Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПОНИМАНИЕ / УМЕНИЯ / ОПЫТ / МЫШЛЕНИЕ / TEACHING / STUDENTS / SKILLS / UNDERSTANDING / EXPERIENCE / THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушуева Валентина Викторовна, Лощилин Александр Николаевич, Тихомирова Елена Александровна

В статье обобщается опыт использования активных методов обучения в учебном процессе университета. Приведен сравнительный анализ методов активизации для студентов начальных курсов и старшекурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушуева Валентина Викторовна, Лощилин Александр Николаевич, Тихомирова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS

The article summarizes the experience of using active teaching methods in the university learning process. The authors suggest a comparative analysis of activation methods for elementary students and undergraduates

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин ■

УДК 378. 147 ББК 74.04

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51439

В.В. БУШУЕВА кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана*

А.Н. ЛОЩИЛИН доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук МГЛУ

Е.А. ТИХОМИРОВА старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук, ИМО и СПН, МГЛУ

Методы активного обучения студентов

В статье обобщается опыт использования активных методов обучения в учебном процессе университета. Приведен сравнительный анализ методов активизации для студентов начальных курсов и старшекурсников.

Ключевые слова: обучение, студенты, понимание, умения, опыт, мышление.

V.V. BUSHUEVA Candidate of philosophic sciences, associate professor of the Department of Philosophy of Bauman MSTU

A.N. LOSHCHILIN Doctor of Philosophy, professor, professor of the Department of Philosophy, MSLU

* Бушуева Валентина Викторовна, e-mail: vbysh2008@rambler.ru; Лощилин Александр Николаевич, e-mail: anl888@mail.ru; Тихомирова Елена Александровна, е-mail: t_ea@list.ru

E.A. Tikhomirova Senior Lecturer of the Department of linguistics and professional communication in political sciences IIR and

SPS, MSLU

Active methods of teaching students

The article summarizes the experience of using active teaching methods in the university learning process. The authors suggest a comparative analysis of activation methods for elementary students and undergraduates

Keywords: teaching, students, skills, understanding, experience, thinking.

Проблемам обучения, формам и методам активизации в работе со студентами уделяется существенное внимание во всем мире. Этот вопрос занимает важное место и в отечественной педагогической практике. Естественно, этот процесс многогранный, и в данной работе нами выделены лишь некоторые задачи образовательного характера.

Как известно, современные студенты получают хорошую общую и специальную подготовку. Они достаточно эруди-рованы, но как правило, знания усвоены на уровне необходимом для сдачи экзамена, а не для самостоятельного и творческого использования в своей области. И поэтому нередко даже при хороших знаниях выпускник по окончании университета не может их эффективно использовать, применить в конкретной практической деятельности, «все забыл». Это говорит о том, что только теоретической подготовки недостаточно для будущего специалиста. И поэтому в учебном процессе необходимо усилить практическую направленность той или иной дисциплины. Знания не должны быть пассивными, необходимо формировать практические навыки для их использования.

Можно сказать, что на уровне только теоретического усвоения учебного материала студент может им хорошо владеть, а молодой специалист тем более не может «все забыть». Но постепенно знания забываются без практического их применения. И не просто практического применения, а именно творческого применения. Другими словами, сегодня необходимо готовить специалистов не только с высокой профессиональной квалификацией, но и способных творчески

мыслить при решении проблем в своей области. К сожалению, в учебном процессе сегодня недостаточно практических приемов по формированию умений творческого использования полученного знания. Хотя это существенный момент в учебном процессе и довольно сложный, имеющий много вариантов решения как в организационном, так и в методическом плане.

Значительные результаты в данном направлении дают активные формы обучения. Но при применении методов активного обучения необходимо учитывать специфику той или иной специальности, особенности студентов разных курсов, квалификацию преподавателя и др. И в этом плане методы должны быть конкретными.

Как известно, студенты первых и старших курсов значительно различаются между собой. Это касается степени адаптации к учебному процессу, университетским требованиям, формам общения и многих других факторов.

Как показывает преподавательская практика, не все студенты начальных курсов внимательно слушают и тщательно записывают лекции. Некоторые, даже если и внимательно слушают, записывают незначительную часть, причем не всегда главную, считают, что и так все запомнят, и важно знать, а не записывать. Другие вообще занимаются на лекции своими делами. Все это значительно влияет на усвоение материала и успеваемость. Поэтому формирование у студентов навыков учебного процесса требует серьезного подхода. К сожалению, в организационном и методическом плане этот вопрос не отработан как практически, так и теоретически, т. е. в литературе не проанализирован, не разработан.

