Научная статья на тему 'Методологический подход в музыкальной терапии: модели и методы психотерапевтической работы'

Методологический подход в музыкальной терапии: модели и методы психотерапевтической работы Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная терапия / биопсихосоциальная модель / интервенционные методы / интегративный подход / кататимно-имагинативная музыкальная терапия / аналитико-ориентированная музыкотерапия / music therapy / biopsychosocial model / interventional methods / integrative approach / Guided Imagery and Music / Analytically Oriented Music Therapy

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Феоктистова А. В.

В статье мы освещаем методологическую базу музыкальной терапии, а также те психотерапевтические подходы и направления, которые заняли прочное место в концепции этого метода как интегративного явления. Проанализировав имеющуюся по этой теме научную литературу, мы пришли к выводу, что основу музыкальной терапии составляют биопсихосоциальная, экзистенциально-феноменологическая и герменевтическая модели. Особое место в музыкальной терапии занимает интегративный подход, совмещающий специфические особенности самой музыкотерапии, с доминирующими в ней интервенционными методами, с такими подходами, как психодинамический, когнитивно-поведенческий, системный, антропософско-экзистенциальный, холистико-гуманистический, функционально-ориентированный, психодрама и др. Кроме того, исходя из структурных особенностей построения сеанса музыкальной терапии, нам удалось выделить в ней 4 главных метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approach in music therapy: models and methods of psychotherapeutic practice

In the article we examine the methodological foundations of music therapy in addition to those psychotherapeutic approaches and directions that have taken an important place in the conception of this method as an integrative phenomenon. After analyzing the scientific literature available on this topic, we came to the conclusion that the bases of music therapy are biopsychosocial, existential phenomenological and hermeneutic models. A special place in music therapy is occupied by an integrative approach that combines the peculiarities of music therapy itself with the intervention methods that predominate in it with approaches such as psychodynamic, cognitive-behavioral therapy, systemic, anthroposophical-existential, holistic-humanistic, physical-functional, psychodrama, etc. Besides, based on the structural features of a music therapy session, we were able to identify four main methods.

Текст научной работы на тему «Методологический подход в музыкальной терапии: модели и методы психотерапевтической работы»

2023, №4, часть 2

ISSN 2078-9661

УДК 159.9

Феоктистова А. В.

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

Методологический подход в музыкальной терапии: модели и методы психотерапевтической работы

Аннотация. В статье мы освещаем методологическую базу музыкальной терапии, а также те психотерапевтические подходы и направления, которые заняли прочное место в концепции этого метода как интегративного явления. Проанализировав имеющуюся по этой теме научную литературу, мы пришли к выводу, что основу музыкальной терапии составляют биопсихосоциальная, экзистенциально-феноменологическая и герменевтическая модели. Особое место в музыкальной терапии занимает интегративный подход, совмещающий специфические особенности самой музыкотерапии, с доминирующими в ней интервенционными методами, с такими подходами, как психодинамический, когнитивно-поведенческий, системный, антропософско-экзистенциальный, холистико-гуманистический, функционально-ориентированный, психодрама и др. Кроме того, исходя из структурных особенностей построения сеанса музыкальной терапии, нам удалось выделить в ней 4 главных метода.

Ключевые слова: музыкальная терапия; биопсихосоциальная модель; интервенционные методы; интегративный подход; кататимно-имагинативная музыкальная терапия; аналитико-ориентированная музыкотерапия

A. V. Feoktistova

Methodological approach in music therapy: models and methods

of psychotherapeutic practice

Abstract. In the article we examine the methodological foundations of music therapy in addition to those psychotherapeutic approaches and directions that have taken an important place in the conception of this method as an integrative phenomenon. After analyzing the scientific literature available on this topic, we came to the conclusion that the bases of music therapy are biopsychosocial, existential phenomenological and hermeneutic models. A special place in music therapy is occupied by an integrative approach that combines the peculiarities of music therapy itself with the intervention methods that predominate in it with approaches such as psychodynamic, cognitive-behavioral therapy, systemic, anthroposophical-existential, holistic-humanistic, physical-functional, psychodrama, etc. Besides, based on the structural features of a music therapy session, we were able to identify four main methods.

