Научная статья на тему 'Методология исследования факторов социально-психологической адаптации молодежи в промышленности на Севере республики Саха (Якутии)'

Методология исследования факторов социально-психологической адаптации молодежи в промышленности на Севере республики Саха (Якутии) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ СФЕРА НА СЕВЕРЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Валентина Никифировна, Афанасьева Анна Егоровна, Харитонова Маритэ Никитична

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проводится новый этап промышленного освоения природных ископаемых запасов, создаются новые отрасли экономики, активно реализуется Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Потребность отраслей экономики в кадрах технического и технологического профиля возрастает, особенно в рабочих специалистах. Умение принимать правильные управленческие решения, эффективно управлять командой, владеть новыми знаниями, информационными технологиями, формировать коммуникативные и психологические навыки являются главной составляющей успеха профессионального, карьерного роста специалиста и результативной работы предприятия. Нами была поставлена цель исследования: разработка методологии исследования целостной структуры индивидуальности как фактора социально-психологической адаптации молодежи к профессиональной деятельности в промышленной сфере Севера. Задачи исследования: разработка проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и целостной структуры индивидуальности молодежи; подбор методического инструментария эмпирического исследования. Объект исследования: социально-психологическая адаптация молодежи к профессиональной деятельности. Предмет исследования: целостная структура индивидуальности молодежи. В ходе работы были выделены принципы исследования целостной индивидуальности, ее компоненты и их содержательные показатели: психофизиологические характеристики адаптации, умение прогнозировать, функциональная выносливость к общению и предметной деятельности, толерантность: социальная, личностная, этническая; саморегуляция, мотивация и стратегии адаптации. Сформулировано предположение о взаимосвязи типа сложившейся структуры индивидуальности и адаптационных стратегий, а также личностных особенностей молодежи. Полученные результаты необходимы для продолжения выявления факторов социально-психологической адаптации молодежи к профессиональной деятельности в промышленной сфере на Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research Methodology of the Factors of Socio-Psychological Adaptation of Young People in the Industry in the North of the Republic of Sakha (Yakutia)

Currently in the Republic of Sakha (Yakutia) there is a new stage of industrial development of natural resources, new branches of the economy are being created, the scheme of complex development of productive forces, transport and energy of the republic until 2020 is being actively implemented. The need for economic sectors in the personnel of the technical and technological profile is increasing, especially in the working specialists. Ability to make the right management decisions, to effectively manage the team, to master new knowledge, information technologies, to form communication and psychological skills are the main component of the success of the professional, career growth of the specialist and effective work of the enterprise. We set the research goal: the development of a methodology for studying the integral structure of individuality as a factor in the socio-psychological adaptation of young people to professional activities in the industrial sphere of the North. Objectives of the study: 1. development of the problem of interrelation between social and psychological adaptation and integral structure of youth’s individuality; 2. Selection of methodological tools for empirical research. Object of the study: socio-psychological adaptation of young people to professional activities. The subject of the study: the integral structure of the individuality of youth. In the course of the work, the principles of researching the whole personality, its components and their content indicators were singled out: psychophysiological characteristics of adaptation, ability to predict, functional endurance to communication and objective activity, tolerance: social, personal, ethnic; self-regulation, motivation and adaptation strategies. An assumption is made about the relationship between the type of the existing structure of individuality and adaptation strategies, as well as the personal characteristics of young people. The results are necessary to continue to identify the factors of socio-psychological adaptation of young people to professional activities in the industrial sphere in the North.

Текст научной работы на тему «Методология исследования факторов социально-психологической адаптации молодежи в промышленности на Севере республики Саха (Якутии)»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.9.07

В.Н. Егорова, А.Е. Афанасьева, М.Н. Харитонова

Методология исследования факторов социально-психологической адаптации молодежи в промышленности на Севере Республики Саха (Якутии)

