Гребеник Виктор Васильевич
Grebenik V.V. к.э.н., профессор НОУ ВПО ИГУПИТ PhD, professor NOU VPO IGUPIT E-Mail: [email protected]
Современные методологические основы обеспечения взаимосвязи экономической и военной безопасности ядерного государства
Modern methodological bases of the relationship between economic and military
security of a nuclear state
Аннотация: В статье рассмотрены методологические основы обеспечения взаимосвязи экономической и военной безопасности современного ядерного государства. Предполагаются глубокие изменения во всей системе экономических и политических отношений современной России.
Ключевые слова: военные тенденции; теория безопасности; экономические
возможности; взаимосвязь экономической и военной безопасности; критическая военная мощь; эффект А.И. Пожарова; оптимизация военных расходов; теория экономической безопасности.
The Abstract: This article describes methodological bases of the relationship between economic and military security of the modern nuclear state. Deep changes in the entire system of economic and political relations are supposed in modern Russia.
Keywords: military trends, theory of security; economic opportunities, the relationship between economic and military security, critical military power, the effect of A.I. Pozharov, optimization of military expenditures, theory of economic security.
***
Президент РФ В.В. Путин в статье под названием "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" заявил, что России необходимо развивать армию и флот, опираться на современные военные тенденции (реалии), чтобы не оказаться в уязвимом положении1.
В истории и, к сожалению, в настоящее время, мы наблюдаем факты непонимания сущности новых экономических и военных тенденций отдельными политиками, военными и руководителями государств. Одни из них, принимают некомпетентные государственные решения, другие высказывают деструктивные мысли - пугающие и дезориентирующие как отдельных граждан, так и общество в целом.
С появлением новых экономических реалий, накопленный опыт частично утрачивает свою практическую ценность, а сложившиеся стереотипы мышления становятся тормозом в осмыслении новых военно-экономических проблем. Например, перед первой мировой войной российский царь отказывается от производства отечественных пулеметов под предлогом:
1 Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России. // Российская газета. 2012. - 20 февраля.
«Г де я возьму столько патронов» и их пришлось очень дорого закупать в США. В ходе второй мировой войны руководители фашистской германии отказываются от производства ядерного оружия. Один российский генерал в 2012 году, комментируя итоги современной военной реформы, заявил, что в 29-ой армии, штаб которой находится в городе Чите, одна бригада расположена на территории от Улан-Удэ до Белогорска (примерно три тысячи километров государственной границы с Китаем). По его мнению, в случае войны с Китаем, наша граница практически не защищена.
Осознание сущности новых явлений всегда было и остаётся делом учёных. Их новые идеи и воззрения лишь со временем осваиваются массовым сознанием, получают статус общепризнанных истин и становятся программными формулами политиков. Сегодня мировое научное сообщество ощущает потребность в новом теоретическом прорыве, охватывающем все сферы гуманитарного знания, в том числе теорию безопасности современных ядерных государств. Это властно диктуется глубиной, масштабами и характером перемен во второй половине XX века .
В каждом государстве необходимо найти оптимальное сочетание распределения ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, то есть определить оптимальную взаимосвязь в обеспечении его экономической и военной безопасности, как в мирное, так и военное время. Эта проблема является одной из актуальнейших для современной России. Для её решения необходимы нестандартные решения в сфере военного строительства и его экономического обеспечения. Это возможно лишь на основе осознания сущности экономических и военных реалий современности, ибо нужно готовиться не к тем войнам, которые были, а к тем, которые возможны в XXI веке.
Характер происходящих изменений требует коренного реформирования системы обороны и ее экономического обеспечения, главной целью которого, является приведение масштабов и структуры данной системы в соответствие с уровнем прогнозируемой военной опасности и экономическими возможностями государства.
Необходимость эффективного решения данной проблемы обусловлена:
• постоянным ростом угроз национальной безопасности РФ и одновременно возникающими значительными проблемами в теории и практике обеспечения экономической и военной безопасности страны;
• необходимостью теоретико-методологического осмысления нового способа экономического обеспечения войн XXI века;
• объективным процессом становления и развития новой системы экономических и военно-экономических знаний;
• потребностями в решении сложных и объёмных практических задач теории безопасности, связанных с выработкой единой экономической политики государства и реформированием экономического обеспечения обороны;
2 Соболев В.И. Реформа ВС РФ завершена. Армии у нас больше нет. // Защитники России. 2012. - № 3 (26). - С. 52.
