Научная статья на тему 'Методология оценки состояния и управления государственными долгами в современной Грузии'

Методология оценки состояния и управления государственными долгами в современной Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекушина Татьяна Владимировна

Описано состояние государственных долгов Грузии в конце XX в. начале XXI в. Показаны основные возможности управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of the estimation of state and control of the national debts in modern Georgi

History and contemporary state of the differentiation of the territory of Russia according to different signs is examine.

Текст научной работы на тему «Методология оценки состояния и управления государственными долгами в современной Грузии»

УДК 65.011.12

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОЛГАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ

Т.В. Чекушина

Институт проблем комплексного освоения недр РАН Крюковский туп., д. 4, 111020, г. Москва, Россия

Описано состояние государственных долгов Грузии в конце XX в. - начале XXI в. Показаны основные возможности управления государственным долгом.

Современная действительность такова, что практически все страны мира (и развитые, и развивающиеся) в процессе своих национальных экономических преобразований прибегают одновременно как к внешним, так и к внутренним источникам финансирования [1]. Данное обстоятельство объясняется тем, что рациональное использование иностранных займов, кредитов и технической помощи способствует ускорению национального экономического развития, а также решению насущных социально-экономических проблем.

В первые год-два суверенитета Грузии в структуре ее государственного долга были в основном займы и облигации, выпущенные еще в период СССР, которые находились на руках у населения. В дальнейшем (после 1992 г.) в состав государственного долга стали входить как внешние заимствования Правительства Грузии (иностранные кредиты), так и заимствования, осуществляемые путем выпуска обязательств Правительства на внутреннем рынке. Так, в конце 1995 г. государственный долг Грузии составлял 1149,66 млн долл., в 1996 г. - 1347,66 млн долл., в 1997 г. - 1486 млн долл., в 1998 г. - 1627,36 млн долл., в 1999 г. -1635,7 млн долл., в 2000 г. — 1556,16 млн долл.

В 1996 г. государственный внешний долг Грузии составлял 45% объема ВВП, в марте 1999 г. он достиг максимального показателя - 73,29%, а к концу 2000 г. соотношение внешнего долга и ВВП составило 49%.

Внешний государственный долг Грузии по данным на 1 октября 2001 г. составлял 1,568 млрд долл., причем больше Уз суммарного объема кредитов Грузии приходится на страны СНГ.

19 декабря 2003 г. Министерство финансов Грузии подписало два кредитных соглашения на общую сумму 38 млн евро. Было оформлено кредитное соглашение с Немецким банком реконструкции о выделении 33 млн евро. Льготный кредит на 40 лет предусматривает начало выплат основной суммы после 10 лет с даты выделения кредита с оплатой 0,75% годовых.

Планировалось, что весь полученный кредит пойдет на финансирование

энергетического сектора Грузии. Из этой суммы 12 млн евро будут использованы для импорта природного газа и электроэнергии. 5 млн евро были предназначены для финансирования президентских выборов 4 января 2004 г. Из них 1,5 млн евро перечислены в бюджет Грузии для финансирования неотложных мероприятий по организации выборов. Остальная сумма будет перечисляться по мере необходимости для покрытия расходов на маркировку, печатание бюллетеней и других расходов.

В этот период государственный внешний долг Грузии составлял около 2 млрд долл. Из них Парижскому клубу Грузия задолжала около 90 млн долларов. России Грузия была должна 160 млн долл.

С 1992 по 2002 гг. кредитная задолженность Грузии перед Немецким банком реконструкции составляет почти 400 млн евро.

Общая задолженность бюджетных и коммерческих организаций Грузии перед международной группой компаний «Итера» с 1996 г. по 2006 г. составляла 103 млн долл., из них 46 млн долл. Приходится на долю бюджетных организаций и государственных предприятий.

«Итера» приступила к поочередному отключению ряда районов Грузии от поставок газа. Причиной такого решения являлась задолженность за природный газ, составляющая 0,5 млн лари (более 250 тыс. долл.).

Компания «Итера-Джорджия» из-за имевшихся задолженностей 25 августа 2006 г. прекратила подачу природного газа восьми газораспределительным компаниям Грузии. Сумма задолженностей этих компаний колеблется в пределах от

6 тыс. до 150 тыс. лари. Общая сумма долга грузинских потребителей газа перед компанией «Итера-Джорджия» в период с 2003 г. по сегодняшний день составляет около 6 млн лари.

Подача природного газа возобновится только после выплаты задолженности. Общая задолженность за предыдущие годы всех районов Грузии, куда «Итера» поставляет газ, составляет 6 млн долл.

