Научная статья на тему 'Методология и актуальный понятийный аппарат практико-ориентированного научного исследования в условиях непрерывного образования'

Методология и актуальный понятийный аппарат практико-ориентированного научного исследования в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / профессиональная педагогика / метод компетентностного проектирования / vocational education / vocational pedagogy / a method of designing competency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Н.В., Романцев Г.М.

Обоснована актуальность исследований в области методологии профессионального образования и профессиональной педагогики на современном этапе. Развитие методологии профессиональной педагогики представлено специальным методом компетентностного проектирования, выявлением прогностической функции и закономерностей развития данной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and current conceptual system of practice-oriented scientific research in terms of continuing education

The urgency of the researched problem is caused by the needs of modern society in the preparation of highly skilled, competitive staff in the vocational education system and is caused by the harmonization of theory and practice of vocational education and vocational pedagogy as its methodological basis. The authors consider that the main task of vocational pedagogy is the formation of a competent personality in the process of vocational training. The method of competency designing is a special method of vocational pedagogy. This method determines the technology of professional formation of personality, and consequently, it determines the aims of personality development.

Текст научной работы на тему «Методология и актуальный понятийный аппарат практико-ориентированного научного исследования в условиях непрерывного образования»

ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.Я. БАТЫШЕВА - А.М. НОВИКОВА

Н.В. Ронжина

Доктор пед. наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет E-mail: obrpravo@yandex. ru

МЕТОДОЛОГИЯ И АКТУАЛЬНЫЙ

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обоснована актуальность исследований в области методологии профессионального образования и профессиональной педагогики на современном этапе. Развитие методологии профессиональной педагогики представлено специальным методом компетентностного проектирования, выявлением прогностической функции и закономерностей развития данной науки.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная педагогика, метод компе-тентностного проектирования.

Г.М. Романцев

Доктор пед. наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет E-mail: Gennadiy Romantsev@rsvpu.ru

Необходимость исследования методологии профессионального образования на современном этапе, актуализации понятийного аппарата прак-тико-ориентированного исследования в условиях непрерывного образования обусловлены рядом объективных причин экономического, социального характера, а также проблемами, существующими внутри самой науки педагогики. Главная причина состоит в том, что профессиональное образование сегодня развивается эмпирическим путем без соответствующей ему научной теории профессиональной педагогики, а потому оно слабо результативно.Профессиональная педагогика,

Как цитировать статью: Ронжина Н.В., Романцев Г.М. Методология и актуальный понятийный аппарат практико-ориентированного научного исследования в условиях непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.42-50.

являясь наукой о профессиональном образовании, сегодня, с одной стороны, выполняет важную прогностическую функцию, связанную с опережающим развитием данного вида образования по отношению к экономике, промышленности, производству, с другой стороны, имеет социальную миссию, выраженную в становлении и развитии компетентно развитой личности, что определяет постановку и решение ею новых задач в рамках постиндустриального, информационного общества, «общества знаний».

Следует отметить, что современные научные подходы к профессиональному становлению личности в системе профессионального образования представлены компетентностной образовательной парадигмой, связанной с возрастающей конкуренцией на мировом рынке в сфере экономики, промышленности и технологий, а также с интеграцией образования в соответствии с Болонским процессом, что в целом вызывает необходимость реформирования российской системы образования.

Принятие в последние годы ряда нормативных правовых актов в сфере образования, реализация компетентностного подхода в содержании профессионального образования, развитие новых форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся, слияние начального и среднего профессионального образования, становление новых типов профессиональных образовательных учреждений, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для образовательных организаций общего и профессионального образования, интенсивная разработка профессиональных стандартов - все это требует существенных изменений в системе профессионального образования и научного обоснования в рамках профессиональной педагогики.

Проблемы методологии педагогики, рассматриваемые в трудах П.Р. Атутова, А.П. Беляевой, И.В. Блауберга, Н.А. Вершининой, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.И. Кузнецова,

B.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпицыной и др., во многом способствуют выработке и обоснованию методологии профессиональной педагогики.