3 Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе. Монография. - М.: МАЭП, 2011. - С.113.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
• объективной необходимостью повышения экономической культуры общества в сфере обеспечения экономической безопасности государства, подготовки компетентных экономистов, специалистов для всех областей военно-экономической деятельности, как одного из условий повышения эффективности экономического обеспечения национальной безопасности страны;
• необходимостью обеспечения эффективного уровня безопасности государства, в условиях сиамизации современной мировой экономики и диктата со стороны США.
Следовательно, нужно выявить и обосновать пути и механизмы создания действенной, высокоэффективной научно-практической методологии обеспечения взаимосвязи
экономической и военной безопасности государства способствующей совершенствованию национальной безопасности современной России.
Наука давно установила существование таких закономерностей, как определяющее влияние экономики на войну и военное дело, возрастающее обратное влияние войн и военных приготовлений на экономику. Конкретные проявления названных взаимосвязей видоизменяются, так как со временем происходят существенные сдвиги и в экономике, и в военном деле. Особенно крупные изменения произошли на современном этапе, что требует уточнения сложившихся ранее представлений. При этом, на что нужно обратить внимание, в первую очередь?
Детальное рассмотрение взаимосвязи экономической и военной безопасности государства нужно начинать с очевидного факта, что войны между государствами были всегда на протяжении истории человечества и детерминированы отстаиванием экономических интересов различными странами. К сожалению и сегодня, войны продолжают оставаться одним из способов решения экономических проблем государств. Поэтому необходимо говорить о насущной необходимости обеспечения военно-экономической безопасности государства.
Военно-экономическая безопасность государства - это состояние, при котором оно обладает надежной военной безопасностью и достаточным уровнем экономической безопасности при стабильном развитии общества и его независимостью от внешних и внутренних угроз.
Теоретическое осмысление новых экономических и военных тенденций заставляет ученых и политиков пересмотреть традиционные представления о способе обеспечения национальной безопасности ядерного государства. С достижением критической военной мощи дальнейшее ее наращивание не имеет смысла. Если ядерное государство способно поддерживать критическую военную силу, то страны, значительно превосходящие его по экономической мощи, не могут обеспечить реализуемого военного превосходства над ним. Анализируя рисунок 1, можно утверждать, что применение одной условной единицы военноэкономической мощи критической ядерного государства, две и более, дадут одинаковый эффект - гибель всего живого на планете Земля.
Данный эффект, по нашему мнению, имеет такое же огромное значение, как и некоторые другие экономические эффекты. Например, эффект равновесия спроса и предложения А. Маршала, эффекты Лоренца и Джинни при распеделении ВВП государства, эффект макроэкономического равновесия Дж. Кейнса, эффект монетаризма и сеньоража М. Фридмана, эффект А. Лафера и многие другие.
Предлагаем этот эффект называть именем известного российского ученого экономиста, доктора экономических наук, профессора Александра Ивановича Пожарова, потому что именно он впервые доступно обосновал и доказал изменившуюся взаимосвязь между военной
мощью ядерного государства и его военными расходами. В ином случае этот эффект может получить другое название и, к сожалению, не в нашей стране. Такие примеры в истории экономической науки уже были неоднократно. Например, эффект равновесия спроса и предложения (равновесной цены) впервые открыл и математически (графически) обосновал наш российский ученый Михаил Иванович Туган-Барановский, но сегодня в экономической науке во всем мире его называют эффектом А. Маршала (крестом, золотым крестом А. Маршалла).
ВМ
4
Мощь ооычных сил
*
ВЭМ^ид.) Сед) ЭМ (ВЭМ)
ЭМ - экономическая мощь
ВЭМ - военно-экономическая мощь
ВЭМ кр. - военно-экономическая мощь критическая
ВМ - военная мощь
ВМ кр. - военная мощь критическая
Рис. 3. Эффект А.И. Пожарова (Графическая взаимосвязь ВМ и ЭМ)
Сегодня, по данным статистики, землю можно уничтожить 178 раз подряд уже имеющимися, весьма дорогостоящими, средствами вооружения4. На упущенную выгоду от экономии этих средств можно решить многие экономические и другие проблемы в рамках мирового сообщества. К сожалению, многие государства предпочитают гонку вооружений и продолжают проводить эту политику Центр тяжести на предотвращение войн современными государствами мира смещается очень медленно и неуверенно.
