Научная статья на тему 'Методология сравнительного анализа конкурентных преимуществ предприятия торговли'

Методология сравнительного анализа конкурентных преимуществ предприятия торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОВАР / УСЛУГА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТО СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храпова Е. В., Малыгина И. А.

В данной статье предложена методология анализа конкурентоспособности предприятий торговли на примере конкретных розничных сетей. Обозначены основные преимущества проведения данного анализа, выявлены его сильные и слабые стороны. Показана необходимость постоянного мониторинга за конкурентами для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология сравнительного анализа конкурентных преимуществ предприятия торговли»

ного центра университета, использование информационных технологий, методологий динамического моделирования, менеджмента знаний - позволит автоматически получать изменённые в необходимом направлении и на соответствующем уровне документы, отчёты и пр. Проявится заинтересованность высшего руководства уже на другом уровне, т.к. СМК будет не системой с жёстко регламентированными процедурами, а саморазвивающимся организмом, обладающим высокой степенью изменяемости и адаптивности.

Литература:

1. ГОСТ ИСО 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2012.

2. Р50.1.028 - 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования ЮЕРО. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 50 с.

3. ТК РБ 4.2-Р-05-2001. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов и построению карт процессов. Методические рекомендации. НТК по стандартизации «Управление качеством» Госстандарта РБ. 2001.

4. ИСО 9001 Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества. Практическое руководство по качеству. FORUM.

5. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования./ Пер. с англ. А. Л. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.

6. СМК РГТЭУ ОИ. Руководство по качеству. Приложение 1. Процессы РГТЭУ ОИ.

7. BPWin. Программа и инструкция пользователя.

8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2013.

МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

ХРАПОВА Е.В.

Кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова МАЛЫГИНА И.А.

Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В данной статье предложена методология анализа конкурентоспособности предприятий торговли на примере конкретных розничных сетей. Обозначены основные преимущества проведения данного анализа, выявлены его сильные и слабые стороны. Показана необходимость постоянного мониторинга за конкурентами для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.

Ключевые слова: торговля, конкуренция, конкурентоспособность, товар, услуга, факторы конкурентоспособности.

Для принятия управленческих решений необходимо проводить анализ и оценку рынка розничной и оптовой торговли. Одной из трудностей, возникающих при организации оценок качества и конкурентоспособности предприятий, а также системы управления качеством, является недостаток информации о конкурентах, отсутствие на предприятии организационно-методического обеспечения для подобного рода задач. [1] Конкурентоспособность товаров тесно взаимосвязана с конкурентоспособностью предприятия и ее следует рассматривать как характеристику, отражающую возможность приспособления предприятия во времени к изменяющимся условиям конкуренции на рынке, степени удовлетворения потребностей и спроса потребителей в его продукции. В рамках данного исследования предлагается методика, раскрывающая эти недостатки на примере конкретных торговых сетей [3].

Проведем анализ конкурентоспособности ЗАО «Тандер».

Основными конкурентами ЗАО «Тандер» являются:

1. ООО «Компания Холидей». В состав данного предприятия входит сеть магазинов розничной торговли: «Сибириада», «Холди-дискаунтер». Основными общественно-значимыми целями фирмы является удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания и непродовольственных товарах.

2. Сеть супермаркетов «Наш магазин» занимает четвертое место по количеству торговых точек в Омске. Основным видом деятельности является реализация продуктов питания, полуфабрикатов, непродовольственных товаров, продуктов собственного производства (выпечка, салаты).

3. ООО «Лента» - формат, сделанный именно для российского розничного рынка. Все товары представлены по ценам ниже конкурентов.

В рамках данного исследования предлагается методика, которая основана на выборе показате-

лей качества услуг для оценки конкурентоспособности предприятий (услуг) и показывает имеющуюся связь между показателями качества услуг и их конкурентоспособностью на рынке услуг и состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Определение стратегических факторов и расчет оценки конкурентоспособности ЗАО «Тан-дер» и его конкурентов.

1.1 Расчет комплексного показателя конкурентоспособности организации.

Для анализа уровня конкурентоспособности используется 5-ти балльная система оценки.

Значение баллов:

0 балл - отсутствие данного фактора;

1 балл - низкий уровень развития фактора;

2 балла - уровень ниже среднего;

3 балла - средний уровень конкурентоспособности;

4 балла - хороший уровень развития фактора;

5 баллов - высокий уровень развития.

В качестве параметров оценки используются факторы конкурентоспособности предприятий:

1. Уровень цен. Оценивает доступность цены услуг для конкретного сегмента покупателей.

2. Ассортимент товаров. Позволяет оценить широту и полноту предлагаемых товаров.

3. Реклама. Оценивает коммуникативную деятельность предприятий. Размещение рекламы на телевидении и в печатных изданиях, радиореклама и реклама в интернете.

