Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества...
3. Мартыненко О.А., Черная И. С. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 86—90.
4. Суслова И.А. Оценка качества учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТиС» по основной образовательной программе направления подготовки «Менеджмент» (бакалавриат). // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1. С. 74-80.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавра»). [Электронный ресурс]: Российской образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m. htm/ (дата обращения: 20.04.2012).
УДК 338.46
МОНИТОРИНГ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой инновационного управления и предпринимательства, [email protected], Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, начальник НИЦ "Центральный научно-исследовательский центр", [email protected],
ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
Procedures of control and education quality estimation change with the time thus they need to be observed to determine disadvantages in time and to be improved. Monitoring, a constant organized observation of a process to match the current condition (constantly changing conditions) with the expected results or certain rates (indicators, norms), is usually used for this purpose. The aim of the article is to consider activity realization monitoring processes in the part of control and education quality estimation change. The article provides basic monitoring in education concepts, within which its kinds are formed. The article defines the terms “quality control” and “quality estimation” and grounds that they can serve as monitoring objects in current conditions. The article considers internal and external monitoring of control and estimation procedures in education system.
Процедуры контроля и оценки качества образования не остаются неизменными во времени, поэтому нуждаются в постоянном наблюдении для своевременного выявления недостатков и последующего совершенствования. Для этих целей обычно используется мониторинг — постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом для сопоставления наличного состояния (постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами или четко определенными показателями (индикаторами, нормативами). Цель данной статьи состоит в рассмотрении процедур мониторинга процессов реализации мероприятий в части изменения процедур контроля и оценки качества образования. В статье приводятся основные концепции мониторинга в сфере образования, в рамках которых формируются различные его виды. Дается определение процедур «контроль качества» и «оценка качества» и обосновывается, что в сложившихся условиях они могут быть объектами мониторинга. Рассматриваются вопросы организации внутреннего и внешнего мониторинга контрольно-оценочных процедур в системе образования.
Keywords: monitoring, education, control and quality estimation procedures
Ключевые слова: мониторинг, сфера образования, процедуры контроля и оценки качества
Современная Россия стоит на пороге значительных перемен. Глобализация экономики и социальных процессов требует адекватной реакции на происходящие изменения, затраги-
вающие все сферы жизнедеятельности общества. Не обходят эти изменения и систему образования, особенно в части качества образовательных процессов и образовательных услуг.
43
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечивать оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту [1]. Однако само понятие «качество образования» динамично и многоаспектно. Его можно рассматривать как комплексную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, общественным и личностным ожиданиям. С этой точки зрения следует подходить к выбору процедур контроля и оценки качества образования, соответствующих тому или иному этапу развития системы в целом.
Как следует из вышесказанного, процедуры контроля и оценки качества образования не остаются неизменными во времени, поэтому нуждаются в постоянном наблюдении для своевременного выявления недостатков и последующего совершенствования. Для этих целей обычно используется мониторинг.
Мониторинг системы образования можно определить как совокупность процедур сбора, обработки, хранения и распространения информации в целом об образовательной системе [9].
В зависимости от поставленных целей исследования и спектра решаемых задач выделяют три концепции мониторинга в сфере образования.
1. Мониторинг как наблюдение представляет собой инструмент для контроля состояния объекта исследования. Проводится исключительно как процедура сбора информации с целью ее дальнейшего использования в анализе, прогнозировании и пр. работах.
2. Мониторинг как аналитический и прогностический инструмент исполняет роль специализированного исследования состояния и прогнозирования развития объекта. Выделяется два блока работ — сбор информации и ее обработка. Основная цель — определение оценок состояния объекта и разработка прогноза его состояния.
3. Мониторинг как инструмент разработки коррекционных мероприятий играет роль инструмента разработки и обоснования управленческих решений. Выделяется три блока работ — сбор информации, ее обработка, раз-
работка коррекционных мероприятий. Основная цель — планирование и обеспечение развития объекта в соответствии с заданными целями.