1 февраля 2000 г. Грузия согласно подписанному в Тбилиси Протоколу о сотрудничестве в электроэнергетике между РАО «ЕЭС России» и министерством топлива и энергетики Грузии, приняла решение о возможной реструктуризации своего долга за поставленную из России электроэнергию в сумме 45,22 млн долл.

Стороны договорились о том, что часть грузинского долга в сумме 36,25 млн долл. будет трансформирована в государственный долг Грузии. Оставшаяся часть долга будет погашена в течение 2000 г. на основе договорных обязательств ООО «Энергоконтракт» и ГК «Грузэнерго» перед РАО «ЕЭС России».

Однако даже 8 сентября 2004 г. Грузия не смогла погасить свой долг «Газпрому» и РАО «ЕЭС России». Долговые обязательства грузинской стороны перед РАО «ЕЭС России» составляют 41 млн долл., однако до последнего времени Минэнерго Грузии признавало только 9 млн долл. долга.

Такие же проблемы у Грузии и с поставками российского газа. Текущая задолженность АО «Тбилгаз» перед «Газэкспортом» (дочерняя компания ОАО «Газпром», которая осуществляет экспортные поставки) составляет около 12 млн долл. Именно из-за этих долгов четыре месяца 2004 г. природный газ поставлялся в Тбилиси в ограниченных объемах: «Газпром» сократил поставки в Грузию почти вдвое - с 370 тыс. до 200 тыс. м3 в сутки - и настаивает на погашении долгов.

Грузинский парламент ратифицировал соглашение между правительствами Грузии и Российской Федерации «О регулировании долгов Грузии, произошедших от кредитов выданных ранее Российской Федерацией», подписанное в Москве 25 января 2004 г.

Общая сумма долга Грузии перед Россией за день до подписания соглашения составляла 158 млн долл., причем из них 46 млн долл. приходилось на просроченную задолженность, а почти полтора миллиона - на проценты по долгу.

Согласно подписанному документу половина просроченной задолженности будет выплачена до конца 2006 г., а остаток и срочные платежи периода с 1 июня 2004 г. по 31 декабря 2006 г. будут выплачиваться Грузией в течение 23 лет с льготным периодом в шесть лет. Ставка по реструктурированной задолженности составит 4% годовых.

В случае если платежи будут просрочены, ставка будет увеличена на 1,5%. Агентами России и Грузии в рамках соглашения стали российский Внешэкономбанк и Национальный банк Грузии.

Минфин Грузии отмечает, что по состоянию на 1 августа 2004 г. задолженность страны перед Россией составляла чуть более 154 млн долл. До конца 2005 г. грузинские власти были намерены погасить просроченную часть долга в размере 16,7 млн долл. Условия соглашения дают российскому правительству право на продажу или использование до 20% реструктурированного грузинского долга для обмена на долю в проектах по защите окружающей среды, помощи развитию или других инвестиционных проектах на территории Грузии.

16 июня 2005 г. Россия и Грузия пришли к договоренности о сокращении задолженности грузинских железных дорог перед российскими партнерами. Эта задолженность, к этому времени составляющая 15 млн швейцарских франков, сократилась до 8 млн в данной валюте.

В середине 90-х гг. XX в. Туркмения реструктуризировала долг Грузии за поставленный в 1993-1994 гг. природный газ. Вместе с процентами к концу 1990-х гг. эта задолженность достигала 500 млн долл. К началу 2005 г. долг Грузии Туркменистану составит 120-130 млн долл.

В свое время президент Туркменистана С.Ниязов, учитывая экономические трудности Грузии, принял решение об использовании в счет погашения долга производственных мощностей ведущих грузинских предприятий для экономических потребностей Туркменистана.

В результате Грузия получила возможность оплачивать свой государственный долг и одновременно поддерживать темпы экономического развития республики за счет размещения заказов из Туркменистана.

В 2004 г. Грузия в счет погашения долга перед Туркменией за поставки газа отремонтировала 43 военных самолета Су-25 и восемь вертолетов Ми-8 и Ми-24, принадлежащих Туркмении. Кроме этого в счет погашения своего долга Грузия ремонтирует для Туркмении пассажирские железнодорожные вагоны. Так, первые пять пассажирских вагонов отремонтировали для Туркменистана на Тбилисском вагоноремонтном заводе в счет погашения долга Грузии за поставленный ранее туркменский газ. Всего же на крупнейшем вагоноремонтном предприятии Грузии будет проведен капитально-восстановительный ремонт 35 пассажирских вагонов.

