Гребеник Виктор Васильевич
Grebenik V.V. к.э.н., профессор НОУ ВПО ИГУПИТ PhD, professor NOU VPO IGUPIT E-Mail: [email protected]
Методология формирования современной парадигмы теории безопасности, способной обеспечить национальную безопасность России
Methodology of the modern paradigm of the theory of security that is capable to
provide the national security in Russia
Аннотация: В статье рассмотрены методологические основы формирования
современной парадигмы теории безопасности, способной обеспечить национальную безопасность России. Предполагаются глубокие изменения во всей системе экономических и политических отношений российского государства.
Ключевые слова: военные тенденции; парадигма теории безопасности; пути поиска парадигмы; экономический потенциал России; экономическое обеспечение обороны; эффективность деятельности государства; национальная безопасность.
The Abstract: This article describes the methodological basis for the creation of the modern paradigm of the theory of security that is capable of the national security of Russia. Deep changes in the entire system of economic and political relations between the Russian state are supposed.
Keywords: military trends; paradigm of the theory of security, search path paradigm, the economic potential of Russia, the economic provision of defense, the effectiveness of the state; national security.
***
Процесс пересмотра научных взглядов на мир, войну и обеспечение безопасности государства, начался с анализа современных тенденций в системе безопасности ядерных держав. Выявлено, что отдельные страны достигли критических значений военной силы (мощи), т.е. таких параметров, которые не позволяют добиться реализации политических, экономических и иных интересов в ракетно-ядерной войне, будь она развязана. Г. Киссинджер назвал это парадоксом силы1.
Мы считаем, что с достижением рядом стран критической военной силы, с актуализацией угроз в других сферах жизнедеятельности формируется новый, пока ещё не вполне сформировавшийся и поэтому недостаточно осознанный способ экономического обеспечения войн XXI века. Необходимо понять его сущность. Это дело времени и усилий многих научных коллективов. По нашему мнению, результатом этих усилий должно стать формирование новой науки и, в целом, парадигмы позволяющей обеспечивать эффективную
1 Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория: Монография. М.: ВФЭУ, 2005. - С. 158 с.
взаимосвязь экономической и военной безопасности современного государства, основанной на новой системе научных фактов, теорий, методов и раздвигающей её горизонты2.
С достижением критической военной силы происходит качественный сдвиг в соотношении экономической и военной мощи государства. Очевидно, встает вопрос о предотвращении и вообще, об исключении войн из системы человеческих отношений. Считаем, что следует отказаться от парадигмы, построенной на постулате военного превосходства, работавшем на протяжении всей предыдущей истории военного строительства. Бездумное создание вооружений в государстве на современном этапе нецелесообразно и даже преступно. Действительная победа и для страны и для человечества в целом, достигается не в войне, а в результате снятия военной угрозы. На первых порах, путем предотвращения ракетно-ядерной войны, влекущей всеобщую катастрофу. Затем, на основе отказа от применения военных способов разрешения противоречий и угроз (энергетических, экологических, экономических и иных). В результате должен произойти полный отказ от войн и вся система военно-экономических отношений и экономическая политика государств должны претерпеть существенные изменения.
Сегодня от общественных наук, в том числе от теории безопасности и военноэкономической теории, требуются не только новые взгляды, раскрытие неизвестных ранее взаимосвязей, нетрадиционные подходы в исследованиях, но и качественно новые теоретические обобщения ранее исследованных явлений. Констатируя эту сложную задачу, решение которой потребует много научных сил и времени, отметим, что новая общая парадигма теории безопасности ядерных государств, которая способна обобщить и объяснить накопившийся эмпирический и теоретический материал, разрешить возникшие в науке противоречия и открыть путь к дальнейшему углублению знания, пока ещё не создана, но уже можно говорить о некоторых её элементах и принципиальных положениях, следующих из анализа взаимосвязей войны и экономики, военной, экономической мощи и безопасности государства, и самых общих оценок состояния и тенденций в развитии этих явлений.
