изменении методов подготовки специалистов в условиях креативной экономики.
Сегодня использование стандартных подходов к решению проблем, отсутствие способностей к свежему взгляду на ситуацию зачастую ставят организации в проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Поэтому при рассмотрении подходов к формированию конкурентных преимуществ на базе интеллектуальных и креативных ресурсов организации стоит рассматривать не только вопрос генерации новых знаний и подходов, но и комбинирование уже существующих наработок. Это позволит российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на международных рынках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «The Creative Economy». Business Week (Special double issue: The 2Ist Century Corporation), august 28, 2000. P. 1—5. «Креативная экономика». Business Week (специальный сдвоенный номер: 21-го века корпорация), 28 августа, 2000. Ч. 1-5).
2. Department for Culture, Media and Sport.
Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. - London, 2001.
3. Горелов, H. А. Человеческие ресурсы в креативной экономике / Н. А. Горелов, О. Н. Мельников, О. Н. Литун // Креативная экономика.-2007.-№ 1 (1).-С. 24-32.
4. Howkins, J. The Creative Economy. - NY. : The penguin press, 2001. -116 p. (Дж. Хоукинс. Креативная экономика. - Нью-Йорк : Пингвин пресс, 2001.- 116 с.).
5. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее : пер. с англ. / Р. Флорида. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007.-С. 355.
6. Моисеенко, С. С. Интеллектуальный потенциал креативной экономики / С. С. Моисеенко // Креативная экономика. - 2007. - №5. -С.37-44.
Филиппова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» УлГТУ.
УДК 338.001.36 П. М. МАНСУРОВ
МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается методика анализа комплексности социально-экономического развития, исследована возможность её применения на примере сельских территорий Ульяновской области.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, показатели социально-экономического развития, коэффициент конкордации Кендалла, ранжирование, ранг, комплексность развития.
Социально-экономическое развитие Ульяновской области характеризуется значительной дифференциацией в её состоянии на уровне различных сельских муниципальных образований.
Наиболее важнейшими районными особенностями являются:
- дифференциация по численности постоянного населения, по демографическим показателям;
- различия по заработной плате, по уровню
©Мансуров П. М., 2012
безработицы;
- отличия по числу дошкольных учреждений, числу школ, протяжённости автодорог с твёрдым покрытием;
- неравномерное размещение на территории области объектов социальной инфраструктуры;
- дифференциация районов по уровню развития сельскохозяйственного производства, обусловленная в свою очередь почвенными, климатическими и другими местными особенностями и др.
Различия районов по условиям жизнедеятельности и остроте проблем развития социальной
инфраструктуры определяют необходимость разработки территориально-дифференцированной социальной политики в регионе. Это вызывает необходимость в оценке социально-экономического развития районов Ульяновской области.
Для решения этой за/дачи автор предлагает воспользоваться методикой анализа комплексности социально-экономического развития, предполагающей присвоение каждому району ранга, отражающего его место по развитию данного показателя социально-экономического развития или элемента инфраструктуры. Названная методика разработана Елисеевой И. И. и предложена ею для оценки уровня развития социальной инфраструктуры [2].
В качестве примера оценка социально-экономического развития 21 района Ульяновской области была проведена по четырём основным показателям: численность постоянного населения на 1 января 2010 г. (ЧПН); коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) (КР); среднемесячная заработная плата (без учёта выплат социального характера) за декабрь 2010 г. (СМЗп); оборот розничной торговли (ОРТ). Здесь автор хотел бы отметить, что наиболее полная картина уровня социально-экономического развития муниципальных районов не может ограничиваться только перечисленным набором показателей, выбор этих показателей продиктован только примером.
Наименьшему значению перечисленных показателей присваивался наименьший ранг (таблица 1).
Значение ранга даёт большую информацию администрации района. Во-первых, подсчитав сумму баллов, можно определить, нуждается ли район в мерах по социальной поддержке и в какой степени. Во-вторых, при комплексном развитии района его ранги по всем показателям будут одними и теми же или близкими, и, наоборот, при некомплексном развитии приоритетное положение по одному показателю будет сочетаться с положением аутсайдера по другим показателям.
