ЭКОНОМИКА
УДК 005.585:005.336.1:502.174:658.589
Т.В. Касъяненко, В.Ю. Школа*
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО И КАСТОМИЗАЦИОННОГО
ЦИКЛОВ ИННОВАЦИИ
В статье сформулированы концептуальные положения теории и методологии прогнозирования жизненного цикла инновации. Выделены основные направления прогнозирования жизненного цикла, предложены авторские подходы к прогнозированию инновационного и рыночного циклов. Разработана методика оценки ожидаемой социо-эколого-экономической и коммерческой эффективности бизнес-проекта с учетом его рыночной оптимальности.
Ключевые слова: прогнозирование, жизненный цикл, социо-эколого-экономиче-ская эффективность, коммерческая эффективность, концепция экологизации.
В теории и практике инновационного менеджмента и маркетинга инноваций концепция жизненного цикла занимает одно из ключевых мест и является базисом в системе принятия решений. В то же время переориентация сферы производства и потребления на удовлетворение потребностей субъектов рынка в соответствии с основными положениями концепции устойчивого развития обуславливает необходимость соответствия подходов к изучению жизненного цикла в рамках теории маркетинга и экономики природопользования, формирования комплексной методологии диагностики и прогнозирования жизненного цикла инновации (ЖЦИ).
По мнению авторов, ЖЦИ следует рассматривать как период времени, в течение которого наблюдается социо-эколого-экономический эффект от создания, производства, потребления и утилизации инновации. С целью учета экологической составляющей инновационного развития авторами вводится понятие кастомизационного цикла инновации (КЦИ), под которым следует понимать период привнесения в исходный ресурс потребительских свойств, необходимых для эффективного удовлетворения потребностей, путем материализации замысла инновации, в течение которого наблюдается социо-эколого-экономический
эффект от ее производства, потребления и утилизации. По своей сути КЦИ отражает экономическую оценку экологического эффекта от создания, производства, потребления, утилизации инновации в течение ЖЦИ и после выхода ее с рынка и из сферы потребления. В отличие от ЖЦИ, КЦИ не завершается этапом выхода с рынка, а содержит также этап экореакции (рис. 1) [1].
При учете специфики ЖЦИ и КЦИ авторами предложена общая схема принятия решения о целесообразности реализации инновационного проекта по направлениям прогнозирования (рис. 2), позволяющая повысить экономическую безопасность предприятия и достичь устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Прогнозирование темпов НТП и скорости морального старения инновации состоит в предвидении потребностей в ее основных технических параметрах на долгосрочную перспективу и динамики их изменения. С этой целью предлагается использовать методику, приведенную в работе [2]. Прогнозирование НИОКР — это предвидение вероятной продолжительности опытно-технологических работ. Прогнозирование на основе аналитико-поисковыжработ (АПР) заключается в оценке потенциальной емкости рынка, вероятности и темпов изменения запросов потребителей, вероятных
* © Касьяненко Т.В., Школа В.Ю., 2013
Касьяненко Татьяна Вячеславовна ([email protected]), кафедра финансов и кредита Сумского государственного университета, 40007, Украина, г. Сумы, ул. Римского-Корсакова, 2.
Школа Виктория Юрьевна ([email protected]), кафедра экономической теории Сумского государственного университета, 40007, Украина, г. Сумы, ул. Римского-Корсакова, 2.
объемов продаж и финансовых потоков. Прогнозирование социо-эколого-экономической и коммерческой эффективности — предвидение вероятных результатов инновационной деятельности для предприятия, потребителя и общества в виде изменения экодеструктивного влияния на социо-эколого-эко-
номическую систему или привнесения экоконст-руктивного эффекта в течение КЦИ, а также и ожидаемой коммерческой эффективности с учетом рыночной его оптимальности, принимающей в расчет интересы и экономическую полезность предприятия-инноватора.
Направления прогнозирования ЖЦИ и КЦИ
Прогнозирование НТП и скорости морального старения инновации
2.1______________5_
Прогнозирование на основе АПР
.2.2 _
Л.
