DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-62-72 УДК 373.2
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИЗАЙНЕ: РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ДЛЯ СКЕТЧБУКА ПО МОТИВАМ ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Г.М. Корякина, И.В. Татаринцева, Ю.В. Романова
Статья поступила в редакцию 20 октября 2022 г.
Методология проектной деятельности представлена в данной работе как целостная система с параметрами художественных элементов, направленных на формирование творческого мышления студента в сфере графического дизайна. В качестве объекта исследования выбран графический образ по мотивам поэзии М.Ю Лермонтова, визуализированный в скетчбуке, выполненный на дисциплине «Специальный рисунок». Исходная установка статьи направлена на взаимообусловленность доминирующих компонентов проектной деятельности и художественного творчества -стилевой направленности, образной концепции, композиционной организации. Рассмотрено понятие скетчбука, а также основные этапы работы над его иллюстративным содержанием. Специфика художественно-проектного мышления представлена в контексте использования специальных инструментариев и различных информационно-графических технологий, относящихся к практической деятельности. Авторы данного исследования рассматривают механизмы разработки визуального образа средствами графического дизайна. В качестве наглядного примера предлагается разработанная модель графического образа поэтического творчества М.Ю. Лермонтова, реализуемая в скетчбуке на основе двух учебных работ, выполненных магистрантом Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Предложенное в статье исследование компонентов визуальной коммуникации образовательного дизайна демонстрирует актуальность данной темы в сфере социально-культурного пространства современного общества.
Ключевые слова: художественный образ, проектная деятельность, художественно-проектное мышление, творчество М.Ю. Лермонтова, скетчбук, иллюстрирование, специальный рисунок, проектирование графических образов.
METHODOLOGY OF PROJECT ACTIVITY IN DESIGN: DEVELOPMENT OF GRAPHIC IMAGES FOR A SKETCHBOOK BASED ON M.Yu. LERMONTOV'S POETRY
G.M. Koryakina, I.V. Tatarintseva, Yu.V. Romanova
The methodology of project activity is presented in this work as an integral system with the parameters of artistic elements aimed at the formation of students' creative thinking in the field of graphic design. A graphic image based on M.Yu. Lermontov's poetry was chosen as the object of research. It was visualized in a sketchbook and made at the lesson called "Special Drawing". The initial setting of the article is aimed at the interdependence of the dominant components of project activity and artistic creativity - style orientation, figurative concept, compositional organization. The concept of a sketchbook is considered, as well as the main stages of work on its illustrative content. The specifics of artistic and design thinking are pre-
sented in the context of the use of special tools and various information and graphic technologies related to practical activities. The authors of this study consider the mechanisms of developing a visual image by means of graphic design. As an illustrative example, the developed model of the graphic image of M.Yu. Lermontov's poetic creativity is offered, implemented in a sketchbook based on two educational works performed by a graduate student of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan. The study of the components of visual communication of educational design proposed in the article demonstrates the relevance of this topic in the field of socio-cultural space of modern society.
Key words: artistic image, project activity, artistic and project thinking, M.Yu. Lermontov's creative works, sketchbook, illustration, special drawing, design of graphic images.
Анализируя дизайнерскую деятельность, можно увидеть, что ее базовыми составными компонентами являются творчество, мышление и проектирование. Если рассматривать данные категории в едином комплексе, то между ними прослеживается определенная взаимосвязь, гармонично их интегрируя. Исходя из этого, необходимо отметить, что дизайн является искусством проектирования предметно-пространственной среды, видом деятельности, тесно связанным с функциональной, эргономической и одновременно эстетической стороной предметного мира. В настоящее время изменился взгляд на профессиональную деятельность дизайнера, направленную не только на создание мира утилитарных, но и художественных форм современной цивилизации. Исходя из того, что в дизайне решаются задачи стилевой направленности, образной концепции, композиционной организации, его в полной мере можно соотносить с искусством [8]. Именно эту идею в своё время выдвигал английский искусствовед Герберт Рид. Показательно, что первые пионеры дизайна, такие как Генри Кол, Петер Беренс, Норман Бел Геддес, Джио Понти и др. были в своей первоначальной профессии художниками.