Анализ показывает, что на практике используется все концепции мониторинга в образовании [10].
Объектами мониторинга системы образования могут быть как сама система в целом, так и отдельные ее элементы, в том числе процедуры контроля и оценки качества образования. Остановимся на этих процедурах более подробно.
Развитие системы надзора и контроля в области образования происходит постоянно, и вызвано оно как внутренними, так и внешними факторами.
Внешние изменения обусловлены проводимой в стране административной реформой, в рамках которой осуществляется упорядочение государственных функций, пересмотр их содержания, повышение их клиентоориентированности и прозрачности. Это приводит к необходимости системной перестройки всей совокупности государственных функций, в том числе и надзорно-контрольных в сфере образования.
Внутренние факторы связаны с развитием самой системы образования и созданием независимых надзорно-контрольных органов в ней. В системе образования накоплен определенный опыт по проведению процедур лицензирования, аккредитации, контрольных мероприятий. И если несколько лет назад первоочередной задачей было обеспечение количественных показателей выполнения надзорно-контрольных функций, то в настоящее время на первый план выходят методологические проблемы совершенствования технологии и создания инструментария для их эффективного исполнения.
Поэтому процесс дальнейшего совершенствования процедур контроля и оценки качества образования на всех уровнях управления должен осуществляться с учетом особенностей системы образования и в общем контексте административной реформы.
Контроль качества образования — это очень широкая, многоаспектная функция, которая осуществляется не только государственными органами (государственный контроль), но и самими образовательными учреждениями (самоконтроль).
44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества...
Законом РФ «Об образовании» установлено, что государственный контроль качества образования осуществляется:
• в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений [1; 4];
• в форме проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях [1; 3].
Оценка качества образования — это более широкое понятие, чем контроль качества, так как при ее проведении используется значительно больше критериев, показателей, индикаторов.
Например, в состав критериев оценки качества образования могут включаться:
• внутренние оценки образовательных программ;
• оценка преподавательского состава (педагогических кадров);
• оценки индивидуальных достижений обучающихся;
• прочие виды самооценки образовательных учреждений;
• оценки образовательных учреждений органами управления системой образования;
• рейтинги общественного признания и т.п. [2]
Применяемые в настоящее время в России процедуры контроля и оценки качества образования, несмотря на их прогрессивный характер, не лишены ряда недостатков.
Во-первых, независимость оценочных процедур как основополагающий принцип организации контроля качества профессионального образования не реализуется.
Во-вторых, в настоящее время отсутствует «прозрачность» и открытость процедур оценки качества профессионального образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности.
В-третьих, в России практически не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений, как во многих европейских странах.
Но несмотря на указанные выше недостатки, можно выделить значительные позитивные изменения, произошедшие в системе контроля и оценки качества образования за последние три года.
Передовой отечественный и зарубежный опыт указывает на возможность использования механизма мониторинга для учета всех изменений, происходящих в системе контроля и оценки качества образования, так называемый мониторинг изменений.
Вся система мониторинга качества образования возможна лишь как постоянный процесс, то есть принципами осуществления мониторинга являются: системность, продолжительность во времени; сравнимость (сопоставимость) и объективность выбора объектов мониторинга и полученных результатов. Однако самым главным условием является совокупность показателей (индикаторов), с помощью которой представляются объекты мониторинга и оцениваются полученные результаты.
Формируемая совокупность показателей (индикаторов) мониторинга процедур контроля и оценки качества профессионального образования должна отражать иерархию целей и задач выполняемого исследования, в частности:
• включение системы профессионального образования в процесс решения задач социально-экономического развития региона через подготовку кадров необходимой структуры (уровня и направлений подготовки);
• приведение системы профессионального образования в соответствие с определенным «идеальным» стандартом (например, с ожиданиями потребителей относительно получения определенных компетенций и пр.).
