Научная статья на тему 'О логистических принципах управления автомобильным транспортом'

О логистических принципах управления автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приходько А.С.

Рассматривается возможность логистического подхода в управлении автотранспортным предприятием и транспортным комплексом Сахалинской области, систематизируются и частично разрабатываются методические основы реализации такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О логистических принципах управления автомобильным транспортом»

Логистика

А.С. Приходько,

директор Долинского А ТП Сахалинской области

О ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Рассматривается возможность логистического подхода в управлении автотранспортным предприятием и транспортным комплексом Сахалинской области, систематизируются и частично разрабатываются методические основы реализации такого подхода.

По мере развития реформ в нашей стране интерес к проблемам логистики возрастает, что находит отражение в росте числа публикаций по вопросам логистической концепции управления экономическими потоками. Не вызывает сомнений, что и работа транспорта также должна базироваться на логистических принципах. Однако прямой перенос логистического подхода к управлению предприятием автомобильного транспорта в неизменном виде не приемлем, т.к. такое предприятие имеет существенные отличия от обычного промышленного предприятия.

Автотранспортное предприятие от промышленного отличает прежде всего его двойственная роль в функционировании логистических систем. С одной стороны, автотранспортное предприятие является элементом макрологистических систем, обеспечивающим связь между звеньями логистической цепи (продвижение материальных потоков), а с другой стороны, такое предприятие также является потребителем отдельных материальных потоков, конечным звеном соответствующей логистической цепи. Автотранспортное предприятие выступает как внутрипроизводственная логистическая система, в которой входящие материальные потоки (топливо, запасные части, агрегаты, шины и т.д.), трудовые затраты преобразуются в материальные услуги - транспортные. Данная двойственная роль автотранспортных предприятий не учитывается во многих работах по транспортной логистике.

Отличительная особенность автотранспортного предприятия состоит также в том, что оно не складирует готовую продукцию. Практически процесс производства и реализации транспортной продукции совпадает по времени. В транспортных системах не существует логистической функции "складирование и складская обработка готовой продукции".

В работах ряда специалистов по логистике, например А.М. Гад-жинского, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, В.И. Сергеева и других, автомобильный транспорт рассматривается как элемент логистической системы со 100%-й надежностью выполнения своих задач, функционирующий в условиях определенности. Однако это далеко не так, и одна из трудностей внедрения логистического подхода на автотранспортном предприятии состоит в том, что предприятие является сложной системой, функционирующей в условиях неопределенности и риска.

Воспроизводство автотранспортных услуг включает в себя этапы снабжения, производства и сбыта данного вида материальных услуг. При этом решение вопросов снабжения материальными ресурсами предприятия является предметом заготовительной логистики транспорта. Движение материальных и соответствующих финансовых, информационных и кадровых потоков внутри автопредприятия в ходе производства транспортных услуг является предметом внутрипроизводственной логистики транспорта. Реализация транспортных услуг предприятием - это предмет распределительной логистики.

Заготовительная, внутрипроизводственная, распределительная логистика транспорта это три части единого целого - внутрипроизводственной транспортной логистической системы. Все элементы такой системы совместимы, что обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование системы. Микрологистическая система автотранспортного предприятия должна выполнять следующие основные функции:

• оперативно-календарное планирование выполнения транспортных услуг с закреплением подвижного состава за клиентурой;

• оперативное управление технологическими процессами технического обслуживания и ремонта подвижного состава и оборудования;

• все виды планирования объемов поставок сырья, материалов, запасных частей, комплектующих и других видов материальных ресурсов;

• организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

• прогнозирование, планирование и нормирование расхода материальных ресурсов;

• контроль и управление запасами материальных ресурсов на уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе технологического обслуживания и ремонта подвижного состава;

• внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов;

• информационно-техническое обеспечение процессов управления материальными ресурсами.

