mon.gov.ru/ files/ materials/ 4432/11.12.08-Литература 2227r.pdf
2. Наука на продажу, или Как получить мил-1. Стратегия инновационного развития Рос- лиард? // Наука и жизнь. URL: http://
сии на период до 2020 г. URL: http:// www.nkj.ru/archive/articles/19054/
RYABOVV., RAKITOVA., RUSETSKAYAM. PEDAGOGICAL EDUCATION AND THE FUTURE OF RUSSIA
“The Russian innovation development strategy for the period up to 2020” pays attention to pedagogical education. There is a great need for further development of pedagogical universities and foundation of special educational holdings, including Basic centers for pedagogical education, schools, structures of technical and vocational education and training. Some educational innovations are observed: the improvement of pedagogical science studies, creating of engineering-pedagogical departments, new forms of pedagogical education informatization, refresher training, lifelong learning.
Key words: educational holding, basic center for pedagogical education, modernization of pedagogical education, educational innovations.
А.С. КОРОБЦОВ, профессор Н.Н. ШУМСКАЯ, доцент, проректор по методической работе М.В. САГИРОВА, аспирант Донской государственный технический университет
Методология формирования специальных компетенций в технических вузах
Предложена методология, позволившая обосновать количество и сущность специальных компетенций профильной профессиональной подготовки для производственно-технологической деятельности.
Ключевые слова: специальные компетенции, процессный подход, производственнотехнологическая деятельность, карта компетенций.
Образовательный процесс в рамках определенного направления предполагает профильную подготовку на основе дополнительного формирования специальных компетенций. Перечень и особенности последних формируются выпускающими кафедрами, которые принимают решения исходя из собственных представлений о требованиях производства к компетенциям выпускника вуза. При отсутствии профессиональных стандартов и единых правил обоснования перечня специальных компетенций сегодня возникают следующие проблемы:
• перечни специальных компетенций и их содержание в разных вузах существен-
но различаются и во многих случаях слабо связаны с требованиями промышленности;
• как следствие, имеют место различия в образовательных программах подготовки;
• возникают сложности с академической мобильностью студентов и сопоставимостью результатов обучения даже в рамках страны.
Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, возможен при реализации следующих положений, направленных на управление качеством образовательных услуг:
1) основой процесса совершенствования образовательных программ профильной подготовки должны стать моделиро-
вание специальных компетенций (количество, сущность, интерпретация) и выработка единых требований к их формированию;
2) к формулированию специальных компетенций необходимо привлекать профессиональные сообщества, заинтересованные в качественной практико-ори-ентированной подготовке выпускников вузов;
3) специальные компетенции должны быть гармонизированы с требованиями международных стандартов, отражающих задачи и ответственность специалистов по соответствующему профилю подготовки;
4) сообщество российских университетов, ведущих подготовку специалистов по одинаковому профилю, должно совместно обсуждать и утверждать перечень специальных компетенций и принимать единые программы подготовки.
В основу предлагаемой в данной работе методологии, направленной на решение проблемы, положены следующие принципы и базовые положения.
Принцип иерархии требований. Предусматривает определение в первую очередь тех ключевых специальных компетенций, для формирования которых должна быть составлена основная образовательная программа профильной профессиональной подготовки.
Из нескольких формулировок одной и той же компетенции наиболее приемлемой окажется в итоге та, которая проще. «Простота - печать истины» (римляне). Не следует без необходимости усложнять формулировку компетенции. Чем более громоздкой будет интерпретация компетенции, тем сложнее будут средства оценки уровня ее сформированности.
Формулировки специальных компетенций должны быть однозначно понимаемыми и теми, кто их формирует в процессе подготовки специалиста, и работодателями, которые должны быть уверены в том, что сформированные увыпускника специальные компетенции позволят ему выпол-
нять производственные задачи сразу после окончания университета.
Принцип консенсуса. Заключается в том, что во внимание должны быть приняты интересы всех заинтересованных сторон: работодателей, вузов, выпускников, общества и государства в целом.
Межотраслевой принцип. Перечень специальных компетенций должен удовлетворять требованиям широкого круга отраслей промышленности, заинтересован-ныхв специалистах данного профиля.