В связи с этим нельзя выделить единые или даже типовые наборы показателей мониторинга. Обобщая передовой отечественный и зарубежный опыт исследований профессионального образования, становится возможным выделить следующие группы показателей, которые преимущественно используются при мониторинге качества системы профессионального образования (табл. 1).
Внутренние показатели, формируемые в системе профессионального образования, характеризуют сложившийся уровень подготовки кадров в различных ее аспектах.
Внешние показатели формируются органами управления различного уровня, службами занятости, социальными службами и т. п., отражают состояние внешнего окружения сферы образования, демонстрируют востребованность ее продуктов.
45
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Таблица 1
Матрица для определения основных показателей (индикаторов) при мониторинге качества системы
профессионального образования
Внутренние показатели Внешние показатели
Количественные показатели Показатели развития системы образования Состояние внешнего окружения сферы образования (уровень государственного регулирования, конкуренция, потребители и т. д.)
Качественные показатели Качественные характеристики образовательных процессов, используемых методик и методического обеспечения, персонала и т. п. Конкурентоспособность системы образования
Количественные показатели иллюстрируют в числовом выражении тот или иной процесс системы образования.
Качественные показатели раскрывают свойства и особенности выбранного процесса системы образования (например, дают оценку ее конкурентоспособности).
Объединяясь, вышеперечисленные группы показателей формируют в процессе мониторинга процедур контроля и оценки качества три основные группы индикаторов:
• генерализованные показатели составляют основу мониторинга на макроуровне (с точки зрения органов государственного управления системой образования) и требуют применения методологии системного анализа;
• структурные показатели отражают состояние объекта исследования на мезоуровне (с точки зрения работодателей и потребителей услуг образования) и для своего анализа требуют применения методологии теоретико-игрового подхода, маркетинговой или социологической методологии;
• субъективные показатели выступают объектами мониторинга на микроуровне (в отношении отдельных учреждений или их групп), анализ может проводиться в основном с помощью маркетинговой методологии. Генерализованные показатели — это индикаторы развития системы образования в целом. Источниками этих показателей или информационной базой для их расчетов выступают государственная статистика системы образования и социально-экономического развития, нормативно-правовые документы, результаты проводившихся ранее мониторингов.
Генерализованные показатели преимущественно используются при международных мониторингах (ЮНЕСКО, ЕС и пр.). Они дают общую характеристику и помогают выявить объекты для более подробного, целевого мониторинга.
Выделение группы генерализованных показателей в процессе мониторинга раскрывает проблемы взаимодействия системы образования с рынком труда и социальной сферой, а также формы, методы, факторы этого взаимодействия. Основными результатами анализа этих показателей становятся, как правило, выводы относительно оптимизации такого взаимодействия [9].
Структурные показатели отражают функционирование системы профессионального образования в регионе как совокупности структурных элементов:
• образовательные программы и образовательные учреждения, их реализующие, различные формы неинституционализированного (неформального) обучения и т. д.;
• процессы выбора потребителей услуг, связывающие эти объекты;
• социальные группы и отдельные субъекты, участвующие в системе профессионального образования;
• существующие в регионе традиции, формальные и неформальные правила, влияющие на возможности получения профессионального образования одними субъектами и препятствующие в его получении другими субъектами.
Источниками информации по классу структурных показателей выступают результаты социологических опросов представителей:
• региональных органов управления образованием;
• работодателей;
• учреждений системы профессионального образования;
• потребителей.
Информацию о структурных показателях также могут дать нормативно-правовая база системы профессионального образования, статистические данные.
Структурные показатели являются основным информационным блоком проведения
46
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества...
целевых мониторингов, посвященных определенным проблемам [9].