Логистический подход к организации основного и вспомогательного производства автотранспортного предприятия должен включать в себя следующие основные положения:

• отказ от избыточных запасов материальных ресурсов;

• отказ от завышенного времени на выполнение перевозочного процесса и обеспечение технической готовности подвижного состава;

• оптимизация структуры и количества подвижного состава;

• максимальное сокращение простоя технически исправного подвижного состава;

• устранение нерациональных маршрутов перевозок груза;

• внедрение функционально-целевого подхода при оценке маршрутов перевозок пассажиров;

• оптимизация затрат на поставку и хранение материальных ресурсов.

Формирование внутрипроизводственной логистической системы автотранспортного предприятия должно основываться на следующих методологических принципах.

1. Принцип системности предполагает использование системного подхода, при котором все элементы микрологистической системы должны работать как единый слаженный механизм для достижения общей цели. Для реализации данного принципа необходимо с системных позиций подходить к выбору подвижного состава, маршруту следования, определению величины материального и финансового потоков, прогнозированию технического состояния автомобилей и основных параметров функционирования и развития предприятия.

2. Принцип эффективности означает учет и минимизацию совокупности издержек управления материальными, финансовыми и информационными потоками на протяжении всей логистической цепочки.

3. Принцип надежности означает обеспечение безотказности, долговечности и резервирования технических средств для выполнения транспортных услуг, а также системы управления всей внутрипроизводственной логистической цепочкой, что предусматривает широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением, высокую скорость поступления и качество обработки информации.

4. Принцип целостности обеспечивает доведение управляющих воздействий до всех структурных составляющих микрологистической системы, которые являются в целом разнородными и разнокачественными элементами, но совместимыми и целостными по ориентации на конечные результаты всей системы. Управление микрологистической системой автотранспортного предприятия должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных (технической и эксплуатационной службы) и сбытовых звеньев внутри предприятия.

5. Принцип гибкости означает наличие в микрологистической системе механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней и внутренней среды предприятия и вырабатывать соответствующие им, адекватные управляющие воздействия.

6. Принцип обоснованности означает усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоками в логистической системе - от анализа до планирования, выполнение прогнозных расчетов всех параметров

траектории движения потоков; признание за квалифицированными кадрами статуса важного ресурса логистической системы предприятия.

Эксплуатационная надежность транспорта имеет огромное значение и во многом определяется наличием материальных ресурсов, в частности запасных частей и агрегатов. При традиционном подходе к управлению материальными ресурсами автопредприятия решение задачи повышения качества обеспечения запасными частями сводилось к наращиванию темпов и объемов их производства. Однако практика показала несостоятельность такого подхода.

В настоящее время на автопредприятиях функции планирования, прогнозирования потребности в запасных частях и агрегатах, а также определения производственных запасов зачастую реализуются не в полном объеме и не отвечают требованиям рыночной экономики. Это объясняется тем, что:

- отсутствуют прогнозы потребности в материальных ресурсах на любой период времени;

- не проводится анализ влияния различных факторов на расход запасных частей и агрегатов;

- при определении плановой величины потребности в запасных частях не учитывается "возраст" автомобиля и интенсивность его эксплуатации.

При традиционных методах определения потребности предприятия в запасных частях в расчетах используются нормы их расхода, определенные с учетом средней величины годового пробега автомобиля. Найденная таким образом потребность в запасных частях не увязана с производственной программой автопредприятия. Это ведет к тому, что управление работой предприятия имеет существенный недостаток, т.к. воздействует на объект тогда, когда в системе происходят сбои (на складе автопредприятия нет нужных запасных частей, автомобили простаивают в ремонте). Такое управление малоэффективно, поскольку оно лишь исправляет уже создавшееся экстремальное положение.

Необходимость внедрения логистического подхода в управление автотранспортным предприятием объясняется тем, что традиционный подход в настоящее время уже не оправдывает себя. Так, используются отдельные, разрозненные методы для стоимостной оценки производства транспортных услуг и соответствующего материального обеспечения; применяются различные, не связанные между собой методы определения суммарных материальных затрат в себестоимости транспортной продукции; используются в основном детерминированные методы и модели для оценки показателей снабжения, производства и сбыта; оценка технико-экономических показателей производится только для крупных и средних предприятий с численностью подвижного состава не менее 50 единиц.

