также важным фактором формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона. Использование этого подхода не только обеспечивается получение непосредственных выгод, но и оказывает влияние на: понимание и мотивацию; лояльность населения; гибкую и быструю реакцию на возможности рынка; выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом.
Согласно принципу системности в управлении каждый акт человеческой деятельности (в государстве, регионе) должен предварительно оцениваться с позиции отсутствия угроз экологической, ресурсной и социальной устойчивости всей системы. Именно на такой основе организуется взаимодействие между экономическими и социальными аспектами развития общества. В конечном счете, управление затратами на качество жизни сводится к принятию решения относительно того, какие расходы по повышению качества и в каком объеме принесут наибольший экономический эффект при минимальных социальных и экологических рисках сейчас и на перспективу.
До сих в оценке эффективности принимаемых решений на региональном уровне управления не выработано единых подходов. За рубежом часто исполь-
зуется следующая формула расчета общей эффективности государственных вложений (Есоц):
Е соц = Еэк + Еэф + Е пр, (1)
где: Еэк = Ъ / В - коэффициент экономии бюджетных средств (Ъ - общие затраты на проведение мероприятия; В - объем бюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятия);
Еэф = V / Ъ - коэффициент экономической эффективности финансируемого мероприятия;
Е пр = Е /V - коэффициент социальной продуктивности мероприятия (Е - социальный эффект на выходе мероприятия).
Использование принципа эффективности предполагает также разработку альтернативных вариантов решения существующих проблем с целью выбора наиболее приемлемого с учетом задаваемых критериев.
Тесная взаимосвязь понятий безопасности и риска требует организации управления риском с целью ослабить их последствия (рис. 1).
Для этого, наряду с анализом факторов риска необходимо также использование категории экономических потерь (П), на снижение общей величины которых до выбираемого порогового уровня направлена проектная деятельность (рис. 2)
Как следует из рисунка 2, экономические потери связаны с утратой дохода (ВРП) и имеющегося национального богатства (С1 +С 2). Оценка результатов принимаемых решений должна проигрываться на модели оценки ожидаемого изменения значения интегрального показателя качества жизни (ИПКЖ) - рисунок 3.
Принципиальная схема управленческого цикла развития региона с учетом данного подхода будет включать в себя следующие этапы (рис. 4):
— информационное обеспечение управления развитием региона;
— анализ потенциала развития региональной экономики;
— оценка устойчивости социально-экономического развития региона и входящих в него территорий; законодательное и финансовое регулирование.
Наиболее ответственным этапом цикла управления регионом выступает оценка и анализ его экономического потенциала, который проводится с учетом результатов анализа устойчивости социально-экономического развития региона. Он основывается на оценке динамики таких индикаторов, как валовой региональный продукт в расчете на душу населения (ВРП), покупательная способность населения (ПС), состояние исполнения бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов и ряда социальных индикаторов (I). Различное состояние этих элементов приводит к выбору оценки устойчивости социально-экономического развития региона: полностью устойчивое, неустойчивое и депрессивное состояние, требующие разработки и реализации антикризисных программ.
Расчет предельной цены риска жизнедеятельности общества
К-тах = ВРП - доходы населения - амортизация
Расчет совокупной цены риска (Я сов)
Разработка и реализация компенсирующих воздействий
Рисунок 1. Этапы принятия решения об участии в высокорисковых
проектах.
Обозначения:
Р ента на з емлю
% на ссудный капитал
Чистая прибыл
Налоги
Доходы населения
Амортизация
Собственные средства
Р
Н
З
ВРП
С1- сумма средств,
включенных в оборот
С2
Рисунок 2. Определение зоны риска (уровень возможных потерь)
I - безрисковая зона П=0
II - зона минимального риска П > Р
III - зона повышенного риска Р < П < Р+Н
IV - зона критического риска Р+Н < П < Р+Н+З
Научные разра-
Рисунок 3. Моделирование государственного регулирования
Рисунок 4. Основные этапы управленческого цикла развития региона
Список литературы
1. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Указ Президента Российской Федерации № 607 от 28 апреля 2008г.
2. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 825 от 25 июня 2000 г. (в ред Указа Президента № 606 от 28.04.2008 г).
3. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Конвенция о биологическом разнообразии - Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.
4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов. Постановление Правительства Российской Федерации № 249 от 22.05.04
5. Василенко В. Критерии качества и переход общества к устойчивому развитию // Стандарты и качество, 2001. № 3. - С. 24-32.
6. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю.К.Перского, Н.Я. Калюжновой. - М.: ТЕИС, 2003. - 472 с.
7. Кривоносова Л. А. Управление качеством жизни населения.- Хабаровк: Изд-во ДВАГС, 2005. - 248 с.
8. Кузнецов В.Н. Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук. - М., 2004. - 61 с.
9. Львов Д.С. Роль России в гармонизации процессов мирового развития // Устойчивое развитие. Наука и Практика, 2003. № 1. - С. 16-38.
10.Миланович Б. Бедность, неравенство и социальная политика в странах с переходной экономикой. Департамент фундаментальных исследований. Отдел стран с переходной экономикой. - Всемирный Банк, 1993. Ноябрь. - 645 с.
11. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А.Олейникова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 288 с.
12.Петропавлова Г.П. Безопасность жизнедеятельности - главная цель стратегического управления регионом в условиях рыночной экономики / В сб. Актуальные социально-экономические проблемы российской кооперации. Ч.11.
- Ставрополь: СКИ БУПК, 2003. - С. 3-9.
13.Римашевская Н.М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал.- 2004. № 9-10. -С.22-40.
14. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Под общ. Ред. Д.С. Львова. - М.: Экономика, 2002. - 702 с.
Methods and forms to organize sustainable development of the region
G.P. Petropavlova Dr. Economics
Saint-Petersburg State University of Refrigeration & Food Engineering
To realize the principle of sustainable development in Russia an updated state strategy of reducing social and economic menace is to be elaborated; such strategy urges to create auspicious conditions for development of home market, to consolidate the unity of the nation.
Key words: region, economics, strategy.