Научная статья на тему 'Бюджетная классификация как структурная группировка расходов региональных бюджетов в 2011 г'

Бюджетная классификация как структурная группировка расходов региональных бюджетов в 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ПОЛИТИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ГРУППИРОВКА / РАСХОДЫ / ОБЛАСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н.А.

В статье проведено исследование расходов регионального бюджета Свердловской области в соответствии с новой бюджетной классификацией расходов. Показана роль бюджетной классификации как структурной группировки, т.е. инструмента, позволяющего сделать выводы о структуре и приоритетах расходов. Выявлены принципиальные изменения, связанные с реформированием бюджетной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Истомина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная классификация как структурная группировка расходов региональных бюджетов в 2011 г»

26 (68) - 2011

Бюджетная политика

УДК 336.5.02

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ ГРУППИРОВКА РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2011 г.

Н. А. ИСТОМИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: n_istomina_usue@mail.ru Уральский государственный экономический университет

В статье проведено исследование расходов регионального бюджета Свердловской области в соответствии с новой бюджетной классификацией расходов. Показана роль бюджетной классификации как структурной группировки, т. е. инструмента, позволяющего сделать выводы о структуре и приоритетах расходов. Выявлены принципиальные изменения, связанные среформировани-ем бюджетной классификации.

Ключевые слова: бюджет, политика, классификация, группировка, расходы, область, реформирование.

Принципиально важное значение как для бюджетного процесса в целом, так и для бюджетного планирования в частности, имеют формализованные элементы, инструменты и технологии, позволяющие определенным образом расположить и систематизировать разнообразные бюджетные показатели, осуществить их сопоставление во временном и пространственном аспектах, управлять формированием и распределением бюджетных средств.

Фундаментальным формализованным элементом бюджетного процесса является бюджетная классификация — группировка бюджетных показателей по определенным признакам. Бюджетная классификация используется при формировании бюджетов всех уровней, в соответствии с ней проводится

их рассмотрение и организуется их исполнение. Сравнение фактических и плановых бюджетных показателей по различным элементам бюджетной классификации составляет основу процесса подготовки отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетная классификация также может рассматриваться как структурная группировка показателей, так как с ее помощью можно провести полный анализ состава и структуры доходов и расходов (а также параметров его дефицита, государственного и муниципального долга и т. п.).

Соответствие классификации целям и задачам реформирования бюджетного сектора, ее трансформация с учетом меняющихся приоритетов государства и территорий являются залогом успеха любых бюджетных преобразований. Невозможно просто выдвинуть определенную идею. Для того чтобы она стала реальностью, необходимо соответствующим образом изменить бюджетную классификацию. При этом следует иметь в виду, что частое и противоречивое изменение элементов классификации чревато потерей стабильности бюджетной системы, трудностями в процессе планирования и ежедневного исполнения бюджетов.

Внесение тех или иных изменений в бюджетную классификацию должно проводиться таким образом, чтобы сохранять ее роль как аналити-

ческой группировки показателей. Кардинальные перестройки элементов классификации делают невозможным процесс адекватного сравнения бюджетов разных лет, создают предпосылки для неверных выводов о приоритетах государственной или территориальной бюджетной политики.

В Российской Федерации бюджетная классификация всегда находилась в центре внимания органов государственной власти. Наиболее значительные изменения последних лет (2007 г.) были связаны с включением соответствующих статей в Бюджетный кодекс РФ и сокращением общего числа элементов классификации до четырех: классификация доходов, классификация расходов, классификация операций публично-правовых образований, классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Современный этап трансформации элементов бюджетной классификации РФ является началом крупномасштабного процесса перехода бюджетов всех уровней на программный принцип формирования и исполнения. Главной идеей этого перехода является ориентация бюджетной системы на реализацию базовых приоритетов развития государства и территорий, которые должны принять вид государственных программ. Таким образом, бюджетная классификация должна была быть

усовершенствована таким образом, чтобы четко и наглядно демонстрировать приоритетные целевые направления бюджетной политики.

