Научная статья на тему 'О проекте «Тюнинг в России»'

О проекте «Тюнинг в России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ «ТЮНИНГ» / ОБЩИЕ И ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ФГОС ВПО / КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СОГЛАСОВАННЫЕ ПЕРЕЧНИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТЮНИНГ-ЦЕНТРЫ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / TUNING METHODOLOGY / LEARNING OUTCOME / TEACHING / LEARNING / ESTIMATION / RUSSIAN EDUCATIONAL STANDARDS / REFERENCE POINTS / TUNING CENTRES / GENERAL AND SPECIAL COMPETENCES FOR SUBJECT AREAS / STUDENT-CENTERED EDUCATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкарев Иван А., Котлобовский Игорь Борисович, Караваева Евгения Владимировна, Демчук Артур Леонидович, Телешова Ирина Георгиевна

Статья открывает серию работ, посвященных реализации международного образовательного проекта «Tuning of educational structures» («Настройка образовательных структур») в России. В статье освещены основные задачи и результаты проекта «Tuning Russia» («Тюнинг в России»), реализуемого в России в 2010–2013 гг. Особое внимание уделено подходам и принципам формирования Ключевых ориентиров для разработки образовательных программ в конкретных предметных областях. Приведены некоторые результаты анкетирования преподавателей, студентов, работодателей и выпускников по оценке значимости и достигнутого уровня развития профессиональных компетенций в области «Экономика». Сформулированы основные виды деятельности Тюнинг-центров, созданных на базе 13 образовательных организаций высшего образования в России по результатам выполнения проекта «Тюнинг в России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюкарев Иван А., Котлобовский Игорь Борисович, Караваева Евгения Владимировна, Демчук Артур Леонидович, Телешова Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE “TUNING RUSSIA” PROJECT

This paper is the first one from the coming soon articles with a description of the results and findings of the project “Tuning of educational structures”. The article highlights the main goals and results of the project “Tuning Russia” conducted in Russia in the period of 2010–2013. Special attention is paid to the basic approaches of the drafting the Reference points of the educational programs in different subject areas. Some findings from the survey of the opinion of academy, alumni, students and employers on the importance and achieved level of the professional competencies in Economics are given. The paper describes several kinds of activities to be done by the Tuning centers were established in 13 Russian universities participated in the project “Tuning Russia”.

Текст научной работы на тему «О проекте «Тюнинг в России»»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

j

О проекте «Тюнинг в России»

И.А. ДЮКАРЕВ, директор департамента анализа политики в области высшего образования Международной академии Тюнинг, координатор проекта «Тюнинг в России»

Университет Деусто (Испания)

И.Б. КОТЛОБОВСКИЙ, генеральный секретарь АКУР

Е.В. КАРАВАЕВА, исполнительный директор АКУР

A.Л. ДЕМЧУК, координатор центра сетевого взаимодействия АКУР Ассоциация классических университетов России (АКУР)

И.Г. ТЕЛЕШОВА, зам. декана экономического факультета

B.Х. ЭЧЕНИКЭ, зам. декана экономического факультета

М.Е. УЛЬЯНОВА, начальник отдела проектов экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Статья открывает серию работ, посвященных реализации международного образовательного проекта «Tuningofeducational structures » ( «Настройка образовательных структур» ) в России. В статье освещены основные задачи и результаты проекта «Tuning Russia» ( «Тюнинг в России» ), реализуемого в России в 2010-2013 гг. Особое внимание уделено подходам и принципам формирования Ключевых ориентиров для разработки образовательных программ в конкретных предметных областях. Приведены некоторые результаты анкетирования преподавателей, студентов, работодателей и выпускников по оценке значимости и достигнутого уровня развития профессиональных компетенций в области «Экономика». Сформулированы основные виды деятельности Тюнинг-центров, созданных на базе 13 образовательных организаций высшего образования в России по результатам выполнения проекта «Тюнинг в России ».

