Научная статья на тему 'Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей)'

Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1847
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ВКР) / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарафутдинова Наталья Владимировна, Донцов Дмитрий Александрович

Статья посвящена значимой проблеме в сфере образования написанию актуальных, самостоятельных, интересных, завершённых, качественных выпускных квалификационных работ (ВКР) и дипломных работ обучающимися по гуманитарным специальностям на примере психологии и педагогики как направлений подготовки. Авторы делятся большим личным опытом научно-экспериментальной работы в ходе совместного составления ВКР и дипломных работ с обучающимися; приводят примеры процессуального алгоритма написания подобного рода работ, выполняемых по целому ряду психолого-педагогических специальностей и направлений подготовки в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарафутдинова Наталья Владимировна, Донцов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей)»

.............................107

Шарафутдинова Наталья Владимировна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя», Москва

Донцов Дмитрий Александрович, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва

методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических

v

специальностей)

Статья посвящена значимой проблеме в сфере образования — написанию актуальных, самостоятельных, интересных, завершённых, качественных выпускных квалификационных работ (ВКР) и дипломных работ обучающимися по гуманитарным специальностям на примере психологии и педагогики как направлений подготовки.

Авторы делятся большим личным опытом научно-экспериментальной работы в ходе совместного составления ВКР и дипломных работ с обучающимися; приводят примеры процессуального алгоритма написания подобного рода работ, выполняемых по целому ряду психолого-педагогических специальностей и направлений подготовки в вузах.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа (ВКР); дипломная работа; обучающиеся, студенты, курсанты; психология, педагогика; основная образовательная программа; высшее образование; высшее профессиональное образование.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) и дипломная работа по психологическим и психолого-педагогическим специальностям или направлениям подготовки представляют собой, в каждом случае, законченную

научно-практическую разработку, включающую результаты эмпирически-теоретического исследования и обоснованный проект коррекцион-ной, тренинговой или диагностической методики. В научной выпускной

технология и практика обучения

108

квалификационной работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и методологическая часть заявленной темы и самостоятельно выполненная эмпи-рико-экспериментальная, собственно исследовательская часть.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) и дипломная работа обязательно должны демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его грамотность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности, а главное — уровень своих научно-практических исследовательских компетенций, принципиальной способности к инновационному социальному мышлению, проектированию, прогнозированию и т.д.

Не всегда студенту удаётся справиться со столь важной работой на этапе завершения основной образовательной программы. Многие из них обращаются на выпускающие кафедры с просьбой помочь в организации исследования, что требует дополнительных консультаций. Цель статьи — помочь выпускникам в понимании основных требований к квалификационной выпускной научной работе и овладении системным алгоритмом её написания. Поэтому прежде всего мы обращаем внимание на объём, структуру и образцы оформления структурных элементов ВКР.

Объём основного текста выпускных квалификационных работ, как правило, должен быть в пределах 60-80 страниц (без учёта списка

литературы и приложений) стандартного печатного текста. Конкретный объём работы, как, естественно, и её содержание, уточняется выпускником вместе с научным руководителем. Обучающийся должен самостоятельно ознакомиться с нормативными правовыми актами своего учебного заведения, регулирующими процессы написания и защиты выпускных квалификационных работ, и при затруднении обратиться к научному руководителю или преподавателям выпускающей кафедры.

Выпускные научные работы слишком большого объёма (особенно если они малосодержательны) не приветствуются, так как выпускное исследование должно быть конкретным, ясным и точным. Под объёмом работы подразумевается объём (постраничная величина, печатный размер) составляющих работу частей, каждая из которых имеет оптимальное количество страниц. В содержательный объём выпускной квалификационной и дипломной работы обязательно входят следующие составные части: введение; теоретико-аналитическая глава работы (первая глава), в которой даётся анализ отечественной и зарубежной научной литературы по основной проблематике исследования; практическая часть исследования (вторая глава при классической структуре или вторая и третья главы); выводы; заключение; библиографический список. Отметим, в объём выпускной работы обязательно входят все вышеперечисленные части, кроме приложений, наличие которых

необязательно, но нередко является весьма желательным, поскольку оптимально отражает проведённое выпускное исследование.

