Научная статья на тему 'Использование исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза'

Использование исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / РАБОТА В КОМАНДЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакетаева Н.Т., Калишев М.Г., Амреева К.Е., Изденова Н.Р., Жарылкасынова А.М.

Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки студентов медицинского ВУЗа путем внедрения инновационных методов обучения, в частности, использования тактики деятельностного подхода. Раскрыто значение исследовательской деятельности в обучении студентов, в которой важную роль играет студенческое научное общество. В статье речь идет о возможностях формирования у будущих бакалавров навыка научных исследований и работы в команде, с помощью которых у студента развивается интеллектуальный ресурс мышления. Показана возможность активизации индивидуальной и коллективной научно-исследовательской деятельности студентов при выполнении заданий самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жакетаева Н.Т., Калишев М.Г., Амреева К.Е., Изденова Н.Р., Жарылкасынова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EXPLORATIVE ACTIVITY IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

This article is dedicated to important issue that represents the increase professional training’s effectiveness of students in medical university by implementing innovational methods of education, in particular, by using tactics of activity approach. The significance of explorative activity in students’ education is opened up, where scientific society of students plays an important role. The article is about opportunities for future bachelors to form skills in explorations and working in team, which will help them to develop intellectual source of thinking. The possibility of undergrads’ individual and collective research activity while doing tasks of independent work is clearly shown.

Текст научной работы на тему «Использование исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО

ВУЗА

Жакетаева Н.Т.

Карагандинский государственный медицинский университет, старший преподаватель

Калишев М.Г.

Карагандинский государственный медицинский университет, и.о. профессора

Амреева К.Е.

Карагандинский государственный медицинский

университет, доцент

Изденова Н.Р.

Карагандинский государственный медицинский университет, преподаватель

Жарылкасынова А.М.

Карагандинский государственный медицинский университет, преподаватель

Елеусинова Г.М.

Карагандинский государственный медицинский университет, преподаватель

THE USE OF EXPLORATIVE ACTIVITY IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY Zhaketayeva N.T., Karaganda State Medical University, Senior Lecturer Kalishev M.G., Karaganda State Medical University, Acting Professor Amreyeva K.E., Karaganda State Medical University, Associate Professor Izdenova N.R., Karaganda State Medical University, teacher Zharylkasynova A.M., Karaganda State Medical University, teacher Yeleusinova G.M., Karaganda State Medical University, teacher

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки студентов медицинского ВУЗа путем внедрения инновационных методов обучения, в частности, использования тактики деятельностного подхода. Раскрыто значение исследовательской деятельности в обучении студентов, в которой важную роль играет студенческое научное общество. В статье речь идет о возможностях формирования у будущих бакалавров навыка научных исследований и работы в команде, с помощью которых у студента развивается интеллектуальный ресурс мышления. Показана возможность активизации индивидуальной и коллективной научно-исследовательской деятельности студентов при выполнении заданий самостоятельной работы студентов.

ABSTRACT

This article is dedicated to important issue that represents the increase professional training's effectiveness of students in medical university by implementing innovational methods of education, in particular, by using tactics of activity approach. The significance of explorative activity in students' education is opened up, where scientific society of students plays an important role. The article is about opportunities for future bachelors to form skills in explorations and working in team, which will help them to develop intellectual source of thinking. The possibility of undergrads' individual and collective research activity while doing tasks of independent work is clearly shown.

Ключевые слова: деятельностный подход, исследовательская деятельность, научное студенческое общество, инновационные формы обучения, самостоятельная исследовательская работа, работа в команде, самостоятельная работа обучающегося.

Keywords: Activity approach, research activity, scientific society of students, innovational methods of education, independent research work, team work, student's independent work.

Современное совершенствование вузовского образования ориентировано на использование технологий, обеспечивающих развитие личностных качеств, подготовку конкурентоспособного специалиста, который умеет сопоставлять и анализировать разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки и на собственные умения и навыки. Соответственно, профессорско-преподавательский состав ВУЗа активно работает над

поисками путей оптимизации деятельности студентов. Значимыми результатами усовершенствования педагогической деятельности является внедрение новых инновационных технологий обучения студентов.

Традиционная образовательная система имела преимущественно информативный характер, предусматривающий передачу информации от преподавателя к студенту, а затем от студента к преподавателю, который рассказывал то, что он прочитал и запомнил. Студент использовал только ин-

формативную кратковременную память. Осознание низкой эффективности такого педагогического подхода и учет требований современного рынка труда побуждают сотрудников Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) активно разрабатывать и внедрять инновационные технологиии и активные методы обучения.

