Научная статья на тему 'Методология обеспечения стратегической финансовой безопасности коммерческих банков'

Методология обеспечения стратегической финансовой безопасности коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГРОЗЫ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА / ИНДИКАТОР / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наточеева Наталья Николаевна

В статье рассмотрены основы методологии стратегической финансовой безопасности российских коммерческих банков: организация обеспечения безопасности, стратегия финансовой безопасности, обеспечение минимального уровня финансовой защиты, определение запаса финансовой безопасности и дифференциация уровней финансовой безопасности по видам, запасу и значениям индикаторов. Предложены реорганизация существующей системы обеспечения финансовой безопасности, реализация стратегии с учетом динамики разработанных значений индикаторов и трехуровневая система стратегической финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of process of maintenance of strategic financial safety of commercial banks

In article bases of methodology of strategic financial safety of the Russian commercial banks are considered: the safety organization, strategy of financial safety, maintenance of a minimum level of financial protection, definition of a stock of financial safety and differentiation of levels of financial safety by kinds, a stock and values of indicators. Reorganization of existing system of maintenance of financial safety, realization of strategy taking into account dynamics of the developed values of indicators and three-level system of strategic financial safety is offered

Текст научной работы на тему «Методология обеспечения стратегической финансовой безопасности коммерческих банков»

w f "tp "tp f

Наточеева Наталья Николаевна

t

геспечемия

Методология сбес стратегической фимамссВсй безопассмости коммерческих, бамкоВ

В статье рассмотрены основы методологии стратегической финансовой безопасности российских коммерческих банков: организация обеспечения безопасности, стратегия финансовой безопасности, обеспечение минимального уровня финансовой защиты, определение запаса финансовой безопасности и дифференциация уровней финансовой безопасности по видам, запасу и значениям индикаторов. Предложены реорганизация существующей системы обеспечения финансовой безопасности, реализация стратегии с учетом динамики разработанных значений индикаторов и трехуровневая система стратегической финансовой безопасности.

Угрозы, меры безопасности, финансовая безопасность коммерческого банка, индикатор, пороговые значения.

^^к Ж етодология процесса обеспечения стратегической финансовой безо* яЖ Жя пасности банков предусматривает систему ее организации, элементы я ШЖ Я управления, стратегию, механизм обеспечения. Финансовая безопас-я Ж я ность зависит от структуры и функций системы обеспечения, а также W 9 адекватного ее реагирования на приближение и воздействие угроз.

Система обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка определяется, прежде всего, организацией внутри банка, а также вне его. Внутри банка организация обеспечения финансовой безопасности возложена на руководителей банка, а вне его - на Главное управление Банка России на конкретной территории.

Организация предусматривает создание безопасных условий функционирования и развития коммерческих банков на основе сформированной структуры управления скоординированным взаимодействием соответствующих служб и отделов. Элементами системы управления выступают управляющее звено, службы, департаменты, отделы коммерческого банка, отдельные работники и их группы, а также их действия.

С учетом индивидуальной стратегической финансовой безопасности банков и механизма ее обеспечения должны быть определены органы (субъекты) безопасности по предупреждению угроз и принятию решений для выполнения оперативных мер. Организацией обеспечения внутренней кредитно-финансовой безопасности и безопасности экономической информации в коммерческом банке занимаются в той или иной степени имеющиеся в банке департаменты, отделы и службы, например, кредитный отдел, операционный, валютный, отдел вкладных операций, отдел ценных бумаг, касса банка. Непосредственно обеспечением безопасных условий работы банка занимаются служба безопасности и служба внутреннего контроля (или внутреннего аудита).

Более ранние исследования автора по этому вопросу показали, что деятельность службы безопасности ориентирована на формирование необходимых для функционирования коммерческого банка организационных и материальных условий [3. С. 130]. Эти условия предусматривают выявление, предупреждение и пресечение посягательств криминальных структур, мошенников на имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, производственную дисциплину, устойчивость связей, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Служба безопасности осуществляет разработку и внедрение режимов безопасности, поддержание этих режимов и контроль их соблюдения. Служба безопасности обеспечивает внутреннюю безопасность; организует защиту коммерческой тайны; проводит мероприятия по

И О U3

о

я и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

bd О

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

предупреждению негативных процессов в коллективах, обеспечивает физическую защиту персонала и членов их семей.

Служба безопасности банка по обеспечению информационной безопасности руководствуется Стандартом Банка России СТО БР ИББС-1.0-2010, который предусматривает модели угроз нарушителей информационной безопасности банка, требования к персоналу, менеджменту, антивирусной защиты, доступа и регистрации, использования ресурсов Интернет, криптографической защиты, защиты платежных и других технологических процессов [1. С. 15].