По нашему мнению, поиск основных образующих элементов новой парадигмы науки, обеспечивающей оптимальную взаимосвязь экономической и военной безопасности ядерных государств, следует осуществлять по двум направлениям: это нахождение и познание сущности факторов, с одной стороны способствующих упрочению фундамента могущества - экономической мощи государства, а с другой, - способствующих минимизации затрат на экономическое обеспечение обороны. Первое направление связано с надсистемными проблемами обеспечения военно-экономической безопасности, второе - с проблемами самой военной организации государства, ее совершенствованием3.
Исходным пунктом формирующейся парадигмы теории оптимального обеспечения экономической и военной безопасности России должно быть возрождение и укрепление её экономической силы и безопасности как фундамента ее могущества. В начале XXI века Российская Федерация по показателям экономического потенциала превосходила Англию,
2 Пожаров А. И., Гребеник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы. // Военная мысль. 2004; Пожаров А. И., Гребеник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы. // Вооружение и экономика. 2009. №3(7); Викулов С. Ф., Пожаров А. И., Гребеник В. В. и др. Экономика военного строительства: новая парадигма. Монография. Подготовлена в соответствии с Грантом Президента РФ НШ-7.2008.10. / Под ред. д.э.н., профессора Лавринова Г. А.; д.э.н., профессора Викулова С. Ф. - Ярославль: ООО ИПК «Литера». 2008.
3 Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе. Монография. - М.: МАЭП, 2011. - С. 139.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Германию, Францию и Японию, а по размерам территории - Китай и США. Страна имела огромный экономический потенциал. Имевшиеся возможности слабо реализуются в ходе бесконечно продолжающихся социально-экономических преобразований. Существенно снизились показатели ВНП, ВВП, бюджета государства и главного богатства - сбережение населения и качество его жизни. Продолжает прогрессировать сырьевая структура экономики России, что замедляет ее экономическое развитие и возможности обеспечивать противодействия возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.
Очевидно, что возрождение экономического и военного могущества российского государства было возможно лишь при объединении общества вокруг основных общественных ценностей и проблем противостояния внутренним и внешним угрозам страны. Необходимо было стимулировать не только малый и средний бизнес, но и крупный, где появляется возможность использовать эффект масштаба в производстве. Во всех индустриально развитых государствах мира доля в ВВП крупного бизнеса, значительно превышает долю малого и среднего бизнеса. Актуальность этой задачи надо осознавать и сегодня, потому что угрозы национальной безопасности России значительно возросли, а экономических результатов способствующих росту международных сил в пользу России нет.
России явно необходима новая экономическая модель, ориентированная на оптимизацию экономического результата в рамках всего государства, а не отдельных олигархов. Необходимо инновационное развитие реального сектора экономики и обеспечение в стране социального единства на базе развития социально-ориентированного рыночного хозяйства. Единства российского общества невозможно добиться без изменений главных его социально-экономических показателей (критериев): децильного коэффициента (составляет 1:17 по России, в Москве 1:50, в США 1:5), коэффициента Джинни (составляет 0,8 по России, в США 0,34), доли заработной платы в ВВП (составляет 0,2 по России, в США 0,6) и других. Это главные показатели деятельности президента и правительства в индустриальных странах, они периодически озвучиваются в отчетах о проделанной работе, например, в ежегодном послании президента США.
Система международных отношений, обеспечивающая равную безопасность для всех государств мира, в ближайшие годы создана не будет. Современная Россия при обеспечении собственной безопасности вынуждена учитывать необходимость парирования угроз любого характера и масштаба. Это вынуждает её расходовать большие финансовые средства на обеспечение национальной безопасности. В 2009г. доля расходов на оборону в ВВП увеличилась, в связи со снижением его объема по сравнению с 2008г. с 41 277 млрд. руб. до 38786 млрд. руб. (табл.1).
Наблюдается существенный рост расходов на оборону в 2011-2012 годах, в целом, за последние 6 лет на 56,4 % (в ценах 2005 года). По уровню расходов в 2013 году планируется превысить заветный рубеж - 3,5% от ВВП. Военный бюджет США в 2011-2012 годах превышал 4 % ВВП4.
4 Реформы по кругу или деньги на ветер. Монография. / Под ред. Воробьева В.В. - Смоленск: Манджета.
2012. - С.115.
