Научная статья на тему 'Методология и методика изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре'

Методология и методика изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ / СТЕРЕОТИПЫ / ТРАДИЦИИ / ЭМПАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ЦЕННОСТНЫЕ ПОНЯТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / HISTORICAL PERSONALITY / METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND APPROACHES / STEREOTYPES / TRADITIONS / EMPATHIC DIALOGUE / VALUE CONCEPTS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сосновский И. З.

В статье обосновываются методологические подходы и некоторые методические пути изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре или на уроках по ОРКСЭ. Автор указывает на важность обновления методологии с точки зрения преодоления штампов и стереотипов в изучении биографического материала, усиления его аксиологических акцентов и введения его в историко-культурный контекст. Рассматривается проблема методики изучения выдающейся личности в аспекте как традиционных методов обучения, так и с точки зрения новых коммуникативных технологий, одной из которых является эмпатический диалог. Предпринимается попытка выстроить урок эмпатического диалога по изучению личности святителя Иннокентия (Вениаминова). Выделение важнейших духовных вех жизненного пути, сопоставление их с материалом известных притч, актуализация эмпатии, размышлений и рефлексии в процессе диалога позволяет школьникам открыть ценностный смысл в сложном биографическом материале, ввести его в свой личностный смысл, расширяя тем самым свои представления об уникальности выдающейся личности в истории и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and methods for the study of historical personality on elective classes in orthodox culture

The article substantiates the methodological approaches and some methodical ways of studying historical person in optional classes on Orthodox culture in the classroom or on the basis of religious culture and secular ethics. Author points to the importance of the updating the methodology in terms of overcoming clichés and stereotypes in the study of biographical material, strengthening its axiological accents and introducing it into the historical and cultural context. The problem of a technique of studying the outstanding personality in the aspect of both the traditional methods of teaching, and in terms of new communication technologies, one of which is empathic dialogue. An attempt to build a lesson empathic dialogue on the study of the personality of St. Innocent (Veniaminov). Highlight the most important spiritual milestones of the life path, their comparison with known parables material actualization of empathy, thought and reflection in the dialogue process allows students discover valuable sense in a complex biographical material, enter it in your personal sense, thus expanding their understanding of the outstanding personality uniqueness history and culture.

Текст научной работы на тему «Методология и методика изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 930.2:929

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ

ЛИЧНОСТИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

© Сосновский Илья Захидович

кандидат исторических наук, доцент,

Иркутский государственный университет

Россия, 664005, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

E-mail: [email protected]

В статье обосновываются методологические подходы и некоторые методические пути изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре или на уроках по ОРКСЭ. Автор указывает на важность обновления методологии с точки зрения преодоления штампов и стереотипов в изучении биографического материала, усиления его аксиологических акцентов и введения его в историко-культурный контекст. Рассматривается проблема методики изучения выдающейся личности в аспекте как традиционных методов обучения, так и с точки зрения новых коммуникативных технологий, одной из которых является эмпатический диалог. Предпринимается попытка выстроить урок эмпатического диалога по изучению личности святителя Иннокентия (Ве-ниаминова). Выделение важнейших духовных вех жизненного пути, сопоставление их с материалом известных притч, актуализация эмпатии, размышлений и рефлексии в процессе диалога позволяет школьникам открыть ценностный смысл в сложном биографическом материале, ввести его в свой личностный смысл, расширяя тем самым свои представления об уникальности выдающейся личности в истории и культуре.

Ключевые слова: историческая личность, методологические принципы и подходы, стереотипы, традиции, эмпатический диалог, ценностные понятия, рефлексия.

В истории и культуре личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении. Науке известны понятия "историческая личность" и "выдающаяся личность", характеризующие деятельность людей, ставших олицетворением коренных исторических, культурных, прогрессивных преобразований, на ход которых они накладывают свой индивидуальный отпечаток. Знакомство с такой личностью, изучение ее биографии и творческого пути является одним из приоритетных направлений школьного гуманитарного образования.

Среди методов преподнесения биографического материала традиционным всегда считался лекционный метод. Лекция может проводиться в какой-то определенной технологии: «продвинутая лекция», лекция «бортовой журнал», лекция в стратегии «ЗХУ», лекция-визуализация, проблемная лекция и др.