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (образовательных), так и организационно-управленческих средств [1].

Профессиональное обучение - это последовательные и взаимосвязанные действия между преподавателем и студентом, которые расчитаны на формирование специальных знаний, умений и навыков, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей студентов. Насколько эффективно будущие специалисты будут использовать и развивать приобретенные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности, настолько можно считать результативным обучение студентов.

Для того, чтобы студент имел четкое представление о целях и задачах своего обучения необходима разработка учебных программ, в которых будут четко указаны ориентиры образовательной деятельности студента, описаны конечные результаты обучения (знания, умения, навыки, компетентности).

Одним из основных педагогических принципов, способствующих развитию педагогического мастерства преподавателя, а также профессиональной и функциональной грамотности студента, является деятельностный подход. Он предусматривает не только тесную связь теории с практикой, но и, что особенно важно, развитие самостоятельного обучения студента, которое является одним из основных принципов, используемых в инновационных образовательных технологиях. Необходимо отметить, что даже привычные методы в контексте деятельностного подхода к обучению приобретают иную окраску, с их помощью реализуются гуманитарные цели и ценности. Они способствуют осмыслению обучения; видоизменяются роли участников образовательного процесса - преподаватель становится помощником слушателей: его задача не только развитие познавательной сферы, но и формирование личностной зрелости будущих врачей [1].

Среди многочисленных методов обучения, по мнению многих уче-ных, одним из наиболее продуктивных является исследовательский метод. Данный метод предусматривает разработку педагогом проблемных заданий по конкретной теме и надлежащий контроль над их выполнением. Обучающийся самостоятельно ищет пути решения проблемы, планирует ход исследования, выполняет его, делает выводы и дает соответствующие рекомендации.

Современному обществу нужны творческий мыслящие специалисты, формирование личности которых начинается с их приобщения к научно-исследовательской работе [2]. Одним из эффективных путей формирования творческого профессионального мышления будущих специалистов является приобщение студентов с начальных курсов к выполнению научно-исследовательской работы [3]. Научно-исследовательская работа сотрудников и студентов КГМУ

направлена на решение современных научных, социальных и экономических проблем страны, а также на развитие ее интеллектуальных ресурсов.

При этом необходимо отметить, что низкая информативность студентов по вопросам научно-исследовательской деятельности в определенной степени снижает и их учебную мотивацию. Для решения данной проблемы в настоящее время в КГМУ существует информационный электронный сайт доступный каждому студенту. На сайте размещена информация о научных исследованиях профессорско-преподавательского состава и сту-дентов ВУЗа: выполняемые фундаментальные и прикладные научные ис-следования в рамках республиканских программ различных министерств, хоздоговорные исследования по заказам предприятий РК, инициативные научные темы, исследования согласно международных и республиканских договоров о научном сотрудничестве. Кроме этого на сайте можно найти информацию о деятельности научно-экспертного совета, Совета молодых ученых и студентов, студенческих научных кружков (СНК), о темах иссле-дований и достижениях студентов и т.д.

Результаты научных исследований сотрудников и студентов публи-куются в журнале «Медицина и экология», который издается в университе-те и входит в перечень научных изданий, рекомендуемых ККСОН МОН РК.

В вузе проводится целенаправленная работа по поддержке и стимулированию талантливых, интеллектуально развитых и активных студентов путем назначения именных стипендий. Студенты привлекаются к выполнению НИР в рамках проводимых государственных программ, грантовых проектов.

Основной структурно-функциональной единицей студенческого научного общества (СНО) являются научные кружки при кафедрах или лабораториях, где студенты работают под руководством опытных преподавателей университета. В настоящее время в КГМУ функционирует 5 секций, на которых работают около 34 СНК. Традиционно наиболее многочисленными и результативными являются СНК базовых медико-биологических кафедр и выпускающих клинических кафедр.

Для эффективной организации и координации научно-исследовательской деятельности, а также для развития аналитических и творческих способностей студентов в КГМУ создан Совет молодых ученых и студентов - совещательный орган, объединяющий молодых преподавателей, магистрантов, докторантов, резидентов и студентов университета (с 18 до 35 лет). Основной задачей Совета молодых ученых является привлечение молодых ученых и студентов к научно-исследовательской работе. Деятельность Совета направлена на привлечение молодых ученых к решению вопросов развития науки и техники, повышение эффективности решения проблем молодых ученых, подготовку и формирование резерва научно- педагогических кадров.

В университете ежегодно организуются студенческие научно-практические конференции, республиканские предметные олимпиады и конкурсы. Администрация университета стимулирует участие студентов в научных конференциях в Казахстане и за его пределами.

