Научная статья на тему 'Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности'

Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НОВООБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силяева Е. Г.

Автор рассматривает проблему формирования личности в процессе профессиональной подготовки с новых методологических позиций позиций синергетики, что раскрывает новые аспекты данной проблемы; показывает этапы процесса формирования новообразований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETIC METHODOLOGY IN RESEARCH OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON

The author studies the formation of person during vocational training, from synergetic point of view, analyzing its structural components. This approach permits to view the personality of university student as an unbalanced, unsteady self-regulated system, yet having certain resource of stability

Текст научной работы на тему «Методология синергетики в исследовании профессионального становления личности»

Раздел II

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.923

МЕТОДОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Е. Г. Силаева

Рассмотрение проблемы формирования личности, ее структурных компонентов в процессе профессионального образования с позиций синергетики позволяет расширить, углубить исследовательскую базу как в отношении теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане, а также избежать фрагментарности в разработке структуры, функций, механизмов детерминации.

Методология синергетики смещает акценты в изучении личности с феноменологической, результативной формы на динамическую - процессуальную область.

Концепции синергетики позволяют рассмотреть структуру личности в процессе обучения в вузе как неравновесную, неустойчивую, самоорганизующуюся систему, обладающую определенным запасом негэнтропий-ной устойчивости. Динамические изменения, происходящие в ходе профессионального образования, приводят к возникновению новых личностных образований, свойств и качеств разной степени устойчивости.

С позиций системного подхода развивающаяся личность рассматривается как компонент большой системы - социума. В этой системе функции социума заключаются в специфическом влиянии на процесс формирования личности ее структурных образований. Благодаря регулятивной функции социума достигается адаптационный эффект, т. е. приведение особенностей субъекта в соответствие с требованиями профессиональной среды, деятельности.

Изменения становятся возможными благодаря интегрирующей функции структуры личности, которая в пространственно-временной и инфор-мационно-энергетической координатах связывает, с одной стороны, особенности внешней среды, к которой относятся социальное окружение, профессиональная деятельность, с другой - личностные образования.

Исследование личностных образований позволяет выявить трехуровневые функциональные структуры, характеризующиеся спецификой функций в отрезках актуального, текущего и длительного времени профессиональной под готовки. Их системное рассмотрение позволяет установить основные базовые функции: регулятивную, функции отражения, интеграции и дифференциации, а также выделить особенности структурной организации профессионально значимых личностных образований.

Системный анализ функциональных структур с позиций особенного и единичного позволил обнаружить специфические особенности блоков и отдельных компонентов.

Целостная интегративная модель функциональной структуры личностных образований обеспечивает уравновешивание субъекта образовательной деятельности с характеристиками профессиональной среды и деятельности. Логическим продолжением исследований в данном направлении является изучение процесса формирования личности с позиций концепций самоорганизации - синергетики. В системном подходе ведущим локусом рассмотрения является пространственно-временная координата. Применение синергетического подхода позволяет обратиться к информа-ционно-энергетическим состояниям.

События и обстоятельства, связанные субъектом в ситуацию, имеющую определенный смысл для личности, являются основными детерминантами развития, актуализируют формирование личностных образований определенного уровня. Все профессионально значимые личностные образования можно разделить на относительно равновесные, устойчивые, имеющие определенный оптимальный уровень активности, и образования неустойчивые. характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности. Оптимальность проявляется в эффективном профессиональном поведении, комфортности личности в социально-профес-сиональной среде. В качестве внешне фиксируемых поведенческих характеристик формирующихся личностных образований следует рассматривать их проявления в поведении, общении, деятельности, энергетическая составляющая которых зависит от уровня активности субъекта образования. Личностные свойства актуализируются вследствие личностной значимости норм, ценностей социально-профессиональной среды, ее содержательных характеристик, информационной насыщенности, концентрирующихся в феномене «смысла».

В процессе профессионального становления личности профессионально значимые личностные образования выполняют специфические функции, ведущей из которых является функция формирования новообразований в структуре личности и ментальности субъекта. Возникновение новообразований осуществляется в ходе неравновесных процессов благодаря «расшатыванию» прежнего порядка и структуры личностных свойств неравновесным состоянием профессиональной социализации. Последнее, диссипируя (рассеиваясь) посредством деятельности и общения личности в профессиональном социуме, обусловливает возникновение личностных новообразований в структуре личности.