Таким образом, подчеркнём, что, по нашему мнению, выпускная квалификационная и дипломная работа должна иметь чёткую структуру и включать в себя введение, три главы: теоретическую (теоретико-методологическую),

методическую (методико-описатель-ную) и эмпирическую (эмпирико-экс-периментальную) главы; заключение; библиографический список и необходимые приложения. В качестве наглядного примера структуры такой работы приводим образец оглавления ВКР на тему «Влияние характерологических черт подростков на успешность их обучения в средней школе».

оглавление

Введение....................................................................................................................................3

Глава I. Личностно-характерологические особенности подростков.....................6

1.1. Акцентуации характера в подростковом возрасте..........................................6

1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста........................12

1.3. Проявления характерологических черт и акцентуаций характера подростков в отношениях с одноклассниками и учителями......................18

1.4. Влияние особенностей характера подростков на эффективность

их учебной деятельности......................................................................................24

Глава II. Организация, методы и методики эмпирического исследования.......30

2.1. База, выборка и организация эмпирического исследования......................30

2.2. Методики эмпирического исследования..........................................................33

2.3. Методы математико-статистической обработки полученных данных ....37

Глава III. Эмпирическое исследование влияния характерологических черт подростков на успешность их обучения в средней школе......................................40

3.1. Анализ результатов эмпирического исследования по методике «Определение типа характера» К.Г. Юнга........................................................45

3.2. Анализ результатов эмпирического исследования по методике «Определение акцентуаций характера» К. Леонгарда...................................50

3.3. Анализ результатов эмпирического исследования по методике «Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности» Т.В. Матолина..........................................................................................................54

3.4. Анализ результатов учебной успеваемости социальной выборки............58

3.5. Корреляционный анализ результатов эмпирического исследования.......61

Заключение.............................................................................................................................63

Список использованной литературы...............................................................................65

Приложение............................................................................................................................69

110

Далее предметно рассмотрим структурные части ВКР и дипломной работы. Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, степень её научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также сформулировать гипотезу исследования и т.д. (см. далее). Ниже предложен алгоритм (схема) и краткие рекомендации выполнения «Введения» к выпускной квалификационной и дипломной работе.

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика исследования

Это краткая аннотация исследования, т.е. буквальное наименование того, что исследуется: той научной проблемы, тех научных вопросов, которые рассматриваются (изучаются) в исследовании.

Типовая формулировка: «Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме ... (приводится формулировка базовой проблемы исследования)». Эта формулировка должна по смыслу отражать предмет исследования (см. соответствующий порядковый пункт далее).

Актуальность исследования (важность изучения проблемы исследования на современном этапе развития нашего общества и государства) обусловлена практической и теоретической значимостью изучения ... (возможен так же вариант повтора фор-

мулировки базовой проблемы исследования иными словами).

Надо понимать, что актуальность исследования — это проблема, избранная автором, которая обосновывается с точки зрения её теоретической и/или практической актуальности. Необходимо кратко сформулировать: зачем и почему нужно решать эту проблему, в чём именно она состоит.

Научно-методологическая база исследования — весьма желательный для выпускной квалификационной работы пункт введения, содержащий развёрнутое указание на смысловую опору данного конкретного исследования, на определённый научный подход, теорию, концепцию, труды авторов и т.п.

Объект исследования — это формулировка, отражающая всю изучаемую область в целом; это явление, процесс, феномен, то, что выступает в качестве макросферы исследования, в которую, как отдельный её аспект, входит предмет исследования; это не физические лица, определяемые и понимаемые в качестве социальной выборки, эмпирической базы исследования.

Итак, под объектом исследования понимается, сформулированное в более или менее общем виде, описание того, что выступает в качестве общего смыслового содержания, в которое будет включён предмет исследования.

Например, объектом психологического исследования может являть-

ся: «когнитивная деятельность человека при травматическом стрессе», «рискованное поведение подростков», «структурирование внутреннего опыта у лиц, склонных к зависимостям», «структура самосознания при ПТСР» и т.п.

