Научная статья на тему 'Методология формирования комплексной трехмерной системы управления смешанными перевозками'

Методология формирования комплексной трехмерной системы управления смешанными перевозками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ТЛС) СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СМЕШАННЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Е.Н.

Рассматривается единый методологический подход к структурно-параметрическому синтезу комплексной системы управления смешанными перевозками, основанный на принципах маркетинга, менеджмента и логистики, моделировании организационно-технических структур управления взаимодействующих участников смешанных перевозок с использованием трехмерных матриц и целевых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of formation of the integrated management system of transport-logistic systems

The article considers the uniform methodological approach to the structural-parametric synthesis of the integrated management system of multimodal transport, based on the principles of marketing, management and logistics, modeling of technical-organizational structures of management of interacting participants of the mixed transportations with the use of three-dimensional matrices and goal functions.

Текст научной работы на тему «Методология формирования комплексной трехмерной системы управления смешанными перевозками»

ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 656.078.1

Е. Н. Зайцев

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СМЕШАННЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Рассматривается единый методологический подход к структурно-параметрическому синтезу комплексной системы управления смешанными перевозками, основанный на принципах маркетинга, менеджмента и логистики, моделировании организационнотехнических структур управления взаимодействующих участников смешанных перевозок с использованием трехмерных матриц и целевых функций.

транспортно-логистическая система (ТЛС) смешанных перевозок, методология анализа и синтеза комплексной системы управления смешанными перевозками, интегральная целевая функция управления транспортной деятельностью, система поддержки принятия решений, формирование комплексной системы управления ТЛС.

Введение

Стремление России к эффективному взаимодействию с мировым транспортным комплексом требует решения ряда крупномасштабных комплексных научных проблем. Необходимо создать условия для взаимодействия разных видов транспорта на принципах логистики, межвидовой конкуренции и формирования единой транспортной системы (ЕТС), включающей единое информационное телекоммуникационное (ЕИТК) пространство.

Совместная работа предприятий различных видов транспорта в новой развивающейся среде требует постоянного внимания ко всем внутренним и внешним ее изменениям. Необходимо иметь систему управления и систему поддержки принятия решений, своевременно реагирующую на изменения. Это позволит транспортным предприятиям быть конкурентоспособными на рынке и эффективно взаимодействовать при выполнении смешанных перевозок, создавая единство как внутренней логистики каждого участника перевозки, так и внешней при их партнерском взаимодействии.

7

В последнее время за рубежом много внимания уделяется опыту создания в промышленности «горизонтальных корпораций», исследованию путей перехода к ним. Предполагается, что в XXI веке наибольшее развитие получат новые организационные структуры управления: горизонтальные, сетевые и виртуальные корпорации и компании. Многие крупнейшие транснациональные корпорации, например American Telephone & Telegraph (AT&T), DuPont, General Electric, Boeing, British Telecommunications, Ericsson, Volvo, Motorola, стремятся постепенно заменить старую организационную модель на новую, горизонтальную.

Происходит переход и к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов.

1 Транспортно-логистическая система смешанных перевозок

Транспортные и производственные процессы должны быть сбалансированными по всем направлениям взаимодействия. Поэтому необходимо рассматривать возможность применения матричных структур управления смешанными перевозками, где сильные горизонтальные связи сотрудничества обеспечивают эффективное управление всем транспортным процессом.

В рыночной экономике в основе формирования и реализации плана транспортного предприятия лежат принципы маркетинга, менеджмента и логистики, то есть удовлетворение требований заказчика перевозки груза (пассажира) в нужное место за требуемое время и за согласованную цену. Это достигается за счет эффективного управления взаимодействием участников перевозки на всех этапах их деятельности. Каждый вид транспорта при взаимодействии (рис. 1) должен работать не по традиционному отраслевому принципу плановой экономики, а по принципу партнерства, межотраслевого взаимодействия, направленному на потребителя перевозки, на удовлетворение требований заказчика.

