Научная статья на тему 'Методология и методика написания магистерских диссертаций по психолого-педагогическим направлениям профессиональной подготовки'

Методология и методика написания магистерских диссертаций по психолого-педагогическим направлениям профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2427
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / МАГИСТРЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / АВТОРЕФЕРАТ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донцов Дмитрий Александрович, Шарафутдинова Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу актуальных проблем при выполнении магистерских диссертаций по психологическим и педагогическим программам высшего магистерского образования в вузах. Материал актуализирует большой накопленный опыт авторов в названной области. Рекомендации студентам помогут в короткие сроки понять специфику данного вида научно-практической деятельности и в целом направлены на формирование операциональных и функциональных умений и навыков поиска, использования научной и учебной информации, содержащейся в научных, учебных и методических источниках словарях, хрестоматиях, учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, монографиях, периодических научных изданиях, интернет-ресурсах. Наряду с этим все имеющиеся в этой методологической статье научно-практические советы по магистерским диссертациям направлены на выработку у студентов и выпускников магистерских образовательных программ профессиональных компетенций проведения и описания психологических и педагогических эмпирико-экспериментальных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Донцов Дмитрий Александрович, Шарафутдинова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методика написания магистерских диссертаций по психолого-педагогическим направлениям профессиональной подготовки»

Технология и практика

обучения

Донцов Дмитрий Александрович, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва

Шарафутдинова Наталья Владимировна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», Москва

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена анализу актуальных проблем при выполнении магистерских диссертаций по психологическим и педагогическим программам высшего магистерского образования в вузах. Материал актуализирует большой накопленный опыт авторов в названной области. Рекомендации студентам помогут в короткие сроки понять специфику данного вида научно-практической деятельности и в целом направлены на формирование операциональных и функциональных умений и навыков поиска, использования научной и учебной информации, содержащейся в научных, учебных и методических источниках — словарях, хрестоматиях, учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, монографиях, периодических научных изданиях, интернет-ресурсах. Наряду с этим все имеющиеся в этой методологической статье научно-практические советы по магистерским диссертациям направлены на выработку у студентов и выпускников магистерских образовательных программ профессиональных компетенций проведения и описания психологических и педагогических эмпирико-экспериментальных научных исследований.

84

Ключевые слова: магистерская диссертация, обучающиеся, студенты, магистры, психология, педагогика, высшее образование, специальность, автореферат, направление подготовки, научное исследование, научная работа.

Вступление

В настоящей статье авторами систематизированы общие нормы, правила и требования к оформлению всех структурных частей магистерских диссертаций по психологии и педагогике. Приводятся общие требования к изложению обучающимися информационного материала в этих работах, конкретные указания на научный стиль и особый «жанр» текста работ данного рода. Таким образом, в подробном изложении в данной статье рассматриваются наиболее важные сведения о порядке и правилах подготовки психолого-педагогических научных работ; подробно предлагается и анализируется типовая структура магистерской диссертации по психолого-педагогическим специальностям. Приводятся и тщательно анализируются универсальные правила, примеры и образцы типового смыслового содержания и оформления оглавлений; введений; основных текстов работ: теоретической, методической и эмпирической частей или глав диссертаций (см. далее, в основной части этой статьи)1; выводов;

1 Классическим типовым алгоритмом составления структуры исследования является двухглавный (двухчастный) вариант: теоретическая и практическая главы (части). Тогда в практическую (вторую) главу в качестве 1-го или 1-го и 2-го параграфов (пунктов), а также, возможно, в качестве какого-либо из заключительных параграфов (пунктов), входит всё то содержание, которое мы предлагаем выносить отдельно (самостоятельно), — в методическую (в нашей системе — вторую) главу. Разумеется, классическая структура из двух глав в психологических исследованиях

рекомендаций; заключений; библиографических списков литературы. Наряду с этим в предлагаемой статье указана специфика автореферата как неотъемлемого, но относительно самостоятельного компонента магистерской диссертации по психологии и педагогике.

Основная часть

Целостная содержательная структура магистерской диссертации по психолого-педагогическим направлениям подготовки включает:

• титульный лист;

• оглавление с обязательным указанием наименований всех частей работы и страниц, с которых начинаются данные разделы (главы) и параграфы (пункты);

• введение (особая научная часть работы, не являющаяся историческим вступлением в основную проблематику исследования, что должно быть отражено не во введении, а в первом пункте первой главы);

• теоретическую часть исследования (одна теоретико-методологическая глава), включающую, по сути, литературный обзор, отображающий собою историю и современное состояние проблемы исследования;

имеет и будет иметь полноправное место, однако предлагаемая нами алгоритмическая схема из трёх глав представляется нам наиболее оптимальной, по опыту, исходя из восприятия и понятности содержания исследований для студентов и выпускников и основываясь на существенно большей смысловой ясности смысла исследований для всей профессиональной аудитории.

