УДК 504.064.47 332.14
DOI: 10.24412/1728-323X-2024-5-62-71
МЕТОДОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ КРУПНОТОННАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА
Ю. О. Белоногова, старший научный сотрудник отдела экологического менеджмента Филиала ФГБУ«Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» «Уральский», [email protected], г. Пермь, Россия,
А. З. Ощепкова, канд. техн. наук, советник директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей средьI», [email protected], г. Пермь, Россия,
Т. Н. Сомова, начальник отдела экологического менеджмента Филиала ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» «Уральский», [email protected], г. Пермь, Россия
Аннотация. Статья посвящена результатам исследования актуальной проблемы вовлечения крупнотоннажных промышленных отходов, представляющих собой вторичные ресурсы, в экономический и хозяйственный оборот. Анализ обращения с отходами производства в Российской Федерации позволил выделить группы и виды отходов, для которых складированные объемы (размещенные на объектах хранения) составляют сотни тысяч и миллионы тонн, а также наблюдается рост количества отходов, находящихся на хранении, в основном это отходы обогащения полезных ископаемых, отходы черной и цветной металлургии, золошлаковые отходы от сжигания угля, некоторые группы отходов химических производств. Авторами предлагается и обосновывается порядок выполнения исследований для включения в региональные программы по экономике замкнутого цикла крупнотоннажных промышленных отходов в целях государственного стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. В статье изложены методические подходы к формированию мероприятий по утилизации крупнотоннажных промышленных отходов в рамках создания экономики замкнутого цикла в регионе: предложены критерии выбора проблемных групп отходов, описан порядок действий по выбору направления и области применения отходов, источники информации для выполнения работы и предполагаемые результаты на каждом этапе по включению выделенных групп отходов в региональные программы.
Abstract. The article is devoted to the results of exploring topical problem of involving large-scale industrial waste, which are secondary resources, in waste recycling and economic circulation. The analysis of production waste management in the Russian Federation made it possible to identify groups and types of waste for which the stored volumes amount to hundreds of thousands and millions tons, and there is also an increase in the amount of waste in storage: these are mainly mineral processing waste, ferrous and non-ferrous metallurgy waste, ash and slag waste, some groups of chemical waste. The authors propose and substantiate line of research for inclusion large-scale industrial waste in regional economic circulation programs, in order to state incentives for the involvement of secondary resources in economic circulation. The article describes methodological approaches to the formation of measures for the disposal of large-scale industrial wastes in the framework of creating circular economy in the region: criteria for choosing problem waste groups are proposed, the procedure for choosing the direction and scope of waste use, sources of information for work and the expected results at each stage on the inclusion of selected waste groups in regional programs.
Ключевые слова: крупнотоннажные промышленные отходы, экономика замкнутого цикла, региональное развитие, вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
Keywords: large-scale industrial waste, circular economy, regional development, waste recycling, waste involving in the economical turnover.
Введение
В настоящее время экономику замкнутого цикла в основном рассматривают в контексте образования и обращения с отходами потребления. Вместе с тем именно крупнотоннажные отходы производства представляют колоссальную проблему с точки зрения масштабов использования земель под их размещение вследствие их недостаточного вовлечения в хозяйственный оборот.
Согласно официальной статистической информации, ежегодно на территории Российской Федерации образуется 7—9 млрд т отходов производства и потребления [1]. Основную часть из них (свыше 90 %) традиционно составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых.
Наибольшими объемами образования характеризуются отходы вскрышных и вмещающих пород при добыче полезных ископаемых (6—8 млрд т в год), основными направлениями использования которых является ликвидация горных выработок, а также иные цели, предусмотренные техническими проектами на разработку месторождений полезных ископаемых. Начиная с 1 сентября 2023 года, в связи с изменением законодательства вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежали использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», не относятся к отходам производства и потребления. В настоящем ис-сследованииотходы вскрышных и вмещающих пород не рассматриваются.
Крупнотоннажными отходами в иных сферах производства, помимо добычи и обогащения полезных ископаемых, являются отходы черной и цветной металлургии (например, металлургические шлаки), золошлаковые отходы от сжигания угля, некоторые группы отходов химических производств (например, фосфогипс). Образование этих групп отходов составляет десятки миллионов тонн в год, на объектах хранения размещено свыше миллиарда тонн (рис. 1). Размещение крупнотоннажных отходов влечет за собой изъятие из хозяйственного оборота земель и формирование многочисленных объектов размещения отходов, являющихся источником негативного воздействия на окружающую среду [2].
В силу своей природы (происхождение, состав) крупнотоннажные промышленные отходы, как правило, не пригодны для многократного вовлечения в хозяйственный оборот. В то же время перспективным направлением является повышение уровня их использования в различных производственных процессах или при осуществлении видов д еятельности, направленных на выполнение работ, в первую очередь касающихся строительства [3—6].
