Научная статья на тему 'Построение прогнозной модели компетентности специалиста сварочного производства в рамках стандартов третьего поколения'

Построение прогнозной модели компетентности специалиста сварочного производства в рамках стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ / PROFESSIONAL AND SPECIAL COMPETENCES / MODELING / COMPETENCY MODEL / MODEL BUILDING ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Истомина Ирина Михайловна

Рассмотрены этапы построения модели компетентности выпускника в рамках стандартов третьего поколения. Предложен алгоритм построения модели компетентности выпускника по направлению 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства» на основе анализа специальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Welding engineer competency model building within the third generation standards frame

The stages of building the model of a graduate within the framework of the third generation standards are considered. A possible algorithm for building a competency model of 150700 “Engineering” degree program graduate, ‘Welding Engineering Technology and Equipment’ profile, based on the special competence analysis, is offered.

Текст научной работы на тему «Построение прогнозной модели компетентности специалиста сварочного производства в рамках стандартов третьего поколения»

УДК 378.126:621.791

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

O.A. ЗАХАРОВА, И.М. ИСТОМИНА

(Донской государственный технический университет)

Рассмотрены этапы построения модели компетентности выпускника в рамках стандартов третьего поколения. Предложен алгоритм построения модели компетентности выпускника по направлению 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства» на основе анализа специальных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные и специальные компетенции, моделирование, модель компетентности, алгоритм построения.

Введение. Развитие науки и техники, быстрая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства предъявляют новые требования к уровню подготовки специалистов в России. Сегодня обществу необходимы профессионально компетентные, творчески мыслящие, способные принимать правильные решения личности. Формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса обучения.

Одним из направлений модернизации российского образования является широкое использование компетентностного подхода, что связано с расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях [1].

Реформы, происходящие в системе российского образования, ставят перед нами четыре фундаментальных вопроса: «кого учить?», «для чего учить?», «чему учить?» и «как учить?». Актуальной проблемой высшего профессионального образования сегодня является:

- отсутствие единой программы подготовки выпускника в рамках стандартов третьего поколения;

- отсутствие утвержденного перечня профилей согласно потребностям современного рынка труда;

- отсутствие единых требований к выпускникам конкретного профиля;

- отсутствие методологии формирования и развития компетенций в рамках компетентно-стно-модульного подхода;

- отсутствие современной системы проверки запланированных результатов обучения.

В ДГТУ на протяжении многих лет ведутся педагогические исследования, связанные с внедрением компетентностного подхода в образовательную практику. Так, Н.Ф. Ефремова в своих трудах исследовала комплексную проблему формирования принципов компетентностного подхода к разработке образовательных программ и системы мониторинга учебного процесса. Соотношение видов и форм средств оценивания определяет вуз, разные методы имеют разную точность, валидность и эффективность оценивания (под эффективностью понимается соотношение затрат и полученных результатов). В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений (ответов) или не имеющих на сегодня признанных решений (ответов). Оценочные средства должны проходить экспертизу внутри вуза или в учебно-методических объединениях вузов (УМО, являю-

124

щихся основными разработчиками новых ФГОС ВПО), межвузовских объединениях или представителями работодателей, профессиональными сообществами. Они должны быть полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО и ООП, обеспечивать решение оценочной задачи установления соответствия общих и профессиональных компетенций студентов по уровням обучения [2].

М.В. Гранков, определяя компетенции как систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. п.) вести себя в различных ситуациях - профессиональных и внепро-фессиональных, отмечает, что одной из целей введения компетентностного подхода является создание единой системы квалификаций. Условием создания единой Европейской системы квалификаций (ЕСК) является наличие согласованной, ясной и прозрачной для всех стран, легкой в применении системы дескрипторов, используемых для описания требований к знаниям, умениям и широким компетенциям выпускников на каждом из определенных в ЕСК квалификационных уровней. Стандартизация и синхронизация квалификационных уровней в образовании и экономике устанавливается с помощью специального механизма так называемой национальной рамки квалификаций (НРК). Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России [3].