Такая ситуация может свидетельствовать о реализации некоторой стратегии развития района, которую по мнению Елисеевой И. И. можно назвать «компенсационной», т. е. «дефицит одних элементов инфраструктуры компенсируется развитием других» [2].
Для количественной оценки этого процесса можно вычислить коэффициенты ранговой корреляции Спирмэна между каждой парой рангов и затем найти средний из них. Число таких коэффициентов равно числу сочетаний из к по
Г2
2 - , и процедура становится довольно утомительной.
Поэтому проще рассчитать коэффициент кон-кордации Кендалла, являющийся средним из попарных коэффициентов корреляции между рангами. Коэффициент конкордации вычисляется по формуле (1):
---, (1)
1
12
О о
хк х (п -п)
где £ - сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объекта от средней суммы рангов. Рассчитывается по формуле (2):
2Х
(2)
(Л
п
где - ран^'-го района;
к - число рядов рангов (в нашем примере это число показателей, по которым ранжировались районы);
я - число ранжируемых объектов. По данным таблицы 1 находим значение бЬ по формуле (3):
IX
(3)
,6 = ^ = 43.
21
Подставив величины в формулу (2), получим значение £ = 7194.
Рассчитаем значение ¡V, подставив полученные данные в формулу (1): ¡V = 0,586.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<1¥<\. Полученная величина коэффициента позволяет сделать вывод о том, что имеет место комплексное развитие районов.
Коэффициент конкордации Елисеевой И. И. также предлагает использовать для измерения согласованности между объективными показателями развития территориальных единиц и субъективными оценки их привлекательности, выдаваемыми и самими жителями. Но это, на взгляд автора, применительно только к оценке уровня развития социальной инфраструктуры.
Использование рассматриваемой методики также позволяет выделить районы с высоким и низким уровнями социально-экономического развития.
Подсчитав сумму рангов, можно дифференцировать районы Ульяновской области на три группы, отличающиеся по уровню социально-экономического развития (таблица 1).
В первую группу с высоким уровнем социально-экономического развития вошли четыре
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития и ранги районов
Наименование районов ЧПН КР СМЗп ОРТ Сумма рангов по районам Группы районов
тыс. чел. ранг района значение ранг района ю >ч сх ранг района тыс. руб. ранг района
Базарносызганский 10,1 1 10.5 * 8 14704,0 15 37423,6 1 25 III
Барышский 44,7 20 9,9 6 11712,0 9 373237,9 16 51 II
Вешкаймский 20,2 8 12,3 18 11580,3 8 237244,5 8 42 II
Инзенский 34.9 16 9,9 6 15217,6 17 354983,6 14 53 II
Карсунский 25,3 12 10,9 10 10670,6 2 376234,4 17 41 II
Кузоватовский 25,0 11 9,2 4 11497,7 7 329725,7 12 34 II
Майнский 27,8 15 11,3 12 13582,1 14 370955,0 15 56 II
Мелекесский 39,2 18 12,0 17 11443,7 6 236799,5 7 48 II
Николаевский 27.3 13 10,4 7 15212,2 16 324282,0 11 47 II
Новомалыклинский 16,7 5 12,8 19 12378,1 11 309427,4 10 45 II
Новоспасский 22.6 9 11,4 13 16063,5 20 409620,0 18 82 I
Павловский 15,0 4 9,5 5 12611,4 12 143788,2 5 26 ИГ
Радищевский 13,6 2 9,1 О э 11821,9 10 44153,4 2 17 III
Сенгилеевский 24,8 10 11,1 11 15378,3 18 439134,9 19 58 I
Старокулаткинский 14,5 ** 6,7 1 10173,8 1 52946,9 О з 8 III
Старомайнский 19,1 7 10,7 9 10824,1 4 136608,4 4 24 III
Сурский 20,2 8 8,9 2 10760,3 3 335596,7 13 26 III
Тереньгульский 18.9 6 11,1 11 13235,9 13 255666,9 9 39 II
Ульяновский 36,5 17 11,6 14 17125,0 21 803289,7 21 73 I
Цильнинский 27.6 14 11,9 16 11273,0 5 168001,5 6 41 II
Чердаклинский 41,5 19 11,7 15 15540,1 19 483162,1 20 73 I
Источник: автор., по данным Госкомстата РФ по Ульяновской области
района Ульяновской области: Новоспасский, Сенгилеевский, Ульяновский, Чердаклинский. При этом Новоспасский район проводит компенсационную политику: по среднемесячной заработной плате и розничному товарообороту этот район занимает самый высокий ранг, в то время как по остальным показателям Новоспасский район отстаёт от других районов. Остальные районы этой группы являются сильными, и они занимают по всем показателям практически одни и те же или близкие по значению ранги. Это районы, отличающиеся повышенным уровнем среднемесячной заработной платы, высоким коэффициентом рождаемости и пр.
