Научная статья на тему 'Методология системного познания права'

Методология системного познания права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
986
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
METHODOLOGY OF SYSTEM KNOWLEDGE / CONCEPTUAL MODELS OF LAW / SYSTEM OF LAW / RULE OF LAW / SYSTEMATIZATION / LEGAL SYSTEM / МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОЗНАНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВА / СИСТЕМА ПРАВА / НОРМА ПРАВА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Напалкова Ирина Георгиевна

В статье исследуются проблемы методологии системного познания права, которая позволяет выявить его многогранный характер и обеспечивает широкую возможность рассмотрения правовых явлений и процессов в их целостности и взаимозависимости. Автором анализируется значение системного метода во взаимодействии с другими компонентами всеобщей методологии права в познании и преобразовании правовой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SYSTEM KNOWLEDGE OF LAW

The article deals with the problems of methodology of systematic knowledge of law, which allows to reveal its multifaceted nature and provides a wide opportunity to consider legal phenomena and processes in their integrity, interdependence. The value of the system method in interaction with other components of the General methodology of law in the knowledge and transformation of legal reality is analyzed.

Текст научной работы на тему «Методология системного познания права»

УДК 340 : 1 ББК 67.0

Напалкова Ирина Георгиевна Napalkova Irina Georgievna

заведующая кафедрой теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор юридических наук, профессор.

Head of the Department of Theory and History of State and Law of Rostov State Economic University (RINE), Doctor of Law, Professor. E-mail: napalkova-ig@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОЗНАНИЯ ПРАВА Methodology of system knowledge of law

В статье исследуются проблемы методологии системного познания права, которая позволяет выявить его многогранный характер и обеспечивает широкую возможность рассмотрения правовых явлений и процессов в их целостности и взаимозависимости. Автором анализируется значение системного метода во взаимодействии с другими компонентами всеобщей методологии права в познании и преобразовании правовой реальности.

Ключевые слова: методология системного познания, концептуальные модели права, система права, норма права, систематизация, правовая система.

Исследование права в различные периоды его развития позволяет выявить изначальный системный характер функционирования, детерминируемый его собственной системной природой, взаимозависимостью составляющих его элементов и системным воздействием многочисленных внешних факторов объективной реальности. По своему содержанию право должно соответствовать уровню и развитию конкретного общества, характеру социально-экономического, политического строя, отражать достижения национальной и мировой культуры, быть универсальным регулятором общественных отношений. В реальной действительности явления и процессы правовой жизни общества находятся между собой во взаимосвязи, взаимообусловленности, приобретают упорядоченность, системность. Системность как важнейший принцип права предполагает строго определенную, внутренне согласованную, непротиворечивую, целостную структурную организацию, элементы которой действуют на основе устойчивых, функциональных, кау-

The article deals with the problems of methodology of systematic knowledge of law, which allows to reveal its multifaceted nature and provides a wide opportunity to consider legal phenomena and processes in their integrity, interdependence. The value of the system method in interaction with other components of the General methodology of law in the knowledge and transformation of legal reality is analyzed.

Keywords: methodology of system knowledge, conceptual models of law, system of law, rule of law, sys-tematization, legal system.

зальных, логически зависимых связей. В процессе научного познания этих связей право предстает как сложное системно-структурное образование во всем многообразии его различных компонентов и их взаимосвязанности с объективной действительностью.

Понятие «система» в философском аспекте рассматривается как категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, в которой энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем, и задающая онтологическое ядро системного подхода [8, с. 619]. Научный подход к пониманию системы как явления реальной действительности означает единство и целостность взаимосвязанных между собой элементов, которые, являясь системой более низкого порядка, одновременно выступают как элементы системы более высокого порядка.

Системность права является результатом естественно-исторического развития, ее нельзя рассматривать и исследовать в отрыве от самого права. Она свойственна даже самым

древним правовым системам, в которых закреплялись правовые статусы субъектов права, нормы договоров, виды правонарушений и наказаний. Возникновение материальных норм права предполагало закрепление соответствующих процессуальных норм, складывалось деление права на отрасли [6, с. 66]. Система права формировалась под воздействием конкретных условий общественной жизни и явилась отражением объективной действительности, имеющей аналогичное системное строение.

Возрастание научного интереса к использованию методологии системного познания связано с расширением объема системы права и системы законодательства в современных правовых системах национальных государств и наличием нераскрытых потенциальных возможностей данной методологии в исследовании правовых явлений и процессов. Развитие правовой науки, расширение проблемного поля исследования правовой реальности, значительные возможности системной методологии актуализировали разработку данной проблемы в российской правовой науке. Системный подход к анализу правовой действительности дает возможность выявить многогранный характер права, выявить связи между понятиями «норма права», «система права», «система законодательства», «правовая система» в национальном и глобальном аспектах.