В соответствии с этим наиболее значительным изменениям с 2011 г. подверглась классификация расходов бюджетов. Осуществлено разделение трех крупных разделов на две части с тем, чтобы подчеркнуть адресные направления использования средств — бюджетные приоритеты (это коснулось разделов «Общегосударственные вопросы», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Культура, кинематография, средства массовой информации»). Также существенно изменилось содержание раздела «Межбюджетные трансферты». Если ранее этот раздел включал в себя все средства, которые передавались из вышестоящих в нижестоящие бюджеты и внебюджетные фонды, то с 2011 г. из него были исключены трансферты, имеющие целевой характер (они были включены в соответствующие целевые разделы).

Проведем исследование классификации расходов бюджетов 2011 г. в сравнении с классификацией, применявшейся в 2010 г. В качестве объекта исследования используем областной бюджет Свердловской области (в части расходов) на 2010 и 2011 гг.

В табл. 1 представлены элементы классификации расходов бюджета Свердловской области по разделу

Таблица 1

Расходы бюджета Свердловской области на общегосударственные вопросы и обслуживание государственного долга в 2010 и 2011 гг. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Плановый объем расходов % Раздел, подраздел Плановый объем расходов %

0100 «Общегосударственные вопросы» 5 673 086,6 100 0100 «Общегосударственные вопросы» 5 701 954,3 100

0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования» 150 488 2,7 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования» 180 571,4 3,2

0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов» 341 967,1 6 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов» 397 181 7

0104 «Функционирование высших исполнительных органов власти субъектов РФ, местных администраций» 161 959,7 2,9 0104 «Функционирование высших исполнительных органов власти субъектов РФ, местных администраций» 186 229 3

0105 «Судебная система» 373 705,6 6,6 0105 «Судебная система» 487 391 8,5

0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов» 947 247,4 16,7 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов» 480 869 8,4

0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» 329 933,5 5,8 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» 113361 2

0110 «Фундаментальные исследования» 15 668 0,3 0110 «Фундаментальные исследования» 20 000 0,2

0111 «Обслуживание государственного и муниципального долга» 123 932 2,2 0111 «Резервные фонды» 800 000 14

0112 «Резервные фонды» 778 101 13,7 0113 «Другие общегосударственные вопросы» 3 036 351,9 53,3

0114 «Другие общегосударственные вопросы» 2 449 084,3 43,2 — — —

«Общегосударственные вопросы» (2010 г.) и разделам «Общегосударственные вопросы и обслуживание государственного и муниципального долга» (2011 г.).

Прежде всего следует обратить внимание на то, что данный раздел классификации изменился наименее значительно по сравнению с другими претерпевшими изменения разделами. Для более четкого отражения затрат, связанных с возмещением ранее привлеченных займов, из раздела «Общегосударственные вопросы» был исключен подраздел «Обслуживание государственного и муниципального долга», который получил статус самостоятельного раздела классификации.

Проведенный расчет структуры расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» позволяет заключить, что удельный вес основных направлений внутри раздела является сопоставимым в 2010 и 2011 гг. В частности, доля расходов на обеспечение деятельности главы субъекта РФ, законодательного органа и высшего исполнительного органа, фундаментальные исследования, резервные фонды сохранилась в 2011 г. практически на уровне 2010 г. Исключение из раздела расходов на обслуживание государственного долга существенно не повлияло на структуру расходов, так как имело место увеличение их абсолютной суммы.

В табл. 2 представлены элементы классификации расходов областного бюджета Свердловской области на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2010 и 2011 гг.

Начиная с 2011 г. в бюджетах всех уровней планируются расходы отдельно по разделу «Культура, кинематография» и отдельно — по вновь созданному разделу «Средства массовой информации».

Обращает на себя внимание следующая особенность (она также характерна для раздела «Об-

щегосударственные вопросы» и других разделов): внутреннее содержание разделов (подразделы) сохранилось в том виде, в каком функционировали до 2011 г. Это означает, что реформирование классификации было проведено именно для выделения более четких, адресных направлений в отдельные блоки (для последующего использования в программном бюджете), что позволило сохранить преемственность классификации.