Таблица 1
Динамика ВВП, расходов федерального бюджета и расходов на оборону
Годы ВВП, млрд. руб. Расходы федерального бюджета (ФБ), млрд. РУб. Расходы на оборону, млрд. руб. в процентах от
ВВП расходов ФБ
2001 8943,6 1321,9 247,7 2,8 18,7
2002 10830,5 2054,2 295,4 2,7 14,4
2003 13243,2 2358,6 355,7 2,7 15,1
2004 16966,4 2698,9 430,0 2,5 15,9
2005 21610,0 3512,2 581,1 2,7 16,5
2006 26917,0 4281,3 681,8 2,5 15,9
2007 33348,0 5983,0 831,9 2,5 13,9
2008 41277,0 7566,6 1040,8 2,5 13,8
2009 38786,0 9660,1 1188,2 3,1 12,3
2010 44939,0 10117,4 1276,5 2,8 12,6
2011 54369,0 10930,8 1516,8 2,8 13,9
2012 58683,0 12656,4 1852,6 3,2 14,6
2013 (план) 64803,0 13730,6 2329,4 3,6 17,0
2014 (план) 72493,0 14582,9 2737,4 3,8 18,8
В абсолютных цифрах и темпах роста расходы на национальную оборону в текущих ценах и ценах 2005г. характеризуются показателями (табл.2), которые показывают, что реально за последние 7 лет они возросли лишь на 68,4%.
Обращает на себя внимание резкое повышение в открытых расходах на содержание Вооруженных Сил (табл.3) с 2010г. доли расходов на воинские формирования. В 2009г. они составляли 70,0%, в 2010г. - 91,6% и в 2011г. - 92,4%, а также появление в этой статье с 2010г. расходов, не связанных с содержанием военнослужащих (расходы на горючесмазочные материалы и другие).
Таблица 2
Динамика расходов на оборону
Годы Расходы на оборону в текущих ценах Расходы на оборону в ценах 2005г.
млрд.руб. рост в %% к 2005г. млрд. руб. рост в %% к 2005г.
2005 581,1 100,0 581,1 100,0
2006 681,8 117,3 625,5 107,6
2007 831,9 143,2 681,9 117,3
2008 1040,8 179,1 753,1 129,6
2009 1188,2 204,5 790,0 135,9
2010 1276,8 219,7 793,5 136,6
2011 1516,8 261,0 885,4 152,3
2012 1852,6 292,2 930,1 168,4
Таблица 3
Динамика отдельных открытых расходов Министерства обороны РФ в текущих ценах, в млрд. руб.
Наименование расходов Годы
2009 2010 2011 2012
Национальная оборона 577,6 642,2 781,9 895,8
Вооруженные Силы РФ 541,2 605,7 685,5 803,0
Воинские формирования, в т.ч.: 378,9 554,7 633,4 732,2
- вещевое обеспечение 10,4 9,7 12,6 12,7
- продовольственное обеспечение 25,8 37,3 49,9 40,0
- денежное довольствие 225,9 232,3 241,0 320,0
- горюче-смазочные материалы - 41,1 62,5 63,9
- специальные объекты - 0,8 0,3 0,8
- противодействие пиратству - 2,2 1,0 2,3
На основе решения проблемы возрождения экономической мощи России создаются благоприятные возможности для решения внутрисистемных задач экономического обеспечения военной организации государства, суть которых сводится к достижению ее высокой эффективности. Основные моменты новой парадигмы теории безопасности на этом уровне можно сформулировать следующим образом: осознание сущности и целей военной реформы; сокращение масштабов и оптимизация структуры военной экономики, ее внутренних и межсистемных связей; перевод военной экономики на рыночную базу и преобразование военно-хозяйственного механизма; формирование региональной военной экономики СНГ; совершенствование системы международных военноэкономических отношений; учёт возрастающей роли человеческого фактора.
Исследовав внутрисистемные задачи экономического обеспечения военной организации государства, можно выявить следующие её основные проблемы.
1. Система управления военно-экономической деятельностью силовых министерств и ведомств в системе военной организации государства функционирует не эффективно. Это приводит к существенному удорожанию её экономического обеспечения. Расходы на закупки однотипной продукции не оптимальны (табл.4) и составили: в Министерстве обороны РФ -3,7 млн. руб. (9,8 % от общего объема закупки), в МВД РФ - 0,77 млн. руб. (7,6 % от общего объема закупки).