Целью проводимого нами исследования является построение алгоритма формирования компетентностной модели выпускника и примерной модели специалиста в области сварочного производства в рамках компетентностного подхода.

Основные понятия и терминология. В XVII веке немецкий философ, математик, юрист Г.В. Лейбниц ввел понятие «модель». Согласно Г.В. Лейбницу, модель - удобная форма знаний об окружающем мире. Однако термин «модель» неоднозначен и сегодня имеет множество определений.

Модель в науке - любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

Архангельский С.И. полагает, что всякая модель выражает собой приближенное, ограниченное представление, а объект представляется лишь с некоторых сторон, в его некоторых свойствах и признаках [4].

Компетентность - это особый тип организации знаний, умений, навыков и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности [5].

Под компетентностной моделью выпускника вуза понимается научная основа результата и процесса вузовской подготовки, обеспечивающая готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленная сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций [6].

Моделирование - процесс синтеза системы. Основными принципами моделирования, согласно С.И. Архангельскому, являются: наглядность - выразительность модели (конструктивная, изобразительная, знаковая, символическая), определенность (четкое выделение определенных сторон изучения), объективность (независимость проведения исследований от личностных убеждений исследователя)[4].

Алгоритм построения модели компетентности выпускника. Технические вузы при подготовке инженеров сегодня учитывают в большей степени внутренние стандарты образовательной сферы и в гораздо меньшей степени - требования к выпускникам на рынке труда. В современных

рыночных условиях невозможен режим, обеспечивающий выпускнику постепенное приобретение профессиональных навыков и доведение его до требуемого уровня компетентности и профессионализма. Поэтому даже успешный студент технического вуза, став выпускником, может оказаться неконкурентоспособным на рынке труда.

Анализ и изучение требований рынка, предъявляемых к современным инженерам, позволяют применить компетентностный подход в вузах и разработать модель компетенций инженера, как систему со многими параметрами и обратной связью [7].

Модель компетентности выпускника - это система качеств личности специалиста - выпускника высшего профессионального учебного заведения, это цель, идеальное представление результата деятельности образовательной системы. Построение модели выпускника вуза является одним из этапов педагогического целеполагания [8].

Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:

1. Постановка целей моделирования.

2. Выявление основных элементов модели и его свойств.

3. Создание общей структурной схемы - определение базовых и вспомогательных свойств.

4. Выбор формы представления модели.

5. Анализ соответствия полученной модели поставленным целям и проверка ее адекватности.

Алгоритм построения модели компетентности выпускника: постановка целей и задач образовательной программы, определение профиля подготовки, установление достаточности областей, видов и задач профессиональной деятельности, набора компетенций из ФГОС ВПО, определение компетенций по программе подготовки с учетом профиля, экспертиза компетентностной модели выпускника работодателями, проверка и корректировка полученной модели с учетом поставленных целей и задач.

Модель компетентности специалиста в области сварочного производства по направлению 150700 «Машиностроение». Целью образовательной программы является подготовка квалифицированного, востребованного выпускника по направлению 150700 «Машиностроение» и формирование у него системы знаний, умений, навыков, а также определенных личностных и профессиональных качеств, необходимых для профессиональной деятельности в области сварочного производства.

Основной вид профессиональной деятельности - производственно-технологический. Задачами профессиональной деятельности являются: разработка технологического процесса сварки, технологическая подготовка производства сварочных работ, эксплуатация сварочного оборудования, источников питания, оценка соответствия изготовленных изделий критериям качества методами визуального и измерительного контроля, расчет технико-экономической эффективности проектных и технологических решений по изготовлению сварных изделий, анализ и оценка производственных и непроизводственных затрат, оформление технологической документации.

В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, выпускник по направлению подготовки 150700 «Машиностроение» должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, прописанными стандартом, а также специальными (профильными) компетенциями (рис.1). Наличие данных компетенций формирует профессионала в своей области, конкурентоспособного на рынке труда.