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проводится новый этап промышленного освоения природных ископаемых запасов, создаются новые отрасли экономики, активно реализуется Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Потребность отраслей экономики в кадрах технического и технологического профиля возрастает, особенно в рабочих специалистах. Умение принимать правильные управленческие решения, эффективно управлять командой, владеть новыми знаниями, информационными технологиями, формировать коммуникативные и психологические навыки являются главной составляющей успеха профессионального, карьерного роста специалиста и результативной работы предприятия. Нами была поставлена цель исследования: разработка методологии исследования целостной структуры индивидуальности как фактора социально-психологической адаптации молодежи к профессиональной деятельности в промышленной сфере Севера. Задачи исследования: разработка проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и целостной структуры индивидуальности молодежи; подбор методического инструментария эмпирического исследования. Объект исследования: социально-психологическая адаптация молодежи к профессиональной деятельности. Предмет исследования: целостная структура индивидуальности молодежи. В ходе работы были выделены принципы исследования целостной индивидуальности, ее компоненты и их содержательные показатели: психофизиологические характеристики адаптации, умение прогнозировать, функциональная выносливость к общению и предметной деятельности, толерантность: социальная, личностная, этническая; саморегуляция, мотивация и стратегии адаптации. Сформулировано предположение о взаимосвязи типа сложившейся структуры индивидуальности и адаптационных стратегий, а также личностных особенностей молодежи. Полученные результаты необходимы для продолжения выявления факторов социально-психологической адаптации молодежи к профессиональной деятельности в промышленной сфере на Севере.

ЕГОРОВА Валентина Никифировна - кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: ve373@mail.ru

EGOROVA Valentina Nikifirovna - PhD in psycology, Assistant professor Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

АФАНАСЬЕВА Анна Егоровна - кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: ae.afanasieva@s-vfu.ru

AFANASYEVA Anna Egorovna - PhD in psycology, Assistant professor Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ХАРИТОНОВА Маритэ Никитична - старший преподаватель, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: maritahara@mail.ru

KHARITONOVA Mariteh Nikitichna - Senior Lecture, Institute of Psychology, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Ключевые слова: системный подход, методология, индивидуальность, целостная структура индивидуальности, типологический синдром индивидуальности, компоненты индивидуальности, адаптация, молодежь, профессиональная деятельность, промышленная сфера на Севере.

V.N. Egorova, A.E. Afanasyeva, M.N. Kharitonova

The Research Methodology of the Factors of Socio-Psychological Adaptation of Young People in the Industry in the North of the Republic of Sakha (Yakutia)

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Currently in the Republic of Sakha (Yakutia) there is a new stage of industrial development of natural resources, new branches of the economy are being created, the scheme of complex development of productive forces, transport and energy of the republic until 2020 is being actively implemented. The need for economic sectors in the personnel of the technical and technological profile is increasing, especially in the working specialists. Ability to make the right management decisions, to effectively manage the team, to master new knowledge, information technologies, to form communication and psychological skills are the main component of the success of the professional, career growth of the specialist and effective work of the enterprise. We set the research goal: the development of a methodology for studying the integral structure of individuality as a factor in the socio-psychological adaptation of young people to professional activities in the industrial sphere of the North. Objectives of the study: 1. development of the problem of interrelation between social and psychological adaptation and integral structure of youth's individuality; 2. Selection of methodological tools for empirical research. Object of the study: socio-psychological adaptation of young people to professional activities. The subject of the study: the integral structure of the individuality of youth. In the course of the work, the principles of researching the whole personality, its components and their content indicators were singled out: psychophysiological characteristics of adaptation, ability to predict, functional endurance to communication and objective activity, tolerance: social, personal, ethnic; self-regulation, motivation and adaptation strategies. An assumption is made about the relationship between the type of the existing structure of individuality and adaptation strategies, as well as the personal characteristics of young people. The results are necessary to continue to identify the factors of socio-psychological adaptation of young people to professional activities in the industrial sphere in the North.

Keywords: system approach, methodology, individuality, integral structure of individuality, typological personality syndrome, individuality components, adaptation, youth, professional activity, industrial sphere in the North.

Введение

По результатам исследования Г.В. Резапкина, каждый третий подросток покидает школу, не имея представлений о том, кем он будет работать, каждый второй выпускник вуза работает не по специальности [1]. Одновременно наблюдается отсутствие ориентации на профессии, востребованные в современном производстве, не менее престижные и материально обеспеченные, но требующие определенных индивидуальных и личностных качеств.

