Научная статья на тему 'О необходимости создания системы мониторинга региональных балансов угля'

О необходимости создания системы мониторинга региональных балансов угля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания системы мониторинга региональных балансов угля»

© С.М. Романов, 2002

YAK 65:338.5

С.М. Романов

О НЕОБХОЛИМОСТИ СОЗЛАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ УГЛЯ

Региональные балансы угольного топлива являются действенным инструментом, позволяющим не только отслеживать текущую ситуацию, но и принимать взвешенные решения по управлению развитием угольной отрасли. Заблаговременное выявление регионов, в которых может возникнуть дефицит или избыток угля, позволяет вовремя снизить или нарастить добычу углей тех или иных марок, конечно, в пределах производственных возможностей угледобывающих компаний.

В настоящее время формирование региональных балансов угольного топлива основывается на среднесрочных прогнозах Минэнерго РФ и долгосрочных тенденциях, заложенных в Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Однако, как показывает опыт 2000-2001 гг., развитие экономики России в целом и топливно-энергети-ческого комплекса в частности могут выходить за рамки соответствующих прогнозов.

Так, например, теплая зима 2001-2002 г. во многих регионах обусловила снижение против прогнозного уровня потребности в тепловой и электроэнергии, что позволило электроэнергетике и коммунально-бытовому сектору сократить потребление топлива и создало его избыток как у производителей, так и у многих потребителей. Повышенное количество осадков зимой 2000-2001 г. обеспечило накопление воды в водохранилищах и позволило повысить выработку электроэнергии на ГЭС, что повлекло за собой сокращение потребления топлива в электроэнергетике в весенне-летний период.

Большая неопределенность прогноза развития ТЭР, прежде всего, сказывается на угольном

топливе. Уголь был, есть и в ближайшее время останется замыкающим топливом в топливноэнергетическом балансе страны.

В энергетике России в первую очередь в баланс включается энергия атомных станций. В силу своей технологии они работают в базовом режиме. Поэтому тот объем выработки, который они заявляют в качестве планового, Федеральная энергетическая комиссия и включает в баланс. Во вторую очередь, исходя из прогнозируемой обеспеченности гидроресурсами, в баланс вовлекаются гидроэлектростанции. В последнюю очередь в балансе используется энергия тепловых электростанций, прежде всего, наиболее экономичных. Таким образом, тепловые электростанции или загружаются, если потребление выше ожидаемого, или разгружаются, если спрос на электроэнергию падает.

В настоящее время тепловые электростанции ориентированы на максимально возможное потребление природного газа. Лимиты отпуска газа, определяемые возможностями газовой отрасли, энергетиками используются полностью. Так, в течение 2001 г. поставки природного газа на электростанции увеличились еще на 4 млн тут и достигли уровня 159 млн тут. В ситуации, когда спрос на электроэнергию ТЭС практически не увеличивается, рост поставок газа при стабильных поставках мазута фактически означает вытеснение угля с рынка электроэнергетики.

На сегодняшний день любое увеличение производства электроэнергии против запланированного может быть достигнуто лишь за счет роста выработки электроэнергии на тепловых электростанциях, а в условиях невозможности наращивания по-

ставок природного газа - только за счет угольных ГРЭС и ТЭЦ. И, наоборот, снижение спроса на электроэнергию, прежде всего, отражается на угольных электростанциях.

Таким образом, любое неожиданное изменение потребности экономики в электроэнергии приводит к резкому изменению спроса на уголь, а значит угольная отрасль, которая всегда считалась наиболее инерционной, должна в новой ситуации играть роль гибкого компенсатора.

Как показывают расчеты, различие между максимальным и минимальным уровнем спроса на уголь даже в течение 1 года могут составить 25-28 млн т или 10 % от общего объема добычи. При увеличении периода прогнозирования возможный диапазон колебания спроса на уголь еще более расширяется. Так, неопределенность прогноза к 2005 г. достигает 115 млн т, а к 2010 г. возрастет до 127 млн т.

Такая неопределенность не может быть компенсирована за счет гибкости мощностей угледобывающих предприятий. Неизбежно возникает разрыв между представленными модельными расчетами региональных балансов угольного топлива и более сложным процессом реального развития энергетического сектора. Наиболее негативное проявление данного разрыва заключается в быстрой потере актуальности конкретных оценок и рекомендаций, невозможности использования разработанных балансов в качестве оперативного руководства по управлению развитием угольной отрасли под воздействием новых событий и незапланированных проблем.