Практика показывает, что основная часть крупнотоннажных отходов производства представлена минеральными материалами/неорганическими веществами, поэтому в качестве основных потребителей крупнотоннажных промыш-
ленных отходов, обладающих всеми признаками вторичных ресурсов, предлагается рассматривать:
— крупные объекты дорожного, капитального строительства;
— предприятия по производству строительных материалов (бетона, цемента, строительного раствора, извести, гипса, нерудных материалов, пористых заполнителей, стеновых, теплоизоляционных материалов).
Использование отходов производства целесообразно в основном в пределах территории, ограниченной определенным расстоянием от источника образования отходов или объекта их хранения, которое определяется экономической целесообразностью транспортирования отходов на место их последующего использования в качестве сырья или материалов. По мнению ряда авторов [7, 8], это расстояние может составлять 100—150 км.
Цель исследования — разработка методических подходов для стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот крупнотоннажных отходов производства, представляющих собой вторичные ресурсы, на уровне региона — субъекта Российской Федерации. Объектом исследования являются крупнотоннажные отходы производства, производимые и (или) складированные в значительных объемах на территории субъекта Российской Федерации.
Образование и обращение с крупнотоннажными промышленными отходами в России по данным государственной статистики за 2022—2023 гг.
Складирование на объектах хранения, на конец 2023 г.
Направлено на объекты хранения, в % от годового образования
Отправлено на объекты хранения, в % от годового образования
Образовано за год
49,2 млн т
Менее 1 %
Свыше 100 %
18—19 млн т
545,7 млн т
58—62 %
55—66 %
18—19 млн т
1091,9 млн т
70—80 %
16—200 %
18—20 млн т
251,4 млн т
76—79 %
23—27 %
13—15 млн т
спг
*
к
Отходы черной металлургии
Отходы цветной металлургии
Золошлаковые отходы в результате сжигания угля
Фосфогипс
Рис. 1. Образование и обращение с крупнотоннажными промышленными отходами в Российской Федерации, по данным государственной статистики за 2022—2023 гг. [1]
Предлагаемый подход предполагает на первоначальном этапе выделять территории, ограниченные экономически целесообразным радиусом доставки вторичных ресурсов относительно мест их образования и/или размещения, и выявлять в их пределах производственные объекты — потенциальные потребители таких ресурсов. Получение таких территориальных сочетаний на последующем этапе дает возможность проводить дальнейшую проработку условий использования образованных и/или размещенных вторичных ресурсов на выявленных производственных объектах. Заключительный этап предусматривает проведение работ по формированию конкретных мероприятий по включению крупнотоннажных отходов производства в хозяйственный оборот, то есть формировать замкнутые циклы материалов.
Для создания благоприятной экономики в целях формирования замкнутого цикла существенным является наличие мер экономической поддержки процесса вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Для этого в региональных программах целесообразно предусмотреть раздел, содержащий мероприятия по разработке механизмов экономической поддержки/стимулирования реализации таких мероприятий (нал ого -вые льготы и преференции, кластерная политика, и т. п.), опирающихся на имеющиеся полномочия субъектов Российской Федерации. К сожалению, требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, установленные в статье 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», такого раздела не предусматривают.
Возможность вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот при производстве строительных материалов или при строительных работах обеспечивается, в том числе, наличием в нормативной технической документации (включая документы по стандартизации) положений, указывающих на возможность использования для определенных целей вторичных ресурсов или вторичного сырья. Поэтому на одном из этапов исследования проведен анализ документов в области стандартизации, устанавливающих требования к составу и качеству производимой продукции (выполнения работ, оказания услуг) из вторичных ресурсов, требования к сырью и материалам.
Методология исследования
Крупнотоннажные отходы К. Г. Пугин [9] определяет как «отходы производства, количество
которых во много раз превышает количество целевых продуктов при добыче, обогащении и использовании». По государственному заказу Минприроды России в 2023 году ФГБУ УралНИИ «Экология» разработана методология выделения крупнотоннажных отходов производства, для которых характерны максимальные (в числе прочих) объемы размещения на объектах хранения, с тенденцией к росту, что свидетельствует о наличии проблем с вовлечением данных отходов в хозяйственный оборот, при достаточно высоком уровне их текущего образования. В итоговый перечень отходов включены свыше 90 видов отходов добывающих производств, металлургической и химической промышленности, электроэнергетики [10].
Методология проведения исследований в целях разработки мероприятий по вовлечению отходов производства в хозяйственный оборот представляет собой следующую последовательность действий (этапы 1—7).
1. Определение перечня проблемных крупнотоннажных отходов, образующихся в регионе, применительно к которым могут быть разработаны мероприятия для включения как в региональную программу в области обращения с отходами, так и в региональную программу «Экономика замкнутого цикла» (далее — региональные программы).
2. Выделение границ территорий, в пределах которых экономически целесообразно транспортировать отходы для их последующего использования.
3. Выявление производственных объектов региона, которые потенциально могли бы являться потребителями крупнотоннажных отходов производства как в текущем режиме, так и на перспективу.
4. Оценка объемов использования отходов производства на действующих и планируемых к реализации региональных объектах с учетом перспектив развития региона.
5. Выявление причин, препятствующих вовлечению отходов в хозяйственный оборот.