Защита объектов, персонала и информации имеет большое значение для деятельности коммерческих банков, однако из этого не следует, что финансовая безопасность банка полностью обеспечена; что деятельность банка застрахована от воздействия угроз внешнего и внутреннего характера, поскольку угрозы могут быть не связаны с объектами, персоналом и информацией. Это означает, что спектр рассматриваемых угроз шире, чем те, от которых предусматривается защита службой безопасности. Например, защита от нарушений банковского законодательства и нормативных документов, обеспечение эффективности управления банковскими рисками при совершении банковских операций и сделок. Эти задачи решает служба внутреннего контроля коммерческого банка и другие службы [2. С. 4].

Кредитной организации необходимо обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности, нарушенной в результате непредвиденных обстоятельств (план ОНиВД). В указанных целях кредитная организация должна иметь план действий, предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, а также восстановление критически важных для деятельности банков систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг.

Анализ целей, задач и функций службы внутреннего контроля показал, что опасности здесь имеют исключительно внутренний характер: нарушения банковского законодательства, нормативных документов, внутренних распоряжений, должностных инструкций; банковские риски; а также ошибки, просчеты, которые могут быть допущены сотрудниками банка. С одной стороны, логично, поскольку служба внутреннего контроля, то и угрозы рассматриваются внутренние. С другой стороны, кто осуществляет защиту банка от внешних угроз? Отчасти эти задачи решают кредитно-финансовое управление, служба аналитического обеспечения, подразделения инкассации, отдел юридического обеспечения. Однако между указанными управлениями, службами и отделами нет согласованности, они не работают на единую цель -обеспечение финансовой безопасности всей деятельности и развития коммерческого банка, в том числе в стратегической перспективе. Не все внешние угрозы регионального, федерального и международного характера охвачены системой финансовой защиты коммерческого банка. Что касается внутренних угроз, то служба внутреннего контроля банка не осуществляет мониторинг от этого вида угроз, не ведет базу данных, не выявляет динамику индикаторов, не определяет уровень финансовой безопасности.

Более ранние исследования автора по анализу существующей организации обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков показали, что задачи, функции и сама организация существующих служб банка не полностью охватывают спектр внешних и внутренних угроз [3. С. 131-132]. Сюда же можно отнести невыполнение контроля динамики показателей, не выявление причин их отклонений от пороговых значений, отсутствие количественной и качественной оценки обеспечения финансовой защиты банка [там же].

Кроме того, существует дублирование функций службы безопасности и службы внутреннего контроля. Например, это касается банковского персонала. И та, и другая служба контролируют сотрудников банка по принятию решений, соответствию их действий должностным инструкциям, урегулированию конфликтов. Дублирование функций касается сохранности активов, имущества.

Организация обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков должна предусматривать возможность мониторинга всей системы индикаторов угроз внешнего и внутреннего характера.

Управление банка не включает задачу обеспечения финансовой безопасности в число первоочередных задач. А без эффективной финансовой защиты от угроз нет возможности плодотворно работать, развиваться, а главное - безопасно функционировать. Управления, службы и отделы слабо взаимодействуют друг с другом, не осуществляют обратную связь с

г

Главным территориальным управлением Банка России. Поэтому целесообразно введение отдельного органа для координации деятельности всех подразделений банка, направленных на общую единую цель: повышение эффективности обеспечения стратегической финансовой безопасности кредитной организации за счет улучшения ее организации.

В предыдущих исследованиях автора было установлено, что повысить эффективность существующей организации финансовой безопасности и стратегии банков обеспечения можно на основе комплексного подхода к выявленной проблеме [3. С. 135] Предлагаем дальнейшее совершенствование организации и стратегии финансовой безопасности банков.

I. Поэтапная реорганизация существующей системы обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков.

Предлагаем выполнить реорганизацию существующей системы обеспечения финансовой защиты в три этапа.

На первом этапе «Уточнение целей и расширение функций подразделений банка по вопросам финансовой безопасности» необходимо внести изменения в нормативные документы, которые касаются финансовой безопасности кредитных организаций, в первую очередь, службы внутреннего контроля с целью оперативного принятия решений в случае воздействия угроз. Предлагаем:

1) дополнить основную цель службы внутреннего контроля банка: «учитывать в своей деятельности основные требования к обеспечению стратегической финансовой безопасности коммерческого банка». Так, п. 4.1 раздела 4 «Служба внутреннего контроля» Положения Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003 г. №242-П (далее Положение) дополнить пунктом 4.1.1 «В процессе своей деятельности руководитель и служащие службы внутреннего контроля обязаны учитывать в своей деятельности основные положения теории и механизма обеспечения стратегической финансовой безопасности коммерческого банка от внутренних угроз»;