Ключевые слова: м-етодология «Тюнинг», общие ипредм-етно-специфические компетенции для предметных областей, результаты обучения, преподавание, обучение, оценивание, ФГОС ВПО, Ключевые ориентиры, согласованные перечни общих и профессиональных компетенций, Тюнинг-центры, студентоцентрированная модель образования

Образовательные системы большинства европейских стран в настоящее время находятся в процессе реформирования. В рамках Болонского процесса университеты стремятся обеспечить гармонизацию образовательных программ (их «настройку» друг на друга), а не идти по пути их простой унификации. Остро стоит и задача приведения академических моделей квалификаций выпускников к квалификациям, необходимым современному рынку труда

и обществу в целом. В этой связи особенно важным является выражение уровня полученного образования и квалификации в терминах компетенций и результатов обучения.

Ключевым инструментом для решения указанных задач сталаметодология, разработанная в рамках международного образовательного проекта «Tuning of educational structures» («Настройка образовательных структур»). Название «Тюнинг» («Tuning»)

было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, «предписанным» учебным планам, а к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию базовых подходов к организации образовательного процесса. Защита многообразия образования в Европе с самого начала была важнейшей чертой проекта, который никоим образом не пытался и не пытается ограничить независимость специалистов или полномочия национальных и местных органов власти.

Проект «Тюнинг» стартовал в 2000 г. какпроект Европейского Союза, призванный связать политические цели Болонского процесса (а позднее - Лиссабонской стратегии) с целями высших учебных заведений. За несколько лет проект сформировал основные методологические подходы к проектированию, разработке, внедрению, оценке и повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровней высшего образования. Методология «Тюнинг» полностью соответствует контексту Болонского процесса и является основным академическим инструментом создания единого европейского пространства высшего образования.

Необходимость обеспечения совместимости, сопоставимости и конкурентоспособности образовательных программ на европейском пространстве возникла из запросов студентов, чья возрастающая мобильность потребовала надежной и объективной информации об образовательных программах в разных вузах. Однако и работодатели - как в самой Европе, так и за ее пределами - нуждались в достоверной информации о полученной квалификации выпускников. В тесном взаимодействии с процессом формирования европейского пространства высшего образования активно развивается процесс создания национальных рамок квалификаций в европейских странах.

Методология «Тюнинг» служит плат-

формой для выработки университетами согласованных Ключевых ориентиров (Reference Points), своего рода «рамочных стандартов » для разработки образовательных программ в конкретных предметных областях, необходимых для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности программ. Ключевые ориентиры для образовательных программ в конкретной предметной области выражаются в виде перечней общих и профессиональных компетенций выпускников и общих рекомендаций к системе преподавания, обучения и оценивания.

«Тюнинг» является университетским проектом, и именно университеты организовали эффективную, планомерную и скоординированную деятельность в ответ на новые вызовы и новые возможности, обусловленные европейской интеграцией и формированием единого европейского пространства высшего образования.

Методология «Тюнинг», позволившая европейским университетам успешно включиться в деятельность по созданию единых образовательных уровней, согласованных требований к структуре программ, выработке общих подходов к сравнению и оценке результатов обучения, стала своего рода «дорожной картой » Болонского процесса. Разработанная в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европе », методология сегодня вышла за рамки Европейского Союза и приобрела международное значение в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения общих и профессиональных компетенций. Университеты различных стран и континентов в условиях расширяющегося сотрудничества все чаще прибегают к ее использованию для построения совместных образовательных программ, предусматривающих академическую мобильность, включенное обучение, внедрение системы академических кредитов, обмен образовательными модулями и взаимное признание дипломов.

Российские университеты также включились в освоение методологии «Тюнинг». В условиях введения в Российской Федерации ФГОС, основанных на принципах, формально совместимых с данной методологией (выражение требуемых результатов освоения образовательных программ в виде наборов общекультурных и профессиональных компетенций, введение системы зачетных единиц (академических кредитов) для расчета трудоемкости образовательных программ), а также значительного расширения свобод вузов в формировании своих образовательных программ, интерес к осознанному использованию методологии «Тюнинг» в построении образовательных программ для разных направлений подготовки в России существенно возрос.

