Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ'

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
30
5
Поделиться
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Новикова Т.Г.

В данной статье рассматривается ситуация на уровне госструктур. Затрагивается тематика формирования управления земельно-имущественного комплекса, как залога дальнейшего развития и улучшения благосостояния государства. Выдвигаются доводы и факторы проблем развития ЗИК в нашем государстве, через решения которых можно достичь внутреннего развития России и его населения.

Похожие темы научных работ по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию , автор научной работы — Новикова Т.Г.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ»

Методология развития, функционирования и управления земельно-имущественным

комплексом

УДК 332

Т.Г. Новикова,

магистрант кафедры Экономики недвижимости, ФГБОУВО «ГУЗ», г. Москва

Аннотация: В данной статье рассматривается ситуация на уровне госструктур. Затрагивается тематика формирования управления земельно-имущественного комплекса, как залога дальнейшего развития и улучшения благосостояния государства. Выдвигаются доводы и факторы проблем развития ЗИК в нашем государстве, через решения которых можно достичь внутреннего развития России и его населения.

Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, земельно-имущественные отношения, эффективность, земля.

Земельно-имущественный комплекс (ЗИК) является базовым элементом земельно-имущественных и общественных правоотношений. Он, по сути, считается объектом всеобщих интересов, а также одним из факторов воспроизводственного процесса. Потому современные подходы к формированию и применению ЗИК должны всегда обеспечивать высокий уровень условий жизнедеятельности, развитие предпринимательской и другой деятельности.

Подходы к управлению комплексами должны быть направлены, прежде всего, на систему земельно-имущественных правоотношений, которая предоставит возможность получить максимум финансирования в федеральный, местный или региональный бюджеты [3]. Данные отношения непосредственно затрагивают интересы государства, муниципальных образований, регионов, всех хозяйствующих субъектов или граждан. Потому пристальное внимание необходимо уделять решению вопросов, которые связаны с методологией и теорией формирования эффективных экономических и успешных информационных механизмов в системе управления ЗИК на территориальных уровнях. Необходимостью считается выработка практических рекомендаций, ориентированных на обеспечение успешного управления, функционирования земельно-имущественных комплексов или их элементов.

Функционирование земельно-имущественного комплекса (ЗИК) затрагивает сразу несколько уровней — экономический, культурный, правовой, политический, социальный и др. Потому процесс эффективного и рационального управления довольно сложен и зависит от факторов, которые влияют на развитие комплекса. К примеру, подобных как трансформация механизмов хозяйствования и административных органов, становление рынков инвестиций и недвижимости, деятельность разнообразных частных обеспечивающих структур - юридических, инвестиционных и образовательных [2].

На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество проблем, которые связаны с эффективностью управления земельно-имущественным комплексом ЗИК, а это отображается, в первую очередь, на уровне жизни населения и доходности бюджета.

Потому объективной необходимостью служит решение вопросов по совершенствованию законодательства, управленческих, информационных, экономических механизмов на территориальных уровнях, ориентированных на эффективное функционирование земельно-имущественного комплекса и их элементов.

Эффективное управление ЗИК должно быть устремлено на повышение прибыли от недвижимости в бюджетах; поддержания различных объектов недвижимости в соответствующем состоянии (реконструкция, ремонт, реставрация); стимулирования развития производства; решению экологических проблем территории; развитию инфраструктуры и др.

Для эффективного управления земельно-имущественным комплексом (ЗИК), с моей точки зрения, должно совершаться:

- детализирование и упорядочение законодательства о земле, свести все существующие на данный счет акты в ЗК Российской Федерации;

- эффективное применение земель и других объектов земельно-имущественного комплекса на основании анализа эффективности землепользования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планирования и прогнозирования применения земельных ресурсов, учитывая оптимизацию взаимодействия объектов земельно-имущественного комплекса (ЗИК);

- оптимизация платежей за земельные участки, на основании избрания правового режима функционирования различных объектов ЗИК, их оценки, в частности, оценки инвестиционной привлекательности данного комплекса.