Определенный эффект дают такие активные формы проведения учебного процесса, как лекции в диалоговом стиле, система вопросов и ответов, конкретные формы контроля с ориентацией на содержание лекций, например, разработка тестов, где учитываются особенности лекционного материала, контрольные работы с учетом содержания лекционного материала и т.д. Разумеется, и преподавателю нужно строить и читать лекцию так, чтобы она была понятна, логична и конспектируема, т. е. учитывать лингвистические характеристики.

На старших курсах уже другие студенты, чем на младших. У них возрастает интерес к своей будущей специальности с ориентацией на работу после окончания университета. Рас-

ширяется круг интересов и не только по специальности, студенты становятся более эрудированными. Формируется мотивация в поиске необходимой информации для решения тех или иных задач. И здесь возникает необходимость в разработке других форм в работе со студентами, требуются новые формы активизации учебного процесса с ориентацией на формирование практических навыков.

Существенное значение при решении этих задач имеет междисциплинарный подход в преподавательской деятельности. Он активизирует студентов самостоятельно искать недостающую информацию, пользоваться дополнительной литературой, т. е. расширять свой кругозор, формирует навыки самообразования. Другими словами, междисциплинарный подход значительно повышает эффективность и творческий характер учебного процесса. И здесь необходимы методические и учебные пособия, разработка которых включает скоординированные между собой различные области знаний. Разумеется, и роль преподавателя здесь очевидна.

Как отмечалось выше, это уже другие студенты. И при разработке методов активизации учебного процесса следует учитывать процесс дифференциации в студенческой среде. То есть в процессе обучения начинают выделяться активные студенты, пассивные, творческие, незаинтересованные и т.д. Поэтому возникает необходимость дифференцированного подхода в работе со студентами. Как показывает преподавательская практика, формы такого подхода, как правило, реализуются во внеаудиторных, самостоятельных видах работы, которые многообразны.

Не рассматривая особенности индивидуальных подходов в преподавательской деятельности, выделим общие, широко применяемые формы активизации. К ним относятся студенческие конференции, на которых студенты учатся выступать перед аудиторией, участвовать в полемике, дискуссиях, т. е. осуществляется процесс формирования различных форм общения, при этом необходимо не скатываться к неконструктивному спору («сваре»).

Творческих студентов следует привлекать к участию в рационализаторской, исследовательской работе кафедры, написанию статей, включать их в соавторы публикаций, т. е. к практической реализации теоретических знаний. Особый интерес вызывает зарубежный опыт. На Западе универси-

теты уделяют значительное внимание инновационным разработкам студентов. В отличие от уже консервативных представителей старшего поколения, молодежь, как правило, более гибкая, открытая для творчества и активная. Более того, студенты не требуют огромных гонораров за свои творческие идеи. И поэтому гранты для студенческих программ считаются очень выгодными инвестициями. В России это направление не развито, грантов почти нет, и выделяемые суммы малы1.

И здесь следует также добавить, что процесс формирования практических творческих навыков в зарубежных университетах ориентирован на коллективную деятельность, а не на индивидуальную, т. е. создаются студенческие творческие группы, которые называются креативными2. И сегодня креативные группы охватывают все сферы деятельности. Методика форм организации достаточно подробно изложена в работах С.А. Лебедева, И.С. Потапцева, Г.П. Павлихина, Н.Н. Бушуева, В.В. Бушуевой и других.

Эксперимент, который проводился в МГТУ им. Н.Э. Баумана, показал высокую практическую эффективность студенческих креативных групп. Но, к сожалению, в отечественной преподавательской практике разработано мало коллективных форм работы.

Исследовательская деятельность связана с критическим осмыслением решаемых проблем на основе полученных знаний. Хотя следует подчеркнуть, что критическое мышление необходимо в любой сфере деятельности. Анализ литературы по формированию критического мышления в учебном процессе показывает, что внимание к этому направлению отмечается лишь в последние двадцать лет. И учебный процесс еще недостаточно успешно справляется с формированием, развитием навыков критического осмысления, и это действительно не легкая задача.

1 Бушуев Н.Н., Бушуева В.В. Основные направления экологической подготовки будущего инженера // Материалы V Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, 30 сентября-6 октября 2013 г. / Под ред. А.А. Александрова, В.А. Девисилова. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013, с. 39-45.

