Научная статья на тему 'Особенности политического дискурса в России в цифровую эру'

Особенности политического дискурса в России в цифровую эру Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
439
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ОФФЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаева Мария Витальевна

Цифровизация и технологизация общественной жизни привели к тому, что социально-политический дискурс теперь выстраивается не только в оффлайн-пространстве, но и моделируется в социальных сетях, платформах, блогах и форумах. Статья посвящена изучению российского политического дискурса, формирующегося в онлайн-пространстве. Также в работе рассматриваются особенности формирования российской публичной политики на основе трансформации политического дискурса в онлайн-пространство, коммуникации политических субъектов и граждан, властных институтов и пользователей Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности политического дискурса в России в цифровую эру»

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РОССИИ В ЦИФРОВУЮ ЭРУ

Аннотация

Цифровизация и технологизация общественной жизни привели к тому, что социально-политический дискурс теперь выстраивается не только в оффлайн-пространстве, но и моделируется в социальных сетях, платформах, блогах и форумах. Статья посвящена изучению российского политического дискурса, формирующегося в онлайн-пространстве. Также в работе рассматриваются особенности формирования российской публичной политики на основе трансформации политического дискурса в онлайн-пространство, коммуникации политических субъектов и граждан, властных институтов и пользователей Интернета.

Ключевые слова: публичная политика, политический дискурс, онлайн-пространство, оффлайн-пространство.

Автор

Николаева Мария Витальевна

Аспирант кафедры государственной политики и государственного управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университета (Краснодар, Россия)

Рассматривая современную политическую ситуацию в России, нельзя не упомянуть о том, что она довольно разнообразна. Все необходимые знания и представления о политической жизни мы получаем из различных источников, которые в целом формируют и представляют политический дискурс. Политический дискурс в данной работе носит собирательный характер, так как он будет обозначать дискурс политиков или политических субъектов, что может быть одним и тем же во многих аспектах рассмотрения его как вида политического взаимодействия и коммуникации в многогранном политическом пространстве.

Процесс трансформации политического дискурса в онлайн-пространство связан с процессами перехода всего общества на информационно-коммуникационные технологии. Все сферы деятельности человека: экономическая, социальная и другие — испытывают на себе традиционные научно-техни-

ческие изменения, которые позволяют перейти на совершенно новый уровень взаимодействия и решения задач. Политическая система государства также испытывает на себе данные изменения, так как является подвижной и активной самоорганизацией, способной принимать любые внешние изменения и вызовы.

Существующее обширное политическое пространство можно условно разделить на две составляющие взаимодействия и коммуникации политических субъектов и акторов — онлайн- и оффлайн-сообщества. Данные площадки структурно организованы и социально активны, так как имеют все необходимые компоненты, выполняющие функции коммуникации между единицами сообщества. Каждый политический субъект зачастую включен в несколько структур и сообществ, определяющих между собой методом сетевого распределения.

Политический дискурс имеет важную особенность — существовать в различных видах и формах политического пространства. Это могут быть сетевые сообщества, например, основанные на поддержке одного из кандидатов на выборах Президента России в 2018 г., или оппозиционные структуры, разместившие свои объявления и план действий для достижения поставленных целей в онлайн-сообщество.

Еще одной важной особенностью политического дискурса является его трансформация во все сферы жизнедеятельности человека. Процесс изменения политического дискурса диктуется многими условиями: появлением новых технологий в формировании политической картины, необходимостью создания условий для двусторонней коммуникации между политическими субъектами и внутренней политикой государства [3 — С. 170].

Когда мы говорим о трансформации политического дискурса, то обозначаем всю многомерность данного процесса, он не только охватывает новые социальные структуры и каналы, но и имеет новую форму и специфику, таким образом, видоизменяясь и превращаясь в новую политическую технологию, способную формировать общественное сознание и определять политическое поведение. Данный переход свидетельствует не только о переносе всего политического контента в онлайн-про-странство, но и о том, что изменен сам контент, его необходимо исследовать, описывать, выделять особенности и учиться воспринимать по-новому.

Говоря о политическом дискурсе как о дискурсе политиков, стоит отметить то, насколько точно данное определение можно соотнести с реальной политической обстановкой. В тех социально-политических реалиях, которые диктуются нам внешней политикой, внутренними изменениями и реформами, мы можем наблюдать, как политический дискурс состоит из большого

потока информации, которую сложно исследовать и оценить.

Трансформация политического дискурса в онлайн-пространство обеспечивает необходимость создания онлайн-ресурсов, которые бы выполняли коммуникационные функции, создавали возможность взаимодействия политических субъектов. Самым простым и открытым инструментом, который позволяет охарактеризовать политика, оценить его образ, «принять» его действия, интересоваться сферой его политических интересов, — создать сайт, электронный ресурс, который будет отражать подобную информацию в Интернете.