Согласно принципу комплексности конечным результатом обучения должны являться не отдельно сформированные компетенции, а способность выпускника эффективно решать конкретные профессиональные задачи в целом.
К базовым положениям относятся следующие:
1. Сформированные компетенции для производственно-технологической деятельности должны обеспечить востребованность выпускника на профессиональном рынке труда. Поэтому они должны учитывать международный опыт в данной области и гарантировать выполнение:
• требований международных стандартов в области изготовления и менеджмента качества продукции;
• должностных обязанностей специалиста.
2. Сформированные компетенции должны обеспечить эффективное выполнение специалистом основных этапов (процессов) изготовления продукции. Поэтому обоснование перечня специальных компетенций и их формирование целесообразно осуществлять на основе процессного подхода.
3. Из перечня и структуры специальных компетенций должно логически и однозначно трактуемо вытекать содержание образовательной программы.
Эффективность профессиональной деятельности работника в целом определяется эффективностью выполнения им отдельных этапов работы. Если человек эф-
фективно выполняет каждый этап профессиональной деятельности и, как следствие, работу в целом, то его можно охарактеризовать как компетентного работника. Поэтому если обосновать количество этапов профессиональной деятельности как относительно самостоятельных, но взаимосвязанных процессов, выполнение которых требует конкретных компетенций, то представляется возможным обосновать и количество базовых компетенций (как в системе менеджмента качества продукции международным стандартом КО серии 9000 рекомендуется разбиение производственной деятельности по изготовлению продукции на отдельные процессы и управление ими).
Приведем в качестве примера анализ производственно-технологической деятельности персонала при изготовлении сварочной продукции.
В этой области базовыми являются следующие международные стандарты:
• КО 3834:2005 «Требования к качеству выполнения сварки плавлением металлических материалов » [1] , которые регламентируют требования к контролю процессов сварочного производства на этапах производственного цикла и предусматривают механизмы надзора, управления и корректирующих воздействий на всех этапах жизненного цикла. Данный стандарт позволяет оценить способность предприятия удовлетворять требования потребителя.
• КО 14731:2006Е. Координация в сварке - Задачи и ответственности [2]. Данный стандарт устанавливает требования к инженерно-техническому персоналу и содержит однозначное и четкое описание задач и видов ответственности лиц, осуществляющих надзор за выполнением сварочных работ.
Проведенный анализ с учетом положений данных международных стандартов и должностных обязанностей персонала позволяет выделить следующие базовые относительно самостоятельные, но взаимо-
связанные этапы (процессы) профессиональной деятельности: 1) технический анализ конструкции и возможностей организации; 2) оценка пригодности основного и присадочного материалов; 3) планирование изготовления сварной конструкции; 4) подготовительная деятельность к сварке;
5) выполнение сварочных работ; 6) контроль качества продукции; 7) анализ несоответствий результатов сварки и принятие корректирующих действий.
Представляется, что данное разбиение цикла производства сварных конструкций на процессы является обоснованным и достаточным, так как охватывает все 22 показателя, проверка и документальное подтверждение которых гарантируют качество в соответствии с процедурой оценки соответствия предприятия по международному стандарту КО 3834 (ГОСТ Р ИСО 3834).
В табл. 1 представлены задачи инженерно-технического персонала (колонка 2), осуществляющего надзор за выполнением сварочных работ по КО 14733 (ГОСТ Р 53525-2009) в соответствии с перечнем этапов деятельности(колонка 1).
Следует акцентировать внимание, что в соответствии с данным стандартом перечень задач персонала представлен практически в последовательности, соответствующей обоснованным выше базовым этапам (процессам) производства сварочной продукции (нумерация задач в колонке 2 проставлена в соответствии с международным стандартом КО 147 31). Должностные обязанности инженерного персонала также логично и в полном объеме раскладываются по отдельным этапам.