Появление нового раздела «Средства массовой информации» не отразилось на расходах по разделу «Культура, кинематография», что связано с общим увеличением финансирования этих направлений в Свердловской области в 2011 г.

Для получения правильных выводов о структуре расходов областного бюджета с учетом изменений бюджетной классификации при расчете удельного веса в табл. 2 произведено суммирование расходов по разделам «Культура и кинематография» и «Средства массовой информации».

Как видно из табл. 2, структура расходов бюджета Свердловской области по расходам на культуру, кинематографию и средства массовой информации также может быть оценена как сопоставимая в 2010 и 2011 гг. В частности, ключевым направлением являются расходы собственно на культуру, на втором месте находятся расходы на финансирование периодической печати и издательств, на третьем — расходы на телевидение и радиовещание. Объединение в таблице расходов на «Другие вопросы» как по разделу «Культура, кинематография», так и по разделу «Средства массовой информации» также позволило получить сопоставимый показатель доли этих расходов в областном бюджете.

Именно структурный анализ расходов областного бюджета позволил исключить влияние роста

Таблица 2

Расходы бюджета Свердловской области на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2010—2011 гг. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Плановый объем расходов % Раздел, подраздел Плановый объем расходов %

0800 «Культура, кинематография, 1 180 794,4 100 0800 «Культура, кинематография» + 2 081 101,7 100

СМИ» + 1200 «Средства массовой информации»

- — — 0800 «Культура, кинематография» 1 777 487,9 85,4

0801 «Культура» 899 805,1 76,2 0801 «Культура» 1 699 734,3 81,7

— — — 1200 «Средства массовой информации» 303 613,8 14,6

0803 «Телевидение и радиовещание» 90 344,1 7,7 1201 «Телевидение и радиовещание» 110 044 5,3

0804 «Периодическая печать 136 032,1 11,5 1202 «Периодическая печать 151 037,8 7,3

и издательства» и издательства»

0806 «Другие вопросы» 54 613,1 4,6 0804 + 1204 «Другие вопросы» 120 285 5,8

абсолютной суммы расходов на итоговые выводы. Действительно, при увеличении абсолютной суммы расходов рост пропорционально распределился между всеми элементами крупных разделов и обеспечил сопоставимость итоговых показателей удельного веса.

Исследование бюджетной классификации РФ и ее отражения в областном бюджете Свердловской области на 2010 и 2011 гг. продолжим по направлениям «Здравоохранение» и «Физическая культура и спорт».

В течение длительного времени в бюджетной классификации расходов в нашей стране объединялись два хотя и смежных, но достаточно разных по своему конечному назначению направления «Здравоохранение» и «Физическая культура и спорт».

Целью здравоохранения является выявление и лечение заболеваний, проведение профилактических мероприятий. Цель физической культуры и спорта — предоставление возможности для занятий массовым спортом и развитие спорта высших достижений.

Преобразование раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в рамках реформы бюджетной классификации, кроме реализации идей адресности и специализации направлений расходов по целевому назначению, очевидно, имело своей целью подготовку бюджетов всех уровней к спортивным событиям общегосударственного масштаба 2012—2014 гг.

Поэтому с 2011 г. в бюджетной классификации расходов функционирует самостоятельный раздел «Физическая культура и спорт».

Элементы классификации расходов областного бюджета Свердловской области по этим разделам в 2010—2011 гг. представлены в табл. 3 (расходы по разделу «Физическая культура и спорт» в 2011 г. выделены в отдельную таблицу).

Проведенный структурный анализ показывает, что в 2011 г. сократилась доля расходов на стационарную медицинскую помощь — с 56,5 % в 2010 г. (в разделе «Здравоохранение, физическая культура и спорт») до 36 % в 2011 г. (в разделе «Здравоохранение»). Значительную роль в 2011 г. играет подраздел «Другие вопросы», аккумулирующий в себе практически половину от общей суммы расходов по разделу «Здравоохранение». Сопоставимыми в 2010 и 2011 гг. являются расходы на амбулаторную помощь, медицинскую помощь в дневных стационарах и санаторно-оздоровительную помощь.

