Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Расширяется сеть представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом. В настоящее время количество представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации достигло 17, что свидетельствует о повышении уровня взаимодействия с таможенными службами иностранных государств.

Таможенная служба Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, одновременно выступает в роли одного из основных механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа, и в то же время содействует развитию внешнеэкономической деятельности. Это означает, что в современных условиях таможенная служба Российской Федерации как часть экономической системы государства наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги. Одним из факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации в части содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности. В таможенных органах такая деятельность осуществляется безвозмездно в рамках соответствующих административных регламентов.

Использованные источники:

1. О безопасности: Федеральный Закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № Э90-ФЗ. Ст. 2-4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Председателем Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р. URL: www.customs.ru (дата обращения 22.01.2014).

Апряткина Е.Н. студент 5 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарева»

Россия, г. Саранск МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В экономической науке под государственным бюджетом понимается совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, т.е. его доходы и расходы.

Показателями, которые характеризуют сущность и функции государственных финансов, являются содержание и направление расходов, т.е. денежных затрат государства, необходимых для выполнения его задач. Государственные расходы на разных этапах существования общества определяются общим направлениями финансовой политики государства и его функциями и представляют собой денежные затраты, связанные с выполнением этих функций [2].

Бюджетные расходы классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько критериев классификации расходов бюджета, которые по мере развития методов управления изменялись и совершенствовались.

В соответствии с действующим российским законодательством бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1].

Бюджетная классификация РФ включает в себя ряд классификаций, в том числе: функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Основными классификационными категориями данной классификации являются такие группы операций как: 1) расходы; 2) поступление нефинансовых активов; 3) поступление финансовых активов; 4) выбытие финансовых активов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Она утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Этот вид классификации расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с институциональными изменениями системы государственного управления. Данная классификация наиболее объемна по содержанию.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление расходования бюджетных средств на выполнение основных задач государства и решение вопросов местного самоуправления. Она включает: 1) разделы, отражающие направление расходования бюджетных средств; 2) подразделы, конкретизирующие направление

бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов; 3) целевые статьи расходов бюджетов РФ (по конкретным направлениям деятельности, по целевым программам); 4) виды

расходов бюджетов РФ, детализирующие направления финансирования бюджетных расходов в пределах целевых статей [2].

Особенностью структуры функциональной классификации расходов федерального бюджета является разделение расходов по сферам управления. Иначе говоря, такая классификация расходов отражает те сферы деятельности государства, в которые направляются денежные средства, т.е. содержит группы затрат, отражающих государственные функции.

В российской бюджетной практике выделяются несколько групп (разделов) расходов по функциональному назначению. Основные направления расходной части бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура расходов бюджета РФ в 2011-2013 гг. [3]

Наименование показателя 2011 год 2012 год на 1 декабря 2013 года

млрд. руб. уд- вес, % млрд. РУб- уд- вес, % млрд. руб- уд. вес, %

Расходы федерального бюджета - всего 10 925,62 100 12 894,99 100 11 116,69 100

в том числе:

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 777,76 7,12 809,85 6,28 706,80 6,36

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 1 515,96 13,88 1 812,39 14,05 1 660,67 14,94

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 259,82 11,53 1 842,98 14,29 1 688,42 15,19

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 1 790,16 16,38 1 968,49 15,27 1 379,48 12,41

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 279,80 2,56 228,84 1,77 109,93 0,99

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 17,56 0,16 22,49 0,17 21,33 0,19

ОБРАЗОВАНИЕ 553,37 5,06 603,84 4,68 597,47 5,37

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ 83,78 0,77 89,86 0,70 69,58 0,63

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 499,55 4,57 613,82 4,76 364,98 3,28

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 3 128,53 28,63 3 859,72 29,93 3 495,35 31,44

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 44,21 0,40 45,71 0,35 51,03 0,46

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 61,12 0,56 77,54 0,60 67,82 0,61

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 262,74 2,40 320,00 2,48 328,77 2,96

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 651,26 5,96 599,44 4,65 575,06 5,17

Как видно из таблицы 1 основными статьями расходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. являлись национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика и социальная политика государства. Расходы на общегосударственные вопросы (прежде всего расходы на государственное управление -функционирование государственных органов власти) занимают 5 позицию. Их доля в структуре всех расходов федерального бюджета составляла в 2012 году 6,28 %.