Во вторую группу вошли одиннадцать районов: Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Меле-кесский, Николаевский, Новомалыклинский, Те-реньгульский, Цильнинский. Районы этой группы характеризуются средним уровнем социально-экономического развития. При этом Барышский, Мелекесский, Инзенский проводят компенсационную политику. Остальные районы
этой группы осуществляют комплексную политику социально-экономического развития.
И, наконец, третью группу районов составили Базарносызганский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Старомайнский и Сурский районы, характеризующиеся низким уровнем социально-экономического развития. Несмотря на то, что Базарносызганский и Радищевский районы по уровню среднемесячной заработной платы занимают довольно высокий ранг, по остальным показателям эти районы самые отстающие, что снова свидетельствует о компенсационной политике. Остальные районы этой группы характеризуются низким уровнем социально-экономического развития.
Таким образом, описанная процедура применения методики анализа комплексности социально-экономического развития может быть полезна при проведении мониторинга социально-экономического положения, соответствующей дифференциации районов. Однако анализ социально-экономического положения региона не может ограничиваться применением только одного выделенного метода.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экономическое положение в Ульяновской области в 2010 году. Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2011.
2. Елисеева, И. И. Социальная статистика / И. И. Елисеева; под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 480 с. - Элекгр. б-ка Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоно-
сова. URL: htlp://lib.socio.msu.ru/l/libran/? e=d-000-
00—001 ucheb-OO-O-O-Oprompt-10—4----0-11-1 -ru-
50—20-about—00031 -001-1 -OwindowsZz-1251-
OO&cNCL! &d=HASH28edadd5 84
ffacb0f3ffi72.
7.4&x=l (дата обращения: 13.02.2012).
Мансуров Пётр Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТЪ
УДК 338.462
Г. И. МАНСУРОВА, А. А. АНТОНОВ
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУТСОРСИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рассматривается новое направление в бизнес-процессах - аутсорсинг, определяется сущность, роль и значение аутсорсинга в современных условиях ведения бизнеса, анализируются исторические аспекты развития аутсорсинга в России и за рубежом.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутстаффинг, аутсорсер, бизнес-процессы.
В условиях жёсткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счёт высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встаёт вопрос - выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании? Оказывается, иногда дешевле предоставить часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно.
Для концентрации на развитии основного бизнес-процесса всё большее количество российских компаний отказывается от ГГ-отдела, собственного рекламного и юридического отделов, сэкономив за счёт обслуживания у профильных сторонних компаний. Зачем создавать целый отдел логистики, когда это можно поручить транспортной компании? Зачем создавать многочисленную бухгалтерию, когда можно заключить договор на бухгалтерское обслуживание с бухгалтерской компанией? Зачем нанимать своих слесарей и уборщиц, когда можно пере-
Мансурова Г. И., Антонов А. А., 2012
дать эту обязанность специализированной управляющей компании? Всех занятых в компании сотрудников Работодателю нужно обеспечить работой и мотивировать их на определённый результат. Мотивация же обеспечивающего блока является проблемным вопросом для многих руководителей, поскольку прямых количественных параметров оценки их эффективности не существует. Кроме этого Работодатель экономит на создании, оборудовании и обслуживании рабочих мест, он застрахован от невыхода на работу по причине болезни, отпуска и внезапного увольнения сотрудника, и это, несомненно, преимущества аутсорсинга. И самое главное - это освобождает компанию от непрофильных работ.
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. outsourcing) и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг - это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счёт сосредоточения деятельности на главном направлении.
Аутсорсинг начал развиваться в США всего около 20 лет назад в сфере информационных технологий, а затем распространился и на традиционные виды бизнеса. Это одно из самых