Научная статья на тему 'Методология и методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании'

Методология и методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / PROJECT ACTIVITY / COMPETENCE / EVALUATION / LEARNING RESULTS / PARAMETERS AND EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушев М.В.

В статье рассматриваются проблемы оценивания проектной деятельности обучающихся. Указывается на разноплановость, многосторонность и междисциплинарный характер проводимых процедур. Высказана необходимость создания универсального открытого каталога критериев оценивания проектной деятельности, обеспечивающего объективность оценки, представляющего собой ориентировочную основу, как для экспертной группы, так и для участников проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND THE EVALUATIONS METHODS OF THE RESULTS OF PROJECT ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article deals with the problems of assessing the project activities of students. The diversity, versatility and interdisciplinary nature of the procedures are pointed out. The necessity of creation of the universal open catalogue of criteria of evaluation of project activity providing objectivity of the assessment representing an indicative basis, both for expert group, and for participants of the project is stated.

Текст научной работы на тему «Методология и методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 371.27; 371.311; 371.39 ЯКУШЕВ М.В.

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

UDC 371.27; 371.311; 371.39 YAKUSHEV M.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of German Language, Orel State University Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

METHODOLOGY AND THE EVALUATIONS METHODS OF THE RESULTS OF PROJECT ACTIVITIES

IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

В статье рассматриваются проблемы оценивания проектной деятельности обучающихся. Указывается на разноплановость, многосторонность и междисциплинарный характер проводимых процедур. Высказана необходимость создания универсального открытого каталога критериев оценивания проектной деятельности, обеспечивающего объективность оценки, представляющего собой ориентировочную основу, как для экспертной группы, так и для участников проекта.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетенция, оценивание, результаты обучения, параметры и критерии оценки.

The article deals with the problems of assessing the project activities of students. The diversity, versatility and interdisciplinary nature of the procedures are pointed out. The necessity of creation of the universal open catalogue of criteria of evaluation of project activity providing objectivity of the assessment representing an indicative basis, both for expert group, and for participants of the project is stated.

Keywords: project activity, competence, evaluation, learning results, parameters and evaluation criteria.

Формирование отечественной парадигмы личностно-ориентированного образования характеризуется пересмотром содержания и функций всех компонентов образовательного процесса. Требования к основным результатам обучения, сформулированные в нормативных документах и образовательных концепциях, обусловливают необходимость разработки системы оценки уровня развития личностных характеристик, сформированности метапредметных и предметных компетенций обучающихся. В настоящее время инструменты оценивания нельзя считать до конца изученными. Вместе с тем, только создание универсального открытого каталога критериев оценки образовательной деятельности обеспечит объективность оценочных процедур, целостность контроля сформированности целевых компетенций, укажет обучающимся стратегию и тактику самой организации проектной деятельности.

Процесс обучения иностранным языкам представляет собой сложную многоуровневую систему, отличительная особенность которой видится в необходимости рационального сочетания репродуктивной деятельности, направленной на формирование языковых навыков и творческих заданий, моделирующих реальные ситуации общения, способствующих становлению вторичной языковой личности, развивающих эмоциональную сферу обучающихся.

В обучении иностранным языкам достаточно по-

пулярной стала организация проектной формы работы. Многочисленными исследованиями установлено, что проектная деятельность выступает как важный инструмент продуктивного образования. Действительно, проектное обучение всегда ориентировано на применение и приобретение новых знаний, в том числе, путем самоорганизации и самообразования обучающихся.

Это вполне соответствует современным представлениям о роли образования и требованиям отечественных образовательных концепций, поскольку проектная форма обучения нацелена на проработку общественно значимой проблемы, способствует формированию универсальных учебных действий, интеграции знаний и умений из различных областей науки и сфер деятельности, демонстрации творческих способностей обучающихся.

Можно с уверенностью утверждать, что предмет «иностранный язык», преподавание которого отмечено тенденцией социокультурной направленности обучения, в полной мере способствует реализации поставленных целей. Иноязычное образование отличает «ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности

© Якушев М.В. © Yakushev M.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка». [3, с.16]

Проектную деятельность уже вряд ли можно назвать альтернативной, нестандартной и нетрадиционной. Способ организации обучения с помощью проектов отрицает усвоение готовых знаний и их дальнейшее воспроизведение. Но активные способы взаимодействия, развитие критического мышления, внимание к личностным, в том числе - коммуникативным потребностям уже имеет свои традиции в отечественном иноязычном образовании. Вместе с тем, именно проектная методика ориентирует на целостное практическое решение проблемных задач в ходе исследовательской деятельности на основе самостоятельного поиска, прогнозирования, установления причинно-следственных связей.

