Научная статья на тему 'Методология и принципиальные основы экспериментально-фонетических исследований'

Методология и принципиальные основы экспериментально-фонетических исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1091
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ / ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ / РАЗНООБРАЗНАЯ АППАРАТУРА / EXPERIMENTALLY-PHONETIC METHODS / PHONETIC RESEARCH / THE ACOUSTICAL ANALYSIS / PHONOLOGIC ASPECT / THE ANALYSIS OF PERCEPTION OF THE LANGUAGE PHENOMENA / VARIOUS EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Губайдуллина Гулниса Тахировна

Одним из важнейших принципиальных вопросов, связанных с проведением экспериментально-фонетических исследований, является вопрос об анализе восприятия изучаемых явлений. Метод, с которого должно начинаться фонетическое исследование, должен совпадать с методом анализа любых языковых явлений. Для того чтобы поставить задачу исследования и выдвинуть рабочую гипотизу, необходимо прежде всего подвергнуть соответствующее явление слуховому анализу. Фонетист должен развивать у себя фонетический слух и мышечное чувство. Оценка надежности результатов является одним из крайне важных моментов в экспериментально-фонетическом исследовании. Экспериментально-фонетические методы, помогая исследователю в обнаружении звуковых различий, уточнении их характера, дают точные определения объективных свойств того или иного звукового явления, а также и соответствующих артикуляций произносительных органов. При выборе метода исследования нужно иметь в виду не только поставленную задачу, но и степень владения данным методом, умение экспериментатора правильно оценить полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND BASIC BASES OF EXPERIMENTALLY-PHONETIC RESEARCHES

One of the major questions of principle connected with carrying out of experimentally-phonetic researches, the question on the analysis of perception of the studied phenomena is. The method with which phonetic research should begin, should coincide with a method of the analysis of any language phenomena. To set the task of research and to put forward working hypothesis, it is necessary to subject the corresponding phenomenon to the acoustical analysis, first of all. Phonetics should develop at itself phonetic hearing and muscular feeling. The estimation of reliability of results is one of extremely important points in experimentally-phonetic research. Experimentally-phonetic methods, helping the researcher with detection of sound distinctions, in specification of their character, give exact definitions of objective properties of this or that sound phenomenon, together with corresponding articulations pronunciation bodies. At a choice of a method of research it is necessary to mean not only a task in view, but also possession degree the given method, ability of the experimenter correctly to estimate the received results.

Текст научной работы на тему «Методология и принципиальные основы экспериментально-фонетических исследований»

УДК 81'34

Г.Т. ГУБАЙДУЛЛИНА

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова: экспериментально-фонетические методы, фонетическое исследование, слуховой анализ, фонологический аспект, анализ восприятия языковых явлений, разнообразная аппаратура.

Одним из важнейших принципиальных вопросов, связанных с проведением экспериментально-фонетических исследований, является вопрос об анализе восприятия изучаемых явлений. Метод, с которого должно начинаться фонетическое исследование, должен совпадать с методом анализа любых языковых явлений. Для того чтобы поставить задачу исследования и выдвинуть рабочую гипотизу, необходимо прежде всего подвергнуть соответствующее явление слуховому анализу. Фонетист должен развивать у себя фонетический слух и мышечное чувство. Оценка надежности результатов является одним из крайне важных моментов в экспериментально-фонетическом исследовании. Экспериментально-фонетические методы, помогая исследователю в обнаружении звуковых различий, уточнении их характера, дают точные определения объективных свойств того или иного звукового явления, а также и соответствующих артикуляций произносительных органов. При выборе метода исследования нужно иметь в виду не только поставленную задачу, но и степень владения данным методом, умение экспериментатора правильно оценить полученные результаты.

G.T. GUBAJDULLINA

METHODOLOGY AND BASIC BASES OF EXPERIMENTALLY-PHONETIC RESEARCHES

Key words: experimentally-phonetic methods, phonetic research, the acoustical analysis, phonologic aspect, the analysis of perception of the language phenomena, various equipment.