Каждый вид транспорта в условиях рынка рассматривается как отраслевая транспортная система (ТС), где предприятия объединены горизонтальными связями партнерства, работают во взаимодействии и выполняют свои отраслевые функции в общем процессе смешанных перевозок. Так, авиационная ТС включает всех участников перевозки на этапе «аэропорт 1 -система управления воздушным движением - аэропорт 2» (рис. 1).

Транспортные системы различных видов, взаимосвязанные и взаимодействующие в процессе выполнения различных видов перевозок в соответствии с требованиями заказчика, образуют транспортно-логистическую систему.

8

40

al

Tyl

ад1

ад2

ту2

а2

Рис. 1. Транспортно-логистическая система смешанных перевозок с участием авиационного транспорта (авиакомпании-лидера),

автомобильного и/или железнодорожного транспорта:

tal - время перевозки автомобильным транспортом, включая время погрузки у производителя товара; t - время транспортировки груза в транспортом узле (ТУ1) и перегрузка на авиационный транспорт; t - время движения транспортного средства по аэродрому ТУ1 (движение по перрону, по рулежной дорожке, по взлетно-посадочной полосе (ВПП)); tm - время полета самолета по воздушной трассе; /|д2 - время движения транспортного средства по аэродрому ТУ2 (по ВПП, по рулежной дорожке, по перрону); /|v2 - время транспортировки груза в транспортом узле (ТУ2) и перегрузка на другой вид транспорта; /|2 - время перевозки

автомобильным транспортом, включая время разгрузки у получателя груза

2 Единая транспортная система страны

Для транспорта перспективной, широкомасштабной целью в концептуальной схеме его развития является создание ЕТС страны [1]. ЕТС страны выполняет грузовые, пассажирские, войсковые и другие виды перевозок.

ЕТС, например, грузовых перевозок можно представить как объединение ЕТС отдельных межотраслевых производственных комплексов (МОПК) по производству определенной продукции. МОПК представляет собой объединение предприятий производителей продукции на соответствующих этапах ее жизненного цикла (от добычи сырья, переработки до сбыта готовой продукции) и транспортных предприятий, выполняющих перевозку между этими этапами. На каждом этапе перевозок формируется транспортнологистическая система маршрута производитель-потребитель (рис. 2).

Участниками транспортного процесса являются: производители и потребители транспортной продукции; объекты инфраструктуры (рынки сырья и продукции, транспортных средств, перевозок, информации, кадров и финансов); инфотелекоммуникационная система взаимосвязанных отраслевых информационно-логистических центров; органы управления транспортом. Такое совместное рассмотрение производств позволяет учитывать в единстве возможности конкретного производства и потребности в транспортных средствах, специалистах, коммуникациях и инфотелекоммуникационном обеспечении.

Эффективность управления производством в ЕТС зависит от состояния и развития транспортных средств, коммуникаций, системы управления потоками, технологий обеспечения готовности подсистем перевозочного процесса, производительного использования материальных и финансовых ресурсов, а также производственного и управленческого персонала, условий взаимодействия транспортных систем, маркетинга, менеджмента и логистики, системы поддержания жизнедеятельности транспортного производства, инфотелекоммуникационной системы с информационно-логистическими центрами, обеспечивающими аналитическую поддержку принятия решений при выполнении смешанных перевозок.

3 Единая инфотелекоммуникационная система транспорта

Единая инфотелекоммуникационная система (ЕИТКС) транспорта должна быть совместима с информационными системами производителей и потребителей транспортной продукции по этапам жизненного цикла продукции, выпускаемой МОПК.

Развитая сеть наземной связи, построенная с использованием новых информационных технологий и на принципах логистики, способна обеспе-

10

Рис. 2. Схема системы взаимодействия ЕТС- и ИТК-систем в транспортном комплексе страны

чить оперативный обмен информацией между взаимодействующими транспортными узлами ТС и органами обеспечения движения, включая обмен информацией по управлению производственной и коммерческой деятельностью транспортного предприятия (ТП).

