А____________
---------------------------------- © С.М. Романов, Г.Ф. Алексеев,
2010
УДК 622.338
С.М. Романов, Г. Ф. Алексеев
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ БАЛАНСОМ РЕГИОНА
Сбалансированное развитие добычи и потребления нефти, природного газа и угля является одной из основных государственных задач. Во многих странах успешно функционирует централизованное управление энергетическими балансами с элементами государственного регулирования. В статье изложены методологические принципы и пути совершенствования механизма формирования и управления перспективными топливно-энергетическими балансами регионов России.
Ключевые слова: топливно-энергетический баланс, энергоресурсы, спрос, потребление, управление.
Семинар № 7
Устойчивое энергоснабжение и обеспечение энергетической безопасности страны и ее отдельных регионов является одной из основных задач органов государственного управления. Особую проблему при этом представляет достижение сбалансированного развития добычи и потребления первичных энергетических ресурсов, прежде всего нефти, природного газа и угля.
В плановой экономике проблема неравномерности распределения производства и потребления первичных энергоресурсов решалась за счет централизованного планирования и директивного установления объемов их добычи, поставки и использования. Однако за годы реформ произошел глубокий "разрыв” между постепенно усиливающейся ролью рынка и ослабевающей ролью государственного регулирования.
В СССР существовала система топливно-энергетических балансов, которая насчитывала более 25 взаимосвязанных и соподчиненных документов, разрабатываемых на единой методологической основе и обеспечивающих преемственность показателей. В ее состав входили: комплексный баланс (первичных ТЭР); сводные балансы (котельно-печного и моторных топлив); натуральные (частные и однопродуктовые) балансы.
143
Формально эта система балансов сохранилась и в настоящее время, однако ее функциональность резко снизилась. На федеральном уровне прогнозные балансы разрабатываются и утверждаются Министерством энергетики и Министерством регионального развития. Законодательное оформление деятельности по формированию и исполнению перспективных топливно-энергетических балансов на сегодняшний день отсутствует. Утверждаемые цифры прогнозных балансов не увязаны с бюджетным процессом страны и регионов и не сопровождаются мерами, которые были бы направлены на их выполнение. В результате топливно-энергетический баланс превратился в обыкновенный статистический документ, притом не всегда корректный.
В то же время, мировая практика показывает, что во многих странах успешно функционирует централизованное управление энергетическими системами с обязательным государственным регулированием и сохранением элементов конкуренции. Например, в Германии существует закон, прямо прописывающий установление конечных цифр и отдельных позиций прогнозных балансов топлива и энергии. Особое внимание уделяется отчетности бизнеса перед государством, структурному взаимодействию государства и производителей энергии.
В США, стране, по праву считающейся флагманом рыночной экономики, фактически в ранге закона конгресс утверждает документ под названием “Национальная энергетическая политика”, где прописываются главные параметры топливно-энергетического баланса и намечаются конкретные меры по достижению этих параметров. И если ранее принятые параметры топливноэнергетического баланса оказываются недостаточно результативными, то оперативно принимается решение об изменении курса и соответствующей корректировке параметров баланса топлива и энергии.
Зарубежный опыт говорит о том, что государственный контроль за балансами топлива и энергии, основанный на методах рыночного регулирования, приводит к эффективным результатам в тарифной и ценовой политике и является основой динамичного развития производительных сил и инвестиционной привлекательности в сфере ТЭК.
Аналогичные подходы должны применяться и в России. Из справочного материала, отражающего поступление ресурсов из
144
различных источников и их распределение по экономическим направлениям использования, баланс должен стать гибким и адаптивным инструментом, позволяющим наглядно отразить изменения конъюнктуры рынка энергоресурсов под воздействием разнонаправленного действия внешних и внутренних факторов. Следовательно, методологический аппарат формирования балансов должен позволять не только адекватно отражать, как будет развиваться рынок при заданном сочетании внешних и внутренних факторов, но и определять, за счет изменения каких факторов удастся направить развитие рынка по желаемому пути.
Исходя из вышеизложенного, формирование топливноэнергетического баланса представляет собой многоуровневую комплексную процедуру, которая далеко не исчерпывается разработкой документа, отражающего соотношение ресурсов и распределения энергоносителей в регионах страны в кратко-, средне- и долгосрочном периоде. В составе указанной процедуры можно выделить следующие основные задачи:
- формирование вариантов топливно-энергетического ба-
ланса под заданные сочетания макроэкономических факторов;
- анализ полученных вариантов баланса на предмет дефицита/перепроизводства различных видов котельно-печного топлива;
- мониторинг выполнения топливно-энергетического ба-
ланса;
- управление топливно-энергетическим балансом.
В условиях рыночной экономики критерии формирования топливно-энергетических балансов, как отдельных регионов, так и государства в целом существенным образом изменились. Сегодня объемы потребления котельно-печного топлива определяются не только потребностью в конкретных энергоносителях, но и наличием соответствующих финансовых ресурсов для их приобретения. В свою очередь, объемы производства различных видов КПТ зависят не столько от производственных возможностей, сколько от наличия экономически эффективных рынков сбыта.