Прогнозирование социо-эколого-экономической и коммерческой эффективности инновации
2.3 Д
Прогнозирование
НИОКР
3.1 а ^ Прогнозирование рыночного цикла г3.2 Прогнозирование
инновации КЦИ
3.3__Д:_______
Прогнозирование инновационного цикла инновации
1
Принятие управленческого решения
Рис. 2. Схема принятия управленческого решения по направлениям прогнозирования
Методика прогнозирования инновационного цикла зависит от вида инновации. С этой целью для модифицирующих и заменяющих инноваций предлагается использовать такие подходы: детерминированный (нормативный), вероятностный и комбинированный. Детерминированный подход целесообразен в тех случаях, когда на основе имеющегося опыта можно достаточно точно определить продолжительность всего комплекса работ. В этом случае для расчета объемов работ следует использовать трудовые нормативы. При отсутствии нормативных данных или невозможности однозначного и достаточно точного определения периода осуществления работ следует применять вероятностный подход, при котором экспертным путем определяется наиболее вероятная продолжительность работ. Комбинированный подход целесообразен в том случае, когда длительность отдельных групп работ невозможно определить на
основе нормативных показателей, что обусловливает необходимость применения вероятностных оценок времени.
Для прогнозирования длительности инновационного цикла (ТИ ) для модифицирующих и заменяющих инноваций предложены следующие формулы:
ТИН .Ц. = ХХ' ± ^
'=1 (1)
/ (а15 а2, аз, а4, а5 )
& = /(Х1> Х2> Х3> Х4> х5,-..,хс )
где t. — продолжительность отдельных видов 1-х работ этапа НИОКР (методика расчета приведена в работе [3]), / [1; п], раб. дн.; п — общее количество работ; М — отклонение от нормативного срока выполнения работ, раб. дн.; а ,..., а5 — показа-
тели, учитывающие трудоемкость работ; количество рабочих, задействованных в выполнении работы; продолжительность рабочего дня; выполнение норм; дополнительное время на согласование, корректировку технической документации и другие работы, не предусмотренные нормативами; x1, x , x3 — показатели, учитывающие вид инноваций; параллельность работ; цикличность работ; x, x5,..., хс — показатели, учитывающие состояние социо-эколого-экономической системы.
Для радикалъньх и ординарньх инноваций длительность инновационного цикла следует определять методом сетевого планирования и моделирования с учетом риска задержки завершения работ.
Длительность рыночного цикла определяется потребительскими свойствами инновации, обуславливающими ее ценность для потребителя, по формуле
ТРЦ = f (bU Уи У 2 ) ,
Р.Ц
(2)
где Ъ2 — показатель, учитывающий вид инновации; у — скорость роста объемов продаж инновации в зависимости от уровня ее восприятия рынком; у2 — изменение потребительского потенциала рынка инновации под влиянием рыночных факторов.
Особенностью прогнозирования на основе АПР является установление рыночных перспектив инновации на основе оценки уровня неудовлетворенности экологически ориентированной потребности (или потенциала потребности) (/'.); эффективности удовлетворения потребности; вероятности приобретения инновации потребителями (Р) с учетом их распределения по группам ш} (Р = 0), +ш п(0 < Рн3 0,25), шш(Р ш> 0,25), ш = ш7+ шн+
Уровень неудовлетворенности потребности (j) рассчитывается по формуле
П
p. = 1 -1 П
Р1
(3)
Сі
где П. — совокупная рыночная (фактическая, потенциальная) потребность I, нат. ед.; П. — показатель реального удовлетворения потребности I, нат. ед.
Полученный результат позволяет сделать вывод о рыночной целесообразности продолжения работ над созданием инновации (табл. 1). Уровень эффективности удовлетворения экологически ориентированной потребности определяется экспертным методом на основе оценки способов, которыми они удовлетворяются.
Коэффициент уровня соответствия (или адекватности) замысла запросам потребителей (7) рассчитывается по формуле (4). Для принятия решений на основе данного показателя можно использовать таблицу 2.
Z =
mn
£ £ X
І =1i =1
І
w.
m O
(4)
max
где X.. — оценка і-й характеристики замысла j-м
m
'іір
уровня адекватности замысла запросам по-
требителей (Z).
