Научная статья на тему 'Методология обоснования стратегии экономического развития в условиях глобализирующейся экономики России'

Методология обоснования стратегии экономического развития в условиях глобализирующейся экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ / ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / TERRITORIAL MODERNIZATION / REGIONAL PRE-CONDITIONS OF ECONOMIC DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

В настоящее время особую важность приобретают вопросы, связанные с выработкой стратегии отраслевой и территориальной модернизации российской социально-экономической системы в условиях ее глобализации. Обоснованию ряда подходов к решению данного комплекса проблем посвящена статья. Рассматриваются теоретико-методологические аспекты обоснования универсальных подходов к созданию региональных экономических стратегий. Раскрывается содержание гносеологического базиса, которое заключается, во-первых, в определении региональных предпосылок, обусловливающих способность региона позитивно воспринимать целенаправленные стратегические воздействия; во-вторых, в разработке инструментария определения и выбора оптимальных путей развития регионального экономического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES BASE IN RUSSIAN GLOBALIZED ECONOMY

Currently, the issues related to the formulation of sectoral and territorial strategy to modernize the Russian socio-economic system in terms of globalization gain the particular importance. Justification of a number of approaches to solving the complex problems is presented in the article. Theoretical and methodological aspects of the study of universal approaches to regional economic strategies are considered. The content of the epistemological basis, which consists, first, to identify regional prerequisites, causing the region's ability to perceive the positive impact of targeted policy, and secondly, to develop tools and define the optimal choice of ways to develop regional economic complex.

Текст научной работы на тему «Методология обоснования стратегии экономического развития в условиях глобализирующейся экономики России»

УДК 338.974

МЕТОДОЛОГИЯ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

© Аркадий Артемьевич КОЗЛОВ

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры географии, директор научно-образовательного центра географических исследований, e-mail: [email protected]

В настоящее время особую важность приобретают вопросы, связанные с выработкой стратегии отраслевой и территориальной модернизации российской социально-экономической системы в условиях ее глобализации. Обоснованию ряда подходов к решению данного комплекса проблем посвящена статья. Рассматриваются теоретико-методологические аспекты обоснования универсальных подходов к созданию региональных экономических стратегий. Раскрывается содержание гносеологического базиса, которое заключается, во-первых, в определении региональных предпосылок, обусловливающих способность региона позитивно воспринимать целенаправленные стратегические воздействия; во-вторых, в разработке инструментария определения и выбора оптимальных путей развития регионального экономического комплекса.

Ключевые слова: стратегия экономического развития; территориальная модернизация; региональные предпосылки экономической динамики.

Тенденции территориально-отраслевой динамики различных мирохозяйственных структур, в т. ч. государственных и региональных образований, в значительной степени противоречивы и требуют осмысления.

Противоречивая сущность политических, социальных и экономических процессов «пронизывает» весь глобализирующийся мир, все его территориальные элементы в виде стран и регионов, во многом определяя характер их современного состояния и направления развития. Одним из объективных воплощений подобных явлений становится усиление региональной экономической индивидуальности, повышение роли субгосу-дарственного региона, региональных социально-экономических систем в качестве

низшей базовой функциональной «клетки» мирохозяйственного организма.

В условиях современной России, испытавшей в полной мере трансформационные воздействия глобализации, ортодоксальной либерализации, дезинтеграционных явлений на фоне кризисных явлений насущной потребностью является формирование концепции устойчивого социально-экономического развития страны на общенациональном и субфедеральном уровнях.

Базовой ипостасью подобных концепций должны стать стратегии развития региональных социально-экономических систем, которые целесообразно формировать в рамках зарождающейся парадигмы державного развития российской социально-экономической

системы. Отсутствие системы принципов их создания крайне негативно влияет на характер хода региональных экономических преобразований. Значительная часть создаваемых в России структурно-отраслевых и региональных стратегий опираются на декларативно поставленные цели и задачи, облеченные, как правило, в научную (или наукообразную) форму и представляют собой поэтапный план социально-экономических преобразований. В таких стратегиях не всегда предусматривается комплексный теоретико-методологический анализ сущностных отраслевых и региональных черт, являющихся предпосылками, условиями для создания стратегий, а также механизмы и инструментарий определения принципов, концептуальных положений потенциальной региональной динамики.

Насущной необходимостью является разработка гносеологического базиса, комплексной теории познания развития социально-экономических систем на государственном и региональном уровнях, которая будет являться основой для формирования инструментария создания региональных стратегий. Существует необходимость выработки теоретико-методологического аппарата, который позволяет сформировать методические основы, подходы к созданию стратегий, представляющих собой прогностическое обоснование трансформации региональных социально-экономических систем с целью оптимизации их функционирования и развития. Сложность и противоречивость формирования концептуальной основы создания региональных экономических стратегий обусловили интерес к выбранной теме исследования.