В качестве путей для преодоления указанной проблемы могут рассматриваться:

• совершенствование аппарата прогнозирования потребности в угольном топливе;

• введение постоянной процедуры мониторинга и корректировки прогнозных балансов.

Учитывая, что балансы угольного топлива являются лишь одной из составных частей общего баланса котельно-печного топлива, разработка даже самой со-

Целью системы мониторинга

региональных балансов угольно-

своевременная корректи-

Этап 1 Декабрь

Формирование предварительного варианта баланса на следующий год

-и-

Этап 2 Анализ складывающихся тенденций в потреблении и добыче угля Январь-Март

Этап 3 Корректировка баланса по 1-му кварталу Корректировка баланса предыдущего года по статистическим данным Апрель

Этап 4 Анализ складывающихся тенденций в потреблении и добыче угля Апрель-Июнь

Этап 5 Июль

Корректировка баланса по 1-му полугодию

Этап 6 Анализ складывающихся тенденций в потреблении и добыче угля Июль-Сентябрь

Этап 7 Октябрь

Корректировка баланса по 9-ти месяцам

п

Этап 8

Декабрь

Формирование предварительного варианта баланса _________________на следующий год_________________

вершенной модели прогнозирования спроса на уголь не будет гарантировать абсолютную точность прогноза, т.к. будет основываться лишь на части информации, не охватывая всю систему ТЭР целиком.

В этой связи, создание и ввод в действие как на федеральном, так и на региональном уровнях системы мониторинга регио -нальных балансов угля является наиболее простым и действенным способом преодоления проблем, связанных с высокой неопределенностью прогнозов спроса на угольное топливо.

го топлива является своевременное выявление несоответствий между прогнозными и фактическими тенденциями в потреблении и добыче угля.

Задачами системы мониторинга являются:

• постоянное отслеживание тенденций в добыче и потреблении угольного топлива;

• выявление несоответствий между прогнозными и фактическими тенденциями;

ровка краткосрочного прогноза спроса на уголь;

• разработка рекомендаций по краткосрочному регулированию производства угольной продукции;

• отслеживание выполнения среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития конъюнктуры угольного рынка.

Мониторинг региональных балансов угольного топлива - это система непрерывного наблюдения за фактическим положением

млн.т

1998 1999 —Д—2000 —О—2001

Рис. 2. Сезонность поставок угля на нужды электростанций

Рис. 3. Сезонность поставок угля на нужды прочих потребителей

дел на угольном рынке и реализацией государственной долгосрочной политики в угольной отрасли, позволяющая на основе оперативного выявления и системного анализа изменений рыночной конъюнктуры (в том числе изменений, происходящих в результате реализации управленческих решений) своевременно и обоснованно корректировать развитие угледобычи в России.

Система мониторинга должна обеспечивать получение достоверной информации о состоянии рынка угля России и ее регионов путем формирования необходимого информационного ресурса на базе государственной и ведомственной статистической отчетности. Дополнительным требованием к системе мониторинга (и одним из важнейших результатов ее функционирования) является поэтапное развитие модельной и информационной базы разработки региональных балансов - с тем, чтобы опыт, накопленный в ходе постоянного анализа, сопоставления с практикой, углубления и корректировки стратегических ориентиров, позволил качественно усовершенствовать процесс стратегического управления развитием отрасли.

Система мониторинга предполагает анализ складывающейся ситуации, отслеживание основных тенденций на угольном рынке и корректировку краткосрочного прогноза добычи и потребления угольного топлива по данным 3, 6 и 9 мес. Этапы реализации мероприятий в рамках системы мониторинга прогнозных региональных балансов угля представлены на рис. 1.

При построении системы мониторинга региональных балансов угля может быть использовано два принципиально разных подхода:

• первый подход предполагает отслеживание большого ко-

Рис. 1. Этапы реализации мероприятий в рамках системы мониторинга региональных балансов угольного топлива

личества факторов, в той или иной степени влияющих на развитие конъюнктуры угольного рынка, в том числе: макроэкономических, технологических, экономических, социальных и экологических. Однако необходимость постоянной обработки большого информационного потока необоснованно усложняет систему мониторинга, отнюдь не гарантируя 100 % точность получаемых аналитических и прогнозных данных;

• второй подход основывается на отслеживании лишь отдельных наиболее важных показателей - добычи и потребления угля. Такое построение системы не позволяет выявлять причинноследственные связи между различными событиями и конъюнктурой рынка угля, зато обеспечивает достаточно простую про-

цедуру сбора, обработки и представления информации.