Итак, рассмотрение проблемы формирования личности в процессе профессиональной подготовки с новых методологических позиций - позиций синергетики - позволяет раскрыть новые аспекты исследуемой проблемы.

Ранее формирование личности в процессе социально-профессио-нальной адаптации исследовалось преимущественно в плоскости временной оси. Временной фактор рассматривался в качестве доминанты, дифференцирующей категории личностных образований в процессе профессионального образования. Исследования в континууме времени позволили описать ряд качественных характеристик феномена: структуру, функции, взаимоотношения со свойствами социально-профессиональной среды.

Переход к другому локусу - энергетическому - переводит исследование в область процесса - из феноменологической, результативной формы в область исследования динамических изменений. Этот аспект позволяет рассмотреть этапы формирования личностных новообразований, их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимопроникновения & зависимости от внешних и внутренних условий.

По аналогии с временной осью параметры развития также могут быть градуированы по энергетической шкале. Основанием для выделения градаций могут быть континуум градации Д. Лидсли и шкала уровней активности личности В. А. Ганзена. В соответствии с этими основаниями активность личности в процессе профессиональной подготовки может иметь разный энергетический уровень, который находит отражение в качественной специфике личностных образований. За точку отсчета могут быть приняты относительно равновесные состояния — состояния средней или оптимальной активности в процессе профессионального становления.

Состояния, связанные с повышенной или пониженной активностью, характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно серединной точки, могут быть отнесены к неравновесным состояниям. В целом все состояния активности личности в процессе обучения могут быть градуированы выше или ниже нулевой точки.

Неравновесные состояния активности личности в процессе профессиональной подготовки разной модальности и интенсивности обладают специфическим качеством, отражающимся в составе, структуре, функциях, детерминации формирования тех или иных профессионально значимых личностных образований. Равновесные состояния активности личности являются фундаментом адекватной профессиональной деятельности. Актуализация неравновесных состояний активности личности в процессе профессионального становления может послужить причиной неадекватной профессиональной деятельности, общения.

С позиций системного анализа и концепций самоорганизации неравновесные состояния активности личности в процессе профессионального становления представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между личностью и социально-профессиональной средой. Эти нарушения симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей являются социум и личность. В результате, вследствие самоорганизации, складывается новое функциональное состояние системы — неравновесное состояние (Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985).

Одной из существенных характеристик неравновесных состояний личности является их низкая устойчивость во временном отрезке, которая исчезает в связи со стремлением системы к минимизации энергетических затрат собственной активности. Система не может долго находиться в неравновесном состоянии. Она быстро продвигается к своему энергетическому истощению. Поэтому после фазы неустойчивости следуют оптимизация и переход в относительно устойчивое состояние. Такая неустойчивость проявляется в макромасштабе времени (кризисы социализации) и микромасштабах (дискомфорт адаптации). Необходимо отметить, что неустойчивость состояний имеет специфику в зависимости от модальности (эмоцио-

нальной направленности) состояния. Состояния личности, характеризующиеся высоким энергетическим уровнем, как правило, кратковременны. Состояния, характеризующиеся низким энергетическим уровнем, довольно длительны.

Образование новой функциональной структуры личности (неравновесного состояния) возникает в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменение внешних условий, функциональная структура обладает определенным количеством энергии (чем больше интенсивность переживаний, тем большим количеством энергии она обладает), которая дис-сипирует (рассеивается) посредством действий, поступков субъекта, т. е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразований личности. Особенность неравновесных состояний в том, что они являются звоном, предшествующим возникновению новообразований в структуре личности. Впоследствии новообразования закрепляются в виде свойств, черт личности и др. Возникшее новообразование, например в виде новых компонентов профессионального мышления (новые смыслы, значения и пр.), приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние. Этим завершается цикл «равновесие - неравновесие - равновесие» до следующего нарушения равновесия-ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности.