2) ввести в обязанности руководителя и служащих службы внутреннего контроля мониторинг индикаторов от внутренних угроз по направлениям их возникновения. Так, п. 4.2 раздела 4 «Служба внутреннего контроля» Положения изложить в следующей редакции: «Обеспечить осуществление постоянного мониторинга индикаторов внутренних экономических угроз по направлениям их возникновения»;

3) дополнить функции, выполняемые руководителем и служащими службы внутреннего контроля ведением базы данных контролируемых индикаторов от внутренних угроз по направлениям возникновения. Так, п. 4.4 раздела 4 «Служба внутреннего контроля» Положения дополнить п. 4.4.13 «Вести базу данных индикаторов от внутренних угроз по направлениям их возникновения и направлять эту информацию руководству банка в координационный центр, в аналитический отдел и службу безопасности»;

4) ввести службу (отдел) внешнего контроля безопасного функционирования банка, основной целью которой является учет в своей деятельности основных требований к обеспечению стратегической финансовой безопасности коммерческого банка от внешних угроз. В обязанности руководителя службы внешнего контроля входят постоянный мониторинг индикаторов внешних угроз по направлениям их возникновения: внутри страны и на международной арене и ведение базы данных контролируемых индикаторов от внешних угроз, а также направление полученной информации руководству банка, в координационный центр, аналитический отдел и службу безопасности.

С целью наиболее полной оценки с точки зрения финансовых потерь воздействия внешних и внутренних угроз предлагаем:

дополнить функции, выполняемые служащими аналитического отдела:

- «руководствоваться в своей деятельности безопасной работой коммерческого банка с целью обеспечения необходимого уровня стратегической финансовой безопасности»;

- «выполнять анализ изменений индикаторов от внешних и внутренних угроз, выявлять причины отклонений и вести базу данных отклонений контролируемых показателей, определять стадии финансовой безопасности на основе использования модели прогнозирования угроз и качественной характеристики стратегической финансовой безопасности»;

- «оперативно направлять полученную информацию руководству банка, службе внутрен-

О

¡□с

о ^

к

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

него контроля, службе внешнего контроля и службе безопасности»;

- определять финансовые потери от воздействия внешних и внутренних угроз, возможный ущерб и основные источники их погашения.

Таким образом, изменения существующей системы обеспечения финансовой безопасности банков касаются службы внутреннего контроля, службы безопасности и аналитического отдела коммерческого банка, а также введения службы внешнего контроля коммерческого банка.

На втором этапе «Исключение функций дублирования в процессе обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков» предлагаем:

- исключить дублирование функций службы безопасности и службы внутреннего контроля. Сохранность имущества (активов) полностью передать службе безопасности, а соответствие действий служащих должностным инструкциям оставить полностью за службой внутреннего контроля.

Задачи проведения внутреннего аудита остаются за службой внутреннего контроля коммерческого банка.

На третьем этапе предлагаем:

- введение координационного центра для ориентации всех подразделений банка на единую общую цель: обеспечение стратегической финансовой безопасности коммерческого банка. Координационный центр осуществляет контроль динамики всех индикаторов стратегической финансовой безопасности. В качестве координационного центра может быть специальный отдел или департамент: «Департамент стратегической финансовой безопасности», возглавляемый ответственным сотрудником, назначаемым руководителем банка. Департамент отвечает за разработку и реализацию стратегических программ по ее обеспечению; за выполнение правил и норм внутреннего и внешнего контроля с учетом требований обеспечения финансовой безопасности, а также контроль осуществления предупредительных мероприятий и оперативных мер в указанных целях. Координационный центр независим в своей деятельности от других структурных подразделений и подотчетен только руководителю коммерческого банка. Этот центр координирует деятельность службы безопасности, службы внутреннего контроля, службы внешнего контроля, аналитического отдела и всех других подразделений с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития коммерческого банка. Основными функциями координационного центра должны быть: постоянный контроль, оценка динамики и причин отклонений индикаторов, отслеживание вариантов сценариев развития кризисных ситуаций в банке, контроль соответствия стадий стратегической финансовой безопасности и принимаемых мер по предупреждению, прогнозированию и/или снижению воздействия угроз на основе информации, выдаваемой службами, осуществляющими мониторинг индикаторов. Координационный центр в случае возникновения кризисных ситуаций ставит в известность, в первую очередь, руководство, а также все соответствующие службы и отделы банка для соединения сил, резервов, средств, мобилизации человеческой энергии, знаний, опыта на защиту банка и выполнение всех решений руководства по осуществлению мероприятий поддержания безопасности и снижения воздействия угроз.