Системный подход обеспечивает возможность более глубокого и всестороннего исследования сущности и содержания права, выявления механизмов его целостности и способностей к дальнейшему развитию и совершенствованию. Он обеспечивает возможность разрешения проблем в различных взаимосвязанных сферах общественной жизни, ориентирует законодателей на изучение многочисленных связей и детерминаций права с другими общественными факторами и условиями, позволяет находить наиболее оптимальные решения проблем в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Системная методология позволяет учесть также интеграционные процессы взаимодействия права с другими явлениями и процессами с позиций понимания динамики их развития [5, с. 47-56].

Значимость и актуальность системного подхода требует особого к нему внимания со стороны ученых, практиков, так как предпо-

лагает не только дальнейшую теоретическую разработку способов и приемов исследования, но и применение данной методологии в сфере правотворчества, правореализации в правоохранительной деятельности. Системный подход к праву имеет особую актуальность для практической юриспруденции, поскольку представляет собой способ восприятия права не столько в форме определенной совокупности нормативных правовых актов, сколько в форме рационально сконструированного инструмента социальной практики [2, с. 795].

Выявление и исследование внутренней ие-рархичной структуры права, соподчиненности ее элементов обеспечивает создание определенных динамичных моделей права, имеющих целостный характер и трансформирующихся в результате переструктурирования их элементов в процессе изменяющейся правовой действительности. Множественность концептуальных моделей права обусловлена системным характером правовой действительности и системным подходом к ее исследованию.

Наиболее значимой моделью права является ценностная, аксиологическая система, объединяющая явления материального и духовного порядка, являющаяся основанием и целью цивилизации, предполагающая ее развитие и совершенствование на основе идеалов свободы, справедливости, законности и демократии, признания прав и свобод личности высшей ценностью. Эти универсальные ценности, определяющие смысл существования личности и общества, оберегаются действующей системой права, становятся правовыми ценностями, принципами права.

Нормативная система, выражающая право в форме нормативно-правовых предписаний, защищающих ценностные ориентиры общества, разграничивающихся на институты и отрасли права, и семантическая система фило-софско-правовых, нравственных, юридических знаний и смыслов представляют собой развивающиеся правовые модели, между которыми формируются логически непротиворечивые связи и взаимозависимость.

Методология системного подхода в исследовании правовых явлений может обеспечить значительную эффективность познания и преобразования правовой реальности, особенно во взаимодействии с другими составными частями всеобщей методологии права с учетом

новых направлений научных исследований, не исключая такого междисциплинарного направления научных исследований, именуемого синергетикой, которое занимается изучением сложных, самоорганизующихся, открытых нелинейных систем [10].

/П ^ ^

С позиции синергетической методологии как междисциплинарной сферы научного знания, имеющей не только специальное, но и философское значение, правовая реальность трактуется как открытая самоуправляющаяся система, в которой субъекты самоуправления имеют возможность использовать оптимальные способы управления общественными процессами. Синергетическая методология позволяет законодателям учитывать системные связи саморазвивающейся правовой реальности.

Следует рассмотреть наиболее характерные универсальные признаки системного проявления права.

Правовая система и другие системные образования права имеют объективный характер своего существования и функционирования. Объективность правовой реальности определяется важнейшим свойством материального мира существовать независимо от сознания познающего субъекта. Общество как развивающаяся система постоянно совершенствуется, расширяются и углубляются многочисленные связи его элементов. Право исторически и генетически обусловливается системностью самого общества, в рамках которого оно возникает и развивается, системным характером тех общественных отношений, которые опосредуются правом и таким образом составляют предмет правового регулирования [13, с. 246-251].

Системность права формируется и в осуществлении правотворческой деятельности, в процессе которой нормы права, следовательно, и вся система права максимально отражают системность объективно сформировавшихся общественных отношений. Объективный характер системности права дополняется его систематизацией, которая формируется органами власти и выступает в связи с этим как субъективное явление [3, с. 276].

Важнейшим признаком системного метода исследования является его универсальность, поскольку он способствует упорядочению внутренних связей реальной действительности (между элементами системы и его составны-

ми частями) и внешние связи (между системами). Системные связи в праве характеризуются не только присущей ему в целом системностью, но и наличием в нем многочисленных, взаимосвязей между внутренними компонентами, а также связями права как самостоятельной системы с другими процессами и явлениями.