В итоге за последние годы задолженность удалось снизить с 500 до 300 млн долл. США. Кроме этого, в счет государственного долга Грузии в Туркменистан

поставляется также сахар. В пакете новых предложений Грузии - услуги металлургических и других предприятий тяжелой индустрии республики.

Прибывшие 27 сентября 2006 г. из Грузии новые земснаряды, изготовленные на судостроительном заводе в городе Поти, помогут туркменским мелиораторам решить вопросы водообеспечения целинных земель Марыйского велаята. Их поставляет ООО «Т. G. TRADE» (Грузия).

Стоимость контракта, включающая и поставку запасных частей, составляет 28,3 млн долл. США. Восемь мощных машин вскоре поступят в распоряжение подразделений Министерства водного хозяйства Туркменистана. Еще четыре земснаряда прибыли в марте 2006 г. В общей сложности туркменские мелиораторы получили 35 новых земснарядов, которые поставляются грузинской стороной в счет погашения основного государственного долга Грузии за поставленный в 1993—1994 гг, туркменский газ.

Совокупный объем государственного долга Грузии и взятых под государственные гарантии кредитов, по данным на 30 июня 2004 г. составлял 1821,554 млн долл.

25 апреля 2005 г. было достигнуто соглашение с исламской республикой Иран о реструктуризации долга Грузии перед Ираном, согласно которому часть грузинского долга была отсрочена в соответствии с договоренностью, достигнутой в Парижском клубе кредиторов 21 июля 2004 г.

По условиям соглашения с Ираном Грузия до 1 декабря 2006 г. должна покрыть задолженность в размере 1,67 млн долл., а окончательным сроком покрытия остальных 11,84 млн долл. определено 1 сентября 2025 г.

Кроме того, весьма важным является и то, что покрытие основной части грузинской задолженности должно начаться с 2016 г.

Долг Грузии Азербайджану за полученную электроэнергию образовался в начале 1990-х гг., а именно в период с 1992 по 1994 гг., когда Грузия не успевала расплатиться за полученную из Азербайджана электроэнергию. В результате накопился государственный долг в размере 17 млн долл.

Первоначально в Баку не питали иллюзий по поводу погашения Грузией долга за поставленные в 1998 г. 32 млн кВт/ч электроэнергии. Проблема в том, что в различное время энергосистема Грузии передавалась под управление американским и российским компаниям, а сегодня нет такого преемника, у кого можно потребовать возникший долг. Однако 13 декабря 2005 г. Правительство Грузии приступило к выплате энергетического долга Азербайджану. Имеющийся государственный долг Грузии за электроэнергию достигает 160 млн кВт/ч. Грузия приступила к выплате долга, и уже выплачены 128 млн кВт/ч. Оставшиеся 32 млн кВт/ч будут погашаться поэтапно, и «Азерэнержи» выражает желание, чтобы долг Грузии погашался в денежном эквиваленте.

В 2006 г. Грузия полностью погасила свою задолженность Азербайджану по электроэнергии.

В начале 2005 г. было достигнуто межправительственное соглашение о том, что Грузия вернет свой долг не деньгами, а электроэнергией - в том же объеме, в каком в свое время сама получила. Речь идет о 32 млн кВт/ч. В соответствии с достигнутым соглашением поставки электроэнергии были начаты. Но Грузия успела поставить всего 2 млн кВт/ч и прекратила подачу энергии через границу после неполадок, возникших на Ингурской ГЭС.

Известно, что официальный Баку старался использовать ситуацию и пытался,

оказывая давление на Тбилиси, вынудить в счет долга уступить Азербайджану право собственности на порт Поти. Это не могло не затрагивать и интересы Армении, так как именно через Поти осуществляется сегодня основная часть грузоперевозок.

В последующем Грузия выплатила Азербайджану 2,6 млн долларов своего долга; всю сумму долга Грузия планирует погасить до 2010 г.

Г рузия продолжит погашение задолженности перед Азербайджаном по ранее согласованным графикам - с 2007 г. выплата долга Азербайджану производится по расписанному плану, в виде ежегодных траншей.

Между тем до сих пор нет полной ясности в вопросе сроков погашения Гру-зией долга перед Арменией, причем долг Грузии Армении больше, чем Азербайджану. Тбилиси задолжал Армении без малого 20 млн долл. В свое время Г рузия обязалась начать выплату долга в начале 2003 г. Но два миллиона, которые необходимо было тогда вернуть, так и не удалось выкроить. Правители Гру-зии вынуждены были заявить, что не в состоянии выполнить свои долговые обязательства перед Арменией.

В июне 2005 г. правительство Армении пошло на дружеский шаг и согласилось на реструктуризацию грузинского долга. Согласно достигнутому соглашению в 2006 г. Грузия должна выплатить 7,8 млн долл., а остальные 11,8 млн долл. - до 2021 г.