Предмет исследования — это

нечто существенно меньшее, нежели объект исследования, в рамках которого должен иметь место настоящий предмет (предметом исследования всегда является какая-либо частность, произвольно выделенная из объекта исследования)., Например, психические качества (соотношение или взаимовлияние этих качеств и т.п.) физических лиц, названных в пункте «эмпирическая база (социальная выборка) исследования» (часто имеющий место вид предмета психологических исследований).

Предмет исследования — это содержательная часть (составляющая, компонент, элемент), отдельный аспект, самостоятельный параметр теоретического объекта исследования; конкретная направленность (выраженность) эмпирико-экспериментального объекта исследования, входящая в него (в его сферу охвата, в его область действия) как его частное проявление (какой-либо частный случай).

Предмет исследования обязательно должен соответствовать теме исследования по содержательному смыслу и информационной конкретике.

Таким образом, под предметом исследования понимается то конкретное, на что именно было направлено

данное исследование (прежде всего — эмпирико-экспериментальная часть исследования). Примеры: «искажение восприятия опасности у военнослужащих срочной службы», «нарушение структуры "образа Я" у лиц, зависимых от психоактивных веществ», «метод исследования самооценки при ПТСР» и т.п.

гипотеза исследования (обоснованное предположение о той или иной взаимосвязи объекта и предмета исследования).

Например: «Мы предположили, что на формирование (развитие) ... психических качеств (наименование тех психических качеств, свойств, которые являются предметом исследования, это в рамках именно нашего примера) воздействует ... (называние того фактора(ов), который(е), по-вашему, оказывает(ют) влияние) и что ... (и/или что) они (эти качества, свойства) таким-то образом влияют друг на друга».

Цель исследования (целью исследования всегда является изучение предмета исследования) — изучение психических качеств (исходя из нашего данного примера) лиц, являющихся ... (возможен повтор формулировки предмета исследования другими словами).

Целью исследования всегда должно являться изучение предмета исследования, то есть цель всегда должна полностью соотноситься по смыслу и значению с темой исследования, которой, в свою очередь, должен полностью по своему смысловому содержа-

112

нию соответствовать предмет исследования.

Иначе говоря, формулировка цели исследования должна содержать указание на то, что будет достигнуто в результате проведения исследования.

Формулировка цели исследования должна быть конкретизирована в виде отдельных задач (три типа задач):

— теоретических (соответствующих пунктам оглавления первой главы);

— методических (соответствующих пунктам оглавления второй главы);

— эмпирических (соответствующих пунктам оглавления третьей главы).

Смысл содержательной направленности поставленных задач должен состоять в том, что последовательное их решение позволит достичь намеченной цели. Предлагается следующая универсальная формулировка: В соответствии с объектом, предметом, содержательно многоаспектной гипотезой и целью исследования нами были поставлены следующие основные теоретические и практические задачи исследования: 1); 2); 3); 4); 5); 6); 7);... (задачи перечисляются «в столбик»).

Итак, задачи исследования всегда должны отвечать на вопросы о том, как именно достигается цель исследования, а также при перечислении содержательно и последовательно обязательно должны соответствовать оглавлению (!) как генерально-

му плану (структуре) исследования (см. выше). Можно сказать, что задачи исследования формулируются по смыслу и значению практически так же, как и оглавление (содержательные пункты, ранее именуемые параграфами) исследования.

Методы исследования

Здесь мы предлагаем следующую универсальную примерную формулировку: Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы (применены) следующие методы: библиографический; психодиагностический (обязательно приводится последовательное перечисление названий всех использованных в данном конкретном исследовании психодиагностических тестовых методик); опрос (анкетирование), наблюдение, методы математико-статистической обработки данных (обязательно приводится последовательное перечисление наименований всех использованных в данном конкретном исследовании пакетов статистических программ, коэффициентов корреляции и пр.).

То есть в данном кратком описании должны быть перечислены все методы, посредством которых именно в данной конкретной работе изучалось заявленное в ней для исследования явление (процесс, феномен и пр.).

Эмпирическая база исследования — это «одушевлённые лица» (группы лиц), так называемая соци-

альная выборка или, проще, выборка исследования (конкретно указываются те люди, которые изучаются в исследовании).