Системность права наиболее явно проявляется в таком понятии, как «система права», представляющем собой целостное иерархич-ное образование, состоящее из непротиворечивых элементов [4, с. 299-300], интегрирующее в себе всю совокупность норм, санкционированных государством, и выступающее в виде позитивного права. Система права представляет собой объективно существующую внутреннюю структуру, определяемую характером регулируемых общественных отношений, строго определенное целостное образование, компоненты которого тесно связаны устойчивыми функциональными и иными связями [7, с. 253].

Системность права выражается в понятии «система законодательства» как иерархической совокупности нормативных правовых актов, представляющих собой внешнюю форму выражения норм права.

Понятие «правовая система» общества также является системным образованием, включающим в себя совокупность многочисленных правовых явлений (системы права, системы законодательства, правосознания, юридической практики, правовых учреждений, правовых идей и других), на основе которых осуществляется правовое воздействие на общество.

Норма права как микросистема, исходный, главный элемент системы права, является центральным организующим звеном данной системы. Имеющая элементы внутренней логической структуры - гипотезу, диспозицию и санкцию - норма представляет собой системное явление, которое называют микроструктурой, сравнивая ее с макроструктурой, то есть со всей системой права. Эта системность позволяет глубоко и разносторонне изучать структуру нормы права, рассматривая ее не только изнутри - со стороны гипотезы, диспозиции и санкции, но и извне - со стороны окружающих ее явлений. Норма права выполняет свою регулирующую роль только при

наличии всех названных взаимосвязанных, системообразующих структурных элементов. В структуре нормы права отражаются специфические свойства права. В гипотезе закрепляются типичные обстоятельства, при которых возможна реализация нормы. В диспозиции закладывается выбор вариантов поведения и закрепляется модель поведения, выражающая волю государства. Санкция предусматривает принуждение к соблюдению нормы, пресечение ее нарушения. Нормы права неразрывно связаны друг с другом. В одних случаях они являются правилами, содержащими условия применения других норм, в других - выступают как санкции, применяемые в случае правонарушения. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю. Гипотезы в определенных случаях могут выступать в роли диспозиции и указывать, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение [7, с. 69].

Системность права связана со специализацией норм права в пределах отраслей. Отрасль права представляет собой совокупность обособившихся в системе права однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасль создается не искусственным путем, а формируется под влиянием объективной необходимости и социальных практических потребностей определенной сферы жизни, нуждающейся в нормативно-правовом регулировании.

Системный подход проявляется во взаимосвязи и органическом единстве существующих отраслей материального и процессуального права. В наиболее крупных отраслях права существуют подотрасли, объединяющие несколько институтов одной и той же отрасли права (в гражданском праве - авторское, наследственное право, в финансовом праве -бюджетное, налоговое право). Принцип системности находит свое выражение во взаимосвязи компонентов отдельных отраслей права (общая и особенная части уголовного и гражданского права, подотрасли, институты, отдельные нормы права различных отраслей). Принцип системности выражается и в расположении разделов, глав, параграфов кодифицированных актов.

Институт права как системное образование представляет собой устойчивую группу норм

права, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Институты права регулируют отдельные стороны общественной жизни, обладают определенной самостоятельностью и выполняют присущие только им регулятивные задачи. Системные связи простого института складываются на основе норм права одной отрасли (например, институт залога в гражданском праве). Комплексный, сложный институт основан на системных связях различных отраслей права, регулирующих родственные отношения (например, институт собственности, являющийся предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного и других отраслей права). Системные институты существуют во всех отраслях права и имеют системные связи внутреннего и внешнего характера. Наряду с системными институтами, формирующимися в рамках права, существуют системные институты, тесно связанные с правом и оказывающие на него непосредственное воздействие. К ним относят правотворческие, правоприменительные, правоохранительные институты [13, с. 253], имеющие, как и право, качества системности и взаимосвязанности между собой и с институтами права.

Элементы перечисленных правовых систем находятся во взаимодействии со всеми иными элементами и всей системой в целом. Взаимодействие проявляется как динамичная система развивающихся связей и отношений между взаимосвязанными системами [1, с. 123]. В рамках национальной правовой системы осуществляются связи между отраслями, институтами, правовыми нормами. В сфере региональных отношений формируются связи между правовыми системами. Во всемирном масштабе определяется взаимосвязь между правовыми семьями, международно-правовыми институтами и национальными системами.