Первыми российскими вузами, поддержавшими необходимость освоения методологии «Тюнинг», стали ГУ-ВШЭ, Российский университет дружбы народов и Томский государственный университет, которые в соответствии с ее рекомендациями в

2006-2007 г. в рамках проекта TEMPUS («Настройка образовательных программ в российских вузах») осуществили разработку образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Европейские исследования» и «Прикладная математика».

Следующим шагом по пути продвижения компетентностно-ориентированных методик в систему высшего профессионального образования РФ стало участие в

2007-2008 гг. МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, СПбГУ и ЧелГУ совместно с европейскими университетами в проекте TEMPUS «Модель построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе методологии TUNING-ESTS для реализации принципов Болонского процесса в России ». В результате его выполнения были составлены перечни универсальных и профессиональных компетенций, формируемых у студентов, и на их основе подготов-

лены образовательные программы по направлениям подготовки ВПО «История » и «Культурология » для бакалавров и магистров в кредитно-модульном формате.

Проект 511135-TEMPUS-1-2010-1-ES-TEMPUS-JPCR - «Tuning Russia» - «Тюнинг в России»(октябрь 2010 - октябрь 2013), объединивший пять европейских университетов: Университет Деусто (Испания) - координатора проекта, Университет Гронингена (Нидерланды), Тринити Колледж, У ниверситет Дублина (Ирландия), Падуанский Университет (Италия), а также 13 российских университетов (Астраханский государственный университет, Донской государственный технический университет, Московская государственная академия делового администрирования, Московский государственный областной университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РГГУ, Северо-Кавказский федеральный университет, Тверской государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Удмуртский государственный университет) и Ассоциацию классических университетов России (АКУР) - координатора работ с российской стороны, является проектом по институционализации использования методологии «Тюнинг» в образовательной философии и практике вузов России [1].

Цель проекта - создание сети консультационно-методических Тюнинг-центров в России [2] и подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в этих центрах. Одна из основных задач -формирование согласованных, в том числе в европейском формате, перечней общих (универсальных) и профессиональных (предметно-специфических) компетенций

по девяти предметным областям (информационно-коммуникационные технологии; образование; экология; экономика и менеджмент; юриспруденция; инженерная защита окружающей среды; иностранные языки; социальная работа; туризм) для последующего использования их при разработке и реализации образовательных программ всех уровней высшего образования.

К настоящему моменту проект подходит к завершающей стадии. В рамках выполнения проекта на базе европейских университетов проведено обучение более 75 экспертов из российских вузов. 20-21 июня 2013 г. на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась итоговая международная конференция «Тюнинг в России», в которой приняли участие более 100 человек. На конференции с докладами выступили генеральные со-координаторы проекта «Тюнинг» Хулия Гансалес (Julia Ganzalez, University of Deusto) и Роберт Вагенар (Robert Wagenaar, University of Groningen), редактор журнала «The Tuning Journal for Higher Education» Пол Десмонд Райан (Paul Desmond Ryan), директор Международной академии «Тюнинг» Пабло Бенейтоне (Pablo Beneitone), координатор проекта «Тюнинг в России» И.А. Дюкарев, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования И.Е. Апыхтина, заместитель директора Росаккредагентства Алексей Ростфельдт, руководитель департамента управления проектами Агентства стратегических инициатив В.В. Солодов, представители АКУР, МГУ им. М.В. Ломоносова и всех университетов, участвовавших в выполнении проекта [3].

Основной результат методологической части проекта «Тюнинг в России» - создание Ключевых ориентиров для разработки и реализации образовательных программ по десяти предметным областям, получившие одобрение российских и европейских экспертов [4]. В настоящее время завершается

работа над образцами кредитно-модульных программ бакалавриата и магистратуры, разработанных с использованием методологии «Тюнинг» и Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS).

