6. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии. - СПб: СПбГИТ-МО(ТУ), 2001.- 360 с.
7. Короткова А.К. Биоэлектрографические корреляты успешности соревновательной деятельности спортсменов Олимпийского резерва в циклических видах спорта // Материалы X Международного конгресса по биоэлектрографии. -СПб, 2006. - С. 104-108.
8. Ловыгина О.Н. Метод газоразрядной визуализации в системе оценки вегетативных функций организма спортсменов // Материалы IX Международного конгресса по биоэлектрографии. - СПб, 2005. - С. 65-69.
9. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. - М.: Прогресс, 1986. - 418 с.
10. Korotkov K. Assessing biophysical energy transfer mechanisms in living systems: the basis of life processes / K. Korotkov, B. Williams, L.A. Wisneski // J. Altern. Complement. Med. - 2004 Fe; - 10(1). - P.83-86.
УДК 614.253
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Киргуев Петр Дабаевич,
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, кандидат медицинских наук, профессор Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, г. Краснодар, Россия kafedraozz@mail. т
В данной статье изложена исследовательская деятельность в вузе, которая основывается на тех принципах образования, которые связаны с приобретением квалификации и воспитанием личности, как на их основе формируются профессионально-личностные качества, как нравственная воспитанность и профессиональная компетентность преподавательского состава влияют на эффективность профессионально-этического воспитания будущих специалистов, значение нравственной атмосферы вуза и профессионально-этические требования к личности и профессионализму преподавателя, формирования Я-концепции будущего специалиста, как синтеза отношения к миру и себе.
Раскрыта методологическая основа профессионально-этического воспитания, значение социальных норм.
THE RESEARCH METHODOLOGY AND ETHICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENTS
Kirguev Petr, Head of the Department of Public Health, the Candidate of Medical Sciences, Professor Krasnodar Municipal Medical Institute ofHigher Nursing Education Krasnodar, Russia kafedraozz@mail. ru
In this article is stated a research activity in high school, which is based on those principles of education, connected with acquisition of qualification and education of the person, and how the professionally-personal qualities are formed on their basis; how do the moral good breeding and professional competence of teaching stuff influence on efficiency of the professionally-ethical education of the future specialists; the value of moral atmosphere of high school and the professionally-ethical requirements to the person and professionalism of the teacher; the formation of the I-concept of the future specialist as a synthesis of the relation to the world and to yourself .
The methodological basis of professionally-ethical education and the value of social norms are opened.
На современном этапе исследовательская деятельность в вузе основывается на тех принципах образования, которые непосредственно связаны одновременно с приобретением квалификации и воспитанием личности.
Одним из них является принцип фундаментализации образования. Он предполагает не только прочность усвоения профессиональной информации, но и сформированность нравственных ценностей и убеждений, аналитического мышления студента, что позволяет установить сущность происходящего, найти главное во взаимосвязи явлений и фактов.
Принцип интеграции образования способствует формированию социальной ориентированности, гибкости профессионального поведения.
Это, в свою очередь, развивает системное мышление, позволяющее быстро находить причины происходящего и устанавливать смысл действий и поступков, способствующее адекватности профессионального поведения этическим требованиям.
Принципы гуманизации и гуманитаризации образования направлены на формирование представления о духовной жизни человека, функциях нравственных чувств в формировании целенаправленности профессиональной деятельности. Это приучает студента рассматривать ценности жизни как ценности добра и блага для человека. Одновременно формируются такие личностные качества, как эмпатийность, гуманизм, доброжелательность, уважение к другому человеку, самоуважение.
Принцип дифференциации в образовании способствует учету возрастных, половых особенностей, профессиональных интересов и способностей обучающихся, побуждает к самопознанию, объективной самооценке, к сравнению себя с другими, содружеству, взаимопомощи, способности к партнерству.
Сопутствующий ему принцип индивидуализации предполагает ориентацию в обучении на индивидуальность студента, приобщение его ко всем видам
самостоятельной работы, самообразованию и самовоспитанию, активизацию чувства личной ответственности за свои действий и поступки, профессиональную подготовку в целом. Развитие самого сложного умения - соотносить нормативные требования общества и вуза со своими возможностями, правами и свободами.
