Научная статья на тему 'Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей'

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
419
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыкальные способности / общая психология / Общепсихологическая теория способностей / музыкальное воспитание

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куляшова А. М.

В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article some promising approaches to solving of musical abilities problem are specified in the light of some scientific achievements in psychological theory of abilities.

Текст научной работы на тему «Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей»

А. М. Куляшова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налётова

В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.

In the article some promising approaches to solving of musical abilities problem are specified in the light of some scientific achievements in psychological theory of abilities.

В музыкальном воспитании подрастающего поколения проблема развития музыкальных способностей едва ли не самая актуальная. Ее актуальность обусловлена прежде всего катастрофическим падением уровня музыкальности у подрастающего поколения. Причины данного явления различны, но главная, на наш взгляд, кроется в негативном влиянии на ребенка окружающей музыкальной среды. Ее центральной составляющей является массовая культура, низкое качество которой особенно пагубно благодаря небывалому по объему воздействию (радио, телевидение, мобильные средства звуковоспроизведения, досуговые заведения и т. д.). Отрицательную роль также сыграла возрастающая в последние

два десятилетия изолированность детской аудитории от учреждений культуры (театры, филармонии, концертные залы).

Музыка оказывает благотворное разви-вающее и воспитательное воздействие лишь в том случае, если человек подготовлен к ее восприятию, т. е. если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют пережить и понять музыку, постичь ее художественную и эстетическую ценность. Ключевая роль в восприятии, переживании, осознании художественного материала принадлежит музыкальным способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время становится главным условием приобщения к подлинным художественным ценностям.

Однако практика показывает, что в системе массового музыкального воспита-ния данной проблеме отводится второстепенное место. Основной инструмент полноценного музыкального развития - музыкальные способности перестали быть главным предметом внимания педагогов. В большинстве современных программ по музыкальному воспитанию ведущее место заняли задачи развития творческих способностей, ассоциативного мышления и др.

Таким образом, налицо с одной стороны острая потребность в развитии фундаментальных для восприятия музыки свойств, с другой - недостаточное к ним внимание в практике музыкального воспитания и образования.

Очевидно, что решение проблемы дол -жно носить комплексный характер, предполагающий

• адекватное масштабу и характеру проблемы научно-методическое обеспечение, включающее в себя достаточно полное представление о современных обучающих достижениях в области развития музыкальных способностей;

• налаженный контакт теории и методики с практикой музыкального воспитания и обучения. Как свидетельствуют факты, научно-методическая и практическая работа в современном отечественном музыкальном воспитании в значительной мере изолированы друг от друга. Преодоление этого разрыва требует активного внедрения достижений научно-методической мысли в педагогическую практику;

• наряду с полноценным и всесторонним использованием имеющегося научно-методического потенциала необходима активизация деятельности в той области, которая, так сказать, работает на опережение. Речь идет о расширении теоретической базы методики развития музыкальных способностей. Роль теории заключается в обозначении новых перспективных направлений научно-методического поиска, методологическом их обосновании.

Как известно, фундаментом научно-теоретической разработки проблемы музыкальных способностей является монография выдающегося психолога Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», вышедшая в 1947 г. В ней автор дал всесторонний анализ сущности, структуры, особенностей функционирования и развития феномена.

В конце 80-х гг. XX в. значительным фактом в области теории музыкальных способностей стало исследование К. В. Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей» (1989), где автор развивает и обобщает основные положения теории Б. М. Теплова и на их основе демонстрирует системное представление о комплексе музыкаль -ности.

Наряду с теоретическими исследованиями широким фронтом шла научно-методическая разработка проблем и вопросов, связанных с развитием музыкальных способностей. Особенно активно эта деятельность осуществлялась в 80-90-е гг. XX в. К настоящему времени в музыкальной педа-гогике сложился солидный научно-методический фундамент решения проблемы формирования компонентов комплекса музы -кальности.

