С.В. Ковалев
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
Внедрение комплексной системы оценки (рейтинга) деятельности кафедр и её качественной составляющей - системы наблюдения и обратной связи(мониторинга) - информационной системы сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образования, ориентированной на информационное обеспечение органов управления данной системой, позволяет осуществить анализ состояния в любой момент времени и дать прогноз его развития.
Проведение научно-исследовательских работ в области развития и совершенствования научного потенциала университета, обеспечения качества высшего технического образования, участие в Федеральных конкурсах на премию по качеству, проведение семинаров и конференций по направлению совершенствование качества высшего технического образования - эффективные мероприятия по повышению рейтинга.
Цели и задачи системы мониторинга качества - наблюдать, измерять и осуществлять анализ процессов, реализовывать мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов, создания дополнительного процесса «Анализ и улучшение основных процессов». Для достижения поставленных целей необходимо наладить регулярное наблюдение (мониторинг) и обратную связь процессов - исследовать карьерный рост выпускников, проводить анализ удовлетворенности студентов и сотрудников, контроль своевременности устранения отклонений от запланированных значений показателей качества и ожидаемых результатов образования.
Внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных (педагогических) технологий, активное привлечение профессорско-преподавательского состава к совершенствованию и обновлению научно-методической и учебной базы в экономическом плане -всё это должно повысить на порядок
конкурентоспособность вуза и стоимость предоставляемых образовательных услуг.
По результатам социологического обследования рассчитываются интегральные показатели, характеризующие степень соответствия требованиям ГОС профессиональной деятельности. На их основе выносится заключение о профессиональной пригодности специалиста. Интегральные показатели различаются по уровню обобщения данных обследования. Показатели первого уровня позволяют оценить профессионально важные качества специалиста на уровне методики (теста). В рассматриваемой методике для преобразования рангов в вероятностные оценки используется формула:
У.
Число ответов «Однозначно есть» + 0,5 * Число ответов «Скорее есть»
Число всех ответов
Далее рассчитывается интегральная оценка.
Интегральный показатель каждого уровня отражает степень соответствия функциональных возможностей специали-
К =-У К,, К п
::::!: / .'.''7 ' КОМПЕТЕНЦИЯ
ста заданным требованиям и рассчитывается как среднее арифметическое из интегральных показателей каждого уровня.
По полученным интегральным оценкам формулируется заключение.
Разработка вопросов анкеты для студентов, преподавателей, выпускников и работодателей была основана на следующих требованиях:
- в вопросах должны использоваться слова, которые известны опрашиваемым лицам;
- вопрос должен быть недвусмысленным;
- вопрос должен быть задан только об одном предмете;
- вопрос должен быть коротким и несложным;
- вопрос не должен содержать двойного отрицания;
- вопрос не должен содержать подсказку;
- вопросы в анкете должны располагаться от простого к сложному.
Результаты анализа используются при составлении отчета о функционировании системы менеджмента качества и для разработки мероприятий по ее улучшению.
Алгоритм и порядок анкетирования. Организацию и координацию работ по мониторингу удовлетворенности потребителей осуществляют функциональные подразделения университета, например в порядке эксперимента на кафедре была сформирована рабочая группа, составлена программа работ, определены цели, задачи, исследуемые объекты анкетирования, объем выборки. Анкетирование проводилось в ходе специально организованной кампании как при личном контакте с респондентом, так и по телефону. В основу анкет были положены основные измеряемые показатели качества, рассмотрим их системно:
1. Планирование качества:
- определение потребителей продукции и услуг вуза(абитуриенты, студенты, преподаватели, родители, предприниматели, предприятие, регион, общество);
2. Установление связей качества:
- инициирование видов деятельности для объединения усилий сотрудников;
- разработка средств обеспечения образовательного процесса;
- формирование коллектива преподавателей;
- формирование коллектива обучающихся.
3. Контроль за качеством:
- обеспечение измерений показателей качества;
- обеспечение анализа показателей качества;
- корректировка процесса в соответствии с заданным стандартом;
- импульс для тактического или стратегического совершенствования стандартного процесса.