Труды В.Ф. Балашевой, В.П. Бедерхановой, Дж.Дьюи, Н.Н. Манько,

C.М. Пястолова, Н.Ф. Родичева, С.А. Толмачева и др., посвященные педагогическому проектированию, проектированию образователь-

ного процесса, проектированию развития и саморазвития личности, обусловили формулировку специальных методов профессиональной педагогики.

Компетентностный подход в профессиональном образовании находит отражение в данном исследовании благодаря трудам В.С. Без-руковой, Э.Ф. Зеера, А.Н. Лобка, А.Н. Тубельского, А.В. Хуторского и др.

Основная задача профессиональной педагогики как науки в свете непрерывного образования видится в формировании вектора профессионального становления личности, пронизывающего всю жизнь индивида. Это является смыслом внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки и практической сферы деятельности. В рамках современного развития общества в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда остро встает вопрос о подготовке специалиста в этих новых условиях.

Одной из важных методологических проблем является определение специальных методов исследования профессиональной педагогики. Одним из первых было исследование А. А. Кыверялга, посвященное разработке методов в системе профессионально-технического образования, в которой он выделил четыре группы методов, используемых в профессиональной педагогике: общенаучные методы (теоретический анализ и синтез педагогических явлений, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод моделирования); частнонаучные, т. е. методы других наук, используемые в исследованиях профессиональной педагогики (психологические, физиологические, социологические); специальные (инструментальные методы, исследования в дидактике профтехобразования и метод работы) и методы обработки результатов исследования^, с. 62].

А. М. Новиков сделал акцент на специфических инструментальных методах профессиональной педагогики с применением приборов, инструментов, аппаратов для изучения результативных характеристик трудовых действий (например, хронометраж), биомеханических и психофизиологических методах, что также было очень важно для системы профессионально-технического образования [5, с.34].

Учитывая современные наработки в области непрерывного образования и педагогики в целом, исходя из специфики предмета иссле-

дования профессиональной педагогики,который мы определяем как процесс подготовки компетентно развитой личности в системе профессионально-педагогических общественных отношений, считаем, что специальные методы профессиональной педагогики должны носить не только технологический, практико-ориентированный, но и личностно-ориентированный характер, а также определять развитие личностной профессиональной траектории обучающегося.

Согласно нормативным документам, в Российской Федерации существуют два уровня образования: общее и профессиональное образование. Целью общего образования является освоение жизненного опыта человечества в большей степени на теоретическом уровне, главной целью которого остаются знания. На их базе сегодня предполагается реализовывать комплекс универсальных умений, общекультурных и базовых компетенций, согласно ФГОС общего образования. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное, интеллектуальное развитие обучающегося. Это задача общего образования.

В профессиональном образовании преобладает предметная деятельность, которая непосредственно связана с овладением практическими умениями, компетенциями, в том числе трудовыми, профессиональными. Осознание обществом необходимости придания образованию деятельностной направленности связано с развитием компетентностного подхода. А это уже прерогатива профессиональной педагогики, т. е. выделение специфичности ее предмета и задач перед личностью и обществом. Таким образом, обосновывая статус профессиональной педагогики как науки, можно говорить о ее особой роли в современном образовательном процессе, поскольку освоение жизненного опыта возможно только в ходе деятельности, общения и общественных отношений.

Задача профессионального образования сегодня - обеспечение готовности к трудовой, профессиональной деятельности. В связи с этим в ФГОС профессионального образования представлен комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, в которых определяющими являются слова - уметь, владеть, быть готовым, быть способным к совершению конкретных действий. Принцип профессионального целеполагания позволяет, с одной стороны, выявить специфику профессиональной педагогики, а с другой - определить формы, средства

и методы обучения в общеобразовательной и профессиональной образовательной организации для достижения конкретно поставленной цели. В настоящее время конкурентоспособный специалист должен отвечать ряду требований, в частности, таких как профессиональная мобильность; способность овладеть новыми знаниями, умениями, навыками; адаптация своей профессиональной деятельности в соответствии с изменением своей профессиональной функции.

Компетентностный подход построен на концепции компетенций как основе развития у обучающегося способностей решать важные практические задачи и призван обеспечивать целостное развитие личности. В основу компетентностного подхода заложена важная идея -идея саморазвития личности. Исследование процесса формирования компетентного специалиста является одной из главных задач профессиональной педагогики.

