Научная статья на тему 'Диагностика сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области сварочного производства методом экспертных оценок'

Диагностика сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области сварочного производства методом экспертных оценок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕСКРИПТОРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Ирина Михайловна

В статье описывается метод экспертной оценки сформированности профессиональных компетенций студентов, разработана уровневая модель содержания компетенций. С учетом критериев сформированности профессиональных компетенций, составлена карта экспертной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS IN THE FIELD OF WELDING PRODUCTION METHOD OF EXPERT ESTIMATES

The article describes the method of expert estimation of development of professional competences of students, has developed a layered model of the content of competences. Taking into account the criteria of development of professional competences, compiled a map of the expert assessment.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области сварочного производства методом экспертных оценок»

«Карты ученика», которая позволила педагогам значительно повысить самооценку детей и уровень их притязаний, создавать творческий настрой и нивелировать боязнь неудачи. В ходе эксперимента выяснилось, что именно боязнь неудачи зачастую служит преградой к проявлению творческой инициативы ребенка, поэтому нами с особой тщательностью были исследованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников в процессе обучения.

Библиографический список

1. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский. - М., 2003.

2. Рензулли Дж. Творческие способности и образовательные технологии / Дж. Рензулли. - М., 2004.

3. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н.А. Терентьева. - М., 2000.

4. Симановский А.Э. Интеллектуальное творчество школьников, поэтапное развитие / А.Э. Симановский. -М., 2004.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М., 1968.

6. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский. - М., 2003.

И.М. Шстомина ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Аннотация. В статье описывается метод экспертной оценки сформированности профессиональных компетенций студентов, разработана уровневая модель содержания компетенций. С учетом критериев сформированности профессиональных компетенций, составлена карта экспертной оценки.

Ключевые слова: метод экспертной оценки, профессиональные компетенции, дескрипторы компетенций, карта экспертной оценки.

Mna Momma DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL

COMPETENCES OF BACHELORS IN THE FIELD OF WELDING PRODUCTION METHOD OF EXPERT ESTIMATES

Abstract. The article describes the method of expert estimation of development ofprofessional competences of students, has developed a layered model of the content of competences. Taking into account the criteria of development of professional competences, compiled a map of the expert assessment.

Keywords: expert assessment method, professional competences, descriptors competencies, map of expert evaluation.

В настоящее время актуальной проблемой в системе образования является оценка сформиро-ванности компетенций у обучающихся по направлениям, реализуемым в рамках стандартов третьего поколения. Вопрос о диагностике сформированности компетенций (как одного из важнейших результатов обучения) является одним из самых дискуссионных. Поскольку компетенция как результат обучения, подлежащий оцениванию, является совокупным понятием, аккумулирующим в себе знания, умения, опыт и личностные качества, то в настоящее время преимущественное значение отдается методу экспертной оценки.

© Истомина И.М., 2014

Метод экспертной оценки - это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов [3]. Экспертные методы применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов.

В рамках элективного курса «Специальные главы сварочных процессов», построенного в условиях виртуальной информационно-образовательной среды вуза, по направлению 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства» с целью формирования профессиональных компетенций студентов проводилась диагностика его эффективности, а именно диагностика сформированности профессиональных компетенций студентов методом экспертных оценок. В этой связи были разработаны критерии и уровни сформированности. Элективный курс создан с целью углубленной профилизации студентов и направлен на формирование профессионально-специализированных компетенций, прежде всего обеспечивающих необходимую знаниевую базу с целью дальнейшей эффективной профильной подготовки.

На основе анализа перечня компетенций ФГОС ВПО по направлению 150700 «Машиностроение» и результатов анкетирования работодателей в области сварочного производства была разработана матрица соответствия компетенций, согласно которой студенты, завершившие изучение дисциплины «Специальные главы сварочных процессов», должны обладать следующими профильно-специальными компетенциями:

- умением определять экспериментально и расчетным путем основные энергетические и тепловые характеристики сварочных источников энергии (ПСК-1);

умением рассчитывать температурные поля и характеристики термических циклов при сварке различных материалов и изделий (ПСК-2);

умением оценивать склонность сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки и эксплуатации сварных изделий (ПСК-3) [1; 2].

