Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЯЗЫКУ'

МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / принцип / метод / теория / системный анализ / дифференциация.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Феруза Хўжамқуловна Атабекова

В данной статье рассмотрена методика, как педагогика, которая принадлежит к числу общественных наук, а также рассмотрены вопросы изучения определѐнных аспектов формирования личности: этим обусловлены еѐ связи с другими науками. Современный уровень методической науки характеризуется прежде всего системным подходом к обучению языку. Усвоение языка как системы функционирующих единиц рассматривается в рамках системно-функционального подхода, который благотворно сказался на развитии теории и практики методической науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЯЗЫКУ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 8 |August, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-8-30-34

МЕТОДОЛОГИЯ - КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

ЯЗЫКУ

Феруза Хужамкуловна Атабекова

Преподаватель кафедры «Иностранные языки», Джизакский политехнический

институт.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена методика, как педагогика, которая принадлежит к числу общественных наук, а также рассмотрены вопросы изучения определённых аспектов формирования личности: этим обусловлены её связи с другими науками. Современный уровень методической науки характеризуется прежде всего системным подходом к обучению языку. Усвоение языка как системы функционирующих единиц рассматривается в рамках системно-функционального подхода, который благотворно сказался на развитии теории и практики методической науки

Ключевые слова: технология, принцип, метод, теория, системный анализ, дифференциация.

METHODOLOGY - AS A SYSTEMIC APPROACH TO LANGUAGE

TEACHING

ABSTRACT

This article discusses the methodology as pedagogy, which belongs to the number of social sciences, as well as the study of certain aspects of personality formation: this determines its connection with other sciences. The modern level of methodological science is characterized primarily by a systematic approach to language teaching. The assimilation of a language as a system of functioning units is considered within the framework of a system-functional approach, which has a beneficial effect on the development of the theory and practice of methodological science.

Keywords: technology, principle, method, theory, system analysis, differentiation.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 8 |August, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-8-30-34

ВВЕДЕНИЕ

Инновация обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Инновационные методы обучения - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Именно инновационные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности.

Последние два десятилетия ознаменованы серьёзными изменениями в общественно-политической и культурной жизни нашей страны. Смена идеологических установок привела к многообразию типов школ, методик, программ, учебников. «...стало необходимым введение стандартов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Широко применяются инновационные методики («инновация» её авторами переводится как «движение к новому»), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлечённый поиск, их речевое творчество» [3-61].

Методика, как и педагогика, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определённые аспекты формирования личности: этим обусловлены её связи с другими науками.

Философия обеспечивает методологические основы методики, понимания целей и задач обучения русскому языку. Теория познания утверждает, что путь к истине проходит этапы чувственного и рационального познания и завершается проверкой на практике. Рациональное познание осуществляется средствами языка, и всё огромное информационное богатство, накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц - слов, словосочетаний, предложений, текстов. «Усвоение языка - это связь времён, это овладение духовным наследством многих поколений» [3-92].

Язык является совершенным средством познавательной деятельности. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам и направленным на овладение речевыми умениями. Говорение и письмо - это устное и письменное

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 8 |August, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-8-30-34

выражение мысли. Поскольку рациональное познание опирается на познание чувственное, постольку и усвоение языка должно быть постоянно связано с реальностью: слово - с его денотатом, текст - с фактами жизни.

Познание завершается проверкой на практике, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.

Язык тесно связан с сознанием и мышлением, так как мысль материализуется в речи, в языковых формах. С помощью грамматики мы формируем мысль, придаём ей чёткость и законченность. Система грамматических форм как бы упорядочивает наше мышление. Например, изучение видов сложного предложения не самоцель, а одно из средств совершенствования мысли, доведение её до высокого уровня стройности, чёткости, доказательности, последовательности.

Методика тесно связана с психологией, так как обе науки изучают развитие речи и мышления школьников, а также процессы восприятия учебного материала, его запоминания и воспроизведения. «В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов» [3-53]. Психология изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи - говорения и восприятия чужой мысли.

«В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащегося» [3-87]. «В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьников с компьютером» [3-85].

В настоящее время задача развития творческих способностей человека является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в _учебе и труде. Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 8 |August, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-8-30-34

семилетних - 17% и у шестилеток - 37% опрошенных. Иными словами человек должен самостоятельно каждый день заставлять свой мозг работать.

Творческое мышление. Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира. Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

• ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

• создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

• стимулирование ответственности и независимости;

• акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Развивать творческое мышление - значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Методика тесно связана с дидактикой. Дидактика вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

В курсах дидактики бывают представлены различные классификации методов. Могут быть названы методы репродуктивные, поисковые, проблемные. Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный, индуктивный, метод языкового анализа, коммуникативный метод, генетический (при изучении словообразования, например), метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесён к числу поисковых методов и пр. Многие дидактические понятия и термины используются и в методике: урок, учебник, умения, цели обучения, воспитывающее обучение и др.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 8 |August, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-8-30-34

Значительные изменения в программах средней школы вызваны утверждением коммуникативного подхода в обучении русскому языку как родному. В программы были введены многие речеведческие понятия, такие, как «текст», «типы текста», «стили текста» и т. п., обусловившие усиление коммуникативной направленности в преподавании русского языка.

В последние годы большое внимание уделялось проблеме развития связной речи учащихся, в частности такого ее аспекта, как работа над выразительными языковыми средствами текстов разных стилей на уроках русского языка и литературы. На рубеже веков акценты переместились с изучения языка на изучение речи, а внимание учёных переключилось с объекта изучения (языка) на субъект речевой деятельности (человека). Этот факт предопределил значительное усиление так называемого антропоцентрического подхода (от греч. anthropos - человек).

В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений. Так, согласно антропологическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на правление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности» [1-54].

Литература

1. Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. - Т.: Фан ва технология. 2016. С.148

2. Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Балыхина Т.М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога. М.: 2000.

4. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.