В процессе дизайн-проектирования создается художественный образ, связанный с определенным настроением, переживанием, конкретным предметом или явлением. Соответственно, в основе сформированного образа лежат те эмоции и ощущения, которые человек испытывал при взгляде на определенные предметы, произведения искусства, этнические объекты, пропущенные через призму своих мыслей и чувств. Приводя довольно обширный ряд различных вариаций, дизайнер незримо для потребителя приглашает его принять участие в своей работе.
По мнению российского психолога, специалиста в области психологического обеспечения профессиональной деятельности А.Г. Маклакова, «то, как человек воспринимает и ощущает окружающую действительность, отражается в различных случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия: сопоставляет, сравнивает, различает, ... отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» [6, с. 309-372]. Исходя из данного высказывания, можно с уверенностью констатировать, что проектная деятельность, в свою очередь, помогает организовать созданные образы, мыс-
лимые дизайнером, в единую систему для дальнейшей практической реализации, в результате чего дизайнер посредством выполнения конкретного проекта развивает свои профессиональные навыки.
Исследованиями в области художественно-проектного мышления, проектной деятельности, создания художественного образа занимались многие ученые, такие как Н.П. Бесчастнов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Г.В. Лаврентьев, С.П. Ломов, А.К. Маркова, Ю.В. Назаров др.
В данной статье вышеуказанные категории дизайнерской деятельности будут рассмотрены и проанализированы как отдельные составляющие с выявлением в них взаимосвязей на примере разработки скейчбука по произведениям М.Ю. Лермонтова, выполняемого по дисциплине «Специальный рисунок». Выделенные аспекты каждой категории в рамках определённых заданий будут способствовать формированию и развитию у будущих выпускников направления подготовки 54.03.01 Дизайн (профиль - Графический дизайн) творческого потенциала в рамках профессиональной базовой основы.
Рассматривая в целом дизайн-деятельность, можно проследить, что в ней органично пересекаются процессы творчества, мышления и проектирования. Исходя из анализа работ, направленных на исследование дизайна как художественно-проектной деятельности (Л.Н. Безмоздин, Ю.П. Манусевич, С.М. Михайлов, Ю.В. Назаров, В.Ф. Рун-ге и др.) видно, что ее основными составляющими являются и теоретическая и прикладная (практическая) виды деятельности. Дизайнеру необходимо
владение знанием историко-культурной, научно-технической и эргономической областей, относящихся как к теоретической части проектной деятельности, так и практической. Это, прежде всего, комплекс определенных художественно-проектных навыков, заключающихся в умении использовать специальный инструментарий и различные информационно-графические технологии, относящиеся к практической деятельности. Вышеперечисленные составляющие проектной деятельности требуют определенного вида мышления, лежащего в основе формирования проектного мышления [5].
Мышление, равно, как и деятельность дизайнера, также подразделяется на теоретическое и практическое. На первом месте стоит проектная идея, которая определяет творческую концепцию будущего проекта. Теоретическое мышление более приоритетно в контексте психологии. В исследовании данный тип интересен лишь с той точки зрения, что составными частями дизайна являются не только художественно-изобразительное творчество, но и мощная база, основанная на теоретических знаниях. Используя в основе теорию в области проектирования объектно-предметной сферы производства, дизайнер создает визуальный образ как результат мыслительной дея-
V»
тельности. С учетом этого, конечный продукт представляется в виде практической реализации проектной идеи. При этом в своей практической деятельности дизайнер использует профессиональные навыки, которые применяются в процессе отображения, разработки, фиксирования и визуализации творческого замысла.
Дизайн наряду с проектной деятельностью как области проектного мышления представляет собой интеграцию искусства и науки, теоретической и практической деятельности человека. Художественное мышление представляет собой не только способность человека воспринимать окружающий мир по законам красоты, но и является результатом постоянного развития и совершенствования врожденного образного мышления, которое в своем первозданном виде представляет взаимодействие с природой и обществом.
Именно развитое воображение лежит в основе формирования и развития художественных и творческих способностей человека и является характерной чертой образного мышления. Следует отметить, что художественно-эстетическое восприятие является отличительной особенностью художественно-творческой деятельности, соответственно, свое начало искусство берет в эмоционально-чувственном восприятии окружающего мира художником и завершается восприятием результатов его творческой деятельности зрителем [5; 7].
Художественно-проектная деятельность осуществляется, опираясь на особый тип мышления, так как изначально сознательно использует приобретенные способности к художественному познанию.
