Е.А., Малахова О.В., Леонова О.В., Орлова В.Н., Мартынов Г.Н., Парахина Л.В., Рудакова О.В., Лыгина Н.И., Ильина Н.В., Соболева Ю.П. // Коллективная научная монография / Под редакцией А.В. Полянина. Орел, 2018.
References:
1. Belolipetskaya A. E., Golovina T. A. Digital transformation of the personnel management system in public authorities // In the collection: Modern approaches to the transformation of concepts of state regulation and management in socio-economic systems proceedings of the 9th International scientific and practical conference. Kursk, 2020. Pp. 80-83.
2. Golovina T. A. Investment strategies for innovative development of economic systems // In the collection: Finance of Russia in the context of globalization materials of the IV International scientific and practical conference dedicated to the"financier's Day - 2019". 2019. Pp. 128-133.
3. Golovina T. A., Avdeeva I. L., Parakhina L. V. Investment aspects of innovative activity of economic systems // In the collection: Finance of Russia in the context of globalization Materials of the III International scientific and practical conference dedicated to the «Day of the fmancier-2018». 2018. Pp. 8-13.
4. Golovina T. A., Polyanin A.V., Merkulov A.V. Public-private partnership: the history of relations between the state and business // Bulletin of state and municipal administration. 2019. Vol. 8. No. 4. Pp. 89-101.
5. Merkulov A.V., Golovina T. A. application of flexible methods to digital transformation of public administration // In the collection: Digital region: experience, competencies, projects Proceedings of the II International scientific and practical conference. 2019. Pp. 484-487.
6. Polyanin A.V. Priorities of public administration in the development of economic activity in the region // In the collection: State policy: methodology, practice, directions of improvement Materials of the II International scientific and practical conference. Edited by P. A. Merkulov. 2017. Pp. 28-31.
7. Development of the state and municipal management system in the conditions of public sector reform / Polyanin A.V., Bobrova E. A., Golovina T. A., Goncharova M. A., Dokukina I. A., Dolgova S. A., Kyshtymova E. A., Makarova Y. L., Lytneva N. A., Popova O. V., Rudakova O. V., Tychinskaya I. A., Shipunov A. S. / / Collective scientific monograph / edited by A.V. Polyanin. Eagle, 2017.
8. Reforming the system of state and municipal management in modern Russia: theory and practice / Polyanin A.V., Avdeeva I. L., Golovina T. A., Goncharova M. A., Dokukina I. A., Lytneva N. A., Bobrova E. A., Kyshtymova E. A., Malakhova O. V., Leonova O. V., Orlova V. N., Martynov G. N., parakhina L. V., Rudakova O. V., Lygina N. I., Ilyina N. V., Soboleva Yu.P. / / collective scientific monograph / edited by A.V. Polyanin. Eagle, 2018.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10161
М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
M. A. Miroshnichenko - associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar, [email protected];
Е.О. Голобородько - магистрантка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
E.O. Goloborodko - graduate student of the Kuban State University, Krasnodar;
И.Н. Сарычева - студентка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
I.N. Sarycheva - student of Kuban State University, Krasnodar.
МЕТОДОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА EFFECTIVE MANAGEMENT METHODOLOGY BASED ON THE PRINCIPLES OF LEAN PRODUCTION
Аннотация. В статье исследованы методы, подходы и инструменты, применяемые в концепции бережливого производства. Дан анализ внедрения проекта «Бережливая поликлиника» в концепции бережливого здравоохранения. В рамках проекта рассмотрен главный инструмент в создании ценности и минимизации потерь -метод управления потоком с целью реализации концепции бережливого производства. Для достижения целей применяются научно обоснованные методы анализа проблемных ситуаций и выработка системных рекомендаций по управлению здравоохранением, а также использования современных методов управления на основе бережливого производства в оказании услуг. Оптимизация бережливой поликлиники приведет к следующим положительным изменениям: повысится эффективность работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачам, произойдет равномерное распределение потока пациентов, значительно сократиться время ожидания пациентов в очереди, уменьшится время врача на заполнение документов и увеличиться время на прием пациента, появиться возможность устранить нехарактерные для врача функции, будет эффективно использоваться рабочее пространство врача.