Субъективные показатели отражают, как правило, маркетинговый аспект мониторинга. Это показатели ожиданий, мотивов, потребностей и информационной компетентности людей, вовлеченных в систему профессионального образования, их оценки, отношения и знаний о доступности и качестве обучения. Объектами оценок здесь выступают:
• степень актуализированности образовательных потребностей людей;
• готовность к продолжению и/или дополнению образования;
• профессиональные планы;
• ожидания от процесса и результатов обучения;
• степень удовлетворенности качеством полученного (получаемого) образования [9]. Основная задача исследователя в анализе
субъективных показателей — выявить и охарактеризовать разрыв между реальными возможностями системы профессионального образования и сложившимися процессами, с одной стороны, и ожиданиями, оценками и требованиями к системе, с другой стороны. Отсутствие существенного разрыва между такими аспектами косвенно подтверждает высокое качество системы профессионального образования.
Источником субъективных показателей являются исключительно данные опросов. В основном, результаты анализа субъективных показателей ложатся в основу управленческих решений, принимаемых руководством образовательных учреждений. Субъективные показатели характеризуют преимущественно сложившуюся систему, поэтому задачи прогнозирования субъективных оценок, как правило, ставятся ограниченно, при наличии репрезентативной базы для прогностических расчетов.
Приведем ключевые области формирования показателей для мониторинга процедур контроля и оценки качества профессионального образования [5]:
• документосодержательное обеспечение учебного процесса;
• информационное обеспечение учебного процесса;
• качество обучения учащихся;
• уровень информатизации;
• образовательные технологии;
• соответствие результатов обучения требованиям образовательных стандартов;
• материально-техническая база, УМК;
• кадровое обеспечение;
• дополнительное образование;
• система обратной связи.
Мониторинг изменений, происходящих в системе контроля и оценки качества образования, можно подразделить на внутренний и внешний.
В ряде учреждений профессионального образования распространен внутренний мониторинг качества. Это регулярное (не реже одного раза в семестр) проведение опроса среди студентов, преподавателей, административного и вспомогательного персонала. Опросные листы (анкеты) содержат различные вопросы, касающиеся всех сторон жизни учебного заведения — качества преподавания каждой учебной дисциплины, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки, мастерских, студенческой столовой, спортивных сооружений и т. д. По каждому задаваемому вопросу респондент проставляет соответствующую оценку (как правило, от 1 до 3 или от 1 до 5). Эти анкеты обрабатываются, анализируются, а затем результаты представляются руководству образовательного учреждения. Полученный срез позволяет судить о деятельности каждого работника и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры.
Существуют и другие процедуры внутреннего контроля и оценки качества образования. Например, создание в образовательном учреждении Центра качества, осуществляющего мониторинг качества образования. Целью деятельности Центра является обеспечение соответствия подготовки специалистов установленным требованиям образовательных стандартов с учетом потребностей предприятий и организаций, личности и общества в целом.
Мониторинг качества образования может проводиться на трех уровнях. Назовем их для учреждений базового профессионального образования:
1) уровень цикловой комиссии;
2) уровень отделения;
3) уровень учреждения.
Перечислим уровни мониторинга качества образования для учреждений высшего профессионального образования:
1) уровень кафедры;
2) уровень факультета;
3) уровень вуза.
47
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Процессы мониторинга качества образования осуществляются непрерывно в течение каждого семестра. Для этого используются различные измерители качества:
• оценка результатов обучения преподавателем;
• оценка результатов обучения на основе тестов или контрольных заданий, проводимая независимым экспертом;
• психологические тесты;
• социологические опросы.
Комплексная проверка всех составляющих
качества, проведенная Центром качества образования, позволяет выявить проблемы учреждения, провести корректировку условий, процессов и уточнить существующие нормы.
Следует периодически проводить смотры кабинетов и лабораторий. В ходе таких смотров оценивается их обеспеченность наглядными пособиями, средствами обучения и контроля, состояние внеаудиторной работы (работы предметных кружков, проведение консультационных занятий и т. п.) оценивается также работа заведующего кабинетом (лабораторией) и лаборанта.
