Научная статья на тему 'Использование балансов угля в управлении развитием угольной отрасли'

Использование балансов угля в управлении развитием угольной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование балансов угля в управлении развитием угольной отрасли»

© С.М. Романов, 2002

УДК 65.011:622.3

С.М. Романов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСОВ УГЛЯ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

настоящее время угольная промышленность России находится на пороге глубокого переосмысления роли и места угля в энергетической и экономической безопасности государства. На сегодняшний день доля угля в балансе котельно-печного топлива достигла 22 %, а в топливном балансе электростанций превысила 30 %.

Добыча и потребление угля в России характеризуется высокой инерционностью, и это позволяет рассматривать угольную промышленность как стабилизирующий фактор топливно-энергетического баланса страны. Однако в период перехода экономики России к рынку даже такая инерционная отрасль, как угольная промышленность, подвергается существенным структурным изменениям, усиленным процессом реструктуризации отрасли. На рынке постепенно уменьшается предложение углей Подмосковного и Донецкого бассейнов, а также месторождений Урала и острова Сахалин. Одновременно все более возрастает удельный вес углей Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов.

Все это приводит к изменению структуры поставок угля, уходу с рынка традиционных и появлению новых поставщиков угольного топлива. При этом на рынке нередко возникают ситуации, когда спрос на уголь не соответствует его предложению. Возникает дефицит или перепроизводство угольного топлива.

Ярким примером дефицита может служить недавний энергетический кризис в Приморье, когда местные угледобывающие компании не смогли адекватно отреагировать на возросшую потребность в угольном топливе со стороны электростанций края, а возможность завоза угля из других регионов оказалась крайне ограниченна.

Примером перепроизводства может служить резкое снижение спроса на угольное топливо со стороны электростанций и затоваривание складов угледобывающих компаний в конце 2001 г., вызванное большим запасом воды на ГЭС и повышенными лимитами отпуска природного газа.

Ухудшение конъюнктуры угольного рынка явилось полной неожиданностью для многих угледобывающих компаний, которые рассчитывали существенно увеличить добычу и соответственно сбыт угля. В результате в период снижения спроса предложение угольного топлива продолжало расти, что привело к обострению конкуренции на рынке. Это в свою очередь негативно отразилось на инвестиционной привлекательности угледобывающих предприятий и в перспективе может стать причиной оттока капитала из отрасли.

Чтобы избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и снизить негативное воздействие на экономику, вызванное дефицитом или перепроизводством угольного топлива, необходимо использовать экономические инструменты управления развитием отрасли. Это позволит заблаговременно определять топливодефицитные регионы страны и своевременно принимать меры по преодолению дефицита угольного топлива. В качестве одного из таких инструментов могут быть рассмотрены прогнозные региональные балансы угольного топлива.

Балансовая модель давно используется в качестве одного из инструментов управления как в рыночной, так и в плановой экономике. В Советском Союзе балансовые модели были весьма популярны и получили широкое распространение практически во всех отраслях экономики.

Система топливно-энергетических балансов насчитывает более 25 взаимосвязанных и соподчиненных документов, разрабатываемых на единой методологической основе и обеспечивающих преемственность показателей. В ее состав входят комплексный баланс (первичных ТЭР); сводные балансы (котельно-печного и моторных топлив); натуральные (частные и однопродуктовые) балансы. Эти балансы имеют количественные и качественные отличия, которые систематизированы в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПЛИВНЫХ БАЛАНСОВ

Отличительные

признаки одно-продуктовый час

Балансовая модель Одно-продуктовый баланс Мн продук- л

Балансируемый продукт Натуральное топливо Натур тог

Агрегатное состояние Единое Ед

Эффективность преобразования Не учитывает Не уч

Комплексность Обладает Обг

Балансы топливно-энергетических ресурсов продолжали формироваться и после перехода страны на новую рыночную систему хозяйствования. Однако разрабатываемые балансы носили преимущественно информационный характер и служили в качестве справок для руководителей различных министерств и ведомств. Функции балансов сводились к следующему:

• показать поступление первичных ТЭР из источников и их распределение по экономическим направлениям использования;

• увязать суммарную потребность страны в топливе и энергии с имеющимися ресурсами;

• балансировать потребность и ресурсы по всем функциональным направлениям;

• характеризовать эффективность переработки топлива путем оценки объема исходного сырья, выхода конечных продуктов и потерь преобразования.

Между тем возможности использования балансовых моделей в качестве одного из инструментов управления развитием угольной отрасли гораздо шире, что было продемонстрировано в ходе научноисследовательской работы, проведенной Институтом конъюнктуры рынка угля совместно с Департаментом экономики угольной промышленности и Минэнерго РФ, по разработке прогнозных региональных балансов угля на период до 2020 г.