Подобный аппарат предполагает, прежде всего, комплексно-историческое исследование трансформирующихся «окружающих» региональный экономический комплекс разнообразных внеэкономических сред, а также анализа «стартового» состояния основных экономических структур и характеристик региона. Для определения изначальных побудительных мотивов и предпосылок социально-экономических трансформаций необходимо выявление системы интересов множества структурных региональных социально-экономических ячеек и их иерархии, что позволит обрисовать, хотя бы в общих чер-

тах, гипотетические конечные результаты преобразований. Нечасто встречающееся в региональных исследованиях совмещение названных направлений имеет принципиальное значение. На этой основе вырабатывается инструментарий определения и выбора оптимальных путей развития комплекса региональных социально-экономических данностей [1, 2].

Роль научно-теоретической составляющей в выработке региональных экономических стратегий состоит, прежде всего, в том, чтобы содействовать систематизации, накоплению, обоснованию методических приемов отбора предлагаемых решений, касающихся каких-либо действий в экономической сфере региона. Особенно это необходимо если речь идет о каких-то радикальных территориально-структурных преобразованиях, трансформациях в региональной социально-экономической сфере. Из сказанного вытекает еще одна задача, стоящая перед экономической наукой, которая заключается в обосновании приоритетов социально-экономической политики в регионе в долгосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Подобная временная дифференциация крайне необходима, поскольку достижение желаемого результата от реализации экономической стратегии, воплощения в жизнь принятых решений, немыслимо без определенного алгоритма действий. Однако само понятие о диалектике региональной экономической стратегии предполагает «гибкость» подобных алгоритмов, приспосабливающихся к конкретной ситуации (региональной, государственной, глобальной). Таким образом, региональное экономическое поведение -противоречивый и динамичный процесс, допускающий не только изменения последовательности действий, но и смену экономических парадигм.

Стратегия экономического развития региона определяется нами как научно обоснованная совокупность идей о необходимости, целесообразности и возможностях сознательной трансформации региональных данностей в пространственно-геополитической и социально-экономической сферах; система подходов к выявлению целей, способов, средств (инструментария и механизмов) и форм реализации этих идей, а также определение роли государства и других заинтересо-

ванных политических и экономических субъектов в достижении искомого регионального состояния.

Данное видение проблем региональных стратегий исходит из общего видения экономики региона как единого целого, развитие которого идет во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости. Научный подход к проблеме основывается также на выделении и анализе основных индикаторов развития региона, ресурсов, генеральных целей, а также выбора механизмов их осуществления. Последние напрямую связаны с теорией и практикой регионального управления.

Выбор механизмов достижения целей региональных стратегий зависит от характера региональных проблем. Типичными проблемами большинства регионов России являются: сложное состояние многих предприятий, прежде всего, обрабатывающих отраслей; имущественное расслоение и низкий уровень жизни большинства населения; недостаток бюджетных средств; поиск финансовых средств для структурной перестройки экономики, интенсификации производства, внедрения новых технологий. Эти обстоятельства создают потребность в формировании новых подходов к управлению региональными процессами. Итак, не существует пока в условиях России универсального, отработанного способа, метода разработки и реализации экономической стратегии. Это вполне закономерно, когда речь идет о конкретных методах и способах ведения преобразований, т. к. российские регионы крайне разнообразны и имеют огромные различия практически по всем параметрам. В то же время методологические проблемы, общие подходы к определению региональных стратегий могут претендовать на некоторую универсальность.

Определение сущности применения стратегий требует формулировки их задач, целей. Само понятие «стратегия регионального развития» предполагает существование определенного логического алгоритма понятий и действий: 1) возникновение проблемы в какой-либо региональной сфере; 2) ее динамика, переход количественных характеристик в качественные, которые ведут к заметному ухудшению каких-либо региональных социально-экономических показателей; 3) выявление задач регионального развития и

на этой базе выработка плана конкретных действий; 4) осуществление региональной стратегии; 5) оценка результатов.

Появление и существование региональной стратегии возможно постольку, поскольку определены задачи регионального развития. Социально-экономическая система может считаться эффективной тогда, когда она способна в конкретных обстоятельствах обеспечить достижение базовых целей общества: высокого уровня и качества жизни населения, гармоничных социальных отношений, устойчивой динамики развития.

Цель как фундамент, на котором строится стратегия, проявляется как конкретизация региональных интересов в форме, доступной для системы регионального управления процессом их реализации. Цели регионального развития проявляются как основа для предписывания конкретных действий, которые можно адресно кому-то поручить, оценивать и корректировать их осуществление, вести контроль и т. д. При этом подобные действия должны находиться в компетенции региональных органов власти и управления.

