Научная статья на тему 'Методология функционального государственного регулирования лесопромышленного комплекса'

Методология функционального государственного регулирования лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ачба Л.В.

В описательной характеристике изложены методы и формы возможного государственного воздействия на функциональную деятельность предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Functional Government Regu- lation of Forest Industry Complex

The paper describes the forms and ways in which the government may have an influence on functional business activity

Текст научной работы на тему «Методология функционального государственного регулирования лесопромышленного комплекса»



Л. В. Ачба,

<

сг

с

>

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Санкт-Петербургской академии управления и экономики

Методология

функционального

государственного

регулирования

лесопромышленного

комплекса

тановление

рыночной экономики в нашей стране неразрывно связано с развитием предпринимательской деятельности во всех отраслях и сферах национальной экономики. Это в полной мере относится к лесопромышленному комплексу (ЛПК) Российской Федерации (РФ).

Леса России составляют 22% общей площади лесов планеты.

В настоящее время лес рассматривается как социально-культурная ценность, в отношении которой человечество вырабатывает новую стратегию устойчивого развития.

ЛПК России включает в себя лесную (лесозаготовительную), деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. В нем занято 8% от численности работающих в промышленности, его доля в объеме промышленного производства — 4,5%, в экспорте — 4%.

В начале XXI в. ЛПК РФ вышел на устойчивые темпы развития, однако уровень его рентабельности значительно ниже, чем был до 1990-х гг. Так, в 2004 г он составил 7,8%, в то время как в 1990 г. — 17,4%. Намеченные стратегические планы развития отрасли вплоть до 2015 г не дают пока оснований говорить о преодолении в ней экономического и структурного кризиса. Об этом свидетельствуют многие нерешенные проблемы. Количество убыточных предприятий в ЛПК остается значительным, хотя и нарастает тенденция к их снижению. Инновационная и инвестиционная активность в ЛПК характеризуется низким уровнем, ввод нового оборудования и техники в два раза меньше выбывших основных производственных фондов. Эффективность экспорта продолжает падать из-за его сырьевой направленности, происходит снижение цен на отечественную продукцию на внешнем рынке. Не решены вопросы повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и реструктуризации лесопромышленного производства. Для ликвидации назревших проблем необходимо консолидировать взаимодействие государственных и негосударственных структур (организаций), имеющих непосредственное отношение к лесному хозяйству, лесозаготовкам, деревообработке, изготовлению мебели и целлюлозно-бумажному производству, направить их усилия на повышение эффективно-

УДК 674.093

сти предпринимательской деятельности.

Большинство названных проблем связаны с неразработанностью вопросов эффективности государственного управления предпринимательством в ЛПК. Необходимо отметить, что отечественная экономическая наука в этой области знания находится сегодня на новом этапе развития. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в 90-х гг. XX в., в начале XXI в. был сделан поворот к усилению регулирующей роли государства в экономических процессах. Актуализировалась необходимость создания механизма сочетания государственного регулирования рыночной экономики с ее саморегулированием.

На современном этапе большое значение для повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства в ЛПК имеет совершенствование законодательства, принятие нового Лесного кодекса, который должен решить вопросы собственности на леса, системы государственного управления ЛПК, использования и воспроизводства лесных ресурсов, охраны и защиты лесов.

Переход к рыночной экономике активизировал предпринимательство в ЛПК.

Предпринимательство во всех отраслях и сферах национальной экономики и формах его проявления выступает фактором развития рыночной экономики. Что касается России, то здесь необходимы государственные меры, особенно нормативно-правового характера, по его регулированию и поддержке.