Проектной работе, несомненно, присущи все черты открытой педагогической концепции: участие всех субъектов учебного процесса в определении темы и постановке цели, отборе содержания, выборе методов и приемов работы, определении сроков, времени и места выполнения заданий, форм взаимодействия и отчетности.

Таким образом, гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения, достижение декларированных целей обучения, развитие познавательных сил, коммуникативных способностей, социокультурной компетенции и творческого потенциала личности мы связываем с регулярным вовлечением обучающихся в проектную деятельность.

Если рассматривать проектную методику в контексте компетентностного подхода, то она наиболее полно способствует равномерному и целенаправленному формированию и проявлению во взаимосвязи комплекса ключевых, общепредметных и предметных компетенций [4], поскольку в процессе осуществления проекта обучающимся необходимо продемонстрировать множество умений, личностных качеств и способностей.

Метапредметные и междисциплинарные характеристики проектной деятельности, собственно, и обусловливают сложность ее организации, проведения и, как следствие, оценивания.

Ориентировочной основой в оценке результатов учебной деятельности обучающихся должны стать универсальные критерии и параметры оценки, представленные в виде определенной схемы. Создание подобной схемы-матрицы предполагает, на наш взгляд, решение следующих вопросов:

- терминологического - уточнение используемых понятий;

- гносеологического - критический анализ накопленного опыта и имеющихся критериев оценивания;

- методологического - выбор возможного подхода к выделению объектов оценивания.

Разработка указанных проблем придаст системе оценивания научную обоснованность, позволит определить технологию выделения параметров и критериев оценки, сбора оценочной информации, ее классифика-

ции и подведения итогов.

Прежде чем говорить о системе оценивания, следует выделить сущностные признаки проектной деятельности. В психолого-педагогической и методической литературе достаточно места посвящено описанию требований к организации и проведению проектов. В современных учебниках присутствует определенное количество заданий, именуемых - проект. Однако это не всегда так.

С нашей точки зрения, проектом может считаться деятельность, которой присущи следующие типологические характеристики:

1. Социальная значимость заявленной темы и разрабатываемой проблемы.

2. Целенаправленная научно-исследовательская, поисково-познавательная деятельность обучающихся.

3. Взаимодействие обучающихся, работа в коллективе, сопряженные с автономностью в планировании, постановке задач, распределении ролей, определении форм работы и т.п.

4. Практикоориентированность, создание некоего продукта, отражающего результаты совместной деятельности.

5. Публичная презентация интеллектуального продукта.

Отсюда вытекают необходимые и достаточные условия успешной организации проектной работы:

- планомерное соблюдение этапов работы и поша-говость действий при разработке проекта;

- мотивация обучающихся, личностная значимость результатов деятельности;

- социально значимая корректная постановка цели, предполагающая выполнение адекватных коммуникативных задач;

- формирование групп, постановка индивидуальных и групповых задач, распределение заданий и выбор форм представления результатов;

- правильно организованная деятельность преподавателя и на разных этапах выполнения проекта;

- выбор адекватных форм и способов контроля, терпимость к ошибкам;

- соответствие типа проекта его целям и задачам;

- рефлексия, анализ собственной активности и вклада по окончании проекта.

В ходе анализа имеющейся литературы и накопленного опыта мы пришли к выводу о том, что при оценке презентации проектов необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:

V актуальность темы, степень концентрации на значимых проблемах;

V разнообразие использованных источников информации;

V соблюдение этапов доклада, логичность структуры представления, ясность идеи для аудитории;

V использование вспомогательных (в том числе мультимедийных) средств, облегчающих восприятие, понимание и следование логике изложения;

V воздействие на слушателей, стратегии взаимо-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

действия с аудиторией, невербальное поведение выступающего, использование паралингвистических средств;

V личное восприятие проблемы, ее оценка, собственное мнение и критический анализ;

V наглядность и конкретность, наличие примеров, соотнесенность с условиями презентации и аудиторией;

V грамотность и кругозор докладчика;

V ценность и значимость результатов для социокультурной среды;

V языковое оформление и стиль изложения;

V групповая кооперация, взаимодействие в команде, индивидуальная и групповая ответственность;

V самостоятельность исследования и творческий подход к представлению результатов;

V способность к самооценке и критическому анализу проделанной работы.

Как можно видеть, языковой и речевой компоненты коммуникативной компетенции представлены в данном перечне в сжатом виде и подлежат дальнейшей конкретизации с учетом уровня обученности обучающихся.

Разнообразие требований, разнонаправленность внимания участников и экспертов, двусторонний характер оценивания - процессуальный и результативный не упрощают оценивание учебной деятельности. Более того, оно также зависит от условий ее протекания, целей и образовательных задач.