Цели развития на любом территориальном уровне не могут не соответствовать региональным интересам. Но это не значит, что цели воспроизводят интересы, т. к. первые, в большей мере, определяют не принципиальные направления стратегии, а конкретные действия.

Следует четко разделять, с одной стороны, цели, которые могут быть поставлены правительством или иными управленческими структурами перед хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями, действующими на территории региона, с другой -собственно цели регионального развития.

Заданные «сверху» цели в принципе могут совпадать с сугубо региональными целями и интересами, а могут быть и внешне безотносительными к ним. Так, совпадения есть, например, в федеральных мерах по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций; безотносительность же проявляется как цели наращивания внешнеэкономического (нефтяного, газового) потенциала. В то же время последние, в ряде случаев, оказываются в прямом противоречии с местными интересами. В общем, региональные интересы как база оценок и обоснований первичны по отношению к целям регионального развития.

Последние сами нуждаются в оценке их соответствия региональным интересам.

Предлагается выделение пяти основных групп целей (с множеством подцелей) регионального развития. Во-первых, это цели стратегически-действенного характера, ориентированные на вывод из депрессивного состояния, трансформация хозяйственного потенциала, ориентация на преимущественно внешнеэкономическую деятельность и т. д. Во-вторых, стратегически-стабилизационного плана, направленные на сохранение и поддержание сложившейся ситуации или эволюционные преобразования в хозяйственной сфере. В-третьих, цели улучшения положения в здравоохранении, жилищном строительстве и других региональных отраслях. В-четвертых, выделяются цели среднесрочного отраслевого и функционального свойства, например, коммерциализация социальной сферы. В-пятых, тактические цели развития отдельных служб, систем и объектов регионального хозяйства. Подобное ранжирование целей закладывает основу для применения типологического подхода к выявлению региональных экономических стратегий, которые должны различаться в зависимости от характеристик региона.

Необходимо выявление и систематизация зафиксированных в различных документах всевозможных целей регионального развития и формирование на этой основе своеобразного свода региональных обстоятельств. Таким образом, была бы произведена процедура структурного целеполагания на государственном и региональном уровнях.

Результаты данной работы могут стать исходным пунктом активизации управления регионом. Системная обработка целей регионального развития может стать основой для разработки шкалы критериев для аналитических оценок региональных ситуаций и обоснования предлагаемых решений, а следовательно, и для появления объективной основы для создания гибкой системы региональных стратегий.

Среди долгосрочных приоритетных задач социально-экономической политики, применимых для абсолютного большинства российских административно-территориальных образований: а) формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического разви-

тия регионов посредством четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления; 2) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе бюджетного федерализма; 3) сглаживание межрегиональных различий в уровнях социальноэкономического развития с использованием централизованной поддержки; 4) осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и способных стать точками роста экономики субъектов РФ; 5) использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации и ее развития.

Названные задачи представляют собой элементы общей государственной региональной политики, для осуществления которой существует набор механизмов, анализ которых будет представлен ниже.

Дифференцированный подход к социально-экономическим проблемам региональных образований предполагает выделение задач развития определенных типов регионов, т. е. с различными: величиной территории и населения, специализацией, набором ресурсов, размерами бюджета, уровнем и качеством жизни и т. д.

В зависимости от ориентации на тот или иной доминирующий тип производства возможны три типа региональных стратегий экономического развития.

Первый тип - формирование внутрирегионального рынка. Эта стратегия предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения внутрирегиональных связей. По мере формирования внутреннего рынка возможна экспансия на внешние рынки с целью получения дополнительных ресурсов для экономического роста.

Подобная стратегия может быть рекомендована регионам, имеющим собственную сырьевую базу, где добывающая и тяжелая промышленность, производство товаров народного потребления и сельское хозяйство достаточно сбалансированы. Такая стратегия вполне годится и для регионов, сделавших ставку на развитие аграрного комплекса и

жилищное строительство. Ее осуществление предполагает следующие действия: создание региональной системы информации о возможностях и потребностях региона; создание системы стимулирования эффективных связей внутри региона; предоставление гарантий оплаты продукции потребителями внутри региона; стимулирование внутреннего накопления; создание системы защиты внутреннего регионального рынка от внешней экспансии.