Основополагающими принципами создания новых интегрированных информационных технологий должны стать: высокий уровень телематики, безбумажной информационной технологии; единое информационное пространство участников транспортно-технологических процессов; комплексный логистический подход в транспортной цепи от производителя до потребителя («от двери до двери»).

4 Методология анализа и синтеза комплексной системы управления смешанными перевозками

Системная постановка процесса совершенствования производственной деятельности любого транспортного предприятия (ТП) требует единого методологического подхода к разработке эффективного управления его функционированием в составе транспортно-логистической системы.

Единой методологической основой при синтезе комплексной системы управления (КСУ) являются:

• методы общей теории систем, методы декомпозиции, систематизации объектов исследования и процессов, происходящих на предприятиях транспорта, а также при их взаимодействии с участниками перевозки;

• методы организации и выполнения перевозок на основе принципов маркетинга, менеджмента и логистики;

• методы синтеза структур управления при взаимодействии различных видов транспорта;

• методы оценки эффективности работы основных комплексов управления взаимодействием ТП и их руководителей;

• единые методологические принципы разработки системы поддержки принятия решений при оценке эффективности управления различными видами транспорта;

• методы, обеспечивающие результативную информационно-аналитическую поддержку принятия и реализации решений менеджерами.

Целью комплексной системы управления при взаимодействии участников перевозки в соответствии с принципами логистики являются своевременные («точно вовремя» и «от двери до двери») прием, обслуживание и выпуск следующего вида транспортного средства при обеспечении минимальных затрат времени и ресурсов. Для этого должна быть организована внутрилогистическая сеть, обеспечивающая готовность технологий по приему, обслуживанию и выпуску транспортных средств и перевозимых ими грузов, пассажиров.

12

Эффективное управление логистическими процессами в транспортных системах ЕТС в условиях формирующихся рыночных отношений совершенствуется и развивается на следующих основных принципах [2]:

■ системности, комплексности и трёхмерности, где системность означает структурирование и решение проблемы по вертикали и определяется вертикальными связями, связями подчинения в иерархической структуре, а комплексность - по горизонтали и определяется координационными связями, связями сотрудничества, партнерства, используя такие свойства больших систем, как синергия и адаптивность (синергия - взаимодействие всех элементов транспортной системы направлено на решение единой задачи и приводит к умножению конечного результата; логистическая синергия - эффект взаимного усиления связей логистической системы в отличие от разрозненных отраслевых);

■ организации эффективного межвидового взаимодействия при перевозках с учетом логистических принципов «от двери до двери», где авиационные перевозчики могут иметь два варианта работы:

- авиакомпания-лидер сама организует и выполняет перевозки «от двери до двери»,

- авиакомпания является участником многовидовых смешанных перевозок как внутри страны, так и за рубеж;

■ единого методологического подхода при выполнении декомпозиции, систематизации, разработке экономико-математической модели количественной оценки эффективности функционирования и развития транспортной деятельности, при взаимодействии транспортных систем различных видов формирования комплексной системы управления логистическими процессами производственной деятельности, организации современных сетей связи, формирования базы данных и знаний системы поддержки принятия решений;

■ самофинансирования, лежащего в основе эффективного маркетинга транспортной работы;

■ конкурентоспособности, лежащего в основе эффективного менеджмента транспортного производства;

■ партнерства, сотрудничества - учета условий и механизма работы партнеров во взаимодействии на принципах логистики, а также создания системы управления изменениями, предотвращающей их отрицательное воздействие;

■ жизненного цикла транспортной техники, как основы взаимодействия отраслей промышленности и транспорта, позволяющего системно и комплексно формировать горизонтальные связи сотрудничества и взаимной полезности при заказе, производстве и эксплуатации новой техники;

