Научная статья на тему 'Магистратура как уровень образовательной программы'

Магистратура как уровень образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / MAGISTRACY PROGRAM / MAGISTRATE OF SOCIAL WORK / COMPETENT APPROACH / CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуслякова Людмила Герасимовна

В статье осуществлен научно-исторический анализ становления магистратуры по направлению «социальная работа» в России. Исследуется специфика модели стандарта третьего поколения по направлению «социальная работа», которая заключается в том, что в ней оптимально интегрированы компетентностный и культуроцентричный подходы. Данные подходы дали возможность более четко разграничить характер деятельности специалиста с квалификацией/степенью «бакалавр социальной работы» и квалификацией/степенью «магистр социальной работы». В рамках компетентностного и культурологического подходов выделены задачи магистратуры и магистерской программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуслякова Людмила Герасимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magistracy as the level of educational program

The article presents the historical and comparative analysis of magistracy forming on social work direction in Russia. Also the author examines the specifics of the third type programs model on social work which integrates both competent and cultural approaches. These approaches allow dividing the character of the specialists activity with the qualification/ degree magistrate of social work. Also according to these approaches the tasks of magistracy and magistracy program are defined.

Текст научной работы на тему «Магистратура как уровень образовательной программы»

УДК 378 ББК Ч 483

Л. Г. Гуслякова

Магистратура как уровень образовательной программы

В статье осуществлен научно-исторический анализ становления магистратуры по направлению «социальная работа» в России. Исследуется специфика модели стандарта третьего поколения по направлению «социальная работа», которая заключается в том, что в ней оптимально интегрированы компетентностный и культуроцентричный подходы. Данные подходы дали возможность более четко разграничить характер деятельности специалиста с квалификацией/степенью «бакалавр социальной работы» и квалификацией/степенью «магистр социальной работы». В рамках компетентностного и культурологического подходов выделены задачи магистратуры и магистерской программы.

Ключевые слова: магистерская программа, магистр социальной работы, компетент-ностный подход, культурологический подход.

L. G. Guslyakova

Magistracy as the level of educational program

The article presents the historical and comparative analysis of magistracy forming on "social work" direction in Russia. Also the author examines the specifics of the third type program's model on "social work" which integrates both competent and cultural approaches. These approaches allow dividing the character of the specialist's activity with the qualification/ degree "magistrate of social work". Also according to these approaches the tasks of magistracy and magistracy program are defined.

Keywords: magistracy program, magistrate of social work, competent approach, cultural

approach.

В настоящее время качество обучения магистров социальной работы в вузах современной России стало актуальной задачей. Острота и сложность задач повышения эффективности качества подготовки бакалавров и магистров социальной работы определяется, с одной стороны, тем, что большинство вузов страны с 1991 г. делали первые шаги в профессиональной подготовке социальных работников высшей квалификации, а система оценки качества образовательной деятельности находится до сих пор в стадии развертывания; с другой стороны, качество подготовки специалистов, бакалавров и магистров социальной работы оставалось вне центра внимания практиков.

Еще одна причина повышенного внимания к качеству обучения магистров социальной работы - постоянное изменение с 1990-х гг. государственных образовательных

стандартов, радикальное изменение содержания социального образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв.:

- 1995 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «022100 Социальная работа»;

- 1996 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению «521100 Социальная работа»;

- 1997 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержанию основной образовательной программы и уровню подготовки

бакалавра по направлению 521100 Социальная работа;

- 1998 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержания основной образовательной программы и уровню подготовки бакалавра по направлению «521100 Социальная работа»;

- 2000 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «521100 Социальная работа». Степень (квалификация) -бакалавр социальной работы;

- 2000 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «350500 Социальная работа». Квалификация - специалист;

- 2000 г. - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521100 «Социальная работа». Степень (квалификация)

- магистр социальной работы;

- 2009 г. - Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа». Квалификация (степень) - бакалавр;

- 2009 г. - Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа». Квалификация (степень) - магистр.

Рассмотрение квалификационных характеристик выпускников в стандартах многоуровневой подготовки профессиональных социальных работников, принятых в России на протяжении последних 14 лет; сравнительный анализ блока общепрофессиональных дисциплин стандартов разного уровня профессиональной подготовки социальных работников показали, что достаточно обоснованным и аргументированным в образовательных стандартах первого и второго поколений подготовки специалистов по социальной работе выглядел общеобразовательный блок. Дисциплины (это относится, прежде всего, к стандарту второго поколения) достаточно логично соотносились с выделенными сферами профессиональной деятельности. В стандартах первого и второго поколений,

относящихся к уровню среднего профессионального образования, а также подготовки бакалавров и магистров, на наш взгляд, не достаточно корректно соотносились сферы профессиональной деятельности и дисциплины общепрофессионального блока, а также квалификационные характеристики. В какой-то степени, как нам представляется, это было обусловлено тем, что в 1990-е гг. основное внимание исследователей и практиков было направлено на выявление и уточнение сферы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, которые получили соответствующую профессиональную подготовку в высших учебных заведениях и распределились в государственные структуры социальной защиты.