Государственное управление предпринимательством это целена-

Федеральный округ Вывозка древесины, млн м3 Пиломатериалы, млн м3 Бумага и картон, тыс. т

Россия всего 112,1 21,3 6830

Центральный 9,8 2,1 429

Северо-Западный 36,4 5,8 3877

Южный 0,4 0,2 110

Приволжский 14,6 4,2 1845

Уральский 8,1 1,9 50

Сибирский 28,5 6,0 498

Дальневосточный 14,3 1,1 21

правленная деятельность государства, законодательных и исполнительных органов власти по упорядочению процесса общественного воспроизводства в интересах придания ему динамичного и устойчивого развития. Это планомерное воздействие государственных органов управления (субъекты управления) с помощью экономико-правового механизма (методы, способы, средства, нормативно-правовые акты) на экономические структуры (объекты управления) для достижения поставленных целей: ускоренного и эффективного социально-экономического развития страны. Совокупность субъектов, объектов, экономико-правового механизма их взаимодействия формирует систему государственного управления предпринимательством.

Предпринимательство в ЛПК занимает важное место в национальной экономике. Вклад его в ВВП России составляет 2,5%. Здесь насчитывается 18 тыс. предприятий, из них 3тыс. крупных и средних приватизированных структур.

В составе ЛПК наиболее успешно в течение последних лет функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Выпуск целлюлозы, бумаги и картона стимулируется как расширением внутреннего рынка, так и стабильным спросом на продукцию со стороны зарубежных потребителей. Наиболее интенсивный рост отмечался в производстве картона.

Заметное место в ЛПК РФ занимает лесопромышленный комплекс Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Об этом можно судить по данным, приведенным в таблице.

И все же результаты развития ЛПК, в том числе в СЗФО, не дают пока оснований говорить о преодолении экономического и структурного кризиса, в котором отрасль оказалась в ходе проведения рыночных реформ. Причины состоят в низкой технико-технологической оснащенности производства, не-

развитости производственной инфраструктуры, невысоком качестве продукции, слабом пополнении собственных оборотных средств, ограниченности в использовании привлекаемых инвестиций, неэффективной государственной поддержке предпринимательства и др.

Полагаем, что одной из важнейших задач успешного развития ЛПК является совершенствование организационной структуры управления, усиление его государственной составляющей. В начале 2000-х гг. введена новая организационная схема управления лесным хозяйством: правительство РФ — Министерство природных ресурсов РФ — Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз: территориальные агентства — лесхозы — лесничества) — научно-исследовательские учреждения. Функции управления лесными ресурсами и лесной промышленностью разделены. Первая, главная, принадлежит Министерству природных ресурсов; вторая — департаменту промышленной и инновационной политики в лесопромышленном комплексе Министерства промышленности и энергетики РФ. Такое разделение в определенной мере оправдано, но полагаем, что было бы целесообразнее на базе агентства при Минпромэнергетики РФ создать самостоятельное министерство Лесной промышленности РФ.

В государственном управлении предпринимательством ЛПК накопилось немало проблем: начисляемая амортизация недостаточна даже для простого воспроизводства основных фондов; банковский сектор не всегда предоставляет долгосрочные кредиты; не получили должного развития лизинго-аренд-ные отношения; отсутствует баланс в таможенных пошлинах на экспорт круглого леса и продукции с высокой добавленной стоимостью; занижены налоговые льготы; остаются высокими цены и тарифы на энергоносители по сравнению с ценами на лесную и лесоперера-

батывающую продукцию; менеджмент предприятий ЛПК информационно закрыт от акционеров и потенциальных инвесторов и др. Очевидно, что преодолеть эти барьеры без участия государства невозможно. С этой целью необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей лесные отношения, и улучшить кредитно-денежную, налоговую, таможенную, ценовую, тарифную и инвестиционную политику государства в направлении стимулирования предпринимательской деятельности предприятий ЛПК.

Низкая конкурентоспособность продукции, невысокое качество менеджмента, нерешенность таможенных и налоговых вопросов, проблем железнодорожных перевозок, незаконные порой действия естественных монополий вызывают к жизни необходимость государственного управления предпринимательством в ЛПК. Совершенствование органического сочетания государственного регулирования рынка с рыночным механизмом хозяйствования послужит надежной основой эффективного развития предпринимательства в ЛПК на современном этапе и в долгосрочной перспективе.