One of the major questions of principle connected with carrying out of experimentally-phonetic researches, the question on the analysis of perception of the studied phenomena is. The method with which phonetic research should begin, should coincide with a method of the analysis of any language phenomena. To set the task of research and to put forward working hypothesis, it is necessary to subject the corresponding phenomenon to the acoustical analysis, first of all. Phonetics should develop at itself phonetic hearing and muscular feeling. The estimation of reliability of results is one of extremely important points in experimentally-phonetic research. Experimentally-phonetic methods, helping the researcher with detection of sound distinctions, in specification of their character, give exact definitions of objective properties of this or that sound phenomenon, together with corresponding articulations pronunciation bodies. At a choice of a method of research it is necessary to mean not only a task in view, but also possession degree the given method, ability of the experimenter correctly to estimate the received results.

Для получения ответа на различные вопросы в области фонетики необходимы различные экспериментально-фонетические методы, которые представляют собой разнообразие приёмов и методик при работе с исследуемыми объектами.

Методы экспериментальной фонетики возникли в недрах языковедения. Как известно, первым, кто стал применять некоторые физиологические приборы при анализе речевых артикуляций, был В.А. Богородицкий [2]. После него, но независимо от него, П. Руссло создал в Сорбонне специальную лабораторию, получившую в дальнейшем широкую известность и ставшую школой для многих фонетистов не только Франции, но и ряда других стран, в том числе и России. Работы П. Руссло, хотя и имели лингвистическую направленность, страдали иногда пренебрежением к аспекту исследования.

Экспериментально-фонетические методы чрезвычайно разнообразны -от спектрографического и кинорентгенографического до слухового. Если сравнить эти методы при работе, то определённо ясно, что рентген и палато-граммы показывают место артикуляции; ранее использованные кимограммы говорят о способе артикуляции, позволяя выяснить длительность и некоторые акустические характеристики звуков, а спектрограф даёт сведения о том, ка-

кие обертоны усиливаются в резонирующих полостях при произношении того или иного гласного, передаёт акустический спектр звуков языка. Метод пала-тограмм менее совершенен, чем рентгенографичечсий метод. Он даёт лишь отпечаток от наибольшего подъёма языка, причём, за исключением односложных слов с губными согласными, применим лишь к изучению изолированных, на слух установленных, немногих вариантов фонем, так как данный метод оставляет в стороне всё многообразие звуков человеческой речи. Рентгенография - наиболее универсальный метод, позволяющий увидеть в процессе артикуляции то, что недоступно палатографическому методу. Он показывает положение и деятельность всех органов речевой артикуляции, начиная от голосовых связок и кончая губами [1, 4, 7].

Экспериментально-фонетические методы, конечно, не могут быть заменены один другим, и все они нужны для изучения звуков с различных сторон. К этим методам относят и метод слухового анализа, о необходимости которого говорил ещё В.А. Богородицкий [3, с. 63]. Инструментальные данные вновь подтвердили важность и необходимость слухового анализа, его объективность и достоверность. Сопоставление результатов различных методов исследования допускает вариации в самом произношении, а также индивидуальные особенности, зависящие от анатомических особенностей органов артикуляции.

Сегментация речевого потока на языковые единицы осуществляется только на основании лингвистических критериев, т.е. через членение на фонемы. Впервые в истории науки это было показано Щербой еще в 1912 г. в «Русских гласных» [5, с. 12]. Позднее он писал: «Ничто не отделяет один звук от другого с ним в речи соседящего: каждый звук непосредственно переходит в другой без каких-либо резких скачков. ...Однако поскольку отдельные звуки речи служат для различения смысла слов и поскольку отдельные звуки могут иметь самостоятельное значение, постольку справедливо будет все же сказать, что всякая речь распадается на отдельные звуки или состоит из отдельных звуков» [8]. Не должно и не может быть фонетического исследования, которое не учитывало бы фонологического аспекта, которое не имело бы конечной целью выяснение тех или иных языковых отношений. Это означает вместе с тем, что метод, с которого должно начинаться фонетическое исследование, должен совпадать с методом анализа любых языковых явлений. Чтобы поставить задачу исследования, чтобы выдвинуть рабочию гипотизу, без которой работа шла бы вслепую, необходимо, прежде всего подвергнуть соответствующее явление слуховому анализу. Фонетик должен быть готов к нему: несмотря на то, что в наше время в его распоряжении имеется разнообразная аппаратура, он должен развивать у себя фонетический слух и мышечное кинестетическое чувство.