Как отмечалось, преобразования бюджетной классификации, вступившие в действие в 2011 г., позволили сохранить преемственность внутренних элементов разделов. Это подтверждается данными табл. 3. Важно обратить внимание на значительное увеличение расходов по разделу «Здравоохранение» в 2011 г., что также связано с повышенным вниманием органов власти РФ и субъектов РФ к решению проблем в этой важнейшей отрасли социальной сферы.

Таблица 3

Расходы бюджета Свердловской области на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2010—2011 гг.

в соответствии с бюджетной классиф шкацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Плановый объем расходов % Раздел, подраздел Плановый объем расходов %

0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» 10 018 616,3 100 0900 «Здравоохранение» 19 956 948,2 100

0901 «Стационарная медицинская помощь» 5 657 861,3 56,5 0901 «Стационарная медицинская помощь» 7 179 726 36

0902 «Амбулаторная помощь» 1 208 331,2 12,1 0902 «Амбулаторная помощь» 2 316 670,3 11,6

0903 «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» 124 943,4 1,2 0903 «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» 157 240,6 0,8

0904 «Скорая медицинская помощь» 251 093,9 2,5 0904 «Скорая медицинская помощь» 347 762 1,7

0905 «Санаторно-оздоровительная помощь» 12 347 0,1 0905 «Санаторно-оздоровитель-ная помощь» 17 131,3 0,1

0906 «Заготовка, переработка, хранение донорской крови» 463 985,3 4,6 0906 «Заготовка, переработка, хранение донорской крови» 496 900 2,5

0907 «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» 73 210 0,7 0907 «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» 17 810 0,1

0908 «Физическая культура и спорт» 1 109 702,8 11,1 0909 «Другие вопросы» 9 423 707,8 47,2

0910 «Другие вопросы» 1 117 141,4 11,2

7х"

15

Новый раздел «Физическая культура и спорт» получил собственное внутреннее наполнение, которому был присвоен статус подразделов (табл. 4).

Таким образом, основной удельный вес в расходах по вновь созданному разделу составляют расходы на спорт высших достижений, на втором месте находятся расходы на массовый спорт, на третьем — финансирование прочих вопросов.

Наиболее кардинальной трансформации среди всех элементов бюджетной классификации расходов с 2011 г. подвергся раздел «Межбюджетные трансферты». Концентрируя все виды трансфертов, которые передавались нижестоящим бюджетам и внебюджетным фондам, этот раздел в течение многих лет был безусловным приоритетом расходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Начиная с 2011 г. в связи с переносом целевых трансфертов (субвенций и субсидий) в соответствующие целевые разделы, общая сумма расходов по последнему разделу классификации существенно сократилась (более чем в четыре раза).

В табл. 5 представлены элементы классификации расходов бюджета Свердловской области по разделам «Межбюджетные трансферты» (2010 г.) и «Межбюджетные трансферты общего характера» (2011 г.).

Как видно из табл. 5, начиная с 2011 г. в последнем разделе классификации расходов («Межбюджетные трансферты общего характера») не отражаются суммы субвенций и субсидий, имеющих привязку к целевым направлениям (разделам) расходов. В этом разделе учитываются только трансферты в виде дотаций и прочие трансферты общего характера.

Это изменение следует оценивать с двух сторон. С одной стороны, перераспределение целевых субвенций и субсидий по другим разделам значительно (по данным табл. 5 — более чем в четыре раза) уменьшило общую сумму расходов на трансферты, учитываемые в отдельном разделе. Таким образом, начиная с 2011 г. без детального анализа уже нельзя получить полное представление о том, какие финансовые потоки связывают вышестоя-

Таблица 4

Расходы бюджета Свердловской области на физическую культуру и спорт в 2011 г. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [2]

