Журнал Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова
109
^аут тугызатын жагдайдыц бiрi болып табылады.
2. Наркотикалыщ заттармен уланудан болатын eлiм барлыщ зорлыщ eлiмдердiц 2,5-тен 9,8-ге дейiнгi пайызын, ал барлыщ eлiмге экелген уланулардыц 7,2-ден 34,1-ге дешнп бeлiгiн ^ураган.
3. Наркотикалыщ заттарды ^олданатындардыц 72 пайызы алкоголь iшiмдiктерiн де ^атар ^олданган.
4. Наркотикалыщ заттармен уланып eлгендердщ 71 пайызы 21-35 жас арлыгындагы жастар болган.
5. Наркотикалыщ заттармен уланудан болатын eл¡мнщ сот медициналыщ кeрсеткiштерi eл¡мнщ алдын алу шараларын уйымдастыру Yшiн мацызды мэлiмет болып табылады.
Колданылган эдебиеттер:
1. Гриненко А.Я., Бабаханян Р.В., и др. К вопросу о судебно-медицинских аспектах смертельных отравлений наркотиками. // Альманах судебной медицины. - №2, 2001.
2. Мальцев С.В., Спиридонов Н.Н., Ивкин А.А. О параллельных показателях смертности и потерь трудового потенциала в связи с преждевременной смертью от отравлений наркотиками и этиловым алкоголем. //Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 вып. 5.
3. Большая медицинская энциклопедия, справочник лекарственных препаратов и растений, медицинский справочник, 2011.
4. Моисеев В.Ф., Анализ случаев смертельных отравлений за 20042006 г по г. Красноярск. //Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 вып. 5.
5. Годовые отчеты АФ ЦСМ за 2002-2001 гг.
Методология подготовки медицинской службы к действиям в чрезвычайных ситуациях
Ажгалиев Р. Т., Сарабаев С.М., Кудайбергенов Х.Х. Центр военной медицины Министерства обороны РК
Целью данной статьи является исследование методологических аспектов подготовки медицинской службы Вооруженных Сил Республики Казахстан к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Наличие в Казахстане целого ряда потенциально опасных производственных комплексов, сохраняющаяся угроза стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, селевых разрушений) заставляют постоянно помнить о возможности возникновения экстремальных ситуаций, сопровождающихся большим количеством пострадавших [1,2].
В соответствии с законодательством Республики Казахстан для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций решением Правительства РК могут привлекаться личный состав и материальные ресурсы Вооруженных Сил страны, в том числе и ее медицинская служба [3,4].
Перед органами управления медицинской службы ВС РК встанет сложнейшая задача - в кратчайшие сроки разработать стратегию и тактику действий, подготовить план основных мероприятий, сформировать соответствующие подразделения, скоординировать их действия, решить вопросы материального обеспечения, медицинской эвакуации и т.д.
Для минимизации организационной неразберихи и просчетов необходимо заблаговременное планирование деятельности медицинской службы к возможному развитию чрезвычайной ситуации.
Процесс планирования и подготовки медицинской службы к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации должен включать следующие пункты:
Анализ природно-климатических и социально-экономических особенностей региона с выявлением соответствующих факторов риска и прогнозирование характера и масштаба возможных последствий чрезвычайной ситуации;
Организацию взаимодействия с территориальными системами МЧС и гражданского здравоохранения и заинтересованными службами;
Планирование деятельности медицинской службы в подготовительном периоде; в ходе ликвидации последствий катастрофы;
Подготовка органов управления, подразделений медицинской службы, личного состава спасательных команд к действиям в чрезвычайной ситуации;
Создание необходимых материальных запасов, санитарного транспорта.
В плане необходимо определить состав сил и средств для решения первоочередных задач непосредственно после возникновения чрезвычайной ситуации и наращивание сил и средств по мере выяснения масштабов последствий.
План участия медицинской службы в ликвидации послед-
ствий стихийного бедствия должен предусматривать:
Основные задачи медицинской службы в чрезвычайной обстановке;
Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий;
Организацию оказания медицинской помощи пострадавшим и их медицинской эвакуации;
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
Организацию обеспечения медицинским имуществом;
Управление, взаимодействие и связь.
Данные планы существенно не отличаются по содержанию и структуре от планов медицинской службы по обеспечению учебно-боевой подготовки войск, что не нарушает принципа целенаправленности планирования и организации боевой и специальной подготовки медицинской службы.
Подготовка медицинской службы к действиям в чрезвычайной ситуации включает следующие методы:
Практические тренажи медицинского состава по оказанию медицинской помощи пострадавшим;
Тактико-строевые занятия в составе медицинского подразделения, врачебной бригады. Отработка организации оказания помощи на месте, во время эвакуации, в медицинском отряде специального назначения (МОСН), военном госпитале;
Решение ситуационных задач (деловые игры) для руководящего состава;
Учения медицинской службы гарнизона с отработкой всего комплекса предусматриваемых задач.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что подготовка и организация медицинского обеспечения войск и населения в чрезвычайных ситуациях лежат не только в области детальной разработки её методологии, но и в практической её реализации, что обеспечит высокий уровень готовности медицинской службы ВС РК к выполнению задач в любой обстановке.
Литература
1. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (Организационные вопросы) ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ Москва.- 2002.- С.57-59.
2. Бурцев А.А. Виноградов А.В. Организация медицинского обеспечения населения при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах. М. Медицина, 1989г.
3. Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-1 «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
4. «О Программе развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы» Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года N 1383.