Научная статья на тему 'Методология магистерских исследований по социальной работе'

Методология магистерских исследований по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2404
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДЫ И ЭТАПЫ МАГИСТЕРСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / METHODOLOGY / MASTER DISSERTATION / SOCIAL WORK / MASTER OF SOCIAL WORK / METHODS AND STAGES OF MASTER RESEARCH IN SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

Раскрыта методология исследований будущих магистров социальной работы, представлены методологические уровни исследований в области социальной работы, показаны методы и этапы проведения магистерского исследования по направлению социальная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF MASTER RESEARCHES IN SOCIAL WORK

The methodology of researches of future masters of social work, methodological levels of research in social work, and the methods and stages of master research on the direction social work are presented.

Текст научной работы на тему «Методология магистерских исследований по социальной работе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 36+378

МЕТОДОЛОГИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Раскрыта методология исследований будущих магистров социальной работы, представлены методологические уровни исследований в области социальной работы, показаны методы и этапы проведения магистерского исследования по направлению социальная работа.

Ключевые слова: методология; магистерская диссертация; социальная работа; магистр социальной работы; методы и этапы магистерского исследования по социальной работе.

Развитие вузовской подготовки кадров социальной сферы, включающей подготовку специалистов, бакалавров и магистров является ведущим и определяющим фактором становления системы непрерывного социального образования.

Подготовка магистров по направлению Социальная работа позволит выполнить общественный и государственный заказы, обеспечивая социальную сферу кадрами, способными профессионально решать задачи в научно-исследовательском, организационно-управленческом, научно-педагогическом, социально-проектном, социально-технологическом видах деятельности.

Любые преобразования в системе подготовки магистров - будущих профессионалов социальной сферы должны проектироваться с учетом научно обоснованных подходов.

Для развития отечественного социального образования на современном этапе становятся необходимыми научные разработки, обеспечивающие магистерскую подготовку по направлению Социальная работа. Одной из насущных задач является педагогическая поддержка магистерских исследований, которая предполагает помощь учащемуся в определении методологических подходов научно-исследовательской деятельности в об-

ласти социальной работы, социального образования и социального управления.

Подготовка в магистратуре включает не только освоение содержания образовательной программы, сдачу зачетов и экзаменов, но и выполнение научных исследований по избранной теме, подготовку и защиту магистерской диссертации.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по направлению подготовки 040400.68 - Социальная работа квалификация / степень «магистр» (далее - стандарт), выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы, представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, организационноуправленческой, научно-педагогической,

социально-проектной, социально-техноло-

гической) [1, с. 4].

Тематика выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение профессиональных задач социальной работы:

- определение методологических основ теории, истории и технологии социальной

работы, социального образования и социального управления;

- оценка состояния государственной социальной политики и социальной защиты в отношении различных категорий населения Российской Федерации;

- анализ динамики изменений социальной практики в работе с наименее социально защищенными слоями населения;

- разработка социальных проектов решения социальных проблем личности, семьи, этнической общности;

- исследование и оценка эффективности технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и экстремальных ситуациях;

- обобщение опыта и разработка инновационных форм и методов социального взаимодействия и социального партнерства органов социальной защиты населения, социальных служб, предприятий и организаций различных форм собственности;

- определение места и роли социальной работы в профилактике социально-опасных явлений, девиантного поведения, сохранения и развития человеческого ресурса;

- разработка инновационных технологий социальной работы, социального образования, подготовки профессионалов социальной сферы.

При выполнении магистерской диссертации обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Основные научные результаты, полученные автором магистерской диссертации, подлежат обязательной апробации путем публикации в научных печатных изданиях, изложения в докладах на научных конференциях, симпозиумах, семинарах.

В стандарте отмечается, что тематика выпускных квалификационных работ определяется выпускающей кафедрой, магистранту предоставляется право выбора темы или предложения своей тематики с обоснованием ее целесообразности. Выпускная ква-

лификационная работа содержит обоснование выбора темы исследования, обзор опубликованной литературы по данной теме, изложение полученных результатов экспериментального исследования, выводы и предложения [1, с. 27].

Выпускная квалификационная работа позволяет выявить уровень профессиональной компетентности выпускника, его методологическую и методическую культуру, владение умениями и навыками по видам профессиональной деятельности; показывает умение кратко, логично и аргументировано излагать материал, оценивать свой вклад в решение проблемы; владение методами математического анализа, что подтверждает достоверность и обоснованность выводов, полученных по результатам исследования.

В ходе аттестационных испытаний по направлению подготовки 040400.68 - Социальная работа необходимо обратить особое внимание на уровень и степень освоения магистром содержания и методики научноисследовательской и научно-педагогической подготовки в контексте организационноуправленческой деятельности, согласно реализуемого выпускающей кафедрой профиля «Организация и управление в социальной работе».