В ходе работы были сформированы прогнозные региональные балансы по каждому из субъектов Федерации до 2005 г. по годам и далее по пятилетиям до 2020 г. Разработанные перспективные региональные балансы угля основывались на прогнозах потребности субъектов Российской Федерации в угольном топливе, прогнозах добычи угля компаниями России, оценках возможного экспорта и импорта угля и прогнозах межрегиональных поставок угля с учетом сложившихся устойчивых хозяйственных связей между регионами РФ.

В процессе определения параметров региональных балансов была сделана попытка преодолеть недостатки традиционного подхода к формированию балансов угля и ТЭР, в том числе:

• противоречивость в прогнозах и ожиданиях администраций различных регионов, организаций и ведомств в части объемов потребления угля, природного газа и энергии в целом;

• отсутствие учета стоимостных показателей (издержек, цен, тарифов) в процедурах формирования региональных и сводных балансов топлива и энергии.

Для преодоления первого противоречия, связанного со сложившимися у субъектов рынка предпочтениями и собственным видением перспектив развития потребления различных видов топливноэнергетических ресурсов, предложено применять прозрачную расчетную балансовую схему, с помощью которой выявляются противоречия в прогнозных оценках и производится их корректировка на уровне входной информации.

Для преодоления второго недостатка предусмотрена логически непротиворечивая процедура расчетов, основанная на доступной информации о развитии конъюнктуры региональных рынков угольного топлива. При этом учитываются прогнозные оценки динамики рыночных цен на уголь и тарифов на железнодорожные грузоперевозки угля, а также тарифов на электро- и теплоэнергию в регионах РФ.

Отличительными особенностями проведенной работы было использование единой экономикоматематической модели, объединяющей стоимостные и натуральные показатели развития производства и потребления угля. Преимущества используемой методики заключаются в следующем:

• расчеты осуществляются в единой базе данных, охватывающей все субъекты Федерации за ретроспективный и прогнозный период, позволяющей проводить

дифференциацию по направлениям использования угля и интеграцию по федеральным округам, экономическим районам и России в целом;

• распределение угля по субъектам Федерации осуществляется не только с учетом сложившихся устойчивых межрегиональных связей, но и с позиций изменения конъюнктуры мирового и внутреннего рынков ТЭР;

• алгоритм расчета предусматривает дифференциацию углей по качественным показателям (маркам) и месту добычи, что позволяет более точно учитывать специфику взаимозаменяемости углей при поставках на ТЭС.

Хотя проведенные исследования носят вероятностный характер, т.е. расчетные объемы дефицита (перепроизводства) угольного топлива справедливы при реализации определенных сценариев спроса на угольное топливо, получаемые результаты дают основание для принятия целого ряда решений на различных уровнях управления отраслью, в том числе:

• позволяют оценить обеспеченность страны угольным топливом на дальнюю перспективу (до 2020 г.) и заблаговременно определить потенциальные угрозы энергетической безопасности государства;

• дают возможность определить проблемные в плане обеспечения угольным топливом регионы и наметить комплекс мер по преодолению возможного дефицита угля;

• служат ориентиром для определения приоритетных направлений инвестиционной политики государства в угольной промышленности;

• дают основу угледобывающим компаниям для формирования производственных программ и маркетинговых стратегий на различных сегментах рынка.

Для органов государственной власти в лице Правительства РФ разработанные региональные балансы угольного топлива служат основой для определения необходимого уровня угледобычи, возможных объемов импорта и экспорта угля. В ходе исследования установлено, что для обеспечения внутренней потребности страны в угольном топливе и намечаемых объемов экспорта, добыча угля должна развиваться по максимальному сценарию, предусмотренному в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., с достижением к 2005 г. уровня в 295 млн т в год.

Как показывают расчеты параметров региональных и сводного балансов угля, достижение указанных объемов добычи устраняет угрозу дефицита угольного топлива на всю рассматриваемую перспективу. Однако, необходимо отметить, что при наличии достаточных ресурсов угольного топлива в целом в период 2001-2005 гг. может проявляться дефицит наиболее качественной продукции - углей Кузнецкого угольного бассейна, обладающих высоким экспортным потенциалом и пользующихся повышенным спросом на внутреннем рынке. С точки зрения марочной структуры угольного топлива, в перспективе может ощущаться дефицит каменных углей с низким выходом летучих (марки СС, Т, ТС) и антрацитов. Устранение дефицита каменных углей с низким выходом летучих возможно только за счет завоза из Казахстана, что обуславлива-

ет необходимость сохранения объемов импорта на уровне 22-25 млн т.