На основе проведенного сущностного анализа вышеперечисленных компетенций и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения в профессиональной части была разработана уровневая модель содержания каждой формируемой компетенции - система дескрипторов компетенций (см. табл. 1). Перечень требований к знаниям и представлениям, умениям и владениям является своеобразным фильтром для отбора содержания образовательных модулей, используемых для формирования соответствующих результатов обучения на языке компетенций.

Таблица 1

Система дескрипторов компетенций

Компетенции Уровни освоения Дескрипторы содержания

ПСК-1 Умеет определять экспериментально и расчетным путем основные энергетические и тепловые характеристики сварочных источников энергии Базовый - знает требования, предъявляемые к источникам энергии при сварке и характерные особенности наиболее распространенных источников; - умеет по химическому составу основного металла определять основные трудности образования сварного соединения; - способен определить меры преодоления трудностей образования сварного соединения в зависимости от химического состава основного металла

Повышенный - знает основные характеристики дугового разряда, физические процессы в различных зонах электрической дуги; - владеет навыками расчета длины дуги, величины тока и напряжения дуги при сварке короткой или длинной дугой; - способен определить влияние величины катодного и анод-

Компетенции Уровни освоения Дескрипторы содержания

ного падения напряжений на производительность расплавления катода и анода

Продвинутый - знает, какое влияние на технологические свойства дуги оказывает характер переноса электродного металла в сварочную ванну; - умеет определять разновидности процесса дуговой сварки по осциллограмме тока и напряжения дуги; - способен определить и объяснить, какие силы обеспечивают перенос электродного металла при сварке в потолочном положении, какие силы удерживают сварочную ванну в потолочном положении

ПСК-2 Умеет рассчитывать температурные поля и характеристики термических циклов при сварке различных материалов и изделий Базовый - знает основные теплофизические величины, понятия и определения; - умеет и владеет навыками расчета удельного теплового потока; - способен в зависимости от материала определить значения теплофизических величин

Повышенный - знает расчетные схемы нагреваемых тел и источников тепла, тепловые характеристики сварочной дуги; - умеет и владеет навыками расчета тепловых характеристик сварочной дуги; - умеет проводить расчеты нагрева электродного металла при дуговой сварке

Продвинутый - знает основные параметры сварочной ванны и сварного шва и методы их расчета; - умеет проводить расчет производительности процессов наплавки и проплавления и характеристик термических циклов при сварке различных материалов и изделий; - умеет и владеет навыками построения термических циклов сварки

ПСК-3 Умеет оценивать склонность сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки и эксплуатации сварных изделий Базовый - знает дефекты первичной кристаллизации металла шва; - способен определить физические причины пористости металла шва; - способен описать влияние внешних факторов и дефектов первичной кристаллизации металла шва на качество сварных соединений

Повышенный - знает причины возникновения дефектов первичной кристаллизации металла шва и основные факторы образования холодных трещин; - умеет отличать по внешнему виду излома горячую трещину от холодной; - умеет определять вероятность образования горячих и холодных трещин в зависимости от химических элементов в сталях

Продвинутый - знает способы оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки и эксплуатации сварных изделий; - умеет и владеет навыками оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки и эксплуатации сварных изделий; - умеет и владеет приемами и методами повышения стойкости металла против возникновения дефектов первичной кристаллизации металла шва и образования холодных трещин

В нашей работе критерии сформированности профессиональных компетенций студентов рассматриваются как качественные показатели, а уровни - как количественная характеристика, зависящая от выбора критериев. В соответствии с этим разрабатывается карта «Карта экспертной оценки» (см. табл. 2). Карта экспертной оценки сформированности профессиональных компетенций заполняется по каждому студенту отдельно.