6. Разработка системы мер стимулирования или понуждения вовлечения промышленных отходов в хозяйственный оборот.
7. Разработка системы мероприятий для региональных программ в отношении промышленных отходов.
Результаты и обсуждение
Этап 1. Определение перечня проблемных крупнотоннажных отходов, образующихся в регионе, применительно к которым могут быть разработаны мероприятия региональных программ.
В перечень проблемных крупнотоннажных отходов производства следует включать виды/группы отходов (из общего перечня образующихся в регионе отходов производства), для которых:
— характерна наибольшая масса ежегодно образующихся отходов при высокой доле размещения отходов на собственных объектах хранения (например, более 90 %) и, соответственно, низком уровне утилизации: критерий указывает на то, что в балансе массы образующихся отходов основная их часть переходит на объекты хранения, которые, как правило, принадлежат самим предприятиям-генераторам отходов;
— характерна наибольшая масса отходов, складированных на объектах хранения (показатель «наличие в организации на конец года»).
Источниками информации для определения перечня проблемных для региона крупнотоннажных отходов производства могут являться: сведения регионального кадастра отходов, ведение которого осуществляется в субъекте Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; сведения федерального статистического наблюдения об образовании и обращении с отходами в регионе; территориальная схема обращения с отходами субъекта Российской Федерации; государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, указанные критерии позволяют выйти на крупнейшие объекты хранения промышленных отходов в регионе. Более подробная информация об этих объектах может быть получена в таких информационных источниках, как государственный реестр объектов размещения отходов [11], территориальная схема обращения с отходами субъекта Российской Федерации, региональный кадастр отходов.
При определении видов и количества отходов, применительно к которым в первую очередь следует разрабатывать мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот, следует учитывать тип объекта размещения отходов (далее — ОРО), на котором размещаются отходы. В тех случаях, когда объект размещения промышленных отходов представляет собой гидротехническое сооружение, использование складированных отходов (извлечение из ОРО) возможно только после прекращения эксплуатации объекта, консервации/ликвидации гидротехнического сооружения. Если объект хранения отходов представляет собой отвал, то в процесс могут быть вовлечены как отходы текущего образования, размещаемые на таком объекте, так и отходы, которые длительное время хранятся на объекте, при условии возможности их безопасного изъятия из него.
Результатом первого этапа работы является:
— перечень крупнотоннажных отходов (группы, виды отходов), образующихся в регионе и имеющих низкий уровень утилизации, содержащий сведения о количестве отходов, которое может быть вовлечено в хозяйственный оборот;
— предприятия, генерирующие эти отходы, их местоположение;
— объекты хранения (складирования) крупнотоннажных отходов производства: их местоположение, массы и виды складированных отходов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
Для удобства дальнейшего исследования предприятия-генераторы крупнотоннажных промышленных отходов и объекты хранения отходов следует схематично нанести на картосхему региона или на мелкомасштабную карту региона, введя систему условных обозначений «Источники отходов».
Этап 2. Выделение границ территорий, в пределах которых экономически целесообразно транспортировать отходы для их последующего использования.
Выделение границ территории, в пределах которой экономически целесообразно транспортировать отходы для их последующего использования, осуществляется или с применением радиуса, который рекомендован в источниках [7, 8], или путем проведения экономических расчетов затрат на транспортирование отходов. Таким образом, исходя из локализации мест образования и/или размещения проблемных крупнотоннажных отходов, формируются ареалы, за пределы границ которых транспортировать отходы на место их возможного использования, скорее всего, экономически нецелесообразно.
Этап 3. Выявление производственных объектов региона, которые потенциально могли бы являться потребителями крупнотоннажных отходов производства, как в текущем режиме, так и на перспективу.
Крупнотоннажные отходы минерального происхождения могут использоваться по следующим направлениям:
— производство строительных материалов;
— строительство дорог и иные виды строительных работ;
— ликвидация горных выработок;
— восстановление нарушенных земель;
— использование в качестве изолирующих материалов при эксплуатации объектов размещения ТКО;
— ликвидация объектов накопленного вреда.
Производство строительных материалов
К строительным материалам, при производстве которых, согласно требованиям нормативно-технической документации, может использоваться сырье из промышленных отходов, относятся, например: бетон, цемент, строительный раствор, известь, гипс, щебеночно-гравийно-песчаные смеси, пористые заполнители, стеновые, теплоизоляционные материалы [12—16].
Для определения м асштабов развития отрасли по производству строительных материалов с использованием вторичных ресурсов/вторичного сырья в регионе целесообразно провести оценку объемов производимых в регионе строительных материалов, для которых может быть использовано вторичное сырье/вторичные ресурсы из отходов производства (см. вышеприведенный перечень). Оценку можно провести по статистическому показателю «Произведено продукции (выполнено работ, услуг)», данные о которых публикуются в открытом доступе на портале государственной статистики ЕМИСС [17]. В случае наличия существенных объемов производства следует определить расположение мощностей по производству строительных материалов: объекты и их территориальная привязка.