2 Каюмов А.Т., Лощилин А.Н., Тихомирова Е.А. Методологические основания педагогики творчества // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки, 2019, 3(832), с. 94-103.

Как отмечалось выше, обучение сегодня не должно рассматриваться как традиционная форма передачи знания от преподавателя к студенту. Э. Фромм, знаменитый немецкий психолог, философ, в этом плане выделял два типа студентов. Одни пассивно воспринимают новое знание как данное, они склонны к заучиванию готовых ответов на вопросы и в этом видят свой образовательный рост. Другие активны по отношению к новой информации, они пропускают поступающую информацию через собственное осмысление, они инициативны в поиске ответов и имеют тенденцию к рассмотрению альтернатив имеющимся ответам на самые сложные вопросы.

Анализ отечественной литературы по проблемам развития, формирования критического мышления в учебном процессе свидетельствует о том, что этому вопросу не уделялось должного внимания, возможно, в силу идеологических ограничений. Большинство публикаций относится к началу ХХ1 в. Но в основном это касалось психологических аспектов, самопознания, умения критически оценивать себя и других и т.д., но как элемент творческого мышления не рассматривалось.

Значительный результат для формирования критического мышления дают практические формы учебного процесса, которые связаны с относительной самостоятельностью в решении проблем. Но здесь необходимо уточнить, что критический подход нельзя смешивать с творческим подходом. Это две противоположные стадии решения проблемы, их нельзя применять одновременно, их цели противоположны. Если результатом творческого мышления является принципиально новое решение, новые идеи, то критический подход направлен на проверку предложенных вариантов, их оценку, выявление недостатков. Разумеется, в практической деятельности необходимы оба варианта.

Следует отметить, что нельзя абсолютизировать роль критического мышления при решении той или иной проблемы, так как есть опасение, что может преобладать не конструктивный характер деятельности, а деструктивный. Критика не должна выходить за определенные границы, т. е. созидания. А любителей только критиковать среди студентов предостаточно, особенно, когда ослаблена ответственность за принятие решений. Критическая оценка связана также и с определенными психологическими установками.

Например, опасение критики в связи с возможной неадекватной реакцией на нее, быть невежливым, а также другие замечания в адрес критикующего.

Итак, формирование критического мышления хотя и сложная, но необходимая задача образовательного процесса. Только так возможно готовить высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время в связи с эпидемией коронавируса стала актуальной проблема дистанционного образования. Не рассматривая все множество данных форм обучения, выделим лишь достоинства и недостатки, которые, на наш взгляд, проявились в практике применения.

Достоинства дистанционного образования:

- возможность не прерывать учебный процесс даже во время эпидемии или других обстоятельств;

- связь со студентами независимо от их местонахождения, причем двухсторонняя связь и коллективная;

- отсутствие транспортных расходов, т. е. времени, потраченного на поездки в университет, и др.

Разновидностью дистанционного образования является онлайн-образование, которое осуществляется в режиме реального времени.

Недостатки дистанционного образования, их количество значительно:

- необходимость наличия устойчивой мобильной связи и интернета;

- необходимость наличия университетского сервера, рассчитанного на большое количество пользователей (десятки и сотни тысяч);

- невозможность полноценного осуществления учебного процесса в случае поломки сервера университета (такие случаи были);

- отсутствие полноценного контакта преподавателя со студентами;

- невозможность проверить, списывают ли студенты на контрольной работе;

- затруднена коллективная работа студенческой группы;

- недостаточная компьютерная грамотность у некоторых преподавателей, у студентов реже;

- отсутствие у некоторых студентов смартфонов, планшетов, компьютеров, позволяющих поддерживать программы, используемые для дистанционного образования.

В преподавательской деятельности необходим творческий подход в плане применения тех или иных методов активизации в работе со студентами. Определенные результаты дает процесс сочетания различных подходов, но здесь необходимы формы конкретизации применительно к той или иной аудитории. И это достаточно сложная задача. Далее методы активизации в работе со студентами необходимо постоянно обновлять, разрабатывать новые, отражающие уровень развития современного учебного процесса. Кроме того, необходимо сочетать отечественный опыт и зарубежный в плане формирования практических, творческих навыков у студентов. Что касается дистанционного обучения, то сегодня, к сожалению, их недостаточно, а эта форма обучения будет расширяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.