■ реструктуризации - перестройки транспортных предприятий для создания эффективного производства, эффективной системы управления, изменения хозяйственного механизма и решения социально-экономических проблем;

■ формализации процесса проектирования организационных структур управления на базе целевых функций, описывающих эффективность дея-

13

тельности соответствующих служб (комплексов) и позволяющих оценить деятельность соответствующих руководителей;

■ мониторинга транспортной деятельности - наблюдения, оценки и прогнозирования развития ситуаций на рынках сырья, товаров, транспортных средств, в транспортной деятельности, потенциала транспортных систем, состояния транспортной деятельности за рубежом и прочее;

■ непрерывной опережающей правовой, профессиональной, экономической, управленческой подготовки личного состава, например, в соответствии с требованиями интермодальных коридоров и ВТО.

В связи с этим эффективность управления логистическими процессами транспортного производства в ЕТС зависит от состояния и развития:

• транспортных средств (надежности, энергопотребления, экологичности, грузовместимости и т. д.);

• транспортных коммуникаций (аэродромов взлета и посадки, воздушных трасс, автомобильных дорог, транспортно-технологических терминалов);

• системы управления транспортными потоками (воздушным движением, движением автомобилей, поездов и других транспортных средств);

• технологий обеспечения готовности подсистем перевозочного процесса (подготовки пассажиров, почты, груза, воздушных судов, экипажей, аэродромов взлета и посадки, радиотехнического обеспечения и средств связи, диспетчерских смен УВД и т. д.);

• производительности использования ресурсов, а также производственного и управленческого персонала;

• условий взаимодействия (технического, технологического, экономического, информационного, организационного, правового) транспортных систем в процессе выполнения смешанных перевозок;

• маркетинга, менеджмента и внутриотраслевой логистики транспортных предприятий;

• системы поддержания жизнедеятельности транспортных предприятий (своевременного в необходимом объеме обеспечение ресурсами);

• инфотелекоммуникационной системы с информационно-логистическими центрами, обеспечивающими аналитическую поддержку принятия решений при выполнении смешанных перевозок.

Единство методологического подхода при выполнении декомпозиции, систематизации, параметрического, структурного и информационного анализа и синтеза КСУ, формировании базы данных и информационноаналитической системы поддержки принятия решений основано на свойствах трехмерной матрицы.

Трехмерная матрица «Единая транспортная система» формируется на базе трех важнейших системных принципов, определяющих функционирование и развитие транспортных систем в условиях рынка: самофинансирова-

14

ния (маркетинга), самоуправления (менеджмента) и самоорганизации (логистики) и имеет следующие оси (рис. 3):

Ik - цели перевозок k-го географического уровня в зависимости от вида перевозок и типа грузов, формируются на принципах маркетинга;

Jk - транспортные компании k-го географического уровня различных видов транспорта и конкурентоспособные типы транспортных средств, определяющие провозную способность, формируются на принципах менеджмента;

Nk - маршруты различных видов перевозок k-го географического уровня, образующие транспортную сеть, которая характеризуется пропускной способностью и формируется на принципах логистики.

Рассмотрим ЕТС страны и единую инфотелекоммуникационную систему (ЕИТКС) в соответствии с географическим принципом и с использованием трехмерной матрицы (см. рис. 3).

Вариант декомпозиции мировой ЕТС и соответствующей ей единой ИТК-системы (ЕИТКС), определяющей глобальное информационное пространство с учетом географических уровней, представлен в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1. Декомпозиция ЕТС и ее ЕИТКС

№ п/п Географические уровни декомпозиции k = 1, K Уровни декомпозиции ЕТС Уровни декомпозиции ИТК-центров (ИТКЦ) ЕТС