Строительство дорог
По данным стратегии социально-экономического развития региона, схемы территориального планирования, иным документам территориального планирования предлагается установить основные направления (и конкретные объекты) строительства/капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, местного значения.
Мероприятия природоохранного назначения
Для установления возможности использования минеральных промышленных отходов для реализации мероприятий, направленных на ликвидацию горных выработок, восстановление нарушенных земель или ликвидацию объектов накопленного вреда, предлагается оценить планы региона по восстановлению нарушенных земель, ликвидации горных выработок, ликвидации объектов накопленного вреда: определить местоположение, транспортную доступность плановых объектов (расположение относительно действующих автодорог). Источниками данных могут являться: территориальная схема обращения с отходами, государственный реестр объектов накопленного вреда, государственная программа по охране окружающей среды, иные программы и проекты в области охраны окружающей среды,
информационные ресурсы региональных органов исполнительной власти.
Итогом работы по выявлению объектов, которые потенциально могут использовать образующиеся и размещаемые крупнотоннажные отходы, должен стать перечень производственных объектов, с указанием их местоположения (территориальная привязка), которые могли бы являться потребителями крупнотоннажных отходов производства:
— предприятия по производству строительных материалов: бетона, цемента, строительного раствора, извести, гипса, нерудных материалов, пористых заполнителей, стеновых, теплоизоляционных материалов;
— крупные объекты строительства и (или) капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования;
— объекты, включенные в планы региона по восстановлению нарушенных земель, ликвидации горных выработок, ликвидации объектов накопленного вреда.
Для удобства дальнейшего исследования, вышеперечисленные объекты следует схематично нанести на картосхему региона или на м елкомас-штабную карту региона, введя систему условных обозначений «Потребители отходов».
Выявление на территории региона объектов, которые могли бы в перспективе использовать крупнотоннажные отходы, проводится на основе информации о направлениях пространственного развития региона, анализа планов по созданию/развитию в регионе промышленных кластеров, индустриальных парков, технопарков, а также анализа планов по развитию каркаса системы расселения.
Для этого проводится анализ основного документа стратегического планирования региона — стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также региональных программ и региональных отраслевых стратегий (при их наличии). Цель анализа — выявить территориальные «фокусы» развития региона (индустриальные парки, технопарки, эко-технопарки, промышленные кластеры и другие территориально -производственные комплексы, развитие каркаса системы расселения), на которых акцентируются планы регионального развития. В связи с развитием (или созданием), к таким особенностям так или иначе потребуется привлечение материальных ресурсов, в качестве которых могут быть использованы вторичные материальные ресурсы.
Выполненные работы позволят сформировать:
— перечень ареалов с их территориальной привязкой, на которых фокусируются планы по
развитию региона: ключевые агломерации, планируемые, создаваемые или развиваемые индустриальные парки, технопарки, промышленные кластеры;
— перечень планируемых к реализации объектов, где могут быть использованы вторичные материальные ресурсы.
Для удобства дальнейшего исследования выявленные ареалы/объекты следует схематично нанести на картосхему региона или на мелкомасштабную карту региона, введя систему условных обозначений «Фокусы развития».
Этап 4. Оценка объемов использования отходов производства на действующих и планируемых к реализации объектах, с учетом перспектив развития региона.
Для оценки объемов возможного использования отходов производства на действующих и планируемых к реализации объектах, необходим сбор и анализ сведений:
— о потребности материальных ресурсов, которые могут быть заменены полностью или частично вторичными ресурсами;
— о потребности в материалах, которые могут быть произведены в регионе с использованием вторичных ресурсов;
— о доле вторичных ресурсов или вторичного сырья, которые могут быть использованы при реализации проектов;
— о наличии в пределах ареала реализации планируемого объекта вторичных ресурсов, которые могли бы быть вовлечены в хозяйственный оборот.
На данном этапе происходит сопоставление на единой картосхеме (мелкомасштабной карте) региона:
— источников отходов, определенных на этапе 1;
— потребителей отходов и фокусов развития, определенных на этапе 3.
При этом уделяется внимание взаиморасположению указанных объектов: привлечение вторичных ресурсов целесообразно в случае, если источники вторичных ресурсов и места их возможного использования, находятся на расстоянии не более 100—150 км (чем ближе, тем лучше). Для таких ареалов формулируются возможные направления использования, в зависимости от группы «близкорасположенных» промышленных отходов и сферы их применения (этапы 2, 3).
В межгосударственных и национальных стандартах определены возможности использования отходов производства в качестве материалов для производства цементов, добавок и заполнителей для бетонов (и соответственно, бетонов), активных минеральных добавок, строительных рас-
творов, щебня для дорожных и строительных работ, в качестве нерудных строительных материалов, наряду с природными материалами. Перечень промышленных отходов, фигурирующих в нормативно-технической документации по стандартизации производства различных строительных материалов достаточно широк; в основном упоминаются золы/шлаки/золошлаковые смеси, шлаки металлургической, химической промышленности, вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения минерального сырья, фосфо-гипс [12—16]. В нормативно-технической документации по дорожному строительству (ремонту, эксплуатации автомобильных дорог) указываются различные отходы производства, которые могут применяться для укрепления грунтов, в составе земляного полотна и дорожной одежды [18—19]. С 2023 года вступили в силу несколько ГОСТов, в которых упоминаются конкретные отходы производства и их применимость в сфере дорожного строительства [20—22].