Absctract. The article explores the methods, approaches and tools used in the concept of lean manufacturing. The analysis of the implementation of the project "Lean Polyclinic" in the concept of lean healthcare. The project considered the main tool in creating value and minimizing losses 1 the method of flow control in order to implement the concept of lean manufacturing. To achieve the goals, scientifically based methods for analyzing problem situations and developing
systemic recommendations for healthcare management, as well as the use of modern management methods based on lean manufacturing in the provision of services are used. Optimization of a lean clinic will lead to the following positive changes: the efficiency of the reception desk with the possibility of electronic appointment with doctors will increase, the flow of patients will be evenly distributed, the waiting time for patients in the queue will be significantly reduced, the doctor's time to fill out documents will increase, and the time for patient reception will increase, and there will be an opportunity to eliminate functions uncharacteristic for the doctor, the doctor's workspace will be effectively used.
Ключевые слова: бережливое производство, инструменты бережливого производства, национальный проект, принципы, цифровое здравоохранение.
Keywords: lean manufacturing, lean manufacturing tools, national design, principles, digital healthcare.
Введение
В настоящее время приоритетной задачей национального проекта «Цифровая экономика» для граждан России является управление медицинскими услугами и данными. Гражданам цифровая экономика должна дать новые возможности контроля за состоянием своего здоровья и здоровья своих близких.
В таблице 1 приведены ожидаемые возможности для граждан и предполагаемые результаты реализации национального проекта в области цифрового здравоохранения.
На сегодняшний день текущая ситуация такова, что одной из причин высокой смертности является несвоевременное обращение к врачам граждан, низкая доступность в удаленных регионах качественных медицинских услуг. А также не сформирована у граждан привычка системно заботиться о своем здоровье. Проблемами остаются подъем эффективности здравоохранения, повышение качества и доступности представляемой медицинской помощи. Возможность обеспечить население качественными услугами при меньших затратах и устранении потерь, будет способствовать увеличению эффективности здравоохранения.
При пристальном внимании, исследуя различные аспекты дефектов оказания медицинской помощи в отечественной системе здравоохранения, возрастает понимание, что необходимо тщательно анализировать такие потери как нерациональное использование ресурсов. В ходе реализации национального проекта цифровизации системы здравоохранения, методология эффективного управления на основе принципов бережливого производства активно внедряется.
Таблица 1 - Возможности для граждан и результаты реализации национального проекта
Возможности для граждан Результаты реализации национального проекта к 2024 г.
В режиме онлайн доступ к своим медицинским данным, сервиса их анализа и информирования 100% граждан имеют доступ к своей электронной медицинской карте, результатам исследований и анализов
Сервисы проведения онлайн консультаций с врачами 100% медицинских организаций подключены к сервисам проведения видеоконференций с пациентами
Онлайн контроль за состоянием отдельных параметров здоровья 100% лиц в группе риска обеспечены носимыми персональными телемедицинскими устройствами мониторинга
Применение искусственного интеллекта в процессах постановки диагнозов и выборе траектории лечения 100% медицинских информационных систем используют технологии искусственного интеллекта в рамках клинических протоколов
Перспективы реализации принципов бережливого производства в здравоохранении предполагают повысить эффективность медицинской помощи, рационализацию применения всех ресурсов в здравоохранении, при этом обеспечивая качественной медицинской помощью население, гарантируя безопасность медицинской деятельности, определяя высокую результативность подходов как в производственной сфере, так и сфере медицинского обслуживания населения [4].
Актуальным в рамках национального проекта цифровизации здравоохранения представляется исследование и внедрение принципов бережливого здравоохранения
По данным отчетной документации и отзывам населения внедрение принципов бережливого производства в медицинские учреждения благоприятно отразилось на их деятельности.
1. Исследование концепции бережливого производства как комплексный подход оптимизации процессов
Бережливое производство - концептуальное управление для производственного предприятия, в основе которого лежит рациональное использование ресурсов и устранение рисков и потерь, которые можно избежать, не уменьшая качества продукта (услуги).
Бережливое производство, как комплексный подход, состоящий из оптимизации процессов, обеспечения управленческой инфраструктуры актуальной и качественной информацией, направленный на модификацию образа мышления и поведения сотрудников. Постепенно бережливое производство вышло за рамки производственных предприятий и легло в основу оптимизации сферы услуг, процесса общения потребителя и поставщика,
доставки и обслуживания продукции.