1 Мировой уровень ЕТС межконтинентальных перевозок Межконтинентальный ИТКЦ

2 Континентальный уровень ЕТС межгосударственных перевозок Континентальный ИТКЦ

3 Уровень государства ЕТС межрегиональных перевозок Государственный ИТКЦ

4 Региональный уровень ЕТС региональных перевозок Региональный ИТКЦ

5 Уровень субъекта федерации ЕТС субъекта федерации ИТКЦ субъекта федерации

6 Уровень межотраслевого транспортного узла (ТУ) ЕТС ТУ (перевозки между отраслевыми ТУ) ИТКЦ межотраслевого ТУ

7 Уровень отраслевого ТУ Транспортное предприятие. Внутренние перевозки ИТКЦ отраслевого ТУ

J,

Рис. 3. Трехмерная матрица «Единая транспортная система»

15

В результате декомпозиции ЕТС и ЕИТКС раскрыты элементы их структуры на соответствующих уровнях, включая отраслевые транспортные предприятия, состоящие из транспортной компании и транспортного узла (порта, аэропорта, вокзала и т. д.), и ИТК-центры соответствующего уровня. Уровень транспортного предприятия позволяет выполнить количественную оценку качества, эффективности, прибыльности транспортной деятельности. Таким образом в процессе структурного и параметрического синтеза можно сформировать наилучшую транспортную и ИТК-структуры для выполнения поставленных заказчиком целей.

Формирование ЕТС и ЕИТКС по жизненному циклу товара. Структура ЕТС зависит от составляющих экономики страны, от расположения межотраслевых комплексов (агропромышленного, машиностроительного, энергетического и других), от уровня межгосударственных связей и других хозяйственных систем. Например, ЕТС МОПК «Самолет Ил-ХХ» («Зерно», «Нефть», «лес» и т. д.) рассматривает процессы заготовки материалов, их переработки, производства деталей, узлов, агрегатов, сборки и продажи самолета в единстве с транспортными процессами, обеспечивающими все этапы его производства. Такое совместное рассмотрение производств дает возможность учитывать в единстве потребности и возможности конкретного производства и потребности в транспортных средствах, специалистах, транспортных коммуникациях и ИТК-обеспечении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Интегральная целевая функция управления транспортной деятельностью

Формирование транспортно-логистической системы на основе матричных структур управления позволяет создать эффективное сотрудничество между системами управления участников перевозки, формировать комплексы управления их взаимодействием по направлениям совместной деятельности с использованием целевых функций.

Целевую функцию, количественно отображающую эффективность деятельности генерального руководителя транспортной системы, будем называть интегральной целевой функцией.

Обеспечение наибольшего значения интегральной целевой функции управления транспортной деятельностью является основным содержанием управляющих воздействий генерального менеджера ТП. В развитии уравнения прибыли и эффективности транспортно-технологических процессов [1] интегральная целевая функция управления производственной деятельностью ТП принимает следующий вид:

Фу _ (^дkKk3 )к (krakHnkv )д *

16

1 1

+------+------

П6 п6 Пэк П

В формулу входят: коэффициенты - диверсификации продукции k конъюнктурный k загрузки транспортного средства k технического использования времени k использования скорости k непрерывности транспортнотехнологических процессов k ; пн - величина налоговой ставки (отношение суммы налога, выплачиваемого в государственный бюджет, к доходу транспортного предприятия); пу - коэффициент полезного использования управленческого и вспомогательного персонала компании; Нт - экономический показатель надежности транспортного средства, равный отношению затрат на эксплуатацию транспортного средства к его цене; Нкм - экономический показатель надежности транспортных коммуникаций, равный отношению затрат на эксплуатацию транспортных коммуникаций к первоначальным затратам; Ппр - производительность персонала; ппр - финансовая производительность персонала; Пт - производительность транспортных средств; пт - финансовая производительность транспортных средств; Пэн - производительность энергоресурсов; пэн - финансовая производительность энергоресурсов; Пкм - производительность транспортных коммуникаций; пкм - финансовая производительность транспортных коммуникаций; Пэк - производительность мероприятий по экологической безопасности; пэк - финансовая производительность мероприятий по экологической безопасности; Пб - производительность мероприятий по безопасности и безопасности полетов; пб - финансовая производительность мероприятий по авиационной безопасности и безопасности полетов.