Качество учебно-воспитательного процесса оценивается путем анализа посещаемых занятий и внеаудиторных мероприятий, проведения опросов студентов с помощью тестов или анкет. В этой связи следует разработать различные схемы анализа занятий в зависимости от типа занятия, применяемой технологии обучения и целей посещения.
В образовательных учреждениях следует периодически проводить анкетирование и тестирование студентов по различным вопросам, например, с целью выявления мотивации учебной деятельности, значимых профессиональных и личностных качеств преподавателя. Эти данные необходимо анализировать на педагогических или методических советах, заседаниях кафедр, цикловых комиссий.
В целях соответствия образовательных стандартов, а, следовательно, качества обучения потребностям личности и реалиям современной жизни большое значение имеет мониторинг жизненной карьеры выпускников, периодически проводимый образовательным учреждением. Реализация мониторинга качества подготовки специалистов и выработка рекомендаций по его повышению осуществляется с учетом выводов и предложений председателей Государственных аттестационных комиссий по приему
Государственной итоговой аттестации, а также посредством анкетирования руководителей предприятий и организаций, в которых работают выпускники не ранее чем через полгода после выпуска. Анкета должна содержать отзывы о качестве подготовки, профессиональных, деловых и личностных качествах молодого специалиста. Кроме этого, в анкетах и отзывах должна быть предусмотрена возможность формулировки предложений по повышению качества подготовки специалистов, прогнозам востребованности на будущее специалистов для данного предприятия. Тем самым образовательное учреждение получает информацию о вакансиях для будущих специалистов.
Опыт применения данной технологии организации мониторинга качества образования позволяет сделать вывод о ее целесообразности, так как повышается объективность и упрощается процедура оценки различных объектов системы менеджмента качества образования. Эта технология позволяет провести оценку оперативно, с полным охватом всех объектов контроля. Она может быть использована при аттестации преподавателей и руководителей структурных подразделений, при проведении проверки знаний студентов и мониторинга жизненной карьеры выпускников.
Еще одной процедурой внутреннего контроля и оценки качества профессионального образования может быть создание такой структуры, как Совет по качеству. Она несет в себе не только контрольно-оценочные, но и планово-организационные функции, поэтому в полной мере может считаться элементом системы менеджмента качества.
Одной из составных частей Совета по качеству со стороны учреждения являются экспертные группы, сформированные по всем специальностям и направлениям подготовки из числа преподавателей. Их цель — определение качества подготовки специалистов путем планового исследования и анализа полученных данных.
Назовем задачи, решаемые экспертными группами:
• организация и проведение экспертизы качества знаний и умений студентов;
• выявление дисциплин, уровень знаний по которым ниже средних показателей по образовательному учреждению;
• выявление и анализ причин низкого уровня знаний и умений студентов, вынесение предложений для их устранения.
48 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества...
В работе экспертные группы руководствуются следующими принципами: системности контроля на всех этапах обучения; объективности (оценка знаний и умений по единым критериям); интеграции; коллегиальности; открытости (оглашение и мотивация оценок, разбор типичных ошибок со студентами).
Назовем основные направления деятельности экспертных групп.
1. Экспертиза качества теоретических знаний студентов:
• подготовка тестовых заданий;
• проведение тестирования студентов;
• обработка и анализ полученных результатов.
2. Экспертиза качества практической подготовки студентов:
• организация и проведение срезов практических навыков;
• анализ полученных результатов.
3. Посещение теоретических и практических занятий с последующим анализом.
4. Контроль за ведением учебной документации.
5. Вынесение предложений по улучшению методического обеспечения занятий. Студенты и преподаватели своевременно
предупреждаются о характере предстоящей проверки и знакомятся с графиком ее прохождения. Руководитель экспертной группы консультирует студентов о целях и задачах экспертизы, требованиях, предъявляемых во время ее проведения. С целью повышения заинтересованности студентов в результатах экспертизы на выпускных курсах по лучшим результатам проводится отбор участников для различных конкурсов. Результаты тестирования, типичные ошибки доводятся до сведения студентов.