респондентом по выбранной оценочной шкале [Omin; Omax], i [1;n], j [1;m], ед.; ш. - весомость /-го показателя (характеристики), отн. ед.; n — количество параметров, которые оцениваются; m — количество всех респондентов; O ., О — соот-
7 min max
ветственно значения нижней и верхней границы оценочной шкалы, ед.
Таблица 1
Потенциал потребности на рынке j.
Значение Потенциал Характеристика
p = 1 Абсолютный Отсутствие способов удовлетворения потребности способствует активизации деятельности по созданию радикальных и ординарных инноваций. Проект очень рискованный, однако при условии успешной его реализации производитель получает позицию лидера на рынке
0,8< p < 1 Высокий Достаточно высокая привлекательность проекта, успешная реализация которого позволит производителю занять прочную рыночную позицию -следует продолжать работу в этом направлении
0,6< p < 0,8 Достаточный Проект является весьма привлекательным - целесообразно продолжать работу в этом направлении
0,4< p < 0,6 Средний Существует определенный риск. Скорее всего, следует продолжать работу в этом направлении. Целесообразность реализации проекта в целом определяется на основе оценки эффективности
0,2< p < 0,4 Низкий Существует определенная целесообразность последующих работ в этом направлении при условии недостаточного уровня эффективности удовлетворения потребности - возможно, следует отказаться от проекта
0< p < 0,2 Критический Возможность дальнейших работ в этом направлении определяется уровнем эффективности удовлетворения потребности - скорее всего, следует отказаться от проекта
p = 0 Нулевой Потребности рынка удовлетворены полностью, уровень конкуренции очень высок. Возможность дальнейших работ в этом направлении определяется уровнем эффективности удовлетворения потребности. Более целесообразно отказаться от проекта
Таблица 2
Уровень адекватности замысла
Значение показателя по видам инновации Уровень адекватности замысла
Радикальная Ординарная Заменяющая Модифицирующая
г > 0,6 г > 0,8 г> 0,9 г > 0,9 Приемлемый
0,4 < г < 0,6 0,7 < г < 0,8 0,8 < г< 0,9 0,85 < г < 0,9 Допустимый
0,2 < г < 0,4 0,5 < г < 0,7 0,5 < г < 0,8 0,6 < г < 0,85 Критический
г < 0,2 г < 0,5 г < 0,5 г < 0,6 Катастрофический
Для прогнозирования социо-эколого-экономи-ческой эффективности инновации предлагается использовать следующую формулу:
X (Рож 8г - Зож К) 3”(1 + г )-г
ЭСЭЭ = ~ т , (5)
X Зожгк( -(1 + г)-г
г=1
где Рож{ — ожидаемый социо-эколого-экономи-ческий результат от создания и внедрения инновации в период t, ден. ед.; Зож{ — ожидаемые затраты в период t, ден. ед; г — ставка дисконтирования, отн. ед.; gt — коэффициент подготовленности общества к восприятию инновации; Т —
длительность ЭЭЦИ, годы; — коэффициент,
учитывающий синергизм социального, экономического и экологического эффектов и вследствие приращения социо-эколого-экономического эффекта в каждом —м периоде к предыдущим (при усиливающем характере действия т = 1, при понижающем т = -1); к{ — корректирующий коэффициент. Для коэффициентов к,, gt авторами на основе ретроспективного анализа бизнесов-проектов, соответствующих разным концепциям экологизации [4], составлены таблицы значений, позволяющие повысить точность прогноза с учетом экзо- и эндогенных факторов.
Для принятия решений о реализации бизнес-проекта предлагается учитывать следующие рекомендации: Е > 0 — затраты на создание инновации являются экономически целесообразными; при условии коммерческой эффективности его следует реализовывать; Есээ = 0 — бизнес-проект нейтральный, целесообразность его реализации следует определять по прогнозам изменений направлений инновационного развития государства (региона); Есээ < 0 — следует отказаться от его реализации.