В соответствии с этим не до конца был прописан статус бакалавров и магистров в сфере практической деятельности. Хотя программы бакалавриата и магистратуры были открыты с 1993 г. Этим, по-видимому, объяснялись сложности разработки блока общепрофессиональных дисциплин, составляющих основу образовательных стандартов первого и второго поколений.

Специфика стандарта третьего поколения по направлению «Социальная работа» заключается в том, что в нем оптимально интегрированы компетентностный и культуроцентричный подходы.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» изложены основные требования к организации и реализации магистерской программы.

Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) представляет собой совокупность учебнометодической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В целях обеспечения академической свободы вузов при формировании образовательных программ высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров, в том числе в междисциплинарных и практикоориентированных программах, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки, устанавливается, что такие программы:

- могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование,

независимо от направления подготовки (специальности) (рис. 1);

- могут разрабатываться и реализовываться с российскими и зарубежными партнерами с целью расширения академической мобильности преподавателей и студентов;

- должны размещаться с 1 января 2007 г. на сайтах образовательных учреждений высшего профессионального образования (требования к уровню подготовки, учебный план, рабочие программы дисциплин и практик, учебно-методическое и кадровое обеспечение) для повышения информированности поступающих и обмена опытом между вузами.

Рис. 1. Многоуровневая система высшего образования в направлениях профессиональной подготовки «Социальная работа»

23 марта 2006 г. Министерством образования и науки РФ были приняты «Изменения в действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр» в соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», согласно которым программы специализированной подготовки магистра являются основными образовательными программами, отвечающими 2-й ступени в системе высшего про-

фессионального образования; программы предполагают получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности, они направлены на подготовку к одному или нескольким видам деятельности: организационно-управленческому,

научно-исследовательскому, социальнотехнологическому, научно-педагогическому, социально-проектному.

Основными задачами магистратуры являются подготовка кадров в соответствии с международными нормами; обеспечение потребности рынка труда в кадрах высокой квалификации; подготовка выпускника магистратуры к освоению аспирантской программы.

Решение задач приводит к расширению деятельности магистратуры, возрастанию ее статуса, связанного с необходимостью установления партнерства с зарубежными вузами и аккредитацией вуза или научной организации.

Магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая направления существующих в данном вузе научно-педагогических школ.

Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением ученого совета вуза. В рамках ряда направлений подготовки допускается введение

междисциплинарных магистерских программ. Магистерские программы проходят аккредитацию в установленном порядке.

К конкурсному отбору на право поступления на специализированную подготовку магистра допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

В стандартах третьего поколения существует более четкое разграничение характера деятельности специалиста с квалификацией/степенью «бакалавр социальной работы» и квалификацией/степенью «магистр социальной работы» (рис. 2-5).

Рис. 2. Область профессиональной деятельности бакалавров

Рис. 3. Область профессиональной деятельности магистров

Объект деятельности

коллективы учреждении социальной сферы

отдельные лица, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании

V

специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры, социально-ориентированны й бизнес

общественные организации (фонды, ассоциации, объединения)

Рис. 4. Объекты деятельности бакалавра

общественные организации, фонды, ассоциации, объединения

общественные группы населения, этно-национальные слои и отдельные личности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании

подразделения предприятия, учреждений, органиазций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования

Семьи, а также социально-ориентирвоанный бизнес, органы государственного социального управления, управленческий актив «третьего сектора»

Т

процессы функционирования и развития системы социальной работы и социального управления на муниципальном, региональном и фидеральном уровнях

Рис. 5. Объекты деятельности магистра

В новой модели подготовки магистров появляются «свои» бакалавры и абитуриенты, поступающие извне. «Свои» бакалавры, чаще всего, зачисляются в магистратуру путем перевода без вступительных испытаний по итогам защиты выпускной работы. Все остальные абитуриенты поступают в магистратуру на общих основаниях по результатам единых вступительных испытаний.

Поскольку открытость магистерских программ для выпускников бакалавриата других направлений не означает введения облегченных стандартов при сдаче вступительных испытаний и в процессе обучения,

то данный вид мобильности нуждается в специальной поддержке. Для предварительной подготовки к вступительным испытаниям и дальнейшему обучению по программе выпускников других направлений и других вузов следует развивать практику подготовительных курсов. Они могут включать блок из двух-трех учебных дисциплин, охватывающих наиболее принципиальные области знания. Курсы могут организовываться на добровольной и платной основе.

Условия конкурсного отбора лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе

государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавра по данному направлению.

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению. В первом семестре для поступивших с других направлений или специальностей могут быть введены специальные (так называемые адаптационные) курсы, которые помогут смягчить «разрыв» между подготовкой выпускников бакалавриата факультета и другими категориями учащихся, также поступивших в магистратуру из других факультетов или вузов.

Профили магистерской подготовки, ее направления в стандартах третьего поколения по направлению «Социальная работа» дифференцированы, во-первых, на научно-академическую и инструментальнотехнологическую разновидности, что определяет стратегии подготовки кадров данного уровня и профиля. При этом дифференциация конкретных программ подготовки магистров будет зависеть как от лидирующих научных школ, так и от специфики потребностей в кадрах социальных работников данного уровня и профиля в регионах.