Важной функцией неравновесных состояний является обусловливание ими процесса возникновения новообразований в структуре личности, которые связаны с механизмом «возникновение порядка через флуктуацию» (И. Пригожин). В равновесных состояниях он ослабляется и подавляется, тогда как в неравновесных, наоборот,' усиливается и тем самым «расшатывает» прежний порядок и основанную на нем структуру. В результате этого возникает неустойчивое состояние и появляется особая точка перехода (точка бифуркации) или разветвления. Какую из возможных структур и направлений в этой точке «выберет» система (какое «знание» или обобщение появится у субъекта), по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие, заранее предсказать труцно, поскольку это во многом зависит от случайных факторов. Новому знанию, смыслу, обобщению или новому образованию в структуре личности будет соответствовать и «новое» поведение. Поэтому очень важна психологическая помощь субъекту, находящемуся в неравновесном состоянии. Новый порядок или динамический режим с соответствующей структурой, которая приходит на смену старой неустойчивости, характеризуется уже вполне детерминированным поведением.

Процесс самоорганизации в рамках определенного временного масштаба происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости (исключая случаи специального формирования в ходе воспитания) и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя относительная устойчивость и равновесие суть необходимые условия для существования и функционирования вполне определенной, конкретной системы (субъекта), тем не менее переход к новой системе и развитие в целом невозможны без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности. Новый порядок (новая структура личности) возникает благодаря неравновесному состоянию и зависит от его интенсивности. Последнее, в свою очередь, обусловлено напряженностью взаимодействия субъекта с харак-

теристиками социально-профессиональной среды. Причем при усилении неравновесности состояния субъект проявляет те качества, которые его характеризуют в большей степени, как бы обнажаются наиболее глубокие и активные пласты личности.

Характерной особенностью неравновесных состояний является то, что ничтожно малое воздействие может приводить к длительным и неожиданным последствиям (в обыденной жизни масса примеров, когда порой незначительное слово или действие вызывало непредсказуемые результаты).

Другая особенность неравновесных состояний связана с тем, что в случае нарушения симметрии и интенсификации обмена со средой информацией и энергией усиливается взаимодействие (когерентность) между элементами системы. И чем больше охват корреляциями, т. е. сильнее зависимость между признаками, тем сильнее когерентные связи и тем больше система отклоняется от равновесия.

Таким образом, интенсификация взаимодействия личности и профессиональной среды, приводящая к неравновесным состояниям и усилению флуктуации, выступает как решающий фактор возникновения когерентного, согласованного поведения элементов или подсистем в деятельности человека. Самоорганизация всегда связана с кооперативными процессами, коллективным согласованным поведением частей системы. Именно благодаря такому поведению возникают новые профессионально значимые личностные подструктуры. С течением времени или изменением внешних или внутренних условий (изменение ситуации жизнедеятельности, принятие решения, возникновение новых смыслов и др.) корреляции разрушаются, уменьшается число включенных в состояние элементов, происходит сглаживание неравновесности, и система (субъект) переходит в более устойчивое состояние.

Состояние неравновесности имеет психологические детерминанты. Равновесные и неравновесные состояния обусловливают разные формы и особенности профессионального поведения. В первом случае - это предсказуемое поведение, взвешенное, во втором - неадекватное. Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критические, сложные периоды жизнедеятельности личности, в ситуации вхождения в социально-профессиональный социум) и могут вызывать пограничные нарушения. В основе неустойчивого состояния - нарушения уравновешенности с условиями социально-профессиональной среды, ослабление адаптационных механизмов субъекта, снижение уровня адекватности поведения вплоть до полной дезорганизации. Одна из основных причин -особые ситуации социально-профессиональной среды. Границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие ситуации жизнедеятельности, в которых под воздействием внешних факторов социальнопсихологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека, т.е. происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» динамических стереотипов, возникает социально-психологическая дезадаптация, кризис неприятия норм и ценностей профессионального социума, который проявляется в виде соответствующего неравновесного психического состояния. Субъект теряет контроль за состоянием, которое по силе пережива-

ния или продолжительности превосходит его регуляторные возможности, Уровень нарушения самоконтроля состояния находит отражение в степени дезадаптивности поведения.