У обособившихся форм сознания также существуют и другие функции, что непосредственно касается и художественного мышления. Соединение принципов традиционной художественной деятельности и современного проектного мышления дает в ко-
нечном итоге субъективно-творческую основу художественного проектирования. Любая форма, созданная дизайнером, наполнена определенным художественным смыслом, так как внешний мир в изделии выступает не как конкретная реальность, а как некая одухотворенность. В связи с этим проектное мышление зачастую приобретает черты художественной объективности, присущей явлениям искусства.
Подводя итог, можно сказать, что в процессе дизайн-образования формируется и развивается художественно-проектное мышление, направленное на активизацию творческого потенциала и развитие у будущих дизайнеров чувства социальной ответственности, а также умения самостоятельно отбирать и осваивать определенные культурно-нравственные ценности [3].
За последние десятилетия в художественно-педагогическом образовании наблюдается тенденция подготовки профессиональных кадров в области дизайна. В модуль вузовской образовательной программы данного направления входит дисциплина «Специальный рисунок», направленная на то, чтобы научить студентов применять практические навыки изобразительной грамоты в художественно-проектной деятельности. Преподавание специального рисунка в различных вузах сильно отличается друг от друга с точки зрения методологии.
Узкоспециализированный подход реализуется на практике как набор практических упражнений по освоению отдельных графических приёмов и техник, соответствующих профилю подготовки. В разных образовательных учреждениях на занятиях по специ-
альному рисунку изучают скетчинг, технический рисунок, фантазийные рисунки интерьера, орнаментальную композицию текстильных изделий и т.д. При разработке основ методологии художественного образования, основатель собственной научной школы академик С.П. Ломов объясняет данный подход тем, что некоторые преподаватели основной целью образования необоснованно считают «только приобретение навыков и компетенций, необходимых для трудоустройства» [4, с. 95].
Несмотря на междисциплинарный характер специального рисунка, интегрирующего в себе содержание таких базовых предметов как «Академический рисунок» и «Проектирование», существуют ключевые различия методологического и практического характера, позволяющие дать определение «Специальному рисунку» как самостоятельной дисциплине изобразительного цикла.
Специальный рисунок, опирающийся на основные положения академического рисования с натуры, является средством развития художественно-проектного мышления и инструментом осуществления определённых специфических функций рисунка в дизайне:
- аналитической (анализ формальных, пространственных, пластических и др. параметров объекта изобразительно-графическими средствами);
- креативной (поиск новых вариантов преобразования пространственного и графического образа объекта);
- коммуникативной (быстрая фиксация образа, оптимальный выбор графических средств).
Вышесказанное позволяет определить «Специальный рисунок» с по-
зиций поисково-аналитического вида учебного материала. Этот вывод во многом соотносится с умозаключением российского искусствоведа и педагога Н.П. Бесчастнова, который считает, что главной целью дисциплины должно быть изучение «приёмов и способов оперирования теоретическими и практическими знаниями и умениями, навыками создания художественного образа» [2, с. 236].
Прежде чем приступить к формированию художественного образа и на его основе к дальнейшему композиционному построению скетчбука в рамках дисциплины «Специальный рисунок», обучающегося необходимо познакомить с новыми материалами, способами решения композиционных задач и технологиями исполнения художественных произведений. Sketchbook, по сути, представляет собой альбом, тетрадь либо блокнот, предназначенный для творчества и в первую очередь для рисования. В педагогическом процессе такая обширная деятельность должна сопровождаться положительной атмосферой, позитивными эмоциями, чтобы в последующем побуждать к созданию действительно чего-то неповторимого и прекрасного. То, насколько глубоко и всесторонне будет выполнен анализ формально-пространственных и структурно-пластических качеств и характеристик объекта при композиционной организации пространства на плоскости листа, расположении размерных и пропорциональных данных и пр., и послужит отражением уровня художественно-образного мышления. При этом у обучающихся необходимо развивать умение формировать проектную идею, основанную на творческом
подходе к решению дизайнерской задачи, умение концептуально и аргументированно обосновывать свои идеи и замыслы при их реализации на проектном уровне графическими методами с применением различных проектно-художественных техник [1].
Такая серьезная деятельность имеет множество так называемых «подводных камней под собой», так как у обучающегося возникает множество вопросов относительно будущей работы. В процессе их решения необходимо дать студенту установку на мыслимое представление и формирование образа, и только после этого рекомендуется приступать к его воплощению (визуализации) на основе эскизов, выполненных вручную на бумаге с учетом теоретического анализа необходимой визуально-содержательной информации.