Во-вторых, по основным видам профессиональной деятельности магистров социальной работы: организационно-

управленческая, научно-исследовательская, социально-технологическая, научно-

педагогическая, социально-проектная. Эти виды деятельности и подготовки к ним дифференцируются по регионам и отдельным вузам с учетом их профиля, программ подготовки кадров для учреждений социальной сферы и управления.

Определение и специфика путей развития уровневой подготовки кадров связывается и с повышением роли, активности работодателей, которые должны будут не только заказывать подготовку социальных работников определенного профиля и уровня, но и оказывать влияние на качество их обучения и воспитания путем формирования оптимальных региональных и поселенческих систем баз практики, участия в учебном процессе и аттестации кадров при окончании ими учебных заведений. При этом акцентируется внимание на приоритетах подготовки социальных работников в соответствии с потребностями регионов и поселений, основных групп населения, проживающих в них.

До 2008-2009 учебного года магистерские программы строились в основном по линейному принципу: во-первых, в рамках одного направления; во-вторых, с учетом преемственности обучения от бакалавриата к магистратуре. В связи с этим существовала узкая специализация и жесткая привязка к выпускающей кафедре (рис. 6).

Рис. 6. Линейный принцип построения магистерских программ

Практически все учебные планы строились по одному монопольному принципу, когда большинство, а порой и все основные дисциплины закрывались одной выпускающей кафедрой, что позволяло обеспечить полный контроль кафедры над учебным процессом в рамках программы, что приводило к дроблению и узкой специализации магистерских программ. Это не соответствовало требованиям рынка труда, кото-

рый сегодня требует более гибкой и более широкой подготовки специалистов.

В 2008-2009 учебном году в связи с принятием Министерства образования и науки РФ приказа от 27 сентября 2007 г. № 265 «О направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования» формируется новая модель магистерской подготовки (рис. 7).

Рис. 7. Новая модель магистерской подготовки

В этой связи наиболее эффективным предполагается укрупнение программ, изменение принципов управления этими программами. При такой системе каждая магистерская программа может реализоваться не одной, а несколькими кафедрами, а при необходимости и факультетами. Укрупнение магистерских программ позволит привести к более содержательному их наполнению.

Управление магистерскими программами факультета осуществляет ее руководитель, либо утвержденный ученым советом факультета, либо назначенный ректором в

соответствии с требованиями к руководителю магистерских программ.

Руководитель программ должен согласовывать структуру предлагаемых рабочих учебных планов и решений, касающихся развития этих программ, с заведующими кафедрами, участвующими в их реализации. Для решения координационных задач создается Совет магистратуры, в который могут войти либо заведующие кафедрами, либо делегированные ими профессора, участвующие в реализации магистерских программ (рис. 8).

Основная характеристика новой модели применительно к структуре магистерской программы заключается в том, что радикальным образом изменяется соотношение обязательных учебных дисциплин и дисциплин по выбору. Число дисциплин, которые обязательны для всех студентов, обучающихся по данной программе, сводится к минимуму, как правило, не превышая одну треть от общего объема учебных дисциплин, а основную часть программы составляют, таким образом, дисциплины по выбору.

Каждый цикл дисциплин состоит из обязательного компонента (базовой и вариативной частей) и компонента по выбору. При этом перечень дисциплин обязательного компонента и соответствующие минимальные кредиты определяются государственными стандартами образования по соответствующим направлениям.

Соотношение между дисциплинами обязательного компонента и компонента по выбору в магистратуре составляет 30:70,

что позволяет реально реализовать принципы гибкости, мобильности и индивидуальности обучения.

В настоящее время в России выбор курсов совершается, как правило, из фиксированных альтернатив. Хотя есть вузы, например, Московская высшая школа социальных и экономических наук (Гу ВШЭ), в которых возможно применение двух моделей. В рамках первой модели дисциплины по выбору выбираются студентами не из фиксированных альтернатив, а из общего пула дисциплин. В рамках второй модели выбор части элективных дисциплин осуществляется из блоков (связок) дисциплин с требованием набрать минимальное число кредитов по каждому блоку. В результате одна треть рабочего учебного плана приходится на обязательные дисциплины, одна треть - на дисциплины, выбираемые из заданных тематических блоков, и еще одна треть - из свободного пула элективных дисциплин (рис. 9).

Рис. 9. Дисциплины по выбору

Магистрант строит свою образовательную траекторию под руководством научного руководителя, имеющего ученую степень и/или ученое звание. При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям науки. Требования к образовательной части программы специализированной подготовки по специальным дисциплинам определяются требованиями к профессиональной специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы и устанавливаются высшим учебным заведением.

Рабочий учебный план каждой магистерской программы включает следующие элементы:

- учебные дисциплины (обязательные и по выбору);

- научно-исследовательскую работу (научно-исследовательский семинар, самостоятельная работа студентов);

- практики (социально-проектную, педагогическую, исследовательскую, организационно-управленческую);

- итоговую государственную аттестацию (выпускную работу магистра - магистерскую диссертацию).

Переход к индивидуализации учебных планов требует иных подходов к планированию и организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.