II. Совершенствование стратегии обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков.

На уровне отдельного коммерческого банка в сфере стратегического менеджмента в специальной экономической литературе уже давно освещаются вопросы стратегии обеспечения банковской безопасности. В современных условиях особенностями этой стратегии являются:

- высокая степень криминогенности банковской деятельности (участие отдельных банков в противоправных банковских операциях, связь с «теневой» экономикой, преступными группировками, угрозы информационной безопасности);

- высокий уровень распространения угроз банковской безопасности насильственного характера (ограбления, покушения и убийства персонала);

- недостаточная квалификация сотрудников службы безопасности в сфере информационной безопасности или преступный сговор);

- недостаток денежных средств у коммерческих банков для внедрения высокоэффективных систем защиты информации и имущества и др.

Главными недостатками существующих стратегий банковской безопасности выступают от-

сутствие комплексного, системного подхода к решению задач обеспечения стратегической финансовой безопасности банков, ориентация на угрозы, в основном, внутреннего характера, для конкретного банка и методы безопасности, касающиеся защиты имущества, персонала и информации. Однако угрозы финансовой безопасности банков, в том числе в стратегической перспективе, могут возникнуть из самой сущности деятельности банка как финансового посредника на рынке, обладающего, в основном заемными и привлеченными ресурсами, и не только внутри банка, но и вне его, если учитывать национальный и международный финансовый рынок. Поэтому должна быть финансовая защита всех характеристик банка (капитала, активов, пассивов, ликвидности структуры баланса и т.д.), а не только его имущества, персонала и информации.

С учетом двух базовых сценариев развития угроз в банке необходимо отметить, что при первом базовом варианте угрозы зарождаются, усиливаются деструктивными факторами, постепенно нарастают прежде чем превратиться в серьезную чрезвычайную ситуацию. Такой процесс нарастания угрозы дает время для адекватной реакции на ее приближение, возможность прогноза развития кризисных ситуаций в банке. Это время необходимо использовать, в том числе, для совершенствования стратегии обеспечения безопасной деятельности и развития банков. К сожалению, второй базовый вариант характеризуется лавинообразным нарастанием угрозы и ведет к стремительному развитию негативных процессов в банке, что исключает возможность прогнозирования угроз, поэтому к таким ситуациям надо быть готовым заранее, поскольку времени на проведение предупредительных мероприятий и прогноза будущей ситуации нет.

В основе совершенствования стратегии лежат стратегические цели безопасного функционирования и развития банков. С учетом основных положений стратегии обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков долговременная безопасная деятельность кредитных организаций опирается на основы теории ее обеспечения, на уже имеющиеся документы, разработанные по данной проблеме на разных уровнях, а также учитывает особенности каждого коммерческого банка на конкретной территории. Совершенствование стратегии включает три этапа.

Первый этап: формирование стратегии: миссия, цели, задачи, контрольные параметры, анализ исходного положения. Миссия коммерческого банка в стратегии обеспечения его финансовой безопасности: «Предупреждение и минимизация воздействия угроз на банк, обеспечение его безопасной деятельности и развития» созвучна с его целями и задачами в сфере обеспечения безопасности. С одной стороны, это предупреждение и прогнозирование угроз, с другой - разработка и реализация мероприятий по адекватному и оперативному реагированию на уже действующие угрозы. Но оба направления способствуют повышению безопасности коммерческого банка. В качестве контрольных параметров выступают индикаторы в двух базовых вариантах сценариев развития кризисных ситуаций в банке. В основу стратегии положена динамика изменения индикаторов финансовой безопасности коммерческого банка. Для совершенствования стратегии обеспечения финансовой безопасности банков, ее качественной характеристики и основных положений предлагаем ввести значения индикаторов в двух базовых вариантах для каждой стадии безопасности (табл.1).

Второй этап - реализация стратегии: совершенствование организации, мониторинг, политика банка для обеспечения финансовой безопасности. В основе совершенствования организации, как мы отмечали выше, лежат организационно-методические основы поэтапной реорганизации существующей системы обеспечения стратегической финансовой безопасности. Мониторинг индикаторов предусматривает отслеживание значений индикаторов в каждом базовом варианте по периодам соответствующими функциональными службами банка, а также службами внутреннего и внешнего контроля финансовой безопасности, службой контроля информационной безопасности и другими подразделениями. Политика банка в целях обеспечения финансовой безопасности имеет два направления: внутренняя политика и внешняя политика кредитной организации. В соответствии с целями стратегической финансовой безопасности, а также с учетом видов угроз и источников их возникновения разработаны соответствующие методы и инструментарий ее обеспечения. К методам можно отнести специальный комбинированный метод стратегического анализа, вбирающий в себя SWOT-анализ, PIMS-анализ и сценарный вариант анализа. На этом этапе реализации стратегии выполняется оценка деструктивных факторов, поэтому возможны коррективы стратегии. Что касается инструментария обеспечения стратегической финансовой безопасности, предлагается исполь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С1З О

из

о ^

к

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о •<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

зование специальной модели прогнозирования угроз.