Студент как объект и субъект образовательного процесса испытывает на себе влияние принципов современного образования: фундаментализации, профессионализации, интеграции, дифференциации, индивидуализации, творческой направленности, гуманизации и гуманитаризации. По мере реализации этих принципов на их основе формируются профессионально-личностные качества. Внутри этих систем и между ними существует своя иерархия. Наиболее общими принципами выступают воспитывающее и развивающее обучение, творческая и исследовательская направленность образования.
Творческая направленность - это исходная позиция в организации эффективного образовательного процесса.
Профессионализация обучения обязывает преподавателя каждого предмета направлять получаемую из различных источников информацию о приобретаемой специальности на мотивацию обучения, интеграцию содержания образования.
Фундаментализация образования лежит в основе всех других образовательных принципов. Она способствует формированию аналитического мышления, является базой мировоззрения, профессионального сознания и самосознания.
При этом нацеленность (направленность) образовательного процесса в вузе на формирование творческой личности специалиста определяет конечный результат педагогической деятельности. Эти принципы можно назвать общепрофессиональными и креативно профессиональными.
Следующая группа принципов лежит в основе концепции личностно ориентированного образования, предусматривающего становление специалиста-профессионала высокого уровня в зависимости от качества образовательного процесса.
Его поэтапное осуществление означает:
1. Учет способностей, одаренности, типа темперамента, особенностей характера, мотивации и ценностных ориентации обучающихся. Это подчеркивает И.П.Ильин, указывая, что в образовательном процессе учет индивидуальных особенностей определяет учебную деятельность в трех аспектах:
- качество приобретенного знания и опыта зависит как от общих свойств нервной системы, так и от ее отдельных характеристик;
- связь личностных и профессиональных качеств осуществляется на базе развития интеллекта при ценностной мотивации учения;
- учебные достижения динамичны в такой мере, в какой раскрываются и применяются общие и специальные способности в сфере интеллектуально-творческой деятельности.
2. Дифференцированное обучение студентов с учетом сильного и слабого типа нервной системы, преобладания интроверсии или экстраверсии.
3. Фактором успешной работы в вузе является ориентация на силу, лабильность и активированность нервных процессов, которые обеспечивают баланс положительных и отрицательных достижений в учении. Типологические свойства нервной системы выступают основанием устойчивой мотивации учения в вузе и
индивидуального стиля учебной деятельности (В.С. Мерлин). Эту группу принципов можно назвать индивидуально-профессиональными.
Господствующим стилем обучения признан когнитивный, который характеризуется следующими показателями:
- полизависимостью - главным признаком системного мышления и системного освоения информации;
- рефлексивностью, что развивает аналитические свойства интеллекта;
- лабильностью познавательного контроля, который определяет переклю-чаемость интеллекта с одной информации на другую и стимулирует обобщение информации;
- широким диапазоном эквивалентности, необходимым для сопоставления информации, сравнения ее, нахождения общего и различного;
- толерантностью, выражающей терпимость к неожиданно нетрадиционному в науке и практике и предполагающей способность к нахождению компромисса, обобщению и объединению различных позиций.
Анализ литературы и наблюдение за работой преподавателей в вузе показали, что:
- стиль деятельности обуславливает стиль общения;
- личностные качества специалиста в рамках образовательного процесса определяют его профессиональное поведение;
- адаптация студента к преподавателям и преподавателя к студентам прежде всего происходит на базе взаимодействия стилей деятельности и педагогического общения. Отсюда, нравственная воспитанность и профессиональная компетентность преподавательского состава являются важнейшими факторами эффективности профессионально-этического воспитания будущих специалистов. Поэтому важно создавать единые социально-психологические основы этически выраженного взаимопонимания и сотрудничества с тем, чтобы образовательный процесс реально стал воспитывающим.
Первым основанием процесса профессионально-этического воспитания является здоровый образ жизни. Вторым - этика поведения. Третьим основанием служат факторы личностного развития, одновременно выступающие движущей силой, внутренней предпосылкой, определяющими поведение субъекта и его деятельность.