Keywords: music therapy; biopsychosocial model; interventional methods; integrative approach; Guided Imagery and Music; Analytically Oriented Music Therapy

Введение. Если проследить эволюцию музыкальной терапии, то в ней можно выделить пять, частично накладывающихся друг на друга этапов. В то время как первый этап связан с историческими источниками и этническими явлениями, лёгшими в основу создания новых метатеоретических подходов и терапевтических методов, второй этап характеризуется разнородностью новаторских идей, отражающих как психологические, так и клинические взгляды на терапевтические свойства музыки. Третий этап пришёлся на расцвет различных школ и направлений, среди которых - аналитическая, когнитивно-поведенческая, сфокусированная на образах, регулятивная,

кататимно-имагинативная, неврологическая музыкальная терапия, методы Нордофф-Роббинса, Г. Орф и многие другие. В связи с тем, что метод музыкотерапии стал постепенно приобретать международное значение, возникла необходимость во всестороннем исследовании эффективности его клинического назначения. Так, появившиеся в рамках этого метода стандарты и научно обоснованное оформление медицинских исследований различных диагнозов и комплексов заболеваний составили основу четвёртого этапа.

Зарождающийся в настоящее время в развитии музыкальной терапии новый - пятый - этап связан, с одной стороны, с возрастающим эпистемологически окрашенным недовольством прагматическим редукционизмом научно обоснованных подходов к медицинским исследованиям, с другой - со стремлением глубже проникнуть в суть лечебных механизмов музыки. Всё это подтолкнуло исследователей для получения новых научных обоснований воздействия, оказываемого на человека в процессе музыкотерапии, обратиться к широкому спектру других дисциплин. Эпигенетика, нейронаучная область знаний, различные виды альтернативной медицины, хронобиология и -медицина, философия, ориентированная на квантовую физику, концепции всеобщей гармонии, культурно-антропологический феномен эстетики и творчества - области, ставшие новыми источниками в получении информации об особенностях функционирования метода музыкальной терапии. Однако, обращение к новым источникам, способным наполнить метод музыкотерапии соответствующим запросу и особенностям человека современности содержанием, отнюдь не означает отказ от проверенных временем концепций и положений.

Целью нашего исследования является освещение методологических особенностей музыкальной терапии, а также тех психологических подходов и направлений, которые легли в основу этого метода как интегративного феномена.

Объектом исследования стало рассмотрение методологического подхода в музыкальной терапии, а её предметом - психологические модели и методы, составившие её концептуальную базу.

В качестве гипотезы своего исследования мы определили следующую: обращение к разным методам и подходам в рамках музыкальной терапии придаёт этому методу большую эффективность и обеспечивает наилучший индивидуальный подход в каждом отдельном психотерапевтическом случае.

Обобщая вышесказанное и подводя метод музыкальной терапии к единой фундаментальной концепции, лёгшей в её основу, мы выделили биопсихосоциальную модель, рассматривающую болезнь и здоровье как результат взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов и их влияния на организм человека. По мнению Ч. Дилео [1],

биопсихосоциальная парадигма построена на взаимосвязи физиологических, психосоциальных, когнитивных и/или духовных потребностей. Музыка обладает способностью мягкого проникновения в биопсихосоциальную структуру личности. При этом, оказывая прямое или косвенное влияние на различные уровни сознания, музыкальные элементы затрагивают лишь тот психоэмоциональный уровень, которым клиент готов в настоящий момент «поделиться» с терапевтом.

Биопсихосоциальная модель универсальна и включает в себя различные психологические подходы и методы, нашедшие отклик в музыкальной терапии. К ним относятся поведенческий, системный, антропософско-экзистенциальный, холистико-гуманистический и функционально-ориентированный подходы.