Особое значение в успешном функционировании предпринимательства занимает стратегия развития ЛПК, которая разработана совместно с федеральными и региональными органами власти на длительную перспективу и устанавливает генеральные направления развития отрасли.

Главным документом стратегического развития лесопромышленного комплекса является концепция, в которой сформулированы стратегические цели и приоритетные направления развития, основанные на системном подходе к управлению отраслью и объективном анализе сложившегося экономического положения. Концепция охватывает долгосрочный период с временным лагом более 10 лет. Это

<

сг

с

>

^ стратегический замысел, перспек-^ тивная идея, прогноз долгосрочно-^ го развития ЛПК. ^ Алгоритм реализации стратеги-s ческого развития ЛПК должен быть ,_- построен на принципах целена-ш правленности, эффективности и 2 управляемости и включать такие последовательные действия, как ^ анализ и диагностика ситуации, це-^ ли и задачи, информационную модель ситуации и вариантов реше-^ ния, оценку, выбор и разработку ^ новых планов, определение ин-^ струментов управления и регули-< рования на основе сравнения из-i= менившейся ситуации с ее инфор-> мационной моделью.

В современной ситуации концепция развития ЛПК должна быть направлена на решение следующих задач:

• усиление интенсивности процессов вертикальной интеграции в ЛПК и обеспечение их соответствия приоритетам развития лесного сектора экономики;

• устранение несбалансированности внутренних цен на отечественную древесину;

• государственную поддержку наиболее перспективных проектов малого предпринимательства;

• улучшение экспортной и импортной политики, стимулирующей глубокую переработку древесины внутри страны.

К более конкретным предложениям следует отнести:

• внедрение в практику разработанных Государственным научным центром лесопромышленного комплекса (ФГУП «ГНЦ ЛПК») «Основных направлений по переработке и воспроизводству лесных ресурсов», которые включают в себя несколько взаимосвязанных блоков экономического, научно-технического и производственного характера;

• принятие на государственном уровне Концепции развития лесного машиностроения для обеспечения выпуска отечественных конкурентоспособных машин и оборудования;

• совершенствование управления лесным хозяйством на основе применения комплекса систем управления информацией (PДM/ PLM), включающего управление производством (ERP); управление бизнес-процессами (ERP); менеджмент качества, безопасности и экологии. Перспективное развитие предпринимательства в ЛПК связано с решением таких важных проблем, как

• проведение научно-обоснованных проверенных практикой институ-

циональных преобразований в ЛПК;

• применение в производстве ле-сосберегающих технологий;

• ориентирование предприятий ЛПК на выпуск готовой лесной продукции, обладающей иннова-ционностью и высокой конкурентоспособностью;

• оптимальное развитие форм собственности;

• ускоренное развития транспортной инфраструктуры;

• применение механизма лизинговых и рентных отношений в целях модернизации и обновления производственных мощностей и выравнивания условий хозяйствования предприятий ЛПК;

• усиление роли государства в регулировании экономических процессов в предпринимательском секторе ЛПК при помощи инновационного инструментария, направленного на повышение эффективности развития отрасли в целом.

Большое значение в управленческих решениях по развитию и регулированию предпринимательства в ЛПК имеет использование экономико-математических моделей. Так, например, расчет по формуле Байесса вероятности автомобильно-железнодорожных и водно-железнодорожных путей транспортирования древесины показывает, что последний из них является предпочтительнее (коэффициент вероятности равен 0,72)автомобиль-но-железнодорожных перевозок (коэффициент вероятности — 0,55). Применение модели Клейна—Монти (расчет изменений денежной массы инвестиционного проекта) свидетельствует о том, что ЛПК, формируя денежный фонд, имеет возможность вкладывать финансовые средства в различные виды лесного бизнеса, стимулировать развитие и регулирование предпринимательства.