В национальных стандартах и сводах правил в области проектирования и строительства автомобильных дорог устанавливается возможность применения некоторых промышленных отходов, при этом выбор материалов остается за проектировщиком, но заказчик может задать условие по расчету варианта использования вторичных ресурсов в качестве сырьевой базы на этапе технико-экономического обоснования, сравнения вариантов проектных решений. Аналогичным образом можно поступать и в работе с проектировщиком (подрядчиком) на выполнение (по заказу региона) природоохранных работ: рекультивации земель, рекультивации свалок или полигонов ТКО.
Источниками информации для исследований на этапе оценки объемов возможного использования отходов производства являются:
— проектная документация на реализацию объектов, бизнес-планы по созданию индустриальных парков, технопарков;
— национальные и межгосударственные стандарты, регламентирующие применение промышленных отходов в качестве вторичных ресурсов для производства продукции, выполнения работ;
— распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 2094-р, которым утвержден перечень видов продукции (товаров) и перечня видов работ, услуг, производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе (указана минимальная доля вторичного сырья для каждого вида продукции/работ, услуг), в отношении которых государством будет оказываться стимулирование производства;
— иная информация о возможности использования вторичных ресурсов для вовлечения в хозяйственный оборот.
Результатами работы на этапе 4 должны стать сформулированные возможные направления использования вторичных ресурсов (по различным группам промышленных отходов), по конкретным ареалам на территории региона, представляющим собой «фокусы развития» региона; а также схемы, содержащие потенциальные связи между потребителями вторичных ресурсов и образова-телями вторичных ресурсов.
Этап 5. Выявление причин, препятствующих вовлечению отходов в хозяйственный оборот.
Причины, препятствующие вовлечению отходов в хозяйственный оборот, могут носить технологический и экономический характер. К основным причинам, тормозящим активное использование крупнотоннажных отходов производства в России, можно отнести [2]:
— отсутствие устойчивого спроса на продукцию с применением вторичных ресурсов/вторичного сырья из крупнотоннажных промышленных отходов;
— экономическую нецелесообразность транспортирования крупнотоннажных отходов к местам их возможного использования при длинном транспортном плече.
При разработке проектов по строительству дорог в инвестиционных проектах государственно-частного партнерства, предлагаемых к реализации, а также при государственных закупках предлагается рассматривать вторичные ресурсы из отходов производства как ресурсную базу для обеспечения материалами, продукцией, там, где это технологически допустимо.
Для действующих и планируемых мощностей по производству цемента, бетона, строительных растворов предлагается на основе экономической модели рассчитывать вариант использования вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов, с учетом мер государственной поддержки согласно упомянутому выше распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 2094-р. Для этой цели может быть применена модель-схема оценки экономической эффективности вариантов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) при использовании первичного сырья, вторичного сырья и комбинированного сырья (комбинация первичного и вторичного сырья), разработанная ФГБУ УралНИИ «Экология» в 2023 году [23].
В случае, если перечисленные выше меры недостаточны для обеспечения экономики процесса вовлечения вторичных ресурсов в хозяйс-
твенный оборот, предлагается рассмотреть такие меры, как установление на региональном уровне условий включения в проектную документацию на строительство дорог, на проведение работ по восстановлению нарушенных земель, оценки экономической целесообразности использования подготовленных к использованию крупнотоннажных отходов производства (или вторичного сырья, или продукции из них.
Этап 6. Разработка системы мер стимулирования или понуждения вовлечения промышленных отходов в хозяйственный оборот.
Стимулировать вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот предлагается путем применения мер государственного регулирования (например, в рамках разрабатываемых региональных программ), побуждая хозяйствующих субъектов использовать отходы, если таковые имеются в пределах транспортного плеча 100—150 км. При этом в каждом конкретном случае необходимо проведение экономического обоснования (рентабельности — для бизнеса, эффективности (не только экономической, но и социальной, экологической) — для региона, в зависимости от того, кто выступает заказчиком производства соответствующей продукции, выполнения определенного рода работ, оказания услуг.
Проблема вовлечения вторичных ресурсов/ сырья в экономический оборот и, таким образом, в производство конечной продукции не может быть решена без учета вопросов и задач, связанных с экономической эффективностью данного процесса. Как показали исследования, экономическая эффективность использования вторичных ресурсов взамен первичных природных ресурсов может быть близка к нулевой, но все-таки выходит в минимальные «положительные» значения [23]. Задачей государства как субъекта регулирования вовлечения промышленных отходов в хозяйственный оборот является создание правового поля и соответствующих механизмов, которые позволили бы стимулировать процесс вовлечения отходов производства в экономику замкнутого цикла.