Основополагающим методом биопсихосоциальной модели является психодинамический подход. Музыкальная терапия, в целом опирающаяся на концепцию эклектического взаимопроникновения методов и форм в психотерапевтической работе, использует эту модель в своей практике. Так, в психодинамической музыкальной терапии, где клиенты выражают свои мысли, состояние и актуальные переживания в звуках, в их оформлении в определённую музыкальную структуру, а также в манере их обращения с музыкальными материалом и инструментами, главными задачами терапевта являются ослабление контроля, позволение себе быть брошенным во взаимодействии как с клиентом, так и с музыкальным материалом в глубину проявлений бессознательных структур, и попытка проникнуть в суть полученного в результате переноса психического материала.

Области, в которых происходит наибольшее соприкосновение психодинамического подхода и музыкотерапии, - метод свободных ассоциаций, получивший в понятийном аппарате последней определение свободной импровизации, и правило, касающееся позиции музыкального терапевта, свободно парящего внимания. Кроме того, с психодинамическим подходом мы встречаемся при рассмотрении кататимно-имагинативной музыкальной терапии (Х. Бонни), направленной на работу с вытесненным бессознательным психическим материалом посредством обращения к возникающим во время прослушивания музыки образов, и аналитической музыкальной терапии (М. Пристли [2], К. Айген [3], Н. С. Коэн [4], М. Л. Купер [5], Р. Дарнли-Смит [6], Б. Б. Шайби [7], Дж. Ньюбергер [8] и др.).

Другим методом биопсихосоциального подхода является когнитивно-поведенческая музыкальная терапия (КПМТ) [9], сочетающая в себе положения когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и музыки, которая используется для закрепления одних моделей поведения и изменения других. КПМТ - структурированный метод, лишённый спонтанности и включающий в себя прослушивание музыки, элементы танцевально-двигательной терапии,

пение или игру на музыкальном инструменте. В 2015 году была опубликована работа К. Чвалек и К. МакКинни «Использование диалектической поведенческой терапии (ДПТ) в музыкотерапии» [10], в которой учёные представили последовательное научное объяснение того, как ДПТ может быть синтезирована с методом музыкотерапии, и продемонстировали результаты эффективности этого подхода. Сочетая в себе стандартные когнитивно-поведенческие положения, ДПТ включает в себя так же диалектические методы созерцательно-медитативной практики и, будучи подкреплённой музыкальным материалом, способствует ещё более глубокому и быстрому достижению необходимого психического состояния у клиента.

Ещё одной важной моделью в музыкотерапии является экзистенциально-феноменологическая. Идеи и концептуальные особенности феноменологии и экзистенциализма были взяты за основу таких видов терапии, как гуманистическая, экзистенциальная, феноменологическая, гештальт-терапия, фокус-ориентированная терапия (фокусирование) и др. Благодаря феноменологическому подходу, где концептуальный упор делается не на поведенческий, а на внутренний - содержательный - аспект, у исследователей появилась возможность фиксировать субъективный опыт явлений и работать с неподлежащим прямому анализу и структурированию психическим материалом. Всё это делает феноменологический подход особенно ценным для методологии музыкотерапии.

Антропософская психотерапия, основанная на концепции Р. Штайнера и так же нашедшая отклик в музыкальной терапии (Anthroposophical Music Therapy), является родственной экзистенциальному подходу (А. Интвин, [11]).

