Научная статья на тему 'Методы анализа визуализации политических событий на примере политических фотографий'

Методы анализа визуализации политических событий на примере политических фотографий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLITICAL EVENTS / VISUAL IMAGES / POLITICAL PHOTO / METHODS OF THE POLITICAL ANALYSIS / MASS MEDIA / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Телятник Татьяна Евгеньевна

В статье говорится о фотографиях, отражающих политические события, и о методах анализа таких фотографий или изображений. Автор статьи обращает внимание на особенности визуализации политических событий с помощью средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of analysis the visualization of political events on the example of political photos

The article talks about the photographs, reflecting the political events, and on methods of analysis of such photos or images. The author of the article draws attention to features of visualization of political events through the media.

Текст научной работы на тему «Методы анализа визуализации политических событий на примере политических фотографий»

6. Access: http://ansar.ru/sobcor/2014/09/24/53515

7. Zuaui N. Media: Arab countries are concerned about the outbreak ofviolence in Yemen//RIA Novosti. Published on 24.09.2014. Access: http://ria.ru/world/20140928/1025985380.html#ixzz3yxBWdVvl

8. „What about the military object, which was in the house of my brother?" illegal airstrikes from the coalition in Yemen//Human Rights Watch. Printed in the United State ofAmerica. 2015. 80 p.

9. Yemen in the 2015: coup and the war//Yemen-press - Al-Jazeera Published on 31.12.2015. Access: http://yemen-press.com/mobile/news64564.html

10. Al-batati S., Kareem F. Affiliate of Al Qaeda Seizes Major Yemeni City, Driving Out the Military//The New York Times. Published on 03.04.2015. Access: http://www.nytimes. com/2015/04/04/world/middleeast/al-qaeda-al-mukalla-yemen.html?_r=1

Telyatnik Tatiana Evgenievna, Kuban State University, PhD in Political Science, lecturer, Political Science and Political Management Subdepartment E-mail: neptuneus@yandex.ru

Methods of analysis the visualization of political events on the example of political photos

Abstract: The article talks about the photographs, reflecting the political events, and on methods of analysis of such photos or images. The author of the article draws attention to features of visualization of political events through the media.

Keywords: political events, visual images, political photo, methods of the political analysis, mass media.

Телятник Татьяна Евгеньевна, Кубанский государственный университет, Кандидат политических наук, преподаватель, кафедры политологии и политического управления

E-mail: neptuneus@yandex.ru

Методы анализа визуализации политических событий на примере политических фотографий

Аннотация: В статье говорится о фотографиях, отражающих политические события, и о методах анализа таких фотографий или изображений. Автор статьи обращает внимание на особенности визуализации политических событий с помощью средств массовой информации.

Ключевые слова: политические события, визуальные образы, политическая фотография, методы политического анализа, средства массовой информации.

Современные средства информации с помо- о мире, создают имидж политического лидера,

щью разноплановых визуальных образов, изобра- сопровождают публичную политику. жений, зрительных объектов освещают актуаль- Особенности визуализации в политике от-

ные события, формируют наши представления части объясняются тем, что одним из наиболее

распространенных видов репрезентации и конструирования властных отношений является визуализация власти и властных отношений в средствах массовой информации [1, 150].

Визуализацию можно отнести к одной из стадий политического анализа. Ученые, занимающиеся исследованием визуальных образов, применяют методику анализа вторичных данных. Сегодня в этом нет никаких ограничений или препятствий: огромное количество снимков в сети Интернет, иллюстрированных журналов делают возможным и потенциальным для изучения даже самую сложную тему в политической науке. Так, например, официальный корреспондент СМИ, а чаще папарацци при фотографировании публичных массовых политических действий должен не только передавать эмоции людей, детали ситуации, но с этической стороны отобразить событие в допустимых рамках освещаемого события, не нарушая ни моральных принципов, ни юридических законов. В ряде случаев фотографии могут содержать отдельные элементы политической действительности, не неся при этом никакой политической нагрузки [5, 161].

Безусловно, фотографии, отражающие политические события, являются ценным эмпирическим материалом для политолога. Фотографии помогают документировать важные события общественно-политической жизни, осуществлять самопрезентацию с помощью идеализированных портретов или спонтанных снимков, фиксировать переломные моменты в жизни человека или всего человечества.

«Культовые снимки» — Парад Победы, уничтожение Берлинской стены, факельное шествие нацистов, часы на Спасской башне Кремля, портрет политического лидера, несут в себе политический смысл и вызывают практически у любого гражданина ассоциативные связи с историей родины, семьи и т. д. Нельзя забывать и о том, что фотография может выполнять провокационную роль. Спонтанная эмоциональная окраска радикально настроенного гражданина может повлиять на умонастроение или характерные действия.

Методика герменевтического анализа, семиотической, структурной и дискурсивной интер-

претации может быть использована при более глубоком изучении политических фотографий.

Так, герменевтический анализ предполагает поиск ответов на вопросы о том, кто сделал снимок; какова социальная роль выполняющего работу по съемке и каковы политические взгляды этого человека; в какой ситуации находился этот человек; или, в целом, какова задача, выполняющего фотосъемку. Также учитываются намерения автора снимков, его стереотипы, возможные причины опасений неудачи. Важно понимать, для кого были сделаны снимки, кому они адресуются. Каковы мотивы выбора объекта фотографирования. Есть ли у автора предубеждения или особые симпатии в отношении объекта снимка. Важно и необходимо определить каков тип фотографии — официальное пропагандистское фото для прессы или репортерское одиночное, или часть серии и т. д. [4, 102-103].