В соответствии с методикой финансового анализа [3] производительность ресурсов есть отношение объема выполненной работы к объему используемого ресурса, а соотношение тарифов выполненной работы и ресурса есть финансовая производительность (дефлятор цены).

Для отражения генеральной цели транспортной деятельности системы формулу (1) можно преобразовать, введя целевые функции управления (ЦФУ) определенными направлениями деятельности: коммерческой деятельностью F = k k k; движением транспортных средств F = k k k ; персоналом F =

к д к з’ ~ ~ ~ дтинпу * г пр

= 1 + п / П п ; техникой F = 1 + Н / Пп ; использованием энергоресурсов

у пр пр т т т т

F = 1 / П п ; использованием транспортных коммуникаций F = 1 + Н / Пкмпкм; безопасностью транспортных процессов F6 = 1 / Пбпб; экологичностью транспортных процессов F = 1 / П п .

эк эк эк

Тогда интегральная целевая функция управления транспортной системы выразится через эти ЦФУ следующим образом:

фу = Fk • F ' [(1 - Пн) - (Fn + Ft + FKM + F3K + F6 + F3K)]. (2)

1 + Пу

1 + H

1

x^(1 - nH ) - --— +-------X +-------+

Ппр Ппр Птп т Пэн Пзн П

1+H

км

п

км' жм

17

Структурно-параметрический синтез системы управления смешанными перевозками - это исследовательский метод, цель которого объединить элементы систем управления участников перевозки в единую комплексную систему управления функционированием и развитием взаимосвязанных и взаимодействующих различных видов транспорта в едином процессе для достижения единой цели, определив при этом ее организационную структуру, значения параметров, описывающих ее свойства и суммарный эффект.

6 Неопределенность факторов взаимодействия участников смешанных перевозок в составе транспортно-логистической системы

Комплексное взаимодействие отраслевых транспортных систем, организованных в транспортно-логистическую систему, позволяет обеспечивать высокое качество обслуживания и полное удовлетворение потребности в перевозках по объему, направлениям и номенклатуре грузов. В этом случае в результате взаимодействия транспортные системы производят завершенную продукцию в соответствии с заданным критерием, рациональным использованием транспортных средств, энергетических ресурсов и денежных средств при минимальных затратах на производство, транспортировку и потребление перевозимых грузов.

Принимаем, что комплексный характер системы управления заключается в том, что в ней реализованы функции взаимодействия всех участников транспортно-логистической системы: при выполнении коммерческой деятельности; при технологии перемещения груза и движении транспортных средств; при работе производственного и управленческого персонала; при технической совместимости транспортных средств; при использовании коммуникаций; при обеспечении экологии и безопасности работы участников на маршруте. Каждое направление характеризуется факторами, изменение которых способствует или не способствует взаимодействию участников смешанных перевозок.

Очевидно, что обстановка, с которой сталкиваются участники перевозок, не одинакова. Каждой конкретной обстановке соответствуют различные уровни неопределенности. Эти различные уровни могут быть классифицированы на основе факторов взаимодействия участников смешанных перевозок в составе транспортно-логистической системы k-го географического уровня.

Принимаем, что классификация факторов взаимодействия участников смешанных перевозок может быть представлена следующим образом.

1. факторы взаимодействия производственных систем в ТП, ТС, ТПС:

• между службами в ТП при выполнении производственных процессов, связанных с ресурсообеспечением, подготовкой участников перевозки к работе в каждой службе и собственно перевозки;

• между ТП в ТС;

18

• между ТС в ТЛС;

• между ТЛС и потребителями транспортной продукции (отправителем и получателем).

2. Факторы взаимодействия систем управления (СУ) комплексами по направлениям в ТП, ТС, ТлС:

• между службами в ТП;

• между ТП в ТС;

• между ТС в ТлС;

• по направлениям ТлС и потребителями транспортной продукции (отправителем и получателем).