Раздел, подраздел Плановый объем расходов %

1100 «Физическая культура и спорт» 1 522 762 100

1102 «Массовый спорт» 464 936 30,5

1103 «Спорт высших достижений» 1 016 452 66,8

1105 «Другие вопросы» 41 374 2,7

щий и нижестоящий бюджеты. С другой стороны, перераспределение целевых трансфертов по соответствующим отраслям (разделам классификации) позволило наиболее полно отразить объем их финансирования из определенного бюджета. Это значительно повысит информативность бюджетных показателей, более четко свяжет расходы бюджета с государственными приоритетами. Если раньше, например, субсидии в сфере образования отражались по общему разделу «Межбюджетные трансферты» и не связывались с общим расходами по разделу «Образование», то с 2011 г. они учитываются именно как расходы на образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение полного структурного анализа расходов на межбюджетные трансферты, по мнению автора, является затруднительным в силу существенного внутреннего преобразования классификации расходов на межбюджетные трансферты с 2011 г. Действительно, если в ранее рассмотренных ситуациях удельный вес расходов 2010 и 2011 гг. можно было признавать сопоставимым, то в отношении расходов, связанных с трансфертами, такой вывод сделать невозможно.

В 2011 г. произошло существенно увеличение доли дотаций (местным бюджетам) в общей сумме расходов на межбюджетные трансферты (в рамках отдельного раздела) — с 9,7 до 55,5 % (табл. 5). Однако это не связано с появлением какого-либо нового бюджетного приоритета или увеличением абсолютных сумм предоставляемых дотаций; также в практику не были введены какие-либо технологии планирования, которые могли бы привести к этой ситуации. Единственной причиной является изменение разделов классификации расходов бюджетов. По этой же причине в 2011 г. на том же уровне классификации, на котором планируются дотации, отсутствуют данные о целевых субвенциях и субсидиях, которые в 2010 г. составляли соответственно 23 и 44,7 % от общей суммы расходов на межбюджетные трансферты.

В табл. 6 и 7 представлены расходы на целевые субсидии и субвенции (по отдельным направлениям) в областном бюджете Свердловской области в соответствии с бюджетной классификацией РФ 2010 и 2011 гг.

Следует отметить сохранение названий и сопоставимость объемов целевых субвенций и субсидий по одним и тем же направлениям, которые с 2011 г. отражаются в новых разделах.

Также достаточно наглядной представляется логика перенесения этих целевых трансфертов как элементов классификации в отраслевые разделы.

Таблица 5

Расходы бюджета Свердловской области на межбюджетные трансферты в 2010—2011 гг. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Плановый объем расходов % Раздел, подраздел Плановый объем расходов %

1100 «Межбюджетные трансферты» 45 866 160,7 100 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера» 10 779 517 100

1101 «Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» 4 465 179 9,7 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности» 5 977 725 55,5

1402 «Иные дотации» 201 526 1,9

1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» 4 600 266 42,7

1102 «Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» 10 534 691,1 23 — — —

1103 «Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» 20 514 947,2 44,7 — — —

1104 «Иные межбюджетные трансферты» 3 234 398,6 7,1 - — —

1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» 7 116 944,8 15,5 — — —

Действительно, если собственно расходы бюджета на дорожное хозяйство отражаются по разделу «Национальная экономика», то субсидии на эти же цели, предоставляемые местным бюджетам, фактически тоже являются расходами областного бюджета на дорожное хозяйство, следовательно, должны включаться в тот же самый раздел. Если целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является снижение

социальной напряженности, создание благоприятных условий жизни на селе, т. е. социальные вопросы, логично перенести субсидии на эти цели в раздел «Социальная политика». Это же обстоятельство относится и к другим субсидиям, отраженным в табл. 6.

Аналогичным образом были включены в соответствующие целевые разделы, отражающие основные функции органов власти и приоритеты государственной политики, целевые субвенции (табл. 7).