На основе проведенного анализа появляется возможность обосновать количество и сформулировать сущность специальных компетенций для данного профиля; они представлены нами в колонке 3 (табл. 1) в соответствии с этапами изготовления сварочной продукции. При этом их содержание сформулировано на основе
Таблица 1
Перечень задач и компетенции персонала
Этап ISO 14731 Перечень задач персонала Специальные компетенции
1 1. Анализ договора: возможность организации выполнять сварочные работы. 2. Анализ конструкции: - соответствующие стандарты, - расположение сварных соединений в соответствии с проектом, - доступность для выполнения сварки и контроля, - отдельные данные по сварному соединению, - требования к качеству и оценке сварных швов. 1. Способность провести технический анализ конструкции и возможностей организации выполнить сварочные работы
2 3. Материалы. 3.1 Основной металл: - свариваемость основного металла, - возможные дополнительные требования к условиям поставки основного металла, - обозначение, хранение основного металла и обращение с ним, - обратная отслеживаемость. 3.2. Присадочные материалы: - пригодность, - условия поставки, - возможные дополнительные требования к условиям поставки присадочных материалов, включая их вид, - обозначение, хранение и обращение с присадочными материалами. 2. Умение оценить пригодность основного и присадочного материалов, организовать их хранение и обслуживание
3 5. Планирование изготовления: - пригодность спецификаций по сварке и аттестованных технологий, - рабочая документация, - зажимные и сварочные приспособления, - наличие аттестованных сварщиков, - последовательность сборки и порядок сварки конструкции, - требования к производственным испытаниям сварных швов, - требования к контролю качества сварки, - условия окружающей среды, - здоровье и безопасность. 6. Устройства: - пригодность сварочных и дополнительных устройств, - идентификация и обращение со вспомогательными устройствами, - безопасность 3. Способность спланировать изготовление сварной конструкции с учетом факторов, определяющих качество продукции
4 7. Технологические процессы 7.1. Подготовительная деятельность: - предоставление в распоряжение рабочей документации, - разделка кромок, сборка и очистка, - подготовка к контролю при изготовлении, - пригодность рабочего места, включая окружающую среду 4. Умение осуществить технический надзор за подготовкой кромок к сварке и выполнением сборочных работ
5 7.2. Сварка: - распределение сварщиков и инструктаж, - пригодность устройств и принадлежностей, - присадочные материалы и вспомогательные средства, - применение сварки для сборки на прихватках, - установка параметров режима сварки, - применение промежуточного контроля, - предварительный подогрев, - порядок сварки, - термообработка 5. Умение организовать процесс сварки и осуществлять надзор за выполнением сварочных работ
Окончание таблицы 1
6 8. Контроль 8.1. Визуальный контроль: - проверка выполнения всех швов, - размеры сварных швов, - форма, размеры и предельные отклонения деталей, - внешний вид шва. 8.2. Контроль с разрушением и неразрушающий: - применение контроля с разрушением и неразрушающий контроль, - специальный контроль 6. Умение оценить соответствие критериям приемки внешним осмотром, методами разрушающих и неразрушающих испытаний
7 9. Оценка сварки: - оценка результатов контроля, - ремонт, повторная оценка отремонтированных мест, - корректирующие действия. 10. Документация: - подготовка и хранение необходимых отчетов (включая деятельность субподрядчиков) 7. Способность провести анализ несоответствий результатов сварки и предложить корректирующие действия по их устранению, подготовить необходимый отчет
требований и формулировок международных стандартов по задачам и ответственности персонала, что является одним из базовых положений предлагаемой методологии.
При обосновании перечня специальных компетенций большое значение имеют и сущность, и формулировка каждой компетенции. При этом необходимо опираться на следующие принципы:
• описание компетенции должно быть ясным и однозначно трактуемым;
• описание компетенции должно быть понятным студентам, преподавателям и работодателям;
• описание компетенции должно начинаться с глагола действия, за которым следует конкретизация деятельности;
• система компетенций должна быть актуальной (соответствовать современным мировым требованиям);
• компетенции должны быть диагнос-тичными (такими, чтобы их можно было продемонстрировать и оценить);
• должна быть возможность самооценивания обучающимся достигнутого уровня сформированности каждой компетенции.