85

• практическую часть исследования — одна или две главы. В случае с двумя главами практической (экспериментально-эмпирической) части одна глава предназначается для описания методологии исследования и обоснования подобранных методов и методик, включая математико-ста-тистические методы; а другая — для детального отражения результатов проведённых экспериментов, эмпирической психодиагностики и матема-тико-статистической обработки и анализа полученных данных;

• эмпирические выводы, желательно психолого-педагогические рекомендации;

• заключение;

• список литературы.

В качестве общих методических рекомендаций ко всему процессу над магистерской работой по психологии и педагогике укажем то, что в научной работе (каковой, безусловно, и является диссертация магистра-психолога и педагога) должны быть представлены данные исследований выбранной тематики, полученные ранее другими учёными, результаты, полученные непосредственно автором; и приведено то, как именно новые, полученные автором (магистром) результаты изменяют состояние исследуемой сферы, как данная проблема может изучаться и разрабатываться в дальнейшем и т.п.

Особое внимание необходимо уделить подробному, развёрнутому описанию выборки (эмпирической базы) исследования в практической части: во второй главе и краткому описанию выборки во введении. Из опыта руководства и проверки магистерских науч-

ных работ хотелось бы отметить типичную ошибку обучающихся, которые путают социальную выборку и организационную базу исследования, забывая дать характеристику групп испытуемых. Помимо общего описания нужно обосновать выбор взятой в качестве базы организации и выбор определённых групп испытуемых, принятых в качестве общей социальной выборки работы (что и подразумевается под эмпирической базой исследования). Таким образом, в работе должны быть исчерпывающе описаны испытуемые (респонденты), которые участвовали в исследовании. Должна быть дана по возможности максимально полная характеристика испытуемых: пол, возраст, образование, социальное и семейное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры, например профессиональная принадлежность, с указанием количества испытуемых, принципов включения и исключения испытуемых из исследования и пр. При характеристике испытуемых особое внимание необходимо уделять соблюдению этики научного исследования — если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов и особенно корректно сообщая сведения о клинических диагнозах и фактах из истории болезни и личной жизни конкретных индивидов.

Составляя и описывая план и основные методические особенности эмпирической работы (эмпирического ис сле дования) или эксперимента,

86

обучающиеся решают несколько задач одновременно: планируют, экспериментируют, осознают, мысленно подбирают и прописывают средства исследования, методически готовятся к осуществлению задуманного научного исследования. Важно в работе просто, кратко, но достаточно ёмко дать характеристику методик исследования с обязательным чётким указанием того, на выявление чего именно эти методики конкретно направлены. Зачастую обучающиеся невнимательно относятся к выбору методик. Не смотрят, для какого возраста они предназначены, каких временных и материальных затрат требуют (например, очень объёмные методики, большая выборка при раздаточном способе их распространения). Молодые исследователи невнимательно читают инструкции и не улавливают то, для решения каких задач предназначена та или иная методика. При этом краткого, но точного описания достаточно для понимания сути используемых методов и принципов обработки результатов. Полезно и даже нередко необходимо указать даваемые испытуемым инструкции, последовательность проведения методик и т.п. (что делается либо в отдельной, «методической», главе, либо в начале большой второй главы, в зависимости от выбранной двух- или трёхчастной структуры изложения)2. Если исполь-

2 Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.; Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-

зуются какие-либо технические приборы, например т.н. мультипсихометр, то их названия (технологические наименования) и основные программные характеристики также должны быть описаны в работе.

Особую трудность обучающиеся испытывают в описании, обосновании методов и способов математико-статистической обработки полученных данных. Простая рекомендация: при описании методов количественной обработки результатов кратко описывайте используемые методы математической обработки и анализа данных, приводите точные формулы со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Это делается с целью самоконтроля, актуализации ранее полученных знаний, демонстрации умений работать со специализированной литературой.

При ссылке на программный пакет (Excel, Statistica, Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP)3 необходимо указывать факт наличия соответствующей лицензии и её номер, так как за нелегальное использование компьютерных программных средств обучающийся и/или руководитель данной учебной организации и/или учебного подразделения организации несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

педагогических специальностей) // Образовательные технологии. — 2018. — № 1. — С. 107-117.