«В исследовании приняли участие ... респондентов в возрасте от ... до ... лет. Из них: ... женщин (или девушек, или девочек, в зависимости от возраста) и ... мужчин (или юношей, или мальчиков, в зависимости от возраста). Все респонденты являются ... (указывается социально-профессиональный статус испытуемых, например: обучающимися — студентами, курсантами, слушателями и пр., работниками, сотрудниками, специалистами). Далее пишется принадлежность испытуемых к конкретной организации, предприятию, компании, ведомству и т.д., указывается официальное наименование учреждения или организации, например: обучающимися 10 «А» и 10 «Б» классов ГОУ СОШ № 1551 САО г. Москвы).

Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью использования методов математико-статистических анализа данных. Здесь кратко описываются применённые методы мате-матико-статистической обработки данных, приводится последовательное перечисление наименований всех использованных в данном конкретном исследовании пакетов статистических программ, коэффициентов корреляции.

В связи с тем, что сегодня в научной психологической литературе

недостаточно внимания уделяется рассмотрению проблемы ... (повторяется в иной формулировке приведённая в пункте «общая характеристика работы» проблема исследования), научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в данной работе предметно рассматриваются и анализируются ...

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нём (в ходе него) результаты (разработки, программы и т.п.) могут быть использованы (применены) в процессе ... Практические результаты данной работы так же могут являться основой для ...

Объём и структура исследования

Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и ... приложений. Основная часть исследования (куда, напоминаем, не входят библиографический список и приложения) представлена на ... страницах стандартного текста. В исследовании имеются ... схем, ... таблиц, ... графиков, ... рисунков (диаграмм, гистограмм).

В главах основной части выпускной квалификационной и дипломной работы особое внимание следует уделить корректности описания психологических феноменов, явлений, процессов в проведённых исследованиях, а также объяснению психоло-

114

гических теорий и концепций. Так же ответственно надо подойти к написанию третьей главы и заключения, так как эти разделы в большей степени говорят о полученных знаниях и умениях работать с психологическим инструментарием.

Таким образом, в главах ВКР (особенно в теоретической и отчасти в методической главе) автор (выпускник) раскрывает и анализирует наиболее значимые аспекты (параметры) исследуемой проблемы и способы (методы) её решения; однако ещё раз следует отметить, что в работе должна быть конкретная (чёткая, реальная, понятная) практическая часть.

Объём практической части исследования (вторая — методическая, и третья — эмпирическая, экспериментальная главы) должен обязательно составлять порядка 50 процентов от общего объёма работы (но не менее этого объёма).

В выводах и в заключении кратко подводятся наиболее значимые итоги исследования и по их результатам выдвигаются конкретные практические предложения.

Часто, после выводов и перед заключением, отдельным пунктом следуют разнообразные методические и иные психолого-педагогические и социально-психологические рекомендации, вытекающие из того, что именно выявлено в данном исследовании в практико-ориенти-рованном контексте.

Любая выпускная квалификационная работа оформляется в соот-

ветствии со стандартными требованиями к оформлению научных письменных/печатных работ и представляется к защите в печатном виде.

Далее целесообразно подробнее остановиться на смысловом содержании глав работы. Теоретическая часть исследования (первая глава) — это по сути литературный обзор, отображающий историю и современное состояние проблемы исследования. Объём данного раздела не должен превышать половины общего объёма работы (её основного текста), то есть иметь около 30 или менее (но не более!) страниц стандартного печатного текста. В основную задачу раздела входит ознакомление читателя с положением дел в соответствующей предмету исследования области — как это представляется с позиции автора.

Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные в мире точки зрения на интересующую автора (выпускника) проблему и подходы к её постановке и решению. Также должно быть проанализировано современное (за последние 5-10 лет) состояние исследований в этой области знаний и практики.

Изложение материала не должно сводиться к набору фактов и цитат — необходим связный, обоснованный ссылками на первоисточники авторский анализ и интерпретация предлагаемых подходов к решению выбранной проблемы. Материал должен быть структурирован, исходя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательные технологии № 1/2018

из логики раскрытия темы исследования, с обозначением в тексте соответствующих подразделов.

В чистовом варианте научной работы её текст должен быть легко читаем, откорректирован и отредактирован, иметь содержательные «смычки» между частями, быть свободен от смысловых неувязок, опечаток, написан грамотным русским языком с соблюдением правил орфографии и пунктуации.