Результаты экспертизы систематически обсуждаются на заседаниях кафедр, цикловых методических комиссий, методическом совете и служат основанием для внесения корректив в организацию образовательного процесса.
Поскольку одним из критериев качества образовательного процесса является удовлетворенность потребителей (студентов и работодателей), одним из направлений работы Совета по качеству может являться ее оценка.
С целью оценки удовлетворенности работодателей необходимо разработать анкету или опросный лист для оценки качества практической подготовки выпускников в рамках
должностной инструкции или квалификационной характеристики по следующим критериям:
• уровень практической подготовки полностью или в большей части соответствует требованиям работодателей;
• уровень практической подготовки по отдельным элементам (частично) соответствует требованиям работодателей;
• уровень практической подготовки в большей части или полностью не соответствует требованиям работодателей.
Данные анкеты предлагаются для заполнения руководителям предприятий и молодым специалистам — выпускникам образовательных учреждений (стаж работы 1—2 года) [5].
Важный раздел деятельности Совета по качеству — изучение степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса, для этого могут быть разработаны и систематически использоваться анкеты: «Учебновоспитательный процесс глазами студентов», «Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению», «Качество преподавания дисциплин по выбору» и т. п.
Полученные результаты также учитываются при внесении корректив в образовательный процесс.
Работодатели также могут быть включены в состав Совета по качеству. Помимо участия в анкетировании, они оказывают содействие в разработке и усовершенствовании новых специализаций и профилей, программ регионального компонента и дисциплин по выбору, адекватных требованиям современной экономики.
Представители работодателей могут возглавлять Государственную аттестационную комиссию при проведении Итоговой государственной аттестации по всем специальностям, участвовать в экспертизе рабочих программ, руководить производственными и преддипломными практиками.
Таким образом, внутренний мониторинг процедур контроля и оценки качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с образовательными стандартами, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его качестве.
Внешний мониторинг качества в нашей стране в настоящее время практически не осуществляется. Существующую массовую прак-
49
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
тику оценки качества профессионального образования, к сожалению, нельзя характеризовать как независимую по отношению к производителям образовательных услуг. Внешняя оценка — это оценка, полученная в результате независимых от образовательного учреждения процедур, стандартизированных и универсальных для всей системы (независимые эксперты, инструменты оценки и т. д.). Кроме того, в настоящее время отсутствуют единые методики и механизмы оценки деятельности профессиональных образовательных учреждений в процессе их аттестации и аккредитации, что создает условия для волевых решений. В этой связи необходима разработка единого инструментария оценки на федеральном уровне (и отдельно — для различных видов и типов образовательных учреждений).
Организация внешнего мониторинга процедур контроля и оценки качества профессионального образования осуществляется либо органом управления образованием, либо специальной уполномоченной организацией.
Если рассматривать мониторинг как систему сбора и обработки информации, то можно заключить, что входными параметрами его будут потоки информации в соответствии с основными процессами контроля и оценки качества в системе профессионального образования и показателями, характеризующими эти процессы.
Рассмотрим информационные потоки в системе мониторинга и их возможные направления преобразования для получения информации, которая необходима для принятия управленческих решений относительно повышения качества системы профессионального образования.
Информация о потенциальных и фактических потребителях услуг сферы образования характеризует численность населения, имеющего необходимый уровень образования. Сопоставляя данные о спросе со сведениями о количестве мест в образовательных учреждениях разного типа, можно оценить уровень удовлетворения спроса на образовательные услуги в регионе, но только в количественном отношении.
Для более глубокой оценки требуется учет различных факторов, влияющих на выбор субъектами того или иного варианта профессионального образования. В частности, из всех лиц, имеющих определенный уро-
вень образования, необходимо выделить тех, кто по тем или иным причинам намереваются продолжить свое обучение и выбрать для этого направление или специальность подготовки. Тем самым потенциальный спрос на образование может быть скорректирован на предпочтения граждан, и, вероятнее всего, его оценка будет сокращена и приближена к реальным потребностям. Возможный метод такого уточнения спроса — проведение социологического исследования [7].
