Научная статья на тему 'Профессиональнопедагогическое образование и профессиональная педагогика XXI века'

Профессиональнопедагогическое образование и профессиональная педагогика XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / METHOD OF COMPETENCE-BASED DESIGN / PROFESSIONAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Наталья Владимировна

В статье утверждается идея о том, что профессиональная педагогика на современном этапе является методологией профессионального образования. Обосновывается предмет ее исследования компетентно развитая личность в системе профессионально-образовательных отношений, формированию которой может способствовать метод компетентностного проектирования. В рамках профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка преподавательских кадров для всей системы профессионального образования всех видов и уровней. Таким образом, профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование выступают в единстве теории и практики образовательного процесса на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalpedagogical education and professional teaching of the XXI century

In article approved the idea that the professional pedagogics at the present stage is methodology of professional education. The subject of its research locates: competently developed personality in system of the professional and educational relations which formation can be promoted by a method of competence-based design. Within professional pedagogical education preparation of teaching personnel for all system of professional education all types and levels is carried out. Thus, the professional pedagogics and professional pedagogical education act in unity of the theory and practice of educational process at the present stage.

Текст научной работы на тему «Профессиональнопедагогическое образование и профессиональная педагогика XXI века»

УДК 378

Ронжина Наталья Владимировна

Российский государственный профессионально-педагогический университет Россия. Екатеринбург

Профессионально-педагогическое образование и профессиональная педагогика XXI века

В статье утверждается идея о том, что профессиональная педагогика на современном этапе является методологией профессионального образования. Обосновывается предмет ее исследования - компетентно развитая личность в системе профессионально-образовательных отношений, формированию которой может способствовать метод компетентностного проектирования. В рамках профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка преподавательских кадров для всей системы профессионального образования - всех видов и уровней. Таким образом, профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование выступают в единстве теории и практики образовательного процесса на современном этапе.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональная педагогика, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, метод компетентностного проектирования.

Изучая современную литературу по интересующей нас проблеме, можно обратить внимание на то, что анализу профессионального образования посвящено в последние годы большое количество научных работ, однако научное обоснование профессиональной педагогики до сих пор остается «белым пятном» в науке. Профессиональную педагогику чаще всего называют педагогикой профессионального образования, иногда ветвью общей педагогики, а порой даже ставят ее в один ряд с коррекционной педагогикой высшей школы, андрогогикой и др.

Говоря о внутреннем развитии науки, А.М. Новиков отмечал, что профессиональная педагогика уже прошла стадию зарождения в рамках общей педагогики, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Этому способствуют объективные предпосылки: меняются образовательная парадигма, отношение и требования к выпускнику образовательных учреждений, а также сами темпы общественного развития [5. С. 15]. Кроме этого, профессиональная педагогика не может играть роль частного приложения педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую [7. С. 16].

19

Исходя из этих размышлений можно дать следующее определение: профессиональная педагогика - это универсальная педагогическая наука о законах и закономерностях становления и развития компетентно-развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений.

Профессиональная педагогика имеет специфический предмет исследования - личность в системе профессионально-образовательных общественных отношений (от пропедевтического «нулевого» уровня через все уровни общего образования, уровни профессионального образования и формирования профессиональной компетентности через профессиональные компетенции - непрерывное образование, сквозное воспитание и самовоспитание).

Ведущим методом профессиональной педагогики является метод компетентностного проектирования, который направлен на определение цели саморазвития личности, планирование этапов образования, наполнение их конкретным содержанием, выбор средств, способов, форм реализации образовательных уровней, планирование и реализацию знаний, универсальных умений, общекультурных и профессиональных компетенций. Метод компетентностного проектирования, предлагаемый нами, есть конкретное воплощение проектирования личностного развития или саморазвития в профессиональном отношении.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Основная задача профессиональной педагогики как науки - сформировать вектор направленности профессионального становления личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий всю жизнь индивида, получающего образование. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенном смысле практической сферы деятельности.

Для построения целостной теории профессиональной педагогики требуется не механическое объединение конкретных сведений о разных уровнях профессионального образования и разных отраслевых педагогик, а содержательная систематизация научных данных, направленная на поддержание внутреннего единства профессиональной педагогики. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем профессиональной педагогики.

Необходимость в философских знаниях для педагогики с наибольшей остротой обнаруживается и тогда, когда происходит переход от одного общественного устройства к другому, и тогда, когда общество становится быстроменяющимся. Не случайно Б.С. Гершунский отмечает: «В последние годы все большее внимание уделяется развитию философии образования - инте-

гративной, междисциплинарной области научных знаний, дающей целостное представление о сущности и характере наиболее общих образовательных проблем. Можно предположить, что и сфера профессионального образования рано или поздно войдет в зону философско-образовательного обоснования. Первым шагом на этом пути может стать синтез уже накопленных знаний о сущем и должном в системе профессионального образования, то есть целенаправленное формирование философско-методологического знания» [4. С. 32].

В связи с новыми экономическими условиями в мире и стране, в связи с новыми требованиями к образованию и образованной личности, с новой (компетентностной) образовательной парадигмой придание профессиональной педагогике статуса науки становится особенно актуальным в последнее десятилетие. А поскольку профессиональная педагогика является методологией профессионального образования в целом, то выявление научно-методологических, философских оснований и проблем профессиональной педагогики представляется весьма важным в контексте этого обоснования.

