УДК 378.14
МЕТОДОЛОГИЯ «ТЮНИНГ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
С.Н.Горычева, С.М.Ёлкин
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье обозначены проблемы реализации программ по новым ФГОС, раскрываются возможности применения методологии «Тюнинг» в разработке основных образовательных программ высшего образования, показана их структура, в качестве примера приведена карта освоения студентом компетенции «Способность к самообразованию». Ключевые слова: основная образовательная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт, методология «Тюнинг»
The article reveals the main problems of implementing the new state educational standard programs. It also presents some possibilities of Tuning Methodology in working out the basic higher education programs, shows their structure and the example of the competence matrix «Capacity to learn and stay up-to-date with learning».
Keywords: basic education program, state educational standard, Tuning Methodology
Переход системы высшего образования в России на стандарты третьего поколения направлен на изменение качества подготовки специалистов и интеграцию нашей системы образования в общеевропейскую. Однако анализ основных образовательных программ (ООП) направлений подготовки в рамках ФГОС обнаружил ряд проблем, без разрешения которых невозможно успешное продвижение вперед. Обозначим эти проблемы.
1. Определение набора компетенций, их систематизация и несовершенство формулировок. Количество общекультурных компетенций выпускника университета в различных направлениях подготовки отличаются в разы. Общепрофессиональные компетенции выпускников различных профилей одного направления также имеют значительные отличия.
2. Неопределенность в принципах отбора ядра содержания образования. Отсутствие дидактических единиц ведет к дублированию содержания по предметным областям и модулям.
3. Отсутствие уровней, показателей, критериев и научно обоснованных технологий оценки сформированности компетенций студентов, что не позволяет объективно оценивать результаты обучения студентов по направлению подготовки.
4. Отсутствует реализация принципа модульности в проектировании учебного плана.
Разрешение обозначенных проблем сопряжено с распространением методологии «Тюнинг» в российское академическое сообщество. Она направлена на обеспечение сопоставимости образовательных программ в рамках направления подготовки. Академическое сообщество разрабатывает и принимает согласованные контрольные параметры (компетенции и результаты обучения), необходи-
мые для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности образовательных программ.
Построение образовательных программ согласно методологии, выработанной в международном проекте «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational in Europe), позволяет выявить логичность построения ООП, взаимосвязь ее отдельных компонентов, соответствие всех параметров ООП заявленным целям программы и результатам обучения. Алгоритм TUNING предусматривает следующую последовательность этапов.
Шаг 1. Подтверждение социального заказа на программу, определение ее профиля.
Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения.
Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы.
Шаг 4. Формирование и описание структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных часах).
Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций.
Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций.
Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения.
Представим спецификацию (краткое описание) образовательной программы по образцу, рекомендованному европейским проектом TUNING (табл.1).
Таблица 1
Структура ООП (на примере направления «Психолого-педагогическое образование»)
Основные разделы Содержание раздела
1. Общие положения Общая характеристика вузовской ООП высшего профессионального образования; нормативно-правовая база для разработки ООП направления; требования к абитуриенту
2. Введение к ООП Общая характеристика ООП по направлению
2.1. Определение предметной области Описание предметной области; научная основа; особенности профессиональной деятельности
2.2 Взаимосвязь предметной области с другими образовательными программами Включение содержания предметной области «Педагогика и психология» в другие ООП; взаимосвязь ООП по направлению «Психолого-педагогическое образование» с другими предметными областями
3. Квалификационные рамки направления Общие особенности подготовки бакалавров и магистров
3.1. Общее описание получаемых степеней и профилей Специфика подготовки бакалавров и магистров психологопедагогического образования; описание возможных профилей направления «Психологопедагогическое образование»
3.2. Описание конкретных степеней и профилей, получаемых в вузе в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» Характеристика профессиональной деятельности бакалавра; характеристика профессиональной деятельности выпускника магистра
4. Сферы занятости Общая характеристика возможного трудоустройства бакалавров и магистров
4.1 Обзор типичных сфер занятости бакалавров и магистров психологопедагогического образования Характеристика возможного трудоустройства бакалавров; характеристика возможного трудоустройства магистров
4.2. Сферы трудоустройства выпускников в Российской Федерации Типичные профессии и должности, занимаемые бакалаврами; типичные профессии и должности, занимаемые магистрами
5. Общие положения компетентностно-го подхода Основные идеи компетентностного подхода, реализуемые в ООП направления «Психолого-педагогического образования»
6. Создание списка компетентностей Общие методологические положения к разработке ключевых компетентностей в рамках направления