В контексте антропологического подхода для профессиональной педагогики характерен специфический метод компетентностного проектирования, базирующийся на принципе профессионального целеполагания.

Метод компетентностного проектирования как ведущий метод профессиональной педагогики направлен на определение цели саморазвития личности. Компетентностное проектирование включает в себя психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов в организациях профессионального образования, социально-педагогическое проектирование социальных институтов и образовательной среды организаций профессионального образования и, что очень важно, проектирование личностного профессионального развития или саморазвития [1, с. 28]. Этот метод определяет технологию саморазвития личности и направлен на определение цели, планирование этапов образования, наполнение их конкретным содержанием, выбор средств, способов, форм реализации образовательных уровней, на планирование формирования и реализацию знаний, универсальных умений, общекультурных и профессиональных компетенций.

Профессиональная педагогика как область практического применения демонстрирует диалектическую связь теории и практики образовательного процесса в рамках профессиональной педагогики, профессионального и профессионально-педагогического образования, выступая методологической базой этого образования.

В данном контексте представляется важным диалектика объективных и субъективных факторов развития профессионального об-разования,выявление роли экономического закона перемены труда в системе непрерывного образования. В эпоху становления крупной промышленности изменения в профессиональной структуре одного поколения и тенденция к перемене труда не ощущались; на современном этапе возникла объективная потребность в смене профессии на протяжении трудовой жизни несколько раз.

Ускоряющаяся подвижность трудовых функций в условиях быстро изменяющегося производства требует перехода от подготовки специалистов узкого профиля к подготовке универсального работника. Требования настоящего времени - гибкость, многосторонность, приспособляемость. К. Маркс определял перемену труда всесторонней подвижностью рабочего, абсолютной пригодностью человека к изменяющимся потребностям труда[4, т. 1, с. 498-499].

Решить эту проблему возможно за счет повышения качества общего и профессионального образования, их интеграции [6], интеграции догоняющего и опережающего образования в рамках синхронного об-разования[2], использования разных форм профессионального обучения и переобучения и повышения квалификации.

Обычно закон перемены труда проявляется как изменение труда в границах данной профессии; как переход с одного вида работ на другой; как сочетание основной работы с другими видами деятельности. Это определяет требование к современному профессиональному образованию - быть качественным и востребованным экономикой. Профессиональная педагогика как теоретико-методологическая основа профессионального образования, выполняя прогностическую функцию, которая актуализирует экономический закон перемены труда и позволяет проектировать «портрет» выпускника вуза, тем самым обеспечивает выпускнику мобильность, востребованность в обществе, трудоустройство и условия для карьерного роста.

Результаты проведенного исследования показывают недостаточный уровень профессионализма значительной части работников на российских предприятиях. Он не соответствует и требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на конкурентоспособность специалистов на международном рынке труда. В постсоветский период система образования страны развивалась неадекватно

потребностям экономики по видам образования (был переизбыток подготовленных психологов, юристов, экономистов и т. д.) и качеству подготавливаемых специалистов. Была также выявлена другая проблема: большой процент выпускников государственных вузов не идет работать по специальности. Одна из причин данных проблем кроется в отсутствии объективного мониторинга потребностей рынка в специалистах определенных профессий и квалификации, что ведет к несоответствию образовательных программ этим потребностям. В связи с этим становится очевидным, что современное профессиональное образование должно быть качественным и востребованным экономикой, обществом, государством и личностью. Кроме того, насущным является приведение в соответствие теории и практики образовательного процесса, где теоретико-методологическая роль профессиональной педагогики может оказаться определяющей по отношению к практическим преобразованиям в сфере профессионального образования на современном этапе развития общества.