4. Месторасположение. Оценка географического положения магазинов, расстояние до центра города, подъездные пути, близость культурных, досуго-вых организаций.

5. Уровень сервиса. Позволяет оценить качество обслуживания, квалифицированность персонала.

6. Дополнительные услуги. Дополнительные услуги позволяют создавать комфортные условия для клиентов.

7. Число мест для клиентов. Позволяет увеличивать объемы продаж и влиять на стоимость бизнеса

Уровень конкурентоспособности каждого из рассматриваемых предприятий определяется по формуле:

К„ = ЕА,Р, [2] 1

где Кп - показатель конкурентоспособности п-го конкурента;

п - количество сравниваемых конкурентов, от 1 До п;

А1 - вес ¡-го параметра;

\ - число оцениваемых факторов конкурентоспособности предприятия, 1 до I;

Р1 - балльная оценка ¡-го фактора у п-го конкурента;

А1Р1 - показатель конкурентоспособности п-го конкурента по ¡-му фактору [1].

Расчет конкурентоспособности ЗАО «Тандер» и его основных конкурентов:

- ООО «Компания Холидей»,

- ООО «Наш магазин»

- ООО «Лента» представлен в табл. 1.

Как видно из таблицы наибольшее значение показателя конкурентоспособности (16,7) имеет ООО «Лента». ЗАО «Тандер» занимает предпоследнее место (14,7) существенно отставая от лидера. Явным лидером на рынке является ООО «Лента».

Оценка уровня конкурентоспособности объектов определяется на основе экспертной оценки. Для измерения конкурентоспособности необходима качественная информация о предприятии.[4]

Уровень конкурентоспособности по отношению к ООО «Компания Холидей»:

Ку = 14,7/15,4 = 0,95.

Уровень конкурентоспособности по отношению к ООО «Наш магазин»:

Ку = 14,7/11,8 = 1,25.

Уровень конкурентоспособности по отношению к ООО «Лента»:

Ку = 14,7/16,7 = 0,88.

Оценка уровня конкурентоспособности ЗАО «Тандер» показала, что предприятие является конкурентоспособным только к ООО «Наш магазин».

Этап 2. Установление основных конкурентов ЗАО «Тандер» путем построения позиционной карты стратегических групп конкурентов, представленной на рис.1. Для дифференциации организаций были выбраны следующие факторы: средняя цена, качество, место расположения, вежливость. Уровень качества обслуживания определялся экспертным путем по таким весомым характеристикам как качество товаров и т. д. по 100-балльной шкале.

Этап 3. Установление основных конкурирующих товаров и услуг предприятия путем построения позиционной карты стратегических групп товаров и услуг. Уровень качества обслуживания определялся экспертным путем по таким весомым характеристикам как соответствие желанию клиента, скорость обслуживания и т.д. по 100-балльной

Таблица 1 - Оценка конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности Вес ЗАО «Тандер» Конкуренты

ООО «Компания Холидей» ООО «Наш магазин» ООО «Лента»

А Р АР Р АР Р АР Р АР

1. Уровень цен 0,8 4 3,2 2 1,6 3 2,4 4 3,2

2. Ассортимент услуг 0,5 4 2 4 2 4 2 5 2,5

3. Реклама 0,5 2 1 4 2 2 1 2 1

4. Месторасполо-жение 0,5 5 2,5 4 2 2 1 4 2

5. Уровень сервиса 0,8 4 3,2 5 4 4 3,2 4 3,2

6. Дополнительные услуги 0,2 2 0,4 3 0,6 3 0,6 4 0,8

7. Режим работы 0,8 3 2,4 4 3,2 2 1,6 5 4

ИТОГО 4,1 24 14,7 26 15,4 20 11,8 28 16,7

Средняя цена товара, руб.

80 70 60 50 40 30 20 10

кх

с

н

л

о

6

о

Уровень качества обслуживания, баллы

1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г

3 20 30 40 50 60 70 80 90 100 «Т» - ЗАО «Тандер» «КХ» - ООО «Компания Холидей» «Н» - ООО «Наш магазин» «Л» - ООО «Лента»

Рис. 1 - Позиционная карта стратегических групп конкурентов на рынке розничной торговли г. Омска

шкале. Цены определяются соответственно прейскуранту. Далее организации классифицируют в соответствии с выбранными характеристиками в группы.

Выделение групп услуг конкурирующих фирм позволяет определить позиции ЗАО «Тандер» относительно соответствующих показателей конкурентов, а, следовательно, указывает на те продукты, которые наиболее подвержены конкуренции на рынке.

Этап 4. Оценка конкурентоспособности организаций на основе статуса с использованием конкурентной карты рынка.