Рис.1. Алгоритм формирования компетентностной модели выпускника

На базе кафедр «Машины и автоматизация сварочного производства» и «Информационные технологии» в Донском государственном техническом университете была проведена исследовательская работа, связанная с выявлением специальных компетенций с помощью опроса ведущих специалистов в области сварочного производства в форме анкетирования. Целью данной работы было формирование перечня специальных компетенций, необходимых выпускнику для выполнения своих профессиональных обязанностей.

При обработке результатов анкетирования нами была использована методика осреднения полученных результатов с учетом веса групп респондентов, принявших участие в анкетировании, предложенная Р.В. Бульбовичем, H.H. Зайцевым и И.Д. Столбовой [9]. Данная методика была адаптирована нами для специалистов в области сварки, уточнены показатели важности специальных компетенций по группам.

Расчет средневзвешенной оценки компетенции из списка по каждой группе, проводился по следующей формуле:

1 N1 1 N2 1 Ni 1 N4

ox = —То,, а = —У о,., о3 = —У о,., о4 = —У о,.,

N^1 N^1 N^1

JV1 i=\ 1 v 2 *=1 3 *=1 4 *=1

где Oj - оценка важности данной компетенции (1 - скорее неважная, 2 - скорее важная, 3 - желательная, 4 - важная, 5 - очень важная), взятая из анкеты /-го респондента соответствующей группы. Предполагается, что все оценки внутри каждой группы являлись равнозначными.

Подсчитывается общая (интегральная) оценка важности компетенции с учетом мнения респондентов всех групп по формуле

О = otjO, +а202 +а303 +а404, где аь а2, а3, а4 - весовые коэффициенты каждой группы респондентов.

Значимость каждой группы можно повышать или понижать, изменяя «веса». В данном исследовании были приняты следующие значения весовых коэффициентов: ai=0,l; а2=0,2; а3=0,3; а4=0,4.

Важность каждой компетенции определяется по следующим критериям:

- если 0>2,5, то данная компетенция считается очень важной и ее следует обязательно включить в перечень компетенций выпускника;

- если 1,5<0<2,5, то данная компетенция считается желательной и ее следует по возможности (при наличии образовательных ресурсов) включить в перечень компетенций выпускника;

- если С><1,5, то данная компетенция считается совсем неважной и нет необходимости ее включения в перечень компетенций выпускника.

По данной методике оцениваются все компетенции, результаты заносятся в общую таблицу и представляются в виде наглядных диаграмм.

На основе применения вышеприведенной методики нами была разработана примерная компетентностная модель выпускника по направлению подготовки 150700.62 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства».

Все анкеты были разбиты на четыре группы: респонденты со стажем работы от 10 до 20 лет, от 21 года до 30 лет, от 31 года до 40 лет и от 41 года до 50 лет. Подсчитано количество анкет в каждой группе: N1 (от 10 до 20 лет), N2 (от 21 года до 30 лет), N3 (от 31 года до 40 лет), N4 (от 41 года до 50 лет). При анкетировании в предварительный перечень включена 21 специальная компетенция [10]:

- умение выбирать оптимальный вариант технологии соединения или обработки применительно к конкретной конструкции или материалу (СК-1);

- умение оценивать технологичность свариваемых конструкций, технологические свойства основных и вспомогательных материалов (СК-2);

- умение делать обоснованный выбор специального оборудования для реализации технологического процесса по профилю специальности (СК-3);

- умение выбирать и рассчитывать основные параметры режимов работы соответствующего оборудования (СК-4);

- умение выбирать вид и параметры режимов обработки материала с учётом применяемой технологии (СК-5);

- умение решать типовые технологические задачи в области сварочного производства

(СК-6);

- способность осуществлять текущее планирование и организацию производственных работ на сварочном участке (СК-7);

- умение рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (СК-8);

- способность оценивать эффективность производственной деятельности (СК-9);

- способность организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по единой системе планово-предупредительного ремонта (СК-10);