Единство и целостность правовых систем различного порядка, их системообразующие качества обеспечивают устойчивость и стабильность социума и зависят от уровня развития конкретных систем, характера связей между их элементами. Примером такого единства и целостности является систематизация законодательства по упорядочиванию, совершенствованию действующего законодательства, осуществляемая в соответствии с критерия-

ми, позволяющими обеспечить внутреннюю, непротиворечивую структуру законодательства, поддерживать его в определенном порядке, согласованности, гармоничности. Внутренняя систематизация предполагает устранение юридических коллизий между нормативными предписаниями, преодоление пробелов в праве и способствует обеспечению внутреннего единства норм права. Внешняя систематизация означает классификацию, упорядочение нормативно-правового материала, расположение по определенным разделам, облегчающее поиск необходимого акта.

Одной из форм систематизации является учет нормативных правовых актов, заключающийся в осуществлении их сбора и хранения. Учету подлежат федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Банка России. В систему информационного учета включаются акты международных договоров, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и так далее.

В современных условиях широко применяется компьютерный учет, созданы информационно-поисковые системы по законодательству в аппарате Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ, позволяющие оперативно получить необходимую информацию.

Инкорпорация как внешняя форма систематизации представляет собой объединение существующих нормативных правовых актов полностью или частично в определенные сборники по алфавитному, хронологическому либо предметному принципу для широкого пользования. Инкорпорация является постоянной деятельностью государственных органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии и преследует своей целью обеспечение достоверной информацией соответствующие субъекты права. Инкорпорация не имеет правотворческой природы, нормативный материал объединяется в сборник без изменения его содержания, однако акты публикуются с учетом изменений, дополнений и новой редакции. Сборники формируются как самими правотворческими органами, так и

иными органами, учреждениями, издательствами. Однако инкорпорация не обеспечивает высокого уровня глубоких связей между нормативными правовыми актами и не создает устойчивой целостности системы.

Кодификация законодательства является самой совершенной формой систематизации нормативных правовых актов. Она основана на их переработке путем исключения противоречий, восполнения пробелов и дополнений по существу [11, с. 378]. Коренная переработка действующего законодательства правотворческими органами способствует обеспечению его внутренней согласованности, системности, единства.

Кодексы по характеру регулируемых общественных отношений могут быть отраслевыми, регулирующими определенную сферу однородных общественных отношений, или межотраслевыми (комплексными), объединяющими нормы по сферам государственной деятельности, отраслям хозяйствования и другим сферам жизни общества. Наибольшее значение для единства, системности и целостности законодательства имеют отраслевые кодексы, регулирующие общественные отношения в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Кодексы являются крупными сводными актами, регулирующими сферу однородных общественных отношений. Они удобны в применении, включают в себя нормы, имеющие более конкретный характер, чем нормы Конституции РФ, придают законодательству непротиворечивость, упорядоченность, системность, рациональность и единство, характеризуются наличием глубоких внутренних связей между элементами системы. Создание нового кодекса всегда является важным этапом в развитии системы законодательства.

Систематизация законодательства обеспечивает формирование, совершенствование системных связей права, имеет значение не только в правореализационном процессе, но и для законодателей, так как дает возможность в более короткие сроки выявлять противоречия и пробелы, изменять и дополнять действующие акты, принимать новые акты и в целом совершенствовать целостную систему законодательства.

В процессе взаимодействия структурных элементов всех системных образований права

формируются их интегративные свойства, позволяющие оказывать влияние на общественные отношения. Эти системы действуют в конкретных внешних условиях, которые определяют развитие данных систем, детерминируют направленность их действия [3, с. 257].

Системный характер права проявляется и в его делении на публичное и частное, определяющее связь и различие частей, расположенных по горизонтали. Их неразрывное системное единство обеспечивает интересы личности, ее права, свободы, их защиту со стороны государства.

Системность права находит свое выражение не только в национальных правовых системах, но и на международном уровне. Система международного права занимает особое наднациональное положение в системе любого национального права и представляет собой самостоятельный нормативно-правовой систематизированный комплекс, осуществляемый в международных отношениях и в сфере национальной правоприменительной практики. Международное право не включается в систему внутригосударственного права ни одной страны. Оно регулирует международные, а не внутригосударственные отношения и создается путем формирования международных обычаев, обыкновений и заключения международных договоров. В Положении «О комиссии международного права Организации Объединенных Наций» от 11 декабря 1946 года отмечено, что система международного права состоит из двух взаимодействующих частей: международного публичного права и международного частного права [9]. Для определения понятия международного права как области международных отношений применяются являющиеся синонимами термины: «международное право» и «международное публичное право».