На 15 сентября 2005 г. Грузия задолжала «Газпрому» 12 млн долл., но до сих пор не представила российской компании график погашения долга.

23 сентября 2005 г. Парламент Грузии ратифицировал соглашение об урегулировании задолженности перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам, которое правительства Грузии и России подписали в Москве 25 января 2005 г.

Общая сумма задолженности страны перед Россией на 24 января 2005 г. составляла около 158,05 млн долл. (в том числе 156,59 млн долл. по основному долгу и 1,46 млн долл. по процентам) [2].

Ратифицированное Соглашение предусматривает включение в реструктуризацию просроченной задолженности, которая составляет 46 млн долл., а также платежей по ранее неурегулированной в рамках Парижского клуба задолженности в период с 1 июня 2004 г. по 31 декабря 2006 г.

Совокупный объем государственного долга Грузии и взятых под государственные гарантии кредитов, по данным на 31 мая 2005 г., составлял 1,798 млрд долл.

В апреле 2006 г. Китай выделил Грузии грант на сумму 2,5 млн долл. Договоренность об этом была достигнута на переговорах председателя КНР Ху Цзинь-тао и президента Грузии Михаила Саакашвили. Кроме этого, М. Саакашвили удалось решить вопрос с уже имевшимся государственным долгом Грузии перед КНР. Этот долг составляет чуть больше 3 млн долл. Из них 400 тыс. долл. Грузия вернет «живыми» деньгами, а остальная сумма будет списана за счет выданного в 2005 г. гранта.

Полученные от КНР 2,5 млн долл. пойдут на строительство под ключ завода по производству сока.

7 февраля 2007 г. лидеры Грузии, Азербайджана и Турции подписали соглашение о реконструкции и строительстве железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК).

Планируется, что 105-километровая железнодорожная магистраль будет построена, а частично реконструирована, в течение трех лет. 76 км новой дороги пройдет по территории Турции, 29 км - по территории Грузии. Кроме того, будет реконструирован 183-километровый участок пути на территории Грузии Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси.

Реализация проекта обойдется в 420 млн долл. Грузинская сторона готова выделить на проект 200 млн долл. Эти деньги Тбилиси предоставит в кредит Баку. Расходы Анкары составят 220 млн долл.

22 февраля 2007 г. Азербайджан реструктурировал долг Грузии и выделил ей новый кредит. Так, Президент Азербайджана Ильхам Алиев издал Распоряжение об утверждении «Соглашения между правительством Азербайджанской Республики и правительством Грузии о реструктуризации долгового обязательства Грузии перед Азербайджанской Республикой». Данное соглашение было подписано сторонами в августе 2006 г. в Батуми.

Общая сумма грузинского долга составляет 16 млн долл. Подписанное соглашение предусматривает погашение задолженности в размере 10 млн долл. до 2010 г., а остальная сумма будет выплачен до 2025 г. Ставка за обслуживание составляет 3% в год. После подписания соглашения в 2006 г. Грузия уже выплатила Азербайджану 2,6 млн долл., а с 2007 г. выплаты будут производиться ежегодными траншами согласно установленному графику.

В настоящее время в соответствии с распоряжением президента И. Алиева был открыт кредит для грузинской стороны в размере 200 млн долл. для финансирования проекта по строительству железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Средства буду выделяться из Государственного нефтяного фонда республики.

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится в обход существующей ветки Карс-Гюмри (Армения) -Тбилиси-Баку, которая не функционирует из-за закрытия со стороны Турции армяно-турецкой границы.

В связи с невыполнением своих обязательств по финансированию Генеральной Ассамблеи ООН Грузия, Молдавия, Таджикистан и еще десять государств могут лишиться права голоса в организации.

Как следовало из письма от 13 сентября 2006 г., которое генеральный секретарь ООН Кофи Аннан направил председателю Генеральной Ассамблеи, указанные страны не выполнили свои финансовые обязательства перед ООН, поэтому они не смогут голосовать на 61-й сессии Генассамблеи, которая открылась 12 сентября 2006 г. В соответствии со ст. 19 Устава ООН государство член организации лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма задолженности по уплате денежных взносов равняется сумме взносов за два полных предыдущих года или превышает ее, напоминает агентство.

Чтобы не потерять право голоса, Грузии следует перечислить в ООН не менее 5968,7 тыс. долл., Молдавии - 1300 тыс. долл., а Таджикистану — 1252 тыс. долл.