3 Используйте, например, следующий источник: Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, Флинта, 2003. — 336 с.

87

Описание и представление в табличной, графической форме и сравнительный содержательный анализ основных информационных данных (базовых, основополагающих результатов) практического (эмпирико-экс-периментального) исследования целесообразно осуществлять по отдельным методикам (психодиагностическим тестам) исследования. Типичные ошибки в научных работах: непоследовательное описание самих методик и полученных результатов, отсутствие результатов по отдельным методикам и пр. Если вспомнить о плане проведения работы4 и чётко ему следовать, то в работе обучающийся сможет продемонстрировать последовательность, логику, целостность, завершённость научного исследования. В целом в магистерской диссертации подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности, а изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Приводимые данные, представленные не только в виде текста, но и обобщённые в форме схем, графиков и таблиц, должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы.

4 Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.; Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей) // Образовательные технологии. — 2018. — № 1. — С. 107-117.

Просто грамотного изложения полученных результатов исследования недостаточно, в отличие, скажем, от ВКР бакалавра. В работе такого уровня, как магистерская диссертация, должен содержаться критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (в частности, освещёнными ранее в литературном обзоре) точками зрения и ранее известными фактами. В работе нужно обсудить все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые будут иметь место в качестве итоговых выводов и/или будут вынесены в заключение. В целом обучающийся должен предоставить профессиональному читателю информацию о степени надёжности сделанных в итоге выводов, о согласованности полученных результатов с известными научными теориями и экспериментально доказанными ранее, в других исследованиях, фактами; повествовать о научной новизне результатов исследования и сделанных на их основе выводов и о перспективах практического применения полученных данных. Каждый раздел и глава исследования должны заканчиваться кратким содержательным заключением, в котором можно сделать предварительные выводы. Целесообразно привести информацию, посвящённую сравнительному анализу полученных результатов. Выводы по практической (эмпирической) части исследования должны по смыслу соответствовать поставленным целям и эмпирическим задачам работы, проверяемым эмпирическим гипотезам. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание

88

свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. Выводы в работе могут быть сделаны по задачам исследования, в зависимости от специфики работы и целесообразности в контексте избегания повторов, а также, что называется, «по методикам исследования» (что особенно касается всей эмпирики, представленной в работе) и т.д.

В работе могут быть представлены психолого-педагогические рекомендации, составленные на основе проведённого исследования, которые могут частично входить в заключение или быть завершением его. Само заключение посвящается тому, насколько достигнута цель исследования, как успешно решены задачи исследования, каким образом подтверждена гипотеза исследования, каковы перспективы исследования и т.п. Что касается библиографического списка литературы, то его объём зависит, как правило, от количества процитированных в тексте работы источников, хотя может включать в себя и другие немногочисленные источники, в случае, когда они содержательно дополняют приведённые (так или иначе процитированные) в работе. В частности, о видах и корректности научного цитирования мы рекомендуем следующее справочное пособие: Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ.

ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.

Рекомендации по включению в работу приложений могут быть следующими:

1. Размещайте приложения по методикам, применённым в исследовании;

2. Размещайте приложения с полученными результатами всех респондентов, задействованных в психодиагностике и т.д. (смотрите указанное выше пособие).

Подготовка магистерской диссертации по педагогике и психологии

В общем и целом схема процесса выполнения выпускной научной работы — магистерской диссертации, подразделяется на три основных этапа.

1. Подготовительный (предварительный) этап: осмысленный выбор и утверждение темы (что по любым учебным планам осуществляется в самом начале первого года обучения магистра).

2. Основной этап: подбор литературы, составление плана работы, предварительное составление и оформление общего основного содержания работы (введение; 1, 2, 3-я главы); практика: соотнесение планов и намёток с реальностью, непосредственное проведение эмпирического, эмпирико-эксперимен-тального исследования — осуществление практической части исследования в узком смысле; предметная доработка 2-й и 3-й глав, оформление выводов, заключения, списка литературы, приложений.

89

3. Завершающий этап: доработка работы по полученным замечаниям; оформление и форматирование работы по принятым международным ГОСТам; получение отзыва научного руководителя и рецензии (рецензий) рецензента(ов); защита выпускной научной работы.