Таблица 1

Значения индикаторов при первом базовом варианте - медленное нарастание угрозы для каждой стадии финансовой безопасности коммерческого банка

Индикаторы внутренней кредитно-финансовой безопасности банка

Наименование индикаторов Стадии стратегической финансовой безопасности коммерческих банков (а1-а10)

стабильная нестабильная угрожающая критическая катастрофическая

1. Достаточность капитала 0,10 - 0,09 0,089 - 0,080 0,079 - 0,060 0,059 - 0,039 0,038 и менее

2. Стабильность ресурсной базы 1,75 - 1,558 1,557 - 1,384 1,383 - 1,032 1,031 - 0,691 0,690 и менее

3. Качество активов 0,140 - 0,122 0,121 - 0,109 0,108 - 0,082 0,081 - 0,055 0,054 и менее

4. Текущая ликвидность 0,500 - 0,446 0,445 - 0,396 0,395 - 0,296 0,295 - 0,198 0,197 и менее

5. Специальный фондовый риск 0,050 - 0,057 0,058 - 0,060 0,061 - 0,070 0,071 - 0,080 0,081 и более

6. Общий фондовый риск 0,100 - 0,110 0,111 - 0,120 0,121 - 0,140 0,141 - 0,161 0,162 и более

7. Валютный риск 0,050 - 0,055 0,056 - 0,060 0,061 - 0,070 0,071 - 0,080 0,081 и более

8. Платежная позиция банка 0,100 - 0,090 0,089 - 0,080 0,079 - 0,060 0,059 - 0,039 0,038 и менее

9. Рентабельность активов 0,050 - 0,046 0,045 - 0,040 0,039 - 0,028 0,029 - 0,019 0,018 и менее

10. Финансовая устойчивость 0,800 - 0,713 0,712 - 0,633 0,632 - 0,473 0,472 - 0,316 0,315 и менее

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны (в1-в3)

1. Дефицит бюджета 0,05 - 0,055 0,056 - 0,060 0,061 - 0,070 0,071 - 0,080 0,081 и более

2. Денежная масса М2 0,50 - 0,044 0,445 - 0,396 0,395 - 0,296 0,295 - 0,196 0,195 и менее

3. Изменения ставок на национальном рынке МБК Д0,50 - 0,526 0,527 - 0,604 0,605 - 0,704 0,705 - 0,804 0,805 и более

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка на международном уровне (с1-с3)

1. Крупный кредитный риск банка международного уровня 8,00 - 8,87 8,880 - 9,67 9,68 - 11,27 11,28 - 12,84 12,85 и более

2. Риски банка на мировых фондовых и валютных биржах 0,50 - 0,554 0,555 - 0,604 0,605 - 0,704 0,705 - 0,805 0,806 и более

3. Изменения ставок на международном рынке МБК Д2,00 - 2,210 2,220 - 2,410 2,420 - 2,810 2,820 - 3,210 3,220 и более

Таблица 2

Значения индикаторов при втором базовом варианте лавинообразное нарастание угрозы для стадий финансовой безопасности коммерческого банка

Индикаторы внутренней кредитно-финансовой безопасности банка (а1-а10)

Наименование индикаторов Стадии стратегической финансовой безопасности коммерческих банков

стабильная нестабильная, угрожающая, критическая катастрофическая

1. Достаточность капитала 0,10 - 0,09 0,089 - 0,039 0,038 и менее

2. Стабильность ресурсной базы 1,75 - 1,558 1,557 - 0,691 0,690 и менее

3. Качество активов 0,140 - 0,122 0,121 - 0,055 0,054 и менее

4. Текущая ликвидность 0,500 - 0,446 0,445 - 0,198 0,197 и менее

5. Специальный фондовый риск 0,050 - 0,057 0,058 - 0,080 0,081 и более

6. Общий фондовый риск 0,100 - 0,110 0,111 - 0,161 0,162 и более

7. Валютный риск 0,050 - 0,055 0,056 - 0,080 0,081 и более

8. Платежная позиция банка 0,100 - 0,090 0,089 - 0,039 0,038 и менее

9. Рентабельность активов 0,050 - 0,046 0,045 - 0,019 0,018 и менее

10. Финансовая устойчивость 0,800 - 0,713 0,712 - 0,316 0,315 и менее

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны (в1-в3)