Однако Генассамблея вправе разрешить должнику голосовать, если делегаты сочтут, что просрочка платежа произошла по не зависящим от государства обстоятельствам. Так произошло в 2003 г., когда Грузии-, Молдавии и Таджикистану позволили участвовать в голосовании до 30 июня 2004 г.

Следует напомнить, что в резолюции от 23 декабря 2005 г. Генеральная Ассамблея разрешила странам-должникам принимать участие в голосовании до

конца ее 60-й сессии. Тогда чиновники ООН сочли, что неуплата взносов со стороны упомянутых государств вызвана не зависящими от них обстоятельствами.

Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели подтвердил, что у Грузии еще есть долги перед ООН, однако в соответствии с графиком погашения, разработанным в 2004 г. и согласованным с ООН, в течение 10 лет все долги будут погашены.

Грузия уже покрыла часть долга по уплате членских взносов перед Генераль-ной Ассамблеей ООН за 2004 г., 2005 г и 2006 г.

Образовавшаяся к 2006 г. задолженность Грузии по уплате членских взносов перед ООН составляла 5 млн 409 тыс. долл.

Совокупный объем государственного внешнего долга Грузии и взятых под государственные гарантии кредитов по данным Министерства финансов Грузии на 30 ноября 2006 г. составил 1,768 млрд долл. Непосредственно государственный внешний долг Грузии составляет 1,695 млрд долл.

У Грузии 16 стран двусторонних кредиторов, общий долг по которым составляет 593,33 млн долл. На 12 из них распространяется решение Парижского клуба по реструктуризации внешнего долга. В число стран-кредиторов входят Россия (144,04 млн долл.), Австрия (96,29 млн долл.), Турция (53,5 млн долл.), Туркменистан (43,323 млн долл.), США (41,359 млн долл.), Казахстан (27,774 млн долл.), Армения (17,725 млн долл.), Азербайджан (14,553 млн долл.), Иран (11,444 млн долл.), Нидерланды (3,447 млн долл.), Китай (679 тыс. долл.), Украина (359 тыс. долл.), Узбекистан (393 тыс. долл.).

Германия, Япония, Кувейт не подпали под соглашение в рамках Парижского клуба, поскольку выплаты по этим долгам должны были быть начаты позднее. Го-сударственный долг Грузии Германии составляет 73,97 млн долл., еще 57,983 млн долл. - кредит, взятый у Германии под госгарантию (всего 131,953 млн долл.), долг Японии-44,301 млн долл., Кувейту - 15,069 млн долл.

Договоренности в рамках Парижского клуба не распространяются и на Нидерланды, относительно недавно предоставившие Грузии кредит - государственный долг этому государству составляет 3,027 млн долл.

Помимо указанных государств, кредиторами Грузии являются и различные международные институты, долг которым в совокупности составляет 1,102 млрд долл. Это, в частности, Международный валютный фонд (получателем является Национальный банк Грузии, суммы от которого идут на пополнение международных валютных резервов) -236,341 млн долл., Всемирный банк - 760,07 млн долл., Международный фонд развития сельского хозяйства - 9,985 млн долл., Еврообъединение - 95,454 млн долл.

Кредитором Грузии является и Европейский банк реконструкции и развития, у которого был взят кредит под государственную гарантию - 33,101 млн долл.

Совершенно очевидно, что перспективы дальнейшего развития страны и повышения благосостояния ее населения прямо связаны с решением проблемы эффективного управления государственными долгами и выработки единой системы оценки имеющихся показателей внутренней и внешней задолженности Грузии, а также условий привлечения новых займов.

В настоящее время перед Грузией в долговой сфере стоит ряд актуальнейших задач:

- сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно,

стоимости их обслуживания;

- оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

- оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

- рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

- повышение эффективности использования заемных средств.

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Грузии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьёв А.Е., Балыхин Г.А., Нифадьев В.И., Чекушина ТВ. Научно-методологическое обоснование национальной безопасности в сфере государственных долгов. - Бишкек, 2005.

2. Воробьёв А.Е., Морозов В.И., Чекушина Т.В. Государственные долги и национальная экономическая безопасность. - М., 2005.

METHODOLOGY OF THE ESTIMATION OF STATE AND CONTROL OF THE NATIONAL DEBTS IN MODERN GEORG!

T.V. Chekushina

Institute of complex exploitation of Mineral resource Russian Academy of Science Kryukovsky tup. 4, 111020, Moscow, Russia

History and contemporary state of the differentiation of the territory of Russia according to different signs is examine.

Чекушина Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем комплексного освоения недр РАН. Автор более 250 публикаций в области добычи и переработки полезных ископаемых, геоэкологии и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.