В разделе «Общегосударственные вопросы» группируются только те расходы на руководство и управление, которые связаны с реализацией функций общегосударственного характера. Это расходы на функционирование органов государственного управления: главы государства - Президента РФ (Администрация Президента РФ), высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти (Совет Федерации, Государственная дума, Счетная палата РФ) и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; и расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Расходы на руководство и управление в сфере других установленных функций государства относятся к соответствующим этим функциям разделам.

Динамика расходов государственного бюджета Российской Федерации на общегосударственные вопросы за 2005-2013 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета на общегосударственные расходы в 2005-2013 гг. [3]

Год Расходы бюджета всего, млн. руб. Расходы на общегосударственные вопросы Доля расходов бюджета на общегосударственные вопросы, % к общему объему расходов

2005 3115997,97 481937,07 15,47

2006 4284803,30 533150,60 12,44

2007 5986561,83 815732,51 13,63

2008 6729780,93 777117,10 11,55

2009 8686258,60 806434,78 9,28

2010 9054666,24 836365,10 9,24

2011 10925617,42 777756,85 7,12

2012 11400329,36 717623,26 6,29

на 1 декабря 2013 11116687,84 706797,23 6,36

Из таблицы 2 можно заметить, что расходы бюджета в целом увеличиваются из года в год, при этом с 2005 года до 2010 года наблюдалось также увеличение расходов бюджета на общегосударственные вопросы, а начиная с 2011 года, наблюдается постепенное их сокращение. Этим объясняется такая ситуация, что в 2005-20008 гг. доля расходов на общегосударственные вопросы в общем объеме расходов бюджета была достаточно велика (более 10%) и в 2005 году достигла 15,47%. В 2012 году эта доля сократилась на 5,26% по сравнению с 2008 годом, что было связано с увеличением общего объема расходов бюджета.

Так как основу финансовой системы создают органы расширенного правительства и государственные расходы определены на федеральном уровне, то особо важными являются изменения в структуре расходов именно на государственное управление. Данная статья расходов бюджета является наиболее противоречивой, поскольку, отсутствуют критерии оценки их результативности.

В нашей стране государство лимитирует расходы на содержание всех органов государственного управления. На уровне федерального управления Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации осуществляют правовое регулирование в данной сфере. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Важно отметить, что бюджетная классификация создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В целом стоит отметить, что бюджетная классификация РФ является неотъемлемой частью единой системы регистрации и обобщения данных о государственных и

муниципальных финансах и позволяет формировать информацию для эффективного управления финансами.

В связи с вышеизложенным, следует сказать, что расходы бюджета по своему содержанию и структуре (составу) характеризуют направление и цели бюджетных ассигнований, а в целом отражают задачи и функции государства. Затраты, связанные с выполнением функций органов государственного управления, входят в состав бюджетных расходов на управление. Расходы на государственное управление определяются функциями государства, с расширением которых увеличивается потребность в финансовых ресурсах и происходит значительный рост государственных расходов.

Использованные источники:

1 Казаков В.В., Островская Т.М. Методология определения расходов государства на функционирование и развитие финансовой системы РФ // В.В. Казаков, Т.М. Островская // Вестник Томского государственного университета. -2007. □ № 303. - С. 175-180.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2014]. - Режим доступа: http://www.garant.ru

3 Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/

Арашин С.Н.

старший преподаватель кафедры общественных наук

ФГБОУВПО Филиал Уральского государственного экономического университета Россия, Пермский край, г. Березники ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН (НА ПРИМЕРЕ «ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ» 1939-1940ГГ.)

В статье рассматривается проблема историографического анализа причин возникновения локальных войн (на примере «зимней войны» 19391940гг.).

Ключевые слова: СССР, Финляндия, война, причины.

«В исторической науке ведутся горячие споры вокруг событий ХХ в. Во многом это связано с неоднозначными политическими процессами, происходящими в России в последние десятилетия. В связи с этим изучение наиболее сложных и важных вопросов Отечественной истории ХХ в. зачастую становится весьма затруднительным, а порою невозможным без обращения к историографии, без знакомства с историографическими исследованиями тем более по таким важным вопросам как причины возникновения войн и вооружённых конфликтов» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.