Таблица 6

Расходы на целевые субсидии (по отдельным направлениям) в бюджете Свердловской области в 2010—2011 гг. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов

1102 «Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» 3150206 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов РФ 1 299 259,5 0409 «Национальная экономика» 3150206 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов РФ 1 033 621

5210115 Субсидии на проведение мероприятий по обеспечению жильем семей и специалистов, проживающих и работающих в сельской местности 66 123,1 0501 «Жилищ-но-коммуналь-ное хозяйство» 5210115 Субсидии на проведение мероприятий по обеспечению жильем семей и специалистов, проживающих и работающих в сельской местности 70 000

5210116 Субсидии на осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях 1 509 083 0702 «Образование» 5210116 Субсидии на осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях 1 607 173

Окончание табл. 6

2010 2011

Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов

5210140 Субсидии на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 33 123,4 1003 «Социальная политика» 5210140 Субсидии на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 40 000

5201800 Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи 242 114 0902 «Здравоохранение» 5201800 Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи 269 500

Таблица 7

Расходы на целевые субвенции (по отдельным направлениям) в бюджете Свердловской области в 2010—2011 гг. в соответствии с бюджетной классификацией РФ, тыс. руб. [1, 2]

2010 2011

Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов Раздел, подраздел Целевая статья Название Плановый объем расходов

1102 «Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» 5200900 Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство 281 536,8 0702 «Образование» 5200900 Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство 292 762,4

4500600 Комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований 10 336 0801 «Культура, кинематография» 4400200 Комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований 10 336

5210202 Субвенции на осуществление государственного полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Свердловской области 18 806 0113 «Об-щегосударс-твенные вопросы» 5210202 Субвенции на осуществление государственного полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Свердловской области 20 011

5210205 Субвенции на осуществление государственного полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 5 360 840 1003 «Социальная политика» 5210205 Субвенции на осуществление государственного полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 5 360 840

Вместо достаточно безликого раздела «Межбюджетные трансферты», в котором сложно было без дополнительного анализа определить целевую направленность трансфертов, субвенции были прикреплены к конкретным отраслевым разделам (разделы «Общего-

сударственные вопросы», «Образование», «Культура, кинематография», «Социальная политика»).

В силу рассмотренных изменений порядка отражения в расходной части бюджетов целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов при прове-

дении анализа структуры расходов бюджетов в перспективе рационально разделять период до 2011 г. и период с 2011 г. для получения грамотных выводов. При отсутствии должного внимания можно неверно оценить расходную часть любого регионального бюджета 2011 г. (а также и федерального бюджета) как в минимальной степени включающую финансовые трансферты нижестоящим бюджетам (хотя в действительности это не так).

Проведенное исследование позволило оценить характер изменений бюджетной классификации РФ с 2011 г. (в части классификации расходов) и обосновать их влияние на формирование оценок структуры расходов бюджетов и приоритетов бюджетной политики. В целом при проведении динамического анализа расходов бюджетов всех уровней следует обращать внимание на то, по каким разделам учитывались определенные расходные элементы до 2011 г., чтобы выводы и сопоставления являлись адекватными и последовательными.

По мнению автора, в результате осуществленных преобразований бюджетной классификации с 2011 г. в действие вступил инструмент формирования и исполнения бюджетов, который перераспределил ранее установленные расходные направления путем концентрации расходов одной направленности в одном целевом разделе.

В результате такого перераспределения наиболее значительно изменилась доля расходов по разделу «Межбюджетные трансферты» (с 2011 г. «Межбюджетные трансферты общего характера»). Кроме того, в составе классификации расходов появились новые разделы («Обслуживание государственного и муниципального долга», «Средства массовой информации», «Физическая культура и спорт»), что обусловлено необходимостью более четкого позиционирования этих направлений как самостоятельных сфер государственных и территориальных приоритетов.

Новая бюджетная классификация РФ создает основу и обеспечивает реализацию государственных новаций, прежде всего в области формирования (планирования) бюджетов, поэтому важно обеспечить ее стабильность в течение периода реализации намеченных преобразований.

Список литературы

1. Об областном бюджете на 2010 год: областной закон Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ.

2. Об областном бюджете на 2011 год: областной закон Свердловской области от 26.11.2010 № Ш-ОЗ.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

7х"

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.