При оформлении ссылок на литературные источники необходимо соблюдать единообразие: указывать в квадратных скобках номер источника из библиографического списка данной конкретной работы. Пример: [1]. При использовании так называемых прямых цитат («закавыченного текста») должен быть обязательно указан номер страницы источника, откуда собственно взята цитата. Пример: [1, С. 15].

Таким образом, возможны два способа цитирования:

а) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через запятую требуется точно указать страницу, на которой имеется данная цитата);

б) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно, из разных мест цитируемого источника, излагаются автором своими словами в одном пассаже своей работы —

но более или менее близко к оригинальному тексту (по мысли, по идее, по общей направленности, по значению и т.п.).

В этом случае рекомендуется также указывать номер страницы: [1, С. 15], а в случаях изложения своими словами нескольких мыслей, взятых из разных мест источника, допустимо указать только номер данного конкретного источника из библиографического списка: [1].

В любом случае цитирование должно быть содержательно корректным, нельзя выдавать мысли другого автора за свои. Нужно обязательно указывать ФИО автора, чьи мысли излагаются. Примеры: «Согласно научному подходу ФИО, ...», или «Исходя из теории (концепции, положений) ФИО, ...», или просто: «По ФИО ...». Более того, показателем научной грамотности выпускника как раз и является максимально возможное с точки зрения целесообразности количество ссылок, число цитирований, указаний на научные положения отечественных и зарубежных классиков психологии, педагогики, что свидетельствует о глубоком владении классическим научным и методологическим информационным материалом.

Завершать литературный обзор (анализ литературы по теме исследования) рекомендуется чётко сформулированным резюме, иначе говоря, выводами, которые приводятся в конце первой главы и не выделяются в оглавлении и в тексте работы отдельным нумерованным пунктом

116

(просто прописываются в тексте как таковые — в завершающих пассажах первой главы).

Практическая часть исследования, как уже отмечалось, состоит (согласно современной структуре, используемой нами) из двух глав — методической («методико-математической») и эмпирической («эмпирико-экспе-риментальной»). Практическая часть может состоять и из одной главы (ранее признанная структура), но в этом случае она должна включать в себя, кроме параграфов, содержащих методическую информацию, — например, описание программы исследования, выборки (эмпирической базы), характеристики методов и методик исследования (всё это в принятой на современном этапе структуре — вторая глава), — один или два больших параграфа (значительных пункта в оглавлении и тексте работы) с результатами экспериментальной или эмпирической части работы (в трёхчастной структуре — именно эмпирико-экспериментальная глава).

Таким образом, в выпускной квалификационной и дипломной рабо-

те должны быть представлены данные исследований, полученные ранее другими учёными, результаты, полученные непосредственно автором (выпускником), и выводы о том, как именно новые, полученные автором (выпускником) результаты изменяют состояние исследуемой области (сферы деятельности), как данная проблема может изучаться и разрабатываться в дальнейшем и т.п.

Итак, опираясь на накопленный опыт, мы постарались отразить самые важные аспекты в подготовке научной студенческой выпускной квалификационной и/или дипломной работы. Полагаем, что данная статья и другие наши тематические пособия (см. прилагаемый список литературы) помогут выпускникам основных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического профиля создавать высококвалифицированные, актуальные, самостоятельные, интересные ВКР и дипломные работы; а также будут методически полезны нашим коллегам — научным руководителям этих работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Донцов, Д.А. Методология и методика научного исследования: построение и логика психологических изысканий. Учебно-методический комплекс. — Bahnhofstraße 28.66611 Saarbrücken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — 133 c.

2. Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.

образовательные технологии № 1/2018

3. Петрова Е.А., Донцов Д.А., Акимова И.Н. От реферата до магистерской диссертации: как написать и оформить работу по психологии: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия имиджелогии, 2016. — 288 с.

4. Петрова Е.А., Донцов Д.А., Морозов В.А. От реферата до магистерской диссертации: как написать и оформить работу по психологии: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Академии имиджелогии, 2017. — 268 с.

5. Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методика научного руководства курсовыми проектами обучающихся гуманитарного профиля на примере психолого-педагогических работ // Образовательные технологии. — 2017. — № 2. — С. 63-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.