Обращение к музыке в рамках клиент-центрированного подхода связано с её ролью, когда она выступает в качестве невербального коммуникативного средства, предоставляющего оптимальную возможность для налаживания психотерапевтических отношений и создания благоприятной среды для личностного развития (клиент-центрированная экспрессивная арт-терапия Н. Роджерс [12]). Психологический контакт между клиентом и терапевтом устанавливается с помощью ряда невербальных методов, включая «коммуникативную музыкальность» (С. Маллок и К. Тревартен) [13] и «аффекты жизненной силы» (Д. Н. Стерн). Техники музыкальной терапии приходят на помощь психотерапевту в случае неготовности клиента к вступлению в психологический контакт посредством предвосхищающего терапию метода «контактной рефлексии» и её пяти формализованных техник: ситуационной, связанной с размышлениями клиента по поводу беспокоящей его ситуации, мимической (анализ выражения лица клиента как процесс изучения его индивидуальности и истории жизни), вербальной (метод дословного отзеркаливания - фрагментация предложений/слов,

эхолалия, неологизмы или «словесный салат» - в психотерапии клиентов с психическими заболеваниями), телесной (отзеркаливание движений тела клиента помогает интегрировать его структуры «я» в телесный опыт и тем самым уменьшить психотическую диссоциацию) и технике повтора (различают её два вида: краткосрочный (в рамках одного сеанса) и долгосрочный (вовлечение информации с прошлых сеансов, когда происходит возвращение к сказанному с целью прояснения, углубления и подведения клиента к избегаемой им информации, важной для продвижения в психотерапии, и к зерну его психологической проблемы). Так, безоговорочно положительное отношение к клиенту поддерживается импровизационно-отзывчивым характером процесса создания музыкальных композиций, доминирующим принципом в котором является безусловное принятие музыкального выбора клиента и отказ от суждений, рекомендаций и оценочных комментариев, например, касательно манеры, характера или уровня его игры. Эмпатическое понимание и безусловное принятие клиента психотерапевтом достигается посредством музыкального диалога.

Разработанный Ю. Т. Джендлином метод фокус-ориентированной психотерапии и связанные с ним техники - фокусирования и метод «Мышление на грани» - расширили рамки клиент-центрированной терапии К. Рождерса и легли в основу метода фокусирования, сопровождаемого музыкой [14]. Близким этому направлению является музыкально-центрированная терапия, представленная в работах американских учёных А. Бранделайза и К. Айгена [15]. Если в основе интерпретации этого метода А. Бранделайзом лежит качественно новое понимание роли музыки, когда она больше не находится между терапевтом и клиентом, а является равнозначным участником-компонентом психотерапевтического процесса: клиент и терапевт проживают совместный творческий опыт не через музыку, а в ней и вместе с ней, то основополагающими принципами музыкально-центрированной терапии К. Айгена являются положения музыкально-ориентированного мышления Дж. Дьюи.

В научной статье норвежский музыкальный терапевт К. М. Гетти [16] рассматривает философские основы феноменологических исследований, проводит различие между описательной и герменевтической феноменологическими методологиями, а также интерпретативным феноменологическим анализом и представляет основные научные работы по феноменологической музыкальной терапии, в число которых вошли исследования по нейрофеноменологии и подходам, связанным с искусством.

Основные идеи гештальт-подхода, вобравшего в себя идеи феноменологической модели, так же нашли своё отражение в музыкальной терапии (Р. Тюпкер).

На протяжении последних 25 лет центральной моделью музыкальной терапии была аналитико-ориентированная музыкотерапия (Analytically

Oriented Music Therapy). Однако, с приходом в психотерапевтическую практику в 2000-х годах новой парадигмы - психодинамически-ориентированной терапии, основанной на ментализации (Mentalization-Based Treatment, MBT), - изменилась направленность работы и в музыкальной терапии (Н. А. Ханнибал, М. Швантес [17]). MBT представляет собой интегративную форму психотерапии, объединяющую психодинамический, когнитивно-поведенческий, системный и экологический подходы.

В. И. Петрушин - отечественный музыкальный терапевт - видит будущее не только метода музыкотерапии, но и психотерапии в целом в творческом смешении методов различных подходов, что может существенно расширить рамки традиционной музыкальной терапии, привнести в неё свежие идеи и раскрыть новые терапевтические возможности [18].