Концепция бережливое производство привлекательна так как система на 80% включает организационные мероприятия, а инвестиции в технологии составляют только 20%. Идеи бережливого производства стали применяться в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве, здравоохранении, системе образования, вооружённых силах, секторе государственного и муниципального управления и во многих других видах деятельности. Основная идея концепции заключается в том, что на каждом этапе создания продукта (услуги) производится оценка качества и его ценности для потребителя. Значительное предвосхищение требований потребителя продукцией (услугой) является залогом успеха. В соответствии с концепцией бережливого производства, вся деятельность предприятия делится на два вида: операции и процессы. Это операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя.
2. Методы, подходы и инструменты, применяемые в бережливом производстве
Концепция бережливого производства интегрирует множество элементов, каждый из которых представляет собой определённый метод:
- производство единичных изделий предполагает метод работы с потоком единичных изделий, обеспечивающий уход от производства изделий партиями;
- система вытягивающее производство, когда сырьевые ресурсы и промежуточные изделия не подаются на следующую стадию, пока они там не будут затребованы (реализация принципа «точно в срок»);
- канбан - система организации производства и снабжения, которая дает возможность реализации принципа «точно в срок»;
- всеобщий уход за оборудованием или всеобщее производственное обслуживание (ТРМ) - совокупность идеологии, методов и инструментов, которые направлены на бесперебойную работу технических средств для обеспечения непрерывности производственных процессов. Концепция ТРМ предполагает стабилизацию и непрерывное улучшение процессов технического обслуживания, систему планового и предупредительного ремонта, работу на основе принципа «ноль дефектов» и систематическое устранение всех источников потерь;
- система 5С утверждает эффективную организацию рабочего места, основанную на визуальном контроле. Система 5С интегрирует в себе пять принципов организации оптимального рабочего пространства, каждый из которых начинается с буквы «С»: сортируй, создай свое место, содержи его в чистоте, стандартизируй, совершенствуй в работе для достижения наилучших результатов;
- быстрая переналадка - стремительная процедура замены форм или инструмента для переналадки производственного оборудования или процесса;
- кайдзен - непрерывно совершенствуй деятельность с привлечением всех сотрудников в постоянную работу по уменьшению потерь и устранению рисков, воплощенное и обращенное к сотрудникам в конкретные формы, методы, технологии;
- дзидока - встраивание качества во все производственные процессы и признание качества основным критерием эффективности производства [2].
Сокращать дефекты, брак, уменьшать количество отходов и переделывать или исправлять брак возможно, применяя методику бережливого производства.
3. Внедрение проекта «Бережливая поликлиника» в концепции бережливого здравоохранения
В июле 2017 года Правительство Российской Федерации запустило приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утверждено президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 № 8). Цель проекта - повысить качество медицинских услуг с помощью бережливого производства [3].
Предполагается, что к 2023 году принципы бережливого производства внедрят все амбулаторно-поли-клинические подразделения в стране, первыми к внедрению бережливого здравоохранения приступили медицинские бюджетные поликлиники.
Бережливое здравоохранение - это концепция сокращения затрат времени медицинского персонала, не связанного непосредственно с услугами, обращенными к пациентам, но которые влияют на комфорт и удобства предоставления медицинских услуг. Основными потерями в процессах оказания медицинской помощи являются недостача информационных данных, дефекты лечебно-диагностического процесса и необоснованные ожидания [1].
Бережливая поликлиника должна оказывать больше медицинских услуг и повышать их качество, при этом снижать потери и затраты труда. Так же как и на производстве, в здравоохранении основой эффективного использования ресурсов является поток создания ценности.
Процессы оказания услуги в системах здравоохранения начинаются с момента выбора пациентом медицинского учреждения, затем попадания пациента на территорию медицинского учреждения или вызова врача на дом, и ставиться точка в момент выхода пациента за пределы территории.