Итак, оценка учебной деятельности предполагает ответ на вопрос: насколько осуществленная деятельность и представленные результаты способствуют развитию способностей обучающихся и позволяют констатировать сформированность ключевых компетентностей.

Ранее нами были сформулированы и раскрыты основные принципы построения каталога критериев, сопровождения и оценивания проектной деятельности.

[5]

Значимыми для нас являются:

Принцип критериальной ясности, предполагающий четкое определение содержания и предмета оценивания, краткость и однозначность формулировок.

Принцип деятельностного подхода, учитывающий многоаспектность, разносторонность деятельности обучающихся, этапы и условия ее осуществления.

Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предусматривает заданность инструментов оценки, возможность совершенствования своей деятельности, повышает субъектность позиции участников проекта.

Принцип коллегиальности объединяет позиции всех субъектов образовательного процесса при оценке результатов деятельности, исключает субъективизм экспертной группы, независимость экспертов.

Принцип индивидуального подхода и уважения к личности предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, исключение «шаблонности» в деятельности экспертов, признание права на выбор способов деятельности, форм и приемов работы, собственное мнение.

Принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровождения предусматривает ознакомление с критериями оценок, консультативную помощь и доступность необходимых материалов и средств для осуществления учебной деятельности.

Принцип дифференциации уровня обученности, возраста обучающихся, целей и задач деятельности. Данный принцип позволит в дальнейшем дополнить каталог критериев, исходя из имеющихся условий и доминант.

Важнейшим для нас является также принцип ком-петентностного подхода, обеспечивающий комплексность оценки, учет не отдельных единичных умений, а успешность формирования компетенций в целом.

Анализ проблемы и опыт практической деятельности позволяет, таким образом, говорить о том, что разработка универсального открытого каталога критериев оценки учебной деятельности школьников - кропотливая многоаспектная работа, которая, однако, обеспечит обучающихся и экспертов ориентировочной основой объективного оценивания ее результатов.

Таким образом, проектная деятельность подчинена определенному алгоритму, а значит, вполне может быть смоделирована и ее оценка. В представленной матрице отражены ключевые стороны проектной деятельности, основные величины, раскрывающие их наполнение и качественные признаки выполнения заданных требований.

Соответствие критериям может быть оценено в балльном формате: 2 - полностью соответствует / 1 - частично соответствует / 0 - не соответствует.

Следует отметить, что критериальное наполнение носит контекстно-ситуативный характер, поскольку зависит от целевых установок проекта, содержания и условий его проведения и презентации. Поэтому иерархия предлагаемых аспектов / параметров / критериев и их удельный вес может варьироваться. Коммуникативный аспект наполняется критериями, соотнесенными с уровнем владения иностранным языком по общеевропейской шкале.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте повышают мотивацию обучающихся, формируют потребность в поисково-познавательной деятельности, способствуют сознательному применению речевых умений в разнообразных ситуациях межкультурного взаимодействия, совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся, развитию их языковой личности, а значит - способности самостоятельно и эффективно решать задачи межличностного общения и возникающие в ходе обучения проблемы.

Представленный подход является одним из возможных и не претендует на исчерпывающее представление. Однако не вызывает сомнений, что разработка универсального открытого каталога критериев обеспечит объективность и прозрачность оценивания проектной деятельности обучающихся.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

Схема оценивания результатов проектной деятельности

Аспекты Параметры Критерии оценивания

Актуальность проблемы Соответствие проблематики учебной программе, возрасту, языковому опыту и интересам обучающихся.

Важность и полезность информации для формирования мировоззрения и личностных ха-

рактеристик, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

« Полнота и глубина рас- Глубина проникновения в проблему, конфронтация разнообразных точек зрения.

§ Л 5 крытия темы проекта Широкий охват источников, аргументированное ограничение тематики, концентрация на центральной проблеме.

s Объем презентации достаточен для раскрытия темы.

е « о Концептуальность Целостное представление материала, последовательность в реализации замысла.

О содержания Структура презентации логична и соответствует этапам доклада.

Убедительность и наглядность. Стиль изложения понятен, присутствует открытость, точ-

ность и ясность изложения материала.

Проект отличают межпредметные связи, системность, научно-методическая обоснованность в выборе форм и способов деятельности.

Выразительность и Материал подается эмоционально, с использованием паралингвистических средств, эле-

артистизм ментов языковой и внеязыковой наглядности и образности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники демонстрируют сценические способности.

Взаимодействие участ- Участники проекта слаженно кооперируют друг с другом, их роли равномерно

ё ников проекта распределены.

Совместный поиск и анализ проблемы успешно сочетается с индивидуальной и группо-

л вой ответственностью за результат.