По мнению народного художника Д.С. Бисти, «изучение методических основ создания иллюстрации, путей и форм художественного оформления книги, разработки макета с использованием разнообразных художественных графических средств и материалов, видов печатной графики предполагает решение главной учебно-творческой композиционной задачи» [3, с. 105]. Её определение заключается в создании уникального художественного образа средствами изобразительной и проектной деятельности.
Как уже упоминалось ранее, обучающемуся следует обратить внимание не только на практическую разработку, но и на теоретическую базу создаваемого ими скетчбука. Важно уметь наделять определенным смыслом разрабатываемые проекты, при этом необходимо уметь донести до зрителя
в изобразительной форме тот творческий посыл, который автор желал передать, используя изобразительный язык. Если же скетчи выполняются по какому-либо конкретному произведению или связаны с творчеством определенного писателя, то в данном случае стоит уделить внимание изучению всей необходимой информации, связанной с ними. При работе над графическим оформлением в данных случаях важно учитывать формат и цветовое решение изображения, текстуру и фактуру материала и бумаги для обложки и внутреннего блока, правила верстки текстовых и иллюстративных блоков, шрифтовое начертание самого текста. Важно также ориентироваться на среду, для которой непосредственно создается скетчбук, так как студент в процессе работы с проектом может в самых разнообразных материалах и формах визуализировать свои художественные образы.
Последовательно проанализиров основные составляющие методологии художественного образования, С.П. Ломов делает вывод о том, что «умение дать целостность художественного образа неразрывно связано с понятием сюжетного содержания композиции, что зависит:
1) от ограниченности образного мышления, замыкающегося в рамках сугубо узкого круга вещей;
2) богатства образного мышления, что проявляется обычно либо в широком выборе реальных объектов предметного мира, либо - вымышленных, сказочных, расцвеченных фантазий» [4, с. 210].
При этом здесь не избежать декоративного элемента в художественном
образе, под которым подразумевается или упрощение изображаемых форм (что порою не мешает оригинальности) или использование большого числа декоративных элементов, изобилие которых или мешает восприятию произведения, или создает его неповторимость. Следует начинать с основного элемента графической техники - линии как края, границы разрабатываемой формы. Необходимо использовать различную по своей пластике линию: простую, «проволочную», сложную, «нащупывающую», штриховую, сочетать простые и сложные по начертанию линии. И так, шаг за шагом, необходимо двигаться вперед, дальше следуя ступенями преемственности педагогического и художественного мастерства.
Все эти способы, приемы, методы и требования служат основным критерием выразительности художественного образа в рисунке, следовательно, и уровня художественных способностей дизайнера.
Изначально упоминалось, что создание художественно-графического образа в процессе проектной деятельности будет рассмотрено на примере создания авторского скетчбука по мотивам поэтических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.
Работу над данным проектом важно начать с изучения теоретического материала об известном русском писателе - Михаиле Юрьевиче Лермонтове -очень глубокой по своим качествам личности, затрагивающей в своем творчестве философские вопросы добра и зла, земного и небесного, что есть свобода и что есть душа. Особенный интерес в процессе поиска вызвала поэзия Лермонтова. Прочтение стихотворного цикла побуждает огромное
количество всевозможных интерпретаций, а также представляет богатый материал для графической визуализации и создания всевозможных образов.
Прежде всего, был определен концепт будущей работы, заключающийся в иллюстрировании определенных стихотворений, строки которых, на наш взгляд, являлись воплощением образа человека со своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Проект получил общее название «Воплощение» и выполнялся средствами компьютерной графики (Adobe Photoshop).
После определения основного направления деятельности были выделены основные этапы ее практической реализации. Во-первых, был определен формат графических листов, в которых затем была выполнена общая компоновка образов, сформированных в процессе непосредственного прочтения самих стихотворных произведений. Важной частью проработки образов стала работа с референ-сами, показывающими различные эмоциональные состояния живых людей, их чувства и переживания, позы, ракурсы и пр. Для каждого отдельного рисунка было выбрано также свое неповторимое графическое «окружение», или так называемый фон, который подчеркивал определенную атмосферу образа, визуализированного с помощью графического редактора Adobe Photoshop. С особой тщательностью было подобрано начертание текста, которое в контексте содержания работ должно было отсылать к временам самого Лермонтова, при этом придав историчность общей композиции. В процессе дизайн-проектирования необходимо постоянно переосмысливать каждую прочи-
танную строчку, прибегать к аллегориям, сравнениям и метафорам, чтобы при помощи графического изображения на листе передать эмоционально окрашенный посыл самого стихотворения, попытаться раскрыть его глубинный смыл.
