Научная статья на тему 'Методология системного подхода к организации транспортного обслуживания промышленного предприятия'

Методология системного подхода к организации транспортного обслуживания промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1649
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕКЦИЯ УЧАСТНИКОВ / АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБСЛУЖИВАНИЕ / SYSTEM APPROACH / SYSTEM / INDUSTRIAL TRANSPOR / ORGANIZATION / LOGISTICS / MANUFACTURING / TRANSPORTATION PROCESS / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычков В. П., Бухонова Н. М.

В статье рассматриваются теоретические вопросы организации транспортного обслуживания промышленных предприятий с применением системного подхода. Приводится описание перевозочной системы, которая может найти широкое применение на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY systematic approach to transport service INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article deals with the theoretical issues of organizing transport service industries using the systems approach. The description of a transport system that can be widely used in practice

Текст научной работы на тему «Методология системного подхода к организации транспортного обслуживания промышленного предприятия»

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ В.П. Бычков, д-р экон. наук, профессор,

Н.М. Бухонова, канд. экон. наук, доцент Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж

В статье рассматриваются теоретические вопросы организации транспортного обслуживания промышленных предприятий с применением системного подхода. Приводится описание перевозочной системы, которая может найти широкое применение на практике

Необходимость решения проблемы организации транспортного обслуживания промышленных предприятий в современных условиях требует применения методологии системного подхода, основанного на концепциях, разработанных в рамках теории систем. В общем случае системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [1]. Указанный подход позволяет разделить сложную задачу на совокупность более простых задач, расчленить сложную систему на элементы с учетом их взаимосвязи.

В литературе имеется большое число определений системы [2,3,4,5,6].

Обобщая их, можно сделать вывод, что система -это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и с внешней средой и объединённых для решения конкретной задачи. Объединение элементов в систему осуществляется в результате формирования согласованного взаимодействия в нечто новое, обладающее интегративным свойством, которым эти элементы до объединения не обладали.

Элемент - простейшая не делимая часть системы. Способ выделения, которых зависит от формулировки целей анализа и построения системы. Деятельность каждого элемента должна быть подчинена глобальной цели системы в целом.

В экономике под системным подходом понимают систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении этой цели множества подсистем, планов их развития, а так же показателей и стандартов работы [7]. В этом случае любая система рассматривается, с одной стороны как элемент (подсистема) системы более высокого порядка, находящийся в особом единстве с окружающей средой, а с другой - как совокупность составляющих ее элементов - подсистем, пребывающих во взаимной неразрывной связи. Например, системами, состоящими из, взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, являются экономика страны, отрасль предприятия, цех, участок. В то же время к сложным системам относят-

ся комплексы функций и виды деятельности, осуществляемые на предприятиях.

С позиций процессного подхода к организации производства транспортное обслуживание предприятия относится к числу вспомогательных видов деятельности [8].

Промышленный транспорт входит в состав производственной инфраструктуры промышленных предприятий, назначением которой является обслуживание основного производственного процесса в целом. Кроме транспортного хозяйства в состав производственной инфраструктуры входит ремонтное, инструментальное, энергетическое, снабженческо-складское. Состав и масштабы этих хозяйств определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.

Недостатком производственной инфраструктуры предприятия как системы, является отсутствие надлежащей связи между отдельными элементами, входящими в нее. Их объединяет лишь только то, что они являются вспомогательно-обслуживающими подразделениями и призваны создавать оптимальные условия для функционирования основного производства вне связи друг с другом. Это противоречит требованиям теории системы и затрудняет разработку управленческих решений, направленных на повышение качества и эффективности транспортного обслуживания промышленных предприятий.

Системный подход как метод принятия решения в области транспортного обслуживания промышленных предприятий в последние годы получил достаточно широкое применение в рамках производственной логистики.

Под логистической системой понимается сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками, совокупность, границы и задачи, функционирования которых объединены конкретными целями организации бизнеса [10].

Системный подход проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Его отличительная черта -оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

Одним из элементов производственной логистики является транспорт, осуществляющий перевозку грузов как внутри промышленных предприятий, так и внешние перевозки. Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции. Помимо перемещения грузов она включает такие логистические операции, как экспедирование, хранение и грузоперера-ботка, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.

Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам затраты на транспортировку составляют от 20 до 70% от общих логистических затрат [11].

Построение производственной, а также логистической системы, позволяет установить место и роль промышленного транспорта в производственном процессе предприятия, что имеет определенное значение при проведении научных исследований и аналитических работ на предприятиях. Однако не предусматри-

Целями подавляющего большинства экономических систем в рыночных условиях хозяйствования является максимизация стоимости и получения прибыли. Целью организации транспортного обслуживания предприятий является минимизация транспортных затрат на производство и реализацию готовой продукции, что способствует достижению глобальной цели. Таким образом, организация транспортного обслуживания промышленных предприятий согласно теории систем может быть представлена как самостоятельная система, включающая подсистемы (эле-

вает рассмотрение транспорта как системы, включающей отдельные элементы. Это затрудняет разработку эффективных мероприятий по улучшению организации транспортного обслуживания промышленных предприятий, направленных на повышение эффективности основного производства готовой продукции.

Система производственной логистики предприятий является экономической системой, поскольку она обеспечивает благоприятные условия для переработки вещества, энергии, информации и знаний в потребительские стоимости [2]. Назначение любой экономической системы - как раз и заключается в производстве, распределении, обмене и потребления товаров и услуг или создание благоприятных условий для этих процессов. Поэтому транспорт, как элемент логистической системы, одновременно выступает как часть экономической системы предприятия. В то же время согласно теории систем он выступает в качестве самостоятельной включающей отдельные элементы, в качестве самостоятельной системы, включающей отдельные элементы, назначение и целью которой является выполнение транспортного обслуживания предприятия.