Следует также отметить, что в музыкотерапии существует давняя традиция качественных исследований, основанных на подробном анализе случаев [19]. Однако, несмотря на долгую традицию социальных наук, концепция «идеального типа» М. Вебера не была перенесена в качественные исследования музыкальной терапии.

Говоря же о структурных особенностях в построении сеанса музыкальной терапии, следует упомянуть её 4 основных метода:

1) Композиционная музыкальная терапия (КМТ) - метод, при котором клиент, выступая в роли композитора, при помощи терапевта сам сочиняет музыку. КМТ является творческим подходом и предназначена для людей, стремящихся поднять свою самооценку, а также для находящихся в процессе горевания или в состоянии личностной стагнации.

2) Импровизационная музыкальная терапия (ИМТ) характеризуется через спонтанное творчество: через создание песен, инструментальных композиций и музыкально-театральных сценок. ИМТ предназначена для людей, испытывающих недостаток уверенности в себе и сложности с самовыражением.

3) Рецептивная музыкальная терапия (РМТ) предполагает после прослушивания предложенного терапевтом музыкального произведения анализ мыслей и чувств. РМТ показана людям с повышенным уровнем нервозности, раздражительности, тревожности и беспокойства.

4) Творческая музыкальная терапия построена на имитации и представляет собой метод психотерапевтической работы, в основе которого лежит воссоздание клиентом предложенных терапевтом примеров. Этот метод направлен на улучшение когнитивных и двигательных навыков человека.

В практике музыкальной терапии используется большое количество интервенционных методов. Некоторые из наиболее часто используемых -импровизация, терапевтическое пение, игра на инструменте, обращение к

воспоминаниям и обзору жизни под музыкальное сопровождение, написание песен, релаксация под музыку и анализ лирического текста.

Субъективный опыт, получаемый человеком через музыку, не поддаётся чисто статистическому исследованию и его нелегко измерить. По этой причине исследование моделей взаимоотношений в музыкотерапии требует особого - смешанного - исследовательского подхода, принимающего, с одной стороны, во внимание объективный опыт человека, фиксируемый посредством количественных исследований, с другой - его субъективный опыт, связанный с проявлением индивидуальных черт обеих, вовлечённых в процесс сторон - клиента и музыкального терапевта, что представляется возможным благодаря качественным методам.

На основании проделанной нами научно-исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

1) Музыкальная терапия - актуальный психотерапевтический метод, бурно и всесторонне развивающийся во всём мире.

2) Методологическую базу музыкальной терапии составляют биопсихосоциальная, экзистенциально-феноменологическая, диалектическая и герменевтическая модели.

3) Музыкальная терапия - интегративный метод, который с большим успехом и эфективностью совмещает в себе наряду со своими специфическими особенностями и с доминирующими в нём интервенционными методами такие подходы, как психодинамический, когнитивно-поведенческий, системный, антропософско-экзистенциальный, холистико-гуманистический, функционально-ориентированный, психодрама и др.

4) Структурные особенности построения сеанса музыкотерапии определяют её 4 главных метода: композиционный, импровизационный, рецептивный и творческий виды музыкальной терапии.

Библиографический список

1. Dileo, C. Music Therapy at the End of Life / C. Dileo. - New Jersey : Jeffrey Books, 2005. - 340 p.

2. Priestley, M. Essays on Analytical Music Therapy / M. Priestley. - New Braunfels TX, USA : Barcelona Publishers, 1994. - 335 p.

3. Aigen, K. The Inner Music of Analytical Music Therapy / K. Aigen, B. T. Harris, S. Scott-Moncrieff // Nordic Journal of Music Therapy : Analytical Music Therapy. - 2021. - Vol. 30, № 3. - P. 195-196.

4. Cohen, N. S. Advanced Methods of Music Therapy Practice: Analytical Music Therapy, The Bonny Method of The Guided Imagery and Music, Nordoff-Robbins Music Therapy, and Vocal Psychotherapy / N. S. Cohen. - London : Jessica Kingsley Publishers, 2017. - 248 p.