Нормы внутригосударственного права оказывают существенное влияние на формирование системы норм международного права, но не распространяют свое действие на регулирование межгосударственных отношений. Система национального права формируется на основе правовых ценностей, идей, отражающих политическое, правовое, нравственное сознание конкретного народа, выражается в нормативных правовых актах, не противоречащих общепризнанным принципам и нормам

международного права, и законодательно закрепляет основы государственного строя, внутреннюю и внешнюю политику государства. Во внешней политике государство выражает волю своего народа и влияет на международные отношения, международное право. Закрепляя в конституции и иных законах нормы, стандарты, принципы международного права, российское государство законодательно устанавливает гарантии их реализации и в международных отношениях, и на внутригосударственном уровне. Системный характер права проявляется и в том, что нормы внутригосударственного права являются своеобразным источником для формирования системы норм международного права. Внутригосударственное право отражает процессы, происходящие в обществе, и закрепляет их в нормах национального права. Это означает, что создание и развитие международного права предопределяются сочетанием государственно-волевого фактора и уровнем социально-экономического развития мирового сообщества. Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что в российскую правовую систему наряду с международными договорами включаются и общепризнанные нормы и принципы международного права. Это положение обеспечило возможность российскому государству войти в систему европейской интеграции. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особое значение приобретают последствия включения норм международного права в российское, а именно положения о признании или непризнании в нем безусловного приоритета международных норм и принципов права. В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» [12] был уточнен смысл нормы Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) в сторону ее ограничения. Данным законом установлено, что не всякий международный договор имеет приоритет перед российским законом, а только тот, положения которого не противоречат нормам Конституции РФ и согласие

в отношении которого закреплено в форме принятия федерального закона. Международное право входит в российскую правовую систему не в полном объеме, а лишь в тех пределах, в каких оно выступает источником права российского государства, и в той мере, в какой оно не вступает в противоречие с национальными интересами и принципами государственного суверенитета. В российскую правовую систему включаются лишь общепризнанные принципы и нормы международного права, обеспечивающие стабильность, устойчивость международного правопорядка.

Литература

1. Аверьянов А. Н. Системное познание права. Методологические проблемы. М., 1985.

2. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.

3. Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.

4. Клепцова Т. Н. Система права. Теория государства и права / под ред. О. В. Мартыши-на. М., 2007.

5. Кудрявцев В. Н., Керимов Д. А. Право и государство: опыт философско-правового анализа. М., 1993.

6. Лейст О. Э. Сущность права. М., 2002.

7. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2007.

8. Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. Мн., 1998.

9. Положение о Комиссии международного права Организации Объединенных Наций. URL:http://docs.pravo.ru/document/view/ 19571032/.

10. Пригожин Н., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

11. Радько Т. Н. Теория государства и права. М., 2016.

12. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. № 29. Ст. 2757.

13. Философия права: в 2-х т. / под ред. М. Н. Марченко. М., 2011. Т. 2.

Таким образом, исследование права с позиций современных достижений методологии системного познания позволяет выявить сложный, многогранный характер современной правовой реальности, обеспечивает широкую возможность рассмотрения права в его целостности, взаимозависимости структурных элементов, позволяет находить способы и приемы решения важнейших общественных проблем, определять направления дальнейшего развития и совершенствования правовой жизни общества.

Bibliography

1. Averianov A. N. Systematic knowledge of the law. Methodological problem. Moscow, 1985.

2. Bachinin V. A. Encyclopedia of philosophy and sociology of law. St. Petersburg, 2006.

3. Kerimov D. A. The methodology of law. Subject, functions, problems of philosophy of law. Moscow, 2000.

4. Kleptsova T. N. The system of law. Theory of state and law / under the ed. of O. V. Martyshin. Moscow, 2007.

5. Kudryavtsev V. N., Kerimov D. A. Law and the state: experience of philosophical and legal analysis. Moscow, 1993.

6. Leist O. E. The essence of law. Moscow, 2002.

7. Morozova L. A. Theory of state and law. Moscow, 2007.

8. The newest philosophical dictionary / under the ed. of A. A. Gritsanov. Minsk, 1998.

9. Regulation on the United Nations international law Commission. URL: http://docs.pravo.EN/doc-ument/view/19571032/.

10. Prigozhin N. Stengers I. Order out of chaos. Moscow, 1986.

11. Radko T. N. Theory of state and law. Moscow, 2016.

12. Federal law of 15.07.1995 № 101 -FL «On international treaties of the Russian Federation» // Collection of Legislation of The Russian Federation. № 29. Art. 2757.

13. Philosophy of law: in 2 volumes / ed. M. N. Marchenko. Moscow, 2011. Vol. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.