Дидактическое обеспечение магистерской подготовки должно учитывать современное понимание сущности социальной работы.

Социальная работа - это система гуманистической профессиональной и непрофессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов, потребностей и различных прав, прежде всего, социально проблемных групп населения, на создание условий, способствующих усилению способности людей к социальному функционированию, развитию и самореализации.

Социальная работа - это теория, практическая деятельность и образовательная деятельность, обеспечивающие решение социальных проблем человека и общества.

Социальный работник призван решать социальные проблемы, способствовать позитивным социальным изменениям в обществе, по сути профессиональной деятельности он является социальным конфликтологом, в за-

дачи которого входит гармонизовать отношения между человеком и обществом [2, с. 94].

Для будущего магистра социальной работы является важной методологическая культура, которая предполагает знание методологических подходов и умение применять их в процессе организационно-управленческого вида профессиональной деятельности. Магистр должен осуществлять не только практическую деятельность, но и теоретическую. «Человеческая деятельность как вид социальной практики имеет две формы -теоретическую и практическую. Они не совпадают по характеру получения основного продукта. Практическая деятельность направлена на преобразование конкретной ситуации, теоретическая же - выявляет способ этого преобразования» [3, с. 123].

Рассматривая методологичность с позиции В.С. Швырева, как осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания [3, с. 18], методология магистерского исследования в области социальной работы находит свое отражение в:

- осознанном выборе и реализации методологических подходов и методов проведения исследования;

- анализе и определении сущности исследуемых социальных явлений, процессов, систем социальной работы с позиции выбранных современных подходов;

- разработке и реализации продуктов, совершенствующих практику организационно-управленческой деятельности в социальной сфере в форме структур, моделей, социальных проектов, программ, рекомендаций и др.;

- интерпретации полученных данных, формулировке выводов.

Методология науки - это учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания [4, с. 57].

Методологию социально-гуманитарных наук следует рассматривать как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании социальной действительности. «Методология общественных наук, подобно всякой методологии, есть учение об общих точках зрения, из которых должен исходить изучающий общественные науки, о

правилах, которые он должен соблюдать при исследовании, и о приемах, которыми он должен пользоваться» [5, с. 55].

Методология исследования имеет два аспекта: первый связан со знанием как с результатом познавательной деятельности, второй - с самой этой деятельностью.

Важно понимание методологии проведения магистерского исследования в области социальной работы как опережающей, учитывающей будущие изменения общества, потребности рынка труда, тенденции в развитии социальной сферы и социального менеджмента, отвечающей перспективным потребностям региона, городов и поселений, основных групп населения, проживающих в них.

Методология магистерского исследования основана на методологическом анализе. В структуре методологического знания

Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: 1) философский; 2) общенаучный; 3) конкретнонаучный; 4) технологический [5]. Высший философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает проблемы, специфические для научного познания в данной области, и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, проблемы системного подхода, моделирование в исследованиях по социальной работе.

Четвертый уровень - технологическая методология, ее составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии магистерского исследования образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования практики социальной работы.

В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии социальногуманитарных наук, в т. ч. в социальной работе: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.

Общенаучная методология в современных исследованиях социально-гуманитарных наук связана, прежде всего, с системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность социальных явлений и процессов окружающей действительности, и ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к социальным системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты процесса социального управления рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития. Системный подход предусматривает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с

ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

Ю.П. Сурмин выделяет основные свойства системы: структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность, множественность описаний и отмечает, что существуют два принципиально разных подхода к определению системы: дескриптивный и

конструктивный. Дескриптивный подход к описанию системы предполагает:

- выделение элементов, имеющих некоторую пространственно-временную определенность;

- определение связей между элементами;

- определение системообразующих свойств, связей и отношений;

- определение структур;

- анализ функций системы.

Конструктивный подход к описанию

системы носит обратный характер, в нем по заданной функции конструируется соответствующая структура. Построение системы осуществляется так:

- ставится цель, которую должна обеспечивать система;

- определяется функция или функции, обеспечивающие достижение цели;

- подыскивается или создается структура, обеспечивающая выполнение функции [6, с. 9].

Таким образом, системный подход в исследовании социальной работы может реализоваться через структурно-функциональный или функционально-целевой подходы, которые могут быть применены в магистерских исследованиях.

В магистерском исследовании необходимо также опираться на конкретно-научную методологию социальной работы.

Мы согласны с позицией Л.Г. Гусляко-вой о том, что с момента первых попыток теоретического обоснования социальной работы получили широкое распространение несколько моделей ее научного осмысления. Их специфика дает определенные основания для группировки различных теоретических конструкций социальной работы, обеспечивающих ее статус как научной и практической области [7, с. 29].