На рис. 1 представлена иерархия систем промышленного предприятия, в которую входит и транспортная система

менты), имеющая ресурсное, нормативно-правовое, информационное обеспечение, содержание функций (задач). На рис. 2 представлен алгоритм создания системы такой организации, где все работы выполняются поэтапно.

Необходимость постоянного внимания к вопросам повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в рыночных условиях, особенно в период экономического кризиса, определяет актуальность формирования системы организации их транспортного обслуживания в современных условиях,

Экономическая система

с е ч и сти и і_ о сая система

Рис.1. Иерархия систем промышленного предприятия

Тео£ияи^етоды.оЕг2нЦ22цци.ДЕои2водства,

поскольку уровень развития системы оказывает суще- ности доставки грузов и, следовательно, на конкурен-

ственное влияние на показатели качества и эффектив- тоспособность предприятия.

Рис.2. Алгоритм создания системы транспортного обслуживания

О необходимости применения системного подхода при организации грузовых перевозок указывается в работе [12]. В частности, отмечается, что «сложность и динамичность деятельности по доставке грузов предполагает решение многих проблем взаимодействия её элементов с внешней средой, равно как и режимов функционального содержания в самой транспортной сфере. Для осуществления рационального управления такой деятельностью целесообразно использовать системный подход».

Перевозочная система в её первичном звене может рассматриваться как группа механизмов (автомобилей, погрузчиков и т. д.), обслуживаемых операторами (водители, машинисты экскаваторов, кранов и т.

д.). Каждый механизм и его оператор представляет собой систему «человек - машина» из двух взаимодействующих и взаимозависимых единиц. Если идти по пути интеграции, то придём к перевозочному комплексу - сложной системе, состоящёй из основных и вспомогательных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, системе со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией.

Системный подход, по мнению [12], позволяет соединить в одно целое элементы перевозочного процесса и достичь упорядоченности последнего. При организации перевозочных систем приходится делать

выбор между человеком и машиной, между различными видами подвижного состава, погрузочноразгрузочных механизмов и людьми на основе характеристик и затрат, связанных с их использованием.

Системный анализ перевозочных систем исходит из многообразия систем и условий, их определяющих и включает:

- изучение перевозочных систем как социальноэкономических единиц, предпосылок и результатов их деятельности, изучение связей и отношений к другим социально-экономическим системам, а также их управляемость;

- рассмотрение перевозочных систем как особых технологических систем, прежде всего в отношении рационального использования производительных сил, а также отношение эффективного управления и развития такого производительного процесса;

- анализ отдельных процессов, происходящих внутри отдельных перевозочных систем с целью определения оптимальных технико-экономических параметров этих процессов.

Системный подход начинается с установления целей для системы в целом. Затем разрабатываются различные организационные структуры и компоненты, соответствующие друг другу в рамках системы. Критерии для выбора всей совокупности компонентов составляют основу для выбора отдельных из них.

Целью транспортного обслуживания промышленного предприятия является полное и своевременное удовлетворение потребностей этого предприятия в перевозках грузов при минимальных затратах, обеспечение их сохранности.

Применительно к перевозочной системе, занимающейся перевозкой конкретного груза, на уровне подсистем, выступают коллективы, выполняющие определённые технологические этапы. В перевозочном комплексе такими этапами являются подготовка груза к перевозке, погрузка груза, транспортирование и т. д. Общая цель перевозочного комплекса - достижение максимальной эффективности перевозки грузов от места их производства до места потребления.

Построение системы организации работы промышленного транспорта может быть осуществлено с использованием функционального подхода, при котором в качестве элементов (подсистем) могут выступать разнообразные функции (планирование, учет, анализ, и т.д.), в выполнении которых участвуют не только транспортное, но и другие подразделения (службы, отделы) предприятия.

Применение системного подхода при организации работы промышленного транспорта позволит повысить эффективность функционирования предприятия за счет целенаправленных мероприятий, позволяющих в конечном итоге сократить долю транспортных издержек в себестоимость готовой продукции и ее реализации.

Литература

1. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. Экономика организации. Уч. пособие.- М.: КНОРУС, 2010.- 320 с.

2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике, Уч.пособие. М.: финансы и статистика., 2007. 512с.)

3. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике. Учебник. М.: изд. «Экзамен», 2004 - 480с.

4. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Т. Системный подход в системной науке, проблемы методологии системного исследования, М.: Мысль, 1970.

5. Климанд Д., Кинч В. Системный анализ и целевое управление, / пер с англ. М,: Советское радио, 1974.-280 с.

6. И.М. Четвертаков к вопросу об общей теории систем. Ж. Организатор производства, №4, 2009

7. Организация производства. Учебник. М. «Экономика и финансы» Под ред. О. Г. Туровца 2002.

- с.452

8. Родионова В.Н., Туровец О.Г. О функциональном и процессном подходах к организации производства. Ж. Организатор производства. №4, 2009

9. Туровец О.Г. Процессный подход к организации производства. Ж. Организатор производства. №2, 2006

10. Аникин Б.А. и др. Логистика. Учеб.пособие М.: Проспект, 2005. - 354

11. Лукинский В.С., Лукинский В.В., Пластуняк И.А., Плестнева Н.т., Транспортировка в логистике Учеб.пособие СПб ГИЭУ. 2005.- 139 с.

12. Вельможин, А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.

Э 8-950-767-73-72

Ключевые слова: системный подход, система, промышленный транспорт, организация, логистика, производство, транспортный процесс, обслуживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.