- способность обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на производственном участке (СК-11);

- умение получать технологическую, техническую и экономическую информацию с использованием современных технических средств для реализации управленческих решений (СК-12);

- умение проектировать технологическую оснастку и технологические операции при изготовлении типовых сварных конструкций (СК-13);

- умение производить типовые технические расчёты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем (СК-14);

- умение разрабатывать и оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами (СК-15);

- умение использовать информационные технологии для решения прикладных задач по специальности (СК-16);

- способность проводить патентные исследования под руководством квалифицированных специалистов (СК-17);

- умение осуществлять технический контроль соответствия качества изделия установленным нормативам (СК-18);

- умение разрабатывать мероприятия по предупреждению дефектов сварных конструкций и выбирать оптимальную технологию их устранения (СК-19);

- умение проводить метрологическую проверку изделий, стандартные и квалификационные испытания объектов техники под руководством квалифицированных специалистов (СК-20);

- умение обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений (СК-21).

Интегральная оценка важности компетенций представлена на рис.2, из которого видно, что все специальные компетенции относятся к группе важных, компетенций, относящихся к разряду «совсем неважные», не оказалось.

5.50

5.00

4.50

4.00

3.50

3.00

2.50

2.00

1.50

1,00

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Рис.2. Интегральная оценка важности компетенций

-^до20 лет -^—21-30 лет ■^■31-40 лет —старше 41 года

Рис.З. Оценка важности специальных компетенций

На рис.З конкретизированы результаты исследования по выделенным группам.

Анализ диаграммы показывает, что расхождения мнений групп по компетенциям незначительные и данная модель может быть использована при подготовке бакалавров по профилю «Оборудование и технология сварочного производства» направления 150700 «Машиностроение». Выводы. Таким образом, формирование компетенций редко связано лишь с освоением теоретических курсов, преподносимых студенту в лекционной (аудиторной) форме. Компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения - когда материал лекции

анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. Качество освоенных компетенций может быть оценено в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.

Проведенное нами исследование, направленное на создание прогнозной модели выпускника по направлению 150700 «Машиностроение», с использованием анкетирования ведущих специалистов в области сварочного производства позволяет предположить:

1. Прогнозная модель выпускника по направлению 150700 «Машиностроение» может быть сформирована с использованием метода анкетирования работодателей и ведущих специалистов отрасли.

2. Для обработки результатов анкетирования и оценки важности специальных компетенций допустимо использовать предложенный метод осреднения полученных результатов с учетом веса групп респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выпускник по профилю «Оборудование и технология сварочного производства» направления 150700 «Машиностроение» должен обладать описанными выше специальными компетенциями.

Библиографический список

1. Захарова O.A. Методологические основы применения информационно-коммуникативных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся: моногр. / O.A. Захарова [и др.]. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. - 151 с.

2. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ / Н.Ф. Ефремова // Вестн. Донск. гос. техн. ун-та. - 2010. - №5.

3. Гранков М.В. Компетентностный подход при формировании учебных планов в системе многоуровневого образования / М.В. Гранков // Современные проблемы многоуровневого образования: мат. V междунар. науч.-методич. симпозиума 29 сентября - 06 октября 2010, Ростов н/Д, 2010.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб.-метод, пособие / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

5. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. /

Н.Ф. Ефремова. - Ростов н/Д: Аркол, 2010. - 386 с.

6. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владивосток, 2007. - 180 с.

7. Месхи Б.Ч. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Система формирования инженерных компетенций в современных условиях: моногр. / Б.Ч. Месхи. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. - 48 с.

8. Ильязова М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО / М.Д. Ильязова // Современные наукоемкие технологии. - 2006. - № 3.

9. Бульбович Р.В. Анализ компетенций выпускника высшей школы в области аэрокосмической техники / Р.В. Бульбович, H.H. Зайцев, И.Д. Столбова // Инновации в образовании. - 2010. -№4.