Исследователи выделяют три группы теорий социальной работы:

1) социолого-ориентированные;

2) психолого-ориентированные;

3) комплексно-ориентированные.

На наш взгляд, можно внести в этот ряд две отдельные группы теорий: социального управления и социального образования.

В настоящее время большинство ученых склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в т. ч. и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: радикально-гуманистическая, радикально-структурная, интерпретативная и функционалистская.

Психолого-ориентированные теории социальной работы позволяют концептуально обосновать деятельность социального работника по оказанию помощи клиентам, оптимизации усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. Наиболее распространенными в этой группе теорий являются психодинамическая, гуманистическая, бихевиористиче-ская модели, модель трансактного анализа, гештальт модель.

Среди комплексно-ориентированных теорий социальной работы Л.Г. Гуслякова выделяет: ролевую, социально-педагогическую и когнитивную.

В исследованиях магистров наиболее эффективно комплексное использование теорий и концепций из социального менеджмента, психологии, социологии, педагогики и других наук и научных областей, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный характер. Примером этому служит концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, на основе которых С.И. Григорьевым разработаны логотерапевтическая модель и логотерапевтические технологии социальной работы. Характерной особенностью моделей практики современной социальной работы, формирующихся на концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, является интегративность. В частности, все чаще происходит сближение сфер профессиональной и непрофессиональной социальной работы, что способствует появлению новых технологий социальной работы, которые предполагают органичное сочетание профессионально-институализированной социальной работы с различными формами волонтерства [8, с. 14].

В процессе осуществления исследования на технологическом уровне методологии большое значение играют методы, на которые опирается магистрант, и технология организации исследовательской деятельности, которая отражена в программе исследования.

В исследованиях широко применяются как собственные методы социальной диагностики (социальное картографирование, паспортизация, социальная экспертиза и др.), так и методы из других наук: психологии, социологии, математики и т. д. При проведении магистерского исследования используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, рейтинг; социально-психологические методы: наблюдение, социометрия, тестирование; социально-педагогические: анализ

продуктов деятельности, наблюдение, опытно-экспериментальная работа; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Необходимо отметить, что магистерское исследование отличается от кандидатского не только по объемам выполненной работы. Магистрант не обязан вносить существенный вклад в развитие теории, в аппарате не всегда возможно выделить теоретическую значимость исследования. «Теоретическая компетентность магистранта выражается в демонстрации знаний разнообразных социальных теорий, теорий социальной работы и способности оперировать этими знаниями при разработке и реализации исследовательской программы, особенно при интерпретации полученных данных и формулировании выводов» [9, с. 6].

Технологический уровень методологии магистерской диссертации связан с программой исследования, которая как правило, включает ряд этапов. Представленные этапы разработаны с учетом подходов Е.В. Береж-новой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.В. Краевского [3; 9].

1-й этап магистерского исследования -определение проблемы и темы. Научная проблема - это такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует соответствующих практических и теоретических дей-

ствий, отличных от простого информационного поиска.

Когда формулируется проблема, необходимо задать вопрос: что надо изучить, что ранее не рассматривалось с позиции науки? Например, какие теоретические основы, модели, технологии, условия обеспечивают решение практической задачи управления в социальной работе?

Проблема должна найти отражение в теме исследования.

Тема - это лаконичная формулировка проблемы исследования.

Выбор темы имеет ряд ограничений и связан с: направлением и профилем магистерской подготовки; актуальностью темы; степенью ее изученности; научной школой выпускающей кафедры; заказом социального учреждения, организации; направлением исследовательской деятельности научного руководителя; личностными ресурсами и интересами магистранта.

2-й этап магистерского исследования -разработка научного аппарата исследования включает обоснование актуальности исследования, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и гипотезы исследования и соотнесенных с ними задач. Обоснование актуальности в идеале строится следующим образом: обоснование актуальности выделенной проблемы и необходимость ее разрешения; обоснование практической актуальности темы и обоснование научной актуальности темы.

Формулируя актуальность, необходимо ответить на вопрос: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? Ответ в магистерской работе можно сформулировать в противоречиях: например, между растущей потребностью социальной практики в повышении эффективности исследуемого процесса, явления и недостаточным уровнем разработанности исследуемой проблемы.

Затем определяется цель исследования, которая направлена на разрешение проблемы исследования. Цель - это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цели научно-исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависимости, существующие между факторами; определить сущность явлений; обосновать модель,

технологию, разработать условия эффективности, раскрыть возможности усовершенствования процесса и т. д.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть: социальный процесс; область профессиональной деятельности; социальное явление, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, какой аспект рассматривается.

Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует. Построение гипотезы является творческим этапом в исследовательской работе, результатом мышления, при котором исследователь создает себе представление о возможных связях между исследуемыми явлениями.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определяются исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования. Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, необходимо обозначить логику исследования, ставить как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й этап - выбор методологии: исходных подходов и концепций, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

4-й этап - выбор методов исследования и проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования предполага-

ет применение конкретных методов исследования.

Следует отметить, что на результаты социальной работы одновременно влияет множество факторов. Это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов.

В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фактов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения формирующего (преобразующего) эксперимента.

5-й этап - организация и проведение преобразующего эксперимента. Это основной этап исследования. Эксперимент - научно поставленный опыт преобразования социальной практики в точно учитываемых условиях.

В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержание и ход процесса организации социальной работы, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.

6-й этап - анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты экспериментов, сравниваются результаты с использованием математических, статистических методов, что позволяет определить степень эффективности нововведения. Формулируются выводы. Оценивается эффективность исследования. При рассмотрении прикладных исследований следует оценивать, в первую очередь, их практическую актуальность и значимость, возможность внедрения в практику. Для разработок ценна новизна, актуальность и эффективность, степень соответствия адресату, ясность изложения.

7-й этап - выработка практических рекомендаций.

8-й этап - написание и оформление текста магистерской диссертации.

Таковы основные этапы магистерского исследования. От правильной последовательности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда в виде автореферата и диссертации.

Например, в исследовании процесса формирования управленческой культуры социального работника как сущностной силы и ресурса профессионала был применен как

базовый личностно-ориентированный подход. Этот подход в исследовании дал возможность определить:

- личностно-профессиональное развитие как главную цель вузовской подготовки специалиста;

- субъектов подготовки: студенты,

преподаватели, супервизоры-практики, руководители и специалисты социальных служб и организаций;

- содержательные и технологические компоненты модели формирования управленческой культуры будущего социального работника;

- критерии эффективной организации подготовки как параметры личностного и профессионального развития, интегрированные в показатели профессиональной компетентности; оценка их возможна в процессе мониторинга и др. [10, с. 101].

Таким образом, методология магистерских исследований по социальной работе связана с осознанным выбором и реализацией подходов и методов проведения исследования, с определением сущности и специфики исследуемого объекта и предмета в контексте выбранных методологических подходов, а также с методами разработки продуктов исследовательской деятельности в форме структур, моделей, социальных проектов, программ, рекомендаций и других, усовершенствующих социальные практики.

Методологические основы магистерских исследований по социальной работе на общефилософском уровне проявляются в применении принципов взаимосвязи и взаимообусловленности социальных явлений, социальной детерминированности профессиональной деятельности и др. В качестве общенаучных подходов могут быть применены: системный (раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений); комплексный (рассмотрение группы явлений в совокупности); целостный (целостное представление объекта, при этом целое не сводится к простой сумме частей); деятельностный (признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельного опосредования межличностных отношений); исторический (изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования); качественный (установле-

ние своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений); количественный (анализ и оценка явлений и процессов в количественных величинах и числах); феноменологический (описание наблюдаемых внешне характеристик изучаемого явления); сущностный (выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления) и др.

В исследованиях по социальной работе на частно-научном уровне могут активно использоваться подходы: акмеологический,

ситуационный, ресурсный, маркетинговый, квалиметрический, ролевой, когнитивный, культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный, социально-педагогический, проектный, технологический и др.

В магистерском исследовании может быть выбран ведущий подход или применен комплекс подходов, даже если диссертация прикладного характера - необходимо методологически обосновать программу исследования и исследуемый предмет.

Выбор методологической основы находит свое отражение в методах исследования. Успешность магистерского исследования зависит от согласованности методологических подходов и методов, что способствует повышению качества результатов исследования и преобразованию практики социальной работы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 040400.68 - Социальная работа квалификация / степень «магистр». М., 2011.

2. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-99.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.

4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008.

5. Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. М., 2005.

6. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. М., 2003.

7. Гуслякова Л.Г. Теория и методика подготовки специалистов по социальной работе в системе социогуманитарного образования современной России. Барнаул, 2000.

8. Григорьев С.И. Теоретико-методологические основы качества социального образования и культуры социологического мышления в современной России. Барнаул, 2001.

9. Григорьев С.И. Положение о магистерской диссертации по социальной работе. М., 2009.

10. Дружинина А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 20012. Вып. 6 (110). С. 100-107.

Поступила в редакцию 6.10.2012 г.

UDC 36+378

METHODOLOGY OF MASTER RESEARCHES IN SOCIAL WORK

Natalia Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, email: nagaraisr@mail.ru

The methodology of researches of future masters of social work, methodological levels of research in social work, and the methods and stages of master research on the direction social work are presented.

Key words: methodology; master dissertation; social work; master of social work; methods and stages of master research in social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.