Удовлетворение требований пациентов является основным критерием работы медицинского учреждения. Сервисная составляющая медицинских услуг или непосредственное внимание к пациенту со стороны обслуживающего персонала играет важную роль. В настоящее время на первый план выходят
клиентоориентированность и стандарты сервиса не только для коммерческих, но и для бюджетных медицинских учреждений. Официальный сайт медицинского учреждения играет значимую роль для формирования благоприятного информационного пространства и повышения эффективности процессов. При этом некоторые операции могут быть исключены и отданы на анализ или выполнение пациенту. При правильном структурировании сайта медицинского учреждения можно исключить часть звонков в регистратуру, ознакомление с расписанием приема специалистов и работой кабинетов. Ответы на часто задаваемые типовые вопросы пациентов и консультации с врачом в удобном виде можно классифицировать и разместить на сайте.
Имидж медицинского учреждения повышается при наличии полнофункционального сайта, при этом важно, чтобы дизайн сайта был привлекателен, навигация удобная для пользователей, сайт отражал доступную и полезную информацию для пациентов, оформление сайта должно вызывать эмпатию.
Рекомендуется оставлять отзывы с небольшими замечаниями в адрес медицинской организации. При этом обязательны комментарии со стороны администрации о предпринятых действиях и благодарностью за данный отзыв. Следует отметить, что положительный имидж организации крайне важен не только с точки зрения пациента. Имидж организации напрямую влияет на лояльность персонала (как существующего, так и потенциального).
Время ожидания является самой значительной потерей в поликлинике.
С регистратуры начинается линия ожидания. Пациент взаимодействует дистанционно (с сайта или по телефону), или с регистратором непосредственно. На этом этапе крайне важно снять негативный фон или, как минимум, не добавлять его.
Два вида клиентов существуют у регистраторов: пациенты или их близкие, которые пришли из вне поликлиники и медицинский персонал и администрация медицинского учреждения. Для повышения производительности, сокращения ошибок работы врачей, лаборантов, медицинских сестер, для подъема мотивации медицинских сотрудников необходимо совершенствовать работу регистратуры. Так как этот ключевой шаг приведет к сокращению времени ожидания приема у кабинета врача-специалиста, в диагностические и процедурные кабинеты, и повлечет за собой исключение и других потерь в потоке ожидания ценности.
Следовательно, надо провести раздел потоков пациентов во временном, в пространственном и в структурном полях, при этом важно не забывать о принципе выравнивания для сокращения времени ожиданий. Начать надо с четкого управления очередью пациентов, необходимо провести работу в направлении планирования движения пациентов, повышая организованность и дисциплинированность самих пациентов. Неравномерная загрузка на отдельных этапах должна быть проанализирована с устранением «узких» мест в работе с ними.
Для устранения потерь в решении данных проблем используется два варианта организационных мероприятий:
- разделение потоков пациентов по цветовой гамме;
- внедрение электронной очереди.
Для следующих этапов работ внедрения инструментов и принципов бережливого производства следует сделать выбор решений, подготовить информационно-программную среду консультаций в поликлинике и внедрить мероприятия для устранения потерь в потоке создания ценности в консультативной поликлинике, стабилизируя и выравнивая загрузку диагностического оборудования медицинского учреждения.
4. Этапы внедрения проекта «Бережливая поликлиника»
Качество продукта или услуги подразумевает качество всего процесса производства, оказания и условий потребления и определяется комплексом критериев. Достижение высокого качества продукции или услуги возможно при организации деятельности организации в соответствии с принципами бережливых инноваций [5].
Рассмотрим главный инструмент в создании ценности - метод управления потоком для реализации концепции бережливого производства с целью создания ценностей и минимизации потерь.
Процессы преобразования продукции (информации, услуги и пр.) в соответствие с потребностями потребителя (клиента) интегрируются в потоки создания ценностей. На примере поликлиники ценностью является получение пациентом качественной услуги.
Разделим на три категории, составляющие поток создания ценности, следующие действия:
- создающие ценность, как, например, исполнение услуги;
- организующие ценность, например, проверка качества;
- мешающие создавать ценность, которые нужно обязательно исключить из процесса.
Далее проводятся мероприятия, которые организуют процесс управления потоком создания ценности (Value Stream Mapping - VSM) - это планирование и преобразование процессов с целью оптимального использования имеющихся ресурсов. Создается группа (команда) из 3 - 7 специалистов для реализации VSM, которые выбираются с учетом различных направлений деятельности (производственное, технологическое и финансовое поле).