Даже в условиях международного финансового кризиса 2008г. 65 стран мира продолжали наращивать свои военные расходы, ориентируясь на устаревшие военно-силовые методы защиты своих национальных интересов. Мировые военные расходы при снижении глобального ВВП в 2009г. на 0,9% выросли на 5,9%, достигнув 1531 млрд. долл. США (2,7% мирового ВВП).
4 Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория: Монография. М.: ВФЭУ, 2005. - С. 46-
США (рис. 2), остается лидером по военным расходам (700 млрд. долл.), его затраты на военные потребности в 5 раз больше, чем у Китая (второе место - 140 млрд. долл.), и в 7 раз больше, чем у России (третье место - 100 млрд. долл.). Однако, несмотря на это, у России есть возможность принятия эффективных контрмер даже в нынешней, тяжёлой экономической ситуации при грамотном учете новых экономических и военных тенденций рассмотренных выше.
Можно сделать следующий вывод из выше изложенных рассуждений - если у ядерного государства имеется возможность уничтожить Землю и все живое один раз, этого достаточно, остальные ресурсы необходимо направлять в гражданский сектор экономики. Это экономически целесообразно для современной России, способной уничтожить землю примерно 40 раз и находящуюся в тяжелом экономическом положении.
Рис. 2. Военные расходы семи ведущих стран мира в 2012г.
Знание и использование в практике военного строительства России закона А. И. Пожарова позволит экономить и оптимизировать существенные бюджетные средства, выделяемые на оборону государства. Придаст политикам государства уверенности в правильности принимаемых решений, по экономии и оптимизации ресурсов. Такая осознанная экономия ресурсов на уровне государства положительно будет восприниматься обществом. В целом, осмысление данного закона будет способствовать изменению стереотипов мышления в области экономического обеспечения современных войн. Основным критерием эффективности обеспечения обороны начинает выступать критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а необходимой и достаточной оборонной мощи.
Современные военно-экономические тенденции, требуют серьезного переосмысления социально-экономического аспекта диалектики войны и экономики. Сложившийся стереотип таков: война есть продолжение политики насильственными средствами, политика же -концентрированное выражение экономики5.
5 Клаузевиц К. О войне. - М.: Наука, 1994. - С. 16.
В этой цепи взаимосвязей «экономика - политика - война» претерпело существенные изменения звено «политика - война», ибо современные средства вооруженной борьбы в их полном объеме нельзя применить для достижения целей политики, поскольку такое продолжение ее стало бы самоубийством6.
Что же в этой взаимосвязи должно занять место войны? Это сложный вопрос. Требуется найти такое продолжение политики, которое давало бы столь же общепризнанное решение, как и победа в войне.
В роли такого эквивалента могли бы выступить, например, взаимоприемлемые оценки баланса интересов и могущества, общепризнанные положения международного права либо другие средства, которые еще не найдены, находятся в стадии становления. Действия США и их союзников в Ираке и Афганистане в 2003-2012 годах показали наличие множества не решенных проблем в этой сфере.
Но дело не сводится лишь к взаимосвязи «политика - война», политику нельзя формировать произвольно, у нее есть глубинные корни, уходящие в экономические отношения. В существе этих отношений заложены возможности политики, в том числе такого изменения ее, чтобы она не прибегала к войне, ставила перед вооруженными силами иные задачи. Надо глубже осмыслить взаимосвязь «экономика - политика» с учетом всей гаммы интересов и целей, включая не только национальные, классовые, региональные, но и общечеловеческие, и прежде всего - интерес сохранения цивилизации, самой жизни от угрозы гибели в ядерной войне.
Сама возможность добиваться реализации интересов любого уровня (национальных и транснациональных, классовых и государственных, групповых и личных) сохраняется лишь при условии реализации общечеловеческого интереса выживания, недопущения военной, экологической, энергетической или иной глобальной катастрофы. Из этого должна исходить политика.
Требуют переосмысления и другие аспекты взаимосвязи войны и экономики. Известно, что материальной основой военной силы является экономическая мощь, а ее превращение в военную силу опосредствуется рядом промежуточных звеньев, в числе которых важнейшее -военная экономика, ее масштабы и эффективность.
Наконец, качественные изменения происходят и в обратном влиянии войн и военного дела на экономику. Что касается прямого вооруженного воздействия, то сегодня оно способно уничтожить всю экономику и человечество. Угроза такого воздействия постоянно будет нависать над миром в обозримом будущем и на нее нужно действенно реагировать.