4. Улучшение качества:
- создание инфраструктуры для непрерывного совершенствования процесса;
- выявление главных причин дефекта в образовательном процессе;
- обеспечение непрерывного обучения рабочихгрупп.
Внутренним контуром системы управления качеством должен быть статистический контроль над процессом, измерение и сопоставление со стандартом показателей качества и управление процессом.
Вторым контуром управления тактической подсистемой является подсистема оперативного совершенствования образовательной технологии. Если стандартные корректировки процесса не устраняют выпуск «бракованной продукции», в системе всеобщего контроля качества (TQM) применяют процедуру реактивного усовершенствования.
В области исследования качества образования с помощью анкет и опросов необходимо выделить три его составляющие: качество содержания образования, качество знаний, качество способов решения задач. Однако надо иметь в виду, что чрезмерное увлечение статистическим контролем за качеством и технологией тактического усовершенствования процесса может нарушить баланс между творчеством и «заорганизованностью», поэтому надо чувствовать ситуацию, при которой следует вводить радикальные изменения в образовательный процесс.
Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса рассмотрим показатели качества образованности личности. Выпускники вуза хотят (об этом свидетельствуют социологические опросы выпускников и руководителей предприятий и организаций, а также анализ общих тенденций развития образования):
- получить знания в области технических, физико-математических, гуманитарных или социальных наук;
- уметь применять полученные знания;
- обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками;
- получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к новой работе;
- получить образование бесплатно или по низкой цене.
Для каждой компоненты качества используется два количественных измерения - оценки в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг). Очевидно, что ни одна учебная дисциплина не в состоянии
Критерий оценки Оценка Замечания
1. Соответствие содержания курса ожиданиям
2. Актуальность полученных знаний
3. Соответствие содержания курса программе
4. Новизна полученной информации
5. Понятность изложенного материла
6. Практическая ценность материала, применимость для работы
7. Смогли бы Вы внести предложения по повышению результативности Вашей деятельности, работы отдела по результатам обучения?
8. Насколько обучение способствовало развитию навыков, каких именно?
9. Насколько обучение способствовало совершенствованию личностных качеств?
10. Удовлетворенность полученными материалами (документацией)
Сумма баллов
Качество обучения, (Рс*)
Анкета оценки обучения
перекрыть весь диапазон качества. Каждая учебная дисциплина, каждый модуль, каждая лабораторная работа или деловая игра могут быть ориентированы на достижение только части показателей качества, а все вместе составлять интегральный показатель качества образования.
Поэтому разработчик соответствующего учебного модуля должен планировать компоненты качества, которые могут быть приобретены при работе с этим модулем, и способы вычисления (определения) показателей качества. Примером построения такой обратной связи может служить система критериев оценки качества, используемые при опросе выпускников в «Анкете оценки обучения».
Качество обучения (Рс, %) рассчитывается по формуле:
На основе разработанного системно-математического подхода к социологическим исследованиям, обработке анкет и статистических данных разработана система наблюдения и обратной связи (мониторинга) качества образовательной
деятельности структурного подразделения - кафедры вуза, позволяющая оперативно собирать и обрабатывать данные и систематически совершенствовать образовательный процесс.
Основной задачей высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, а критерием качества подготовки специалистов является степень их активного участия в решении различных задач, возникающих в процессе работы. Однако в последние годы сложилась ситуация, когда выпускники были зачастую вынуждены трудоустраиваться не по специальности, полученной ими по окончании университета, в результате чего, а также по ряду других причин, была потеряна полноценная обратная связь с рядом предприятий и организаций, где работают наши выпускники. Университету сегодня не хватает сведений о современных требованиях работодателей к молодым специалистам.
Поэтому оценить качество подготовки выпускников можно только путем исследования деятельности на предприятиях и в организациях. Такое исследование должно включать в себя несколько основных задач:
- выяснение мнения самих молодыхспе-циалистов о соответствии их профиля работы полученным знаниям;
- оценка уровня знаний бауманцев у их непосредственныхруководителей - начальников производств, отделов, цехов, лабораторий и т.д., где они работают;
- оценка уровня фундаментальной (общеобразовательной) подготовки молодых специалистов;
- оценка соотношения объемов исследовательской и другой подготовки, полученной в университете.