Инновационная деятельность предпринимательства — составляющая экономического развития предприятия, как длительный бизнес-процесс, направленный на конкретные инновации.

Доминирующую роль в формировании инновационной составляющей предприятий ЛПК играют внешние факторы: административно-юридические, рынки материальных, трудовых, финансовых ресурсов и сбыта продукции, а также инфраструктура предпринимательства. Факторы внешней среды, способствующие повышению эффективности должны соответствовать потребностям предпринимательства.

К числу факторов необходимости инновационных подходов в регулировании предпринимательства надо также отнести низкий уровень конкурентоспособности и иннова-ционности продукции ЛПК, недостаточный уровень фондовооруженности, слабое внедрение в производство прогрессивных технологий.

Методы, способы, формы, средства государственного управления предпринимательством в ЛПК должны соответствовать инновационному характеру.

Так, системно-концептуальный подход направлен на разработку теоретических основ формирования инновационности системы государственного управления предпринимательством в ЛПК. При этом учитывалось, что

а) государственное управление рассматривается не только как деятельность, но и как система элементов;

б) научная инновационная идея и материализуется в виде концептуального инновационного проекта;

в) формирование инновационно-сти системы государственного управления направлено на трансформацию действующего механизма и введение принципиальных новшеств в регулирующий инструментарий нормативно-правового характера. Реализация инновационности осуществляется на практике, в регулирующей деятельности федеральных и региональных органов власти. Именно в ней находят подтверждение теоретически обоснованные методы и способы воздействия государства на предпринимательство в ЛПК.

Важное значение в системе управления предпринимательством в ЛПК имеет выбор методов управления. Схематично они представлены на рисунке.

В качестве основных инструментов реализации этих методов выступают цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции, субсидии, льготы, дотации, надбавки, штрафы, трансферты, пошлины, а также лицензирование, аккредитация, сертификация, лимитирование, госзакупки и др. Каждый из них содержит в себе определенную инновационность.

Составной частью государственного управления предпринимательством является его правовое регулирование. Нормы права, акты его применения, договор, юридическая ответственность наряду с экономическими средствами являются инструментами государственного управления. Все они должны приобрести силу закона.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Эконом ические

Создание благоприятных экономических условий для предпринимательства

Управле нческие

Создание организационных структур для оказания помощи предпринимательству

Организационные

Администратг 1вно-правовые

Создание стабильной юридической обстановки для деловой активности предпринимательства

Регламентация процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательских структур

Социально-пс] 1хологические

Мотивация предпринимательской деятельности и создание для нее благоприятного психологического климата

Основные методы, формирующие инновационность регулирования предпринимательства

в лесопромышленном комплексе

<

сг

с

>

Назрела необходимость разработки и принятия нового Лесного кодекса. Он должен стать инновационным нормативно-правовым актом эффективного решения спектра проблем развития лесного хозяйства и организационной структуры управления отраслью. Было бы оправданным введение в новый кодекс самостоятельного раздела по государственному управлению.

В настоящее время в ЛПК РФ присутствуют различные виды и формы собственности (частная, корпоративная, государственная, смешанная). Частная собственность представлена в основном малыми и средними предприятиями и отдельными физическими лицами (52,7%). Корпоративная — преимущественно интегрированными структурами (холдинги, корпорации, компании, АО) без участия иностранного капитала (12,4%) или с его участием (28,3%). Государственная собственность состоит из ФГУП (5,7%). Имеют собственность и прочие организации — муниципальные (0,4%) и общественные (0,5%).

Достоинством малого предпринимательства является гибкость, оптимальность и оперативность принимаемых решений. Оно способствует быстрой перестройке производства, ускорению инновационного процесса, выпуску продукции высокого качества, обеспечению занятости и ответственности за результаты труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корпоративная форма хозяйствования основана на частно-государственной и государственно-акционерной собственности с привлечением и без привлечения иностранного капитала, на основе холдингов. Наиболее крупные холдинги СЗФО — «Эго Холдинг», «Балтийский лесопромышленный холдинг», «Северо-Западная лесопромышленная компания».