Приведем наглядный пример знакомства с выдающейся личностью на факультативе или уроке по ОРКСЭ, посвященном жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова).

Богатство фактического материала, связанного с жизнью и деятельностью святителя Иннокентия, дает возможность рекомендовать разные типы уроков с точки зрения формы их проведения. Среди традиционных типов урока - можно предложить урок-лекцию с элементами беседы. По своему содержанию этот урок представляет рассказ о жизни и деятельности святителя Иннокентия. Лекция может быть выстроена как хронологический рассказ (урок-биография), с акцентом на наиболее значимых, ключевых моментах его биографии, или как урок-портрет, направленный на формирование образа Святителя в его ключевых ипостасях - как человека, миссионера, ученого, государственного и политического деятеля. Обязательным элементом такого урока должен являться историзм.

Лекция-беседа может охватывать как весь жизненный путь Святителя, так и один-два наиболее значимых момента его биографии. Можно рекомендовать следующие темы: «Св. Иннокентий - просветитель Америки», «Этнографические и лингвистические труды святителя Иннокентия», «Св. Иннокентий и граф Н. Муравьев-Амурский», «Роль святителя Иннокентия в присоединении Амура»; «Роль духовенства в военной истории: святитель Иннокентий и Крымская война», «Иннокентий — митрополит Московский и Коломенский» и др.). При подготовке урока рекомендуем использовать книгу И. П. Барсукова «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников» [1] как наиболее полную и обстоятельную биографию Святителя.

Оригинальной и нестандартной формой урока может быть урок-путешествие: «Путь святителя Иннокентия». Основное содержание урока - география миссионерского и святительского подвига Иннокентия: Иркутск, Алеутские острова, Аляска (остров Ситха), кругосветное путешествие, путешествие по Камчатке, путешествие по Амуру, Якутск, Благовещенск (станица Усть-Зейская), Иркутск, Москва.

При проведении этого урока рекомендуем использовать путевые журналы и дневники самого святителя Иннокентия и журналы других миссионеров, книгу «Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите московском» Прокопия Громова и другие документальные источники [2]. В ходе урока необходимо рассказать о трудных условиях миссионерской службы, о роли православных священников в освоении новых земель, об истории Аляски и истории присоединения Амура и роли в этом процессе святителя Иннокентия, о Российско-

Американской компании и Русском географическом обществе. Особо следует подчеркнуть роль Святителя в объединении территорий и народов в едином духовно-историческом пространстве. При этом необходимо помнить, что «путь святителя Иннокентия» - понятие не только географическое, но и духовное.

Безусловно, самой высшей и в то же время самой сложной целью, которую может поставить себе учитель, обращаясь к такому материалу, как личность и жизнь Святителя, является попытка привести учащихся к постижению на данном примере некоторых важных духовных категорий и нравственных понятий. Для проведения такого урока можно предложить новую современную форму урока - эмпатический диалог.

Урок эмпатического диалога - это урок духовного общения, насыщенного этическими размышлениями и поисками смысла, направленный на обогащение духовного мира школьника. Цели такого урока - развитие умения этического размышления, накопление нравственных знаний, формирование ценностного сознания подростка.

Основной дидактический метод - проблемный. Варианты темы урока: «Подвиг сердца и веры»; «Уроки мужества, любви, веры и подвижничества», «Формула духовной жизни - это...», «Подвиг любви бескорыстной...», «Слагаемые духовного пути».

Урок начинается с этапа побуждения к этическому размышлению. Предмет побуждения - евангельские притчи. Проблемная ситуация, вызывающая учащихся на размышление, создается за счет сопоставления притч Иисуса Христа с ключевыми моментами из жизни святителя Иннокентия. В качестве материала для рефлексии также предлагаются тексты писем и воспоминаний Святителя. Разбор каждой ситуации в проекции на евангельскую притчу помогает вывести и осмыслить те качества личности, которыми должен обладать подвижник и миссионер, а также те правила, основы и цели жизни, которые делают жизненный путь человека подлинно духовным.

Установкой на этическое размышление является формулировка нравственной задачи, на основе чего выделяются основные ценностные понятия, которые войдут в орбиту урока и зададут вектор размышления.