Таблица 2

Карта экспертной оценки сформированности профессиональных компетенций студента по дисциплине «Специальные главы сварочных процессов»

ФИО студента_

Группа_

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ Контрольно-

базовый повышенный продвинутый измерительные материалы Балл

ПСК-1 Умеет определять экспериментально и расчетным путем основные энергетические и тепловые характеристики сварочных источников энергии

знает требования. знает основные знает какое влияние Тестирование с

предъявляемые к характеристики на технологические ранжированием

источникам энергии дугового разряда. свойства дуги баллов, в

при сварке и физические процессы оказывает характер зависимости от

характерные в различных зонах переноса принадлежности

особенности электрической дуги электродного к уровню "

наиболее металла в сварочную

распространенных ванну

источников

умеет по владеет навыками умеет определять Лабораторно-

химическому составу расчета длины дуги, разновидности практические

основного металла, величины тока и процесса дуговой занятия +

определять основные напряжения дуги при сварки по Индивидуальное

трудности сварке короткой или осциллограмме тока задание

образования длинной дугой. и напряжения дуги. повышенного или

сварного соединения. способен определить способен определить продвинутого

способен определить влияние величины и объяснить какие уровня

меры преодоления катодного и анодного силы обеспечивают

трудностей падения напряжений перенос электродного

образования на металла при сварке в

сварного соединения. производительность потолочном

в зависимости от расплавления катода положении, какие

химического состава и анода силы удерживают

основного металла сварочную ванну в потолочном положении

41-60 61-80 81-100 СУММАРНЫЙ БАЛЛ

*при правильном ответе на вопрос базового уровня присваивается 1 балл, повышенного уровня — 2 балла.

продвинутого уровня — 3 балла

ФИО эксперта_

Дата «_»_20_г.

По результатам оценки формируется средний суммарный балл сформированности профессиональных компетенций как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, т.е. по формуле:

срСБ = (О1 + О2 + ... + ün)/n, где срСБ - средний суммарный балл сформированности профессиональных компетенций; О{ - оценка (в баллах) сформированности профессиональных компетенций, поставленная i-м экспертом (i = 1,2,...n); n -количество экспертов.

На основании полученного суммарного среднего балла определяется уровень сформированности профессиональных компетенций каждого студента группы:

- базовый (41-60 баллов);

- повышенный (61-80);

- продвинутый (81-100).

В качестве экспертной группы выступает профессорско-преподавательский состав кафедры со стажем работы в области сварки более десяти лет. Эксперт-оценщик - это высококвалифицированный специалист, который обладает знаниями и компетенциями, необходимыми для участия в процедуре оценки профессиональной компетентности бакалавров. Деятельность эксперта основана на методе групповых экспертных оценок по заданным критериям. В экспертную группу включаются специалисты по оцениванию различных компетенций. Число членов такой экспертной группы - два человека, если мнения двух экспертов расходятся, назначается третий. В таком случае спорный вопрос решается путем преобладающего числа голосов.

Этапы экспертизы:

1) выявление в ходе аттестации бакалавров перечня компетенций, для оценки которых необходимо привлечь экспертов;

2) отбор экспертов и ознакомление их с процедурой экспертизы;

3) предоставление привлеченным экспертам необходимых для работы материалов (руководства, бланки отчетов и др.);

4) определение сроков проведения оценки, расчета и согласования средней оценки по результатам оценок лиц, привлеченных к процедуре;

5) запрос и представление экспертам необходимых материалов, на основе которых проводится экспертиза компетенций;

6) анализ и исследование полученных материалов, возможно, проведение собеседований со студентами;

7) подведение результатов экспертизы, анализ согласованности оценок экспертов, возможно, привлечение третьего эксперта;

8) представление заинтересованным лицам отчета об оценке компетенций бакалавров с рекомендациями по дальнейшему совершенствованию уровня профессионализма.

Полученный суммарный рейтинговый балл определяет уровень сформированности профессиональных компетенций и соответственно эффективность курса.

Библиографический список

1. Захарова О.А. Построение модели компетентности специалиста сварочного производства в рамках стандартов третьего поколения / О.А. Захарова, И.М. Истомина // Вестник Донского государственного технического университета. - 2012. - № 3.

2. Орлов А.И. Теория принятия решений: учеб. пособие / А.И. Орлов. - М.: Март, 2004.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 «Машиностроение»: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2009. - № 538.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.