Факторы взаимодействия систем управления комплексами и качество работы их менеджеров по направлениям оцениваются с помощью аналитических зависимостей для целевых функций.

Таким образом, формирование комплексных систем управления смешанными перевозками при взаимодействии в условиях становления рыночных отношений, основанном на едином методологическом подходе, принципах маркетинга, менеджмента и логистики, единых принципах формирования инфотелекоммуникационных систем поддержки принятия решений с учетом неопределенности факторов взаимодействия является актуальным формированием развития транспорта и заключается в следующем:

- использовании системного подхода для разработки комплекса организационных и экономических методов управления взаимодействием транспортных предприятий при выполнении смешанных перевозок;

- разработке метода декомпозиции рассматриваемых организационных систем управления с использованием трехмерных матриц;

- разработке целевых функций управления для оценки эффективности управления транспортными предприятиями и их взаимодействием в процессе смешанных перевозок;

- разработке метода структурно-параметрического синтеза комплексной системы управления смешанными перевозками на базе матричных организационных структур, разработанных целевых функций и результатов декомпозиции кубических матриц;

- разработке метода построения системы информационно-вычислительной поддержки принятия управленческих решений в комплексных системах управления смешанными перевозками.

7 Информационное обеспечение и система поддержки принятия решений

Синтез позволяет объединить элементы систем управления участников перевозки в комплексную систему управления функционированием и разви-

19

тием взаимосвязанных и взаимодействующих различных видов транспорта в едином процессе для достижения общей цели, определив при этом ее организационную структуру, значения параметров, описывающих ее свойства, и суммарный эффект.

В процессе выполнения смешанных перевозок в соответствии с производственной и управленческой структурой участников необходимо единое информационное пространство и система поддержки принятия решений (СППР). Информационная сеть рассматривается совместно с системами производителей и потребителей транспортной продукции как по отдельному маршруту, так и по этапам жизненного цикла товара «от двери производителя продукции до двери потребителя». Для ТлС k-го географического уровня единая информационная система (ЕИС) рассматривается как совокупность информационных центров, основным направлением деятельности которых является формирование эффективной системы мониторинга и СППР.

Техническое обеспечение информационных центров дает возможность работать с большим количеством информации, однако необходима единая организация информационного взаимодействия всех участников смешанных перевозок. Предложен метод формирования информационно-вычислительной СППР, построенной на основе трехмерных матриц (многомерного куба), основанной на результатах декомпозиции по модульному принципу. В СППР можно выделить две подсистемы: систему подготовки данных для принятия решений и систему выработки рекомендаций для лПР, в которые входят [1]:

• базы данных всех участников перевозки, хранилища данных, где выполняется оперативная обработка большого количества информации в реальном времени и хранится уже в обработанном, требуемом для практики виде. В настоящее время на трехмерном принципе построены и работают OLAP-технологии (технология комплексного многомерного оперативного анализа данных - On-Line Analytical Processing);

• экспертная система, в которой база знаний построена также на базе многомерного куба и соответствует структуре трехмерной информационной матрицы корпоративных систем. Экспертами являются менеджеры по направлениям взаимодействия, которые в процессе мониторинга отслеживают тенденции изменения параметров соответствующих целевых функций, имеют возможность уточнять их прогнозное значение и тем самым уточнять конечные результаты и план работы, способствуя минимизации неопределенности факторов взаимодействия.

Наконец, используя информацию после математической обработки, привлекая методы экспертной оценки, учитывая факторы рыночной экономики, информацию базы знаний о состоянии транспортного процесса, аналитик (в нашем случае - менеджер-эксперт по направлению взаимодействия) может сделать заключение об эффективности транспортной деятельности, оценить принятые решения и выработать соответствующие рекомендации.

20

8 Формирование комплексной системы управления ТЛС

Процесс формирования КСУ смешанными перевозками с использованием структурно-параметрического синтеза и СППР должен содержать следующие основные блоки [2].