Интернет — предмет социального взаимодействия, которое является социальным пространством. В данном социальном пространстве П. Бурдье рассматривает распределение ресурсов, это символическая матрица политической деятельности. При попытке создать условия для социального, а в нашем случае — политического взаимодействия, мы опираемся на такие социальные агенты, как поведение, мышление, эмоциональные агенты и суждения. Только при попытке коммуникации создаются условия социального взаимодействия, политические субъекты становятся одним из важнейших элементов формирования политического дискурса в онлайн-структуре [2].

Посредством коммуникации происходит обмен символического капитала, а именно: информации, знаний, ценностей, норм и мнений. Н. Луман четко определяет структуру символической матрицы — социальная инфраструктура, которая связывает социальных агентов, политических субъектов, их взаимосвязи с другими социальными агентами, которые схожи в той же степени, что и различны по своему содержанию и функциям. Таким образом, возникает политическая коммуникация, которая формирует актуальный политический дискурс, который иссле-

дуется с различных областей знания. Интернет в данном случае создает совершенно новое социальное поле, в котором возникают совершенно новые виды взаимоотношений политических субъектов [1 — С. 215-222].

Современная политическая ситуация в российском обществе также трансформируется и изменяется в виду информационно-коммуникативной структурой онлайн-пространства, которое создает новые возможности для взаимодействия. У политических субъектов существуют персонифицированные социальные структуры, которые ориентированы на социальных агентов, посредством которых они могут вести публичную политику, основанную на интернет-ресурсах [5. — С. 5-13].

В рамках метода визуального анализа, который, в свою очередь, можно разбить на два направления исследования — анализ содержания образов и анализ контекста, в который данный образ погружают. Политический дискурс, а именно: текстовой и визуальный, является тем необходимым содержанием для нашего исследования, в свою очередь, интернет-ресурсы являются контекстом, площадкой и пространством, внутри которых политический дискурс живет [4].

Некоторые формы политического дискурса живут именно в визуальных формах, линии, цвета, пропорции и пр., так как достигают своих целей только при визуальном образе. Визуальные тексты могут решать некоторые задачи, например, интерпретация социального смысла, социальных проблем и представлений. Политический дискурс, располагающийся в Интернете, может применять различные формы как визуальные, так и текстовые и смешанные.

Л. Куркин предлагает свою характеристику визуального дискурса: «Фотографический дискурс — это способ, каким контекст делается явным, это не «речь» изображения, потому что бумага «молчит». Это речь человека, и не

одного, по поводу фотографирования о фотографирующем, фотографируемом, рассматривающем фотографию и показывающем ее, о занятых ее производством и распространением. Снимок — это сообщение лишь в рамках подходящего дискурса» [6 — С. 160-165].

Мы не беремся оценивать трансформацию политического дискурса в онлайн-структуры, искать положительные и негативные стороны подобного качественного изменения политических коммуникаций на совершенно новый уровень. Но мы не можем не упомянуть о том, что основной плюс, который явно может быть выделен в данной ситуации, это появление возможности мгновенной обратной связи между адресатом и адресантом. Все возможные чаты, форумы, онлайн-пло-щадки, созданные для коммуникации, становятся мощным инструментов для формирования политического дискурса, так как являются социальными агентами, способными выступать в качестве единицы коммуникации, создавать социальное взаимодействие, а следовательно, увеличивать символическую матрицу, социальную инфраструктуру подобного типа.

Рассматривая современные российские политические субъекты в онлайн-пространстве в роли социальных агентов, можно охарактеризовать их деятельность с точки зрения репрезентации официальных сайтов, страниц в социальных сетях, упоминания другими политическими субъектами в качестве субъекта публичной политики. К примеру политической коммуникации можно отнести сайт Президента России — Ь^рУ/кгетИп. ги/, сайт Председателя Правительства России — http://premier.gov.ru/events/, и даже официальный сайт кандидата в Президенты России в 2018 г. Ксении Собчак — http://ksenia-sobchak.com/ oFicia[noe-podtveгzhdenie-sajta. Тот огромный массив информации, пред-

Заседание коллегии Министерства обороны т= |теэ ц-из ^

Рисунок 1. Официальный сайт Президента России в сети Интернет

Рисунок 2. Официальная страница Правительства России в Твиттере

ставленный на данных ресурсах, просто невозможно разместить и представить в других формах и видах информации.

Анализируя сайты, официальные страницы и другие подобные виды коммуникации политических субъектов, можно отметить следующие важнейшие моменты в формировании политического дискурса — репрезентативные образы политического взаимодействия и коммуникации, четко очерченные официальной политикой и официальными рамками, принятыми в качестве представительной социальной реальности. В качестве основных представленных направлений, которые доступны всем, освещены наиболее основные темы для анализа — основные события, видео и фото, документы и контакты, а также существуют информационные ресурсы Президента России и специальные проекты по защите животных.