По мнению авторов, при прогнозировании коммерческой эффективности инновационного бизнес-проекта следует в первую очередь определять его рыночную оптимальность, которая устанавливается на основе сопоставления этапов развития инновации (Б), предприятия (52) и рынка (Б) Предлагается рассматривать такие этапы эволюции инновации как технической системы:
Б} — «’Зарождение», на котором идея трансформируется в инновацию, которая является технически несовершенной и вызывает дискомфорт при использовании, но факт ее наличия подчеркивает эксклюзивность ее владельца, что является наиболее весомым аргументом в привлечении потребителей; Б1/ — «Рост технологических параметров и диффузия», характеризующийся ростом технических показателей инновации, повышением ее качественных показателей, появлением на ее базе новых продуктов, предназначенных для работы в других условиях или выполняющих другие функции; Б1}11 — «Квазиперманентность» — характеризуется стабилизацией развития инновации как технической системы, которая ассоциируется у потребителей с надежностью, удобством, привычкой в использовании и потреблении; при наличии резерва ее технического потенциала и возникновении рыночной потребности в его использовании, появлении возможности устранения технических ограничений инфраструктуры и других продуктов, сдерживавших ее развитие как технической системы, инновация снова переходит на
этап Б1/ ; — «Регрессия», характерной особен-
ностью которого является снижение технологических показателей инновации согласно запросам потребителей разных сегментов рынка.
Эволюция предприятия рассматривается как процесс изменения его размера, организационноуправленческой структуры, масштаба охвата рынка, корпоративной культуры, стоимости как объекта инвестирования. Основной критерий, определяющий этап развития предприятия, — доступ к финансовым ресурсам, которые могут быть вовлечены в инвестиционный процесс. Характеристика этапов представлена в таблице 3.
Основными критериями выделения этапов эволюции рынка стали распределение потребителей между рынками технических систем, являющимися альтернативными в удовлетворении одной и той же потребности, и уровень исчерпания потребительского потенциала рынка инновации как технической системы. Таким образом, этапы развития рынка соответствуют этапам ЖЦИ.
Таблица 3
Основные характеристики этапов развития предприятия
Характеристика Этапы
Диссипация ^ Корпоратизация зП2 Стандартизация ^
Размер предприятия малое среднее крупное
Объем доступного капитала, тыс. долл. до 100 до 10 000 более 10 000
Уровень корпоративной культуры низкий достаточно высокий высокий
Штат работающих, чел. до 50 до 100 более 100
Для выявления рыночной оптимальности авторами разработана соответствующая матрица (табл. 4). Установление абсолютной рыночной оптимальности (сегмент А табл. 4) позволяет перейти непосредственно к оценке коммерческой эффективности бизнес-проекта. При выявлении определенных возможностей его реализации (сегменты В, С, В табл. 4) следует оценить его специфические риски на всех этапах ЭЭЦИ. Если комбинация «инновация—предприятие—рынок» недопустима (сегмент Е табл. 4), следует определить, какая из составляющих обуславливает невозможность его реализации, а также возможность его корректировки.
Ожидаемая коммерческая эффективность характеризуется рыночной оптимальностью и показателями чистой текущей стоимости, внутренней нормы доходности, рентабельности и периода окупаемости с учетом риска по трем вариантам прогноза (пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому). Оценку риска предлагается осуществлять с помощью следующей модели:
9 10
^ -]=1 ,/Р1/ ’ ^ =2Епр.)р4) , р 6 .
J=1 )=1 Rz = уRi ® шт,
9 10 *=
^ =£а02)Р2), ^ = 6 Епотр)Р5), 0 < р) < I (6)
1=5 1=2 У Р> = 1, ( )
9 10 1
R3 = У ^2)р3), R6 = У2Еобщ.)р6),
Таблица 4
і=і
І=2
Матрица комбинирования «инновация—предприятие—рынок»
8(81, ^2, 83) Этап развития инновации 81
I II III IV
Этап развития предприятия 82
I II III I II III I II III I II III
Н СП 8 ся и ^ 3 3 Л к в л Й л н п 0 А А С Е Е Е Е Е Е Е Е Е
І С С С С В С С В С Е Е Е
ІІ Е Е Е Б В В Б В В Б В В
ІІІ Е Е Е Б Б Б Б С А Б С А
IV Е Е Е Е Е Е Б В А С А А
* Примечание: А — комбинация абсолютно оптимальна; В — комбинация оптимальна, но следует придерживаться дополнительных рекомендаций; С — комбинация может быть оптимальной при определенных условиях или при соблюдении определенных рекомендаций; О — комбинация недопустима, но при определенных условиях является возможной; Е — комбинация недопустима.