Второй тип - стратегия внешней экспансии. Такая стратегия применима в регионах, обладающих какими-либо уникальными ресурсами и высоким экспортным потенциалом. При реализации такого рода стратегии экономическая жизнь в регионе осуществляется за счет активизации связей с внешним миром. Подобную стратегию могут осуществлять преимущественно добывающие, а также, в некоторой степени, продовольственные регионы. Для этого они нуждаются в снятии ограничений на внешнеэкономическую деятельность и либерализации торговли.

Третий тип - пассивно-завлекательная стратегия. Данный термин не совсем удачен, поскольку «завлекательная» стратегия не предполагает пассивности как таковой. Скорее наоборот, привлечение к себе внимания в виде, прежде всего, инвестиций, требует активных действий со стороны регионов, лишенных какой-либо особой экономической привлекательности. Поэтому данную стратегию следовало бы назвать активно привлекающей.

Естественно, что региональный экономический «организм», находясь в определенной «внешней», внеэкономической среде. является самостоятельным образованием.

Целесообразным является выделение двух уровней социально-экономических показателей, характеризующих возможности стратегического воздействия на регион. К первому уровню следует отнести показатели, определяемые как факторы-условия или, другими словами, данности природного, общественного и экономического характера, обусловливающие современное состояние социально-экономической системы региона, а главное, являющиеся «фундаментом» ее возможного развития. Следовательно, первый уровень - это и есть, собственно, факторы-условия, показатели регионального раз-

вития. Второй уровень - построенные на массиве факторов-условий индикаторы развития региона. Индикатор определяется как современное количественное и качественное состояние какого-либо показателя, выведенного из фактора, которое находится в динамике и определяет характер возможного целенаправленного воздействия на этот показатель. Например, фактором-условием можно считать инвестиционную привлекательность региона. Она складывается, в т. ч. и из налоговой нагрузки, сальдо платежного баланса, структуры производственных затрат, инвестиционной активности, комплекса инвестиционных рисков и т. д., т. е. из определенных состояний показателя, которые могут изменяться в результате определенного воздействия. Следовательно, инвестиционную активность и другие вышеназванные показатели следует считать, следуя нашей логике, индикаторами социально-экономического развития региона [3, 4].

Применяя системный подход, необходимо выявить, классифицировать и проанализировать совокупность факторов-условий регионального развития. Мы исходим из того, что они и по отдельности, и в комплексе (системе) создают отличительную специфику каждой региональной социально-экономической системы (СЭС). Эта специфика является определяющей по отношению к потенциальным, общественно-хозяйственным возможностям регионального образования.

Экономика сама создает факторы-условия, факторы-предпосылки для своего дальнейшего развития. Они являются составными частями или свойствами именно экономических систем в рамках СЭС различного уровня - от глобальной до региональной. Следовательно, эти факторы включены в экономические системы или имеют к ним непосредственное отношение. Их совокупность, эволюционируя, создает региональное экономическое «лицо», определяя его динамику. Система, совокупность данных факторов складывается на следующей основе: 1) сложившийся на базе функционирующего хозяйственного комплекса региональный совокупный воспроизводственный потенциал и определяемые им конкурентные преимущества региона; 2) инвестиционная привлекательность и ее динамика, зависящая в т. ч. от конкретной экономической политики госу-

дарства (открытость экономики, налоговое законодательство и т. д.).

1. Юрьев В.М., Козлова Г.В. Методологические подходы к исследованию державной экономической политики национального государства (статья 2) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3 (107). С. 9-18.

2. Козлов А.А. Сквозные направления в российской социально-экономической динамике // Парадигма державности в развитии российского государства: материалы Международной научной конференции 14-16 июня 2011 г. Тамбов, 2011.

3. Козлов А.А. Исторический подход в исследованиях закономерностей развития региональной социально-экономической системы // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17, вып. 1. С. 430-433.

4. Козлов А.А. Принципы и методика выделения территориально-производственных систем в процессе создания региональных экономических стратегий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 11 (55).

Поступила в редакцию 21.Q5.2Q12 г.

UDC 338.974

METHODOLOGY ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES BASE IN RUSSIAN GLOBALIZED ECONOMY Arkadiy Artemyevich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Geography Department, Director of Scientific Educational Center of Geographic Researches, e-mail: [email protected]

Currently, the issues related to the formulation of sectoral and territorial strategy to modernize the Russian socioeconomic system in terms of globalization gain the particular importance. Justification of a number of approaches to solving the complex problems is presented in the article. Theoretical and methodological aspects of the study of universal approaches to regional economic strategies are considered. The content of the epistemological basis, which consists, first, to identify regional prerequisites, causing the region’s ability to perceive the positive impact of targeted policy, and secondly, to develop tools and define the optimal choice of ways to develop regional economic complex.

Key words: economic development strategy; territorial modernization; regional pre-conditions of economic dynamics.

б8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.