1. Дефицит бюджета 0,05 - 0,055 0,056 - 0,080 0,081 и более

2. Денежная масса М2 0,50 - 0,044 0,445 - 0,196 0,195 и менее

3. Изменения ставок на национальном рынке МБК Д0,50 - 0,526 0,527 - 0,804 0,805 и более

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка на международном уровне (с1-с3)

1. Крупный кредитный риск банка международного уровня 8,00 - 8,87 8,880 - 12,84 12,85 и более

2. Риски банка на мировых фондовых и валютных биржах 0,50 - 0,554 0,555 - 0,805 0,806 и более

3. Изменения ставок на международном рынке МБК Д2,00 - 2,210 2,220 - 3,210 3,220 и более

Третий этап - ожидаемые результаты: снижение финансовых потерь, прирост капитала вследствие увеличения вкладов в безопасные банки.

Результаты внедрения стратегии финансовой безопасности банков выражаются в снижении финансовых потерь вследствие прогнозирования нарастающих угроз и выполнения предупредительных мероприятий в первом базовом варианте, когда есть время на прогноз и под-

готовку. Повышение финансовой безопасности банков ведет к росту вкладов и депозитов клиентов банка, а в конечном итоге, к росту его капитала. Что касается второго базового варианта, рост капитала может не произойти вследствие очень короткого периода времени нарастания угрозы. Здесь результат реализации стратегии финансовой безопасности напрямую зависит от уровня подготовленности банка к угрозам, собранности, внимательности, умения персонала оперативно, адекватно и эффективно реагировать на кризисные ситуации, что, в конечном итоге, может способствовать снижению потерь.

Для достижения стратегических целей обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков, целесообразно учитывать то обстоятельство, что в каждой кредитной организации должен быть минимальный уровень финансовой защиты. Чем определяется этот минимальный уровень стратегической финансовой безопасности банков? Стратегической программой безопасного развития коммерческого банка, где определены основные этапы обеспечения его финансовой безопасности и объемом денежных средств, направляемых на предупредительные и оперативные мероприятия.

Минимальный уровень финансовой безопасности банка должен обеспечивать реализацию соответствующей стратегии. Этот минимальный уровень безопасности необходим при любом сценарном варианте развития кризисных ситуаций в банке. Но целесообразно учитывать, что чем выше первоначально обеспеченный уровень финансовой безопасности, тем меньше могут быть потери при нарастании угроз. Кроме того, нам представляется, что на минимальный уровень обеспечения финансовой безопасности в значительной мере оказывает влияние уровень развития самого банка, его бизнес-процессов, количество филиалов, организационная структура, уровень квалификации персонала, условия обеспечения в зависимости от горизонта времени стратегического развития. Чем более длительный период прогнозирования угроз, тем выше должен быть уровень финансовой безопасности банка. Отсюда вытекает требование обеспечения финансовой безопасности в тактическом плане с учетом основных стратегических направлений безопасной деятельности и развития банка.

Общий уровень стратегической финансовой безопасности банка является интегральным показателем и определяется функцией от трех аргументов, в качестве которых выступают специальные обобщенные показатели: уровень внутренней кредитно-финансовой безопасности, уровень внешней (национальной) финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны и уровень внешней финансовой безопасности банка на международном уровне. Если эти аргументы снижают свои значения, то общий уровень стратегической финансовой безопасности тоже понижается:

у(У) о =( [Увнут (а), Унац (в), Умн (с)].

(1)

Минимальный уровень стратегической финансовой безопасности банков есть функция от минимальных уровней безопасности (внутренней, национальной и международной):

у(У)тт =([У1внут(аст), У1нац(вст), У1мн(сст)],

(2)

где

у(У)тт - минимальный уровень стратегической финансовой безопасности коммерческого банка от экономических угроз;

У1внут(аст) - минимальный уровень внутренней кредитно-финансовой безопасности банка от внутренних угроз;

У1нац(вст) - минимальный уровень внешней национальной финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны;

У1мн(сст) - минимальный уровень внешней международной финансовой безопасности банка на международном уровне.

О

¡□с

о ^

к

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

Графическое изображение минимального уровня стратегической финансовой безопасности банков представлено на рис.