Вводное слово учителя должно быть ярким, коротким, эмоциональным, так как оно готовит восприятие школьников к последующей информации: «Иисус Христос проповедовал свое учение в форме притч. Притчи - иносказательные рассказы, в которых заключен глубокий духовный смысл, скрытая за бытовой картинкой Божественная мудрость. В притчах указан путь человека к духовному совершенству, обретению мудрости и обретению Царства Небесного - спасению души. Далеко не каждому человеку удается пройти этим, указанным самим Христом в его притчах путем. Один из таких людей - святитель Иннокентий (Вениаминов). И сегодня мы попробуем убедиться в этом. Но для начала нам нужно вспомнить основные факты из биографии святителя Иннокентия. А потом, при по-

мощи притч как ключа, мы попытаемся с вами разглядеть высший смысл в событиях его жизни, проследить его духовный путь».

Рассказывает притчу учитель или заранее подготовленный ученик. Первая притча - «о зерне Горчичном». Учитель поясняет, что эта притча может быть применена не только к христианской религии, зародившейся в Иерусалиме и быстро распространившейся по всему миру. Можно ее применить и к человеку, который на протяжении своей жизни способен расти - интеллектуально, нравственно и духовно, достигая таких высот, что к нему будут прибегать другие люди и искать его мудрости и помощи, как птицы защиты у большого дерева. Притча сопоставима со всем удивительным жизненным путем Святителя: сын безвестного пономаря из далекого села Анга Иркутской губернии, он стал великим православным проповедником, основателем новой епархии и преемником московских святителей. Получив только семинарское образование, он, однако, проявил себя в самых разных областях научного знания.

«Какими качествами личности должен был обладать человек, чтобы достичь таких жизненных и духовных высот? Это поможет понять притча «о закваске». «Три меры муки» символизируют три душевные силы: ум, чувства и волю, которые может преобразить закваска - вера в Бога. Вера просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, очищает чувства, вселяя в человека добрую радость. Но для того, чтобы «закваска» подействовала, мука тоже должна быть доброй. Мука - это природные качества человека, его характер, которые закладываются в детстве».

Предложим школьникам несколько ситуаций.

Ситуация первая - детство

Рассказ о детстве Святителя мы можем прочитать в книге воспоминаний о нем его бывшего семинарского товарища протоиерея Прокопия Васильевича Громова «Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском». Выделим в рассказе ключевые мысли: он был не похож на прочих товарищей, на лице его отражались какие-то особые думы; он был одним из лучших и прилежных учеников; отличался большой любознательностью; много читал; изобрел сначала водяные часы, потом сделал другие - карманные солнечные; был чрезвычайно усидчив и выполнял всякое дело с такой пунктуальностью, рассудительностью и точностью, которой могли позавидовать многие. Таким образом, основополагающими качествами характера и личности Иннокентия стали трудолюбие, стремление к познанию нового, тяга к знаниям.

Ситуация вторая - жизненный выбор

В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил предписание определить священника на Алеутские острова. Никто и помыслить не мог о поездке туда (на окраину империи). Поэтому из всех призываемых преосвященным к отправлению в Уналашку охотника не нашлось. Пришлось бросить жребий - «счастливчик» (диакон Малинин) предпочел пойти в солдаты.

Изначально отказался и Вениаминов. Но затем он внезапно переменяет свое решение. Святитель Иннокентий так описывает свои чувства: «Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия, еще не видевших его спасительного света - есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!» [1].

«Зачем и ради кого отправляется Иоанн на далекую Уналашку? Можно ли назвать поступок Иоанна подвигом? Что такое подвиг?» (поступок, который человек совершает ради других людей, при этом нередко жертвуя собой или своими интересами). «Как мы называем человека, который совершает подвиг?» (герой или подвижник)».

Работаем со словарной статьей и приводим определение слова «подвижник» из словаря В. И. Даля: подвижник - славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель; храбрый удачливый воитель, подвизающийся на пути веры и праведничества [3, с. 273].

Подвижничество и подвиг - понятия, которые тесно связаны между собой, без подвига невозможно подвижничество. Подвиг может представлять собой поступок, а может - целый жизненный путь - путь духовной работы, просвещения и духовного труда. Подвижника христианского благочестия называют миссионером.