Таким образом, магистерская диссертация по психолого-педагогическим направлениям подготовки представляет собою в каждом случае законченную научно-практическую разработку, включающую результаты теоретического и эмпирического исследования, и/или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической авторской методики, программы. В научной выпускной магистерской работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и методологическая часть заявленной темы и самостоятельно выполненная эмпирико-экспе-ри мен тальная, собственно исследовательская, практическая часть. Магистерская диссертация обязательно должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Содержательный объём основного печатного текста (без учёта титула, оглавления, списка применённой литературы и всех приложений), как правило, должен быть в пределах 80-100 стандартно оформленных страниц (что на 10-20% может быть увеличено при определённых условиях). Конкретные рекомендации по объёму работ устанавливает учебное заведение, в кото-

ром обучается магистр. Выпускные научные работы слишком большого объёма (особенно если они малосодержательны) не приветствуются, так как выпускное исследование должно быть конкретным, ясным и точным. Под объёмом работы также подразумевается объём (постраничная величина, печатный размер) составляющих работу частей, каждая из которых имеет своё, оптимальное, количество стра-ниц5. В общий смысловой объём работы помимо титульного листа и «не считающихся» приложений обязательно входят: оглавление; введение; 2-3 главы работы; общие выводы; заключение; библиографический список (не считающийся в основной объём)6. Любая выпускная научная работа (курсовая, ВКР, дипломная, магистерская) оформляется и печатается в соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению научных работ7.

5 Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с

6 Там же.

7 Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.; Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей) // Образовательные технологии. — 2018. — № 1. — С. 107-117; Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методика научного руководства курсовыми проектами обучающихся гуманитарного профиля на примере психолого-педагогических работ // Образовательные технологии. — 2017. — № 2. — С. 63-80.

90

Ответы на важные вопросы по выполнению диссертаций магистров

Далее мы последовательно и подробно рассмотрим именно те аспекты в выполнении научной работы, которые «исторически» вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Начнём с детального примера оглавления, понимаемого в качестве наименования пунктов основополагающего содержания работы. Далее мы приводим конкретный пример оглавления диссертации магистра-психолога, представляющего собой образец развёрнутого и точного структурного последовательного плана исследования.

Пример выполнения оглавления магистерской диссертации

Нижеследующий пример составления оглавления, представляющего собою развёрнутую структуру-план конкретного исследования, поможет быстрее и качественнее осуществить данный наиважнейший этап работы, включающий в себя, например, выбор конкретного методического инструментария (например, психодиагностических тестов) данного конкретного исследования. Тема этой, взятой в качестве примера-образца, магистерской диссертации по направлению подготовки «социальная психология»: «Социально-психологическая готовность студенческой молодёжи к созданию семьи». Заметим, что данное конкретное оглавление структурно и содержательно отражает собою более привычную, классическую, двухчастную

(двухглавную) форму работы, в которой практическая часть исследования представлена одной главой (в отличие от предлагаемой нами, более эффективной в восприятии обучающихся, трёх-частной структуры, где практическая часть разделена на две главы: методическую, во всех смыслах имеющую отношение к конкретному исследованию, и эмпирико-экспериментальную, результативную главы).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................3

Глава I. Современное состояние разработки проблемы социально-психологической готовности студенческой молодёжи к созданию семьи.......................................................11

1.1. Особенности психического

и личностного развития в юности и молодости ................................................ 11

1.2. Студенческая молодёжь в современных социальных условиях......................................23

1.3. Семья как социально-психологический феномен и необходимое условие развития общества .........................................32

1.4. Социально-психологические ценности семейной жизни и их роль в формировании готовности к ней................................... 57

1.5. Характеристики готовности современной студенческой молодёжи к созданию семьи ................................................................ 68

Глава II. Эмпирическое исследование

социально-психологической готовности студенческой молодёжи к созданию семьи....................................................................84

2.1. Программа эмпирического исследования ...84

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования ..................... 90

2.3. Анализ взаимосвязей компонентов готовности студенческой молодёжи к созданию семьи ................................................................ 109

2.4. Анализ результатов использования программы социально-психологического тренинга..................................................................116

Заключение ........................................................... 127

Библиографический список..............................131

Приложения ......................................................... 148

91

Продолжим подробнейшим описанием введения. Заявим и подчеркнём, что введение категорически не является общим историческим экскурсом в теоретическую или методологическую и методическую проблематику исследования и не выступает в качестве описания эмпирических результатов исследований других авторов, посвящённых базовой эмпирико-экспериментальной проблеме данной работы. Это всё должно быть представлено в первом-втором-третьем параграфах (пунктах) первой (теоретической) главы любого научного исследования.