Распространение оценок предпочтений населения на перспективу позволит оценить перспективный спрос на услуги профессионального образования. Возможным направлением исследований в этой части может выступить выявление причин и факторов, формирующих те или иные предпочтения граждан в профессиональном образовании, воздействие на которые позволит влиять на формирование этих предпочтений. Таким образом, выходными данными может выступать такой показатель, как потенциальный спрос на образование с учетом предпочтений граждан, дифференцированный по уровням образования.
Информация о направлениях обучения характеризует выбор (предпочтения) граждан, которые намерены приступить к обучению в системе профессионального образования. Эта информация может быть представлена по двум основным направлениям в виде:
• статистических данных о структуре приема в образовательные учреждения различных видов по направлениям и специальностям подготовки;
• данных о предпочтениях граждан, которые только намереваются получить профессиональное образование и уже определили для себя его уровень, направление и специальность подготовки. Источником данных по этому направлению может служить социологический анализ.
Первое направление представляет информацию о состоявшихся намерениях граждан, второе — об имеющихся, но еще не состоявшихся намерениях, которые, возможно, вообще не состоятся.
Сопоставление этих данных между собой позволяет создать своего рода базу для построения прогнозных оценок изменения предпочтений граждан при выборе вариантов обучения, а также данных для оценки результативности управленческих решений,
50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4
Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества...
направленных на структурные (качественные) изменения спроса в сфере профессионального образования.
Информация о ходе и результатах обучения может быть представлена в виде следующих показателей:
• численности обучающихся по уровням образования, формам обучения, направлениям и специальностям подготовки;
• численность выпускников по уровням образования, формам обучения, направлениям и специальностям подготовки. Основным источником информации
по указанным показателям могут выступать статистические данные.
По структуре обучающихся (по уровням образования, формам обучения, направлениям и специальностям подготовки) можно судить о прогнозируемых выпусках подготовленных (обученных) кадров для проведения дальнейших сопоставлений с прогнозными потребностями экономики региона.
Информация о выборе продолжения обучения или трудовой деятельности может формироваться по двум основным направлениям:
• выбор того или иного варианта продолжения деятельности выпускника по факту;
• предпочтительный вариант, то есть намерения выпускника выбрать тот или иной вариант дальнейшей занятости в зависимости от тех или иных значимых для него факторов, определяющих возможный выбор. Источником информации по первому направлению могут служить данные государственного статистического наблюдения. Однако они не содержат сведений о местах работы выпускников, а отображают только факт наличия направления на работу или на продолжение обучения. На основе этих данных можно судить о различных характеристиках не только системы образования, но и ее связях с экономикой государства и (или) региона:
• о степени востребованности того или иного направления, специальности подготовки по уровням образования — по числу договоров, заключаемых на подготовку специалистов и по числу направленных на работу специалистов;
• о степени заинтересованности экономики в развитии тех или иных направлений (специальностей) подготовки;
• сопоставлять оценки значимости тех или иных направлений подготовки по структу-
ре обучения и по числу выпускников, направленных на работу.
Предпочтительный вариант, по сути, должен отображать намерения выпускника на дальнейшие действия: продолжения обучения или работы. Источником информации могут служить данные социологического исследования. Важно также определить факторы, влияющие на выбор того или иного варианта, их значения, а также возможности прямого или косвенного воздействия на них со стороны государства в лице органов управления, в том числе органов управления образованием.