1 Взаимодействие с Участники проекта демонстрируют владение социальными ролями и способами взаимо-

аудиторией действия с аудиторией.

Используются разнообразные стратегии воздействие на слушателей, поддерживается ин-

терес аудитории.

Обучающиеся аргументировано отвечают на вопросы оппонентов.

Оригинальность представления результатов Обучающимися используются оригинальные формы презентации (инсценировки, озвучивание, интернет-конференции и т.п.).

Выбор формы документирования результатов адекватен теме, целям и условиям проведе-

ния проекта.

1 о Предложенные идеи и подходы к решению проблемы носят нестандартный характер.

е & Самоорганизация и Полученные результаты обладают признаками новизны.

£ самостоятельность мышления Участники проекта демонстрируют полную самостоятельность в выборе темы и способов деятельности, источников информации, формы представления результатов, распределении ролей.

Каждый участник проекта проявляет активность в соответствии со своими индивидуаль-

ными возможностями.

Широкомасштабность Рациональное сочетание средств наглядности - традиционных (коллажи, стенды) и муль-

использования средств тимедийных средств.

° 1 К " презентации Структурирование информации отличается разнообразием (схемы, диаграммы, графики, таблицы, ассоциограммы..)

S ^ % 2 5 о о й ьЗ U S Н Оптимальность формы Наглядное представление наиболее значимой информации, ее правильное расположение.

Стилистическое единообразие, наглядность и конкретность презентации, наличие примеров облегчают восприятие, понимание и следование логике изложения.

Рациональное использование типографических средств и анимационных эффектов.

Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Социальный Ценность и значимость проблемы для социокультурной среды Представленный продукт отличает конкретность, практическая значимость и ценность, возможность реализации.

Тематика и представление проекта затрагивают эмоциональную сферу, имеют этическую направленно сть.

Воздействие на аудиторию Социальный резонанс, наличие отклика на затронутую проблему (в виде вопросов, предложений, открытой полемики, освещения в прессе).

Проекция результатов на общественную деятельность, побуждение к действиям, размышлению.

Исследовательский Методологическая зрелость Обучающиеся демонстрируют теоретическую грамотность, владеют терминологией.

Структурирование проблемы и выделение смысловых вех основаны на системном анализе и научном подходе.

Участники проекта способны ясно сформулировать цель и задачи, гипотезы исследования.

Функциональная грамотность Участники проекта демонстрируют владение разнообразными стратегиями учебной, поисковой и исследовательской деятельности в ходе планирования, поиска материала, сбора информации, ее анализа, систематизации, сравнения и обобщения.

Обучающиеся проявляют осведомленность в различных предметных областях, используют разнообразные источники информации.

Оценочно-критический Личностная заинтересованность, мотивация участников проекта Участники проекта занимают активную позицию, демонстрируют личное восприятие проблемы, ее оценку, высказывают собственное мнение по проблеме.

Обучающиеся проявляют способность к выводам и обобщениям, интерпретации полученных данных, трансформации тематики и смене перспективы, привлечению собственного опыта.

Способность к рефлексии В ходе работы проявляется способность к самооценке и критическому анализу проделанной работы.

Анализ и оценка проектирования завершаются формулировкой собственного восприятия и впечатлений о проекте. Суждения обучающихся последовательны и обоснованы.

В ходе осуществления проекта осуществляется само-, взаимооценка качества выполнения поставленной задачи, итогов работы.

Коммуникативный Компоненты иноязычной коммуникативной компетенции

Библиографический список

1. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. 2007. № 3.

2. ПолатЕ.С. Метод проектов. ИОСО РАО 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.

htm.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

5. Якушев М.В. О возможном подходе к оценке результатов учебной деятельности школьников // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2013. № 7 (35). С. 102-110

References

1. Belyakova M.A. International project activities as a way to reveal the creative potential of the individual pupil // Foreign languages in school. 2007. № 3.

2. PolatE.S. Method of projects. IEC RAO 1998. [Electronic resource]. - Mode of access: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.

3. The fundamental core of the content of General education / Grew. Acad. science, Grew. Acad. of education; ed. by V. V. Kozlov, A. M. Kondakov. 4-e Izd. dorab. M.: Education, 2011. 79 p.

4. KhutorskoyA.V. Core competencies and educational standards // Internet-journal «Eidos». - 2002. - 23 April. [Electronic resource]. Mode of access: http://eidos.ru/journal/2002/0423 .htm free. (reference date 25.04.2013).

5. YakushevM. V. On a possible approach to assessing the results of schoolchildren's educational activity // European Social Science Journal. 2013. № 7 (35). P. 102-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.