Алгоритм выполнения введения к магистерской диссертации

Отметим и подчеркнём, что общий алгоритм и подробная схема выполнения введения к магистерской диссертации по психологии и педагогике поможет сориентироваться в структуре и смысле данного вида деятельности (особого жанра написания обучающимися научных работ). Введение к любой настоящей научной работе представляет собой особый научный раздел исследования, имеющий место, ещё раз подчёркиваем, не в качестве какого-либо вступления к работе, а являющийся обобщённой содержательно-смысловой характеристикой всего исследования, выполняющейся по следующему основополагающему схематическому алгоритму.

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика исследования. Это очень краткая, как в книге,

аннотация исследования, т.е. буквальное наименование того, что исследуется: той научной проблемы, базовой (или основной) проблемы или комплексной проблематики работы тех научных вопросов, которые рассматриваются (изучаются) в этом исследовании.

Типовая формулировка: «Данная магистерская диссертация посвящена проблеме (изучению проблематики)... здесь приводится формулировка базовой проблемы исследования». Эта формулировка должна по смыслу в целом отражать предмет исследования, приведённый во введении дальше (эти две сами формулировки как таковые должны быть составлены разными словами, но содержательно обязаны быть в одной области).

Актуальность исследования (подразумевается важность изучения основной проблемы исследования на современном этапе развития общества и государства и/или в рамках именно тех теоретико-практических подходов, которые предложены в данной конкретной работе) обусловлена практической и теоретической значимостью изучения... (возможен так же вариант повтора формулировки базовой проблемы исследования несколько иными словами).

Наряду с этим актуальность исследования — это проблема, избранная автором, которая обосновывается с точки зрения её теоретической и/или практической актуальности. Необходимо кратко сформулировать: зачем и почему нужно решать эту проблему, в чём именно она состоит. При этом, разумеется, надо избегать прямых повторений с предыдущим пунктом!

92

Научно-методологическая база исследования, — это весьма желательный, а для диссертации магистра обязательный пункт введения, содержащий развёрнутое указание на смысловую опору данного конкретного исследования на определённый научный подход, теорию, концепцию, труды классических авторов и т.п.

Объект исследования — это формулировка, по значению отражающая всё изучаемое явление в целом, это явление, процесс, феномен; это то, что выступает в качестве макросферы исследования, в которую, как отдельный её аспект, входит предмет исследования; это не физические лица, определяемые и понимаемые в качестве социальной выборки, эмпирической базы исследования.

Итак, под объектом исследования понимается сформулированное в более или менее общем виде описание того, что выступает в качестве того общего содержания, в которое будет входить предмет исследования.

Например, объектом психологического исследования может являться: «когнитивная деятельность личности при травматическом стрессе», «деви-антное поведение подростков», «структурирование внутреннего опыта у лиц, склонных к зависимостям», «структура самосознания при ПТСР» и т.п.

Предмет исследования — это нечто существенно меньшее, нежели чем объект исследования, в рамках которого должен иметь место настоящий предмет (предметом исследования всегда является какая-либо частность, произвольно выделенная из объекта исследования), например какие-либо качества

(соотношение или взаимовлияние этих качеств и т.п.) каких-либо физических лиц (которые описаны в пункте «эмпирическая база исследования»).

Предмет исследования — это содержательная часть (составляющая, компонент, элемент), отдельный аспект, самостоятельный параметр теоретического объекта исследования; конкретная направленность (выраженность) эмпирико-экспериментального объекта исследования, входящая в него (в его сферу охвата, в его область действия) как его частное проявление (какой-либо частный случай).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подчёркиваем то, что объект конкретного исследования является всеобщей макросферой данного научного исследования.

Предмет исследования обязательно должен по содержательному смыслу, по информационной конкретике соответствовать теме исследования.

Таким образом, под предметом исследования понимается то конкретно, на что именно было направлено данное исследование (прежде всего — эмпирико-экспериментальная часть исследования), примеры: «искажение восприятия опасности у военнослужащих срочной службы», «поведенческий компонент самооценки девиантных подростков», «нарушение структуры «образа Я» у лиц, зависимых от психоактивных веществ», «методики исследования уровня притязаний при ПТСР» и т.п.

Гипотеза исследования (обоснованное предположение о той или иной взаимосвязи объекта и предмета исследования). Например: «Мы предположили, что на формирование (развитие)...