Интеграция образования способствует формированию жизненного, в том числе и профессионального опыта, если в обучении эффективно осуществляется связь теории и практики (общепедагогическое условие и принцип обучения). При непрерывной диагностике, взаимосвязи контроля и самоконтроля формируется адекватная самооценка. И так во всех аспектах факторы воспитания личности специалиста оптимально действуют при наличии определенных условий, если обеспечиваются соответствующими направлениями образовательного процесса. Эта закономерность - связь факторов, условий и направлений образовательного процесса - является исходной методологической установкой при создании вузовских образовательных и воспитательных технологий.
Организационно-методическими решениями служат нравственная атмосфера вуза и профессионально-этические требования к личности и профессионализму преподавателя.
Нравственный облик преподавателя вуза во всем мире считается основной характеристикой специалиста наряду с профессионализмом. Указанные профессиональные качества преподавателя согласуются с теми профессионально-этическими качествами, которыми должен обладать студент. В этом случае следует говорить о едином этическом пространстве нравственной подготовки специалиста.
Факторный подход к профессионально-этическому воспитанию студентов предполагает связь внешних факторов (условий) и внутренних (движущих сил саморазвития будущего специалиста). Ее направленность прежде всего касается Я-концепции будущего специалиста как синтеза отношения к миру и себе, где определяются профессиональный идеал, профессиональные ценности, установки, мотивация деятельности и поведения. Одновременно с Я-концепцией формируются интегративные профессионально-личностные качества, присущие любой деятельности, но более всего актуальные в аспекте профессии медицинской сестры: контактность, гуманистичность, прогностичность, нравственная устойчивость, ответственность, адекватная самооценка, компетентность, способность к врачеб-но-замещающим действиям.
Условия, которые обеспечивают реализацию принципов образовательного процесса: осуществление профессионализации образовательного процесса и организация профессионально-этических отношений в системе "студент-студент", "преподаватель-студент", "преподаватель-преподаватель". Все факторы и условия профессионально-этического воспитания взаимодействуют на основе принципа их свободного сочетания в различной деятельности при самореализации сил и способностей студента в социокультурной среде.
Таким образом, и с позиции методологии, и с позиции его организационных основ, законодательных актов, высшее образование является этико-центрированным воспитательным процессом, стержнем которого выступает формирование профессионально-нравственной Я-концепции специалиста.
Официально предписанная законодательством, обоснованная профессиональной педагогикой и психологией, подтвержденная педагогическим опытом данная концепция является отражением всех педагогических исследований в сфере высшего образования. Это определяет и административно-управленческие требования к работнику вуза как ученому и специалисту.
Образовательный процесс в вузе, построенный с учетом указанного подхода, позволяет определить единые педагогические позиции в преподавательском коллективе.
Первая позиция: общая направленность на профессию есть направленность образовательного процесса на профессионально-личностные качества специалиста.
Вторая позиция: исследовательская направленность образовательного процесса обеспечивает одновременно связь учебных и исследовательских умений и навыков с опытом самостоятельной активной творческой деятельности студента.
Третья позиция: вузовские образовательные технологии в такой мере эффективны, в какой концентрируют в себе вышеназванные факторы и сопутствующие им алгоритмы познавательной самостоятельности, профессионального мышления, мотивации учения.
Четвертая позиция: качество овладения учебным материалом, согласно государственным образовательным стандартам, требует новой стратегии высшего образования:
- реализации на практике триединой цели подготовки будущего специалиста; формирования его личности в трех аспектах: профессионала, исследователя, творческого сотрудника;
- применения адекватных диагностических методик определения качественных характеристик этической воспитанности студента;
- ориентации на сформированность основных профессионально-личностных качеств будущего специалиста как ведущих и устойчивых характеристик его профпригодности и последующего профессионального роста. Диагностика эффективна, если она реализуется на основе самопознания как студентов, так и преподавателей;
- опережения развития профессионального мышления и применения знаний на практике;
- связи базовых умений и навыков в учебной и исследовательской деятельности студентов с самоисследованием;
- оценки целесообразности и эффективности вузовских технологий обучения и воспитания с позиции факторной концепции качества современного образования.