Традиционно балансовая модель строится на решении оптимизационной задачи распределения имеющихся ресурсов. Однако в случае преобладания среди производителей и потребителей энергоносителей частной и корпоративной собственности поиск опти-
145
мального решения должен осуществляться с учетом интересов отдельных компаний (как поставщиков, так и потребителей энергоресурсов). От того, в какой мере сформированные перспективные топливно-энергетические балансы соответствуют реалиям рыночной экономики и интересам компаний, напрямую будет зависеть их жизнеспособность и адекватность.
В зависимости от складывающейся ситуации и задач, стоящих перед исследователем, при анализе результатов и формировании итоговых балансов могут использоваться различные методологические подходы.
При необходимости оценить угрозу дефицита различных видов котельно-печного топлива внутреннее потребление КПТ в регионе принимается равным прогнозному спросу. Тогда в случае недостатка ресурсов для покрытия региональной потребности баланс имеет отрицательное сальдо, которое указывает величину дефицита. Такой подход позволяет определить регионы, в которых может возникнуть нехватка котельно-печного топлива, а также понять, какого именно вида КПТ будет не хватать.
Для определения наиболее вероятных при складывающейся на рынке ситуации объемов удовлетворенного спроса внутреннее потребление принимается равным разности между совокупным объемом поставок угля в регион, включая собственное производство, и вывозом угольного топлива из него. При этом обратным счетом можно оценить снижение выработки электроэнергии и темпов развития экономики региона от недопоставки энергоносителей.
В случае, когда необходимо установить потребные объемы производства различных энергоресурсов, обеспечивающих бездефицитный баланс, статья «Производство» рассчитывается по формуле: «Внутреннее потребление» + «Вывоз» - «Ввоз», т.е. фактически отражает складывающийся спрос на различные виды котельно-печного топлива по регионам.
Для определения объемов дефицита или перепроизводства различных энергоносителей их производство принимается в соответствии с прогнозом предложения. При этом в случае недостатка ресурсов для покрытия региональной потребности баланс имеет отрицательное сальдо (дефицит баланса), а при избытке - положительное (перепроизводство).
На основании сопоставления ресурсов и распределения различных видов котельно-печного топлива делается вывод либо о соответ-
146
ствии приходной и расходной части баланса, либо о наличии в данном регионе дефицита или избытка энергоресурсов. При отсутствии диспропорций полученный вариант баланса может быть принят в качестве ориентира. В противном случае, необходимо проанализировать причины возникновения дефицита или избытка энергоресурсов и наметить меры по их преодолению за счет различных управляющих воздействий на рынок.
При этом полученный вариант топливно-энергетического баланса не является догмой, а представляет собой лишь предмет для дальнейшего анализа. Какая бы совершенная методика не применялась бы при формировании перспективного топливно-энергетического баланса, он все равно носит вероятностный характер, т.е. расчетные объемы дефицита или перепроизводства энергоносителей справедливы лишь при реализации заданных при моделировании сочетаний макроэкономических факторов.
Общее количество вариантов, как спроса, так и предложения энергоносителей весьма велико (десятки и, даже сотни вариантов), а число комбинаций итогового баланса - еще больше. Решение такой объемной задачи, хотя и возможно технически, но слишком трудоемко, и при этом из-за дальнего горизонта прогнозирования оно не гарантирует абсолютного совпадения какого-либо варианта прогнозного баланса с фактическим.
Практически неизбежно возникает разрыв между представленными модельными расчетами региональных топливно-энергетических балансов и более сложным процессом реального развития энергетического сектора. Наиболее негативное проявление данного разрыва заключается в быстрой потере актуальности конкретных оценок и рекомендаций, невозможности использования разработанных балансов в качестве оперативного руководства по управлению развитием ТЭК страны под воздействием новых событий и незапланированных проблем.
Более эффективным способом согласования спроса и предложения в долгосрочной перспективе представляется использование всего двух граничных вариантов прогнозного топливно-энергетического баланса - минимального и максимального. Указанные варианты формируются на основании ориентиров официальных прогнозов, подготовленных государственными органами управления.
На основании минимального варианта прогнозного топливноэнергетического баланса устанавливаются обязательные ориентиры
147
развития производственных мощностей и добычи. При этом регионы-производители, вошедшие в минимальный вариант баланса, представляют собой эффективное ядро ТЭК.
На основании максимального варианта прогнозного топливноэнергетического баланса устанавливаются предельные ориентиры развития производственных мощностей и добычи. При этом, если указанные ориентиры не достигаются (баланс является дефицитным), то производится корректировка прогнозных объемов потребления энергоресурсов в сторону понижения, в том числе за счет использования механизмов энергосбережения.