Администрациям регионов разработанные региональные балансы позволяют сформировать общую картину топливоснабжения и определить угрозу возникновения дефицита угольного топлива. К наиболее проблемным, с точки зрения обеспечения угольным топливом, регионам следует отнести субъекты Федерации, на территории которых расположены крупные объекты-потребители угля, но нет собственной развитой угледобывающей базы. Углеобеспечение таких регионов полностью зависит от привозных углей, что значительно снижает надежность поставок угольного топлива в результате действия целого ряда рисков, связанных с изменением конъюнктуры региональных рынков, платежеспособности потребителей, политикой железных дорог в отношении тарифов на перевозку угля и другими факторами.

Например, в Северном федеральном округе к таким регионам относится Архангельская область. В период до 2005 г. в Архангельской области ожидается рост спроса на уголь почти на 500 тыс. т по сравнению с уровнем 2000 г. Основную часть угля регион получает из Печорского угольного бассейна, где не планируется существенного прироста добычи. Поэтому начиная с 2002 г. возможен дефицит каменных углей с высоким выходом летучих (марки Д-ДГ) в объеме 100150 тыс. т.

В Уральском федеральном округе к проблемным регионам стоит отнести Свердловскую и Челябинскую области. Это связано с большими объемами потребления угля в указанных регионах и зависимостью от импорта угля из Казахстана. Так, в Свердловской области при сохранении импорта углей из Казахстана на уровне 2000 г. дефицит угольного топлива к 2005 г. может составить до 2,5 млн т в год, а в Челябинской области при аналогичных условиях - до 1,5 млн т в год.

В Дальневосточном федеральном округе проблемным регионом останется Приморский край. Начиная с 2003 г. в крае может возникнуть дефицит каменных углей с низким выходом летучих (марки СС, ТС, Т). Поставок нерюнгринского угля будет достаточно только для удовлетворения потребностей электростанций региона. Преодолеть указанный дефицит в коммунально-бытовом секторе возможно за счет перевода коммунальных котельных на потребление углей других видов, например, бурых.

Возникновение дефицита угольного топлива в целом или отдельных видов углей в указанных регионах может привести к нарушению работы объектов энергетики, коксохимического производства или вызвать иные негативные последствия для экономики страны. В этой связи, администрации регионов могут использовать разработанные региональные балансы для выбора альтернативных вариантов поставок топлива и определения закупочных цен, снижающих риск возникновения дефицита угольного топлива.

Для Департамента экономики угольной промышленности разработанные прогнозные региональные

балансы могут служить ориентиром для выработки инвестиционной политики в отрасли. Заблаговременное выявление угрозы возникновения дефицита тех или иных углей позволяет провести комплекс мер по его устранению, включая:

• строительство новых угледобывающих предприятий или расширение мощностей действующих шахт и разрезов;

• изменение сроков строительства (реконструкции) на более ранние или поздние;

• определение приоритетных объектов для первоочередного финансирования.

Так, предварительно выполненные расчеты параметров региональных и сводного балансов на период 2010-2020 гг. выявили угрозу дефицита иркутских, читинских и канско-ачинских углей. В целях ликвидации складывающихся диспропорций между потребностью в угольном топливе и его производством было предложено внести изменения в планируемые компаниями объемы добычи углей. Для наращивания добычи иркутских углей целесообразно расширить мощности разреза «Мугунский» до 13-15 млн т или построить 1ю очередь нового разреза «Ишидейский» мощностью 3,6 млн т (угли марки Д). Прирост добычи читинских углей можно обеспечить за счет расширения мощности разреза «Харанорский» до 15 млн т и разреза «Ур-туйский» (Минатом ) до 4,5 млн т. Прирост добычи канско-ачинских предлагается осуществить за счет сдвига сроков строительства 2-й очереди разреза «Березовский-1».

Для руководителей угледобывающих компаний разработанные региональные балансы могут служить основой для формирования производственных программ. Из балансов наглядно видно, какого угля на рынке слишком много, а какого, наоборот, не хватает.

Например, в ходе разработки прогнозных региональных балансов на период до 2005 г. установлено, что производственные программы ряда компаний (прогноз Департамента экономики угольной промышленности) превышают емкость потенциальных рынков для этих углей. В частности, планируемое увеличение добычи подмосковных углей до 3 млн т при существующем уровне цен на них с точки зрения рынка не оправдано. Заблаговременная корректировка планов добычи позволяет не только избежать кризисов перепроизводства и затоваривания складов, но и дает возможность оптимизировать производственную инфраструктуру, а значит - снизить себестоимость добычи угля.

Таким образом, прогнозные региональные балансы угольного топлива представляют собой мощный инструмент для управления и планирования развитием угольной отрасли, адаптированный под новые условия хозяйствования. Учитывая большие возможности данного инструмента, необходимо способствовать скорейшему распространению и использованию вариантов данной методики на всех уровнях управления отраслью.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ --------------------------------------------------------

Романов С. М. — кандидат технических наук, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.