5. Cooper, M. L. A Musical Analysis of How Mary Priestley Implemented the Techniques She Developed for Analytical Music Therapy : dis. ... in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree PhD / M. L. Cooper ; supervisor K. E. Bruscia ; Temple University. - Philadelphia, 2012. - 326 p.

6. Darnley-Smith, R. Jung and the Transcendent Function in Music Therapy / R. Darnley-Smith // Music-Psychoanalysis-Musicology. - London : Routledge. - 2018. - P. 136-150.

7. Scheiby, B. B. Music As Symbolic Expression: Analytical Music Therapy / B. B. Scheiby // Beyond Talk Therapy: Using Movement and Expressive Techniques in Clinical Practice ; D. J. Wiener. - Washington, DC : American Psychological Association, 1999. - P. 263-286.

8. Newberger, J. Music in Times of Upheaval / J. Newberger // Psychoanalytic Social Work. -2020. - Vol. 27, № 1. - P. 31-41.

9. Dadkhah, A. The Effectiveness of Cognitive-Behavioral Music Therapy on Cognitive Emotion Regulation in the Elderly / A. Dadkhah, E. Valizadeh, M. Azkhoo // Psychology and Aging. - 2021. - Vol. 6, № 4. - P. 369-382.

10. Chwalek, C. M. The Use of Dialectical Behavior Therapy (DBT) in Music Therapy: A Sequential Explanatory Study / C. M. Chwalek, C. H. McKinney // Journal of Music Therapy.

- 2015. - Vol. 52, № 2, - P. 282-318.

11. Intveen, A. Rudolf Steiner and the Development of Anthroposophical Music Therapy: A Historical Overview / A. Intveen // The Oxford Handbook of Music Therapy / ed. by J. Edwards. - Oxford Library of Psychology. - 2016. - P. 494-514.

12. Rogers, N. Person-centred Expressive Arts Therapy: Connecting Body, Mind and Spirit / N. Rogers // The Handbook of Person-Centre Psychotherapy & Counselling ; ed. by M. Cooper, M. O'Hara, P. F. Schmid, A. C. Bohart. - Basingstoke : Palgrave Macmillan. - 2013.

- P. 237-245.

13. Malloch, S. Communicative Musicality: Exploring the Basis of Human Companionship / S. Malloch, C. Trevarthen. - Oxford : Oxford University Press, 2010. - 627 p.

14. White J. M. A Phenomenological Enquiry into Focusing on Music. - University of East Anglia, 2017. - 289 p.

15. Aigen, K. Music-Centered Music Therapy / K. Aigen. - Gilsum, NH : Barcelona Publishers, 2005. - 324 p.

16. Ghetti, C. M. Phenomenological Research in Music Therapy / C. M. Ghetti // The Oxford Handbook of Music Therapy ; ed. by J. Edwards. - 2016. - Oxford University Press. - P. 767-800.

17. Hannibal, N. Mentalization Based Treatment (MBT): A Possible Theoretical Frame for Music Therapy Practice in Clinical Psychiatry / N. Hannibal, M. Schwantes // Voices : A World Forum for Music Therapy. - 2017. - Vol. 17, № 2. - URL: https://doi.org/10.15845/voices.v17i2.897 (accessed: 13.10.2023).

18. Петрушин, В. И. Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов / В. И. Петрушин // Вестник МГУКИ. - 2016. - №4 (72). - С. 124-130.

19. Langenberg, M. Qualitative Music Therapy Research: Beginning Dialogues / M. Langenberg, K. Aigen, J. Frommer // New Braunfels TX : Barcelona Publishers, 1996. -261 p.

Информация об авторе

Феоктистова, Анастасия Валентиновна, студент, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

Feoktistova, Anastasia V., student, Volgograd State University, Volgograd, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.