Анализ показал, что, несмотря на свою конкурентоспособность по отношению к ООО «Наш магазин», ЗАО «Тандер» занимает наименьшую долю рынка.

Этап 5. Сопоставления качества обслуживания на предприятиях по ограниченному числу показателей. Были выявлены важнейшие с точки зрения потребителя критерии экспертным путем (5-10 бальной шкале), которые приводят к принятию решения о приобретении товаров: безопасность, расположение, ассортимент товаров, компетентность персонала. При этом цены не принимались в расчет.

Из табл. 3 видно, что ООО «Компания Холидей» является лидером рынка розничной торговли г. Омска: удобное расположение, широкий ассортимент предлагаемых товаров и услуг, вежливость персонала. У ЗАО «Тандер» по сравнению с ООО «Лента» имеются следующие преимущества: безопасность и компетентность персонала.

Этап 6. Определение комплексного показателя качества обслуживания на предприятиях (по ограниченному числу показателей).

Коэффициенты весомости и значения показателей качества определяются экспертным путем с использованием 5-ти балльной шкалы.

Таблица 2 - Матрица формирования конкурентной карты рынка

Доля рынка, %

Темпы прироста рыночной доли (Т), % Лидеры рынка (при доле рынка свыше 40%) Организации с сильной конкурентной позицией (при доле рынка от 40% до 15%) Организации со слабой конкурентной позицией (при доле рынка от 15% до 5%) Аутсайдеры рынка (при доле рынка менее 5%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

1. Организации с быстро улучшающейся конкурентной позицией (Т более 10 %) 1 ООО «Компания Холидей» 5 ООО «Лента» 9 13

2. Организации с улучшающейся конкурентной позицией (Т от 10 до 5 % включительно) 2 6 10 14 ООО «Наш магазин»

3. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией (Т от 5 до -5 % включительно) 3 7 11 ЗАО «Тандер» 15

4. Организации с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (Т менее -5 %) 4 8 12 16

Таблица 3 - Оценка работы предприятий для построения профиля относительного качества

Критерии Организации

ЗАО «Тандер» ООО «Компания Холидей» ООО «Лента» ООО «Наш магазин»

Расположение 4,0 5,0 4,5 3,0

Ассортимент товаров 5,0 4,5 5,0 4,5

Режим работы 5,0 4,5 5,0 3,5

Компетентность персонала 4,0 4,5 3,5 4,0

Предложение дополнительных услуг 3,0 5,0 4,5 4,5

Чистота 4,0 4,5 4,0 5,0

Вежливость и доброжелательность персонала 3,5 4,0 4,5 3,5

Работа техники 3,0 4,0 4,5 4,5

Безопасность 5,0 4,5 4,0 4,5

Мебелировка 3,5 4,0 4,5 3,5

Кк1 = 0,25 х 3,5 + 0,25 х 3,5 + 0,20 х 5 + 0,15 х 3,5 + 0,05x4 + 0,1x3,5 = 3,825;

Кк2 = 0,25 х 4,5 + 0,25 х 3 + 0,20 х 4 + 0,15 х 3 + 0,05 х 4,5 + + 0,1x3 = 3,65;

КкЗ = 0,25 х 3 + 0,25 х 4,5 + 0,20 х 3,5 + 0,15 х 4 + 0,05x3,5 + + 0,1x5 = 3,85.

Результаты расчета показывают, что ЗАО «Тан-дер» по значению комплексного показателя (Кк1 = 3,825) превосходит первого конкурента ООО «Компания Холидей» (Кк1 = 3,65) и уступает второму (Кк2 = 3,85) ООО «Лента». ЗАО «Тандер» по данным показателям превосходит только ООО «Наш магазин».

Рассчитаем уровень конкурентоспособности ЗАО «Тандер» по отношению к первому (Кпрк1) и второму (Кпрк2) конкуренту:

Кпрк1 = Кпр: Кк1 ,= 3,825: 3,65 = 1,05;

Кпрк2 = Кпр: Кк2 = 3,825:3,85 = 0,99.

ЗАО «Тандер» является конкурентоспособным по отношению к ООО «Наш магазин».

Для повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер» необходимо повышать имидж предприятия, расширять перечень предлагаемых товаров, повышать квалификацию персонала.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции по-

требителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.

Литература:

1. О статистической оценке уровня финансового состояния торгового предприятия Денисенко Р., Ме-телев И. Человек и труд. 2009. № 1. С. 68-69.

2. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2011. -340 с.

3. Филатов, О. Е. Экономика и организация сферы услуг [Текст] / О. Е. Филатов, Л. В. Шмарова. -М.: Финансы и статистика, 2011. - 176 с.

4. Экономика предприятия Метелёв С.Е., Калинина Н.М., Елкин С.Е., Чижик В.П. Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 2. С. 133-134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.