Этап 7. Разработка системы мероприятий для региональных программ в отношении промышленных отходов.
По результатам выполненных работ формируются мероприятия для включения в региональные программы в части:
— мер стимулирования вовлечения вторичных ресурсов/вторичного сырья в хозяйственный оборот;
— использования вторичных ресурсов/вторичного сырья в конкретных проектах.
Заключение
Одной из ключевых проблем, влияющих на процесс вовлечения крупнотоннажных отходов производства в хозяйственный оборот в Российской Федерации, являются существующие территориально-транспортные особенности взаимного расположения объектов образования отходов (и объектов хранения отходов) и объектов возможного применения отходов: предприятий строительной индустрии, крупных объектов дорожного строительства, нарушенных земель, сельскохозяйственных земель, требующих мелиорации и повышения плодородия. В связи с этим при разработке предложений по повышению вовлечения в хозяйственный оборот проблемных промышленных отходов в России важно применять территориальный подход, позволяющий оценить наличие и взаиморасположение объектов-источников и объектов-потребителей, их взаимную транспортную доступность, транспортное плечо и иные факторы, влияющие на технико-экономическую целесообразность использования отходов.
Результатом выполнения работ в рамках представленной методологии будет своего рода ин-
вентаризация крупнотоннажных отходов производства, являющихся проблемными для региона Российской Федерации, и потому требующих особого внимания при создании в регионе экономически обоснованных замкнутых циклов материалов.
Замкнутые циклы материалов, представленных вторичными ресурсами — крупнотоннажными промышленными отходами, целесообразно организовывать на уровне промышленного региона или территориально-производственного комплекса. Одним из перспективных направлений является создание промышленных кластеров (совокупности энергокомпаний, металлургических предприятий, предприятий строительной индустрии, крупных объектов строительства, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости).
Представленная в статье методология может быть использована при разработке региональных программ в области обращения с отходами, региональных программ «Экономика замкнутого цикла», документов стратегического планирования использования вторичных ресурсов.
Библиографический список
1. Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления / Росприроднадзор: официальный сайт. — URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste (дата обращения: 15.08.2023).
2. Белоногова Ю. О., Мякишева А. В., Сомова Т. Н. Обращение с крупнотоннажными отходами производства: проблемы и перспективы / Экологическая безопасность в условиях антропогенной трансформация природной среды: материалы всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной памяти Н. Ф. Реймерса и Ф. Р. Штильмарка (20—21 апреля 2023 г.); под ред. С. А. Бузмакова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2023. — С. 249—254.
3. ГОСТ 3344—83. Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (с Изменением № 1): межгосударственный стандарт: утвержден постановлением Госстроя СССР от 20.10.1983 № 281: введен в действие с 01.01.1985. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
4. ГОСТ 5578—2019. Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия (с Поправкой): межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 12.11.2019 № 1107-ст: введен в действие с 01.06.2020. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
5. ГОСТ 25592—2019. Смеси золошлаковые тепловых электростанций для бетонов. Технические условия: межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 12.11.2019 № 1109-ст: введен в действие с 01.06.2020. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
6. ГОСТ 3476—2019. Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов: межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 31.10.2019 № 854-ст: введен в действие с 01.06.2020. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
7. Осокин Н. А., Золотова И. Ю., Никитушкина Ю. В. Экономическая целесообразность вовлечения золошлаков в дорожное строительство // Мир дорог. — 2021. — № 141. — С. 111—113.
8. Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1557-р // Гарант: информационно-правовой портал: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404744607/ (дата обращения: 15.06.2023).
9. Пугин К. Г. Промышленная экология. Утилизация крупнотоннажных отходов производства: учебное пособие / К. Г. Пугин. — Пермь: ПНИПУ, 2016. — 96 с.
10. Белоногова Ю. О., Мякишева А. В., Сомова Т. Н. и др. Характеристика крупнотоннажных отходов производства в России // Вопросы прикладной экологии: сборник научных трудов / Белоногова Ю. О., Мякишева А. В., Сомова Т. Н., Ощепкова А. З.; науч. ред.: д-р техн. наук, проф. Б. Е. Шенфельд; рецензент: д-р геогр. наук С. А. Буз-маков; ФГБУ УралНИИ «Экология». — Пермь, 2023. — С. 16—33.
11. Государственный реестр объектов размещения отходов / Росприроднадзор: официальный сайт. — URL: https:// rpn.gov.ru/activity/regulation/kadastr/groro/(дата обращения: 15.02.2024).