Считается, что неплохим вспомогательным средством для интерпретации является эмпа-тия — представление себя автором снимка или объектом фотографирования [6, 5-7]. Ограничение здесь только одно — неполнота нашего социального и политического опыта, незнание всех закулисных аспектов политической практики. Дело в том, что опыт самого автора снимков, понимание им сути фотографируемых объектов может оказаться недостаточным для более полного представления фотографируемого события или политического лидера.

Так, семиотическая и структурная интерпретация может быть применима при анализе определенной ситуации по фотографии. Расшифровывая смыслы, коды, важно различать знаки-иконы, знаки-указатели и знаки символы. Например, значок в виде российского государственного флага обозначает принадлежность владельца к закрытой элитной группе, возможно обладающей существенными привилегиями. Если на фотографии запечатлен момент сжигания флага государства или небрежного с ним отношения, то этот снимок в качестве знака — указателя говорит о не просто неуважении к символу государства, но и об отрицательном отношении к политике государства, готовности к протестным действиям, которые подлежат уголовному преследованию.

Структурная интерпретация фотографий предполагает обнаружение социальной или политической сети отношений на последовательном выполнении нескольких поисковых шагов: а) системы интеракции; б) общественных правил (норм, определяющих желаемое поведение, ценностей, регламентирующих желаемую цель действий, жизненных образцов, неразрывно связанных со стилем жизни, нравов, этических норм, законов); в) идей; г) жизненных возможностей (видимые знаки благополучия).

Отметим, что стереотипы в одежде весьма примечательны на фотоснимках — когда очень похожие или почти одинаковые черные, темно-синие или цвета хаки брючные костюмы на китаянках чаще всего появляются на фотографиях 1970-1980-х гг.

Интересны для анализа фотографии первой леди США Мишель Обамы, на которых запечатлено как женщина ухаживает вместе со школьниками за садовыми деревьями и выращивает зелень на лужайке перед Белым домом. Понятно, что выращенные растения отнюдь не сэкономят финансовые средства налогоплательщиков по содержанию президентской четы, однако символически они очень доходчиво доносят идею демократичности президента, его близости с американским народом.

Свидетельством жизненных возможностей может быть изображение политика, играющего в гольф, или наличие в эскорте автомобилей сопровождения реанимобиля, что действительно говорит о значимости перевозимого лица. В повседневной жизни часто наблюдаются тонкие признаки статуса и власти, преимущественно невербальные, но хорошо заметные на снимках: поворот головы или корпуса тела по отношению к собеседнику, мимика и т. п. [2, 277].

Очевидное качество одежды политика, цвет,

длина галстука и даже размер узла, марка часов четко свидетельствуют о статусе персоны. Но подчас о власти может свидетельствовать и нарочито небрежный псевдодемократический стиль в одежде, поскольку она в данном случае служит не средством достижения престижа, а признаком того, что он уже достигнут.

Дискурсивная интерпретация подразумевает связь с той категорией получателей информации, которые в некотором роде уже определены. Также, дискурсивная интерпретация помогает ответить на вопрос о том, каким образом будет воспринят снимок самыми разными представителями аудиторий — исходя из половозрастных показателей, уровня образования, особенностей субкультуры, политических взглядов, национальной, конфессиональной и профессиональной, классовой принадлежности. Нельзя забывать и о том, что при интерпретации обязательно должно учитываться место размещения снимка. Так, например, снимок, размещенный в иллюстрированном журнале, совершенно иначе будет «прочитан» по сравнению с тем же снимком, появившемся на официальном канале ТВ или в информационной колонке экстренных новостей Интернета и т. д. Таким образом, контент фотоматериала во многом определяется культурными моделями восприятия, обнаружения значимых и важных явлений действительности и её нюансов. Содержание фотопубликаций почти всегда акцентировано в зависимости от того, какие культурные смыслы и нормы «работают» при её создании. В одних случаях культура накладывает свои ограничения на способ изображения субъектов власти, в других — в целом на возможность репрезентации тех или иных фрагментов действительности. Степень различий в прочтении фотоснимка будет зависеть от культурных различий авторов и аудиторий изданий.

Список литературы:

1. Аджимаз О., Кожемякин Е. Культурные модели визуальной репрезентации власти в дискурсе фотожурналистики//Современный дискурс-анализ. Выпуск 4. URL: http://discourseanalysis. org/ada4/st34.shtml (дата обращения: 24.02.2016).

2. Бергер А. А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. 2-е изд. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 288 с.

3. Попова О. В. «Измерительный инструмент» в сравнительной политологии: к вопросу о нерешенных проблемах//Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 1. С. 271-291.

4. Попова О. В. Фотография как объект политологического анализа (статья)//Вестник СПбГУ Серия 6. 2010. № 1. C.101-112.

5. Сазантович А. Б. Политическая фотография и фотография политики: содержательный аспект/Человек. Сообщество. Управление. 2012.№ 1.С. 160-165.

6. Щербинина Н. Г. Визуальный феномен в политической репрезентации//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 3 (19).2012. С. 5-13.

7. Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2008. URL: http://mono-skop. org/images/8/8c/flusser_ vilem_ za_ filosofiyu _ fotografii. pdf (дата обращения: 24.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.