Вместе с тем современное развитие науч-ного знания открывает новые возможности научно-методического поиска в этой области. Речь идет прежде всего о психологической теории способностей. В XX в. научная мысль в этой отрасли знания ознаменовалась целым рядом значительных исследований. Потенциально они являются методологическими предпосылками изучения комплекса музыкальности. В прошлом теоретическая база изучения музыкальных способностей была заложена трудами отечественных психологов, родоначальников общепсихологической теории способностей, - С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева. В 40-60-е гг. XX в. рассмотрены сущность и структура способностей, общие принципы их функционирования, формирования и развития, взаимосвязь об-

щих способностей со специальными. Дальнейшее активное изучение этих сложнейших вопросов связано с именами К. К. Платонова, Л. А. Венгера, Т. И. Артемьевой, К. В. Тарасовой, В. Д. Шадрикова и др. (70-е гг. XIX - начало XX в.).

Достижения отечественных психологов последних десятилетий содержат богатый методологический потенциал, еще не используемый музыкальной педагогикой.

В этом плане, на наш взгляд, особое значение имеют научно обоснованные положения:

• о единых основах формирования и развития общих и специальных способностей, базовой роли общих для развития специальных;

• единых механизмах их функционирования;

• общих принципах развития.

Данные положения общепсихологической теории позволяют расширить научные подходы к изучению музыкальных способностей, определить новые направления научно-методических поисков в области развития компонентов комплекса музыкальности.

Особый интерес с этой точки зрения представляют данные о задатках - «генетически детерминированных анатомо-физио-логических особенностях мозга и нервной системы, являющихся индивидуальной природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития»1. Их природа, структура, роль в формировании музыкальных способностей должны привлечь внимание исследователей к проблеме диагностики анатомо-физиологических особенностей человека.

Так, большое значение для развития специальных способностей имеет диагностика парциальных свойств нервной системы, характеризующих работу разных анализаторов, разных областей коры головного мозга. Это связано с тем, что в различных анализаторных системах (слуховых, зрительных и др.) степень выраженности типологических особенностей протекания нер-

вных процессов неодинакова. Например, если психика человека отличается большой подвижностью и силой нервных процессов в зрительной области, то это не значит, что те же свойства характеризуют деятельность слухового или двигательного анализаторов.

Знания парциальных свойств нервной системы открывают возможность корректировки процесса формирования музыкальных способностей посредством различного рода влияний на характер протекания нервных процессов в слуховом анализаторе. Так, если диагностика выявляет большую активность, подвижность зрительного анализатора в сравнении со слуховым, то активизация последнего возможна под влиянием зрительной области. Данная взаимосвязь обусловлена прежде всего наличием у человека огромного количества ассоциативных (сочетательных) нейронов, связывающих между собой различные сенсорные центры (слуховые, зрительные, двигательные и др.).

Как известно, универсальным путем развития музыкальных способностей является погружение в полноценную музыкальную среду. Многоканальность сенсорного восприятия позволяет использовать в качестве стимулятора среду погружения иного анализатора - применять цветовые, обонятельные, двигательные и другие технологии в целях активизации музыкально-слуховых способностей.

Диагностика типологических свойств нервной системы (ведущего типа темперамента, функциональной асимметрии головного мозга) может стать условием прогнозирования индивидуального характера, а значит, и вида музыкальной деятельности (исполнительского, композиторского, исследовательского и т. п.). В связи с этим и представляется возможным более точное прогнозирование и специализации.

Центральную роль в формировании музыкальных способностей играют общие психические функции (сенсорные, моторные, мыслительные, мнемические, имажинатив-ные и др.). Следовательно, диагностика ба-

зовых свойств человека также крайне необходима. И особое внимание здесь следует уделить эмоциональной сфере, составляющей центр комплекса музыкальности.

Таким образом, можно утверждать, что диагностика различных параметров анато-мо-физиологических особенностей человека, общих психических функций может сыграть важную роль в теории и практике развития музыкальных способностей. В теории диагностика способна расширить научную базу представления о музыкальных способностях. В практической же деятельности может стать новым мощным катализатором развития комплекса музыкальности.