Важной особенностью определения субъектом ситуации как трудной, напряженной является ее личностный смысл, осознаваемый как «значение для меня». Следствие этого — значимость ситуации, выделение в ней наиболее существенного обстоятельства, фактора, который вносит основное дезорганизующее начало.

Неравновесная ситуация (например, кризис неприятия ценностей) в обычной жизни может быть вызвана разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, невозможностью достижения поставленных целей и т. д. Все это сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями, неспособностью реально оценить ситуацию и найти рациональный выход из нее.

Другим фактором, обусловливающим неравновесность, является диссонанс между основными, наиболее активными элементами, структурами и подсистемами личности, противоречия между ведущими мотивами, потребностями, целеполаганиями, компонентами структуры «Я» и др. Эти противоречия, в которых затронуты наиболее значимые, «системообразующие» ценности личности, обусловливающие образ жизни, а также противоречивые тенденции потребностно-мотивационной сферы, как правило, переживаются глубоко и трудно. Неравновесные (неустойчивые) состояния, возникающие в этих случаях, продолжительны, сопровождаются соответствующим поведением. И только гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной перестройки значимых смыслов, переоценка ценностей приводят к изменению состояния (переходу от неравновесности к устойчивости).

Очевидно, что диапазон причин, обусловливающих неравновесные состояния и их механизмы, не ограничивается только рефлексивными процессами. Существует иерархия механизмов, связанных с неравновеснос-тью: от глубинных, основанных на базисных противоречиях личности, до «поверхностных». В последнем случае ситуация переживается в основном без активизации, затрагивания базовых структур личности. Незначительное событие не оценивается личностью с точки зрения значимых личных целей и предпочтений. Неравновесные состояния - переживания, возникающие в этом случае, - кратковременны, хотя могут быть и очень интенсивны. Состав и структура их относительно просты, соответствуют количеству основных актуализированных структур личности, могут быть связаны с самооценкой и оценкой «Я» другими. Поведенческие проявления (поступки и действия) строятся и проявляются в соответствии с переживаемыми состояниями. Поэтому регуляторные механизмы в этом случае (чаще всего — волевые) не сложны и с изменением ситуации довольно быстро приводят состояние личности в равновесие.

Таким образом, ситуации жизнедеятельности, оцениваемые субъектом как значимые (в силу этого они информационно и энергетически насыщены), обращены к оценке личности или сторон ее, к системе ценностей, целей, смыслов и др. Это нарушает привычные стереотипы, влияет на механизмы саморегуляции, приводя к возникновению неравновесных (неустойчивых) состояний. Последние могут быть разного уровня интенсивнос-

ти, генерализованное™ и продолжительности. Эти состояния отражаются в соответствующих действиях, поступках и поведении различного уровня адекватности и предсказуемости.

В неравновесное психическое состояние, благодаря корреляционным механизмам, в синдром неустойчивости вовлекаются разные компоненты личности, что проявляется в виде целостного образования, содержание которого обусловлено структурой и спецификой корреляционных связей. Последние являются результирующей взаимодействующих сторон, структур и подструктур личности и ситуаций профессиональной жизнедеятельности субъекта. То есть, чем более сложные структуры, их соотношения и подсистемы включены во взаимодействие, тем более сложны неравновесное состояние и поведение субъекта и тем более сложны регуляторные механизмы, поддерживающие личность и возвращающие субъекта в устойчивое состояние.

С позиций концепций самоорганизации образование неравновесного состояния возникает в виде скачкообразного ответа системы («катастрофа») на изменение внешних условий. Неустойчивыми компонентами состояния является небольшое число параметров системы, которые описывают макроскопическую структуру. В то же время они определяют поведение микроскопических частей системы (макро - общие свойства и характеристики состояния: время - длительность, интенсивность и др., микро - частные особенности, элементы подсистем: переживания, поведение и др.). Эта способность макроскопических структур подчинять себе микроскопические структуры позволяет системе находить новую структуру - новообразование (Г. Хакен). Поэтому изменение макроскопической структуры обусловливает, при определенных обстоятельствах, возникновение неравновесного состояния.