Ключевые ориентиры - это рекомендательный документ, который содержит общие рамки для разработки и реализации образовательных программ в конкретной предметной области. Структура данного документа включает следующие разделы:

• введение в предметную область;

• образовательные программы в предметной области;

• профессиональная деятельность выпускников;

• компетенции выпускников;

• обобщенные результаты обучения по уровням образования;

• основные методы преподавания, обучения, оценки.

Следует отметить, что, в отличие от ФГОС, которые разрабатываются отдельно для каждого уровня высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), Ключевые ориентиры представляют собой единый документ для всех трех уровней, тем самым обеспечивая единство и преемственность подходов при разработке образовательных программ в пределах конкретной предметной области.

Предметная область описывается как с точки зрения ее научных приложений, так и возможной профессиональной деятельности выпускников. Большое внимание обращается на взаимосвязь образовательных программ в описываемой области с образовательными программами в других областях. Особое значение это имеет при разработке образовательных программ магистратуры и аспирантуры, для определения возможности обучения на данных программах лиц, имеющих непрофильное образование предыдущего уровня.

В разделе «Образовательные программы в предметной области» дается характеристика образовательных программ по

уровням высшего образования, указываются присваиваемые квалификации и объемы этих программ в кредитах (зачетных единицах). Кроме того, указывается возможность реализации программ дополнительного образования для каждого уровня.

Методология «Тюнинг» очень большое внимание уделяет определению перечней общих [5] и предметно-специфических (профессиональных) компетенций выпускников для каждой предметной области, а также результатов обучения как по программе в целом, так и по каждому структурному элементу программы (модулю). При этом «Тюнинг» четко разграничивает понятия «компетенция» и «результаты обучения», чтобы показать (отдельно!) роли преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. Ожидаемые результаты обучения формулируются (задаются) преподавателем в соответствии с образовательной программой в целом или программой отдельного структурного элемента программы. Результаты обучения должны планироваться преподавателем таким образом, чтобы в итоге сформировать у обучающегося компетенции, заявленные в качестве цели программы.

Компетенциями овладевают учащиеся. Уровень развития компетенции у обучающегося может быть ниже или выше, чем это предполагалось в соответствии с программой. Многие компетенции развиваются на протяжении всего процесса обучения в рамках данной программы и не привязаны це-

ликом и полностью к какому-то отдельному структурному элементу программы (модулю, дисциплине). На практике европейские университеты используют два вида результатов обучения: минимальные (пороговые) требования, которые определяют необходимый уровень для получения кредитов (зачетных единиц) по данному структурному элементу программы, и ожидаемые результаты обучения, т.е. те результаты, которые ожидает преподаватель от типичного (среднего) обучающегося.

«Тюнинг » предполагает, что при проектировании образовательной программы будет проведена кропотливая работа по осознанию и описанию возможных уровней овладения каждой компетенцией, индикаторов достижения этих уровней (результатов обучения) и дескрипторов для системы оценивания.

В Ключевых ориентирах достаточно подробно описываются процедуры выработки согласованных перечней общих и профессиональных компетенций. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС ВПО, проведенный АКУР по заданию Минобрнауки России в 2011-2012 гг. показал,

что самые большие проблемы у российских вузов возникают при разработке и реализации образовательных программ на основе компетенций, заданных ФГОС. Серьезные недостатки самих ФГОС ВПО, связанные с отсутствием единых подходов к формулированию перечней общекультурных и профессиональных компетенций даже по родственным направлениям подготовки, обсуждались в первом номере журнала «Высшее образование в России » за текущий год [6].

В рамках проекта «Тюнинг в России» предметные группы, сформированные в каждой предметной области из российских и европейских экспертов, сформулировали общие и профессиональные компетенции в результате осуществления ряда мероприятий [6], особое значение и интерес среди которых имеет анкетирование российских работодателей, студентов, преподавателей и выпускников вузов по сформированным первоначальным спискам общих и профессиональных компетенций.