93

психических качеств (наименование тех психических качеств, свойств, которые являются предметом исследования), воздействует... (называние того фактора(ов), который(е), предполагается, оказывает(ют) влияние); в другом возможном типовом варианте формулировки гипотезы: ... и/или они (эти качества, свойства) таким-то образом (написать как именно, только кратко) влияют друг на друга».

Цель исследования (целью исследования всегда является изучение предмета исследования) — изучение психических качеств лиц, являющихся... (возможен повтор формулировки предмета исследования, как говорится, другими словами).

Цель исследования всегда должна являться изучением предмета исследования, т.е. цель всегда должна полностью соотноситься по смыслу и значению с предметом и темой исследования, которой, в свою очередь, должен полностью по своему смысловому содержанию соответствовать предмет исследования.

Задачи исследования. Формулировка цели исследования должна быть конкретизирована в виде отдельных задач (три типа задач, согласно предлагаемой нами трёхчастной структуре работы): теоретических (соответствующих пунктам первой главы); методических (соответствующих пунктам второй главы); эмпирических или эмпири-ко-экспериментальных (соответствующих пунктам третьей главы, составляющей вместе со второй главой практическую часть работы). Смысл содержательной направленности поставленных задач должен состоять в том, что

последовательное их решение позволит достичь намеченную цель.

Имеется следующая типовая вводная формулировка: в соответствии с объектом, предметом, гипотезой и целью исследования нами были поставлены следующие основные теоретико-методологические, методические и практические задачи исследования ... («в столбик» по указанной схеме перечисляются задачи работы).

Задачи исследования всегда должны отвечать на вопросы о том, как именно достигается цель исследования, а также задачи обязательно должны содержательно и последовательно (в своём перечислении) соответствовать оглавлению как генеральному плану (структуре) исследования.

Таким образом, задачи исследования формулируются по смыслу и значению практически так же, как и оглавление (содержательные пункты) исследования. Отметим, что эмпирические задачи работы в подавляющем большинстве случаев должны быть по смыслу и содержанию прямо согласованы с психодиагностическими или иными методиками исследования, которые являются объективизированной базой практической части научной работы.

Методы исследования. Имеет место следующая типовая формулировка. Для решения поставленных в исследовании цели и разнообразных задач нами были использованы (применены) следующие базовые методы (указываются только реально имеющие предметность в конкретном исследовании методы):

• библиографический метод (имеет место практически всегда, так как

94

является методом научного анализа профессиональной, профильной литературы по проблемам и вопросам, затронутым в каждом исследовании);

• психодиагностический метод (здесь в скобках обязательно приво-дится_последовательное перечисление названий, наименований всех использованных в данном конкретном исследовании психодиагностических тестовых методик);

• социологический метод (опрос, интервьюирование, авторская анкета — указывается именно то, что конкретно применялось в данном исследовании);

• структурно-типологический метод;

• метод педагогического (формирующего) эксперимента;

• методы математико-статистиче-ской обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных;

• метод системного анализа;

• интерпретационный метод.

Таким образом, подчёркиваем, в данном пункте должны быть перечислены все те методы (но в то же время только те методы), с помощью (посредством) которых именно в данной магистерской диссертации изучалось исследованное в работе явление, соотношение, взаимодействие, процесс, феномен, симптомы, синдром, факторы, условия, состояние, влияние и пр.

Эмпирическая база исследования — «одушевлённые лица» (группы лиц), — т.н. социальная выборка или просто выборка исследования (конкретно указываются именно те люди, которые изучаются в этом научном выпускном магистерском исследова-

нии). Имеются следующие типовые формулировки.

В исследовании приняли участие... респондентов в возрасте от... до... лет. Из них:... женщин (или девушек, или девочек, в зависимости от возраста) и... мужчин (или юношей, или мальчиков в зависимости от возраста). Все респонденты являются... (указывается то, кем испытуемые являются в социальном плане, в плане социального статуса или социально-профессионального статуса и положения); например: обучающимися, студентами, работниками, сотрудниками, специалистами... Далее пишется принадлежность испытуемых к определённой конкретной организации, предприятию, компании, ведомству, образовательной или любой другой организации и т.д., т.е. той структуры, в которой испытуемые имеют указанный уже выше социальный статус, т.е., например, чего именно, какого учреждения они работники (указывается его официальное наименование). Например, ... обучающимися 11 «А» и 11 «Б» классов СОШ № 10 г. Одинцово Московской области.