Таблица 4
Стоимость продукции, закупаемой различными государственными заказчиками России
Продукция Г осударственные заказчики
Минобороны России ФСБ России МВД России
Костюм защитный легкий Л-1 1180 руб. (13207 ед.) 1065 руб. (545 ед.) 1200 руб. (3000 ед.)
Чулки защитные 390 руб. (25384 ед.) 315 руб. (2323 ед.) 420 руб. (2500 ед.)
Плащи защитные ОП-1М - 810 руб. (3480 ед.) 850 руб. (2500 ед.)
Г азосигнализаторы ГСА-3 126000 руб. (100 ед.) - 123000 руб. (27 ед.)
2. Не решена и остаётся острой проблема обеспечения жильём военнослужащих. В 2009г. государством выделено 85,7 млрд. рублей, т. е. в 2,8 раза больше, чем в 2008г., в 2010г. 117,9 млрд. рублей. За последние четыре года выделено более 330 млрд. рублей, а программа обеспечения жильём военнослужащих оказалась не выполненной. На начало 2012г. численность военнослужащих не обеспеченных жильем, составила более 113 тыс. человек и по сравнению с 2008г. уменьшилась на 9 тыс. человек.
3. В России нет единого информационного центра о социально-экономической деятельности военной организации. Сведения о многих затратах, например, боевые действия в Чечне, в войне с Грузией отсутствуют. В США такой центр функционирует, поэтому постоянно оценивается и публикуется сумма расходов на ведение войн. Например, война в Ираке на март 2008г. обошлась в 500 млрд. долл. Великобритания очень быстро оценила свои расходы по итогам боевых действий за Фолклендские острова.
4. В военной организации России выявлены множественные факты воровства и нецелевого использования материальных средств. Например, Финансовая инспекция Министерства обороны выявила, что материальный ущерб государству в 2012г. по сравнению с 2005г. возрос 6 раз. Выявлены многочисленные случаи нецелевого использования бюджетных средств (бесхозяйственность, неполное возмещение сумм за предоставленные воинскими частями услуги, непринятие решений по ранее выявленным нарушениям и другие). В 2012г. они увеличились на 30%, при этом число лиц привлеченных к ответственности за допущенные нарушения резко снизилось, в 2012г. по сравнению 2007г. в 2 раза.
5. Реформирование системы денежного довольствия военнослужащих, в отдельных случаях не улучшило, а ухудшило их положение, если учитывать стоимостное выражение отмененных льгот. Результаты расчетов для отдельных военнослужащих, занимающих стандартные должности в Министерстве обороны РФ (табл.5) показали, что значительное снижение доходов произошло у преподавательского состава высших военно-учебных заведений. Это связано с отменой с 1 января 2012г. надбавок за ученые степени и ученые звания преподавателей. Отмена льгот еще раз подтверждает ухудшение социальноэкономической ситуации в стране и снижает уровень ее безопасности.
Таблица 5
Изменение доходов военнослужащих по некоторым должностям с 01 января 2012 года
Воинская должность Доходы в декабре 2011 г. Доходы в январе 2012 г. Изменение денежных доходов с 1 января 2012 г. (%) Изменение доходов с 1 января 2012 г. с учетом отмененных льгот (%)
Командир взвода 41 880 45 240 +8 -8
Командир роты 51 060 52 157 +2 -11
Командир батальона 60 840 64 206 +6 -6
Командир бригады 75 480 79 163 +5 -4
Доцент кафедры 68 380 63 227 -8 -18
Профессор кафедры 82 000 71 790 -12 -21
6. В ходе реформирования Вооружённых Сил существенно изменилась система материально-технического обеспечения. Одним из способов её организации стал выступать аутсорсинг. Очевидно, что Вооружённые силы теряют автономность жизнеобеспечения в условиях ведения войны, чрезвычайных и аварийных ситуациях. Продолжающиеся проявления коррупции также усиливают риски и снижают уровень как военной, так и национальной безопасности (табл.6).
Таблица 6
Расходы Министерства обороны РФ на оплату питания военнослужащих на условиях
аутсорсинга, в млн. руб.