С точки зрения обеспечения максимальной гибкости и оперативности системы мониторинга, наиболее предпочтительным (по крайней мере, на этапе создания) представляется второй подход. Использование ограниченного числа показателей значительно упрощает обработку исходного аналитического материала и позволяет, в случае необходимости, в сжатые сроки разрабатывать рекомендации по корректировке производственных программ угледобывающих предприятий.

Как показали предварительно выполненные исследования рынка угля за 1998-2001 гг., удельный вес каждого квартала в годовом объеме потребления и добычи угольного топлива достаточно постоянен. Возможные ко-

лебания в большинстве случаев не превышают трех процентных пункта. Это обстоятельство позволяет с достаточно большой степенью достоверности прогнозировать годовые объемы потребления и добычи угля по данным одного, двух или трех кварталов.

Сезонность поставок углей на нужды электростанций и коммунально-бытового сектора представлены на рис. 2 и 3.

Динамика сезонного изменения объемов добычи углей за 19992001 гг. представлена в табл. 1.

Анализируя сезонность добычи углей за последние 3 года, можно сделать следующие выводы:

• в весенне-летний период (11-й и 111-й кварталы) добыча углей в Российской Федерации по отношению к осенне-зимнему периоду (1-й и 1У-й кварталы) снижается на 15-20 %;

• темпы снижения объемов добычи в весенне-летний период по угледобывающим регионам характеризуются значительным разбросом;

• наибольшим (почти в 2 раза) сезонным колебаниям подвержена добыча канско-ачинских (Красноярский край), тувинских (Республика Тыва), приморских и лучегорских (Приморский край) углей;

• сезонность добычи остальных бурых углей (иркутских, читинских, амурских, сахалинских) составляет порядка 40-50 %;

• наименьшим образом подвержена сезонным колебаниям добыча каменных углей (кузнецких, печорских, донецких, хакасских, бурятских, якутских и хабаровских). Изменение объемов добычи этих углей по кварталам не превышает 5-8 %.

Таблица 1

ЛИНАМИКА СЕЗОННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЛОБЫЧИ УГЛЕЙ ЗА 1999-2001 ГГ.

Угледобывающие регионы-субъекты Федерации 1999-2001 гг. по кварталам, в % к годовому итогу

I II III IV

Российская Федерация, всего 27,0 23,1 22,7 27,2

по регионам:

Северный район, всего 25,3 25,4 23,7 25,5

Тульская обл. 28,0 26,6 19,8 25,6

Ростовская обл. 25,4 26,5 24,5 23,5

Уральский район, всего 26,6 25,8 25,1 22,4

Свердловская обл. 26,8 23,8 24,4 24,9

Челябинская обл. 26,0 26,8 25,6 21,6

Западная Сибирь, всего 24,5 24,5 24,5 26,5

Кемеровская обл. 24,6 24,6 24,6 26,2

Восточная Сибирь, всего 31,4 19,7 18,1 30,7

Красноярский край 35,8 17,1 14,5 32,6

Республика Хакасия 26,1 20,2 24,2 29,5

Иркутская обл.и Республика Бурятия 27,0 22,9 23,0 26,9

Читинская обл. 28,2 24,3 21,7 25,8

Дальний Восток, всего 26,9 22,6 23,5 26,9

Республика Якутия (Саха) 25,7 24,7 25,5 24,1

Амурская обл. 23,7 23,8 25,2 27,3

Приморский край, всего 31,8 19,1 20,3 28,8

ОАО “Приморскуголь” 29,0 16,5 22,2 32,3

ЗАО “ЛуТЭК” 33,7 20,2 19,6 26,5

Хабаровский край 24,1 26,1 25,6 24,2

Таблица 2

РАСХОЖЛЕНИЕ ПРОГНОЗНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО БАЛАНСА УГЛЯ В 2001 Г., МЛН Т

Показатель Факт 2001 г. Предвар. прогноз на 2001 г +/- к факту 2001 г. Факт 1 кв. 2001 г. Доля 1 кв. в годовом объеме Оце1 даннь 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутреннее потребление 235,9 237,5 1,6 67,0 23