Безусловно, такая серьезная, многоступенчатая работа способствовала развитию компонентов дизайнерской деятельности, а именно: художественно-проектной деятельности, благодаря которой получили развитие такие профессиональные умения, как способность анализировать, мыслить, создавать на практике художественно-проектные образы, выполнять поиск новых форм, продумывать общую концепцию, структуру. Все вышеперечисленное в конечном итоге привело к созданию уникального и неповторимого дизайн-продукта, способного вызвать у пользователя целый спектр различных по силе эмоций, заставить его задуматься, поразмыслить, быть в центре событий и самому в какой-то степени почувствовать себя дизайнером.
Чтобы наиболее полно понять художественный замысел, реализуемый в работах скетчбука, предлагаем рассмотреть некоторые из них с точки зрения изобразительных приемов и методов, благодаря которым выстраивается композиция в целом.
Для общего анализа нами были выбраны две учебные работы, выполненные по мотивам поэтических произведений М.Ю. Лермонтова для скет-чбука магистрантом Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Л.В. Братченко. Литературные произведения «Желтый лист о
стебель бьется» и «Арфа» по своей природе довольно меланхоличны и несут в себе оттенок грусти от расставания и потери, однако если в первом произведении эти чувства предстают перед нами как некое отчаяние, безысходность, оставляют множество вопросов: «Зачем грустить молодцу, если рок судил ему угаснуть в краю чужом? Пожалеет ли о нем красна девица?», то в «Арфе» мы понимаем, что, несмотря на случившуюся потерю, память о ней навсегда останется в сердце другого человека, потому как его душа, воплотившись в осеннем ветре, будет вечно играть на струнах музыкального инструмента, оставаясь «Хоть отголоском песен прошлых дней» в памяти любимого человека.
Исходя из вышесказанного, перейдем к самим иллюстрациям. Рассмотрим композицию, созданную по мотивам стихотворения «Желтый лист о стебель бьется» (см. рис. 1): общий фон выполнен в приглушенных желто-голубых оттенках, что сразу же задает настрой грусти, печали и даже некоторой тревоги. Ведь если сопоставить его с произведением, то там действие происходит перед бурей, которая определенно вызывает те же эмоции. Центральными персонажами композиции выступают непосредственно сам лист и ветвь дерева, которые изображены в виде мужчины и женщины, разлученные из-за злого рока непогоды. Очертания их фигур переданы легкими плавными линиями, однако здесь также присутствует легкий намек на объем, передаваемый посредством цвета, но все же не слишком явный, чтобы избежать перегруза в композиции. Если говорить о цветовой гамме
персонажей, то она подчиняется общему окружению и включает в себя приглушенные холодные оттенки коричневого, желтого и голубого. При организации композиции большое значение имеют позы, в которых изображены герои произведения. Лист предстает перед нами в своем падении, закрывая лицо рукой драматическим жестом, который говорит нам о великом сожалении и потере своего любимого места и печальной участи закончить свою жизнь в чужом краю. Ветка же, напротив, будто удивлена тому, что лист ее покидает. Она тянет-
ся по направлению к нему, но ее руки не изображены как настоящие ветви дерева, на которых скоро вновь вырастет еще один такой же лист, и кто знает, будет ли она тогда сожалеть о потере прежнего. Таким образом, ее руки намеренно не изображены реалистично, иллюстрируя, что ветвь совсем не держалась за своего спутника, а скорее, наоборот, только он и был к ней привязан. Данный прием призван усилить вопросы, которые на протяжении всего стихотворения задает нам сам М.Ю. Лермонтов, и ответы, которые мы вряд ли когда-либо узнаем.