1. Формирование наилучшего маршрута смешанных перевозок предусматривает: определение цели перевозки, характеристики видов взаимоотношений между участниками перевозок, основные условия договора, объем перевозок, сроки выполнения; определение основных требований к транспортным узлам по пропускной и провозной способности их транспортных средств, к погрузочно-разгрузочным машинам, коммуникациям, к взаимодействию различных видов транспорта, к информационному обеспечению участников перевозки и СППР.

2. Разработка комплексного плана работы ТЛС при выполнении смешанных перевозок осуществляется с учетом требований финансирующего перевозку заказчика. Следовательно, планы каждого из участников рассмотрены с учетом их взаимодействия в комплексных ТУ (КТУ), обеспечивая эффективную взаимосвязь внутренней и внешней логистики. Таким образом обеспечивается сквозное планирование по всему маршруту с учетом планов отправителя и получателя, а также неопределенности факторов их взаимодействия.

3. Этапы формирования комплексной системы управления ТЛС.

Этап 1. Формирование организационно-технической структуры и СУ

каждого участника перевозки по обоснованному маршруту с использованием ЦФУ (выполняется по определенному алгоритму).

Этап 2. Формирование организационно-технической структуры и системы управления отраслевых ТС смешанной перевозки.

Этап 3. Формирование ТлС и комплексной СУ смешанными перевозками.

Решение перечисленных задач требует использования разработанных целевых функций, методик расчета входящих в целевые функции параметров и формирования на их основе наилучшего варианта ТПС и КСУ смешанными перевозками.

В ходе первого цикла оптимального синтеза формируем оптимальный вариант каждого участника маршрута (рис. 4) по частям с использованием оптимальных элементов трехмерной матрицы, а также систем взаимодействия в транспортных узлах (сетях пересечения). Во время следующего цикла все частные оптимальные решения должны быть объединены в одну большую трехмерную матрицу комплексной системы управления смешанными перевозками.

Обеспечение наибольшего значения интегральной целевой функции управления транспортной деятельностью (формула (2)) является основным

21

ю

ю

Рис. 4. Структурно-параметрический синтез комплексной системы управления смешанными перевозками

содержанием управляющих воздействий генерального менеджера службы,

тп, тс, тлс.

Предложенный метод синтеза комплексной системы управления производственной деятельностью транспортных систем при их взаимодействии позволяет на единой методологической основе формировать структуры управления сложными транспортными системами, включающими различные виды транспорта, а также позволяет выполнять количественную оценку успешности менеджмента служб, ТП, ТС и ТлС обслуживаемого маршрута.

Заключение

Методология формирования комплексной системы управления смешанными перевозками включает:

• использование системного подхода для разработки комплекса организационных и экономических методов управления взаимодействием транспортных предприятий при выполнении смешанных перевозок;

• разработку метода декомпозиции рассматриваемых организационных систем управления с использованием трехмерных матриц;

• разработку целевых функций управления для оценки эффективности управления транспортными предприятиями и их взаимодействием в процессе смешанных перевозок;

• разработку метода структурно-параметрического синтеза комплексной трехмерной системы управления смешанными перевозками на базе матричных организационных структур, разработанных целевых функций и результатов декомпозиции кубических матриц;

• разработку метода построения системы информационно-вычислительной поддержки принятия управленческих решений в комплексных системах управления смешанными перевозками.

Библиографический список

1. Архитектура и методология транспортных систем : монография / О. В. Белый, О. Г. Кокаев, С. А. Попов. - СПб. : Элмор, 2002. - 256 с.

2. Синтез комплексной системы управления смешанными перевозками / Е. Н. Зайцев. - СПб. : Университет ГА, 2007. - 212 с.

3. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р С. Сайфулин. - М. : ИНФРА, 1996. - 176 с.

© Зайцев Е. Н., 2012

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.