Далее следует пункт «достоверность исследования», имеющий следующую типовую подструктуру (приводятся наименования только тех математико-статистических методов, программ, коэффициентов и т.п., которые реально применены в этом исследовании). Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью использования методов математического качественного анализа данных, методов вариационной статистики, методов ранжирования,

95

корреляционного анализа, регрессионного анализа, дисперсионного анализа, кластерного анализа, факторного анализа по методу главных компонент (если факторный или иной указанный вид математико-статистического или специального корреляционного или иного матанализа в исследовании действительно имеет место).

Дальше указываются (приводятся в следующих типовых кратких формулировках) завершающие введение обязательные для магистерской диссертации пункты, важным из которых является «новизна исследования».

В связи с тем, что сегодня в научной психологической (педагогической) литературе недостаточно внимания уделяется рассмотрению проблемы... (здесь повторяется в иной формулировке приведённая в первом пункте введения «общая характеристика работы» проблема исследования), научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в данной работе рассматриваются именно . Здесь следует формулировка тех конкретных содержательных теоретико-методологических аспектов, которые предметно изучены в данной магистерской работе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные (составленные) в нём (в ходе него) результаты и выводы (разработки, программы и т.п.) могут быть использованы (применены) в процессе (при проведении)... Практические результаты, сделанные рекомендации и итоги данной работы так же могут являться эмпирической основой для обеспечения...

Объём и структура исследования.

Работа состоит из введения, двух (или трёх) глав, выводов, заключения, библиографического списка и... (указывается точное количество) приложений. Основная часть исследования представлена на... страницах стандартного текста. В исследовании имеются... схем,... таблиц,... графиков,... рисунков (диаграмм, гистограмм, и т.д.).

Заключительная часть

Обучающемуся необходимо осознать то, что на выполнение самой работы уходит достаточно много времени, отведённого в соответствии с учебным планом (практически с самого сначала обучения в магистратуре), но и на доработку и оформление работы также необходимо довольно много времени. Поэтому настоятельно рекомендуем не затягивать с первым и вторым этапами выполнения работы8, так как возможно (очень вероятно) потребуется существенно корректировать работу. Например, в работе использована неактуальная литература или научные теории, концепции, не имеющие отношения к психологической науке (т.е. упущен психологический сущностный аспект); в работе слаба методология, которая не отражает современных тенденций в отечественной и мировой педагогической науке и пр.

8 Предварительный и основной этапы, прописанные в настоящей методологической статье в пункте «Подготовка магистерской диссертации по педагогике и психологии».

96

Все параметры выполнения квалификационных магистерских работ в данной статье мы не раскрываем, да и не можем раскрыть из-за объективного ограничения объёма всех статей, однако во всех подробностях все этапы и стадии выполнения (написания) выпускных научных квалификационных исследований раскрыты в нашем справочном посо-бии9. Наша цель в настоящей статье — предметно обратить внимание заинтересованных читателей на методологическую сложность выполнения данного вида работы, оказать посильную методическую помощь в рамках статьи, поделиться своими находками научного руководства, которые помогут в этой деятельности.

Отметим наиболее часто встречающиеся ошибки обучающихся при написании магистерских диссертаций: отсутствие ссылок на научные исследования и другие цитируемые источники; отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений, недостаток анализа, рекомендаций; отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений и заключений; несоответствие предмета исследования и содержания, основного текста и выводов; отсутствие результатов экспериментальной работы; нарушение логики изложения; нечёткие формулировки темы, предмета, объекта, цели исследова-

9 Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций/ Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.

ния; нарушение принятых стандартов написания, оформления и печати научной работы и пр.

Заявим и специально опять подчеркнём, что магистерская диссертация должна иметь, в отличие от обычной выпускной квалификационной работы, более глубокую опору на определённые научно-методологические постулаты. Эта особая смысловая теоретико-методологическая акцентированность должна быть отражена во введении и в теоретической части исследования. В целом напоминаем, что нет ничего практичнее по смыслу, чем научная теория, основанная на фактах и закономерностях и выступающая в качестве методологической основы и содержательной канвы любого рода практики. Именно поэтому научные работы, а в особенности диссертации магистров, обязательно должны быть методологически основаны на прочно зарекомендовавшем себя научном подходе, известной научной школе, признанной научной теории, принятой научной концепции и т.п.