10. Истомина И.М. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций специалиста сварочного производства / И.М. Истомина // Автоматизація технологічних об'єктів та процесів. Пошук молодих. Збірник наукових праць XI науково-технічної конференції аспірантів та студентів в м. Донецьку 17-20 травня 2011 р. - Донецк: ДонНТУ, 2011. - 306 с.

Материал поступил в редакцию 19.12.2011.

References

1. Zaxarova O.A. Metodologicheskie osnovy' primeneniya informacionno-kommunikativny'x texnologij dlya razvitiya intellektual'ny'x osobennostej obuchayushhixsya: monogr. / O.A. Zaxarova [i dr.]. - Rostov n/D: Izdatel'skij centr DGTU, 2010. - 151 s. - In Russian.

2. Efremova N.F. Podxody' k ocenivaniyu kompetencij studentov pervogo kursa, pristupayushhix k osvoeniyu osnovny'x obrazovatel'ny'x programm / N.F. Efremova // Vestn. Donsk. gos. texn. un-ta. - 2010. - №5. - In Russian.

3. Grankov M.V. Kompetentnostny'j podxod pri formirovanii uchebny'x planov v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya / M.V. Grankov // Sovremenny'e problemy' mnogourovnevogo obrazovaniya: mat. V mezhdunar. nauch.-metodich. simpoziuma 29 sentyabrya - 06 oktyabrya 2010, Rostov n/D, 2010. - In Russian.

4. Arxangel'skij S.I. Uchebny'j process v vy'sshej shkole i ego zakonomerny'e osnovy' i metody': ucheb.-metod. posobie / S.I. Arxangel'skij. - M.: Vy'sshaya shkola, 1980. - 368 s. - In Russian.

5. Efremova N.F. Formirovanie i ocenivanie kompetencij v obrazovanii: monogr. / N.F. Efremova. - Rostov n/D: Arkol, 2010. - 386 s. - In Russian.

6. Nosko I.V. Model' vy'pusknika kak osnova formirovaniya kompetencij studentov v processe vuzovskoj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Vladivostok, 2007. - 180 s. - In Russian.

7. Mesxi B.Ch. Strategiya razvitiya inzhenernogo obrazovaniya: opy't DGTU. Sistema formirovaniya inzhenerny'x kompetencij v sovremenny'x usloviyax: monogr. / B.Ch. Mesxi. - Rostov n/D: Izdatel'skij centr DGTU, 2009. - 48 s. - In Russian.

8. Il'yazova M.D. Model' vy'pusknika vuza v ramkax kompetentnostnogo podxoda k celyam

i rezul'tatam VPO / M.D. Il'yazova // Sovremenny'e naukoyomkie texnologii. - 2006. - № 3. - In Russian.

9. Bul'bovich R.V. Analiz kompetencij vy'pusknika vy'sshej shkoly' v oblasti ae'rokosmicheskoj texniki / R.V. Bul'bovich, N.N. Zajcev, I.D. Stolbova // Innovacii v obrazovanii. -2010. - №4. - In Russian.

10. Istomina I.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'ny'x kompetencij specialista svarochnogo proizvodstva / I.M. Istomina // Avtomaty'zaciya texnologichny'x ob'yektiv ta procesiv. Poshuk molody'x. Zbirny'k naukovy'x pracz' XI naukovo-texnichnoyi konferenciyi aspirantiv ta studentiv v m. Donecz' ku 17-20 travnya 2011 r. - Doneczk: DonNTU, 2011. - 306 s. - In Russian.

WELDING ENGINEER COMPETENCY MODEL BUILDING WITHIN THE THIRD GENERATION STANDARDS FRAME

O.A. ZAKHAROVA, I.M. ISTOMINA

(Don State Technical University)

The stages of building the model of a graduate within the framework of the third generation standards are considered. A possible algorithm for building a competency model of 150700 "Engineering" degree program graduate, 'Welding Engineering Technology and Equipment' profile, based on the special competence analysis, is offered.

Keywords: professional and special competences, modeling, competency model, model building algorithm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.