Приводим определение слова «миссионер» из словаря С. И. Ожегова: миссионер - духовное лицо, посылаемое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих [4, с. 304]. За этим сухим определением скрывается великая цель миссионера - нести свет истины людям, бороться за души людей, за их просветление и просвещение. Святитель Иннокентий не простой миссионер. Он прославлен в лике святых как апостол Сибири и Аляски.

«Что значит слово "апостол"? Кого мы называем апостолами?». Понять роль и значение апостола нам поможет еще одна евангельская притча - «о сеятеле». «Как вы понимаете слово "семя"?» («Семя» - слово и не только. «Семя» - вера, любовь, знания и т. д.). «Что можно понимать под "почвой", куда попадают семена?» (Душа, сердце, ум человека). Таким образом, семя - это слова, которые помогают людям понять и познать правду, истину, справедливость, любовь. Почва бывает каменистой, неприступной, бывает мягкой и благодатной. Невосприимчивое сердце, словно почва у дороги, каменистая - сердце, не способное глубоко воспринимать, благодатная почва - это сердце, готовое учиться и духовно расти.

«Каким должен быть человек-сеятель, чтобы слово его попало прямо в сердце человека и проросло?». Учащиеся рассуждают, что такой человек должен сам верить в то, что делает, может пойти на любые лишения ради истины, идеи, способен преодолеть любые трудности на своем жизненном пути, чтобы эту истину узнали люди.

Ситуация третья - апостольский подвиг

«С какой целью приезжает Иоанн на Уналашку?» (Проповедовать христианство). Его деятельность на островах разнообразна. В первые пять лет пребывания своего на Уналашке будущий святитель строит на острове здание прихода, собственными руками возводя алтарь, учит алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика. Открывает первую на островах церковно-приходскую школу. На острове Ситха он прививает местное население от оспы, чем спасает многих людей.

«С какой целью православный священник совершает все эти деяния?». Учащиеся рассуждают о том, что для того чтобы «сеять» Слово Евангелия, надо было проявить евангельскую доброту и справедливость на деле: помочь бедным народам, улучшить их быт, исцелить от болезней, обучить ремеслам и грамоте.

Важно подчеркнуть, что о. Иоанн делает это не только для того, чтобы войти в доверие, но потому что по-настоящему любит свою паству и проявляет к ней сострадание. Бескорыстно отдавая свет знаний, передавая умения и навыки ремесел, которыми владел сам, Вениаминов был противником даров материальных, какие получали инородцы часто при крещении, считая, что принятие православия должно быть столь же бескорыстным, поскольку происходит от душевного порыва и в таком случае в душе и укореняется. Вместе с согласием растет и крепнет вера.

Священник Вениаминов создает алеутско-лисьевский алфавит на кириллической основе и формулирует основы грамматики. Он переводит на язык алеутов Евангелие от Матфея. Затем пишет и переводит на тот же язык «Указание пути в Царствие Небесное».

«Чей подвиг повторяет Иоанн, создавая письменность?» (Первых просветителей славянских народов св. Кирилла и св. Мефодия и подвиг святителя Стефана Пермского). Анализируя деятельность Святителя среди алеутов, подводим учащихся к выводу о том, что только искренность, любовь, терпение и уважение к другому народу могут пробудить души людей, вызвать в них доверие и ответную любовь.

В процессе анализа разных ситуаций из жизни Святителя и его сочинений в сопоставлении с евангельскими притчами и в ходе эмпатического диалога идет накопление и, что важнее всего, постижение нравственных понятий, которые и становятся слагаемыми «формулы духовности»: духовного человека и духовного пути. Учащиеся пытаются вместе с учителем не только передать наполняемость этих понятий, но и прокомментировать каждое слагаемое. В ходе рассуждений происходит корректировка содержания понятий.

Результатом работы становятся заполненная таблица и выведенная «формула духовности». Она может оставаться открытой, и учащиеся могут дополнить ее качествами, которые им тоже кажутся важными для понимания духовности и духовного пути человека.