Показатель чистой текущей стоимости (ЫРУ), рассчитанный для трех вариантов прогноза, определяется по формуле
Т
ШЭИ — 7
Шу = £ 7г — к
(7)
где — финансовый поток от реализации инновационного проекта в период /, ден. ед.; I — объемы инвестиционных вложений в проект в период /, ден. ед.; г — учетная ставка с учетом уровня инфляции, отн. ед.; Ї — длительность ЭЭЦИ, годы.
Для принятия решений о реализации проекта событий на разных этапах ЖЦИ предлагается ис-при прогнозировании наступления определенных пользовать табл. 5.
Таблица 5
Таблица принятия решений
Событие Этапы 1-4 Этапы 5-6 Этапы 7-9
Иннова- ционный скачок Отказаться от проекта Если Ээ > 0, К < 0,25, Ээ ® max, I ® opt, то продолжить реализацию проекта; если хотя бы одно из условий не выполняется, то отказаться от его реализации Если Ээ>0, Ээ ® max, NPV ® opt, то продолжить реализацию проекта; если хотя бы одно из условий не выполняется, то отказаться от его реализации
Моральное старение Если коэффициент риска К < 0,25, то продолжить реализацию проекта; если К>0,25, то отказаться от его реализации Если Ээ > 0, К < 0,5, Ээ ® max, I ® opt, то продолжить реализацию проекта; если хотя бы одно из условий не выполняется, то отказаться от его реализации
Разработанный теоретико-методический подход к прогнозированию ЖЦИ по основным его направлениям позволяет учесть положительные результаты, обусловленные изменением экодеструк-тивной нагрузки на окружающую среду и реципиентов; возможный уровень изменения затрат предприятия на создание инновации в зависимости от ее вида, этапа ЭЭЦИ; рыночную оптимальность инновационного бизнес-проекта; а также определить его рыночную перспективность в кратко- и долгосрочном аспекте, снизить инвестиционные риски и повысить уровень обоснования управленческих решений на начальных этапах.
Библиографический список
1. Прокопенко О.В., Школа В.Ю. Наукові підходи до трактування поняття і визначення етапів життєвого циклу інновацій // Економічні інновації. 2010. № 41.
2. Кучин Б.Л. Управление развитием экономических систем: технологический прогресс, устойчивость. М., 1990. 157 с.
3. Школа В.Ю. Управління життєвим циклом інновацій // Маркетинг і менеджмент інноваційного розвитку: монографія; гл. ред. проф. С.М. Ілляшенка. Суми: ВТД «Університетська книга», 2006. 728 с. С. 260—293.
4. Прокопенко О.В. Соціально-економічна мотивація екологізації інноваційної діяльності. Суми: Вид-во СумДУ, 2010. 395 с.
T.V. Kasyanenko, V. Yu. Shkola*
METHODOLOGY OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC DIAGNOSTICS AND FORECASTING OF LIFE-CYCLE AND CUSTOMIZING CYCLES OF INNOVATION
In the article conceptual regulations of the theory and methods concerning forecasting of life-cycle of innovations is formulated. The main areas of forecasting of life-cycle are singled out and new approaches to predict innovative and market cycle are suggested.
Great attention is also paid to the methodic of estimated social and ecological and economic and commercial effectiveness of the business project with consideration of its market optimality.
Key words: forecasting, life cycle, social and ecological and economic effectiveness, commercial effectiveness, concept of ecologization.
* Kasyanenko Tatyana Vyacheslavovna ([email protected]), the Dept. of Finance and Credit, Sumy State University, Sumy, 40007, Ukraine.
Shkola Viktoria Yurievna ([email protected]), the Dept. of Economic Theory, Sumy State University, Sumy, 40007, Ukraine