Для организации и осуществления международной деятельности вузом был организован отдел международного сотрудничества и Болонского процесса, задачей которого является развитие сотрудничества КГМУ с университетами

и научными центрами во всем мире, в том числе путем организации программ академической мобильности. По программам отдела международного сотрудничества регулярно осуществляется обмен студентами между ВУЗами, который показывает положительные результаты для профессионального развития будущих молодых специалистов.

Согласно Положению о совете молодых ученых и студентов КГМУ на кафедре гигиены питания, общей гигиены и экологии действует студенческий научный кружок, целью которого является содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных и интеллектуально развитых специалистов. Работа СНК проводится согласно плану кафедры и вуза. Сотрудники кафедры в начале учебного года проводят беседы со студентами для привлечения их к научно-исследовательской работе.

Результаты студенческих исследовательских работ ежегодно докладываются на студенческих научно-практических конференциях КГМУ, республики и за рубежом. Одним из самых ярких достижений СНК кафедры является 2 место в конкурсе устных докладов на 70-й юбилейной всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения» (секция «Гигиена и медицинская медицина»), посвященный двум юбилейным датам - 85-летию со дня основания УГМУ и 70-летию победы ВОВ среди студентов (Екатеринбург, 2015) и награждена дипломом II степени.

Активизация индивидуальной и коллективной научно-исследовательской деятельности студентов возможна при выполнении заданий самостоятельной работы обучающегося (СРО) и самостоятельной работы обучающихся с преподавателями (СРОП), где требуется самостоятельное изучение конкретной темы или раздела. При этом грамотно составленные задания способствуют активизации мыслительной деятельности студента, развитию профессиональной и исследовательской деятельности.

Преподаватели кафедры широко используют в учебном процессе инновационный подход «работа в команде». Студенческие команды под руководством преподавателя разрабатывают план выполнения исследовательской работы. Для достижения необходимого результата перед каждым членом команды ставятся цели и задачи самостоятельной работы. Исследовательские работы выполняются в соответствии с темами учебных программ дисциплин, например: «Биогеохимические эндемии и их профилактика», «Сравнительная оценка работоспособности студентов 1-3 курсов медицинского вуза», «Роль личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья», «Оценка адекватности питания студентов», «Место фаст-фуда в питании студентов», «Значениенату-ральных и синтетическихвитаминов глазами студентов», «Оценка знаний студентов младших курсово ГМО», «Гигиеническая оценка степени загрязнения атмосферного воздуха вблизи магистральных улиц г. Караганды тяжелыми металлами» и т.д.

Во время выполнения исследовательских работ студенты самостоя-тельно изучали учебную и научную литературу. Каждая группа самостоя-тельно выбирала тему и планировала объем и методы исследований. В процессе выполнения заданий студенты консультировались с преподавателями на практических, лабораторных занятиях и СРСП или с помощью электронных средств связи.

Для выполнения самостоятельных исследовательских работ студенты использовали различные методы: расчетные, метод анкетирования и беседы, корректурная проба Анфимова и т.д.

При изучении темы «Биогеохимические эндемии и их профилактика» студенты 3 курса специальности «Общая медицина» собирали материалы по результатам исследовательских работ в различных регионах Казахстана и за-рубежом, проводили анализ научных публикаций и исследований. Итогами изучения данной темы явились выводы студентов, их рекомендации по улучшению биогеохимической обстановки. При обсуждении со студентами результатов анализа публикаций наблюдался активный интерес к проведенной работе.

Студенты организовали и провели презентацию на тему «Роль личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья» в общежитии КГМУ

Разработка плана, определение методов и выполнение научно-исследовательских работ с поиском и изучением литературы, способствовало лучшему пониманию, самостоятельному формированию проблем и собственной точки зрения по ним, выводов и предложений.

Экспертиза результатов выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ преподавателями показала, что студенты успешно применяют эмпирические, теоретические научные методы, осуществляют выбор объекта исследования, его группировку, классификацию, анализ, систематизацию, описание результатов своих исследований и наблюдений.

Использование деятельностного подхода при изучении дисциплины «Общая гигиена» способствовало повышению мотивации студентов к саморазвитию и самосовершенствованию. Психологический климат в группах был гармоничным, доброжелательным.

После заслушивания результатов выполнения исследовательских работ преподавателями кафедры проводилось анкетирование студентов с целью выяснения их мнения об этом методе обучения, его положительных и отрицательных сторонах. В анкетировании участвовало 60 студентов. На вопрос «Насколько эффективно использование элементов исследовательской работы при выполнении СРО и СРОП» 88,5% студентов ответили положительно, при этом отметили, что они получили очень полезные навыки для дальнейшего развития своего потенциала.