Проблемы социального развития регионов, особенности региональных образовательных систем изучали Ф.В. Габышева, Г.А. Гнатюк, С.И. Григорьев, MA. Бендюков, М.Н. Борисов, К.Д. Дьячковский, Е.П. Жирков, В.И. Журавлев, В.М. Жураковский, Г.А. Иванов, Е.И. Михайлова, О.Т. Рабинович, И.Л. Соломин, E.H. Федорова, H.H. Чистяков, П.А. Шавир и др.

Сущностные характеристики этнических особенностей и ценностных ориентаций в системе жизненного самоопределения современной молодежи рассматривались в работах Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, И.С. Кона, П.С. Максимова, A.B. Мордовской, Н.М. Мельниковой, А.П. Оконешниковой, А.Н. Яковлевой и др.

Социально-психологические, педагогические проблемы профессионального самоопределения и становления молодёжи освещены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Артемьева, П.Р. Атутова, В.Г. Бочаровой, А.Н. Джуринского, П.В. Макарова, JI.M. Митиной,

A.Г. Новикова, A.B. Петровского, В.А. Полякова, A.M. Прихожан, Н.Ф. Родичева, Т.Г. Стефа-ненко, H.H. Толстых, С.Н. Чистяковой и др.

Проблема национально-региональных аспектов вузовской социализации личности рассматривались в исследованиях С.Б. Бахваловой, К.Е. Егоровой, А.Н. Жуковой, Е.Г. Карповой,

B.Я. Ядобчевой и др.

Признавая большой вклад исследователей в решение проблем психолого-педагогической и профессиональной адаптации молодёжи, необходимо отметить недостаточную разработанность вопросов, которые касаются специфики психологической адаптации и факторов, способствующих успешной адаптации молодёжи в промышленной сфере.

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель исследования: разработка методологии исследования целостной структуры индивидуальности как фактора социально-психологической адаптации молодежи к профессиональной деятельности в промышленной сфере Севера.

Задачи исследования:

1) разработка проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и целостной структуры индивидуальности молодежи;

2) подбор методического инструментария эмпирического исследования.

Объект исследования: социально-психологическая адаптация молодежи к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: целостная структура индивидуальности молодежи.

Теоретический анализ структуры целостной индивидуальности

Методология данного исследования базируется как на общих методах научного познания - анализе и синтезе, восхождении от абстрактного к конкретному и др., так и на междисциплинарных методах познания (системный анализ). Методологическими принципами исследования явились принцип системности, объективности рассмотрения, принцип детерминизма.

Теоретико-методологическую основу исследования составило современное научное представление Базылевич Т.Ф. о системной природе индивидуальности человека и его роли в социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Автор ввела понятие «целостная индивидуальность», т.е. индивидуальность целостна, неделима; определяется через своеобразие организации свойств индивида и личности в субъекте психической деятельности. Индивидуальность - единство свойств, основанных на прошлом развитии личности, это предпочитаемый тип активации, который, исходя из прошлого опыта, наиболее благоприятен в настоящем с прогнозом на будущее [2].

Выделяются два основных типа синдромов целостной индивидуальности:

1. Малая функциональная устойчивость (низкий уровень) неспецифических активацион-ных влияний на весь мозг (призванных поддерживать его тонус) компенсируется широкими контактами в общении, предпочтением невысокого темпа действий, малой выраженностью опережающих форм реагирования и тщательного планирования будущих событий, невысокой чувствительностью - высокими абсолютными порогами.

Лица первого типа сравнительно хорошо переносят стрессогенные обстоятельства жизнедеятельности, но не могут эффективно работать при монотонии, психологическом пресыщении. Обладают хорошей памятью на абстрактные символы, хуже запоминают логически оформленную информацию, трудно переносят одиночество. Достижение высоких социальных результатов требует выработки особого индивидуального стиля деятельности: высокой ее мотивации, выполнения заданий от легких к трудным, поданных большими порциями в коллективной работе.