Успех реформ в профессиональном образовании напрямую связан с обновлением преподавательского корпуса. В настоящее время представлены как радикальные, революционные меры, такие как масштабное обновление преподавательского состава за счет привлечения людей из сферы бизнеса (успешных практиков), так и эволюционные - работа с ценностно-мотивационными установками преподавателей, введение эффективного контракта, обновление программ, форм и методов повышения квалификации. В течение последних лет активно обсуждается компетентностная модель современного преподавателя, особенно в системе профессионального образования. Это становится особенно актуальным в связи с принятием профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Анализируя целевую подготовку преподавателей для системы общего и профессионального образования, ее можно условно разделить на две группы:

1) подготовка преподавателей для системы социализации - это задача системы педагогического образования (педагогических вузов);

2) подготовка преподавателей для системы профессионализации -назначение системы профессионально-педагогического образования (профессионально-педагогических вузов). С сожалением нужно при-

знать, что данное понимание и деление остается в области научных разработок и обоснований.

Профессиональная педагогика характеризуется специфическими закономерностями, которые проявляются в системе профессионального образования (закономерность определяется как наличие объективной, существенной, необходимой, общей, устойчивой и повторяющейся связи между объектами или процессами реальной действительности). В частности, межотраслевые эмпирические и теоретические исследования в области философии, экономики, психологии и других наук позволяют говорить о связи и взаимообусловленности следующих факторов: 1) постоянным усложнением производственных, технологических процессов и необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов для этого производства, профессионально-компетентной личности; 2) усилением информационного потока в современном мире и требованием формирования нового типа профессионального мышления личности, способного к переработке этой информации; 3) нормативной предопределенностью в реализации профессионального и образовательного стандартов и возрастающей ролью креативности личности в рамках профессиональной культуры; 4) расширением сети профессиональных образовательных организаций и возрастающей потребностью в квалифицированных педагогах профессионального обучения, образования и дополнительного профессионального образования. Анализ сформулированных закономерностей требует дальнейшего изучения взаимосвязи и взаимообусловленности профессионального образования и профессиональной педагогики.

Выводы:

1. Профессиональная педагогика - самостоятельная отрасль педагогической науки, обладающая своим специфическим предметом исследования, который определяется как специально организованный педагогический процесс подготовки компетентно развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений, ядром которых выступает профессионализация, включающая в себя допрофессиональное образование, профессиональное образование и профессиональное самообразование и развитие в течение всей жизни. Главной задачей профессиональной педагогики видится задача формирования компетентно развитой личности в процессе профессионального образования.

2. Специальным методом профессиональной педагогики (помимо обозначенных в литературе) является метод компетентностного проектирования как вид педагогического проектирования. Данный метод определяет технологию профессионального формирования личности, а значит и цели развития личности, этапы образования, их конкретное содержание, выбор средств, способов, форм реализации образовательных уровней и направлен на планирование и реализацию знаний, умений, навыков, общекультурных, профессиональных и иных компетенций.

3. Профессиональная педагогика как самостоятельная отрасль педагогической науки выполняет одну из ключевых своих функций -прогностическую, тем самым предвосхищая, проектируя и развивая профессиональное образование в стране и включенную в эту систему формируемую компетентно развитую личность. Смысл данной функции заключается в предвидении динамики социально-экономических условий, в которых будет развиваться профессиональное образование, новых требований к потенциальному специалисту, к уровню его профессиональной компетентности; это научно - технические и технико

- технологические обновления, а также необходимые содержательные и организационно-структурные изменения образовательных структур. Сбалансированное, рационально организованное профессиональное и профессионально-педагогическое образование по подготовке кадров для системы профессионального образования всех уровней позволит создать рациональную эффективную экономику в нашей стране, но для этого необходимо дальнейшее развитие научно обоснованной теории профессионального образования - профессиональной педагогики.

Литература:

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 - 36.

2. Днепров С. А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Образование и наука. - 2009. - № 9. - С. 124 - 138.

3. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. -Таллин: Валгус, 1980. - 335 с

4. Маркс К. Капитал: в 4 томах. Т.1 / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: в 50 томах. 2-е изд. М.: Политиздат,1960. Т. 23.- 907 с.

5. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., пере-раб. М.: Эгвес, 2010. 456 с.

6. Чапаев Н. К.Экономика образования - точка соприкосновения педагогических и экономических традиций: в поисках интегративного предмета / Н. К. Чапаев // Право и образование.

- 2008. - № 11. - С. 100-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.