Рассмотрим динамическую модель возникновения неравновесного состояния, основанием которой служат положения теории катастроф. Ведущими переменными являются макрохарактеристики состояния: субстра-тивная (качество), временная (длительность) и энергетическая (интенсивность). Любому определенному сочетанию переменных “интенсивность -длительность” соответствует одно значение качеств (состояние). Пространство изменений двумерно (длительность — интенсивность), а пространство переменных одномерно (качество). Специальные характеристики информационного потока не включены в модель—они соответствуют значениям информационного потока, которые обусловливают возникновение неравновесного состояния. Пространственные характеристики также не выделены, кроме тех, которые необходимы для построения модели (И. Арнольдов, Г. Хакен).

В начальной точке перехода из равновесного устойчивого состояния в неравновесное неустойчивое система находится в состоянии равновесия, причем это состояние относительно устойчиво. Психическое состояние субъекта имеет оптимальную интенсивность и длительность. Это - «нормальное» состояние. Область деятельности личности характеризуется устойчивостью, личность реагирует на информационное воздействие ситуации, а затем возвращается в исходное положение. Это могут быть различные устойчивые состояния. Выход за эту область приводит к возникновению неустойчивых состояний разной длительности и интенсивности. Неравно-

весное состояние характеризуется высокой интенсивностью. Ничтожно малое воздействие на систему (субъект) может привести к значительным последствиям, которые проявляются в действиях, поступках и поведении субъекта.

В зависимости от того, каким путем происходит актуализация неравновесного состояния, оно может возникнуть нескачкообразно или скачкообразно при переходе одного состояния в другое. В первом случае повышение интенсивности не повлечет за собой внезапную смену психического состояния, изменится лишь его интенсивность. Во втором, если интенсивность возрастает при снижении длительности актуализации состояния, происходит резкое изменение состояния и переход в другое состояние.

Приведенная модель характеризует систему следующим образом. Если система находится в состоянии равновесия, человек спокоен, его состояние характеризуется длительностью и малой интенсивностью — это «нормальное» состояние. Оно устойчиво. При незначительных повседневных или ситуативных воздействиях система реагирует в пределах данного состояния, возвращаясь в границы оптимальности. В этом случае связь между признаками, компонентами системы мала, взаимодействует малое количество признаков.

При значительном удалении от равновесного состояния, в случае усиления напряженности ситуаций и выхода за границы устойчивости, усиливается взаимодействие между элементами системы, наблюдается большее число значимых корреляций. Система переходит в неравновесное состояние. Достигается это двумя путями.

Первый путь связан с увеличением интенсивности (энергетические изменения) без изменения длительности. Здесь нет резкого скачка симметрии, симметрия взаимоотношений с внешней средой изменяется плавно, поэтому переход в другое состояние осуществляется в рамках одной модальности, одинаковой или близкой структуры и состава.

Другой путь связан с изменением симметрии. На этом пути появляются дополнительные связи между величинами, характеризующими систему. Эти корреляции возникают за счет выхода системы из равновесия, с резким повышением энергии (или интенсивности), что влечет за собой повышение симметрии между подс труктурами. Далее повышение симметрии изменяется скачком перехода (бифуркации). Именно здесь и наблюдается резкий скачок симметрии. Таким путем субъект приходит к новому психическому состоянию, но для этого перехода, как и для любого (разового перехода), характерно наличие неустойчивой фазы процесса.

Процессы в системах, далеких от равновесия, характеризуются наличием обратных связей. Обратный процесс (переход системы из неравновесного состояния в равновесное) характеризуется разрушением корреляций и уменьшением элементов состава состояния. Изменяется структура состояния. Необходимо отметить, что система может и не прийти к начальному состоянию. В ходе процесса сглаживания сокращается набор функций, необходимых для описания системы, а сами функции зависят от меньшего числа элементов, компонентов состояния. На этом этапе самоорганизация системы является одной из основных причин сглаживания и прихода к равновесию. Часто имеет место создание определенных структур из неупорядоченности, которые переходят в упорядоченные образова-

ния. Обратный процесс не содержит в себе резких переходов, поэтому скачков не наблюдается, т. е. переход от неравновесного состояния в равновесное бывает плавным.