Надо заметить, что государственное предпринимательство тождественно государственному сектору экономики. Его можно назвать «общественным», поскольку государство хозяйствует от имени и по поручению своих граждан. Это особый сектор экономики, в котором государство — собственник и предприниматель, функционирующий в целях обеспечения производства необходимых обществу товаров и услуг, а также получения прибыли.

Механизм государственного управления корпоративным предпринимательством в ЛПК применяется в русле общих функций стимулирования, поддержки, сдерживания и контроля с использованием методов административного характера, индивидуальных экономических норм и нормативов конкретных корпоративных структур, передачи государственных пакетов акций в доверительное управление корпоративным структурам, использования договорных форм взаимодействия корпоративной структуры с органами государственной власти на различных уровнях.

Таким образом, в государственном секторе хозяйства ЛПК преобладают традиционные административные способы регулирования (регистрация, лицензирование, лимитирование, аттестация и др.). К новшествам, которые следует использовать, можно отнести внедрение план-заказов объема производства продукции, определение плановых показателей повышения эффективности государственных унитарных предприятий, разграничение полномочий по управлению государственной собственностью и регулированию государственного предпринимательства. Полагаем, что громоздкую систему управления госсобственностью необходимо упростить, обеспечив согласо-

вание деятельности федеральных органов с регионами при передаче лесных участков в аренду, а также при переводе лесов в другую категорию и при утверждении норм рубки леса. Надо практиковать заключение договоров концессии и привлекать иностранных инвесторов.

Средства государственного регулирования имеют строго функциональные признаки: организационно-распорядительные, нормативные, кредитно-денежные, фискальные, финансовые, таможенные, плановые (индикативные). Все эти средства составляют деятельность государственных органов по принятию юридических документов (регистрационный статус, лицензия, квота), дающих законное право хозяйственным субъектам осуществлять различные виды предпринимательской деятельности и коммерческих сделок с соблюдением норм и правил, предусмотренных законодательством.

В государственном регулировании предпринимательства в ЛПК надо использовать такие экономические средства регулирования, как рента на лес и аренда на лесные участки. Плату за ресурсы леса нужно определять на основе рыночной цены, действующей на внешнем рынке, но не как налог, который устанавливают сегодня Минфин и налоговые службы. К сожалению, рентные платежи за лесные ресурсы не применяются ныне ни Минфином, ни Министерством природных ресурсов РФ. Полагаем, что они должны формировать доходную часть бюджетов всех уровней. Теперь же лесная рента уходит в теневую экономику или за рубеж под прикрытием демпинговых цен. Лесная рента должна принадлежать государству как титульному собственнику лесных ресурсов, а не чиновникам и бизнесменам, от дея-

тельности которых лесное хозяйство ежегодно теряет 20 млрд долл.

Новый механизм рентных отношений в лесном секторе предполагает, во-первых, установление цен на древесину на корню исключительно на базе договоров купли-продажи через рентную плату, аренду, аукционы, с ориентацией на мировые цены. Введение рентных платежей в лесопользование должно снизить долю существующих налогов, что позволит создать стимулы для комплексного рационального использования древесины путем внедрения безотходных технологий и делает неэффективным потребление и вывоз древесины в круглом виде. Во-вторых, новый механизм предусматривает государственное регулирование финансовыми потоками с целью справедливого распределения лесного дохода между государством и бизнесом. Проблема финансирования лесного хозяйства заключается в обосновании изъятия лесной ренты, образующейся при коммерческом пользовании лесом.

Для развития ЛПК наряду с государственным финансированием целесообразно использовать кредиты, займы, субсидии и др. В то же время остаются запредельно высокими риски вложений средств в ЛПК.