Экспериментально-фонетические методы призваны помочь исследователю в обнаружении звуковых различий, уточнении их характера. Благодаря им можно дать точные определения объективных свойств того или иного звукового явления, а также и соответствующих артикуляций произносительных органов. Они помогают раскрывать такие характеристики анализируемых объектов, которые мало доступны или совсем недоступны (например, спектральная картина или достаточно точные темпоральные признаки) для субъективного слухового метода. Вместе с тем даже самая совершенная аппаратура сама ничего рассказать не может, интерпретация получаемых при ее помощи данных, не говоря уже о фонологической, остается за экспериментатором. Поэтому при выборе метода исследования нужно иметь в виду не только поставленную задачу (это,

разумеется, самое главное), но и степень владения данным методом, умение экспериментатора правильно оценить полученные результаты.

Исследователь, использующий экспериментально-фонетические методы, должен отдавать себе ясный отчет в том, что все записывающие аппараты неизбежно вносят в запись большие или меньшие искажения, а все анализирующие приборы дают большие или меньшие ошибки измерения. Если и то и другое лежит в доступных пределах, что должно быть известно экспериментатору и зависит от необходимой для решения поставленной задачи точности, то необходимо уметь оценить всевозможные ошибки и учесть их при обработке полученных данных. Оценка надежности результатов является одним из крайне важных моментов в экспериментально-фонетическом исследовании.

Одним из важнейших принципиальных вопросов, связанных с проведением экспериментально-фонетических исследований, является вопрос об анализе восприятия изучаемых явлений. Проблема эта, в сущности, теснейшим образом связана с общими методологическими принципами языковедения [6, 7].

Если говорить о функционировании языковой системы, то совершенно очевидно, что, действуя в человеческом обществе, она действует через человека. Поэтому языковедение не может обойти вопроса о том, как носители языка воспринимают соответствующие языковые явления и как они пользуются ими.

Разнообразие экспериментально-фонетических методов предъявляет особенно высокие требования к подготовке квалифицированных специалистов.

Литература

1. Байчура У.Ш. Звуковой строй татарского языка. Ч. 1. Экспериментально-фонетический очерк / УШ. Байчура. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1959. 185 с.

2. Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку / В. А. Богородицкий. Казань, 1939. 224 с.

3. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных / В.А. Богородицкий. Казань, 1930. С. 63.

4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонетические законы; Разница между фонетикой и психофонетикой; Введение в языковедение; Проблемы языкового родства / И.А. Бодуэн де Куртенэ // Избранные труды по общему языкознанию. М.: АН СССР, 1963. Т. II. С. 325-330; 246-293.

5. Грамматика русского языка. М.: АН СССР, 1952. Т. I. С. 12.

6. ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика / Л.Р. Зиндер. М.: Высш. шк., 1979. 312 с.

7. Плотников Б.А. Основы семасиологии / Б.А. Плотников. Минск: Вышэйш. шк., 1984. 221 с.

8. ЩербаЛ.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике / Л.В. Щерба. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. Т. I.

ГУБАЙДУЛЛИНА ГУЛНИСА ТАХИРОВНА - преподаватель английского языка, Альметьевский торговоэкономический техникум, Россия, Альметьевск (Gerry_R@mail.ru).

GUBAJDULLINA GULNISA TAHIROVNA - teacher, Almetyevsk Trading and Economic Technical School, Russia, Almetyevsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.