Из системы компетенций должно логически однозначно вытекать содержание
КОМПЕТЕНЦИИ
Мотивационный и сознательный Этические и социальные Ценностно- этический
Личностные качества
Мотивация
Поведенческий Способности Фундаментальный
Навыки и умения
Познавательный Знания Г ностический
УРОВНИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТЫ
Рис. 1. Основные характеристики, уровни и компоненты компетенций, влияющие на эффективность выполнения работы
образовательной программы. Однако только словесное описание специальных компетенций не позволяет это сделать. Это связано с тем, что компетенция является показателем интегральным (рис. 1).
Анализ рассматриваемой проблемы с позиции общих требований к достижению цели при процессном подходе показывает необходимость и целесообразность представлять специальные компетенции в интегральной форме, в виде карты компетенции, конкретизирующей их базовые характеристики (табл. 2).
Для чего нужна карта компетенции? Любая специальная компетенция базируется на вполне определенных профессиональных знаниях и умениях, поэтому они должны быть конкретизированы. Учитывая курс на интернационализацию и мобильность, представляется обязательным знание требований международных стандартов в профессиональной области. Более того, по мере получения новых знаний и
изменения стандартов появляется возможность актуализировать карту компетенции путем внесения изменений. При этом описание компетенции, характеризующее поведенческий аспект, не меняется, но актуализируется по сути.
Компактно представленная совокупность таких составляющих компетенции, как процесс, его цель, необходимые знания и навыки, делает ее понятной, прозрачной, диагностичной и позволяет обучаемому самостоятельно оценить уровень приобретенных знаний и навыков.
Для управления процессом формирования компетенций и совершенствования образовательного процесса необходимо определить, какие для этого нужны ресурсы (оборудование, тренажерные и инструментальные средства и т.п.), какие педагогические технологии являются наиболее эффективными для формирования каждой компетенции, как и какими средствами оценить уровень сформированности компетенций.
Таблица 2
Составляющие карты специальных компетенций
1. Название процесса
2. Цель процесса
3. Компетенция
4. ЗНАНИЯ
№ На входе Дисциплина Блок На выходе Дисциплина Блок
1.
5. Международные стандарты
6. НАВЫКИ И УМЕНИЯ
№ Наименование Дисциплина Блок
1.
7. Материальные ресурсы
8. Педагогические технологии
9. Профессионально важные качества
10 Критерии и методы оценки
Следует отметить, что процессный подход рекомендует определение входов и выходов каждого процесса. Для формирования основной образовательной программы принципиально важным является обоснование знаний на входе и выходе каждой компетенции (табл. 2, п. 4) и дисциплин, их формирующих. При этом от уровня обоснованности карты компетенций зависят степень корректировки и качество образовательных программ. Такой подход позволит:
• логически обосновать перечень и последовательность дисциплин, необходимых для формирования каждой компетенции и скорректировать основную образовательную программу,
• избежать дублирования материала,
• сформулировать требования к содержанию дисциплин, читаемых в предыдущих блоках.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что предлагаемая методология позволяет также обосновать основные структурные единицы профессионального стандарта, который в настоящее время рассматривается как ключевой критерий повышения качества профессионального образования и как основа для формирования отраслевых квалификаций.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 3834-1-2007 Требования к ка-
честву выполнения сварки плавлением металлических материалов. Ч. 1. Критерии выбора соответствующего уровня требований.
2. ГОСТ Р 53525-2009 (ИСО 14731:2006) Ко-
ординация в сварке. Задачи и обязанности.
KOROBTSOVA., SHUMSKAYA N., SAGIROVA M. METHODOLOGY FORMATION OF SPECIAL COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITIES
The article proposes a methodology that allows to substantiate the amount and essence of special competences profiling professional training for industrial and technological activities.
Key words: special competences, process approach, industrial and technological activities, map of competences.
илкіти
Уважаемые коллеги!
26-30 ноября 2012 г. на базе Казанского национального исследовательского технологического университета под эгидой Национального фонда подготовки кадров, Международного общества по инженерной педагогике IGIP (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik, International Society for Engineering Education) и его российского мониторингового комитета планируется проведение международной научной школы (МНШ) «Новые за,дачи инженерного обра,зования для нефтега,зохимического комплекса в условиях членства России в ВТО».
Наши контакты: 8(843) 231-40-40, 231-89-53,
8(843) 299-00-63 (факс), e-mail: [email protected] Информация будет представлена на сайте www.knitu.m