Методическое обеспечение реализации логистического подхода в управлении автотранспортным предприятием можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Внутрипроизводственная логистическая система

Методы и методики оценки потребности в материальных ресурсах

Методы оптимизации номенклатуры потребляемых материальных потоков и их доставки

Методики оптимизации производственных запасов материальных ресурсов и модели управления запасами

Методики оценки выполнения транспортных услуг, учитывающие принцип "точно - вовремя"

Методологические основы управления ТО и ремонтом автомобилей

Модели оценки надежности работы автомобильного транспорта

Методики прогнозирования и планирования производства транспортных услуг

Заготовительная Внутрипроизводственная Распределительная

логистика логистика логистика

1 1 *

Методики стоимостной оценки производства транспортных услуг

Методики прогнозирования цен на рынке транспортных услуг

Методологические основы ценообразования транспортных услуг

Схема методического обеспечения реализации логистического подхода в управлении автотранспортным предприятием

Достоверная оценка эффективности и надежности работы автотранспортного предприятия в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции может быть получена не разрозненными, локальными методами, а с помощью комплекса методов и моделей, учитывающих основные принципы логистики. Снижение себестоимости транспортных услуг в условиях конкуренции достигается не экстенсивными мерами, а логистической организацией производства услуг. Логистика рассматривает материальное снабжение, производство и сбыт как единый комплекс, призванный обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Применительно к транспортному предприятию необходимо в едином комплексе рассматривать снабжение, организацию и проведение технического обслуживания и ремонта подвижного состава и реализацию транспортных услуг с целью производства конкурентоспособной продукции.

Эффективность работы технически исправного автомобильного транспорта в основном зависит от уровня организации и управления автомобильными перевозками. Управление автомобильными перевозками направлено прежде всего на составление и осуществление достоверных планов доставки грузов от поставщиков до потребителей. Составление планов доставки грузов "точно - вовремя" требует количественной оценки перевозочного процесса и его составляющих. В этом случае появляется возможность не только экономически обоснованного выбора варианта доставки, но и оценки степени участия всех служб, отвечающих за организацию перевозочного процесса. Предложенная Б.Л. Герониму-сом [1] методика построения оперативного плана доставки грузов автомобильным транспортом от поставщика до потребителя основана на логистическом подходе, оперирует нормативными интервалами доставки грузов. Однако данная методика не учитывает, что все составляющие перевозочного процесса являются случайными величинами, и это значительно снижает сферу ее применения.

Поддержание высокого уровня надежности автомобильного транспорта, снижение затрат на его техническое обслуживание и ремонт должны обеспечиваться эффективным функционированием системы организации технического обслуживания и ремонта. Совершенствование организационных форм и систем управления техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств на основе современных информационных технологий и моделирования позволяет значительно сократить затраты. Методическое обеспечение стратегий управления техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава автотранспортного предприятия подробно представлено в работе [2]. Эффективность и надежность функционирования автомобильного транспорта в значительной мере зависит от обеспечения его материальными ресурсами. В состав материальных ресурсов, потребляемых автотранспортным предприятием в ходе производства транспортных услуг, включаются: топливо, смазочные материалы, запасные части и материалы, агрегаты, шины и прочие материальные ресурсы. Расход таких материальных ресурсов практически функционально зависит от общего пробега автомобиля. В свою очередь, долговечность агрегатов и запасных частей определяет надежность автомобиля и величину его общего пробега. Поэтому методы и модели оценки потребности в запасных частях, агрегатах и методы оценки надежности автомобилей должны быть взаимосвязаны. В работе [3] рассмотрен методический подход, позволяющий объединить методы оценки надежности автомобиля и методы прогнозирования потребности в запасных частях и агрегатах.