Руководствуясь научным методом дедукции, попытаемся провести это исследование от общего к частному. Термин «система» (с гр. - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство [2. С. 1437]. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соответствуют конструктивному).

Определение, данное ранее, является дескриптивным, т.е. носит описательный характер. Примером конструктивного определения является следующее: система - совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов [1]. Главное отличие конструктивных определений касается наличия цели существования или изучения системы с точки зрения наблюдателя или исследователя, который при этом явно или неявно вводится в определение. Исходя из этих общих посылок, обратимся к понятию «система образования», которое является одним из основополагающих в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон).

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных и научных организаций;

21

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Программы, стандарты, организации, управление - все это существует и так или иначе функционирует. На наш взгляд, есть некоторая проблема с последним компонентом данной системы - лица, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Как уже было отмечено, в современной системе образования профессиональная педагогика является методологией профессионального образования. А поскольку в рамках профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения для организаций (ранее - учреждений) профессионального образования, то очевидны роль и значение профессиональной педагогики в этом процессе. Обосновывая профессиональную педагогику как самостоятельную отрасль педагогической науки, мы тем самым подводим прочный научный фундамент под всю систему профессионально-педагогического образования.

Изначально, в 1990-2000-е гг. под профессионально-педагогическим образованием понимали вид профессионального образования (наряду с педагогическим и инженерно-техническим), основная цель которого - подготовка педагогов профессионального обучения для профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии преимущественно в системе начального профессионального образования [8. С. 25-26].

Второй смысл порожден реалиями второго десятилетия XXI в.: «Профессионально-педагогическое образование - это процесс формирования личности, способной к эффективной самореализации в сфере профессионального образования, осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование реализуется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими ФГОС» [6. С. 379].

Актуальность исследования подтверждается и реалиями сегодняшнего дня, а именно: принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование):

Принятие Закона привело к слиянию НПО и СПО, произошел переход на реализацию двух образовательных программ в рамках СПО, а это означает изменение понятия, содержания и целей профессионально-педагогического

образования. Оно выходит на качественно иной уровень в своем развитии: подготовка специалистов для системы СПО.

Новеллой Закона является ст. 73 «О профессиональном обучении»: профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. У профессионально-педагогического образования расширилось поле деятельности за счет выделения особой формы обучения - профессиональное обучение.

Очень важным в Законе представляется правовое решение проблемы обеспечения высшей школы преподавательскими кадрами. В частности, подготовка кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре и аспирантуре предполагает присвоение квалификации - исследователь, преподаватель-исследователь; в ассистентуре-стажировке по изобразительному искусству - преподаватель творческих дисциплин в высшей школе, в области архитектуры - преподаватель высшей школы. Проблемным моментом в этом процессе видится только отсутствие понятия самой системы профессионально-педагогического образования. Подготовка преподавателей для образовательных организаций осуществляется в дескриптивном понимании этой системы. А для эффективного функционирования этой системы необходим конструктивный подход к пониманию профессионально-педагогического образования. Необходимо, чтобы профессионально-педагогическое образование по своей сути перекрывало бы всю систему подготовки и переподготовки преподавателей для всех профессий и всех уровней профессионального образования и обучения.

В связи с этим представляется важным вопрос создания профессионального стандарта «педагог профессионального образования». Попытки создания стандарта предпринимались, но его, как известно, не утвердили.

И, наконец, исходя из приказа Министерства образования и науки РФ [3], в перечне направлений подготовки высшего образования отдельно выделено «Образование и педагогические науки», включает в себя пять направлений этой группы, четыре из которых призваны готовить бакалавров для системы общего образования и только одно - для системы профессионального образования, хотя и по отраслям. Анализируя данный подход, всю педагогическую проблематику по целевой подготовке преподавателей для системы общего и профессионального образования можно условно разделить на две группы:

1. Подготовка преподавателей для системы социализации - задача системы педагогического образования (педагогические вузы).

23

2. Подготовка преподавателей для системы профессионализации -назначение системы профессионально-педагогического образования (профессионально-педагогические вузы).

Таким образом, от решения проблем концептуально-методологического плана зависит не только продуктивность развития самой педагогики как научной системы, но и ее место и роль, востребованность в процессе эволюции как общественной надстройки, так и базиса современного общества. Роль профессиональной педагогики в совершенствовании системы профессионально-педагогического образования в современном постиндустриальном обществе очевидна, но практическая реализация затруднена, как по объективным, так и субъективным причинам.

1. Батоврин, В.К. Толковый словарь по системной и программной инженерии / В.К. Батоврин. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 280 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003. -С.1437.

3. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. №1061 // Российская газета. - 2013. - 1 ноября. - Федеральный выпуск №6223.

4. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.

5. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 456 с.

6. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост.: Г.М. Ро-манцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Ро-манцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2005. -456 с.

7. Романцев, Г.М. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии / Г.М. Романцев, Н.О. Вербицкая // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: материалы науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2006 г.: в 3 ч. Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед.ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 15-19.

8. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.