Автореферат как специфический компонент, являющийся обязательным самостоятельным дополнением к магистерской диссертации

Снова однозначно подчёркиваем, что диссертация магистра имеет ряд сущностных элементов, которые её особо отличают: обязательная опора на определённый научно-методологический подход, информационное обязательное наличие положений, выно-

97

симых на защиту10, и т.д. Все эти особенности имеют и должны иметь свою представленность в автореферате магистерской диссертации, который являет собою краткое, по сравнению со всей диссертацией, изложение всех самых важных компонентов исследования. Это как раз и является наиболее сложным аспектом выполнения автореферата диссертации магистра, так как в ограниченном объёме — порядка 1-го печатного листа или 24-х страниц стандартного печатного текста, надо изложить всё то про содержание исследования, что необходимо и значимо.

Автореферат должен полноценно отражать основное содержание диссертации, он также характеризует личный вклад автора в разработку соответствующей задачи, темы и мн. др. Авторефераты имеют установленную форму и содержат целый ряд необходимых по правилам представления в автореферате компонентов диссерта-

10 Положения, выносимые на защиту, — это, по сути, наиболее важные итоговые выводы по всей работе.

ционного исследования. Итак, автореферат (от греч. autos — сам, и от лат. referre — докладывать, сообщать) — это краткое изложение всей работы. Ответственно отмечаем, что в многократно упомянутом выше нашем специализированном справочном пособии приведён, в частности, развёрнутый конкретный и полномасштабный отличный пример автореферата образцовой диссертации магистра-психолога (что мы не имеем физической возможности в общем отобразить в данной методической статье).

Итак, опираясь на накопленный опыт, мы постарались отразить самые важные аспекты в подготовке научной работы — магистерской диссертации. Надеемся на то, что данная статья информационно поможет выпускникам магистерских программ высшего образования по психолого-педагогическим направлениям подготовки и научным руководителям, коллегам, создавать высокопрофессиональные, актуальные, самостоятельные и интересные в научном и экспериментальном плане теоретико-практические работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Донцов Д.А. Методология и методика научного исследования: построение и логика психологических изысканий. Учебно-методический комплекс. — Bahnhofstraße 28.66611 Saarbrücken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — 133 c.

2. Донцов Д.А Методология и методы психологического научного познания, исследования и воздействия // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 марта 2016 г. г. Саратов). В 2 ч. Ч. 2. — Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. — 182 с., С. 132-138.

3. Донцов Д.А Общая исследовательская практическая проблематика социальной психологии в образовательном пространстве // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I научно-практической конференции (16-17 октября 2013 г.). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 323 с., С. 21-23.

98

4. Донцов Д.А Системная научная методология общей психологии // Тенденции развития науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 31 марта 2016 г. Часть 3. — Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2016. — С. 29-32.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Базаркина И.Н. Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии // Вестник практической психологии образования, № 1(34). — М., 2013, С. 36-48.

6. Донцов Д.А, Поляков Е.А. Научные основы детской возрастной психологии // Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 19-20 апреля 2017. — СПб.: Изд-во: «Культ-Информ-Пресс», 2017. — С. 79-84.

7. Донцов Д.А, Поляков Е.А. Основы методологии психологии развития и возрастной психологии // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 1. / — уфа, АЭТЕРНА, 2016. — С. 135-140.

8. Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Справочное пособие для студентов психолого-педагогического профиля по написанию и защите письменных работ: реферативных, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, магистерских диссертаций / Под науч. и общ. ред. Д.А. Донцова. — М.: АРКТИ, 2017. — 328 с.

9. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, Флинта, 2003. — 336 с.

10. Петрова Е.А., Донцов Д.А., Акимова И.Н. От реферата до магистерской диссертации: как написать и оформить работу по психологии: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вузов. — М.: Академия имидже-логии, 2016. — 288 с.

11. Петрова Е.А., Донцов Д.А., Морозов В.А. От реферата до магистерской диссертации: как написать и оформить работу по психологии: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Академии имиджелогии, 2017. — 268 с.

12. Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методика научного руководства курсовыми проектами обучающихся гуманитарного профиля на примере психолого-педагогических работ // Образовательные технологии. — 2017. — № 2. — С. 63-80.

13. Шарафутдинова Н.В., Донцов Д.А. Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей) // Образовательные технологии. — 2018. — № 1. — С. 107-117.

14. Dontsov D.A., Polyakov E.A. Теории развития в возрастном контексте: научные подходы в психологии развития, акмеологии // Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers, on materials of the V international scientific-practical conference May 31, 2017 Pub. New York. SRC «LJournal», 2017. — P. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.