Рисунок 1 - Братченко Л.В. Иллюстрация по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Желтый лист о стебель бьется» (учебная работа), 2020. Adobe Photoshop
Следующее поэтическое произве- ному предмету человеческих черт, но дение «Арфа» (см. рис. 2) также по- имеет совершенно противоположный строено на придании неодушевлен- оттенок. Фон изображения выполнен в
приглушенных желтовато-коричневых и бежевых оттенках, но они, в отличие от предыдущего произведения, теплые, и хотя и навевают грусть, но эта грусть приятная. В качестве главного персонажа выступает сама арфа, изображенная в виде изящной хрупкой девушки, что подчеркивается плавными тонкими линиями рисунка. В композиции также задействованы еще две фигуры, а именно, главный герой и его дама сердца, которой когда-то он «пел о своей любви», но они представлены
более обобщённо: герой выступает как силуэтное пятно, распадающееся на осенние листья, которые незримый ветер проносит через арфу; сама девушка зрителю не представлена, в иллюстрации фигурируют лишь ее изящные руки, под которыми никогда не проснется струна инструмента. Арфа выступает центральной фигурой и посредником передачи воспоминаний, пропуская через себя два любящих сердца.
Рисунок 2 - Братченко Л.В. Иллюстрация по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Арфа» (учебная работа), 2020. А^Ье Р^оэИор
Итак, были кратко рассмотрены две методов и приемов, заключающихся в композиции, выполненные по мотивам умении подобрать необходимую цве-поэтических произведений М.Ю. Лер- товую гамму; использовать линейный монтова, в которых было прослежено, или объемный рисунок для передачи как именно в том и другом случае фор- творческой идеи; грамотного компози-мировался художественный образ. В ционного построения и размещения в итоге необходимо сказать, что созда- ней фигур и других элементов; выделение подобного рода иллюстраций тре- ния четким абрисом, либо силуэтом бует тщательного подхода: здесь необ- (пятном) главных и второстепенных фи-ходимо применять умение грамотно гур в зависимости от их значимости. анализировать литературное произве- Соблюдая все эти правила, можно вы-дение, выделяя в нем ключевые мо- полнить на высоком уровне работу, менты, необходимые для дальнейшего способную затронуть и душу, и сердце визуального воплощения. Реализовы- зрителя. вать их при помощи художественных
Список литературы
1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. - Ташкент: Издательство «ФАН» Узбекской ССР, 1990. - 313 с.
2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 271 с.: ил.
3. Бисти Д.С. Галерея искусств. Иллюстрация. Разговор об иллюстрации. - М.: Советский художник, 1988. - 256 с.
4. Верейский О.Г. Галерея искусств. Иллюстрация. Разговор об иллюстрации. - М.: Советский художник, 1988. - 360 с.
5. Ломов С.П. Методология художественного образования. - М.: Прометей, 2011. - 188 с.
6. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
7. Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна. - Казань: Дизайн-квартал, 2008. - 470 с.
В. Рид Герберт. Краткая история современной живописи | Пер. с англ. Т. Боднарук,
A. Шестаков. - М.: Ад Маргинен, 2018. - 360 с.: цв. ил.
References
1. Bezmozdin L.N. V mire dizajna. - Tashkent: IzdatePstvo «FAN» Uzbekskoj SSR, 1990. - B1B s.
2. Beschastnov N.P. Cherno-belaya grafika. - M.: VLADOS, 2008. - 271 s.: il.
3. Bisti D.S. Galereya iskusstv. Illyustraciya. Razgovor ob illyustracii. - M.: Sovetskij xudozhnik, 1988. - 256 s.
4. Verejskij O.G. Galereya iskusstv. Illyustraciya. Razgovor ob illyustracii. - M.: Sovetskij xudozhnik, 1988. - B60 s.
5. Lomov S.P. Metodologiya xudozhestvennogo obrazovaniya. - M.: Prometej, 2011. - 188 s.
6. Maklakov A. G. Obshhaya psixologiya: Uchebnik dlya vuzov. - SPb.: Piter, 2007. - 58B s.
7. Mixajlov S., Mixajlova A. Osnovy4 dizajna. - Kazan4: Dizajn-kvartal, 2008. - 470 s.
B. Rid Gerbert. Kratkaya istoriya sovremennoj zhivopisi | Per. s angl. T. Bodnaruk, A. Shesta-kov. - M.: Ad Marginen, 2018. - B60 s.: czv. il.
Для ссылки: Корякина Г.М., Татаринцева И.В., Романова Ю.В. Методология проектной деятельности в дизайне: разработка графических образов для скетчбука по мотивам поэзии М.Ю. Лермонтова || Гуманитарные исследования Центральной России. -2022. - №4 (25). - С. 62-72.
DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-62-72