6.1. Написание расширенного списка компетентностей, необходимых для предметной области Мониторинг программ подготовки специалистов в области психо-лого-педагогического образования; анализ должностных инструкций педагога-психолога, социального педагога, школьного учителя, классного руководителя; создание единого списка компетентностей, согласованного со специалистами из других вузов
6.2. Проведение опроса Проведение и анализ ранжированного опроса работодателей, выпускников, студентов и преподавателей по выявлению значимости той или иной компетентности для подготовки бакалавров и магистров
6.3. Философия выработки ключевых компетентностей, необходимых для предметной области «Психологопедагогическое образование» В основу философии отбора компетентностей может быть положен подход Ж.Делора о четырех колоннах образования — «Научить учиться», «Научить работать», «Научить жить в ладу с другими людьми», «Научить жить в ладу с самим собой»
6.4. Общекультурные компетентности Список общекультурных компетентностей
6.5. Предметные компетентности Список основных предметных компетентностей
7. Образовательные результаты Список основных образовательных результатов
8. Обучение, самостоятельная работа студента, оценка сформированности компетентностей Особенности процесса обучения, организуемого в рамках компе-тентностного подхода
8.1. Содержание Особенности конструирования содержания подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование»; название модулей (дисциплин)
8.2. Методы обучения Особенности организации процесса обучения; технологии и методы, используемые на занятиях
8.3. Самостоятельная работа студента Особенности организации самостоятельной работы студентов; виды и технологии организации самостоятельной работы студентов
8.4. Методы оценки компетенций Формы оценки качества освоения обучающимися по направлению подготовки; текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации; итоговая государственная аттестация выпускников
9. Учебный план: особенности, карты компетентностей Реализация кредитно-модульного подхода; матрица компетентностей
10. Общие выводы
11. Список разработчиков программы
12. Глоссарий
13. Ссылки (библиография)
Целью образовательной программы является развитие компетенций студентов. По каким показателям можно судить об уровне освоения студентом компетенции? С целью описания параметров обучения в плане глубины и широты познавательной дея-
тельности на определенной стадии программы можно использовать карту освоения студентом той или иной компетенции. В карте содержится информация о том, по каким показателям можно судить о степени освоения студентом той или иной компетенции (табл.2).
Таблица 2
Карта уровня освоения студентом компетенции «Способность к самообразованию»
Показатели Дескрипторы
1 2 3 4 5
Осознание важности процесса самообразования для совершенствования профессионального мастерства Не осознает Испытывает сложности с формулировкой сущности процесса самообразования Демонстрирует понимание важности процесса самообразования для профессионального совершенствования Способен аргументированно изложить преимущества процесса самообразования для совершенствования профессионального мастерства Демонстрирует знание основных принципов самообразования и готовность применять их на практике
Понимание необходимости самообразования на протяжении всей жизни Не имеет такого понимания Имеет недостаточно четкие представления о необходимости самообразования на протяжении всей жизни Проявляет понимание необходимости непрерывного профессионального развития Демонстрирует знание механизмов самообразования на протяжении всей жизни Способен выбирать методы самообразования в соответствии с поставленной задачей
Способность к профессиональному самоопределению Не имеет мотивации к профессионально-му самоопределению Испытывает затруднения в профессиональном самоопределении Способен к профессиональному самоопределению Демонстрирует реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе Демонстрирует осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для оценки своих профессиональных качеств
Способность самостоятельно находить необходимые источники Не способен к самостоятельному поиску источников Испытывает трудности с определением приоритетов в процессе поиска источников Способен работать с различными видами источников (книги, аудиовизуальные источники, Интернет) Демонстрирует способность к анализу и синтезу информации, полученной из различных источников Способен построить собственный источниковедческий алгоритм
Способность соотнести результаты самообразования со знаниями, полученными в процессе совместного обучения Не демонстрирует понимания взаимосвязи процессов совместного обучения и самообразования Не видит связи между самообразованием и усвоением знаний, полученных в процессе совместного обучения Имеет четкое представление о взаимосвязи результатов совместного обучения с процессом самообразования Способен совмещать индивидуальные и групповые формы самообразования Четко формулирует собственную стратегию самообразования, исходя из анализа результатов группового обучения
Подобные карты освоения должна быть составлена по всем компетентностям, формируемым в рамках той или иной образовательной программы. Создание данных карт позволяет:
— установить возможную взаимосвязь общекультурных и предметных компетентностей;
— определить место и значимость преподаваемого модуля (дисциплины) в структуре ООП;
— осуществить отбор ядра содержания того или иного модуля или дисциплины;
— рассмотреть ту или иную компетентность как систему показателей и дескрипторов;
— разработать систему оценивания сформиро-ванности компетентностей;
— осуществить выбор технологий, стратегий, методов и приемов обучения.
Международный проект TUNING — это проект, цель которого предложить всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект служит платформой для выработки университетами согласованных параметров (требований) по предметным областям, необходимых для сопоставления, совместимости и прозрачности программ.