12. ГОСТ 31108—2020. Цементы общестроительные. Технические условия (с Поправкой): межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 04.08.2020 № 453-ст: введен в действие с 01.01.2022. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
13. ГОСТ Р 56196—2014. Добавки активные минеральные для цементов. Общие технические условия (с Поправкой): национальный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 28.10.2014 № 1448-ст: введен в действие с 01.04.2015. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
14. ГОСТ 28013—98. Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением № 1): межгосударственный стандарт: утвержден постановлением Госстроя России от 29.11.1998 № 30: введен в действие с 01.07.1999. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
15. ГОСТ 32496—2013. Заполнители пористые для легких бетонов. Технические условия (Переиздание): межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 30.12.2013 № 2397-ст: введен в действие с 01.01.2015. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
16. ГОСТ 25137—82. Материалы нерудные строительные, щебень и песок плотные из отходов промышленности, заполнители для бетона пористые. Классификация: межгосударственный стандарт: утвержден постановлением Госстроя СССР от 31.12.1981 № 291: введен в действие с 01.01.1983. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
17. Произведено продукции (выполнено работ, услуг) c 2017 г. // ЕМИСС: государственная статистика: [сайт]. — URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58502?ysclid=lqjbmitmt211741807 (дата обращения: 13.10.2023).
18. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03—85: СП 78.13330.2012 свод правил: утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272: введен в действие с 01.07.2013. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
19. ГОСТ 33149—2014. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях: межгосударственный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 21.07.2015 № 920-ст: введен в действие с 01.12.2015. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
20. ГОСТ Р 70453—2022. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Общие технические условия: национальный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 30.11.2022 № 1411-ст: введен в действие с 01.01.2023. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
21. ГОСТ Р 70452—2022. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Общие технические условия: национальный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 30.11.2022 № 1410-ст: введен в действие с 01.01.2023. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
22. ГОСТ Р 70458—2022. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Общие технические условия: национальный стандарт: утвержден приказом Росстандарта от 30.11.2022 № 1416-ст: введен в действие с 01.01.2023. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».
23. Мочалова Л. А., Подкорытов В. Н., Ощепкова А. З. и др. Оценка экономической эффективности использования вторичных ресурсов для условий строительной сферы Челябинской области // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика [статья направлена в журнал в январе 2024 г., по состоянию на 07.08.2024 не опубликована]
METHODOLOGY FOR THE INCLUSION OF LARGE-SCALE INDUSTRIAL WASTE IN REGIONAL CIRCULAR ECONOMY PROGRAMS
Y. O. Belonogova, Senior Researcher, Branch Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Environmental Protection" "Uralskiy", [email protected], Perm, Russia,
A. Z. Oshchepkova, Ph. D. (Engineering), Advisor to the Director, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Environmental Protection", [email protected], Perm, Russia,
T. N. Somova, Head of Ecological Management Department of Branch Federal State budgetary institution "All-Russian Research Institute of Environmental Protection" "Uralskiy", [email protected], Perm, Russia
References
1. Informatsiia ob obrazovanii, obrabotke, utilizatsii, obezvrezhivanii, razmeshchenii otkhodov proizvodstva i potrebleniia. Rosprirodnadzor: official website. URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-con-sumption-waste (data obrashcheniia: 15.08.2023) [in Russian].
2. Belonogova Y. O., Miakisheva A. V., Somova T. N. Obrashchenie s krupnotonnazhnymi otkhodami proizvodstva: problemy i perspektivy [Handling of large-tonnage production waste: problems and prospects]. Ekologicheskaia bezopasnost' v usloviiakh antropogennoi transformatsiia prirodnoi sredy: materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh, posviashchennoi pamiati N. F. Reimersa i F. R. SHtil'marka (20—21 aprelia 2023 g.) / pod red. S. A. Buzmakova; Permskii Gosudarstvennyi Natsional'nyi Issledovatel'skii Universitet. Perm', 2023. P. 249—254 [in Russian].
3. GOST 3344—83. SHCHeben' i pesok shlakovye dlia dorozhnogo stroitel'stva. Tekhnicheskie usloviia (s Izmeneniem no 1): mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden postanovleniem Gosstroia SSSR ot 20.10.1983 no 281: vveden v deistvie s 01.01.1985. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
4. GOST 5578—2019. SHCHeben' i pesok iz shlakov chernoi i tsvetnoi metallurgii dlia betonov. Tekhnicheskie usloviia (s Po-pravkoi): mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 12.11.2019 no 1107-st: vveden v deistvie s 01.06.2020. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
70
№5, V0V4
5. GOST 25592—2019. Smesi zoloshlakovye teplovykh elektrostantsii dlia betonov. Tekhnicheskie usloviia: mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 12.11.2019 no 1109-st: vveden v deistvie s 01.06.2020. Rezhim dostupa: spra-vochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
6. GOST 3476—2019. SHlaki domennye i elektrotermofosfornye granulirovannye dlia proizvodstva tsementov: mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 31.10.2019 no 854-st: vveden v deistvie s 01.06.2020. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
7. Osokin N. A., Zolotova I. Iu., Nikitushkina Iu. V. Ekonomicheskaia tselesoobraznost' vovlecheniia zoloshlakov v dorozhnoe stroitel'stvo [Economic feasibility of involving ash and slag in road construction]. Mir dorog. 2021. No. 141. P. 111—113 [in Russian].
8. Kompleksnyi plan po povysheniiu obemov utilizatsii zoloshlakovykh otkhodov V klassa opasnosti: rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.06.2022 no 1557-r // Garant: informatsionno-pravovoi portal: [sait]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/404744607/ (data obrashcheniia: 15.06.2023) [in Russian].