На графике видно, что уровень стратегической финансовой безопасности банка должен быть значительно выше минимально-необходимого уровня, причем, чем выше обеспеченный уровень безопасности кредитной организации, тем больше запас финансовой безопасности, представляющий собой разницу между обеспеченным и минимальным уровнем финансовой защиты банка:

л t

о

PQ •<

PLh

l=¡

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t-ч

О

Ч

ас

к

о и о м

ЗФБ = у (У)о - у(У)тп. (3)

На графике видно, что при достижении обеспеченного уровня безопасности его минимального значения функция резко падает до нуля. Это означает, что если уровень финансовой безопасности будет ниже минимального значения, то банк теряет всякую безопасность и открыт для всевозможных угроз. Реализация угроз стратегической финансовой безопасности банков может способствовать потерям такого масштаба, которые приводят банк к банкротству, полному краху, потере своих качественных характеристик финансового посредника на рынке.

(Увнут(а); Унац(в); Умн(с)) Рис. 1. Минимальный уровень финансовой безопасности коммерческого банка

Угол наклона в прямой у(У)о к прямой минимального уровня финансовой безопасности у(У)тп, параллельной оси абсцисс, взаимосвязан с величиной запаса финансовой безопасности банка ЗФБ: чем больше угол в, тем выше запас финансовой безопасности. Синус угла в определяет отношение запаса финансовой безопасности к обеспеченному уровню финансовой безопасности:

sin в = У(y)min (4)

У(У)о

Косинус угла в определяет отношение минимального уровня финансовой безопасности банка у (У)тп к обеспеченному уровню финансовой безопасности у (У) о:

cos в= У(y)min (5)

у(У)о

Тангенс угла в определяет отношение ЗФБ к минимальному уровню финансовой безопасности банков у(У)тп. С экономической точки зрения, тангенс угла в показывает, во сколько раз запас финансовой безопасности банка превышает необходимый минимум:

ЗФБ (6)

у(У)шш

Введем наименования обеспеченного уровня финансовой безопасности в зависимости от величины угла в

- если угол в находится в пределах от 0 до 45°, то обеспеченный уровень финансовой безопасности будем считать повышенным;

- если угол в выше 45°, то обеспеченный уровень финансовой безопасности будем считать высоким.

Представим стратегическую финансовую безопасность с учетом запаса финансовой безопасности, значений индикаторов и угла в системой, состоящей из трех уровней.

К первому уровню стратегической финансовой безопасности отнесем минимальный уровень финансовой безопасности, при котором запас финансовой безопасности равен нулю.

Ко второму повышенному уровню стратегической финансовой безопасности относится такой уровень обеспеченной стратегической финансовой безопасности, при котором некоторые показатели - индикаторы в процессе мониторинга незначительно изменились в лучшую сторону и имеют тенденцию к росту. Имеется некоторый запас финансовой безопасности банка.

К третьему высокому уровню стратегической финансовой безопасности относится такой уровень обеспеченной стратегической финансовой безопасности, при котором показатели -индикаторы значительно изменились в лучшую сторону и имеют положительную динамику. Запас финансовой безопасности значительный.

Значения индикаторов в зависимости от величины запаса финансовой безопасности приведены в табл. 3

Таблица 3

Значения индикаторов стратегической финансовой безопасности банков в зависимости от величины запаса финансовой безопасности и величины угла р

Наименование индикаторов Значения индикаторов, ЗФБ и величина угла в

ЗФБ=0; в=0 ЗФБ - повышенный, в=(0 - 45°) ЗФБ - высокий, в>45°

Индикаторы внутренней кредитно-финансовой безопасности (а1-а10)

1. Достаточность капитала не менее 0,1 0, 11 и более до 0,15 0,15 и более

2. Стабильность ресурсной базы не менее 1,75 1,925 и более до 2,625 2,625 и более

3. Качество активов не менее 0,14 0,154 и более до 0,21 0,21 и более

4. Текущая ликвидность не менее 0,5 0,55 и более до 0,75 0,75 и более

5. Специальный фондовый риск не более 0,05 0,045 и менее до 0,025 0,025 и менее

6. Общий фондовый риск не более 0,10 0,09 и менее до 0,05 0,05 и менее

7. Валютный риск не более 0,05 0,045 и менее до 0,025 0,025 и менее

8. Платежная позиция не менее 0,1 0,11 и более до 0,15 0,15 и более

9. Рентабельность активов не менее 0,05 0,055 и более до 0,075 0,075 и более

10. Финансовая устойчивость не более 0,8 0,72 и менее до 0,4 0,4 и менее

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны (в1-в3)

1. Дефицит бюджета не более 0,05 ВВП 0,045 и менее до 0,025 0,025 и менее

2. Денежная масса М2 не менее 0,5 ВВП 0,55 и более до 0,75 0,75 и более

3. Изменения ставок на национальном рынке межбанковского кредитования Д не более 0,5 Д 0,45 и менее до 0,25 0,25 и менее