2. Мощное активирующее влияние ретикулярной формации на функциональные системы, в свою очередь, позволяет индивидам со слабой нервной системой хорошо переносить состояние монотонии, из-за высокой чувствительности (низких абсолютных порогов) быстро реагировать на слабые сигналы, хорошо запоминать логически оформленную информацию, повышать эффективность деятельности за счет тщательного планирования и развернутости

планирующих, ориентировочных действий. В то же время высокий уровень активации мозговых структур повышает вероятность выхода за пределы максимума работоспособности в периоды относительно продолжительных или интенсивных функциональных нагрузок. Данная типология обусловливает неустойчивость к стрессу, ухудшение работоспособности при высокой мотивации деятельности. Оптимальный индивидуальный стиль деятельности противоположен тому, который показан лицам с первым типом целостной индивидуальности.

Стоит отметить, что обладание синдромом признаков индивидуальности определенного типа не детерминирует однозначным образом эффективность и результативность действий индивида при выработке у него оптимального стиля профессиональной деятельности и -в целом - жизнедеятельности [3].

В результате проведенного теоретического анализа структуры целостной индивидуальности появляется возможность выделить структурные компоненты, отвечающие за социально-психологическую адаптацию личности к определенной профессиональной деятельности в специфических условиях, в частности, условиях Севера РС (Я).

Адаптацией к профессиональной среде является многоуровневое структурное образование, которое включает физиологический, психологический и социальный уровни [4]. Эти три уровня адаптации взаимосвязаны между собой и определяют общее функциональное состояние организма. При этом функциональное состояние человека представляет собой интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности [5]. В нем выделяют две составляющие, которые влияют на уровень адаптации. Это субъективное составляющее, обеспечивающее мо-тивационное, целенаправленное поведение, и объективное составляющее, обеспечивающее восстановление нарушенного гомеостаза.

Под субъективными составляющими понимают личностные образования человека, которые, в нашем случае, представляют типы индивидуальности. По нашим предположениям, именно они во многом определяют функциональное состояние организма и регулируют не только процесс адаптации организма к окружающей среде, но и особенности деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь типа индивидуальности и адаптационных стратегий

Тип индивидуальности

1 тип индивидуальности

2 тип индивидуальности

Типы стратегии адаптации

Дифференциальный

Авральный

Экономный

Стериотипизированный

Профессиональная деятельность

Соотнесение типологии индивидуальности и адаптационных стратегий позволяет предположить, что рабочие, занятые в алмазодобывающей промышленности, в преобладающей степени относятся к первому типу, по Базылевич Т.Ф. Основными характеристиками данного типа являются способности сравнительно хорошо переносить стрессогенные обстоятельства жизнедеятельности, к хорошему запоминанию абстрактных символов, чем логически оформленную информацию, трудно переносят одиночество. Они не могут эффективно работать при монотонии, психологическом пресыщении. Достижение высоких социальных результатов требует от них выработки особого индивидуального стиля деятельности: высокой ее мотивации, выполнения заданий от легких к трудным, поданных большими порциями в коллективной работе.

Обоснование методов исследования факторов социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности в условиях Севера РС (Я)

Для выявления факторов и подтверждения предположения о взаимосвязи типа сложившейся структуры индивидуальности и адаптационных стратегий, а также личностных особен-

ностей молодежи, необходимо выявление названных компонентов и их содержательных показателей: психофизиологические характеристики адаптации, умение прогнозировать, функциональная выносливость к общению и предметной деятельности, толерантность: социальная, личностная, этническая; саморегуляция, мотивация и стратегии адаптации.

Разработка системных показателей исследования предполагает использование анализа документов, экспертного опроса, нескольких углубленных интервью и фокус-групп. Методика сбора информации включает применение психодиагностических методик исследования психофизиологических характеристик и личностных особенностей респондентов.

Анализ результатов исследования будет проводиться по следующим основаниям: территориальному признаку, во временном срезе, в рамках системного признака (то есть признака, присущего молодежи как социальной группе).

Полученные данные будут обработаны с помощью методов статистической обработки данных - корреляционный и факторный анализы (коэффициент корреляции Вилкоксона, крите -рий углового преобразования Фишера с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 19.0). Интерпретации будут подвергнуты данные при p< 0,05.