Так, например, по предметной области «Экономика» были опрошены 485 преподавателей, 348 работодателей, 459 студентов, 630 выпускников. При оценке значимости профессиональных компетенций бакалавров мнения всех респондентов совпали по пяти позициям: способность демонстрировать устойчивое и логически стройное понимание принципов макро- и микроэкономики; способность быть активным участником команды при работе в исследовательских проектах; способность применять необходимые экономические показатели при работе в проектах; способность преподавать экономику в средней школе и средних специальных учебных заведениях; способность оценивать работу организации с экономической точки зрения. Мнения работодателей, студентов и выпускников совпали по семи позициям: способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки; способность выявлять достоинства и недостат-

ки моделей и методов экономического анализа; способность к абстрактному мышлению применительно к сложным экономическим системам; способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку; способность использовать экономическое обоснование для формулирования и оценки экономических рекомендаций и предложений в области политики; способность использовать необходимые источники и данные, эффективно применять количественные методы; способность эффективно применять экономическую логику и методы для решения общеэкономических задач. Мнения преподавателей, студентов и выпускников совпали только по одной позиции: способность объяснять базовые принципы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений.

При оценке значимости профессиональных компетенций магистров мнения всех респондентов совпали по трем позициям: способность вырабатывать собственную позицию по профессиональным вопросам и аргументировать ее в дискуссиях со специалистами и неспециалистами; способность давать рекомендации по улучшению работы предприятия с экономической точки зрения; способность формировать свои модели при решении задач экономического анализа. Мнения работодателей, студентов и выпускников совпали также по семи позициям: способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку; способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки, включая специальные области, такие как отраслевые рынки, финансы, здравоохранение, окружающая среда, труд и занятость, международная торговля и т.п.; способность вырабатывать собственную позицию по профессиональным вопросам и аргументиро-

вать ее в дискуссиях со специалистами и неспециалистами; способность объяснять базовые принципы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений; способность демонстрировать устойчивое и логически стройное понимание принципов макро- и микроэкономики; способность эффективно применять экономическую логику и методы для изучения специальных областей, таких как отраслевые рынки, финансы, здравоохранение, окружающая среда, труд и занятость, международная торговля и т.п.; способность предлагать и продвигать экономические рекомендации в области экономической и социальной политики. Мнения преподавателей и работодателей совпали по двум позициям: способность находить, обосновывать и применять необходимые экономические показатели и использовать их в управлении проектами; способность генерировать, находить и использовать необходимые дан-

ные, эффективно применять количественные методы.

Для каждой компетенции респонденты оценивали также достигнутый уровень развития. На рис. 1-4 представлены результаты опроса респондентов относительно профессиональных компетенций бакалавров. Более подробно с результатами проекта можно ознакомиться в публикации «Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области “Экономика и менеджмент (Экономика)”» [4]. Все респонденты дали более высокую оценку важности рассматриваемых компетенций, нежели достигнутого уровня их освоения. Только выпускники достигнутый уровень развития двух компетенций оценили выше важности: способность оценивать работу организации с экономической точки зрения - для бакалавров и способность преподавать экономические дисциплины в высшей школе -для магистров.

В результате для предметной области

—важность

—достигнутый уровень освоения

4

3,5

3

2,5

Способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки.

Способность к абстрактному мышлению применительно к сложным экономическим системам.

Способность быть активным участником команды при работе в исследовательских проектах.

Способность использовать необходимые источники и данные, эффективно применять количественные методы

Способность преподавать экономику в средней школе и средних специальных учебных заведениях.

Рис. 1. Компетенции бакалавров (оценка преподавателей)

- важность

-достигнутый уровень освоения

обсуждать (письменно и устно) экономические

необходимые экономические показатели при работе в проектах.

Способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку.

Способность преподавать экономику в средней школе и средних специальных учебных заведениях.

Способность эффективно применять экономическую логику и методы для решения общеэкономических

Способность объяснять базовые принципы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений.

Рис. 2. Компетенции бакалавров (оценка работодателей)

-важность

-достигнутый уровень освоения

Способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки.

Способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку.

Способность выявлять достоинства и недостатки моделей и методов экономического анализа.

Способность объяснять базовые принципы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений.

Способность эффективно применять экономическую логику и методы для решения общеэкономических задач

язык и терминологию

профессионалами и не специалистами

Рис. 3. Компетенции бакалавров (оценка студентов)

—важность

достигнутый уровень освоения

ясно применять язык и терминологию экономической науки.

демонстрировать устойчивое и логически стройное понимание принципов макро и микроэкономики.

поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку.

выявлять достоинства и недостатки моделей и методов экономического анализа.

абстрактному мышлению применительно к сложным экономическим системам.

преподавать экономику в средней школе и средних специальных учебных заведениях.

использовать необходимые источники и данные, эффективно применять количественные методы

Рис. 4. Компетенции бакалавров (оценка выпускников)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Экономика » в Ключевых ориентирах были сформулированы семь общихкомпетенций для образовательных программ подготовки бакалавров и магистров и девять и семь профессиональных компетенций соответственно для образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Для сравнения: ФГОС ВПО по направлению «Экономика» регламентировал овладение 15 общими и 16 профессиональными компетенциями для бакалавров и 6 общими и 14 профессиональными компетенциями для магистров (табл. 1).

Следует отметить, что полученные в ходе реализации проекта подходы к формированию перечня компетенций были уже использованы при подготовке новой редакции ФГОС.

Отличительной чертой методологии «Тюнинг» является построение студентоцент-

рированной модели образования. В связи с этим студент рассматривается как активный участник процесса обучения. В Ключевых ориентирах не случайно выделяется специальный раздел, связанный с методиками и технологиями преподавания, обучения и оценивания успеваемости студентов, которые, в свою очередь, концентрируются вокруг процесса достижения результатов.

На заключительном этапе проект предусматривает создание в каждом российском университете, участвующем в проекте, консультационно-методического центра, который мог бы организовывать тренинги и программы повышения квалификации, проводить консультации и оказывать методическую поддержку по вопросам разработки и реализации образовательных программ с применением европейских методологических подходов («Тюнинг»), в том

Таблица 1

Общие и профессиональные компетенции (бакалавриат и магистратура)

Компетенции бакалавра Компетенции магистра

Общие Профессиональные Общие Профессиональные

ФГОС ВПО 15 16 6 14

Ключевые ориентиры 7 9 7 7

числе совместных программ и программ двух дипломов.

Тюнинг-центры в России, как и в других странах Европы и мира, призваны осуществлять три основных вида деятельности: распространение информации и методических материалов, созданных в рамках проекта «Тюнинг» в России и Тюнинг-проектов в других странах мира; консолидация и распространение методологических подходов «Тюнинга» к другим предметным областям, организация обучающих семинаров внутри вузов; разработка методических рекомендаций по использованию методологии «Тюнинг» на национальном уровне, организация обучающих семинаров для профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала вузов страны, участие в деятельности Международной академии «Тюнинг».

Литература

1. Tuning Russia. URL: http://tuningrussia.org/

2. Тюнинг-Центры. URL: http://tuningrussia.

org/

3. Международная научно-методическая кон-

ференция «Тюнинг в России». URL: http:// www.acur.msu.ru/ tuning.php

4. Ключевые ориентиры для разработки и ре-

ализации образовательных программ в предметной области «Экономика и менеджмент (Экономика)». URL: http://

tuningrussia.org/

5. Список общих компетенций. URL: http://

tuningrussia.org/

6. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова

М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. №1. С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.