Подобный анализ позволил нам определить основные направления деятельности Председателя Правительства РФ. Контекстуальные и инструментальные характеристики визуальной политической картины позволяют выявить, что между политическими субъектами и другими субъектами онлайн-пространства существует официальный политический дискурс, который трансформируется из основных положений внутренней и внешней политики в публичную сферу. При этом он начинает жить по всем законам, которые там существуют, а именно — особенности клипового мышления, визуализация основной информации, корреляции временных и количественных характеристик.

Политический дискурс также имеет особенность существовать вне официальных политических субъектов. Существуют самостоятельные социальные агенты, которые транслируют политическую повестку дня, позиционируют себя в качестве субъекта политической коммуникации, которые способны вести информационно-коммуника-

ционные действия. Они примитивны наиболее часто распределены в онлайн- пространстве, так как полностью отвечают запросам других социальных агентов, популяризирующих альтернативную точку зрения, сформировавшуюся в качестве анализа действий политических субъектов. Данные сайты распространены на огромных просторах сети Интернет, они имеют собственную политику в отношении своих публикаций. К таким источникам информации можно отнести «Карикатуры Сергея Елкина» — онлайн-площадка, существующая в качестве страниц в таких популярных приложениях, как ВКонтакте, Фэйсбук, Твиттер. Карикатурный жанр оригинально описывает происходящие события в политической жизни общества. Каждый политик имеет свой образ, публикуя новости в качестве карикатурных заметок, мы видим, как автор популяризует свое отношение к происходящим действиям. Подобный жанр необычный и увлекает своей оригинальностью. Даже несмотря на то, что данный жанр ненаучный и не отражает реальных действий власти, огромное количество человек воспринимают данную информацию как точную и достоверную.

Подобную репутацию имеет он-лайн-журнал «POTSREOTIZM_NEW», который также обозревает главные политический новости, но в своем привычном контексте, в котором через призму визуальной иронии формируется иной политический дискурс.

Визуализация основных событий в политике рассчитывает на размещение своей информации в Интернете, так как в этом случае вероятность просмотра будет колоссально выше, нежели в других каналах коммуникации. События, происходящие в области политической коммуникации, зачастую могут быть репрезентированы в средствах массовой информации, объясняющие это наибольшей потребностью и доступностью для многих групп населения.

Неполнота знаний, отсутствие опыта и практики в анализе восприятия подобных образов у участников, которые данные образы поглощает, а зачастую эти образы популярны у молодежи, является следствием упрощения послания автором данных видов до уровня примитивных и прямых стилевых посланий.

Как мы видим, количество каналов и представленных средств, интерпретирующих политическую жизнь страны, может удивлять и поражать своими масштабами и разнообразием. Использование фотографий публичных массовых действий, карикатурные выпуски, по-разному относящиеся к политическим событиям, а также многие сайты, блоги и форумы, которые формируют политический дискурс в Интернете, являются неотъемлемыми участниками политической жизни российского общества.

Пользователи Интернета имеют некоторую свободу в выборе источников получения информации. Используя все пространство Интернета, они являются активными пользователями, и, конечно же, их политическое миро-

воззрение формируется под влиянием различных каналов и средств массовой коммуникации. Исследуя различные сайты, а именно: количество подписчиков, комментаторов, активных пользователей и количество репостов, мы сможем сделать вывод о том, что пользователей Интернета больше привлекает и интересует визуальная и текстовая информация, относящаяся к тем источникам, которые используют креативный подход и нестандартные формы в формировании политического дискурса.

Несмотря на представленные виды политического дискурса, официальные они или же оппозиционные, это политические субъекты, которые формируют политический дискурс, актуальный для современной реальности и событий, происходящий на сегодняшний день. Интернет, выступающий онлайн-площадкой, в которой происходит появление политического дискурса, его жизнь, возникновение новых видов и технологий, требующий исследования и изучения, описания и оценки, как появление совершенно нового объекта исследования.

Литература

1. ЛуманН. Теория общества (фрагмент) / Н. Луман // Теория общества. Фундаментальные проблемы / Под общ. ред. А.Ф. Филиппова. — М.: Канон-пресс-Ц, 1999.

2. Основные понятия концепции Пьера Бурдье // Альманах «Восток». — 2004. — № 11(23) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.situation.ru.

3. Сорокин П. Явление взаимодействия как коллективное единство / П. Сорокин // Теоретическая социология: антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2.

4. Аджимаз О., Кожемякин Е. Культурные модели визуальной репрезентации власти в дискурсе фотожурналистики // Современный дискурс-анализ. — Вып. 4. — URL: http:// discourseanalysis.org/ada4/st34.shtml (дата обращения: 24.02.2016).

5. Щербинина Н.Г. Визуальный феномен в политической репрезентации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2012. — № 3 (19).

6. СазантовичА.Б. Политическая фотография и фотография политики: содержательный аспект // Человек. Сообщество. Управление. — 2012. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.