Программа реализации VSM на практике включает восемь шагов, или восемь групп мероприятий. Первый этап включает постановку целей и определение ресурсов. В соответствии со стратегией развития организации и с текущими актуальными проблемами определяется область, требующая преобразований (улучшений).
Для реализации программы выделяются необходимые ресурсы:
- для обучения участников группы и сотрудников учреждения, организации совещаний, внешнего
консультирования;
- для получения необходимой для работы команды информации, материалов и оборудования;
- для мониторинга работы команды;
- для морального и материального поощрения инициативных членов команды;
- для информирования сторон, заинтересованных в актуальности и необходимости реализации программы, о ходе и результатах реализации VSM. К заинтересованным сторонам относятся, как учредители и руководство организации, так и весь ее коллектив учреждения.
Второй этап выглядит как выбор области применения. При этом происходит выбор процесса, который будет проанализирован и оптимизирован с использованием VSM. При выборе процесса команда должна учесть следующие условия:
- область применения должна быть актуальна для стратегического развития организации и соответствовать тактическим и стратегическим целям и задачам, поставленным руководством;
- область применения должна охватывать наиболее ресурсоемкие и ответственные процессы;
- анализ следует начинать с рассмотрения простых, легко поддающихся трансформации процессов;
- для начала рекомендуем применять VSM только к одному процессу. И только при получении необходимого опыта, распространить его по аналогии для оптимизации других процессов;
- далее рекомендуем применять одновременно VSM не более, чем к трем процессам (или в течение короткого промежутка времени).
Могут возникнуть трудности в согласовании изменений и корректировке при одновременном применении VSM более чем для трех процессов. При этом могут возникнуть сложности в управлении изменениями и потере ими управляемого состояния. На этом этапе выгодная позиция будет у организаций, проанализировавших и определивших процессы в рамках разработки других проектов системы менеджмента качества, например, при организации работы в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2015.
Выбирая процесс, к которому будут применены изменения, необходимо предварительно определить потенциальную его значимость. Приоритетными целями для изменений могут быть избраны следующие:
- результативность процесса значима в структуре общих результатов организации деятельности учреждения;
- стоимость значительна для потребляемых ресурсов;
- трудозатратность (стоимость) велика для входных и выходных потоков процесса;
- при функционировании процесса появляется немалое число несоответствий;
Анализируя сложность процесса требуется учитывать следующее:
- в процесс должен быть только один цикл технологической обработки;
- не более трех поставщиков сырья и материалов должно быть задействовано в процессе;
- процесс должен содержать не более 12 технологических операций (или этапов процесса).
На третьем этапе проводится обучение персонала, его можно проводить как в помещении здания самой организации, так и вне ее. Необходимо понимать важность внедрения изменений, поставленные цели и задачи, основные положения VSM, терминологию и условные обозначения всем участникам команды и всему задействованному персоналу. Разбираться в рассматриваемых процессах, понимать сущность применяемых технологий, методов и инструментов должны хорошо все участники команды. Желательно привлекать экспертов к работе команды, которые имеет успешный опыт реализации VSM.
Картирование процесса в аспектах проходит на четвертом, пятом и шестом этапах, разбирается: «как есть и как должно быть». Описания процесса с использованием системы стандартных обозначений VSM это и есть технология картирование потока создания ценности, которая состоит из двух этапов:
1) графическое отображение каждого элемента процесса в материальных и информационных потоках от начала процесса до его окончания (как есть);
2) графическое представление процесса в будущем (как должно быть). Только после аналитической обработки данных осуществляется второй этап.
При картировании процессов используется система метрики «Бережливого управления» - это стандартные обозначения, принятые в VSM - стандартная характеристика процесса, которая используется при измерениях процесса. При картировании процесса проводится сопоставление реальных и планируемых значений метрик.
Седьмой и восьмой этап включает разработку и внедрение планов (мероприятий) по системе «кайдзэн» (непрерывное совершенствование). Целью методологии «кайдзэн» является полное устранение потерь и постоянное улучшение, которое достигается посредством усовершенствования процессов, а также установлением и реализацией все более высоких стандартов в работе.