ТЭС и блокстанции 137,0 143,3 6,3 40,7 30% 13

Коксование 41,7 43,1 1,4 10,5 25% 4

Прочие потребители 57,2 51,2 -6,0 15,8 30% 5

Экспорт 47,1 41,6 -5,5 8,9 21% 4

Распределение Всего 283,0 279,1 -3,9 75,9 27

Добыча 269,3 265,0 -4,3 72,7 27% 26

Товарный уголь 255,0 251,5 -3,5 68,8 27% 25

Импорт 28,0 28,7 0,7 7,7 25% 3

Ресурсы Всего 283,0 280,2 -2,8 76,5 28

Ожидаемый дефицит (-) / перепроизводство (+) угля 1,1 1

Выявленные закономерности изменения добычи и потреблении угля по кварталам позволяют использовать оперативные данные для корректировки краткосрочных прогнозов спроса и предложения.

Рассмотрим возможность и эффективность использования системы мониторинга региональных балансов угольного топлива на примере данных 2001 г.

В начале 2001 г. угольная промышленность РФ была ориентирована официальным прогнозом на добычу в 260 млн т угля. Фактически было добыто 269,3 млн т угля в надежде на рост экспорта и замещение падающих поставок газа на внутреннем рынке. Однако, фактическое потребление угля было на 18 млн т ниже запланированного уровня.

На снижение спроса на уголь повлияли следующие факторы:

• снижение темпов роста экономики России в целом;

• снижение выработки электроэнергии на ТЭС (из-за увеличения выработки на ГЭС и снижения потребления тепловой энергии);

• рост поставок газа на ТЭС;

• рост импорта экибастуз-ских углей.

Несоответствие спроса и предложения угольного топлива обусловило затоваривание складов угледобывающих компаний и тепловых электростанций, ухудшение технико-экономических показателей работы шахт и разрезов, возврат к практике неплатежей за уголь и другим негатив-

ным последствиям. Однако опасность возникновения подобной ситуации начала просматриваться еще в первом квартале 2001 г. Расчет расхождения прогнозного и фактического баланса угольного топлива (по данным 1-го квартала 2001 г.) представлен в табл. 2.

Как видно из табл. 2, уже в первом квартале можно было с большой точностью прогнозировать, что добыча угля в 2001 г. превысит запланированный уровень, а потребление, наоборот, будет меньше ожидаемого. Основываясь на приведенных данных, можно было избежать перепроизводства угля для электростанций, заблаговременно снизив добычу на 7,8 млн т до уровня 261,5 млн т.

Анализ скорректированного по данным первого квартала баланса угольного топлива показал угрозу перепроизводства бурых углей. Так, при прогнозируемой потребности в бурых углях в 85,2 млн т их производство должно было составить (по темпам первого квартала) 90,9 млн т, что на 5,7 млн т больше спроса. Факт перепроизводства каменных углей был менее очевиден, т.к. большая часть добываемого угля поставляется на экспорт. Однако, учитывая сложившуюся в 2000 г. структуру российского экспорта по маркам угля, можно было предположить перепроизводство каменных углей с высоким выходом летучих (марки Д-Г) в объеме 1-1,2 млн т.

В рыночной экономике ука-

занные колебания спроса на уголь вполне допустимы. Очевидно, что они будут повторяться и в будущем. Планируемый экономический рост будет происходить на фоне повышения роли энергосберегающих технологий. Снижение объемов добычи газа ОАО “Газпром” на фоне роста экспорта будет компенсироваться за счет поставок этого вида топлива на внутренний рынок независимыми производителями. Это может привести к дальнейшему снижению спроса на уголь, несмотря на повышение отпускных цен на природный газ.

Своевременная корректировка прогнозов спроса на уголь как по стране в целом, так и по отдельным ее регионам, позволяет Департаменту угольной промышленности по данным первого квартала и первого полугодия рекомендовать угледобывающим компаниям внести изменения в свои производственные программы. Несмотря на то, что большинство угледобывающих компаний являются частными предприятиями, влияние на деятельность которых со стороны государства достаточно ограничено, такие рекомендации могут существенно изменить объемы добычи. Для этого необходимо убедить угледобывающие компании в качестве разрабатываемых прогнозов и рекомендаций, которые должны указывать действительно оптимальные пути развития угледобычи.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Романов Сергей Михайлович— кандидат экономических наук, докторант, кафедры «Организация и управление в горной промышленности», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.