Чрезвычайно возросли также масштабы и социально-экономические последствия отвлечения сил и средств в сферу обороны. Военно-экономические отношения пронизали все сферы экономики, милитаризована наука, деформированы воспроизводственный процесс, отраслевая и территориальная структуры экономики; все больше обостряются экологическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная и другие глобальные проблемы. Все это породило такие явления, как конверсия военного производства.
Как видим, объективные взаимосвязи войны, и экономики на современном этапе претерпели качественные изменения. Неудивительно, что меняется их трактовка, идет реформирование военной силы и ее экономического обеспечения.
6 Пискунов А.В., Поздняков А.И. и др. Взаимосвязь экономики, политики и военной стратегии. // Трилогия: Стратегия. Политика. Экономика: Коллективная монография. - М.: ВАГШ, 2003. - С. 86-89.
Анализируя рисунок 3, можно отчетливо увидеть, что экономическая и военная безопасность - это отдельные элементы системы экономики безопасности государства. С
этого методологического положения необходимо анализировать их взаимосвязи и формировать соответствующую методологию.
ЭМГ - экономическая мощь государства ЭБГ - экономика безопасности государства ЭО - экономическое обеспечение
Рис. 3. Экономика безопасности (национальной безопасности) современного государства и место в ней экономической и военной безопасности
Экономика национальной безопасности представлена, во-первых как часть экономики, обслуживающая воспроизводство страны, во-вторых как система экономического обеспечения конкретных функциональных видов безопасности: собственно экономическую, политическую, военную и другие.
Каждый вид экономического обеспечения безопасности специфичен, но все они взаимосвязаны и сеть этих связей довольно обширна. Так, экономическая безопасность опирается, прежде всего, на экономическую мощь государства (ВВП, ВНП), военная безопасность - на военную силу. Существуют и другие взаимосвязи в данной системе
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
безопасности. Очень важно правильно градуировать и ранжировать ответы на угрозы и соответственно этому распределить наличную экономическую мощь государства (ресурсы).
Среди элементов функциональной структуры безопасности и могущества государства особую роль играет экономический фактор. Он является не только одним из составных элементов наряду с другими, но и заключает в себе основу всех других, ибо все они предполагают экономическое обеспечение. Значит, в экономической мощи страны можно различать две части, одна из которых составляет собственно экономику, другая служит экономическому обеспечению политических, оборонных, экологических и других интересов, видов безопасности. Эта вторая часть составляет экономику безопасности, а ее масштабы определяют возможности обеспечения всех видов безопасности, создания охранительных и силовых структур.
Поскольку за свою безопасность общество вынуждено платить, то при ограниченности экономических ресурсов приходится находить такое соотношение различных составляющих национальной безопасности, которое дает при наличных возможностях наилучший результат.
Различные государства решают эту задачу по-разному: у одних мы видим
многочисленные военные и полицейские структуры, у других - мощная экономика и всестороннее правовое обеспечение, у третьих - другие приоритеты. Очевидно, для разных государств и для различных этапов развития каждой страны приемлемы различные структуры безопасности, ибо неодинаково их положение в мире, с разными угрозами они сталкиваются и обладают неодинаковыми экономическими возможностями. Нет идеальной модели безопасности современного государства. Оптимальной, является такая структура, которая соответствует исторически сложившимся потребностям и возможностям данного государства, которая способна воспроизводится, видоизменяясь и совершенствуясь в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий развития. Это подчеркивает необходимость создания и всесторонней разработки теории экономики безопасности и детального исследования в её структуре взаимосвязи экономической и военной безопасности современного государства.
Очевидно, что в условиях интеллектуализации современной экономики и формирования инновационного вектора ее развития, разработка новой методологии обеспечения эффективной взаимосвязи экономической и военной безопасности ядерных держав, является необходимым условием эффективного функционирования системы национальной безопасности РФ в аспекте институциональных преобразований и будет способствовать повышению её надёжности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе. Монография. - М.: МАЭП, 2011. -179 с.
2. Клаузевиц К. О войне. - М.: Наука, 1994.
3. Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория: Монография. М.:
ВФЭУ, 2005. - 258 с.
4. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России. // Российская газета. 2012. - 20 февраля.
5. Пискунов А. В., Поздняков А. И. и др. Взаимосвязь экономики, политики и
военной стратегии. // Трилогия: Стратегия. Политика. Экономика: Коллективная монография. - М.: ВАГШ, 2003.
6. Соболев В.И. Реформа ВС РФ завершена. Армии у нас больше нет. // Защитники
России. 2012. - № 3 (26). - С. 52.