Методология «кайдзэн», применяемая в проектах, является структурной составляющей VSM и выполняется командой. Не более пяти дней отводиться на каждый проект. На шестом шаге картирование процесса «как должно быть» определяются цели для выполнения проектов «кайдзэн» [3]. На проекты, которые должны быть выполнены, составляется календарный план выполнения мероприятий. Такой план может быть составлен на несколько месяцев вперед. Форма плана мероприятий аналогична формам планов тактического и текущего
планирования. План включает в себя определение мероприятий в рамках проектов «кайдзэн», планируемые результаты, сроки выполнения, распределение ответственности и полномочий, виды и сроки контроля.
Заключение
На улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов ориентирована система модернизации здравоохранения. Успешное достижение этих целей предполагает широкое применение научно обоснованных методов анализа проблемных ситуаций и выработки системных рекомендаций по управлению здравоохранением, а также использования современных методов управления на основе бережливого производства в оказании услуг.
Выполнив все задачи и обеспечив оптимизацию, бережливая поликлиника становится основой следующих положительных изменений:
- повышение эффективности работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу;
- перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал;
- значительное сокращение времени ожидания пациента в очереди;
- уменьшение у врача времени на заполнение документов и увеличение времени на прием пациента;
- устранение нехарактерных для врача функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);
- оптимизация рабочего места врача.
При успешном завершении проекта «Бережливая поликлиника», в перспективе стоит ожидать внедрение проекта «Бережливая клиника». Ожидаемый эффект для граждан России от национального проекта здравоохранение в цифровом формате:
- гарантированная (100%) доступность гражданам базовой медицинской помощи;
- формирование у 50% населения заинтересованности в постоянном контроле своего здоровья, своевременного обращения за медицинской помощью, при выборе наилучшего варианта лечения и снижения количества врачебных ошибок.
Источники:
1 Ахмерова С.Г. Ахмадуллина Г.Х. Викторов В.В. Нагаев Р.Я. Рахимкулов А.С. Романова О.В. Эффективное использование ресурсов. Бережливое здравоохранение: учебное пособие. Уфа, Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. 2018, 81 с.
2 ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
3 Реализация проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико - санитарную помощь. Методические рекомендации. Министерство здравоохранения РФ. Москва. 2019 г. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/561183959 (дата обращения 20.04.2020).
4. Мирошниченко М.А. От бережливого производства к бережливым инновациям (учебное пособие). Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар: - Краснодар, Кубанский гос. ун-т, 2019. 258 с. ISBN 978-5-8209-1704-2. Текст непосредственный.
5. Мирошниченко М.А., Кузнецова К.А., Овчарук В.А. Внедрение технологии бережливые инновации в деятельность организации - инструмент формирования повышения качества и конкурентоспособности // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 181-185.
References:
1 Ahmerova S.G. Ahmadullina G.H. Viktorov V.V. Nagaev R.Ya. Rahimkulov A.S. Romanova O.V. Effektivnoe ispol'zovanie resursov. Berezhlivoe zdravoohranenie: uchebnoe posobie. Ufa, Izd-vo FGBOU VO BGMU Minzdrava Rossii. 2018, 81 s.
2 GOST R 56407-2015 Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovnye metody i instrumenty.
3 Realizaciya proektov po uluchsheniyu s ispol'zovaniem metodov berezhlivogo proizvodstva v medicinskoj organizacii, okazyvayushchej pervichnuyu mediko - sanitarnuyu pomoshch'. Metodicheskie rekomendacii. Ministerstvo zdravoohraneniya RF. Moskva. 2019 g. Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/561183959 (data obrashcheniya 20.04.2020).
4. Miroshnichenko M.A. Ot berezhlivogo proizvodstva k berezhlivym innovaciyam (uchebnoe posobie). Pod red. V.V. Ermolenko. Krasnodar: - Krasnodar, Kubanskij gos. un-t, 2019. 258 s. ISBN 978-5-8209-1704-2. Tekst neposredstvennyj.
5. Miroshnichenko M.A., Kuznecova K.A., Ovcharuk V.A. Vnedrenie tekhnologii berezhlivye innovacii v deyatel'nost' organizacii - instrument formirovaniya povysheniya kachestva i konkurentosposobnosti // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2020. № 2 (28). S. 181-185.