Основа выборки - деление изучаемой генеральной совокупности (жители республики в возрасте от 14 до 35 лет) на типические группы (по четырем возрастным группам - учащиеся и студенты в возрасте 14-17 лет, студенты 18-23 лет, рабочая молодежь 24-30, 31-35 лет; типам промышленного производства, типу территории).

В целом. при сборе эмпирического материала возможно использование батареи методик, отвечающих целям данного исследования (табл. 2).

Таблица 2

Перечень методического инструментария

Факторы социально-психологической адаптации Компоненты структуры индивидуальности и адаптационной стратегии Методики

Личностный ресурс -структуры личностной индивидуальности Психофизиологические характеристики адаптации Базылевич Т.Ф. Опросник структуры целостной индивидуальности

Умение прогнозировать

Функциональная выносливость к общению и предметной деятельности

Толерантность: социальная, личностная, этническая,

Саморегуляция Методика Моросановой В.И. «Стиль саорегуляции»

Мотивация Методика диагностики мотивацион-ной структуры личности (В.Э. Мильман, 1990)

Стратегии адаптации К. Роджерс, Р. Даймонд Методика социально-психологической адаптации (в модификации А.К. Осницкого)

Средовый ресурс Финансово-экномический аспект Анкетирование, Методы анализа документов

Климатические условия/ регион (УлУс) Анализ метеоусловий местности

Климат коллектива, социальный статус Методика изучения психологического коллектива

Заключение

На адаптационные стратегии профессиональной деятельности влияют личностные особенности самого человека, характеристики самой внешней среды и субъективный способ её оценки. Эффективность профессиональной деятельности специалистов, работающих в ар-

ктических условиях, в значительной степени определяется степенью их физиологической, психологической и социально-психологической адаптации к социальной и природной среде. Исследователи подчеркивают не только возможности обеспечения необходимых условий для работы, но и изучают адаптационные ресурсы человека.

Соотнесение типологии индивидуальности и адаптационных стратегий позволяет предположить, что рабочие, занятые в алмазодобывающей промышленности, в преобладающей степени относятся к первому типу, по Базылевич Т.Ф. Основными характеристиками данного типа являются способности сравнительно хорошо переносить стрессогенные обстоятельства жизнедеятельности, к хорошему запоминанию абстрактных символов, чем логически оформленную информацию, трудно переносят одиночество. Они не могут эффективно работать при монотонии, психологическом пресыщении. Достижение высоких социальных результатов требует от них выработки особого индивидуального стиля деятельности: высокой ее мотивации, выполнения заданий от легких к трудным, поданных большими порциями в коллективной работе.

Все вышесказанное подтверждает актуальность знания о природных компонентах индивидуальных различий в их целостности для решения таких остроактуальных проблем, как индивидуализация обучения школьников и становления профессионала, экологически оптимальное «сопряжение» взаимодействий человека с техникой и другими людьми, научная обоснованность профотбора и расстановки кадров.

Нами были выделены принципы исследования целостной индивидуальности, ее компоненты и их содержательные показатели: психофизиологические характеристики адаптации, умение прогнозировать, функциональная выносливость к общению и предметной деятельности, толерантность: социальная, личностная, этническая; саморегуляция, мотивация и стратегии адаптации.

Сформулировано предположение о взаимосвязи типа сложившейся структуры индивиду -альности и адаптационных стратегий, а также личностных особенностей молодежи.

Литература

1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М., 2008.

2. Базылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. - М., 1997.

3. Базылевич Т.Ф. Безработица: новые принципы и технологии психологической поддержки. - М., 2008.

4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

5. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.

References

1. Rezapkina G.V. Psihologiya i vybor professii. Programma predprofil'noj podgotovki. - M., 2008.

2. Bazylevich T.F. K psihologii celostnoj individual'nosti. - M., 1997.

3. Bazylevich T.F. Bezrabotica: novye principy i tekhnologii psihologicheskoj podderzhki. - M., 2008.

4. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v ehkstremal'nyh usloviyah // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - T. 22. - № 1. - S. 16-24.

5. Leonova A.B. Psihodiagnostika funkcional'nyh sostoyanij cheloveka. - M., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^íMír^ír

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.