Определенные теоретические основы для экспериментальной работы в обозначенном направлении уже существуют. Интенсивные исследования в области диагностики базовых психических процессов, задатков общих и специальных способностей велись и ведутся. Составлены и апробированы методы измерения свойств нервной системы с помощью специальной аппаратуры (Э. Голубева, Е. Ильин). Выявлены некоторые закономерности влияния типологических свойств нервной системы на характер протекания различных видов деятельности (Б. Теплов, В. Небылицын, Э. Голубева и др.). Существует большое количество тес -тов и опросников на определение типов темперамента, свойств высшей нервной деятельности, особенностей эмоциональной сферы, уровней развития общих способностей (Г. Айзенк, X Смишек, Дж. Гилфорд Л. Тэрстон, В. Русалов, Б. Смирнов, Е. Климова, Г. Роршах, Г. Флиринг, М. Люшер, Ф. Гудинаф, Д. Харрис, Я. Дорфман и многие другие). В связи с этим и научная и практическая работа в данном направлении может стать ближайшей перспективой.

Новые аспекты целенаправленного формирования и развития музыкальных способностей открывает представление о центральных механизмах функционирования психических функций.

В качестве основного механизма специализации способностей выступает опера-

тивность - свойство психики, обеспечивающее тонкое приспособление к условиям окружающей среды.

Данное положение в аспекте формирования комплекса музыкальности научно обосновывает проблему экологии музыкальных способностей. Она связана с факторами внешнего тотального воздействия, от ка -чества которого зависит созидательное или разрушительное влияние на слух вообще и музыкальный в частности. В качестве таких факторов должны прежде всего рассматриваться окружающая шумовая и музыкальная среда. В современных условиях приспособление к ним притупляется способность слуха к восприятию музыкального звука как такового, а также способность тонкости его индивидуальных различий.

Такой подход выдвигает проблему создания условий, максимально благоприятствующих формированию оперативности слуховых анализаторов, что предполагает прежде всего осознание необходимости бережного отношения к функциональной слуховой системе, ее охраны окружающей средой.

Перспективным направлением в данной области, на наш взгляд, является:

• выработка культуры выращивания ребенка в щадящей звуковой среде, отсутствие слуховых перегрузок;

• целенаправленное формирование определенной музыкальной среды.

Решение этих проблем может быть эффективным только при взаимодействии трех факторов: семейного, общественного, государственного.

В этом аспекте проблема музыкального воспитания в высокоразвитых странах уже осознана. Есть опыт ее решения в целом ряде стран. Особенно широко он внедрен в жизнь и быт Японии, а также в систему раннего музыкального развития этой страны.

Другим механизмом функционирования психических функций является компенса-торность. В разработке путей развития музыкальных способностей она открывает возможность опоры на уже проявившиеся

психические функции. Из всех свойств психики именно компенсаторность более всего осваивается музыкальной педагогикой. Например, недостаточное развитие музыкально-ритмической способности возможно компенсировать деятельностью моторно-двигательных функций (в системе Э. Ж-Далькроза - ритмопластика на музыкальной основе). Низкая степень развития ладового слуха компенсируется с помощью включения в работу певческого аппарата, решающую роль в организации которого должно играть качество вокала (К. В. Тарасова, Д. Е. Огороднов и др.).

Перспективным направлением в данной области, на наш взгляд, является на-

хождение взаимосвязей между различными способностями, на основе которых возможно включение компенсаторных механизмов в развитие комплекса музыкальности.

В современной музыкальной педагогике развитие методической мысли в обозначенных направлениях еще не обрело достаточной активности. Тем более актуальным представляется теоретическое обоснование поставленных задач. Их решение является необходимым условием дальнейшей разработки проблемы музыкальных способностей, нахождения оптимальных путей и способов их формирования и развития.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003. С. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.