Анализ полученных данных помогает выработать рекомендации по совершенствованию учебного процесса, приблизить уровень подготовки специалистов к современным требованиям предприятий, оценить перспективную потребность в специалистах различных специальностей, получить сведения и сделать выводы:
- об общем соответствии полученных в университете знаний профилю работы выпускников;
- о том, по каким университетским дисциплинам необходимо усилить подготовку;
- о том, какие учебные дисциплины (или учебные курсы) необходимо дополнительно ввести, чтобы приблизить квалификацию молодых специалистов к требованиям выполняемой работы;
- о соотношении между блоками необходимых учебных дисциплин, теоретическими и практическими курсами;
- о том, как изменяются требования к выпускникам и как им соответствуют получаемые знания, чтобы оценить перспективные направления обучения студентов;
- об эффективности преддипломной и других видов практик;
- о продвижении молодых специалистов по работе и повышении ими своей квалификации;
- о размере и росте заработной платы выпускников.
Проведенная работа позволят неформально, без всякой опаски на субъективные мнения, оценить по каждой выпускающей кафедре качество сегодняшней подготовки наших выпускников и, самое главное, знать векторы совершенствования учебного процесса, а значит, и улучшения качества нашей «продукции» на первые 15 - 20 лет ХХ1 века.
Кроме того, данная работа позволяет составить базу данных по выпускникам университета. Периодически обновляя эти данные, можно следить за тем, как продвигается их карьера. По результатам этого анализа составляются рекомендации для кафедр и факультетов по улучшению учебного процесса в вузе.
Мониторинг системы менеджмента качества
Сущность методологии составляет применение социометрических и математико-статистических методов при совершенствовании системы управления качеством: сравнение и анализ по количественным, качественным показателям и характеристикам, разработка иерархической системы критериев измерения и оценки эффективности управления качеством.
Методология измерения и оценки системы управления качеством с помощью системы отдельных и комплексных показателей позволяет одновременно контролировать и совершенствовать реализуемые мероприятия и процессы, осуществлять на основе получаемых данных постоянный мониторинг качества (см. диаграмма 1). Разработка системы менеджмента качества (СМК) на основе социометрического и ма-тематико-статистического подхода позволяет осуществлять эффективное управление различными типами организаций, в том числе промышленными предприятиями
и образовательными учреждениями, и в первую очередь позволяет осуществить цели государственной политике по совершенствованию качества образования, уровня жизни, стабильного роста экономики и конкурентоспособности российской промышленности.
Основной задачей является систематическая и интегрированная обратная связь между планированием и анализом отклонений. Обычно выделяют следующие базисные функции контроллинга: информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, которая систематически охватывает все необходимые данные: потенциал производительности, затраты на персонал и т. д.; плановая - получение прогнозной, целевой и нормативной информации; управляющая - разработка и координация мероприятий для устранения негативных отклонений (предложения по улучшению); контрольно-аналитическая - измерение степени достижения цели, анализ отклонений.
Примечания
1. Ковалев С. В. Методология совершенствования системы управления качеством на основе системологического подхода // Труды Международной научно-практической конференции: Теория активных систем 2007. М.: ИПУ РАН, 2007. С. 142-147.
2. Ковалев С.В., Орлов А.И. Оптимальные экономико-математические методы и модели в экономике и управлении // Научные труды XI международной научно-практической конференции: Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики. Книга: Экономика и управление. Часть II. М.: МГУПИ, 2008. С. 46-52.
3. Ковалев С. В., Орлов А. И. Организационно-экономическая оценка эффективности управления качеством в инновационном техническом вузе на основе концепции контроллинга и статистических методов // Сборник научных трудов Высокие технологии - XXI. Выпуск 3. Методология управления высокотехнологическими предприятиями. М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. С. 46-48.
4. Орлов А. И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя) // Социология: методология, методы, математические модели. - 2005. - №.20. - С. 32-53.
5. Строителев В. Н., Яницкий В. Е. Статистические методы в управлении качеством. М.: Европейский центр по качеству, 2002. 164 с.
6. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 1999. 224 с.