Реализовывать логистический подход в управлении автомобильным транспортом Сахалинской области необходимо комплексно. Данный подход требуется внедрить не только на каждом автотранспортном пред-

приятии, но и в целом на автомобильном транспорте области. Необходимо создание областной системы материально-технического обеспечения предприятий транспорта основными видами материальных ресурсов. Особо следует выделить проблему формирования областной системы снабжения муниципальных пассажирских предприятий для решения социальных задач транспортного обслуживания населения области.

Необходимо также создание макрологистических систем управления работой транспортных узлов в области с участием автомобильного транспорта. В этих системах автомобильный транспорт является основным связующим звеном, обеспечивающим межвидовые перевозки и логистическое управление многоассортиментными материальными потоками в транспортных узлах.

Анализ показывает, что в Сахалинской области имеется достаточное количество производителей, а также конечных и промежуточных потребителей, образующих рынок сбыта транспортных услуг. Эти компании заинтересованы как в транспортировке, так и в других операциях физического распределения (консолидации, сортировке, погрузке, разгрузке, хранении и т.п.) на протяжении всей логистической цепи.

В целом в Сахалинской области следует отметить низкое качество транспортно-логистического сервиса, не отвечающее мировым стандартам. Основными причинами этого являются следующие:

- наличие диспропорций между провозной способностью смежных видов транспорта и новым состоянием потребностей в интермодальных, мультимодальных перевозках;

- отставание существующего уровня транспортной техники, сервиса, организации интермодальных перевозок от мирового уровня;

- низкая конкурентоспособность отечественных перевозчиков и невысокая привлекательность грузообработки в основных транспортных узлах области;

- крайне высокая степень физического и морального износа основных фондов на всех видах транспорта и, вследствие этого, возрастание аварийности транспортных перевозок;

- значительное отставание от мировых стандартов в развитии транспортной инфраструктуры, неразвитая информационная и телекоммуникационная инфраструктура обеспечения перевозок в области;

- несоответствие применяемых на российском транспорте стандартов, нормативных актов, критериев эффективности и безопасности, принципов страхования аналогичным показателям, используемым в других странах;

- нерешенность проблем инвестирования и координации управления в транспортном комплексе области.

Отмеченные негативные моменты могут отрицательно сказаться на развитии экономики области. Поэтому необходимы неотложные меры по стабилизации, структурной перестройке и дальнейшему развитию как транспортного комплекса области в целом, так и автомобильного транспорта. Одно из направлений развития транспортного комплекса области

- формирование областного логистического центра автомобильного транспорта, основными задачами которого являются:

- координация системы обеспечения предприятий автомобильного транспорта основными видами материальных ресурсов;

- согласование и координация стратегического и тактического логистического планирования и управления с органами исполнительной власти области;

- координация работы транспортных узлов области, обеспечивающих межвидовые перевозки с участием автомобильного транспорта;

- координация работы транспортных, логистических фирм и посредников;

- внедрение эффективной логистической технологии "точно - вовремя" в перевозочном процессе и операциях физического распределения;

- сертификация транспортных и других логистических услуг в соответствии с отечественными и международными стандартами;

- формирование и развитие инфраструктуры информатизации автомобильного транспорта.

В настоящее время большинство потребителей в области не удовлетворены качеством и стоимостью транспортно-экспедиторских и складских услуг, таможенного сервиса, которые далеки от мировых стандартов. Создание областного логистического центра автомобильного транспорта будет способствовать решению этих проблем.

Литература

1. Геронимус Б.Л., Максимова Н.И. Совершенствование оперативного планирования доставки продукции автомобильным транспортом России // Рынок и логистика / Под ред. Н.Р. Гордона. М.: Экономика, 1993.

2. Лукинский В.С., Зайцев Е.И., Бережной В.И. Модели и алгоритмы управления обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств: Учеб. пособие. СПб: СПбГИЭА, 1997.

3. Бережной В.И., Бережная Е.В. Методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автопредприятия. Ставрополь: Интеллект-сервис, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.