9. Pugin K. G. Promyshlennaia ekologiia. Utilizatsiia krupnotonnazhnykh otkhodov proizvodstva: uchebnoe posobie [Industrial ecology. Disposal of large-tonnage production waste: tutorial]. Perm': PNIPU, 2016. 96 p. [in Russian].
10. Belonogova Iu. O., Miakisheva A. V., Somova T. N. i dr. KHarakteristika krupnotonnazhnykh otkhodov proizvodstva v Rossii [Characteristics of large-scale production waste in Russia]. Voprosy prikladnoi ekologii: sbornik nauchnykh trudov / Belonogova Iu. O, Miakisheva A. V., Somova T. N, Oshchepkova A. Z.; nauch. red.: d-r tekhn. nauk, prof. B. E. SHenfel'd; retsenzent: d-rgeogr. nauk S. A. Buzmakov; FGBU UralNII "Ekologiia". Perm', 2023. P. 16—33 [in Russian].
11. Gosudarstvennyi reestr obektov razmeshcheniia otkhodov // Rosprirodnadzor: official website. — URL: https://rpn.gov.ru/ activity/regulation/kadastr/groro/(data obrashcheniia: 15.02.2024) [in Russian].
12. GOST 31108—2020. TSementy obshchestroitel'nye. Tekhnicheskie usloviia (s Popravkoi): mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 04.08.2020 no 453-st: vveden v deistvie s 01.01.2022. Rezhim dostupa: spravochno-pra-vovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
13. GOST R 56196—2014. Dobavki aktivnye mineral'nye dlia tsementov. Obshchie tekhnicheskie usloviia (s Popravkoi): natsion-al'nyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 28.10.2014 no 1448-st: vveden v deistvie s 01.04.2015. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
14. GOST 28013—98. Rastvory stroitel'nye. Obshchie tekhnicheskie usloviia (s Izmeneniem no 1): mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden postanovleniem Gosstroia Rossii ot 29.11.1998 no 30: vveden v deistvie s 01.07.1999. Rezhim dostupa: spravoch-no-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
15. GOST 32496—2013. Zapolniteli poristye dlia legkikh betonov. Tekhnicheskie usloviia (Pereizdanie): mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 30.12.2013 no 2397-st: vveden v deistvie s 01.01.2015. Rezhim dostupa: spra-vochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
16. GOST 25137—82. Materialy nerudnye stroitel'nye, shcheben' i pesok plotnye iz otkhodov promyshlennosti, zapolniteli dlia betona poristye. Klassifikatsiia: mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden postanovleniem Gosstroia SSSR ot 31.12.1981 no 291: vveden v deistvie s 01.01.1983. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
17. Proizvedeno produktsii (vypolneno rabot, uslug) c 2017 g. // EMISS: gosudarstvennaia statistika: [sait]. URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/58502?ysclid=lqjjbmitmt211741807 (data obrashcheniia: 13.10.2023) [in Russian].
18. Avtomobil'nye dorogi. Aktualizirovannaia redaktsiia SNiP 3.06.03-85: SP 78.13330.2012 svod pravil: utverzhden prikazom Minregiona Rossii ot 30.06.2012 no 272: vveden v deistvie s 01.07.2013. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
19. GOST 33149—2014. Dorogi avtomobil'nye obshchego pol'zovaniia. Pravila proektirovaniia avtomobil'nykh dorog v slozhnykh usloviiakh: mezhgosudarstvennyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 21.07.2015 no 920-st: vveden v deistvie s 01.12.2015. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
20. GOST R 70453—2022. Dorogi avtomobil'nye obshchego pol'zovaniia. Grunty, ukreplennye organicheskimi viazhushchimi. Obshchie tekhnicheskie usloviia: natsional'nyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 30.11.2022 no 1411-st: vveden v deistvie s 01.01.2023. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
21. GOST R 70452—2022. Dorogi avtomobil'nye obshchego pol'zovaniia. Grunty stabilizirovannye i ukreplennye neorganicheski-mi viazhushchimi. Obshchie tekhnicheskie usloviia: natsional'nyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 30.11.2022 no 1410-st: vveden v deistvie s 01.01.2023. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
22. GOST R 70458—2022. Dorogi avtomobil'nye obshchego pol'zovaniia. Smesi shchebenochno-graviino-peschanye. Obshchie tekhnicheskie usloviia: natsional'nyi standart: utverzhden prikazom Rosstandarta ot 30.11.2022 no 1416-st: vveden v deistvie s 01.01.2023. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian].
23. Mochalova L. A., Podkorytov V. N., Oshchepkova A. Z. i dr. Otsenka ekonomicheskoi effektivnosti ispol'zovaniia vtorichnykh resursov dlia uslovii stroitel'noi sfery CHeliabinskoi oblasti [Assessment of the economic efficiency of the use of secondary resources for the conditions of the construction sector of the Chelyabinsk region]. ETAP: Ekonomicheskaia Teoriia, Analiz, Praktika. 2024 [in Russian].