Индикаторы внешней финансовой безопасности банка на международном уровне (с1-с3)

1. Крупный кредитный риск банка международного уровня не более 8,0 7,2 и менее до 4,0 4,0 и менее

2. Риски по операциям банка на мировых фондовых и валютных биржах не более 0,5 0,45 и менее до 0,25 0,25 и менее

3. Изменения ставок на международном рынке межбанковского кредитования Д не более 2,0 1,8 и менее до 1,0 1,0 и менее

В процессе установления значений индикаторов мы исходили из того, что угол ¡3^-90°, поскольку при этом ЗФБ^твх, и уровень стратегической финансовой безопасности будет наивысшим. При величине угла в 45°, ЗФБ будет составлять ровно половину максимальной величины, поэтому при величине угла в в пределах от (0 до 45°), уровень стратегической финансовой безопасности будем считать повышенным. Значения индикаторов при повышенном уровне колеблются в пределах 110-150% от минимального значения, значения индикаторов при высоком уровне находятся в пределах от 150% от минимума, и более.

Что касается трех уровней безопасности соответствующих видов: внутренней, национальной и международной, то целесообразно учитывать следующее:

1. Уровень внутренней кредитно-финансовой безопасности банка является функцией обобщающих показателей, в качестве которых выступают индикаторы этого вида финансовой безопасности банка:

Увнут (а) = (аЪ а2...а10),

(7)

Л

О

из

о ^

к

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

где

а1, а2...а10 - обобщающие показатели-индикаторы внутренней кредитно-финансовой безопасности банка от экономических угроз.

Минимальный уровень внутренней кредитно-финансовой безопасности банка У1внут(аст) есть функция обобщающих показателей-индикаторов, у которых значения находятся на стабильной стадии финансовой безопасности с небольшими отклонениями в преде-

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

лах рекомендуемых значений.

2. Уровень внешней (национальной) финансовой безопасности банка в финансово-банковской системе страны представляет собой функцию обобщающих показателей-индикаторов этого вида безопасности:

Унац (в) = Г(в1, в2, в3),

(8)

где

в1, в2, в3 - обобщающие показатели-индикаторы внешней безопасности банка в финансово-банковской системе страны.

Минимальный уровень внешней национальной безопасности У1нац (вст) есть функция обобщающих показателей-индикаторов, значения которых находятся на стабильной стадии финансовой безопасности с рекомендуемыми отклонениями.

3. Уровень внешней (международной) финансовой безопасности банка на международном уровне представляет собой функцию обобщающих показателей-индикаторов этого вида безопасности:

Умн (с) = Г(с1,с2,с3),

(9)

где

с1, с2,с3 - обобщающие показатели-индикаторы внешней финансовой безопасности банка на международном уровне.

Минимальный уровень внешней международной финансовой безопасности У1мн(сст) представляет собой функцию обобщающих показателей- индикаторов, значения которых соответствуют стабильной стадии финансовой безопасности с рекомендуемыми отклонениями.

Таким образом, методология обеспечения стратегической финансовой безопасности предусматривает организацию процесса обеспечения безопасной деятельности коммерческого банка соответствующими службами и структурами, разработку и реализацию стратегии финансовой безопасности, позволяющей отследить динамику изменения индикаторов финансовой безопасности коммерческого банка по двум базовым вариантам воздействия угроз по разработанным стадиям безопасности. Методология предусматривает учет минимального уровня финансовой защиты банка, определение обеспеченного уровня стратегической финансовой безопасности и запаса финансовой безопасности, в зависимости от величины которого и угла наклона обеспеченного уровня к минимальному значению в дифференцированы уровни стратегической финансовой безопасности на повышенный и высокий. Разработаны значения индикаторов стратегической финансовой безопасности. Предложены три вида стратегической финансовой безопасности в зависимости от значений обобщающих показателей-индикаторов: внутренняя кредитно-финансовая безопасность коммерческого банка, внешняя (национальная) финансовая безопасность банка в финансово-банковской системе страны и внешняя (международная) финансовая безопасность банка на международном уровне. Методология обеспечения стратегической финансовой безопасности служит научным фундаментом в процессе разработки основ безопасного функционирования и развития российских кредитных организаций.

Литература

[1] Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения. Стандарт Банка России от 21.06.2010 СТО БР ИББС-1.0-2010: С.15.

[2] Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Положение ЦБР от 16.12.2003 г. №242-П: С.4.

[3] Наточеева Н.Н. Рейтинг финансовой безопасности коммерческих банков по критерию прогнозирования внутренних экономических угроз: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. - Хабаровск, 2004. С. 192. Библиогр.: С. 130-132, 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.