Если рассматривать внутренние резервы увеличения эффективности управления ЗИК муниципальных образований, то здесь можно отметить следующие задачи:

1. Привлечение капиталовложений в муниципальные образования, а в частности, в городскую недвижимость, увеличение ее инвестиционной привлекательности и капитализации муниципальных земель. Решение данной задачи окажет воздействие на развитие городского строительства, реорганизацию промышленности и реконструкцию жилья в городах, и также вовлекут в рыночный оборот земельные участки и недвижимость, предназначенные под реконструкцию и строительство.

Для разрешения данной задачи требуется прежде всего активизация деятельности органов местного самоуправления по окончанию кадастровой оценки городских земель.

2. Увеличение поступления земельных налоговых платежей и арендной платы в доход местного бюджета. Поэтому органам власти на местах необходимо организовать работу по обнаружению, инвентаризации, проведению и постановке на учет в налоговый орган объектов, которые многие годы фиктивно числились в качестве незавершенного строительства, и также самовольно занятых участков земли.

3. Необходимо прекратить практику выделения местными органами власти внутриквартальных земельных участков под точечную многоэтажную застройку. Такое решение почти всегда вызывает протесты местного населения на публичных слушаниях и, как правило, принимается под давлением инвесторов, которые при таком строительстве экономят на инженерной инфраструктуре. Такие незастроенные в свое время внутриквартальные участки должны применяться лишь под озеленение, спортивные и детские площадки, а также организацию цивилизованных парковок личного автотранспорта.

Большое значение для увеличения эффективности управления земельно-имущественного комплекса приобретает применение современных методов и механизмов управления.

Среди них более перспективны следующие:

- контактная система, которая опирается на принципы формирования конкурентной среды;

- механизмы концессии, которые позволяют обеспечить поступление прибыли в региональный и федеральный бюджеты, а также инвестиций в развитие земельно-имущественного комплекса(ЗИК);

- государственно-частное партнерство в области осуществления услуг населению, оказываемых ранее преимущественно объектами госсектора;

- увеличение квалификации сотрудников на разных уровнях управления для их качественной и своевременной подготовки к применению современных методов, механизмов и информационно-аналитической базы управления;

- формирование информационно-аналитической базы управления, какая должна обеспечивать мониторинг качества и состояния применения объектов недвижимости, статистику ожидаемых видоизменений конъюнктуры и цен на рынке земли и другой недвижимости, а также инвестиционных потоков и процесса реализуемых целевых программ;

- эффективное и постоянное влияние на хозяйствующие субъекты для рационализации применения земельных ресурсов, их перераспределения, восстановления и поддержания утраченных полезных свойств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Волков, С.Н. Землеустройство: учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений / С.Н. Волков. М.: ГУЗ, 2013. 992 с.

2. Нарежная, Т.К., Черняев, А.А Формирование модели управления развития общественных пространств города// Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (812). С. 901-905.

3. Нарежная, Т.К., Зайнашева, Ю.В Особенности социальной инфраструктуры // Фундаментальные и прикладные науки сегодня. 2016. С. 1-3.

4. Теория и методика формирования и ведения государственного кадастра недвижимости муниципальных образований: монография / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, А.А. Мурашева и др. М: ГУЗ, 2010. 229 с.

5. Хаметов, Т.И. Земельно-имущественный комплекс как система управления объектами недвижимости [Текст] /Т.И. Хаметов //Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Сб. материалов международной НПК — Пенза: Приволжский дом знаний, 2007. -С.149-155.

6. Хлыстун, В.Н., Мурашева, А.А., Разяпов, А.З. и др. Методологические основы развития рынка недвижимости / Под ред. А.А. Мурашевой. — М.: ГУЗ, 2017 -368 с.

7. Сай, С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования Текст. / С.И. Сай // Недвижимость и инвестиции. — 2011.- №4 (9).- С. 5-12.

8. Плескачевский, B.C. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества Текст. / B.C. Плескачевский // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2008. — №1(34) апрель. С. 32-36.