Показатели 2010 год 2011 год
Доведено объёмов бюджетных ассигнований на 01 января 1097,6 13001,9
Лимиты бюджетных обязательств на 31 декабря 8674,1 31316,4
7. Отношение к ОПК начинает меняться: последние два года государственный оборонный заказ (ГОЗ) финансируется примерно в запланированных объемах, объем финансирования НИОКР увеличивается. Соотношение военных расходов на содержание войск и на их развитие, составлявшее прежде соответственно 70% и 30%, составило в 2012 г. 50% на 50%. Возрождению ОПК способствует создание условий для успешной деятельности современных промышленных корпораций, возникающих в процессе реструктуризации ОПК. Финансирование ОПК начинает стабилизироваться. В 2012 году объем ГОЗ вырос по сравнению с 2000 годом в 12 раз (с 71, 9 млрд. руб. до 880,3 млрд. руб., а доля в расходах на оборону с 29,6% до 50 %).
8. В России необходимо сформировать оптимальную систему формирования, размещения и исполнения ГОЗ. Она должна обеспечить: поставки в Вооружённые Силы современных образцов оборонной продукции; создание образцов военной продукции новых поколений; реализацию ГОЗ на базе предприятий различных организационно-правовых форм собственности; инновационное развитие оборонных отраслей промышленности.
9. В новейшей истории России уже приняты четыре государственные программы вооружения. Первая была рассчитана на 1996 - 2005 г. г.; вторая на 2001 - 2010 гг.; третья на 2006 - 2015 гг.; четвертая на 2011 - 2020 гг.
Основными проблемами выполнения данных ГПВ являются: слабая научно-
практическая обоснованность программных мероприятий; формальный учёт возможностей предприятий ОПК; недостаточная реализуемость результатов НИОКР; слабая взаимосвязь программы вооружения и федеральных целевых программ по срокам и достигаемым результатам.
Выполнению стратегической цели ГПВ на 2011-2020 годы должно способствовать своевременное и качественное выполнение ГОЗ. Объем ГОЗ Минобороны России в 2012г. на выполнение НИОКР, закупки и ремонт ВВСТ составил более 880 млрд. руб., в том числе за счет кредитных средств 176 млрд. руб.
Новую парадигму нельзя сформировать к произвольно назначенному дню, сколько бы сил и средств мы не выделили на достижение этой цели. Но ее необходимо создавать и совершенствовать по мере формирования нового способа экономического обеспечения военной безопасности, выделяя на эти цели необходимые средства, сокращая до предела отставание теории и всемерно развивая второе - научное предвидение. Предвидение приобрело чрезвычайную важность в настоящее время, поскольку только оно создает возможность своевременного принятия согласованных мер по недопущению надвигающихся катастроф в глобальном масштабе. Считаем, что для ускорения формирования современной парадигмы теории безопасности, разрешения других актуальных экономических и военных проблем, очень важно привлечь к ним внимание широкого круга учёных, развернув дискуссии в средствах массовой информации и в ВУЗах.
В практическом плане, естественной целью формирования новой парадигмы теории безопасности ядерного государства, является ее признание всеми органами государственного и военного управления в рамках военной организации. Это будет способствовать повышению эффективности всей деятельности в масштабах государства, соответствовать принципам военно-гражданской интеграции, разработки технологий двойного назначения и других проявлений процесса, который характерен для всех областей деятельности, для всех наук. Сложившаяся парадигма науки вызывает такой же эффект как и эффект масштаба в производстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе. Монография. - М.: МАЭП, 2011. -179 с.
2. Пожаров А. И., Гребеник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы. // Военная мысль. 2004. - № 12. - С. 51-57.
3. Пожаров А. И., Гребеник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы. // Вооружение и экономика. 2009. №3(7). - С. 84-89.
4. Экономика военного строительства: новая парадигма. Монография.
Подготовлена в соответствии с Грантом Президента РФ НШ-7.2008.10. / Под ред. д.э.н., профессора Лавринова Г. А.; д.э.н., профессора Викулова С. Ф. - Ярославль: ООО ИПК «Литера». 2008. - 423 с.
5. Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория: Монография. М.: ВФЭУ, 2005. - 258 с.
6. Реформы по кругу или деньги на ветер. Монография. / Под ред. Воробьева В.В. - Смоленск: Манджета. 2012. - 179 с.