Конкретным средством государственного регулирования является введение лесной сертификации, приемки, учета и клеймения государственной службой заготовленной древесины на лесосеках — верхних складах, внедрение внутренних кодексов корпоративного управления привлечением инвестиций с помощью специализированных рейтинговых агентств и независимых консалтинговых и аудиторских фирм.

Важна и проблема оценки эффективности государственного регулирования. В качестве показателей можно использовать такие показатели, как динамика производства, производительность труда, ресурсосбережение, индекс инфляции, занятость, зарплатоемкость и др.

Глобальный критерий эффективности государственного управления предпринимательством — показатель общего экономического эффекта, полученного от реализации программы предпринимательства (Эрс). Он определяется как разница между дополнительными доходами (ДДпс), полученными от развития предпринимательства, и затратами на его регулирование (ЗрПс):

ЭПс =ДДПС - ЗПс

Доход от регулирования получают государство, регион и предприниматель в зависимости от внесенного вклада и полученного результата.

Экономическая эффективность государственного регулирования предпринимательства на основе разработки и реализации программ его развития определяется отношением дополнительного дохода от развития предпринимательства к затратам на его регулирование и инвестициям в создание новых предпринимательских единиц:

Эр =

ДДп

К числу дополнительных показателей эффективности следует отнести эффективность производства (Э), которую можно выразить в виде формулы

V

Э = ЗтПр,

Зпр

где ^Пр— объем произведенной продукции (в рублях); Зпр — затраты.

Если объем производства отражает не общий результат производственного процесса, а вновь созданную стоимость, то приведенную формулу можно представить в следующем виде:

V - З

Э = пр "пр

Зпр

В числителе представлен объем производственной продукции в денежном выражении за определенный период времени. Затраты — это все расходы живого и овеществленного труда, а также потери. Затраты плюс потери составляют издержки производства. В качестве показателей оценки эффективности может также использоваться характеристика результативности труда.

Производительность труда (ПТ) определяется по формуле

V

ПТ = , Кр

где Кр — количество работников, занятых в производстве, что выражает количество произведенной продукции одним работником за определенное время. Обратным этому показателю выступает показатель трудоемкости, показывающий долю трудовых затрат в общем объеме продукции.

Уровень рентабельности производства (РП), характеризующий прибыльность или убыточность ра-

боты, рассчитывается как отношение

РП =

П

ЗЖ. Т. + ЗП. Т.

где П — прибыль; ЗЖ. Т. — затраты живого труда; ЗП Т — затраты прошлого труда.

Показатель темпов роста доходности собственного капитала (ДДСК) определяется по формуле

ДДСК =

ДСКТ - ДСКП ДСКп

где ДСКТ — доходность собственного капитала текущего года; ДСКП — доходность собственного капитала прошлого года (прошлых лет).

Показатель темпов обновления основных производственных фондов (ДОПФ ) определяется по формуле

ОПФ - ОПФ ДОПФ = ф^„О П ,

ОПФП

где ОПФТ — количество приобретения новых основных производственных фондов в текущем периоде времени; ОПФП — количество приобретения новых основных производственных фондов в прошлом периоде времени.

Показатель темпов активизации инвестиционной деятельности (ДИнвд) определяется по формуле

ДИ = ИнвдТ - ИнвдП нвд " ,

и нвдП

где ИнвдТ — инвестиции текущего года; ИнвдП — инвестиции прошлого года.

Показатель темпов организации инновационной деятельности (ДИнд) определяется по формуле

И - И

Ди = ИндТ ИндП

ИндП '

где ИндТ — количество инновационной продукции (других инноваций) в текущем году; ИндП — количество инновационной продукции (других инноваций) в прошлом году.

Кроме перечисленных показателей оценки эффективности предпринимательских структур используются социально-экономические характеристики, такие как уровень занятости и текучести кадров, повышение квалификации работников и специалистов, динамика индекса заработной платы и др.

По этим показателям можно судить об эффективности или неэффективности государственного управления предпринимательством в ЛПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.