После построения минимального и максимального вариантов прогнозного топливно-энергетического баланса в найденных допустимых границах производится имитационное моделирование изменения спроса и предложения по каждому региону-произ-водителю и региону-потребителю. На основании результатов моделирования определяются регионы-производи-тели, за счет наращивания добычи в которых происходит переход от минимального к максимальному варианту прогнозного баланса, и регионы-потребители, в которых возникают наибольшие риски недопоставки энергоносителей при интенсификации спроса на КПТ. При этом рыночные принципы координации хозяйственной деятельности должны дополняться управляющим воздействием со стороны государства, его федеральных и региональных структур, а также различных субъектов рынка топливно-энергетических ресурсов.
Обоснование целесообразности корректировки складывающихся тенденций развития региональных энергетических рынков следует основывать на сравнительной оценке эффективности рассматриваемых мероприятий по соотношению «затраты - эффективность». При этом эффективность должна пониматься в широком смысле - не только чисто экономическом, но и в смысле уменьшения рисков различного рода, что требует применения методов многокритериального анализа.
Для оценки экономических последствий от диспропорций региональных топливно-энергетических балансов необходимо использовать как методы прямого счета (объем невыпущенной продукции, затраты на устранение энергетических и социальных кризисов, компенсации населению и промышленным предприятиям, выплаты по страховым и судебным искам и т.д.), так и экспертные методы. Последние играют ключевую роль при оценке косвенного ущерба, а также долго-
148
срочных последствий от дефицита или перепроизводства различных энергоносителей.
Наибольшими возможностями для изменения перспектив развития региональных топливно-энергетических рынков обладают органы государственного управления. Для преодоления диспропорций перспективных региональных топливно-энер-гетических балансов ими может быть использован ряд мер экономического, нормативно-правового и административного характера.
С позиций государства разработка мероприятий, корректирующих складывающиеся тенденции развития топливноэнергетического рынка страны в целом и ее отдельных регионов, обусловлена необходимостью: обеспечения стабильного функционирования энергетики; формирования топливно-энерге-тическими компаниями внутренних финансовых ресурсов для текущей деятельности и инвестиций; предотвращения социальных конфликтов, вызванных перерывами в энергоснабжении.
Предварительная оценка влияния указанных выше управляющих воздействий со стороны государства на прогнозный топливноэнергетический баланс осуществляется за счет внесения соответствующих изменений при формировании вариантов балансов в параметры моделей прогноза (отпускные цены, транспортные тарифы, закупочные цены), а также использования в процессе расчетов дополнительных ограничений (ограничение импорта, экспорта, добычи, потребления и т.д.).
Следует оговориться, что речь не идет о директивном управлении объемами добычи частных компаний. Государство должно дать четкие ориентиры относительно уровня спроса на энергоносители на внутреннем рынке в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а компании ТЭКа могут принять или не принять указанные ориентиры.
Если совокупность управляющих воздействий позволила требуемым образом изменить прогнозный топливно-энергети-ческий баланс, то данная последовательность может быть зафиксирована, как программа действий на случай реализации рассматриваемого сценария развития. Лучшим при этом считается мероприятие (или их совокупность), которое при минимальных затратах позволяет максимально сократить выявленные диспропорции перспективных региональных балансов ТЭР.
Разработка всего комплекса управляющих воздействий на прогнозный топливно-энергетический баланс страны и ее отдельных ре-
149
гионов, методов их поиска и оценки, учитывающих их взаимосвязь и обеспечивающих достижение искомых результатов в максимально сжатые сроки и с минимальными затратами, представляет собой особо актуальную народнохозяйственную проблему. Применение предложенных принципов формирования и управления перспективными топливно-энергетическими балансами позволит обеспечить максимально эффективное использование природных топливноэнергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения, а также энергетическую безопасность нашего государства.
------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романов С.М. Использование балансов угля в управлении развитием угольной отрасли. //ГИАБ. - 2002. - №3. - С. 88-91.
2. Романов С.М. Методологические основы моделирования угольного рынка. //ГИАБ. - 2003. - №2. - С.70-72.
3. Романов С.М. Методология формирования и управления прогнозными региональными балансами энергетических углей. - М., МГГУ, 2004. 120 с.
4. Романов С.М. Прогнозирование спроса электростанций на котельно-печное топливо в условиях свободного рынка энергоресурсов. Отдельные статьи Горного информационно-аналитического бюллетеня. - 2004. №1. - М., Издательство Московского государственного горного университета. 8 с. ЕШ
S.M. Romanov, G. F. Alekseev
METHODOLOGY OF FORMATION AND MANAGEMENT OF REGIONAL ENERGY BALANCE
The balanced development of production and consumption of oil, natural gas and coal is a major state task. In many countries the centralized management of energy balances with elements of state regulation successfully functions. This article contains methodological principles and ways of perfection offormation and management of perspective energy balances in Russia.
Key words: energy balance, power resources, demand, consumption, management.
— Коротко об авторе ----------------------------------------------------
Романов С.М. — проректор, по научно-исследовательской и инновационной деятельности, профессор, доктор экономических наук, E-mail: romanov@msmu.ru Алексеев Г. Ф.- профессор,
Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru
150