Качества личности Правила/ основы жизни Жизненные цели

Способность верить Любовь Спасение души

Способность любить Искренняя вера Обретение истины

Искренность Праведность (отсутствие Помощь людям

Трудолюбие грехов / борьба с грехами) Просвещение других

Интеллект Милосердие Самопознание и самосовер-

Смелость Уважение к другому чело- шенствование

Терпение веку Познание мира

Бескорыстие Уважение к другой куль- Привнесение в мир

Честность туре добра и красоты

Доброта Труд

Самопожертвование

Верность своим убеждени-

ям и идеалам

Свобода выбора

«Формула духовности»

Возможный вывод

На протяжении всего своего жизненного пути святитель Иннокентий учился любить, сострадать, понимать, принимать, помогать, жить по правде и справедливости и учил этому других. Это были своеобразные заповеди - правила жизни, которым он честно следовал. Его путь подвижника и миссионера был поистине путем совершенствования души и духа, духовными составляющими которого являются вера, трудолюбие, созидание, милосердие, искренность, бескорыстие, терпение, смиренномудрие, праведность, верность своим убеждениям.

Итогом урока могут стать варианты рефлексивных творческих заданий: диалог по прочтению писем, записей, воспоминаний: «Мой диалог с Иннокентием Вениаминовым»; рефлексия «заветных мыслей» святителя Иннокентия: «Строки, написанные для меня...»; личностная рефлексия: «Какие черты характера, качества личности святителя Иннокентия особенно вам импонируют?» «Какие «правила жизни» святителя Иннокентия вам близки?»; эссе «Нужны ли человеку «правила жизни»?

Главное в методике такого факультативного занятия - идея постепенного погружения школьника в атмосферу этического и эмпатического диалога. В итоге мы не просто вводим в активный словарь современного школьника важные для формирования его внутренних установок этические и духовные понятия, но и раскрываем их суть и многомерность на примере изучения выдающейся исторической личности Иннокентия Ве-ниаминова.

Литература

1. Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Алеся, 1997. 840 с.

2. Громов П. В. Припоминания современника и о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите московском. Иркутск: Типография Н. Н. Синицына, 1879. 78 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 т. Т. 3. М.: Изд-во АСТ; Астрель, 2003. 921 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987. 797 с.

References

1. Barsukov I. P. Innokentii, mitropolit Moskovskii i Kolomenskii po ego sochineniiam, pis'mam i rasskazam sovremennikov [Innocent, Metropolitan of Moscow and Kolomna on his writings, letters and stories of contemporaries]. Moscow: Alesya Publ., 1997. 840 p.

2. Gromov P. V. Pripominaniia sovremennika i o vysokopreosviashchennom Innokentii, mitropolite moskovskom [Recall contemporary and Eminence Innocent, Metropol Moscow]. Irkutsk: N. N. Sinitsyn Publ., 1879. 78 p.

3. Dal V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka: Sovremennoe napisanie: V 4 t. T. 3. [Explanatory Dictionary of Russian language: Modern Writing: The 4 t V. 3]. Moscow: AST Publ.; Astrel Publ., 2003. 921 p.

4. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow: Russkii iasyk Publ., 1987. 797 p.

METHODOLOGY and METHODS for the STUDY of HISTORICAL

PERSONALITY on ELECTIVE CLASSES in ORTHODOX CULTURE

Ilya Z. Sosnowski

candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003 Russia

The article substantiates the methodological approaches and some methodical ways of studying historical person in optional classes on Orthodox culture in the classroom or on the basis of religious culture and secular ethics. Author points to the importance of the updating the methodology in terms of overcoming clichés and stereotypes in the study of biographical material, strengthening its axiological accents and introducing it into the historical and cultural context. The problem of a technique of studying the outstanding personality in the aspect of both the traditional methods of teaching, and in terms of new communication technologies, one of which is empathic dialogue. An attempt to build a lesson empathic dialogue on the study of the personality of St. Innocent (Veniaminov). Highlight the most important spiritual milestones of the life path, their comparison with known parables material actualization of empathy, thought and reflection in the dialogue process allows students discover valuable sense in a complex biographical material, enter it in your personal sense, thus expanding their understanding of the outstanding personality uniqueness history and culture.

Keywords: the historical personality, methodological principles and approaches, stereotypes, traditions, empathic dialogue, value concepts, reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.