Информация о месте работы выпускников, в принципе, не отображает состояния самой системы профессионального образования. Тем не менее, она может использоваться для оценки степени эффективности работы этой системы с точки зрения:
• использования результата работы системы образования в экономике региона, поскольку основное направление реформирования образования направлено на устранение несоответствия структуры подготовки кадров потребностям экономики и приведение ее в новое состояние, при котором будут готовиться кадры, необходимые для экономического развития;
• оценки прогнозной потребности в переподготовке, повышении квалификации или дополнительном обучении работников. Результатом мониторинга будет информация, на основании которой могут приниматься управленческие решения в сфере профессионального образования и разрабатываться предложения по изменению направлений региональной политики в сфере образования.
Информация о направлении дальнейшего обучения представляет собой характеристику предпочтений граждан, выбравших по окончании учебного заведения продолжение обучения, и показывает, какие причины или факторы повлияли на этот выбор.
Поскольку таких вариантов может быть несколько и различаться они могут как по указанным характеристикам, так и по степени предпочтения для гражданина, может быть составлена таблица предпочтений, а также указаны факторы, которые влияют на их формирование. Желательно не ограничиваться при определении предпочтений только рамками группы выпускников учебных заведений, а распространить охват на всех граждан, которые имеют, как ми-
51
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
нимум, общее полное образование и могут продолжать обучение, если нет объективных препятствий для этого. Тогда будет сформирована своего рода картина образовательных потребностей всего общества, например, в масштабах региона. Информация может использоваться по следующим основным направлениям:
• оценка общего состояния в смысле желания граждан продолжить обучение — повышать квалификацию, приобретать новые знания и навыки и т. п.;
• формирование условий для выбора гражданами вариантов обучения в соответствии с направлениями государственной политики в регионе.
На предпочтения граждан в сфере профессионального образования может оказывать существенное влияние оценка качества обучения (профессиональной подготовки). Поэтому оценки качества (в любом виде) являются важным элементом внешнего мониторинга.
Обобщая все вышеизложенное, можно сформировать примерный перечень показателей для мониторинга процедур контроля и оценки качества профессионального образования:
• доля респондентов, положительно оценивших реализацию и внедрение основных мероприятий Федеральной целевой программы развития образования и Приоритетного национального проекта «Образование» (в %);
• удельный вес положительной оценки обра-
зовательных программ и образовательных учреждений по итогам лицензирования и государственной аккредитации как процедур контроля качества (в %);
• удельный вес положительной оценки образовательных программ по результатам общественно-профессиональной аккредитации как процедуры контроля качества (в %);
• степень внедрения принципов менеджмента качества в области предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг в образовательных учреждениях (доля положительно ответивших респондентов (в %);
• доля высоко оцененной документации по реализации системы качества образовательными учреждениями (в %);
• степень внедрения информационных ресурсов, отвечающих целям внедрения системы качества образования (доля образовательных учреждений, имеющих информационные ресурсы, в %).
В заключение следует еще раз отметить, что результаты, полученные в ходе мониторинговых исследований, позволят выработать определенные управленческие решения, направленные на совершенствование процедур оценки и контроля качества профессионального образования, что приведет, по нашему мнению, к позитивным изменениям отечественной системы профессионального образования.
Литература
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266—1 «Об образовании» (с учетом посл. изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
3. Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования. Утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 года № 116.
4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
5. Официальный сайт Федерального государственного учреждения «Информационно-методический центр анализа»: www.imtsa.ru. (дата обращения: 17.08.2012).
6. Официальный сайт Федерального государственного учреждения «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования»: www.nica.ru. (дата обращения: 17.08.2012).
7. Официальный сайт Федерального государственного научного учреждения «Главный государственный экспертный центр оценки образования»: www.glavex.ru. (дата обращения: 17.08.2012).
8. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http://www.obrnadzor. gov.ru. (дата обращения: 17.08.2012).
9. Анисимов П.Ф., Харитонова Т.В., Вапнярская О.И. Мониторинг дополнительного профессионального образования: зарубежный опыт: учебное пособие. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2008.
10. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / науч. рук. А.Е. Карпухина. М.: МАКС Пресс, 2006.
52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 4