При внедрении инновационных методов обучения групповые формы являются одними из наиболее результативных, так как студенты приобретают навыки взаимопонимания и взаимоуважения, понимание своей роли в команде, формируется сплочённость для получения результата работы. Таким образом, самостоятельная групповая работа способствует не только развитию самосовершенствования, но и дает возможность формирования нравственных качеств личности.

Однако, как и другие формы обучения, групповые формы имеют свои недостатки в плане различной активности участников и оценки вклада каждого студента при выполнении определенного раздела работы.

Таким образом, можно констатировать, что использование любых инновационных форм обучения (работа в паре, малые группы, командно-ориентированное обучение (team-based learning (TBL)), проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning (PBL) и т.д.) дают воз-можность

активизировать познавательную деятельность студентов. В подготовке студентов-медиков особое значение приобретает использование исследовательских методов (метод проектов, research based learning (RBL), способствующих формированию творческого профессионального мышления будущих специалистов, повышению мотивации студентов к саморазвитию и самосовершенствованию.

Литература

1. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных дости-жений студентов Карагандинского государственного медицинского уни-верситета. Монография / М.К.

Телеуов, Р.С. Досмагамбетова, В.Б. Молотов-Лучанский. -Караганда, 2010. - 118 с.

2. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - №1 (7). - С.112-118.

3. Поскотина М.И. К вопросу о значении научно-исследовательской деятельности в современном медицинском образовании. - Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 2. - С. 1-6.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Катханова Ю.Ф.

Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна.

Москва

DISTANCE LEARNING IN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE Kathanova Y.F., Moscow State Pedagogical University, Doctor ofPeda-gogy, professor of descriptive geometry, computer graphics and designMoscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается информационное образовательное пространство и место в нем дистанционного обучения. Даны основные характеристики информационных технологий, применительно к единой образовательной среде. Выделены процессы, обеспечивающие работу информационной системы дистанционного обучения в реальной практике обучения. Учтен опыт международного сотрудничества государств дальнего и ближнего зарубежья в синхронизации образовательных стандартов для системы дистанционного обучения. Определены роль и назначение каждого из уровней информационной системы дистанционного обучения: верхний уровень - LMS-система и нижний - образовательный контент.

ABSTRACT

The article deals with information and educational space in its distance learning. Given the basic characteristics of information technology, as applied to a single educational environment. Allocated processes to ensure the work of the information system of remote training in real teaching practice. Into account the experience of international cooperation and far abroad countries in sync educational standards for distance learning. The role and purpose of each of the levels of the information system of distance learning: the upper level - the LMS-system and lower - educational content.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информационное пространство, дистанционное обучение, онлайн-технологии, международные стандарты, LMS-система, образовательный контент.

Keywords: computer technology, information space, distance learning, online technologies, international standards, the LMS-system, educational content.

В современном информационном образовательном пространстве намечаются новые функции учителя. К ним относятся регулирование и координация дистанционного учебного процесса, консультирование и руководство самостоятельной работой обучающихся, людей с ограниченными возможностями здоровья и других групп, нацеленных на получение образования дистанционно. Актуальность использования дистанционного обучения даже в школьной практике подтверждается программными документами, принятыми на государственном уровне, а также имеющимся опытом развития этой формы обучения. Сегодня дистанционное обучение в образовательном пространстве характеризуется дальнодействием, охватам, рентабельностью, интернациональностью, индивидуальностью обучения, новой ролю учителя и деятельностью обучающегося и т.д. [1].

Известно, что дистанционное обучение - это перспективная, профессионально обоснованная форма обучения с помощью современных информационных технологий. При этом специфика обучения определяется понятием «информационные технологии». Для начала исследуем содержание

термина «информационные технологии», как значимого понятия для дистанционного обучения. Современные информационные технологии, в том числе системное и прикладное обеспечение, определяют как средство сбора, обработки и передачи информации о процессе или явлении. При этом определены основные характеристики информационных технологий, которые можно рассматривать применительно к образовательной среде:

• средства обработки информации, как целостные технологические системы;

• функции, как целенаправленное создание, передача, хранение и отображение учебной информации;

• интеграция информационной технологии в технологию управления учебным процессом;

• интеграция функции тьютора и обучающегося.

Информационная система дистанционного обучения

является средой, в структуру которой входят сети, базы данных, учителя, школьники, студенты, технические и программные средства связи и др. В зависимости от степени автоматизации информационных процессов различают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.