Итак, переход из относительного равновесного устойчивого состояния в неравновесное неустойчивое может совершаться двумя путями: ли-тически и критически. Обратный процесс плавен. Неравновесность связана с нарушением симметрии энергоинформационного взаимодействия личности и среды и увеличением числа корреляций между элементами системы.

Проблема становления личности в процессе профессионального образования требует раскрытия механизмов возникновения и закрепления в структуре личности новообразований (знаний, значений, смыслов, образов «Я» и др.)

Психологический механизм возникновения и формирования новообразований в ходе становления личности можно описать следующим образом. В типичном состоянии, включенном в функциональную структуру, всегда наблюдается доминирование одной или нескольких составляющих, обусловленных спецификой ситуации или деятельности субъекта, также структурой свойств личности (например, эмоциональной, волевой или интеллектуальной и др.).

Возникшая доминанта отражает не только «напряженность» тех или иных образований структур личности, но и большую сеизитивность, чувствительность данных структур и подсистем к изменению. В силу этого они являются как бы «мишенью» переживаемого субъектом состояния, наиболее изменчивым звеном в структуре психологических свойств субъекта. Например, доминирование «напряженности» - эмоциональной или волевой составляющих - в структуре психического состояния в ходе профессиональной подготовки способствует образованию и закреплению соответствующего новообразования в структуре личности (повторяющаяся тревога, как правило, приводит к возникновению и закреплению соответствующего свойства - тревожности и т. д.).

Но не все состояния обусловливают формирование новообразований в структуре личности. Эту функцию выполняют состояния, имеющие высокую или низкую энергетическую составляющую, т. е. неравновесные состояния. Равновесные состояния (состояния средней или оптимальной активности) не обеспечивают эту функцию. Возникновение неравновесных состояний обусловлено нарушением симметрии, связанной с внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей являются личность и социум.

Этот процесс связан с рассеиванием энергии субъекта посредством действий, поступков и возникновением новых структур и образований в структуре сознания. Важная особенность неравновесных состояний - быть звеном, предшествующим возникновению новообразований.

Процесс формирования новообразований имеет несколько этапов. На первом этапе происходит зарождение новообразования. Этот процесс связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых данное новообразование (а в последующем и свойство) проявляется, и конкретной деятельности (или ситуаций), на основе которой оно развивается. Зарождающееся динамическое ядро пол-

ностью обусловлено возникшим неравновесным психическим состоянием высокого энергетического уровня.

Следующий этап - повышение выраженности новообразования и его закрепленность в конкретной деятельности и поведении, совершенствование опорного ядра, повышение устойчивости его элементов и динамичности в пределах ситуаций профессиональной деятельности и общения. Это достигается за счет повторения психических состояний и их центрирования в пределах повторяющейся деятельности, т. е. возникновения типичных устойчивых ситуаций. Это функция длительных неравновесных состояний низкого энергетического уровня.

На заключительном этапе сформированное новообразование само репродуцирует психические состояния определенного типа, вида и знака, благодаря которым оно возникло, а также участвует в качестве составного элемента в обусловливании других психических состояний. В последнем случае обнаруживается новая сторона взаимоотношений - участие сформированной структуры профессионального сознания (или нескольких структур) в актуализации психических состояний, которые могут быть как неравновесными, так и равновесными.

Приведенная модель объясняет механизм формирования новообразований личности в процессе социально-профессионального становления с позиций синергетики.

Итак, концепция синергетики дает возможность выявить новые факты и связи, расширить представления о процессе профессионального становления личности, о феноменологии, структуре, функциях, механизмах детерминации во взаимоотношениях с другими категориями, описывающими этот процесс. Интеграция различных методологических подходов и направлении позволяет расширить представление о формировании профессионально значимых личностных образований на разных этапах обучения, механизмах и путях управления.

УДК 37.0

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

С.Б. Куликов

Актуальность данной работы заключается в тех существенных проблемах, которые вскрываются при философском подходе к существующей направленности современного образования на постоянное развитие. Данные проблемы остаются во многом непроясненными для практиков образования. Причём, это обстоятельство связано не с ограниченностью способностей самих практиков, но с феноменом так называемой профессиональной трансформации сознания. Данный феномен имеет отношение, прежде всего и главным образом, к особому восприятию реальности. Такое вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.