В аспекте личностно ориентированного образования идея развития профессионального самосознания студента выступает другим методологическим основанием осуществления профессионально-этического воспитания.
Их основными структурными элементами являются следующие:
а) системно-образующие - осознанность студентом профессиональной направленности своей личности;
б) структурно-образующие - взаимодействие в сфере профессии, профессиональная компетентность будущего специалиста.
Корректирующие - объективная самооценка, сложившаяся на основе самоанализа качества своего обучения в вузе.
Кроме того, корректирующими факторами выступают опыт саморегуляции поведения и деятельности и статус студента в общественном мнении.
Уровень профессионального самоосознания (сопричастность "Я" к профессии) зависит от мотивации учения студентов с учетом их реального жизненного самоопределения, объективной самооценки или своей учебной и практической деятельности, личной заинтересованности в будущей качественной профессиональной деятельности, самореализации сил и способностей в вузовском обучении и самовоспитании.
В силу сложности соотношения этих двух процессов - образовательного и самовоспитания студента - связь между ними осуществляется на основе исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Исследовательский характер обучения выступает предпосылкой профессионально-этического опыта специалиста, так как само исследование есть открытие нового в мире и себе, в деятельности и поведении.
Если направленность личности и определяемая ею жизненная позиция студента формируются неэффективно, то целесообразно в содержании образования сделать акцент на профессионализацию обучения, фундаментализацию информа-
ции, т. е. ее мотивированность с позиции значимости для будущей профессии и самоинформированности в аспекте профессионального "Я".
Следующим методологическим основанием профессионально-этического воспитания служит взаимосвязь научного видения проблем подготовки специалиста с позиции этики, эстетики, социологии и педагогики, с одной стороны (профессиональные аспекты решения проблемы), и взаимосвязь этики, истории, философии, этнологии, этнопсихологии, этнической культуры человека в целом - с другой. Это обусловлено тем, что образование и воспитание - социальные процессы, в которых переплетены все аспекты жизни общества: экономические, политические, национальные, личностные и др. Но регулирует все виды общественных отношений социальная этика, а профессиональная - включает их в себя и детализирует. С этих позиций в современном российском обществе складываются основные этические нормы во всех профессиях.
Все социальные нормы, выступающие как основы жизненного существования человека, являются предпосылками внутренних нравственных норм, обусловливающих становление личности специалиста. Такой подход соответствует теории социальных и психологических факторов в педагогике и психологии. Согласно ей, личность есть система отношений, синтез социального и индивидуального опыта, развития сознания и самосознания. Это и определяет согласованную систему формирования профессионально-этических качеств на базе деятельност-ного подхода.
Цель деятельности определяет этические принципы и нормы. Их освоение в деятельности, в образе жизни и отношениях формирует профессионально-этические качества, которые затем реализуются в профессиональном поведении, деятельности и служебном этикете. Важно содержание образования сделать фактором формирования профессионального сознания, а педагогическое отношение в образовательном процессе построить на этико-праксиологической основе.
Литература
1. Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика // Клиническая меди-цина.-1981. -№1. -104-106с.
2. Богуславский М.В. Педагогические цивилизации: общее и особенное // Российский исторический журнал.1996.№1.-17-22с.
3. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. // Киев. -1982. -68с.
4. О самовоспитании врача / Е.А. Вагнер, А.А. Росновский, П.Д. Ягупов // Медицина. - 1971.- С.150.
5. Гостин Л. Соблюдение прав человека в области оказания психиатрической помощи: Принципы прав человека // Право и психиатрия. М., -1991.-172, 313, 324 с.
6. Добровольская Б. Модель современной мед.сестры // Здравоохранение. Бухарест. -1973. -№4 -485-492с.
7. Мамаев В.Л. Воспроизводство научных кадров высшей квалификации в современных условиях/ Мамаев В.Л., Терехов А.И. // Проблемы прогнозирования. М., 1997 -№3. - 95-104с.